Ударный «орион»: как новые беспилотники усилят вооружённые силы россии
Содержание:
- «Взаимодействие с самолётом-лидером»
- Бортовое оборудование
- Конструкция[править | править код]
- История[править | править код]
- Характеристики многих БПЛА — военная тайна
- Конструкция БПЛА
- История создания беспилотного летательного аппарата «Орион»
- Полезная нагрузка[править | править код]
- Полезная нагрузка
- Беспилотники или истребители?
- «Не уступает иностранным производителям»
- Использование БПЛА «Орион»
- «Всё было сделано правильно»
- Вооружение
- Что сегодня могут армейские БПЛА
- Ракетный «Вихрь»
- «Передовые технологии»
«Взаимодействие с самолётом-лидером»
Борис Обносов не уточнил, для каких моделей БПЛА создаются малогабаритные боеприпасы. Однако известно, что Sukhoi и «Кронштадт» последние годы разрабатывают несколько разведывательно-ударных БПЛА тяжёлого класса.
Наиболее выдающимися возможностями, по мнению экспертов, обладает беспилотник С-70 «Охотник». Первый полёт аппарат совершил в августе прошлого года, а в сентябре поднялся в воздух вместе с истребителем пятого поколения Су-57.
«Во время полёта было отработано взаимодействие между БПЛА «Охотник» и самолётом-лидером по расширению радиолокационного поля истребителя и целеуказанию для применения авиационных средств поражения большой дальности без захода Су-57 в зону условного противодействия ПВО», — сообщили в Минобороны.
С-70 оснащён однодвигательным силовым агрегатом (предположительно, АЛ-41Ф-1), нетрадиционным для отечественной авиастроительной школы.
«Выбор в пользу однодвигательной установки действительно кажется необычным. Однако это не дань какой-либо моде. Необходимость в таком силовом агрегате продиктована сложными инженерными расчётами, направленными на обеспечение заданных лётных характеристик», — отметил Дьяконов.
Также по теме
Виртуальный двойник: как техобслуживание боевых самолётов ВКС России переводят в цифру
Российские учёные создают для ВКС интерактивное электронное техническое руководство (ИЭТР). Появление этой системы должно значительно…
Характеристики «Охотника» не раскрываются, однако на кадрах полёта в паре с Су-57 видно, что по размерам он близок к пилотируемому истребителю ВКС. Эксперты полагают, что масса С-70 составляет порядка 20 тонн, всё вооружение БПЛА размещается внутри фюзеляжа.
Заслуженный лётчик РФ генерал-майор Владимир Попов в разговоре с RT предположил, что по ряду систем и агрегатов «Охотник» будет унифицирован с Су-57. Кроме того, обе машины, по его мнению, будут действовать на поле боя в едином тактическом звене.
«Велика вероятность, что в будущем задачу прорыва ПВО противника будет выполнять звено в составе двух истребителей и трёх тяжёлых БПЛА. Речь идёт о связке Су-57 и «Охотника», — рассуждает Попов.
Схожей точки зрения придерживается и Эдуард Багдасарян. Правда, по его мнению, «Охотник» сможет также выполнять задачи совместно с другими истребителями ВКС. Кроме того, как считает эксперт, С-70 способен действовать автономно, поскольку обладает грузоподъёмностью, сравнимой с некоторыми истребителями.
«Полезная нагрузка «Охотника», как я думаю, составляет около четырёх тонн. Конечно, этот показатель будет меняться в зависимости от количества топлива, дальности и высоты полёта. Тем не менее очевидно, что перед «Охотником» открываются широкие перспективы. Он сможет нести бомбы разного калибра, его арсенал будет весьма разнообразен», — отметил Багдасарян.
Бортовое оборудование
Обзорно-прицельная оптико-электронная станция, устанавливаемая в носовом отсеке БПЛА «Орион».
БПЛА «Орион» отличается весьма высоким уровнем автоматизации управления. В частности, при взлете и посадке вмешательство оператора в подавляющем большинстве случаев не требуется, хотя сама такая возможность всё же сохранена. В целом оборудование, обеспечивающее полет БПЛА, состоит из следующих элементов:
- Навигационная система. Текущее местонахождение летательного аппарата определяется благодаря использованию акселерометров и гироскопических устройств, а также с использованием данных, полученных через спутниковую антенну модулем GPS/ГЛОНАСС.
