Николай стариков
Содержание:
- Самолеты истребители МиГ. Легкий фронтовой МиГ-29.
- Реактивная эра
- МиГ-23
- Самолеты истребители МиГ-3.
- Самые массовые самолеты истребители МиГ-21.
- Полёт в один конец
- МиГ-21
- МиГ-19
- Лучший в мире истребитель-перехватчик МиГ-31.
- МиГ-29 СМТ
- Версии
- Истребитель с изменяемой геометрией крыла МиГ-23.
- Миг-31 — «Английская гончая»
- Самолеты истребители. Реактивный МиГ-9.
- Покоритель рекордов
- Все началось с обмана
- Самолеты истребители МиГ. Высотный скоростной перехватчик МиГ-25.
- Самолет-солдат
- МиГ-15
- Гадкий утенок МиГ-8.
Самолеты истребители МиГ. Легкий фронтовой МиГ-29.
МиГ-29
Разработки легкого фронтового истребителя нового поколения начались в конце 60-х годов прошлого века после получения информации, что в США приступили к проектированию F-15 Eagle. Советские конструкторы не пошли по традиционному пути, где в приоритет ставилась высота и скорость, они сделали ставку на маневренность. По сути МиГ-29 строился как самолет 4-го поколения. После поведения испытаний, в 1982г. приступили к серийному производству новых истребителей и к 2020г их производят 1400 шт. В 1987г. МиГ-29 принимается на вооружение в военно-воздушные силы СССР.
Недавнее применение МиГ-29 в Сирии показали их исключительную выносливость. Самолеты совершили 140 боевых полетов, где выполняли задачи по уничтожению баз террористов и сопровождению бомбардировщиков ТУ-22М3.
Реактивная эра
Если до войны и в ее начале ни одна из воюющих сторон не имела у себя на вооружении ни одного реально отработанного самолета с реактивным двигателем даже в опытном строительстве, то к концу войны реактивные самолеты одиночками появились уже на фронтах, а в 1945 году в США и в Англии они переданы были в серийное производство и приняты на вооружение.
Германия по развитию реактивной техники опередила США и Англию. К концу 1944 года Германия имела четыре отработанных типа реактивных самолетов: Me.262, Me.163, He 162 и Arado 234, которые были переданы в серийное производство для массового выпуска. Всего в Германии за период с декабря 1944 года по апрель 1945 года было выпущено 879 реактивных самолетов.
В США производством реактивных двигателей занимаются следующие моторостроительные фирмы: «Дженерал электрик», «Аллисон», «Пратт энд Уитни» и «Вестингауз».
Авиапромышленность Советского Союза не имела собственных реактивных двигателей. Первые советские реактивные самолеты проектировались под трофейные немецкие авиадвигатели Junkers Jumo 004 и BMW 003A, которые были скопированы и выпущены ограниченной серией в СССР.
Прототип И-300 разработки ОКБ Микояна после доработки был внедрен в серийное производство и принят на вооружение под обозначением МиГ-9.
МиГ-9
24 апреля 1946 года МиГ-9, управляемый летчиком-испытателем Алексеем Николаевичем Гринчиком, поднялся в воздух. Это был первый полет отечественного самолета с ТРД.
Но в июле того же года истребитель разбился. Как потом выяснилось, при статических испытаниях крыла не была учтена его деформация вследствие резких маневров в сочетании с высоким напором воздуха. По рекомендации ЦАГИ в ОКБ-155 изготовили и испытали с учетом произошедшей катастрофы новое крыло для истребителя.
Алексей Гринчик
МиГ-9 был быстро запущен в серийное производство. Построили свыше 600 самолетов, что позволило создать достаточно много частей, вооруженных реактивными истребителями МиГ-9.
МиГ-23
Многоцелевой истребитель МиГ-23.
