«одно из приоритетных направлений»: почему в минобороны рф говорят о важности развития беспилотной авиации

История создания

Сейчас дроны уже не считаются экзотикой, для кого-то это даже не роскошь, а что-то вроде игрушки. Не знаю, задумывались ли вы, кому в голову пришла идея разработки такой штуки, но лично я заинтересовался. Выяснилось, что над созданием прадедушки современного квадрокоптера корпел еще Никола Тесла. Правда, это был не летающий, а плавающий объект. Если уж совсем откровенно, это была лодка, но не простая, а первая в истории, которой можно было управлять дистанционно.

А в 1935 году появился первый беспилотный самолет. И «дроном» его окрестили еще в те времена, в шутку. Шум, исходящий от коптера, ассоциировался у изобретателей со звуком, который издает летающий шмель. На русский переводить название аппарата не стали, так он и остался дроном на всех языках.

Авионика из Раменского

Инерциальные навигационные системы сегодня применяются не только в авиации. Их появление повлияло на развитие космонавтики, увеличилась дальность походов подводных лодок. ИНС используются в управлении морскими судами и баллистическими ракетами, применяются в геодезии. Также актуально применение подобных систем в беспилотных летательных аппаратах.

В 1960-е годы первые в СССР инерциальные навигационные системы для авиации были разработаны Раменским приборостроительным конструкторским бюро (РПКБ). Начиная с 1958 года специалистами РПКБ проводилось эскизное проектирование ИНС для различных классов и типов летательных аппаратов. Совершенствование чувствительных элементов – разработка поплавковых гироскопов и акселерометров, а затем динамически настраиваемых гироскопов – и применение цифровой вычислительной техники обеспечили создание и широкое применение ИНС.

К началу 1970-х годов предприятием были решены проблемы точного управляемого полета на большие расстояния. В дальнейшие годы инерциальные системы многократно совершенствовались. Раменское предприятие создавало навигационные комплексы и другое оборудование для самолетов ОКБ Сухого, Микояна, Туполева, Ильюшина, Камова, Миля и др. В 2012 году предприятие вошло в состав концерна «Радиоэлектронные технологии». Сегодня РПКБ – один из мировых лидеров в производстве авиационной электроники.

Россия

БПЛА ZALA 421-08 , переносной российский БПЛА, способный летать 90 минут с видео / фото / ИК камерой

Ка-135

Коршун

  • Альтиус-М
  • Сухой С-70 Охотник-Б (Охотник), близкий к Скату и БАЭ, и БПЛА-невидимка США, представленный в 2017 году.
  • Микоян Скат : малозаметная разведка-атака
  • Кронштадт Молния, меньше похожа на Гром
  • Орион , сравним с RQ1 RQ3 и RQ9
  • Альтиус
  • Корсар
  • Луч (БПЛА)
  • Станция ДРЛО «Сухой Зонд-1» (БПЛА) для проекта разведки, наблюдения и перехвата
  • ENICS E-95 / E08M
  • Радар-ММС БПВ-500
  • Геоскан Лайт — БПЛА для аэрофотосъемки с неподвижным крылом
  • Геоскан 201 — БПЛА для аэрофотосъемки с ГНСС-приемником и мультиспектральной камерой
  • Геоскан 401 — мультироторный дрон с переменной полезной нагрузкой
  • Геоскан 501 — мультироторный дрон для аэрофотосъемки
  • Як Ворон «Ворон» БПЛА для дальних и высокоскоростных ударов.
  • Як Клест Разведывательный БПЛА на замену ВС РФ «Пчела-1».
  • Лавочкин Ла-17 , мишень и разведчик (1953 г.)
  • Туполев Ту-123 , разведчик (1964 г.)
  • Туполев Ту-141 , разведчик (середина 1970-х)
  • Туполев Ту-143 , разведчик (1970-е гг.)
  • Яковлева Пчела , разведчик
  • Камов Ка-137 , разведывательный вертолет 1998 г.
  • ЗАЛА 421-06
  • ZALA 421-08 , мини- БЛА разведки 2007 г.
  • ЗАЛА 421-12
  • Дозор 600, разведывательно-штурмовик конец 2010 г.
  • Дозор-100, беспилотный комплекс разведки, наблюдения, разведки 2009 г.
  • Дозор-50, Разведка, наблюдение 2007
  • Дозор-85, Аэрофотосъемка, пограничный патруль, наблюдение
  • Дозор-3, Тяжелый БПЛА для военной разведки и нанесения ударов 2009 г.
  • Камов МБВК-137 , Многоцелевой беспилотный вертолетный комплекс
  • PUSTELGA, Мобильные комплексы (МК) на базе автономно пилотируемых летающих микротранспортеров (FMV)
  • REIS-D, Беспилотная тактическая воздушная разведка, действует с 2000 года.
  • ДПЛА ПЧЕЛА-1Т, разведка, в строю с 2000 г.
  • Аист («Аист»), Многоцелевой (БПЛА)
  • Як АЛЬБАТРОС-ЭКСПЕРТ дистанционно управляемый аппарат (ДПЛА) вертикального пуска и посадки, предназначенный для телевизионной (инфракрасной) воздушной разведки подстилающей поверхности в дневное и ночное время, ЭКСПЕРТ — интегрированная система, состоящая из трех ДПЛА, наземного управления станция, пусковая установка и обслуживающее оборудование.
  • Чирок
  • Ласточка, разведывательный проект (2011)
  • Проект высокотехнологичной разведки Искатель (2012 г.)
  • Орлан-10
  • Форпост

Что сегодня могут армейские БПЛА

Самая главная задача военных беспилотников — разведка и наблюдение с воздуха. Они патрулируют территорию, охраняют маршруты, могут работать наводчиками и корректировщиками огня. Размер одного из самых миниатюрных разведчиков, американского Wasp, составляет всего 33 см в длину, а вес — 200 г. Он принят на вооружение еще в 2008 году. Тогда он стоил $ 50 тыс.

Одна из модификаций — Wasp AE

(Фото: ADBR)

Как минимум в 100 раз дороже обходятся куда более мощные аппараты: те, которые умеют воевать. Они сбрасывают бомбы (китайский гиперзвуковой WU-14 способен доставить ядерное оружие через континент), стреляют ракетами и могут выполнять роль камикадзе — пикируют на цель, подрывая себя и противника.

Одними их первых использовать беспилотники для самоподрыва придумал Израиль. Их Harop (барражирующие снаряды) применял Азербайджан в Нагорном Карабахе осенью 2020 года.

Классификация БПЛА по назначению

По назначению БПЛА бывают для научных (испытания новой техники, в т. ч. новых принципов полёта, наблюдения за природными явлениями и др.) и прикладных целей (подразделяются на БПЛА для военного и гражданского применения).

Военные БПЛА

По функциональному назначению классифицируют на наблюдательные (могут использоваться, в частности, для корректировки огня на поле боя); разведывательные; ударные (для ударов по наземным целям посредством ракетного вооружения; разведывательно-ударные; бомбардировочные; истребительные для уничтожения воздушных целей); радиотрансляционные; БПЛА РЭБ (для целей радиоэлектронной борьбы); транспортные; БПЛА-мишени; БПЛА-имитаторы цели; многоцелевые БПЛА.

Гражданские БПЛА

Применяются для мониторинга различных объектов ; рекламных, познавательных акций (видео- и фотосъёмка объектов архитектуры, природы, бизнеса, а также массовых мероприятий с целью презентации или рекламы; использование БПЛА в качестве носителей рекламы; авиамоделизм и авиаконструирование; использование малых БПЛА в качестве арт-объекта или объекта развлечения и др.); для доставки грузов и подобных мероприятий (доставка почты; доставка инструментов, комплектующих и материалов на строительные объекты; монтаж различных конструкций; распыление химикатов и внесение удобрений на полях; прокладка кабеля в опасных зонах; доставка продуктов, горючего, запчастей, источников питания и т. д. в труднодоступные районы для обеспечения альпинистов, туристов, экспедиций; сброс маркеров – световых, радиоизлучающих, для обозначения каких-либо объектов; доставка медикаментов и медоборудования для пострадавших в зоны аварий и катастроф и др.); ретрансляции сигналов (ретрансляция радиосигналов с целью увеличения дальности действия каналов связи; использование БПЛА в качестве носителей осветительного оборудования и др.).