- Аппаратура связи с наземным пунктом управления.
- Система диагностики и контроля оборудования
- Система автоматического управления.
При заходе на посадку «Орион» способен использовать не только модуль спутниковой навигации, но и специальный двухдиапазонный радар. При наличии интенсивных помех вместо него может быть использована лазерная система. В Сирии, по ряду свидетельств, успешное тестирование прошли все три варианта автоматической посадки.
Поскольку начиная примерно с 2015 года «Орион» начал рассматриваться не только как разведывательный, но и ударный дрон, на его борту появилась боевая информационно-управляющая система (БИУС), обеспечивающая применение высокоточного оружия.
Конструкция[править | править код]
Планер средних размеров, нормальной аэродинамической компоновки имеет прямое крыло и хвостовое оперение V-образной формы. Фюзеляж имеет большое удлинение, несимметричное поперечное сечение. Для сокращения массы при сохранении показателей прочности планер изготавливается из композиционных материалов.
Крыло — среднерасположенное, прямое, большого удлинения с небольшим сужением с развитой механизацией. Все основные средства механизации управляются с помощью электродистанционной системы управления (ЭДСУ).
Перед передней стойкой и за ней имеются внутренние объёмы для размещения полезной нагрузки, крепления для необходимого оборудования и его обтекателей.
Двигатель на опытном образце — американский Rotax 914 (такой же стоит на MQ-1 Predator) мощностью 86 кВт (115 л. с.), оснащённый турбокомпрессором для повышения высотности. Двухлопастный винт АВ-115 диаметром 1,9 метра производится компанией «Аэросила». Для серийного производства компанией «Агат» во взаимодействии с ЦИАМ разрабатывается российский двигатель АПД-110/120.
БРЭОправить | править код
Использовано БРЭО разработки «КТ-Беспилотные системы» и других фирм производителей.
БРЭО БЛА состоит из:
- информационно-управляющей системы,
- системы автоматического управления,
- аппаратуры сопряжения с общеобъектовым оборудованием,
- системы контроля и диагностики бортового оборудования,
- инерциально-спутниковой навигационной системы.
История[править | править код]
Разработка БПЛА велась по заказу Минобороны России с 2011 года. В рамках опытно-конструкторской работы БПЛА проходил с шифром «Иноходец». Головным разработчиком и исполнителем работ стало подразделение компании «Транзас» из Санкт-Петербурга, занимающееся разработкой БПЛА, в дальнейшем переименованное в «Кронштадт» и приобретенное АФК «Система».
Из отчёта НПК СПП за 2014 год стало известно, что СПП разрабатывает оптико-электронную станцию для БПЛА «Орион», серийное производство запланировано в 2017 году (30 изделий ежегодно).
Первый опытный образец для проведения лётных испытаниях изготовлен в 2015 году. В том же году опытный образец «Ориона» был замечен на рязанском аэродроме Протасово.
Испытания начались в Лётно-исследовательском институте им. Громова в первой половине 2016 года.
Экспортная версия данного БПЛА была представлена на авиасалоне МАКС-2017.
На форуме «Армия-2018» группа «Кронштадт» представила блок управления вооружением для беспилотника. В 2018 году «Орион» испытали на применение авиабомб. В том же году беспилотник побывал в Сирии, но без применения вооружения.
На авиасалоне «МАКС-2019» стало известно, что Минобороны России получит один комплекс до конца года. В ноябре «Орион» начал поступать в опытно-войсковую эксплуатацию в ВКС России; 16 ноября один аппарат упал в Рязанской области.
В 2019 году АО «Кронштадт» подало в «Росавиацию» первую в России заявку на получение сертификата типа беспилотной авиационной системы (БАС) «Орион» для применения его в гражданской авиации . В состав БАС «Орион» входят два беспилотных воздушных судна, оснащенных комплектом целевых нагрузок, станция внешнего пилота и средства обеспечения автоматического взлета и посадки. Компания приступила к выполнению комплекса сертификационных работ в соответствии с действующим воздушным законодательством.
БАС «Орион» предназначена для выполнения авиационных работ связанных с воздушным патрулированием, мониторингом и аэросъемкой.
Одной из наиболее важных задач определена ледовая разведка в Арктике для обеспечения судоходства на трассе Северного морского пути . Помимо этого БЛА большой продолжительности полета могут применяться для поиска лесных пожаров. Такая система была представлена на авиасалоне МАКС-2019 . К задачам такой системы относятся:
— Противопожарный мониторинг
— Лесопатологический мониторинг
— Мониторинг лесопользования
— Организация связи лесопожарных формирований
— Доставка экстренных грузов пожарным подразделениям в удаленных районах
В декабре 2019 года на коллегии Министерства обороны С. Шойгу рассказал, что этот тип беспилотника в ударном варианте был впервые испытан в реальной боевой работе в Сирии. Ранее сообщалось, что в предыдущие годы «Орион» тестировался там в невооруженной конфигурации.
20 апреля 2020 года информационное агентство ТАСС сообщило, что Группа «Кронштадт» и Минобороны России подписали акт приёмки первого беспилотного комплекса «Орион» в составе трёх машин.
В апреле 2021 года пресс-служба компании сообщила, что «Компания „Кронштадт“ начала строительство в Дубне первого в России завода по серийному производству беспилотных летательных аппаратов. Завод будет построен в рекордно короткие сроки — запуск производства запланирован уже на ноябрь 2021 года». «Инвестиции в проект составят более 4 млрд рублей». По словам источника в оборонно-промышленном комплексе, которые привело РИА Новости, «новое производство позволит закрыть потребности в беспилотниках „Иноходец“ как со стороны Минобороны, так и других заказчиков».
Характеристики многих БПЛА — военная тайна
Достоверно известно только о тех БПЛА, испытания которых проводились официально. Информация о других засекречена. Как на самом деле показывают себя в воздухе секретные машины, пока никто, кроме самих разработчиков, не знает.
К примеру, Китай не ведет сейчас никаких вялотекущих или гибридных войн и не демонстрирует свои возможности в этой сфере, однако в будущем он способен серьезно изменить характер боевых действий. Пока же об истинных успехах большинства китайских БПЛА можно судить только по данным разведки или на примере тех немногих моделей, которые поставляются на экспорт. По опубликованным параметрам, китайские дроны — идеальные машины. Правда, как и многое в Китае, они созданы «по мотивам» западных разработок.
Китайский БПЛА CH-4
В частности, на экспорт поставляются дешевые аналоги американских MQ-1 Predator MQ-9 Reaper — разведывательно-ударные CH-4. При цене вдвое ниже американских прототипов покупателями CH-4A/B стали Алжир, Иордания, Ирак, Пакистан, Туркменистан, Мьянма, ОАЭ и Саудовская Аравия.
Конструкция БПЛА
Как утверждает создатель «Ориона», компания «Кронштадт», летательный аппарат практически полностью изготовлен из углепластика российского производства. Использование этого материала дает возможность существенно снизить вес дрона и его заметность на экранах радаров.
БПЛА «Орион» и его главный конструктор, Николай Николаевич Долженков.
БПЛА «Орион» построен по нормальной аэродинамической схеме. Прямое крыло большого удлинения находится приблизительно посередине вытянутого узкого фюзеляжа с несимметричным сечением. Заднее оперение состоит из двух наклонных килей-стабилизаторов, образующих подобие буквы V.
Сразу за оперением размещается толкающий двухлопастной воздушный винт переменного регулируемого шага АВ-115. Управление им осуществляется при помощи электрического привода. Регулировка шага винта осуществляется бортовой электроникой.
Шасси БПЛА «Орион» трехопорное, с передней поворотной стойкой. Кроме того, в хвостовой части имеется убирающийся упор, предназначенный для защиты винта от соприкосновения с поверхностью взлетно-посадочной полосы.
В качестве силовой установки на первых опытных образцах «Орионов» устанавливался австрийский двигатель Rotax 914 мощностью в 115 лошадиных сил. Таким же мотором в свое время оснащались американские ударно-разведывательные беспилотники MQ-1 Predator. Штатным двигателем российского дрона должен стать АПД-115Т (первоначальное обозначение – АПД-110/120), разрабатываемый в ООО «Инженерный центр Итлан» (Рыбинск) на базе того же «Ротакса». О проблемах, которые возникли при его создании, написано выше.
История создания беспилотного летательного аппарата «Орион»
В конце «нулевых» годов интерес российского Министерства обороны к военным дронам заметно вырос. Причиной для этого стали как успехи израильских и американских БПЛА, так и опыт, полученный в ходе короткого военного конфликта в Грузии
Первоначально основное внимание было обращено на разведывательные беспилотники. Следует отметить, что несколько образцов подобной техники на вооружении российской армии уже имелось («Пчела», «Типчак», старые Ту-143), однако их возможности оставались довольно ограниченными
Точная дата начала работ по проекту БПЛА «Орион» остается неизвестной. В 2011 году Министерство обороны подписало контракт на разработку этого дрона с петербургской компанией «Транзас», причем в конструкторской документации аппарату первоначально присвоили шифр «Иноходец».
Полноразмерный макет БПЛА «Орион», демонстрировавшийся на авиасалоне МАКС-2017.
Тем не менее существует постановление российского правительства от 9 апреля 2010 года, в котором говорится об успешном размещении на борту БПЛА «Орион» многофункциональной бортовой радиолокационной системы МФ-2.
С самого начала наиболее проблемным элементом будущего БПЛА «Орион» была его силовая установка. Разработке поршневых авиационных двигателей малой мощности в СССР почти не уделяли внимания, а в России этим и вовсе не занимались. Поэтому в Министерстве обороны посчитали, что лучшим выходом из положения станет копирование какого-либо иностранного мотора и его последующая адаптация. На первый взгляд такое решение выглядит вполне оправданным, но при его выполнении возникли новые трудности.
Дело в том, что импортный двигатель мощностью в сто лошадиных сил, взятый в качестве исходного образца, комплектовался электроникой, которая не давала возможности эксплуатировать его в режимах, необходимых для полноценной эксплуатации БПЛА. Система управления блокировала включение режима турбонаддува, а при принудительном снятии этого ограничения начинали прогорать поршни.
В результате на первые опытные экземпляры БПЛА «Орион» устанавливали «безнаддувную» модификацию мотора, у которой, кроме того, не имелось механизма регулировки шага винта.
Двигатель АПД-115Т, продемонстрированный в 2015 году.
Вскоре удалось создать новую систему управления двигателем, но после её установки «всплыли» очередные проблемы – российская электроника использует ток с напряжением 27 вольт, а сам мотор и его отдельные механизмы были рассчитаны на 12 вольт.
Из-за отсутствия контрольно-измерительной аппаратуры многие недоработки в блоке управления силовой установкой долгое время не удавалось точно диагностировать и устранить. Соответствующие приборы были получены лишь в 2018 году, причем по состоянию на май 2020 года инженерный центр «Итлан», непосредственно занимавшийся двигателем БПЛА, всё ещё не имел целого ряда комплектующих, необходимых для устранения выявленных недостатков. Кроме того, так и не была завершена работа над программным обеспечением электронного блока управления.
Весной 2020 года первые три БПЛА «Орион» поступили на вооружение российской армии. Акт о приемке этих машин подписали представители Министерства обороны. Все три дрона были оборудованы двигателями АПД-115, отгруженными еще в 2019-м – то есть со всё ещё не устраненными недоработками, не прошедшими полный цикл государственных испытаний. Эти моторы «довели до ума» буквально вручную, но для крупносерийного производства такой подход не годится.
Полезная нагрузка[править | править код]
Полезная нагрузка устанавливается либо внутри фюзеляжа, либо выходя частично за пределы планера, прикрывается съёмными обтекателями.
Варианты полезной нагрузки:
- цифровая аэрофотосистема высокого разрешения,
- компактная многофункциональная радиолокационная система,
- аппаратура радиотехнической разведки,
- оптико-электронная система.
Полезная нагрузка позволяет вести воздушную разведку и информационное обеспечение действий вооружённых сил; патрулирование; целеуказание, корректировку огня; топографическую съёмку местности.
Оптико-электронная система (ОЭС)править | править код
По данным разработчика:
- масса МОЭС: 55,5 кг,
- диаметр — 410 мм,
- высота — 550 мм.
Основные функции:
- обзор пространства в видимом и инфракрасном диапазонах;
- обнаружение и автосопровождение наземных и надводных целей;
- измерение дальности до цели и её подсвет лазерным излучением.
Перечень информационных каналов:
- тепловизионная камера с переменным угловым полем;
- телевизионная камера с переменным угловым полем;
- телевизионная камера широкоугольная;
- лазерный дальномер (безопасный для глаз);
- лазерный дальномер/целеуказатель.
РЛСправить | править код
Согласно Постановлению Правительства России № 218 от 09.04.2010 г., АО «Корпорация „Фазотрон-НИИР“» назначено ответственным за создание многофункциональной бортовой РЛС МФ-2 Х-диапазона для БПЛА «Орион».
Вооружениеправить | править код
- корректируемая авиационная бомба — КАБ-20, КАБ-50
- управляемая планирующая авиабомба — УПАБ-50
- свободнопадающая авиабомба — ФАБ-50
- авиационная управляемая ракета — Х-50
Полезная нагрузка
Под полезной нагрузкой подразумевается не только вооружение. Летательный аппарат может нести и другие устройства, необходимые для проведения разведки или захвата цели. Нагрузка размещается внутри фюзеляжа, но может крепиться и снаружи корпуса. Выступающие части оборудования прикрываются обтекателями. К элементам полезной нагрузки можно отнести:
- Цифровую фотокамеру высокого разрешения;
- Радиолокационную систему;
- Систему радиотехнической разведки;
- Оптико-электронную систему.
Оптико-электронная система (ОЭС) представляет собой отдельно разработанный модуль, масса которого составляет 55,5 кг. Он выполнен в виде цилиндра диаметром 410 мм и высотой 550 мм. Эта система позволяет беспилотнику сканировать пространство в видимом и инфракрасном диапазоне излучения. Система может отличать неподвижные цели и автотранспорт, а также надводные цели. Расстояние до цели измеряется собственным вычислительным центром, а сама цель подсвечивается лазером. Связь с центром управления поддерживается с помощью пяти информационных каналов, включающих в себя:
- Канал данных с тепловизинной камеры;
- Канал данных с телевизионной камеры;
- Канал данных с широкоугольной телевизионной камеры;
- Два канала для лазерного дальномера и целеуказателя.
Радиолокационная станция разработана АО «Корпорацией «Фазотрон-НИИР» Бортовая станция снабжена фазированной антенной решеткой, которая применяется только на аппаратах «Орион». Станция РЛС включает в себя следующие модули:
- Информационно-управляющая система;
- Спутниковая система навигации;
- Система диагностики оборудования;
- Автоматическая система управления.
Беспилотники или истребители?
В кабине БПЛА никого нет, оператор управляет машиной из наземного центра, находясь в десятках, сотнях и даже тысячах километров от самого беспилотника. В этом основное преимущество БПЛА перед самолетом с летчиком.
Основные преимущества беспилотников
- Пилот не рискует жизнью, он не погибнет и не попадет в плен. Государство не будет вызволять своего гражданина из неволи, что по политическим причинам может быть сложно и не всегда реально;
- Терять беспилотники не так жалко, как истребители. Они дешевле реального истребителя почти в 20 раз: $5-6 млн против $100 млн за навороченный американский F-35. Сюда же нужно добавить стоимость подготовки высококлассного летчика. В России подготовка пилота военного самолета обходится в $3,4-7,8 млн и занимает 7-12 лет. Тогда как за навыки оператора беспилотника государство платит $200 тыс. и учится он год;
- Экономия сил и топлива. Находиться в воздухе средневысотный БПЛА может очень долго — больше суток. Беспилотники с турбореактивным двигателем при скорости меньше 200 км/ч потребляют относительно мало топлива. Они добираются до нужного места дольше, чем истребитель, но разведывают все более обстоятельно, чем он.
Однако некоторые военные эксперты уверены, что час беспилотников еще не пробил и БПЛА эффективны лишь против стран, у которых практически отсутствует ВВС и ПВО, либо существующие системы обнаружения давно устарели.
Основные недостатки беспилотников
- БПЛА не могут самостоятельно принимать решения, они полностью зависят от человека. Причем оператор может просто не увидеть грозящую дрону опасность. Он получает картинку с камеры на носу устройства или под фюзеляжем, что ограничивает радиус обзора. Живой пилот же судит об опасности лично и моментально среагирует;
- БПЛА не такие прочные и маневренные, как истребители. Часто вместо металлов используются композитные материалы, которые умеют поглощать лучи РЛС, чтобы беспилотник был максимально незаметным для систем ПВО;
- Не всякий беспилотник может поднять тяжелый груз. На большинство моделей не повесить, к примеру, мощные авиабомбы;
- К минусам беспилотников относят также слабую автоматизацию, неавтономность и низкую скорость. Попасть в медленную мишень куда проще, чем в скоростную. Препятствием к полету может стать даже плохая погода.
«Не уступает иностранным производителям»
В интервью ТАСС генеральный конструктор АО «Кронштадт» Николай Долженков отметил, что Россия сегодня по общему уровню беспилотных технологий сравнялась с зарубежными конкурентами.
«Нам ещё надо подтягиваться по целевым нагрузкам, элементной базе, силовым установкам. Но по общему уровню технологий мы не уступаем. Я это говорю как человек, который видел аналогичные зарубежные образцы этой техники — те же турецкие, китайские, израильские и американские аппараты», — заявил он в августе.
С этой оценкой согласен и военный эксперт Алексей Леонков.
В свою очередь, Дмитрий Дрозденко напомнил, что в советские годы отечественные разработки в области беспилотной авиации были одними из лучших в мире.
«Советский Союз, пожалуй, даже обгонял конкурентов. В СССР беспилотникам уделялось много внимания, были даже беспилотные сверхзвуковые разведывательные аппараты, которые стояли на вооружении. Но после распада Союза лидерство было утрачено. Сейчас мы ликвидируем отставание», — заключил Дрозденко.
Использование БПЛА «Орион»
Беспилотник Орион стал первым разведывательно-ударным комплексом в российской армии. Ожидается, что с течением времени на вооружение поступят самые разные модификации боеприпасов, а также Орион будет использован, как платформа для создания альтернативных изделий с другими характеристиками. Штатные оптические средства аппарата позволяют вести наблюдение и поиск целей на местности. При помощи АСП Орион может наносить удары по наземным и надводным целям в радиусе несколько километров.
Беспилотники отличаются высоким боевым потенциалом, что неоднократно демонстрировалось в реальных вооруженных конфликтах. Разведывательно-ударные аппараты могут выступать, как дополнение к пилотируемой тактической авиации. Они берут на себя ряд трудоемких задач, а также снижают риск для людей. К сожалению, Россия отстает в производстве подобных аппаратов от Китая, Израиля и США. Но с поставкой в ВС комплекса «Орион» наша армия шагнула вперед на несколько лет в своем развитии. Учитывая, что в кратчайшие сроки планируется создание полноценного флота беспилотников с расширенными функциями, можно отметить, что мы сможем наверстать отставание за несколько лет.
«Всё было сделано правильно»
Как говорят эксперты, «Орион» («изделие 90») является многофункциональным беспилотным комплексом, способным выполнять широкий круг задач, включая удары по наземным объектам. По международной классификации российский БПЛА относится к типу средневысотных дронов большой продолжительности полёта или MALE (Medium-altitude long-endurance).
Опыт зарубежных государств (прежде всего, США и Израиля) демонстрирует эффективность применения таких беспилотников в локальных конфликтах. Также аппараты класса MALE представляют собой технологическую основу для создания более тяжёлых и крупных «родственников», поясняют специалисты.
- Демонстрационный образец «Ориона» на МАКС-2019
- RT
Разработка «Ориона» стартовала в 2011 году под шифром «Иноходец». Испытания комплекса начались в 2016 году в Лётно-исследовательском институте имени М.М. Громова (Жуковский). По состоянию на конец 2019 года они находились на завершающем этапе. Петербургское предприятие планирует выпускать по 30 аппаратов в год.
Высота полёта «Ориона» — 7,5 км, крейсерская скорость — 200 км/ч, масса полезной нагрузки — 200 кг, продолжительность полёта — свыше 24 часов, размах крыла — 16 м. Планер БПЛА полностью изготовлен из композиционных материалов. Полёт аппарата осуществляется в автоматическом режиме на всех этапах.
Также по теме
«Нет ни у кого в мире»: как новейшая радиолокационная станция усилит возможности российских роботов и БПЛА
Для нужд российской армии создаётся малогабаритная многофункциональная программная радиолокационная станция (РЛС), сообщил начальник…
По информации разработчика, «Орион» оснащён оптико-электронной системой с телевизионным и инфракрасными каналами, цифровым аэрофотокомплексом высокого разрешения, радиолокационными средствами и аппаратурой пеленгации источников радиоизлучения. Программное обеспечение «Ориона» позволяет обрабатывать собранные данные, формирует для эксплуатанта различные отчёты и донесения.
«Авионика «Ориона» заслуживает отдельного внимания. С точки зрения математики и алгоритмов всё было сделано правильно. В процессе создания бортовых систем наши конструкторы столкнулись с большими проблемами из-за нехватки отечественной элементной базы. Однако, учитывая положительные отзывы военных, эти проблемы были успешно решены», — отметил Дьяконов.
По словам эксперта, в процессе реализации проекта «Орион» инженеры «Кронштадта» совместно с коллегами из других российских компаний разработали ряд ключевых технологических новшеств, не имевших аналогов в России. Так, помимо ликвидации дефицита микроэлектронной начинки, были созданы новые композитные материалы и агрегаты.
В частности, российские конструкторы нашли замену австрийскому поршневому двигателю Rotax 914, который считается одной из лучших силовых установок для аппаратов подобной размерности. На «Орионе» был установлен двигатель АПД-110/120 разработки компании «Агат» мощностью 120 л. с. и массой 105 кг.
- БПЛА «Орион» на лётных испытаниях
Дмитрий Дьяконов считает, что коллектив «Кронштадта» справился со всеми поставленными заказчиком задачами, создав современный беспилотник класса MALE. В октябре 2019 года за разработку «Ориона» Николай Долженков получил премию маршала Огаркова, которую вручает Центр анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) лицам, внёсшим значимый вклад в укрепление обороноспособности РФ.
«Благодаря «Ориону» Россия вступила в «элитный клуб» производителей беспилотных летательных комплексов класса MALE», — прокомментировал награждение директор ЦАСТ Руслан Пухов.
В разговоре с RT эксперт рабочей группы национальной технологической инициативы «Аэронет» Эдуард Багдасарян предположил, что «Орион» может стать одним из самых массовых отечественных БПЛА «в среднем весовом классе». По его словам, в войсках беспилотник будет использоваться для разведки и нанесения ударов.
Вооружение
Еще на этапе разработки летательного аппарата негласно обговаривалась возможность нести бомбы и неуправляемые ракеты. Специально для беспилотников были сконструированы боеприпасы малого калибра. Основные условия диктовала ограниченность грузоподъемности летательного аппарата. Макеты такого вооружения были продемонстрированы незадолго до официального показа Ориона. В арсенале беспилотника имеется целый набор управляемых авиабомб. Они бывают двух типов: массой по 20 кг и массой по 50 кг.
С подобным зарядом изготавливаются бомбы КАБ-50, которые оснащены инфракрасной головкой самонаведения. Более простой вариант бомбы – неуправляемый снаряд ФАБ-50. Меньшая по калибру авиабомба КАБ-20 несет в себе 7 кг заряда при общей массе 21 кг. Ее модифицированные варианты снабжены системами лазерного и спутникового наведения.
Управляемые ракеты для беспилотников получили индекс Х-50. Их длина составляет 1,8 м, а диаметр – 180 мм. Ракета имеет массу 50 кг, причем 20 кг из них – масса боевой части ракеты. Летно-технические характеристики управляемой ракеты Х-50 пока официально не опубликованы.
Что сегодня могут армейские БПЛА
Самая главная задача военных беспилотников — разведка и наблюдение с воздуха. Они патрулируют территорию, охраняют маршруты, могут работать наводчиками и корректировщиками огня. Размер одного из самых миниатюрных разведчиков, американского Wasp, составляет всего 33 см в длину, а вес — 200 г. Он принят на вооружение еще в 2008 году. Тогда он стоил $ 50 тыс.
Одна из модификаций — Wasp AE
(Фото: ADBR)
Как минимум в 100 раз дороже обходятся куда более мощные аппараты: те, которые умеют воевать. Они сбрасывают бомбы (китайский гиперзвуковой WU-14 способен доставить ядерное оружие через континент), стреляют ракетами и могут выполнять роль камикадзе — пикируют на цель, подрывая себя и противника.
Одними их первых использовать беспилотники для самоподрыва придумал Израиль. Их Harop (барражирующие снаряды) применял Азербайджан в Нагорном Карабахе осенью 2020 года.
Ракетный «Вихрь»
По словам аналитиков, пополнение арсенала «Ориона» ракетами «Вихрь-М» может существенно повысить его боевой потенциал.
Напомним, «Вихрь» — это противотанковый ракетный комплекс, изначально предназначенный для установки на самолётах и вертолётах. Существует также и корабельная модификация «Вихрь-К». Ракеты комплекса способны поражать бронетехнику и малоскоростные воздушные цели.
- Вертолёт Ка-52 «Аллигатор»
- РИА Новости
Уже известно, что этим комплексом будет оснащаться модернизированный вертолёт Ка-52М. Об этом в августе сообщил главком ВКС РФ Сергей Суровикин. Кроме того, ранее в компании «Калашников» информировали, что «Вихри» могут быть установлены на новейших вертолётах Ми-28НЭ и Ми-35П.
В июле этого года «Калашников» опубликовал видео испытаний «Вихря» с разведывательно-ударного вертолёта Ка-52 «Аллигатор» на полигоне Минобороны России. В ходе тестирования техники было произведено 22 пуска ракет.
На сайте компании отмечается, что в результате проведённых испытаний подтверждены все заявленные характеристики ракеты.
«Передовые технологии»
«Орион» — это средневысотный беспилотник большой продолжительности полёта. Его максимальная взлётная масса достигает 1 т при полезной нагрузке в 200 кг.
БПЛА может находиться в режиме полёта до 24 часов и работать в любых погодных условиях. Радиолокационная система определения координат, установленная на «Орионе», позволяет производить взлёт и посадку при отсутствии спутниковой навигации или подавлении сигналов.
Также по теме
«Магистральный тренд»: как в России совершенствуется применение роботизированных вооружений
Минобороны РФ продолжит развивать систему подготовки специалистов по управлению и обслуживанию БПЛА и робототехнических комплексов…
Кроме того, отличительной особенностью «Ориона» является низкая акустическая заметность, которая обеспечивает аппарату бесшумность.
«В производстве комплекса «Орион» применяются уникальные передовые технологии и современные автоматизированные средства объективного контроля качества», — утверждают разработчики.
В частности, при создании беспилотника была впервые «внедрена энергоэффективная электроимпульсная противообледенительная система». Благодаря этому БПЛА способен выполнять поставленные задачи даже в самых суровых погодных условиях. Помимо этого, планёр практически полностью выполнен из углеволокна.
По данным СМИ, ударный «Орион» может применять широкий спектр боеприпасов. Среди них — авиационная малогабаритная управляемая ракета Х-50, корректируемая малогабаритная авиационная бомба КАБ-20, управляемая планирующая авиационная бомба УПАБ-50 с боевой частью РСЗО «Град», корректируемая малогабаритная авиационная бомба КАБ-50 с боевой частью РСЗО «Град», неуправляемая авиационная бомба ФАБ-50 — также с боевой частью РСЗО «Град».
Стоит отметить, что «Орион» уже применялся в боевых условиях в Сирии. Как следует из соответствующих видеоматериалов, продемонстрированных в эфире телеканала «Россия 1» в феврале этого года, один из «Орионов» совершил в САР 38 вылетов, в том числе 17 с нанесением ударов по объектам террористов.
- Кадры из репортажа телеканала «Россия 1»
При этом «Орион» может быть использован не только для разведки или нанесения ударов по противнику, но и для решения задач в гражданской сфере. Как отмечено на сайте «Кронштадта», диапазон применения данного БПЛА «варьируется от разведывательного и информационного обеспечения армии до противопожарной безопасности и доставки грузов в труднодоступные районы».