МиГ-23 — многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Эти самолёты могли летать на углах атаки до 24-26 градусов, что давало им определённые преимущества над истребителями западного производства второго и третьего поколений. Но с появлением на Западе истребителей четвёртого поколения, в частности, F-16, превосходство было утрачено.
Эти истребители участвовали во многих вооруженных конфликтах 1980-х годов. Так, полк самолетов МиГ-23МЛД прикрывал Кабул, а позже – Баграм. Как правило, в Афганистане эти самолёты «работали» по наземным целям. Каждый успешный боевой вылет обозначался маленькой белой звездой на носовой части фюзеляжа. Известен случай воздушного боя, когда МиГ-23МЛД ракетой Р-60М сбил пакистанский F-16A.
В 1984 году эскадрилья из 14 МиГ-23МЛД базировалась на вьетнамской военной базе Кам Ран, прикрывая над морем советские бомбардировщики Ту-16 и Ту-95. Истребители МиГ-23 не раз сбивали воздушные шары-разведчики в Подмосковье. Известен факт, когда авиаполк, базирующийся на аэродроме Туношна (под Ярославлем), перехватывал НЛО
Самолеты истребители МиГ-3.
МиГ-3
Несмотря на прекрасные скоростные и высотные данные, МиГ-1 имел ряд «детских болезней», неблагоприятно сказывающиеся на его эксплуатации. К тому же, в октябре 1940г. совет народных комиссаров постановляет увеличить дальность полета проектируемых и запускаемых в серийное производство самолетов до 1000км.
В этом же месяце состоялся вылет МиГ-3. Нельзя сказать, что новый самолет сильно превосходил своего предшественника, в некоторых случаях даже наоборот. Однако, МиГ1 снимают с серийного производства, полностью заменяя его на МиГ3. К началу войны производится и отправляется в строевые части 3172 самолетов этого типа. Он становится самым массовым истребителем в Советских ВВС.
Именно МиГи в первые часы Великой Отечественной войны встретили фашистских стервятников и понесли наибольшие потери. И именно на МиГ-1 был совершен первый в истории войны таран.
Самые массовые самолеты истребители МиГ-21.
МиГ-21
9 сентября 1953г. выходит постановление совета министров СССР о создании фронтового сверхзвукового истребителя 3-го поколения. В основе проекта лежала концепция поражения противника ракетами класса «воздух-воздух» или залпами пушек при сближении. А время маневренных боев с малыми дистанциями безвозвратно ушло.
В 1954г. постройка машина со стреловидным крылом, как у МиГ-19 и одним двигателем была построена и получила обозначение Е-2. Впервые на воздухозаборнике устанавливался конус, регулирующий количество поступающего в компрессор воздуха. Первый вылет Е-2 совершил в феврале 1955г и в последующем разогнался до 1700км/ч. После установки более мощного двигателя самолет достиг скорости в 1900км/ч. Одновременно с конструированием Е-2 в КБ проводились работы над истребителем с треугольным крылом, с обозначением Е-4, который оторвался от ВПП летом этого же года. Концепция треугольного крыла получила свое дальнейшее развитие в прототипе Е-6 и летом 1958г. первые две машины были построены. При испытаниях были установлены абсолютные рекорды скорости – 2388км/ч. Во время производства с 1959 по 1985г МиГ-21Ф много раз совершенствовался. Было выпущено 11496 самолетов этого типа, в том числе огромное количество модификаций.
Фронтовой истребитель МиГ-21 участвовал во многих конфликтах во Вьетнаме, Египте, Ираке, Ливане, Индии, Анголе, Корее, Афганистане, Югославии, Шри-Ланке, Ливии…
Полёт в один конец
Под прицел американских спецслужб МиГ-25 попадает с момента постройки первых опытных самолётов. С каждым днём в Пентагоне всё больше и больше узнают о советском высотном сверхзвуковом самолёте, но для тщательного исследования требовался образец. И, предположительно, в середине 1970-х годов ставка была сделана на Виктора Беленко, который пошёл на контакт с американской разведкой.
По этой версии, приземлиться Беленко должен был на американской авиабазе в Японии (в квартире лётчика найден черновик схемы маршрута — с указаниями на отрезках полёта курса, высоты и места посадки), но над большей частью Хоккайдо тогда стоял туман (другие считают, что у него не хватило топлива), и садиться пришлось на гражданский аэродром. Понятно, без шума не обошлось: посадку самолёта видело много народа, тут же появились корреспонденты. Окажись Беленко удачливее, то, возможно, никто и не узнал бы, куда подевался самолёт с пилотом…
Со своего аэродрома он ушёл, что называется, красиво. Беленко знал систему района ПВО, знал зоны, через которые можно проскочить незамеченным. Во время третьего вылета в зону он резко пошёл на снижение и между сопок на низкой высоте направил самолёт в сторону Японского моря. Радиотехнические средства советских частей ПВО на Дальнем Востоке засекли цель (на дальности, примерно, 100 км от береговой черты и на высоте около 500 метров), удаляющуюся в сторону острова Хоккайдо, но приняли её за японский или американский самолёт-разведчик, полёты которых вблизи наших границ не были редкостью.
МиГ-21
Первый советский самолёт с треугольным крылом МиГ-21.
Многоцелевой истребитель МиГ-21 был разработан в середине 1950-х годов. Это первый советский самолёт с треугольным крылом и самый распространённый сверхзвуковой боевой самолёт в мире. Основным конструкционным материалом для этого самолёта стал алюминиевый сплав, а основным видом соединения – клёпка. Истребители МиГ-21 продемонстрировали свои превосходные боевые качества в ходе вьетнамской войны, индо-пакистанского конфликта, в арабо-израильской войне, в ходе боевых действий в Анголе, Афганистане и других зонах вооруженных конфликтов.
15 августа 1966 года иракский лётчик Мунир Редфа, проходивший в своё время стажировку в СССР, угнал МиГ-21 из Ирака в Израиль. Угон был совершён по предварительной договорённости с Моссад. Полёт занял 25 минут. В Израиле самолёт подвергли лётным испытаниям, а позже переправили в США для исследований. Сегодня этот самолёт выставлен в музее в Израиле.
МиГ-19
Первый сверхзвуковой самолёт МиГ-19.
МиГ-19 – первый в мире самолёт, способный при старте с земли достичь сверхзвуковой скорости в горизонтальном полете. После успешных испытаний этого истребителя появились его различные модификации с усилением вооружения. Так, на одну из модификаций подвешивались блоки с неуправляемыми реактивными снарядами, а МиГ-19ПМ впервые в СССР вооружили управляемыми ракетами «воздух–воздух» К-5М.
Всего за время серийного производства на заводах в Новосибирске и Горьком было выпущено 1890 истребителей МиГ-19 всех модификаций. По лицензии истребители производились в Китае и Чехословакии. Хотя МиГ-19 и был выпущен крупной серией, массовое признание получил другой сверхзвуковой советский истребитель – МиГ-21.
Лучший в мире истребитель-перехватчик МиГ-31.
МиГ-31
Сложно поверить, но МиГ-31 разрабатывался еще в Советском Союзе в далеком 1968г. для перехвата крылатых ракет во всем диапазоне высот и скоростей. За основу был принят высотный самолет МиГ-25. Первый вылет этот уникальный в своем роде самолет совершил в 1975г. После окончания осенью 1980г. ГСИ истребитель принимают на вооружение. В частях противовоздушной обороны МиГ-31 пришел на смену устаревшим ТУ-128 и СУ-15. Серийно производить МиГ-31 начинают в 1979г. К окончанию производства в 1994г. со стапелей сошло 500 с лишним истребителей-перехватчиков МиГ-31 разных модификаций. Сейчас строевые самолеты модифицируют до МиГ-31БМ.
МиГ-29 СМТ
МиГ-29 СМТ — новое поколение истребителей.
Истребитель поколения «4+» МиГ-29 СМТ — многофункциональный истребитель с открытой архитектурой авионики и современной бортовой РЛС — является сегодня одним из самых совершенных самолётов в мире. В самолёте предусмотрены 2 конформных бака емкостью 2020 литра, благодаря чему радиус действия увеличился в 3, 5 раза. Штанга дозаправки монтируется максимум за 2 часа, а применение дозаправки делает МиГ-29 СМТ самолётом, у которого нет ограничений по дальности полётов. Систему навигации самолёта дополнили приемниками спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и NAVSTAR. Сигнал принимается сразу с 12 спутников и комбинируется, что позволяет лётчику определять местоположение МиГ-29 СМТ с точностью 50 метров. Усовершенствована и система воздушного боя.
Кстати…
За всю историю МиГов было разработано около 450 проектов этих боевых самолётов, 170 – воплощены в жизнь. На отечественных авиастроительных заводах построили 45 тыс. МиГов, 11 тыс. из них было экспортировано. За границей по лицензии выпущено 14 тыс. МиГов. Истребители МиГ защищали от вооружённой агрессии небо более 40 стран мира.
Версии
В тот день в дальневосточном истребительном авиаполку советских Войск противовоздушной обороны проходили учебные полёты. В соответствии с плановым заданием поднял в воздух свой МиГ-25 и старший лейтенант Виктор Беленко. Но на аэродром машина не вернулась.
Старший лейтенант Беленко окончил Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков. Служил лётчиком-инструктором в Ставропольском высшем военном авиационном училище лётчиков и штурманов противовоздушной обороны. Затем был направлен в истребительно-авиационный полк ПВО, дислоцировавшийся на Дальнем Востоке. Прошёл курс подготовки в Центре боевого применения и переучивания лётного состава авиации ПВО.
Официальная версия руководства СССР такова: лётчик Беленко потерял ориентировку и, не имея запаса топлива на обратный путь, произвёл вынужденную посадку в аэропорту японского города Хакодате. Конечно, так оно могло и быть, но требовалось объяснить, почему Беленко, оказавшись в Японии, вскоре перебрался в США.
cia.gov
Военный билет старшего лейтенанта Виктора Беленко, который сейчас хранится в музее ЦРУ.
Американская версия — Беленко улетел в Японию по политическим мотивам. Дескать, в СССР он принадлежал к военной элите, у него было почти всё, о чём может мечтать молодой человек, но не было главного — свободы. Однако сам Беленко весьма туманно объяснял свой поступок, видимо, понимая, что оправдание предательства требует более веских аргументов, нежели стремление просто получить свободу. Уже в 1970-х годах Беленко издал книгу, в которой объяснил свой поступок нежеланием мириться с многочисленными авариями и катастрофами в советских авиационных частях. Этой версии придерживались и некоторые американские исследователи. В частности, автор широко известной книги «Раскапывая советские катастрофы» Джеймс Оберг.
Истребитель с изменяемой геометрией крыла МиГ-23.
МиГ-23
Проектирование истребителя с укороченным взлетом и посадкой, ОКБ-155 начало в 1963г., согласно постановления совета министров и центрального комитета Советского Союза. Первоначально решили строить самолет с одним маршевым и двумя подъемными двигателями. Но после нескольких тестовых полетов работы закрыли как бесперспективные. И в 1965г. начинают разработки машины с изменяемой стреловидностью крыла «изделие 23-11».
Летом 1967г. И-23-11 поднимается в воздух, а весной 1969г. отрывается от земли первый серийный МиГ-23С. Всего за время производства выпущено больше четырех тысяч самолетов. Но истребитель получился сложным, с большим количеством недостатков и малой надежностью. Тяжело управлялся и часто уходил в штопор, из которого его трудно было вывести. Плохая гидроизоляция фюзеляжа позволяла попадать воде в электронное оборудование, которое естественно отказывало. Впоследствии, в процессе эксплуатации, от многих недостатков удалось избавиться, но репутация МиГ-23 оставляла желать лучшего.
Миг-31 — «Английская гончая»
В те годы в офицерской среде дефилировали слухи, что с перелётом в Японию Беленко поторопили сотрудники ЦРУ, которые почувствовали, что офицеры КГБ, образно говоря, сели на хвост своему агенту. И сегодня можно сказать, что почва для подобных слухов не была лишена оснований. СССР тогда жёстко потребовал немедленно вернуть самолёт, предупредив, что иное решение Токио может иметь последствия для советско-японских отношений. И всё-таки японская сторона пошла на поводу у американцев.
wikimedia.org
Американцы разобрали МиГ-25 на японской авиационной базе Хякури буквально по винтикам.
С места посадки МиГ-25 на транспортном самолёте американских ВВС перевезли на японскую авиационную базу Хякури. Несмотря на протест СССР, около 20 американских специалистов разобрали самолёт буквально «по косточкам»: запускали двигатели, включали бортовую РЛС, измерили спектр теплового излучения, взяли пробы стекла и металла. По мнению российских специалистов «изучение» МиГ-25 проходило не без участия Беленко. В СССР самолёт вернули в разобранном виде.
mil.ru
МиГ-25МП в 1991 году был переименован в МиГ-31.
К рассказанному Львом Шенгалаи уместно добавить: американские специалисты высоко оценили самолёт, не впечатлила их только электроника. Уже значительно позже, в одной из книг, изданных в США, отмечалось: «Американские эксперты не могли понять, как их советским соперникам ещё в 60-х годах удалось создать истребитель, способный не только летать со скоростью, более чем в три раза превышающий скорость звука, но и нести четыре тяжёлые и мощные ракеты на высоте 80 тысяч футов над землёй. На это не были способны даже новейшие американские истребители, созданные уже в 70-х годах».
После предательства Беленко советской стороне пришлось менять секретный шифр «Я — свой», и это очень дорого обошлось стране — в миллиарды тогда ещё твёрдых рублей. Но МиГ-25 не умер. В 1978 году Горьковский авиазавод начал серийный выпуск МиГ-25ПД, оснащённых двигателями с увеличенным ресурсом и радиоприцелом «Сапфир-25» (замена «Смерч-Ф», характеристики которого были раскрыты в результате угона самолёта Беленко в Японию) и усовершенствованным вооружением.
А в 1979 году в Горьком было начато серийное производство МиГ-25МП — первого в России истребителя 4-го поколения. В НАТО тогда МиГ-25МП присвоили кодовое обозначение — «Foxhound» («Английская гончая»), а в СССР он был поставлен в боевой строй в 1991 году и переименован в МиГ-31. На стыке XX и XXI веков истребитель приобрёл мировую славу и составлял основу российской авиации ПВО.
Самолеты истребители. Реактивный МиГ-9.
МиГ-9
К концу войны истребители с поршневым двигателем фактически исчерпали себя. Требования к скорости и высоте полета заставляли конструкторов искать новые революционные решения. К тому же поступали сведения, что Германия, США и Англия приступила к разработкам перспективных реактивных истребителей-перехватчиков. В 1944г. выходит постановление ГКО о создании НИИ реактивной авиации. КБ Лавочкина, Сухого, Яковлева и Микояна поручили проектирование истребителей с реактивной силовой установкой. Результатом работы ОКБ Артема Ивановича Микояна и Михаила Иосифовича Гуревича стал самолет МиГ-9 с турбореактивным двигателем, поднявшийся в воздух 24 апреля 1946г. Он стал не просто первым советским самолетом с реактивным двигателем, он стал родоначальником всей реактивной авиации Советского Союза.
Также читайте — «Советские реактивные самолеты».
Кстати, на Миг-9 проводились испытания опытного образца катапультируемого кресла.
Покоритель рекордов
МиГ-25 встал на крыло в 1964 году. Первый полёт опытного образца (вариант разведчика) лётчик-испытатель Александр Федотов выполнил 6 марта, а уже в сентябре поднял в воздух опытный истребитель-перехватчик. Впервые показанный в 1967 году на авиационном празднике в Москве истребитель Миг-25 произвёл на западных специалистов шокирующее впечатление, а его полёт стал поводом для специальных слушаний в Конгрессе США: американские законодатели были встревожены резким качественным прорывом советской авиации и приняли решение активизировать разработку истребителей F-14 и F-15.
wikimedia.org
Советский истребитель МиГ-25 обладал титулом самого скоростного боевого самолёта в мире.
Результат недосягаем и для самолётов начала XXI века. Советский истребитель МиГ-25 получил титул самого скоростного в мире боевого самолёта, выполняющего задачу с применением вооружения — первым в мире из серийных истребителей достиг рубежа скорости 3 000 км/час.
К разработке нового истребителя-перехватчика Миг-25 приступили в конце 1950-х, когда перед ПВО страны была поставлена задача обеспечить защиту от высотных скоростных бомбардировщиков, которые разрабатывались в США и Великобритании — 3-маховых XВ-70 «Валькирия», В-58 «Хастлер», «Виктор», «Вулкан». В СССР к тому времени имелись эффективные зенитные ракетные комплексы, поражавшие цели на большой высоте, однако они обладали относительно небольшой дальностью действия — до 40 км. Всю территорию страны охватить ими было невозможно, необходим был высотный истребитель-перехватчик с радиусом сверхзвукового полёта более 500 километров, мощной бортовой радиолокационной станцией и дальнобойными ракетами класса «воздух-воздух».
Задача была возложена на ОКБ Артёма Микояна и Нижегородское авиационное объединение. И к концу 1960-х годов был разработан многоцелевой высотный истребитель с практическим потолком 20 700 — 23 000 метров и дальностью полёта на сверхзвуке с М=2,35 в 1 250 километров. По меркам своего времени конструкция МиГ-25 (выпускался в двух вариантах — истребитель-перехватчик и разведчик-бомбардировщик) считалась выдающейся, поскольку позволяла летать на скоростях, троекратно превышающих скорость звука.
Интереснейший факт. В 1970 году несколько МиГ-25 были направлены для испытания в Египет, воевавший в то время с Израилем. По заданию разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ на высоте 20 000 метров буквально стрелой промчался над израильскими позициями, выполнив безукоризненно оперативную фотосъёмку. Никто даже не успел среагировать. В результате западные специалисты сделали вывод, что МиГ-25 можно сбить только на взлёте и посадке, пока он набирает скорость. В полёте догнать его уже невозможно.
the-blueprints.com
Миг-25 был разработан в ОКБ Артёма Микояна.
В 1972 году, после появления в США истребителей 4-го поколения и разработки нового стратегического бомбардировщика Рокуэл В-1А, МиГ-25 модернизируется. Самолёт оснастили более мощными двигателями Р-15БФ-2-300 с максимальной форсажной тягой, увеличенной до 13 500 кгс. В результате истребителю с полным ракетным вооружением становится по силам скорость, соответствующая М=3 (против М=2,83 у исходного перехватчика). Миг-25 «примеряют» мощную БРЛС «Сапфир-25» и автоматическую систему управления огнём, которая, получая радиотелеметрические команды с наземных станций наведения, без участия пилота могла выводить самолёт на цель.
Экспериментальный самолёт Е-266М, созданный на базе МиГ-25, всего за два года показал ряд выдающихся авиационных достижений. А с абсолютным рекордом высоты (37 650 м), установленным лётчиком Александром Федотовым 31 августа 1977 года на Е-266М, мир буквально шагнул в XXI век. При этом динамический потолок «двадцать пятого» приблизился к 38 000 м. Всего же на Миг-25 было установлено 25 мировых рекордов скорости, высоты и скороподъёмности, в том числе — три абсолютных.
wikimedia.org
На Миг-25 было установлено 25 мировых рекордов скорости, высоты и скороподъёмности.
Все началось с обмана
А. И. Микоян и М. И. Гуревич
Опытное конструкторское бюро Артема Микояна было основано 8 декабря 1939 года путем выделения из состава КБ московского авиазавода № 1 им. Авиахима (главный конструктор Н. Н. Поликарпов) самостоятельного особого конструкторского отдела (ОКО) по проектированию и постройке скоростного истребителя И-200 («Х», изд. 61). Начальником ОКО был назначен Артем Иванович Микоян. Заместителем Микояна стал конструктор Михаил Иосифович Гуревич, работавший до этого в КБ Н. Н. Поликарпова. Конструкторский состав нового КБ набрали также из сотрудников КБ Поликарпова.
Как вспоминали ветераны ОКБ, их переводили к Микояну, как говорится, кого кнутом, кого пряником. Сомневающимся говорили: «Поликарпов — конченый человек, он же поп, крест носит, его все равно скоро расстреляют. Кто вас тогда защитит? А у Микояна брат наверху…»
Конструкторскому бюро Микояна был передан созданный под руководством Поликарпова проект самолета И-200, которому впоследствии в новом КБ дали название МиГ-1 (сокращение от «Микоян и Гуревич»).
Поликарпов в свое время не спешил передавать свой И-200 советским ВВС. Требовались значительные доработки и испытания. Микоян же, не будучи конструктором и не слушая своих подчиненных, представил свой истребитель как чудо-машину и добился передачи его в серию.
18 августа 1940 года в Тушино на параде, посвященном Дню авиации, машину впервые показали широкой публике. Всего в 1940 году было построено почти сто истребителей МиГ-1.
МиГ-1
Однако при испытаниях истребителя выявились серьезные недостатки, в частности недостаточная дальность полета, а также концевой срыв потока и штопор при больших углах атаки. Устранение недостатков привело к появлению модифицированного самолета, получившего название МиГ-3 и сменившего в серийном производстве МиГ-1 в декабре 1940 года. Больше ничего интересного в КБ Микояна до 1946 года не было ни разработано, ни построено.
Самолеты истребители МиГ. Высотный скоростной перехватчик МиГ-25.
МиГ-25
В марте 1961г. ОКБ Микояна получает приказ на постройку самолета способного летать на высоте более 20 000м и развивать скорость более порядка 3-х Махов. Такие характеристики истребителя потребовались для борьбы с бомбардировщиками США В-58 и высотными сверхзвуковыми разведчиками SR-71. Через три года начинаются заводские испытания Е-155 и Е-155Р. В процессе тестовых полетов машины устанавливают несколько мировых рекордов. Забегая вперед, скажем, что на самолетах МиГ-25 было установлено 29 рекордов, в том числе абсолютный по высоте – 37650м!
События 6 сентября 1976г.
Итак, в обозначенный день, летчик-истребитель ВВС Советского союза совершил беспрецедентный перелет на секретном самолете МиГ-25П в Японию. Сев на аэродром страны восходящего солнца, беглец попросил политического убежища в США. Это происшествие заставило СССР в срочном порядке менять систему опознавания «свой-чужой».
Машину с секретнейшим оборудованием экстренно переправили в Соединенные Штаты, где ее разобрали до винтика, а затем вернули в СССР.
Самолет-солдат
Затем в ОКБ был построен МиГ-15. Он стал первым отечественным серийным истребителем со стреловидным крылом. Благодаря применению крыла с углом стреловидности 35° и аэродинамическими гребнями максимальная скорость МиГ-15 достигла 1015 км/ч.
МиГ-15
Серийные заводы СССР выпустили свыше 13 тысяч МиГ-15, что является мировым рекордом по числу построенных реактивных истребителей. В Польше и Чехословакии построено около 1700 самолетов. Они получили и высокие оценки как летного, так и технического состава за высокую надежность, боевую живучесть, неприхотливость к условиям эксплуатации, а МиГ-15 удостоился мирового признания как «самолет-солдат».
В 1950 году начался выпуск усовершенствованного варианта самолета МиГ-17 с увеличенным углом стреловидности крыла. Были созданы модификации МиГ-17 с бортовой РЛС и управляемыми ракетами «воздух — воздух» (впервые), и эти самолеты стали основой авиации ПВО.
МиГ-15 и МиГ-17 строились в очень больших количествах (до 30 тысяч экземпляров) на девяти серийных заводах СССР, а также в Чехословакии, Польше и Китае, где местные конструкторы создали и ряд новых модификаций этих самолетов.
Блестяще задуманная и реализованная концепция «самолета-солдата» — одновременно эффективного и простого — одно из главных достижений «микояновской» конструкторской школы. Помимо МиГ-15, лучшими примерами самолетов, созданных по такой концепции, стали МиГ-21 и МиГ-29.
МиГ-21
Другая характерная черта конструкторской школы «МиГа» — смелое внедрение самых передовых научных и технологических достижений. Двигатель с форсажной камерой, установка БРЛС на истребитель, освоение первых сверхзвуковых самолетов в серийном производстве, преодоление «теплового барьера», включение ЭВМ в контур управления самолетом, реализация концепции разведывательно-ударного комплекса, орбитальный самолет, радар с фазированной антенной решеткой на истребителе — вот далеко не полный перечень «микояновских» инноваций, опередивших свое время.
МиГ-15
Первый реактивный самолёт МиГ-15.
30 декабря 1947 года в воздух поднялся опытный экземпляр первого реактивного самолёта. Он стал и первым советским серийным истребителем со стреловидным (35 градусов) крылом. Ещё одна инновация, реализованная в этой модели, — шасси с новым колесом. Отличительными особенностями МиГ-15 были надёжность и простота конструкции, высокие лётные и эксплуатационные качества и мощное вооружение – одна пушка калибра 37 мм и две пушки 23-го калибра. Благодаря скороподъемности, максимальному потолку скорости и дальности полёта этот истребитель стал лучшим из советских истребителей того времени. На высоте 5000 м скорость МиГ-15 составляла 1028 км/ч, а на высоте 2620 м – 1042 км/ч. Серийный выпуск МиГ-15 и его различных модификаций вели на девяти (!) авиационных заводах Советского Союза. Всего было построено 13131 истребителей этого типа. МиГ-15 серийно выпускался в Польше и в Чехословакии по советской лицензии. Всего в мире было выпущено более 18 тыс. этих самолётов, что является рекордом в классе реактивных истребителей.
Стоит отметить, что сегодня уже появился стильный гражданский «истребитель» люкс-класса Saker S-1.
Гадкий утенок МиГ-8.
МиГ-8
Работа над экспериментальным самолетом, по схеме «Утка», с нетрадиционным расположением стабилизатора и руля высоты (спереди) началась в феврале 1945г., а в воздух он поднялся уже в августе. В 1946г. испытания были полностью завершены. Летчик-испытатель Жуков А. И. отметил хорошие летные характеристики машины. Самолет очень хорошо проявил себя на критических углах атаки. Чтобы «свалить» его в штопор, Жукову приходилось прилагать некоторые усилия, а после того как он бросал управление «утка» быстро возвращалась в горизонтальный полет. Впоследствии оказалось, что самолет никому не нужен и в серию он не пошел.
Утенок использовался в качестве самолета связи КБ и за все время эксплуатации не потерпел ни одной аварии.