Беспилотные аппараты Израиля

«Mastiff»

Первым созданным израильтянами БПЛА стал «Мастиф», совершивший полет в 1975 году. Целью этой машины была разведка на поле боя. Простоял на вооружении до начала 90-х.

«Mastiff»

«Shadmit»

Эти устройства использовались для разведки в начале 80-х, когда шла первая Ливанская война. Часть использованных систем передавало в режиме реального времени разведданные, часть имитировала вторжение авиации. Благодаря им, успешно велась борьба с ЗРК.

«Shadmit»

IAI «Scout»

«Скаут» был создан в качестве тактической разведывательной машины, для чего оснащался телевизионной камерой и системой транслирования собранной информации в реальном времени.

I-View MK150

Другое название — «Наблюдатель». Аппараты разработаны израильской компанией IAI. Это тактическая машина, оснащенная инфракрасной системой наблюдения и комбинированной оптико-электронной начинкой.

Беспилотные аппараты в в США

В Вооружённых силах США первым ударным БПЛА стал разведывательный MQ-1 Predator, оснащённый ракетами AGM-114C Hellfire. На 2012 БПЛА составляют почти одну треть парка стоящих на вооружении летательных аппаратов. Наиболее распространёнными аппаратами стали RQ-11 Raven и RQ-7 Shadow 200. В 2008 на вооружение ВВС США поступили БПЛА MQ-9 Reaper и MQ-8B Fire Scout (корабельного базирования). Ещё один класс беспилотных летательных аппаратов – это платформы вертикального взлёта и посадки (Vertical Take Off and Landing – VTOL). По сравнению с другими воздушными БПЛА такие летательные аппараты обладают рядом преимуществ, которые особенно ярко проявляются в двух случаях: при ведении боевых действий в населённых пунктах и при базировании на кораблях (например, платформа Micro Air Vehicle – MAV, а также беспилотный летательный аппарат корабельного базирования MQ-8B Fire Scout). К классу БПЛА вертикального взлёта и посадки относятся также система Fire Scout, разрабатывающаяся для ВМФ и армии США, и ряд менее известных платформ, в том числе А-160 Hummingbird и аппараты серии GoldenEye. Семейство БПЛА гражданского назначения включает модели Wasp («Оса»), Raven («Ворон») и Puma («Пума») в весовом диапазоне от 5,5 до 6,5 кг. Все аппараты в полевых условиях переносятся в рюкзаке, собираются за считанные минуты и запускаются с рук. БПЛА оснащены цветными и инфракрасными камерами высокого разрешения, передающими изображение в режиме реального времени. Управление производится с носимого пульта.

Лучшие в эксплуатации БАС

С увеличением количества беспилотных летательных аппаратов, повышением их возможностей и масштабов применения на первый план выходят вопросы, связанные с подготовкой квалифицированных специалистов по эксплуатации БАС. Обеспечивается ежегодное проведение курсов повышения квалификации личного состава расчетов БАС на базе высших учебных заведений МЧС России, в том числе с использованием технологий дистанционного обучения. Аналогичная работа организуется в учебных центрах ФПС МЧС России после оснащения их беспилотными летательными аппаратами. К 2021 г. уже обучены 1050 внешних пилотов.

В свете вышесказанного в качестве одной из форм организации и проведения группового вида профессиональной подготовки летного состава, эксплуатирующего БАС, в июне 2021 г. на базе ФГКУ «Ногинский СЦ МЧС России» были проведены I Всероссийские соревнования среди лучших команд МЧС России по мастерству управления беспилотными воздушными судами на звание «Лучший расчет беспилотных авиационных систем МЧС России». Соревнования проводились на тактическом фоне и в следующих целях:

  • совершенствование профессиональных навыков пилотирования и организации производства полетов беспилотных воздушных судов, определения и проверки уровня подготовки внешних пилотов;
  • обмен опытом, пропаганда знаний, приемов и способов проведения авиационных работ при решении задач по предназначению с применением БАС.

Подобные соревнования планируется проводить ежегодно.

Направления развития беспилотной авиации в России

С учетом положений Концепции, а также опыта, приобретенного подразделениями МЧС России при ликвидации аварий и тушении пожаров, определены основные направления развития беспилотной авиации в системе МЧС России:

  • организация работы по подготовке нормативных правовых актов, регулирующих процессы внедрения, унификации, стандартизации и применения БАС (в том числе в условиях ЧС);
  • повышение готовности штатных подразделений, использующих беспилотные летательные аппараты, сокращение времени реагирования на ЧС различного уровня;
  • обеспечение развития и повышение эффективности применения БАС при выполнении функциональных задач;
  • организация подготовки и повышения квалификации специалистов, эксплуатирующих БАС, в реагирующих подразделениях МЧС России;
  • изучение передового международного опыта в сфере применения беспилотной авиации.

В мае 2014 г. произошло наводнение на Балканах. Выпало самое крупное количество осадков за последние 120 лет, что привело к тому, что большие территории оказались затопленными и сотни тысяч людей были вынуждены покинуть свои дома. Использование дрона (беспилотного летательного аппарата) в такой ситуации позволяет в короткое время обследовать сравнительно большую территорию, получить фото- и видеоматериалы с воздуха, которые помогут оценить ситуацию на реках и их берегах, а также проанализировать риски угрозы наводнения

Беспилотники на страже родины

Несмотря на популярность в повседневной жизни, коптеры остаются прерогативой военных ведомств.

Боевые беспилотники используются военными и силовыми структурами. Они носят на борту летальное оружие, например, ракеты земля-воздух или воздух-воздух, выполняют функции авиаразведки и корректировки огня. В армии их используют для слежения за неприятелем, в ударных целях, для транспортировки грузов.

Современные беспилотники трудно обнаружить. Они проводят операции в тылу противника глубиной до 100 км, что позволяет держать в напряжении большие площади передовой. По оценкам военных экспертов, в будущем роль БПЛА на поле боя будет только возрастать.

Историческая справка

Первые БПЛА (летающие модели планёров и самолётов) появились в начале 20 в. В середине 1930-х гг. создавались дистанционно управляемые воздушные мишени, используемые на учебных стрельбах. С 1950-х гг. во многих странах стали создавать БПЛА для аэрофотосъёмки, мониторинга окружающей среды, военной разведки, а также для точечного поражения военных целей. Первые ударные БПЛА появились в 1950-х гг. Это был дистанционнопилотируемый противолодочный вертолёт QH-50 DASH со взлётным весом 1000 кг, оснащённый поршневым двигателем. БПЛА по командам корабельной системы наведения выходил в район нахождения подводной лодки и сбрасывал противолодочную самонаводящуюся торпеду. Боевой радиус действия составлял 50–70 км.

Франция

Lehmann Aviation LA серия 2016

Дрон Donecle выполняет автономную инспекцию самолета.

  • Aérospatiale C.22 , дрон-цель
  • Altec MART
  • ARSAERO CT 10
  • CAC K100
  • САС Фокс
  • Dassault LOGIDUC

    • Dassault AVE-D Petit Duc , исследование (2000)
    • Dassault AVE-C Moyen Duc , исследование (2001)
  • Dassault nEUROn , боевой (ожидался в 2011 году)
  • Dassault-Sagem SlowFast , разведка (2004)
  • Дрон Donecle , инспекция автономных самолетов
  • EADS Harfang , разведка (2006)
  • EADS Talarion
  • Flying-Robots FR102, на основе мягких крыльев (2008 г.)
  • Гражданские дроны Lehmann Aviation серии LA для высокоточного картографирования, горнодобывающей промышленности / строительства, точного земледелия
  • Гражданские дроны Lehmann Aviation серии LM для дальнего наблюдения в реальном времени
  • Nord CT.10 (Арсенал / SFECMAS Ars.5.501)
  • Nord CT.20 (Арсенал / SFECMAS T.5.510)
  • Nord CT.41
  • Попугай AR.Drone
  • SAGEM Crecerelle
  • SAGEM Patroller
  • САГЕМ Шпервер , разведчик
  • Techno-Sud Vigilant
  • Автономные вертолеты Verhagen X2, разведка с помощью камеры flycam (2008)

[править] Израиль

БПЛА Израиля

Потребность в БПЛА у Армии обороны Израиля возникла в ходе «Войны на истощение» 1969—1970 годов. В этот период не было активных боевых действий. происходила артиллерийская и ракетная дуэль между силами Израиля и силами арабских стран. В этих условиях была весьма актуальной информация о месторасположении вражеских военных объектов, прикрытых ПВО. Традиционное применение авиации показала высокую стоимость такой разведи и весьма низкую эффективность. В связи с этим были использованы крайние меры — инициативная группа офицеров провела эксперимент по установке фотооборудования на обыкновенный радиоуправляемые модели самолётов. Их применение имело большой успех, были получены ценные разведданные, однако в то время наиболее перспективными считались крупные реактивные БПЛА, ресурсов на производство которых Израиль не имел и собирался закупать их у США.

Однако, во время Ливанской войны малые пропеллерные БПЛА широко применялись АОИ, что позволило нанести существенный урон военным силам и в основном технике Ливии, которая поражалась с помощью точного целеуказания БПЛА ракетам. С этого момента АОИ стала принимать на вооружения в основном небольшие по размеру и малозаметные БПЛА. Исключением стал БПЛА «Эйтан», сопоставимый по своим размерам (длина, размах крыльев) с самолётом F 15. На 2012 год это — один из самых крупных БПЛА по своим линейным размерам (по размаху крыльев и взлётному весу и остальным характеристикам уступает аппарату RQ-4 Global Hawk), производится полностью в Израиле и из израильских компонентов. По заявлению представителей АОИ самолёт оснащён уникальной, не имеющей аналогов в мире аппаратурой для ведения разведки и боевых действий. Практический потолок по заявлениям АИО составляет 13 км, что делает его неуязвимым для комплекса ПВО С 300, стоящего на вооружении у некоторых арабских стран, что заведомо неверно, так как данный комплекс способен поражать цели на высоте до 25 км.

Израиль является одним из ведущих производителей БПЛА в мире, не только по количеству аппаратов, но и по качеству и тактико-техническим характеристикам производимых БПЛА.

Канада

ЦЛ-289 , разведчик (1990)

  • Aeryon Scout , разведчик (2009)
  • Aeryon SkyRanger R60 , разведка (2013)
  • Aeryon SkyRanger R70 , разведка (2017)
  • Aeryon SkyRaider R80D , разведчик (2017)
  • Canadair CL-89 , разведка (1964 г.) — совместно финансировалась Великобританией, а затем и Западной Германией
  • ЦЛ-289 , разведчик (1990)
  • CL-227 Sentinel , разведчик (1977)
  • CL-327 Guardian , разведчик (1996)
  • Ч-160, разведчик (2009 г.)
  • CU-162 Vindicator (2011 г.)
  • Draganflyer X4, наблюдение (2009)
  • Draganflyer X6 , наблюдение (2009)
  • Draganflyer X8, наблюдение (2010)
  • Draganfly Tango, разведка
  • Meggitt Vindicator II (CU-162)
  • PrecisionHawk Lancaster, сельское хозяйство (2010)
  • Prioria Robotics Maveric
  • Silver Fox ALIX (Эксперимент по наблюдению и разведке Атлантического побережья) (2004 г.)
  • РАСШИРЕННАЯ СУБСОНИКА / XIPHOS Grasshopper (2000)
  • MMIST CQ-10 Snowgoose (2000)

Классификация БПЛА по принципу полёта

По принципу полёта БПЛА можно разделить: на БПЛА с жёстким крылом (самолётного типа); с гибким крылом; с вращающимся крылом (вертолётного типа);  с машущим крылом; аэростатического типа, а также на различные гибридные подклассы аппаратов, которые трудно однозначно отнести к какой-либо из перечисленных групп. Особенно много таких БПЛА, которые совмещают качества аппаратов самолётного и вертолётного типов.

БПЛА самолётного типа

У БПЛА самолётного типа подъёмная сила создаётся аэродинамическим способом за счёт напора воздуха, набегающего на неподвижное крыло. Аппараты такого типа, как правило, отличаются большей длительностью полёта, максимальной высотой полёта и высокой скоростью. БПЛА самолётного типа различаются по взлётной массе и бывают лёгкие (взлётная масса меньше 20 кг; выполнены в основном по схеме «летающее крыло», обладающей наибольшей несущей площадью и полезным объёмом при минимальных габаритах; используется в основном электродвигатель; время полёта около 1 ч, высота полёта до 1 км), средние (от 20 до 200 кг; наряду с электродвигателями применяют современные ДВС малой кубатуры; время полёта несколько часов и высота до 3–5 км); тяжёлые (более 200 кг, время полёта 10–12 ч и высота до 9–10 км; базируются на аэродромах, могут взлетать и садиться на асфальтовые и грунтовые аэродромы, а также взлетать с катапульты или с использованием твердотопливных ускорителей; в основном применяются бензиновые двигатели внутреннего сгорания, чаще всего 4-цилиндровые, имеют гиростабилизированную поворотную платформу для установки полезной нагрузки), сверхтяжёлые (более 1500 кг; высота полёта до 20 км, время полёта 24 ч и более; такие аппараты появились сравнительно недавно и мало распространены, используются как аппараты-аналоги пилотируемых самолётов и сверхдальние стратегические разведчики).

БПЛА с гибким крылом

Это дешёвые и экономичные летательные аппараты аэродинамического типа, в которых в качестве несущего крыла используется не жёсткая, а гибкая (мягкая) конструкция, выполненная из ткани, эластичного полимерного материала или упругого композитного материала, обладающего свойством обратимой деформации. В этом классе БПЛА можно выделить беспилотные моторизованные парапланы, дельтапланы и БПЛА с упруго деформируемым крылом. Крыло в аппаратах такого типа выполняется из композитного материала с большой степенью упругости. Это позволяет сворачивать крыло без опасения потерять его форму.

БПЛА вертолётного типа

БПЛА с вращающимся крылом. Подъёмная сила у аппаратов этого типа также создаётся аэродинамически, но не за счёт крыльев, а за счёт вращающихся лопастей несущего винта (винтов). Крылья либо отсутствуют вовсе, либо играют вспомогательную роль. Очевидными преимуществами БПЛА вертолётного типа являются способность зависания на месте и высокая маневренность, поэтому их часто используют в качестве воздушных роботов.

БПЛА с машущим крылом

Основаны на бионическом принципе – копировании движений, создаваемых в полёте летающими живыми объектами – птицами и насекомыми.

БПЛА аэростатического типа

Особый класс БПЛА, в котором подъёмная сила создаётся преимущественно за счёт архимедовой силы, действующей на баллон, заполненный лёгким газом (как правило, гелием). Этот класс представлен, в основном, беспилотными дирижаблями.

Что еще может предложить Россия?

По последним данным, с 2012 года в российскую армию на вооружение принято 900 беспилотников. В основном это разведчики, корректировщики огня, перехватчики различных сигналов противника. В 2021 году российские военные получат сразу семь первых отечественных беспилотных авиационных комплексов «Орион» (он же «Иноходец») разведывательно-ударного назначения.

«Орион» — средневысотный беспилотник большой продолжительности полета. Размах крыльев — 16 м, длина — 8 м, взлетная масса — 1 т. Крейсерская скорость заявлена на уровне 120 км/ч, максимальная же скорость неизвестна. Аппарат способен работать на высотах до 7,5 км. Максимальное время полета — 24 часа.

Беспилотник может нести управляемые ракеты и авиабомбы нескольких типов. Специально для него изготовлены боеприпасы малых калибров, чтобы «Орион» мог поднять груз в воздух.

В апреле 2021 года на авиабазе ВВС США впервые провели запуск беспилотника Kratos UTAP-22 с помощью искусственного интеллекта. Система Skyborg подняла аппарат, управляла им и посадила. До сих пор, когда речь шла о боевых дронах, имелось в виду противостояние людей. Весной 2021 года, возможно, началась другая история — о противостоянии машин.

Запуск беспилотника Kratos UTAP-22 с «компьютерным мозгом» на борту

(Фото: ВВС США)

Для чего это нужно

Применение «традиционных» средств противовоздушной обороны для борьбы с дронами порой оказывается неэффективным. Во-первых, беспилотные летательные аппараты могут быть очень маленькими и почти незаметными для радаров, а во-вторых, управляемые зенитные ракеты слишком дороги для того, чтобы тратить их на уничтожение подобных целей. Именно поэтому для нейтрализации БПЛА часто используется совсем иной метод, основанный на прерывании связи между «летающим роботом» и наземным пунктом управления.

Стоит только заглушить канал, по которому происходит обмен данными между дроном и его оператором – и беспилотник тут же оказывается беспомощным и практически бесполезным. Более того, всегда есть вероятность «переподчинения» БПЛА, перехвата управления, после которого противник сумеет по своему усмотрению либо принудительно посадить дрон, либо даже использовать его в собственных интересах.

БПЛА RQ-170 Sentinel, «плененный» ПВО Ирана.

Так, 21 февраля 2019 года иранским силам ПВО удалось нейтрализовать MQ-9 Reaper, который совершал разведывательный полет вблизи от иракско-сирийской границы. БПЛА совершил аварийную посадку, после чего военное командование США приняло решение уничтожить его, использовав для этого другой беспилотник. Почти сразу после этого представители Ирана опубликовали в Интернете ролик, из которого стало ясно, что мог быть нейтрализован и второй MQ-9 – по крайней мере, видеопоток, поступающий с его борта, был успешно перехвачен и дешифрован.

Ранее, в 2016 году иранцам удалось принудительно посадить на своей территории другой американский БПЛА – это был MQ-1 Grey Eagle. Но самым резонансным стал инцидент 2011 года, когда та же участь постигла сверхсекретный разведывательный RQ-170 Sentinel, принадлежавший ЦРУ. Первоначально официальные представители США вообще отрицали этот факт, затем заявили, что дрон рухнул на землю вследствие технических неисправностей, но после того, как Иран опубликовал фотографии и видеоролики, на которых демонстрировался неповрежденный RQ-170, «угон» пришлось признать.

Во всех перечисленных случаях против БПЛА использовалась система радиоэлектронной борьбы 1Л222 «Автобаза» российского производства. Этот комплекс подтвердил свою эффективность и в марте 2014 года, когда российским силам ПВО удалось принудительно посадить в Крыму американский разведывательно-ударный MQ-5B.

Развернутый комплекс РЭБ 1Л222 «Автобаза», многократно применявшийся против дронов.

Каждый подобный перехват чреват утратой самых разных военных секретов, не говоря уже о материальном ущербе и сорванной миссии. Неудивительно, что сегодня становится всё более актуальной концепция автономных БПЛА, которые могли бы действовать без связи с оператором. Разработка таких аппаратов, скорее всего, ведется весьма активно, но их создатели могут столкнуться с целым рядом весьма серьёзных проблем.

Беспилотные аппараты России

Як-133

Это дрон разработки компании «Иркут» — малозаметный аппарат, способный вести разведку и при необходимости уничтожать боевые единицы противника. Предполагается оснащение управляемыми ракетами, бомбами.

А-175 «Акула»

Комплекс, способный вести всепогодный мониторинг климата, в том числе на сложном рельефе. Изначально модель разрабатывалась ООО «АэроРоботикс» для мирных целей, но производители не исключают выпуск военных модификаций.

А-175 «Акула»

«Альтаир»

Разведывательно-ударный аппарат, способный продержаться в воздухе до двух суток. Практический потолок – 12 км, скорость в пределах 150-250 км/ч. На взлете масса достигает 5 тонн, из них 1 т – это полезная нагрузка.

«Альтаир»

БАС-62

Гражданская разработка «ОКБ Сухого». В разведывательной модификации способен собирать разносторонние данные об объектах на воде и суше. Допускается применение для контроля линий электропередач, картографирования, мониторинга метеорологической обстановки.

БАС-62

[править] История

Первыми беспилотными аппаратами были созданные военным инженером Чарльзом Кеттерингом, при финансовой поддержке США, The Kettering Aerial Torpedo, Kettering Bug, которые должны были быть фактически крылатыми бомбами, которые по часовму механизму отстреливали крылья и падали на цель. Дальше испытания моделей дело не пошло.

Первый неодноразовый БПЛА был разработан Британцами в 1933 году. Разработке дали название Queen Bee. Всего было создано три БПЛА на базе биплана Fairy Queen, радиоуправление осуществлялось с корабля, два авварата в ходе испытаний разбились, третий совершил удачный полёт. Это считается первый удачный опыт создания БПЛА. В ходе Второй Мировой Войны ВМС США в 1944 году применяла дистанционно управляемые самолёты B-17, которые использовались для авианалётов на базы германских подводных лодок.

Сегодня производятся и проектируются различные БПЛА с размерами не превосходящие крупных птиц, до полноразмерных самолётов с практическим потолком до 25 км мировым лидером в производстве БПЛА является США, на втором месте Израиль, на третьем Великобритания.

1.1 Концепция современных боевых действий

Конфликты на Ближнем Востоке, на Балканах и в Ираке продемонстрировали новые технологии ведения боевых действий и обозначили основные направления их развития и совершенствования с учетом современных достижений в создании интеллектуального оружия различного назначения.

Эти технологии базируются на ряде основных принципов:

  1. создание единой информационной, управляющей и ударной среды, простирающейся от поверхности земли (воды) до космоса и доступной различным военным потребителям от стратегического уровня (армия) до тактического уровня – взвод, группа солдат или даже отдельный солдат. Всеобъемлющая и своевременная информация, а также управление рассматриваются в качестве ведущего компонента достижения успеха ;
  2. возрастание глубины огневого поражения, требующее увеличения дальностей действия проектируемых средств поражения;
  3. одновременное преодоление повышающейся защищенности большинства целей, например, систем объектовой ПВО противника;
  4. активное применение относительно дешевых боеприпасов классов “воздух -поверхность” и “ поверхность – поверхность”.

Единая информационная среда обеспечивается непрерывной разведкой, планированием и управлением выполнения запланированных действий с привлечением минимально необходимых ударных средств.

Одним из типов современного интеллектуального оружия, вызывающего особый интерес в последнее время, стали беспилотные летательные аппараты (unmanned aerial vehicle (UAV)). Известные проекты БЛА разработаны или разрабатываются в большинстве для решения следующих задач:

  1. разведка или целеуказание оружию,
  2. в качестве ударных средств .

Параллельно несоответствие боевых возможностей классических: артиллерии ВМФ и Сухопутных войск, неуправляемых авиабомб в РФ и во всем мире (включая США) современным тактическим требованиям стимулировало появление большого количество работ в направлении обеспечения выполнения требований к точности наведения.

Важнейшим направлением повышения точности стрельбы является создание комплексов управляемого вооружения на базе высокоточных артиллерийских боеприпасов (ВТАБ) и управляемых авиационных бомб (УАБ), обеспечивающих многократное сокращение расхода снарядов и времени решения огневых задач. Создание ВТАБ и УАБ, характеризующихся повышенной боевой эффективностью, рассматривается зарубежными военными специалистами в качестве одного из основных направлений совершенствования артиллерии и авиации в ближайшие 10-15 лет .

Беспилотники для Арктической зоны

Объективные условия и географическое положение Арктической зоны предполагают необходимость наличия на оснащении БВС большой дальности и продолжительности полета. Ввиду территориальной протяженности региона воздушный мониторинг является наиболее эффективным средством дистанционного сбора данных. Включение в состав авиационного компонента Арктической группировки МЧС России перспективных беспилотных авиационных систем позволит во взаимодействии с силами и средствами других ведомств, а также работающих в регионе крупных компаний организовать развитую разведывательно-информационную инфраструктуру.

Таким образом, на основе принятой Концепции применения беспилотных авиационных систем МЧС России, а также с учетом опыта их практического использования при предупреждении ЧС и ликвидации их последствий способы и тактические приемы использования беспилотных летательных аппаратов будут совершенствоваться, а диапазон сфер применения при решении задач МЧС России – расширяться.

Опубликовано в журнале «Системы безопасности» №2/2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector