Жуковский, николай егорович

Биография[править | править код]

Родился в деревне Орехово под Владимиром (ныне Собинский район Владимирской области). Отец — штабс-капитан Егор Иванович Жуковский был высокообразованным военным инженером; его дед был офицером русской армии, участником Отечественной войны 1812 года. Мать Николая Егоровича — Анна Николаевна (урождённая Стечкина).

В феврале 1858 года Николай Жуковский поступил в 4-ю московскую гимназию. Планировалось, что он как отец станет инженером-путейцем, но учиться в Петербургском институте путей сообщения ему не пришлось — этого не позволили весьма ограниченные средства его родителей; поскольку плата за обучение в Московском университете была существенно ниже. И, окончив в 1864 году гимназию с серебряной медалью, он без экзаменов был зачислен на физико-математический факультет Московского университета.

По окончании университета по специальности прикладная механика, в 1868 году, он попытался всё-таки учиться в Петербургском институте путей сообщения, но неудачно и 16 августа 1870 года Жуковский занял место преподавателя физики во 2-й московской женской гимназии вместо уехавшего в Одессу профессора физики Н. А. Умова. В 1871 году сдал магистерские экзамены и стал преподавать математику (с конца 1871 года) и механику (с начала 1872 года) в Московском высшем техническом училище; 14 сентября 1874 года Жуковский был утверждён доцентом кафедры аналитической механики училища; 4 ноября 1876 года состоялась публичная защита его магистерской диссертации «Кинематика жидкого тела», а 30 апреля 1882 года Жуковский защитил диссертацию на степень доктора прикладной математики, представив работу «О прочности движения». С 1879 года он был сверхштатным профессором механики училища. Одновременно, с 1885 года он стал преподавать в Московском университете гидродинамику, с 1886 года — как экстраординарный профессор кафедры прикладной механики, затем — ординарный. В 1887 году он стал штатным профессором аналитической химии в Московском высшем техническом училище. Кроме этого он долгое время (1872—1920) читал в московской академии коммерческих наук курс практической механики. Также он преподавал в инженерном училище ведомства путей сообщения.

С 01.01.1893 года — действительный статский советник. В 1894 году Жуковский был избран членом-корреспондентом Академии наук.

В 1902 году он руководил сооружением аэродинамической трубы всасывающего типа при механическом кабинете Московского университета, а в 1904 году возглавил первый в Европе аэродинамический институт, созданный на средства Д. П. Рябушинского в посёлке Кучино под Москвой.

В 1905 году избран президентом Московского математического общества.

В высшем техническом училище в 1908 году он создал Воздухоплавательный кружок, из которого впоследствии вышли многие известные деятели авиации и техники: А. А. Архангельский, В. П. Ветчинкин, Г. М. Мусинянц, Г. Х. Сабинин, Б. С. Стечкин, А. Н. Туполев, Б. Н. Юрьев; в 1909 году Жуковский возглавил создание в училище аэродинамической лаборатории.

В 1916 году он возглавил расчётно-испытательное бюро при аэродинамической лаборатории Московского технического училища, в котором разрабатывались методы аэродинамического расчёта и расчёта прочности самолётов. Результаты исследований были изложены Н. Е. Жуковским в работах:

  • «Динамика аэропланов в элементарном изложении» (М.: Типо-лит. Рус. т-ва печ. и изд. дела, 1916);
  • Труды Расчётно-испытательного бюро (Вып. 1. Аэродинамический расчёт аэропланов / Под ред. Н. Е. Жуковского, Г. И. Лукьянова и А. Н. Туполева. — М.: Упр. воздуш. флота, 1917. — 20 с., 10 л. ил. : граф.);
  • Изследованіе устойчивости конструкціи аэроплановъ. — М., . — 63 с. — (Временник Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений им. Х. С. Леденцова. № 8).

При его активном участии были созданы: «Краткие теоретические курсы авиации» (1913), преобразованные сначала в Московский авиационный техникум (1919), а затем в «Институт инженеров Красного воздушного флота» (1920) и, наконец, в Военно-воздушную академию; Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).

В последние годы жизни тяжело болел, перенёс два инсульта, воспаление лёгких, брюшной тиф. Тяжёло переживал кончину любимой дочери Лены от туберкулёза в 1920 году.

В 1920 году в ознаменование 50-летия научной деятельности Жуковского и больших заслуг его как «отца русской авиации» был издан декрет Совета Народных Комиссаров за подписью В. И. Ленина об учреждении премии им. Н. Е. Жуковского за лучшие труды по математике и механике, об издании трудов Жуковского, а также о ряде льгот для самого учёного.

Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве.

Биография и творчество для 5 и 9 класса

Появился на свет Василий 29 января в 1783 году. Местом рождения было село Мишенское, которое находилось в Тульской губернии. Популярность он возымел с переводами и сказками. Писатель был отпрыском помещика. А. Бунин, так его звали. Приобрел новую фамилию от усыновления его крестного – нищим аристократом Андреем Григорьевичем Жуковским, что родом из Белоруссии.

Учился наукам в столичном пансионе Роде, в Основном общенародном заведении Тулы, из которого был изъят из-за отставания от учебы. Вскоре после этого он решает переехать к своей сестре. Звали ее Варварой Юшковой. С 1797-го года до 1800 год. обучался в Столичном пансионе, после этого на службу не пошел, а вселился в поселок Мишенском с целью самостоятельного познания наук. Исследовал давнерусскую литературу, российскую и общую эпопею, промышлял занятиями переводчика. В домашних условиях он не мог изъять из книг все необходимые знания. Поэтому он пошел в пансион, который при университете. С 1801 по 1802 год проработал в Соляной фирме.

К писательской работе Андреевич приступил с 1797-го года, ещё находясь во владениях пансиона. В середине 1802 года в «Вестнике Европы» пристроился ег о перевод творения Д. Грея «Сельское кладбище, устремивший в себе интерес писательского округа. В 1808 г. выпущена с прессы его знаменитая песня «Люда», возложившая основание романтизму в российской литературе. В данное время Жуковский получил место редактора известного журнала под названием «Вестник Европы». В 1817 году его позвали к двору с целью обучения российскому языку знаменитой княгини Александре Федоровне, супруге предстоящего правителя Николая Первого. Начиная с 1824-го года являлся педагогом преемника трона Александра Николаевича, предстоящего правителя Александра II. С собственным учеником писатель объездил целую Российскую федерацию, долю Сибири и Западную Европу. Люди его поколения рассказывали о воздействии Василия на вельможу. А точнее, о хорошем влиянии на аристократа.

В 1812 году просился в мужья племяннице Марии Протасовой, от которой был без ума, однако два раза ему пришлось терпеть неудачу в своих признаниях о любви. В 1841 году (на тот момент ему было 50) повенчался в 18-летней дочкой художника Евграфа Романовича Рейтерна Елизавете. У него был Павел, его сын – художник, и дочка Александра.

Последним местом проживания стал Баден-Баден. Он наполовину лишился зрячести. Из-за болезни он мог видеть только одним глазом. Даже так, писатель желал вернуться к родной земле, но болезнь помешала ему. Смерть пришла за ним в 1852 году (12 апреля). Погребен в Санкт-Петербургской Александро-Невской лавре.

Важные даты биографии Жуковского

  • 1783 год – рождение
  • 1789 год – возведение в чин прапорщика и присвоение дворянского титула
  • 1797-1801 – обучение в Благородном пансионе при Московском университете
  • 1802 год – создание стихотворения \»Сельское кладбище\», которое стало литературным манифестом сентиментализма
  • 1808 год – создание баллады \»Людмила
  • 1808-1809 годы – должность главного редактора \»Вестника Европы\»
  • 1809 год – появление на свет баллады \»Кассандра
  • 1808-1812 годы – работа над созданием баллады \»Светлана
  • 1812 год – участие в Отечественной войне с Наполеоном в составе ополчения, создание стихотворения \»Певец во стане русских воинов
  • 1814 год – опубликованы стихотворение \»Императору Александру\» и баллада \»Эолова арфа
  • 1815 год – начало придворной службы, участие в литературном обществе \»Арзамас\»
  • 1817 год – создание баллады \»Вадим
  • 1819 год – рождение романтических стихов \»Цвет завета
  • 1822 год – появление самого романтического стихотворения \»Море
  • 1825 год – назначен воспитателем будущего императора Александра II
  • 1827 год – стал почётным членом Петербургской Академии Наук
  • 1831 год – создание сказок \»Сказка о царе Берендее\» и \»Спящая царевна
  • 1841 год – стал академиком Петербургской Академии Наук, получил отставку при дворе, уехал в Германию, женился на Елизавете Рейтерн
  • 1852 год – смерть

Память[править | править код]

Памятная монета Банка России, посвящённая 150-летию со дня рождения Н. Е. Жуковского. 2 рубля, серебро, 1997 год

  • Премия имени Н. Е. Жуковского за наилучшие труды по математике и механике, учреждена в 1920 году.
  • На родине Н. Е. Жуковского в деревне Орехово Собинского района Владимирской области в 1937 году создан Мемориальный дом-музей Н. Е. Жуковского.
  • В связи со 100-летием со дня рождения Жуковского в январе 1947 года Совет Министров СССР учредил 2 ежегодные премии им. Н. Е. Жуковского, стипендии им. Н. Е. Жуковского для студентов старших курсов Московского университета, Московского авиационного института и МВТУ им. Н. Э. Баумана; в Москве и посёлке Московской области сооружены памятники учёному; создан Научно-мемориальный музей профессора Н. Е. Жуковского в Москве; реставрирован дом-музей на родине Жуковского.
  • 23 апреля 1947 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок Стаханово Раменского района Московской области получил статус города и название — Жуковский.

Могилы Николая Егоровича, Елены и Сергея Жуковских

  • Имя Н. Е. Жуковского присвоено:
    • городу Жуковскому Московской области;
    • Центральному аэрогидродинамическому институту (г. Жуковский);
    • Военно-воздушной инженерной академии (г.Москва);
    • Харьковскому авиационному институту;
    • Омскому авиационному техникуму;
    • Кафедре теоретической механики (ФН-3) МГТУ им. Н. Э. Баумана.
    • Кратеру на обратной стороне Луны.
  • Именем Жуковского назван проспект и микрорайон «посёлок Жуковского» в Харькове, где расположен знаменитый ХАИ, также носящий его имя.
  • Лайнер Airbus A321 (VQ-BEF) авиакомпании «Аэрофлот» носит имя «Н. Жуковский».
  • Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского И Ю. А. Гагарина»

В литературеправить | править код

Издан ряд книг о Н. Е. Жуковском, в частности:

  • Дружинина-Георгиевская Е. В. Человек летает. Биографическая повесть о жизни Н. Е. Жуковского. — Лениздат. — Л., 1947.
  • Лейбензон Л. С. Николай Егорович Жуковский (К столетию со дня рождения). — М.Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1947.
  • Космодемьянский А. А. Н. Е. Жуковский — отец русской авиации. — М.: Военное издательство Министерства вооружённых сил Союза ССР, 1952. — (Научно-популярная библиотека солдата).
  • Домбровская Е. Р. Воздыхания Окованных. Русская Сага. — ПервоГрад, 2017 г.

В кинематографеправить | править код

  • В 1950 году вышел на экраны биографический фильм «Жуковский» (в главной роли Юрий Юровский).
  • В 1977 году образ Жуковского появился в фильме «Талант» (в роли Пётр Глебов).
  • В 1979 году Жуковский стал персонажем фильма «Поэма о крыльях» (в роли Николай Анненков).

Памятникиправить | править код

Памятник Н. Е. Жуковскому также находится в городе Жуковском Московской области. Памятник был установлен в 1969 году. Автор и скульптор — И. М. Тоидзе, архитектор — Б. И. Тхор. Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 поставлен на государственную охрану.

Бюст Жуковскому установлен перед зданием Петровского путевого дворца на Ленинградском проспекте в Москве в 1959 году, где в то время действовала Военно-воздушная академия его имени. Автором стал Г. В. Нерода, архитектором И. А. Француз. Напротив него находится .

Бюст Н. Е. Жуковского в июне 2017 года установлен у входа в Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина в Воронеже.

Труды

«Кинематика жидкого тела»; «Случай движения жидкой площади по инерции» («Мат. сб.» т. VIII); «Sur la percussion des corps» и «Sur un cas particulier de mouvement d’un point matériel» (в журнале Лиувилля, 3-е Serie, т. IV); «К вопросу о наибольшем ударе»; «Связь между вопросами о движении материальной точки и о равновесии гибкой нити» («Мат. сб.», т. IX, 1878); «К вопросу о движении материальной точки под притяжением одного в двух центров» («Зап.» Имп. моск. общ. ест. пр., 1881), «О реакции втекающей и вытекающей жидкости» («Журн. русск. физ.-хим. общ.» т. XIV, 1882); «О прочности движения» («Универс. известия», 1882); «О влиянии колебаний штатива на время качания маятника» («Зап. Моск. общ. исп. прир., 1882); «О характеристических функциях Якоби и Гамильтона» (1882); «Приложение теории центров ускорений высших порядков к направляющему механизму Чебышева» («Журн. Рус. физ.-хим. общ.», т. XV, 1883); «Упрощенное изложение Гауссова способа определения планетных орбит» («Мат. сб.» т. XI, 1883); «Об ударе двух шаров, из которых один плавает в жидкости» и «О графическом решении основного уравнения при вычислении планетных орбит» («Записки» Новороссийского общества естествоиспытателей); «Геометрическое разъяснение некоторых вопросов теории уравнений с частными производными»; «О начале наименьшего действия» («Математ. сборн.», т. IX, 1879); «Sur une démonstration nouvelle du théorème de Lambert» («Зап. Моск. общ. исп. прир.», 1884, «Sur la construction des courbes syndynamiques et synchroniques» (в «Annales de l’Observ. de Moscou»); «Решение одной задачи из теории комет» («Зап. Моск. общ. исп. прир.», 1884); «Вывод основных формул теории упругости («Мат. сб.», т. XI); «Об ударе абсолютно-твердых тел» (две статьи в «Журн. Русск. физ.-хим. общ.», 1884, XVI и 1885 XVII); «О движении твердого тела, имеющего полости, наполненные однородною капельною жидкостью» («Журн. Русск. физ.-хим. общ.», 1885, т. XVII), «О реакции втекающей и вытекающей жидкости» (2-я статья, «Мат. сб.», т. XII, 3885); «О гидродинамической теории трения хорошо смазанных тел» («Журн. русск. физ.-хим. общ.», 1886, т. XVIII); «Решение одной задачи гидростатики» («Bull. d. 1. Soc. Imper. des naturalistes de Moscou», 1886); «О движении вязкой жидкости, заключенной между двумя вращающимися эксцентрическими цилиндрическими поверхностями» («Сообщения Харьк. математич. общ.», 1887), «Теоретическое исследование о движении подпочвенных вод» («Журн. Русск. физ.-хим. общ.», 1889, т. XXI); «О влиянии давления на насыщенные водою пески» («Труды отделения физ. наук общ. люб. естествознания», т. III, 1890); «О форме судов» («Труды О. Ф. Н. О. Л. Е.», т. III); «Об артиллерийских снарядах Шапеля» (там же); «Ueber den Mittelwerth des kinetischen Potentials» («Записки Матем. общества Новороссийского унив.», т. VIII); «К теории летания» («Журн. Русск. физ.-хим. общ.», т. XXII, 1890); «Определение силовой функции по данному семейству траекторий» («Труды О. Ф. Н. О. Л. Е.», т. III; «Видоизменение метода Кирхгоффа для определения движения жидкости в двух измерениях при постоянной скорости, данной на неизвестной линии тока» («Мат. сб.», т. XV 1890); «О парадоксе Дюбуа» и «Прибор для определения коэффициента вязкости масел» («Труды О. Ф. Н. О. Л. Е.», т. IV): «О парении птиц» (там же); «Sur un appareil nouveau pour la détermination des moments de l’inertie des corps»; «Определение движения жидкости при каком-нибудь условии, данном на линии тока» («Журн. Русск. физ.-хим. общ.» т. XXIII); «Условия конечности интегралов одного уравнения» («Мат. сб.», т. XVI); «Локсодромический маятник Гесса» («Труды О. Ф. Н. О. Л. Е.», т. V); «О гироскопическом шаре Д. К. Бобылева» (там же, т. VI).

Памятник-самолёт «Миг-21»

Стела с самолётом МиГ-21 стоит в Жуковском по соседству с центральной дорогой города. МиГ-21 – советский лёгкий сверхзвуковой истребитель третьего поколения, от конструкторского бюро Микояна и Гуревича, разработанный во второй половине 1950-х. Это самый массовый сверхзвуковой самолёт в истории и самый массовый истребитель 3-го поколения. За годы серийного производства (1959-1985) было выпущено 11 496 МиГ-21. А с 1967-го по 2017-й год этот истребитель производился в Китае.

Памятник-самолёт «Миг-21»

Местоположение: улица Гагарина, 11, на соединении улиц Гагарина и Менделеева, с декабря 2016 года это место называется Физтеховский сквер.

↑ НОВАЯ МЕЧТА

Юный магистр поехал за границу. Он посещал лекции крупнейших ученых, знакомился с инженерами и изобретателями.

Здесь он впервые встретился с авиационными исследователями. В то время не было еще аэропланов. Но мысль человека все упорнее обращалась к этой идее. В разных странах появились исследователи, которые строили модели аппаратов тяжелее воздуха и производили с ними всевозможные испытания.


Профессор Ланглей в Вашингтоне построил летательный прибор, приводившийся в движение паровой машиной

Эти модели приводились обычно в движение небольшими двигателями. Так, например, профессор Ланглей в Вашингтоне построил летательный прибор, приводившийся в движение паровой машиной мощностью в 1 лошадиную силу. На испытаниях этот аппарат—автор назвал его «аэродромом» — пролетел против ветра 160 метров за 1 минуту 46 секунд. Современным авиамоделистам этот результат покажется весьма скромным, но тогда, на заре развития авиации, это было настоящим достижением.

За границей Жуковский наблюдал полеты моделей, построенных европейскими конструкторами. Многое в тайне полета было еще не разгадано. Вернее, здесь все было неясно. Одни загадки. И с этого времени до гробовой доски Жуковским овладела мечта о покорении воздушной стихии.

Краткая биография

  • 1868 – Жуковский, окончив университет в г. Москве, поступает в Санкт-Петербургский институт путей сообщения, пытаясь осуществить свою мечту стать инженером.
  • 1869 – после неудачи на экзамене, и будучи неудовлетворенным качеством преподавания, Жуковский уходит из института.
  • 1870 – Николай устраивается преподавателем физики в женской гимназии.
  • 1871 – после сдачи магистерских экзаменов Н.Е. Жуковский преподает математику в высшем техническим училище г. Москвы.
  • 1872 – в этом же училище, он становится еще и преподавателем механики.
  • 1874 – Жуковский – доцент кафедры аналитической механики все в том же высшем техническом училище.
  • 1876 – преподаватель публично защищает диссертацию, касающуюся кинематики жидкостей.
  • 1882 – состоялась удачная защита следующей диссертации, на этот раз по прикладной математике.
  • 1885 – будучи внештатным профессором высшего технического училища, Жуковский начинает преподавать гидродинамику в Московском университете.
  • 1887 – Николай Егорович становится уже штатным профессором технического училища.
  • 1890 – ученый теоретически доказал возможность выполнения на летательном аппарате «мертвой петли».
  • 1893 – Жуковский получил право именоваться «Вашим превосходительством», получив чин действительного статского советника.
  • 1894 – Николай Егорович стал членом-корреспондентом Российской академии наук.
  • 1898 – после исследования причин аварий в водопроводе Москвы, Жуковский представил доклад о явлении, называемом гидравлическим ударом.
  • 1902 – под руководством ученого, в Московском университете, сооружена аэродинамическая труба.
  • 1904 – в своей теореме Николай Жуковский обосновал величину подъемной силы самолетных крыльев.
  • 1904 – исследователь определил, какими должны быть оптимальные профили крыльев и лопастей винта самолета.
  • 1904 – около Москвы, в пос. Кучино, создан аэродинамический институт, возглавить который поручено Жуковскому.
  • 1905 – ученый избирается президентом Московского математического общества и находится на этом посту до 1921 года.
  • 1908 – Жуковский, в техническом училище, организует воздухоплавательный кружок.

Н. Жуковский с членами кружка

  • 1909 – под руководством Николая Егоровича создается лаборатория аэродинамики.
  • 1911 – ученому присваивается почетное звание заслуженного профессора Московского университета.
  • 1913 – при участии Жуковского создаются краткие теоретические авиационные курсы, которые стали родоначальником будущей Военно-воздушной академии и российского научного центра авиации (ЦАГИ), носящих сегодня имя Николая Егоровича.
  • 1916 – исследователь начинает руководить расчетно-испытательным бюро в созданной им аэродинамической лаборатории, где проводятся расчеты и изучение вопросов, касающихся прочности самолетов и их аэродинамики.
  • 1916 – Жуковский становится почетным членом Московского университета.
  • 1920 – декретом Совнаркома утверждена премия имени Жуковского за достижения в области механики и математики.
  • 17.03.1921 – Николай Егорович умер в Москве и был похоронен на Донском кладбище.
  • 1937 – в усадьбе Жуковского, в с. Орехово, открыт его дом-музей.

ПЕРВЫЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Начало нового, XX века стало и началом новой эры в жизни и работе Жуковского. В 1902 году он построил в Московском университете первую аэродинамическую трубу.

За границей пробовали испытывать модели летательных аппаратов в особых галлереях, сквозь которые при помощи вентиляторов прогонялся воздух. Но нагнетающие вентиляторы создавали завихрения воздуха, которые искажали картину и делали испытания непохожими на условия действительного полета.

Русский ученый поступил иначе. Он заставил вентиляторы не нагнетать, а откачивать воздух из галлереи. Поток воздуха двигался в ней равномерно со скоростью 30 километров в час. Так была создана первая в мире всасывающая аэродинамическая труба. Она была скромных размеров — 75 см в поперечнике. Эта труба послужила затем образцом для целой серии таких приборов, построенных в России и за границей. На базе этой первой своей научной лаборатории Жуковский начал сколачивать группу исследователей-аэродинамиков из студентов университета.

Жуковский заставил вентилятор не нагнетать, а откачивать воздух из галлереи. Так была создана первая в мире всасывающая аэродинамическая труба.

В 1904 году он создал под Москвой, в Кучине, первый в мире институт, специально оборудованный для аэродинамических исследований. Знаменитый Геттингенский аэродинамический институт Прандтля, в Германии, возник лишь через пять лет, имея уже опыт Жуковского.

В Кучинском институте, кроме аэродинамической трубы, было уже и другое оборудование: гидродинамическая лаборатория, физический кабинет, специальный прибор для исследования винтов, мастерские и т. д. Жуковский начал с исследования различных форм аэродинамических труб. Результаты его исследований как раз и помогли Прандтлю и другим зарубежным исследователям при строительстве их лабораторий.

Исследовалось поведение плоскостей в потоке воздуха, изучались воздушные винты. В Кучине был построен первый динамометр для измерения тяги винта.

Параллельно проводилась большая работа по изучению атмосферы. Для этого применялись небольшие шары, которые запускались ввысь с метеорологическими приборами, автоматически записывающими температуру и давление воздуха и другие данные. Подобные шары — зонды, как их называют—применяются для этой цели и теперь.

Детская железная дорога

На границе Жуковского и посёлка Кратово находится детская железная дорога – как настоящая, только в миниатюре. Работает эта железная дорога только летом. На ней не только катают малышей, но и обучают школьников, которые занимаются в кружках юных железнодорожников. Здесь их ждёт практика по сцеплению вагонов, уходу за техникой, обслуживанию пассажиров и т.д. Длина пути Детской железной дороги составляет 3,8 км. При этом поезд останавливается на четырёх станциях и проезжает через живописные лесные массивы.

Детская железная дорога

Месторасположение: посёлок Кратово, улица Центральная, 5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector