Ловушка для дрона: как вывести из строя беспилотник

Беспилотные аппараты России

Як-133

Это дрон разработки компании «Иркут» — малозаметный аппарат, способный вести разведку и при необходимости уничтожать боевые единицы противника. Предполагается оснащение управляемыми ракетами, бомбами.

А-175 «Акула»

Комплекс, способный вести всепогодный мониторинг климата, в том числе на сложном рельефе. Изначально модель разрабатывалась ООО «АэроРоботикс» для мирных целей, но производители не исключают выпуск военных модификаций.

А-175 «Акула»

«Альтаир»

Разведывательно-ударный аппарат, способный продержаться в воздухе до двух суток. Практический потолок – 12 км, скорость в пределах 150-250 км/ч. На взлете масса достигает 5 тонн, из них 1 т – это полезная нагрузка.

«Альтаир»

БАС-62

Гражданская разработка «ОКБ Сухого». В разведывательной модификации способен собирать разносторонние данные об объектах на воде и суше. Допускается применение для контроля линий электропередач, картографирования, мониторинга метеорологической обстановки.

БАС-62

1.5 Разработка беспилотных летательных аппаратов в РФ и за рубежом

Рынок беспилотных летательных аппаратов — один из наиболее быстрорастущих сегментов авиационного рынка во всем мире. По прогнозам мировой печати инвестиции в эту область в ближайшее десятилетие будут исчисляться многими миллионами долларов.

На сегодняшний день разработкой БЛА для военных и гражданских целей в РФ занимается ряд фирм оборонного комплекса (ОКБ «Сокол» (Казань), НИИ «Кулон», КБ «Луч») и коммерческих организаций (ООО «ТеКнол»).

Сложно однозначно определить наиболее эффективный подход. С одной стороны, только налаженная кооперация оборонного комплекса способна создать сложный и многофункциональный БЛА, но с другой стороны, с учетом современных тенденций миниатюризации таких аппаратов, подключения частного капитала, а также простотой покупки электроники за рубежом (при условии не использования в изделиях военного назначения) задача по созданию БЛА вполне выполнима и небольшой коммерческой организацией.

1.5.1 Микро БЛА. Военное применение

В настоящее время без БЛА не обходится ни один вооруженный конфликт с участием армий развитых стран. Широкое внедрение подобных ЛА отвечает концепциям повышения автоматизации управления подразделениями и частями и сокращения потерь личного состава. Разведывательный комплекс, основанный на БЛА, служит для обеспечения командира на поле боя воздушной разведывательной информацией о текущей обстановке в его зоне ответственности. Использование такого комплекса позволяет обходиться без заявок на разведку в вышестоящий штаб (связанный с “большой” авиацией) и избавляет от ожидания результатов разведки. БЛА способны и уже активно выполняют задачи, решаемые разведгруппами.

Однако существующие БЛА и ДПЛА (дистанционно пилотируемые летательные аппараты) – это сложная, объемная техника, требующая подготовленных специалистов. Такую технику сложно разместить на переднем крае, не говоря о том, чтобы взять её с собой в разведку. Таким образом, перед разработчиками новых перспективных БЛА встала задача создания мобильных, простых в эксплуатации и дешевых средств ведения воздушной разведки.

Ряд научно – исследовательских учреждений и конструкторских бюро в США и во всем мире подошли к решению этой задачи через уменьшение размеров БЛА и упрощение управления ими, наделяя их большой автономностью – мини- и микро-БЛА. Повышенный интерес в этому классу аппаратов в последнее время, согласно данным Управления перспективных исследований и разработок МО США (DAPRA), является результатом одновременного появления новых достижений в области миниатюризации компонент ЛА и новых военно-технических концепций применения таких аппаратов, лежащих в русле перспективных концепций информатизации вооруженной борьбы. Идея серии БЛА размером с ладонь (MAV – micro air vehicle), была предложена DARPA. Для оценки технической реализуемости аппаратов DARPA проводит работы по основным компонентам таких аппаратов (планеру, энергосиловой установке, двигателю, полезной нагрузке – информационным датчикам, системе управления и навигации). DARPA финансирует работы по ряду таких устройств, в том числе по лёгким батареям и пьезоэлектрическим моторам для машущих крыльев. Последние могут быть эффективны для микроаппаратов нетрадиционных  аэродинамических компоновок, осуществляющих полёт по принципу птиц или насекомых. Целевая потребность в аппаратах этого класса связывается с прогнозируемыми условиями ведения конфликтов в XXI-м веке. При этом особо выделяются боевые действия в нестандартных условиях, например, в городских .

Локально управляемые мини- и микро-БЛА позволят значительно уменьшить время ожидания, свойственное существующим средствам разведки, и, действуя по требованию отдельного солдата, выдавать информацию относительно окружающей обстановки, повышать ситуационную осведомленность и на этой основе повышать эффективность предпринимаемых действий, снижая требования к численности и уменьшая потери среди личного состава подразделений.

1.5.2 БЛА для задач гражданского потребителя

Кроме военных областей применения существует большое количество потенциальных коммерческих приложений БЛА. Они включают оперативный контроль движения, контроль границ, противопожарный дозор и спасательные операции, мониторинг в лесном хозяйстве, наблюдение живой природы, мониторинг и фотосъемку недвижимости и др.

«Вади» Израиля против «Силиконовой долины» США

Начинка IAI Eitan разработана в технопарках Большого Тель-Авива: от Герцлии до Ришон Ле-Циона. По аналогии с США, их называют «Кремниевые вади» — так зовут сухие речные долины на Ближнем Востоке.

iai.co.il
Система связи IAI Eitan поддерживает устойчивый контакт с оператором на дистанции до 250 километров.

Израильский дрон IAI Eitan оборудован электрооптикой дневного и ночного видения с лазерным целеуказателем. Разведсистема AMPS, известная как «Мигдаль Эш», или «Огненная башня», собирает данные с разных датчиков в «объёмную» 3D картинку, которая мгновенно «летит» в центр управления. Также дрон оснащён радиолокатором, который обнаруживает цели в радиусе 300 километров и комплексом радиоэлектронной борьбы.

«Звёздно-полосатый» «Жнец» тоже активно использует спутники. Рабочая станция «американца» Block 50 GCS оснащена своими новинками. Это и многоканальная система связи Multi-Level Secure Integrated Communication System (MLS ICS), и двойные радиостанции ARC-210 на кончике крыльев. Их «фишка» —  работа в связке сразу с несколькими командными центрами на земле и в воздухе.

af.mil
MQ-9 Reaper собирает информацию через многоспектральный комплекс датчиков Raytheon AN/AAS-52.

«Собирает» «Жнец» информацию через многоспектральный комплекс датчиков Raytheon AN/AAS-52. Он включает цветную либо монохромную камеру дневного видения, камеру с лазерным дальномером и целеуказателем, а также инфракрасную камеру для темноты и плохой видимости. Радиолокатор американского дрона с Lynx Block 20A способен выдать картинку качеством в 1080 пикселей. Правда, с оговоркой — такое высокое разрешение доступно лишь в радиусе до 100 км. И это заметно ниже, чем у израильтянина.

Система корректирования огня у MQ-9 Reaper обладает весомым преимуществом — индикатор наземного движения настолько «глазастый», что легко «разглядывает» даже мелочи. И тогда в дело готовы вступить главные козыри любого ударного беспилотника — бомбы и ракеты. Чем ещё способен удивить «Жнец» своих врагов?

Разновидности БПЛА

Боевые дроны обычно классифицируются по типу управления на дистанционные, автоматические и неуправляемые.

Кроме того, в ходу классификация по массе и ТТХ:

  • Ультралегкие. Это самые легкие БПЛА, вес которых не превышает 10 кг. В воздухе они могут провести в среднем час, практический потолок составляет 1000 метров;
  • Легкие. Масса таких машин достигает 50 кг, подняться они способны на 3-5 км и провести в работе 2-3 часа;
  • Средние. Это серьезные устройства массой до тонны, их потолок составляет 10 км, и в воздухе они могут без приземления провести до 12 часов;
  • Тяжелые. Крупные летательные аппараты весом более тонны, способны подняться на высоту 20 км и без приземления отработать более суток.

Неуправляемые

Неуправляемые системы – это простейшая форма БПЛА. У них управление происходит за счет бортовой механики, установленных характеристик полета. В такой форме можно использовать мишени, разведчики или снаряды.

Дистанционного управления

Дистанционное управление обычно происходит за счет радиосвязи, что ограничивает радиус действия машины. Например, гражданские ЛА могут действовать в пределах 7-8 км.

Беспилотник на учениях

Автоматические

В основном это боевые машины, способные самостоятельно выполнять сложные задачи в воздухе. Этот класс машин самый многофункциональный.

1.6 Основные задачи, стоящие перед разработчиками БЛА

Почти все существующие серийные БЛА, способные решать рассмотренные задачи, имеют вес более 15 килограммов и  размеры по некоторым измерениям порядка 2 метров. Это существенно ограничивает круг их применения и увеличивает стоимость, поэтому основной тенденцией развития БЛА в России и в других странах на сегодняшний день является уменьшение стартовой массы и размеров БЛА, при сохранении большой дальности и длительности полета. Данная концепция развития выдвигает определенные требования, связанные с миниатюризацией бортовой электроники и электроники входящей в состав полезного груза, а также требования к использованию передовых технологий расчета и изготовления конструкции ЛА. В связи с этим данный класс БЛА начал формироваться совсем недавно. Несколько таких ЛА разработано американскими конструкторскими организациями, причем они применялись в военной операции против Ирака. Аналогичные работы ведутся также в Израиле, Франции и России.

Другими требованиями к проектируемым БЛА является невысокая стоимость и многофункциональность аппаратов.

Рассматриваемые тенденции характерны еще для одного из классов ЛА – мини- и микро-ИСЗ.

Преимущества и недостатки БПЛА

По сравнению с пилотируемой техникой, БПЛА имеют серьезные преимущества:

  1. Массогабаритные характеристики улучшаются, растет живучесть единицы, снижается заметность для радаров;
  2. Беспилотники дешевле пилотируемых самолетов и вертолетов в десятки раз, при этом узкоспециализированные модели могут решать на поле боя сложные задачи;
  3. Разведывательные данные при использовании БПЛА передаются в режиме реального времени;
  4. На пилотируемую технику распространяются ограничения на применение в условиях боя, когда риск гибели слишком высок. Подобных проблем у автоматизированных машин нет. Учитывая экономические факторы, пожертвовать несколькими будет значительно выгоднее, чем потерять подготовленного летчика;
  5. Боеготовность и мобильность максимальна;
  6. Несколько единиц можно объединять в целые комплексы для решения ряда сложных задач.

Як-133

Недостатки любой летающий дрон тоже имеет:

  • пилотируемые устройства имеют значительно большую гибкость на практике;
  • до сих пор не удается прийти к единому решению вопросов спасения аппарата в случае падения, посадки на подготовленных площадках, осуществления надежной связи на больших дистанциях;
  • надежность автоматических устройств до сих пор значительно ниже пилотируемых аналогов;
  • по различным причинам в мирное время полеты беспилотных ЛА серьезно ограничиваются.

Бразилия

  • 14-X , ГПВП 10 мАч, разрабатываемый FAB.
  • A-20 LTA VANT Коммерческий БПЛА космических дирижаблей.
  • Acauã VANT Экспериментальный БПЛА ВВС Бразилии для разработки электронных систем для будущих бразильских БПЛА.
  • XMobots Apoema 1000B LALE (маловысотная, большая дальность ) (2009 г.)
  • AGPlane UAV of AGX / Aeroalcool. Сельскохозяйственный и гражданский БПЛА для наблюдения.
  • Arara M1 Малый разведывательный БПЛА.
  • Arara T1 Small UAV / цель AGX / Aeroalcool для ВМС Бразилии .
  • Azimute Santos Lab Comercio e Industria Aerospacial Ltda.
  • BQM-1BR Первый бразильский БПЛА / цель CBT (Companhia Brasileira de Tratores).
  • Caçador , разработанный израильской компанией IAI Heron
  • Переносной БПЛА Carcara Infantry, состоящий на вооружении бразильской морской пехоты Santos Lab Comercio e Industria Aerospacial Ltda.
  • Carcara II Новая версия Carcara для ВМС, Santos Lab Comercio e Industria Aerospacial Ltda.
  • Дюмон — Новые технологии,
  • Элетрон БПЛА БРВАНТА.
  • Avibras Falcão Тактический БПЛА, Avibras
  • Flight Technologies FS-01 Watchdog Brazilian Тактический разведывательный БПЛА
  • Flight Technologies FS-02 AvantVision Бразильский мини-БЛА
  • Переносной БПЛА Flight Technologies FT-100 Horus Soldier, состоящий на малой службе в бразильской армии Flight Technologies на базе FS-02
  • Flight Technologies FT-200 Watchdog Бразильский тактический разведывательный БПЛА от Flight Technologies на базе FS-01
  • БПЛА Flight Technologies VT-15 Испытания бразильской армии на базе Flight Technologies FT-200 Watchdog.
  • Мини-БПЛА Gyro 200 ED Квадрокоптер Gyrofly Innovations.
  • Gyro 500 Мини-БПЛА Квадрокоптер Gyrofly Innovations.
  • Harpia Это тактический БПЛА среднего размера компании Harpia Systems (совместное предприятие Embraer Defense and Security , AEL Systems и Avibras ), остановленный в январе 2016 года.
  • БПЛА Hornet H2 компании BRVANT.
  • Jabirú Santos Lab Comercio e Industria Aerospacial Ltda.
  • БПЛА Aeromot K1AM / Дрон-мишень для ВМС Бразилии на базе дрона Northrop KD2R-5 .
  • Протонный БПЛА БРВАНТА.
  • БПЛА SARVant Surveillance, разработанный консорциумом OrbiSat (SAR Radar), Aeroalcool (планер) и AGX (управление полетом).
  • Мишень Sea Runner ВВС Бразилии .
  • Бразильский мини-БЛА Tiriba от AGX Tecnologia. 4 кг, легкий гражданский БПЛА

Масштаб использования

Исследование Brookings Institution, проведенное в августе 2013 года, показало, что в ВВС США насчитывается около 1300 пилотов дистанционно пилотируемых самолетов (ДПВС), что составляет 8,5 процента от общего числа пилотов ВВС, по сравнению с 3,3 процента в 2008 году. Ежедневные требования к патрулированию (CAP) растут более быстрыми темпами, чем можно обучить пилотов RPA, при этом коэффициент выбытия во время проверки полета RPA в три раза выше, чем у традиционных пилотов, и на 13% ниже уровень повышения до майора, чем у других офицеров.

По состоянию на январь 2014 года американские военные используют большое количество беспилотных авиационных систем: 7 362 RQ-11 Ravens ; 990 AeroVironment Wasp III ; 1137 AeroVironment RQ-20 Pumas ; и 306 малых БПЛА RQ-16 T-Hawk и 246 Predators и MQ-1C Gray Eagles ; 126 жнецов MQ-9 ; 491 RQ-7 Shadows ; и 33 больших системы RQ-4 Global Hawk .

По состоянию на середину 2014 года ВВС США обучают больше пилотов дронов, чем пилотов истребителей и бомбардировщиков вместе взятых.

Конструктивные особенности дронов

Дроны или БПЛА по своим конструктивным особенностям похожи на вертолет, с разнесенными лучами, на которых установлены винты. В зависимости от назначения количество двигателей и винтов на дронах может быть от четырех до восьми.  Хотя иногда встречаются аппараты и с большим количеством двигателей.

Рис.7 Дрон с 8-ю винтами

Посредине устанавливается все необходимая электронная начинка для управления, так называемый полетный контроллер, и крепятся стойки для безопасной посадки устройства. Полетный контроллер получает питание от аккумулятора, и взаимодействует с датчиками высоты, гироскопом и системой приема и передачи сигналов.

Он по сигналу от пульта управления или по заранее заложенной программе может менять скорость, высоту, выполнять другие действия, характерные для разновидности дронов. Дроны по своим полетным характеристикам условно делятся на следующие классы:

  1. Микро. Самые легкие БПЛА, вес до 1 кг, могут находиться в воздухе в течение 1 часа, набирают высоту 1 км.

Рис.8 Микро дрон

  1. Мини. Вес дронов до 50 кг, в воздухе могут находиться 5 часов, а высота полета от 3 до 5 км.
  2. Класс Миди. БПЛА среднего класса, вес может достигать 1 тонны. Длительность пребывания в воздухе 15 часов. Дроны способны летать на высоте до 10 км.
  3. Тяжелые БПЛА. Такие дроны применяют для длительных полетов продолжительностью более 24 часов. Вес их превышает 1 тонну, и они могут подниматься на высоту 20 км.

В конструкцию дронов входят спутниковые навигаторы и программируемый, в зависимости от условий полета, модуль. В тех случаях, когда БПЛА производит видеосъемку и передает информацию на пульт управления, в нем смонтирована карта памяти и передающее устройство. 

Португалия (Portugal)

Беспилотники могут летать только днем ​​и всегда должны быть видны человеку, управляющему аппаратом. Существуют зоны ограниченного доступа, и ни один дрон не может летать на высоте более 120 метров над землей, если только Управление гражданской авиации (ANAC) не дало разрешения на это.

Беспилотники не должны летать над группами людей более 12 человек. Пилоты, желающие летать над большими группами людей, должны иметь предварительное разрешение от ANAC.

Беспилотники весом более 25 кг требуют разрешения ANAC.

Дроны должны находиться в пределах прямой видимости.

Полеты дрона должны выполняться только в благоприятную погоду и в условиях хорошей видимости.

Не летайте над ограниченными, запрещенными, опасными, зарезервированными или временно зарезервированными районами. Не пролетайте над посольствами, военными объектами, силами безопасности и службами, тюрьмами и образовательными центрами.

Дроны должны находиться вдали от людей и имущества и не должны находиться рядом с пилотируемыми коммерческими или частными рейсами. Пилотируемый самолет всегда должен иметь приоритет.

Пилоты-дроны всегда должны учитывать конфиденциальность всех людей при полете на дроне.

Беспилотные летательные аппараты, которыми управляют пилоты в возрасте до 14 лет, а также беспилотные летательные аппараты, классифицируемые как игрушки, должны находиться на расстоянии не менее 30 метров от людей и имущества.

Беспилотные летательные аппараты, которыми управляют пилоты в возрасте до 14 лет, а также беспилотные летательные аппараты, классифицированные как игрушки, не должны летать выше 30 метров над землей.

Карта запретных для полетов зон доступна для ANAC здесь: (http://www.voanaboa.pt/codigo-drone)

Для съемок и фотографирования с использованием дрона требуется разрешение ВВС, здесь: (www.aan.pt)

У дронов должны быть постоянно включены сигнальные огни.

Дронам запрещено летать в пределах 5 километров от любого аэропорта.

Фармацевт

В Руанде, Танзании, Папуа-Новой Гвинее, Гане и других странах дроны приспособили для доставки медикаментов, крови для переливания, вакцин и даже трансплантатов. В этой миссии задействовали беспилотники калифорнийской компании Zipline, тесно сотрудничающей с международной организацией «Врачи без границ».

Дрон доставляет препараты в Гане

В нескольких американских штатах запустили тестирование такой доставки. Так, в Балтиморе удалось с помощью дрона оперативно перевезти почку для трансплантации.

Дрон перевозит почку для трансплантации в США

А в Индии начали тестировать доставку вакцин против коронавируса с помощью БПЛА.

Индустрия 4.0

Медицинские дроны: как использовались беспилотники в борьбе с COVID-19

1.2 Управляемые авиационные бомбы

В ряде локальных конфликтов, в том числе в Югославии, в Ираке широкое применение получили управляемые авиационные бомбы.

Определение:  УАБ – бомбы, снабженные системой управления, которая позволяет сделать ее промах относительно цели минимальным .

Работы в этом направлении ведутся в Великобритании, Франции, ФРГ, Бельгии, Швеции, Израиле, Японии, лидером же в разработке УАБ являются США. Производство этого класса ЛА ведется в двух направлениях:

1. массовое,

2. специальное, создаваемое для выполнения особых заданий, характеризующееся, например, высокой точностью, специальной боевой частью и т.п.

Важной характеристикой каждого боеприпаса считается отношение массы БЧ к его общей массе. У неуправляемых АБ это отношение близко к 1, у авиационных управляемых ракет класса «воздух-поверхность» оно составляет 0.2…0.5, а для УАБ это отношение примерно равно 0.7…0.9. Таким образом, при прочих равных условиях УАБ доставит к цели вдвое больше БЧ, чем управляемая ракета, что играет особую роль при поражении прочных и заглубленных целей на дальности до 100 км

Таким образом, при прочих равных условиях УАБ доставит к цели вдвое больше БЧ, чем управляемая ракета, что играет особую роль при поражении прочных и заглубленных целей на дальности до 100 км.

По оценке зарубежных специалистов, основными преимуществами УАБ по сравнению с обычными авиационными бомбами являются:

  1. повышение точности попадания в цель в 4…10 раз,
  2. сокращение расхода боеприпасов в 5…25 раз в зависимости от типа цели,
  3. уменьшение числа самолето-вылетов в 2…20 раз и числа заходов на цель,
  4. повышение живучести самолетов-носителей,
  5. сокращение затрат на выполнение боевой операции в 2…30 раз,
  6. возможность избирательного поражения цели .

В последних локальных конфликтах роль УАБ постоянно увеличивается, так как они сочетают:

  • высокую точность попадания в цель,
  • достаточно мощную БЧ,
  • относительно низкую стоимость.

В настоящее время сформировались два подвида УАБ: корректируемые (КАБ) и планирующие.

Определение:  КАБ – это УАБ, траектория движения которой формируется таким образом, чтобы минимизировать величину ее отклонения от баллистической траектории (неуправляемой), проходящей через цель и лежащей в пределах «трубки» рассеивания бомбы.

Определение:  Управляемая планирующая авиационная бомба – это УАБ, в траектории движения которой содержится четко выраженный планирующий участок и дальность действия которой превышает баллистический относ УАБ. Как правило, эти АБ используется в составе ударного авиационного комплекса для выполнения наиболее сложных боевых задач, причем без вхождения самолетов в зону действия объектов противовоздушной обороны, а КАБ применяются для поражения широкого класса малоразмерных прочных целей при частично или полностью подавленной ПВО .

Вооружение

Беспилотный летательный аппарат MQ-9 Reaper обладает семью точками подвески. Одна из них находится в центре, непосредственно под фюзеляжем, а остальные шесть – под крыльями, по три с каждой стороны. На последних модификациях «Жнеца» появились количество точек подвески доведено до девяти.

БПЛА MQ-9 с «типичным» комплектом вооружения под крыльями.

Центральный подфюзеляжный узел используется для крепления различных видов целевого оборудования (например, блока постановки помех). Остальные точки предназначены для размещения различных видов оружия:

AGM-114 Hellfire. По существу, это «главный калибр» MQ-9. В варианте стандартной загрузки «Жнец» вооружается четырьмя такими ракетами, закрепленными на средних точках подвески. Максимальная загрузка составляет (на последних модификациях) 12 или даже 14 ракет. Использоваться могут все варианты AGM-114.
Brimstone. Двухрежимная малогабаритная управляемая ракета, созданная в Британии на базе AGM-114. Беспилотник способен взять на борт до восемнадцати таких боеприпасов.
Корректируемые авиабомбы весом до 230 кг. Крепятся только на внутренние точки подвески. Использоваться могут все варианты бомб JDAM соответствующей массы, а также, например, GBU-12 Paveway II.
Управляемые ракеты «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder и AIM-92 Stinger. Могут устанавливаться на внешних точках подвески.

Стандартный набор вооружения – это две корректируемые авиабомбы и четыре AGM-114 Hellfire. Бортовое оборудование позволяет отслеживать до 12 целей одновременно, выпуская по ним ракеты в режиме «пульсации» — через каждые 0,32 секунды.

К российским границам

В ноябре прошлого года СМИ сообщили о появлении первого беспилотника RQ-4D Global Hawk на сицилийской авиабазе. Аппарат прибыл из Калифорнии в Италию «своим ходом», проведя в воздухе 22 часа.

По данным мониторингового ресурса PlaneRadar, американские беспилотники RQ-4D Global Hawk в последнее время достаточно часто появляются близ границ России и соседних государств. За последний месяц наблюдатели фиксировали их появление в районе линии разграничения в Донбассе — 18, 19, 26, 28 и 29 декабря, а также 16 и 17 января. БПЛА взлетали с базы Сигонелла.

Кроме того, в зону внимания натовских беспилотников попадали Калининградская область и Крым.

«По представлениям НАТО, в районе Крыма и Калининграда Россия формирует так называемые зоны ограничения доступа (A2AD). То есть это зоны, куда в случае военной ситуации войска противника не смогут близко подойти без риска быть уничтоженными. То, что там находится, и интересует НАТО, — объяснил причины такого внимания в беседе с RT старший научный сотрудник Центра политических исследований России Вадим Козюлин. — Это обычная военная работа, то, чем военные заняты в мирное время, — готовятся к войне».

Как считает Дмитрий Корнев, скрыть что-то от современных беспилотников типа RQ-4D Global Hawk действительно сложно.

  • RQ-4D Global Hawk

«Защищаться от таких систем достаточно тяжело, потому что радиолокационное обнаружение позволяет находить любые объекты. Но, конечно же, никто не отменял необходимость маскировать технику, маскировать размещение воинских частей», — считает эксперт.

В Минобороны России ранее заявляли о формировании специальных подразделений по борьбе с беспилотниками. В их арсенал, в частности, должны войти подразделения РЭБ (радиоэлектронной борьбы), которые будут подавлять работу электронных систем противника.

Как отметил в беседе с RT военный эксперт, полковник запаса Михаил Ходарёнок, в вооружённых силах России уже отработано противодействие иностранным комплексам слежения.

Технологии в производстве квадрокоптеров

Возможно, самым большим прорывом в технологии потребительских беспилотников стала классическая  модель для большинства квадрокоптеров с четырьмя несущими винтами. Этот дизайн является стандартом де-факто для потребительских дронов, которые мы знаем сегодня.

Уровень технологий не только быстро развился, но и стоимость технологий снизилась очень быстро. Это привело к доступности беспилотных летательных аппаратов с усовершенствованными датчиками и стабилизированными камерами менее чем за 6000 рублей!

Ряд крупнейших производителей — например, Yuneec, Parrot и DJI — используют соответствующий технологический опыт в смежных отраслях.

Например; Yuneec — одна из самых инновационных и крупнейших компаний, обладающая опытом в области электрической авиации, Parrot имеет большой опыт в производстве высококачественных беспроводных продуктов, а лидер рынка DJI имеет опыт производства технологий стабилизации портативных камер.

Некоторые другие производители, которые не имеют соответствующего технологического опыта, просто копируют существующие технологии и разработки от ведущих компаний-дронов. На рынке беспилотников нет недостатка в подражателях, поэтому мы расскажем о лучших компаниях на, на которые стоит обратить внимание

1.3 Артиллерийские снаряды большого радиуса действия

Определение:  Артиллерийский снаряд –  вращающееся летящее тело, выпущенное из некоторой пусковой установки.

Развитие современной артиллерии движется по направлениям во многом сходным с развитием бомбового вооружения (увеличение дальности пуска, повышение точности). Рассмотрим современные тенденции на примере артиллерийских снарядов морского базирования Ex-171 ВМФ США. Две пары носовых крыльев (схема «утка») – являются единственным органом управления, позволяющим компенсировать отклонение траектории от номинальной. Задача рассматриваемого вооружения – прицельная и синхронизированная по времени огневая поддержка берегового десанта со стороны ракетного эсминца, находящегося за пределами досягаемости противника . Эта возможность увеличения дальности и точности огневой поддержки со стороны надводных военно-морских сил выведет на новый качественный уровень маневренность боевых действий за счет большей подвижности морской пехоты.

Однако, вследствие рассеяния (переменного ветра, воздействия ускоряющего заряда, ошибки целеуказания и т.д.) дальность стрельбы для современных артиллерийских снарядов ограничена  и они не могут считаться высокоточным оружием. Установка ракетного двигателя, используемого для придания скорости снаряду после его выхода из ствола, увеличивает дальность полета снаряда, однако без бортовой аппаратуры наведения и управления растет неопределенность точности попадания в цель.

Оператор беспилотных летательных аппаратов – профессия перспективная


В справочнике востребованных и перспективных профессий, публикацию которого Минтруд планирует в течение октября этого года, отдельным списком выделены наиболее перспективные и многообещающие специальности, получить которые можно в рамках учреждений среднего специального образования. В этом перечне есть увлекательная профессия, даже название которой ассоциируется с фантастическими фильмами, – это оператор беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Такими беспилотниками, например, являются современные модели квадрокоптеров, которые для многих являются хобби, любимым занятием на выходных и каникулах. Ребята запускают свои «квадрики» и соревнуются друг с другом в искусстве управления летающим аппаратом, а также снимают видео с помощью камеры, установленной на корпусе квадрокоптера или, как его еще называют, дрона.

Присмотритесь, если ваш ребенок готов целый день гоняться за своим радиоуправляемым летательным аппаратом, если постоянно обдумывает варианты усовершенствования модели, улучшения тактики управления, то, вероятно, профессия оператор БПЛА может стать для него любимым делом всей жизни, позволит ему найти свое место в обществе и получать удовлетворение от каждого прожитого дня. Ведь применение мультикоптеров открывает весьма заманчивые возможности в бизнесе и научных исследовательских экспедициях. Эти юркие и стремительные аппараты могут сохранить жизнь многим людям во время спасательных операций, например, доставить лекарственные препараты на недоступную территорию. И во всех этих случаях потребуется специалист, ас по вождению дронов.

Если в России данная специальность пока еще экзотика, то в Китае она активно внедряется в разные сферы общественной жизни. Например, в китайском городе Нанкин сформировано специальное подразделение полиции, в котором уже заступили на службу семь мулькоптеров. Несмотря на некоторые технические вопросы, связанные с безопасностью использования беспилотников в населенных пунктах, а также с юридическими нюансами, городским департаментом принято решение о допуске водителей дронов к прохождению службы. В обязанности операторов по управлению беспилотниками входит обеспечение порядка на улицах. С дронов должно производиться наблюдение за массовыми общественными мероприятиями, а также аппараты будут использоваться в аварийных и чрезвычайных ситуациях.

Конечно же, в любой сфере деятельности человека могут появляться разного рода злоупотребления. И управление квадрокоптерами, к сожалению, не избежало такой нелицеприятной участи. Например, в июле 2020 года украинские пограничники произвели задержание группы злоумышленников, переправляющих на дронах через границу блоки импортных сигарет.

И все же, несмотря на отдельные случаи правонарушений, связанных с использованием мультикоптеров, эксперты выражают уверенность в том, что правомочная созидательная деятельность во благо общества и государства преобладает в применении беспилотных летательных агрегатов. Минтруда планирует официально утвердить профессию оператор БПЛА, а Минобрнауки откроет новые направления подготовки в ссузах.

По словам руководителя Агентства стратегических инициатив Дмитрия Пескова, профессиональных водителей дрона будут обучать примерно так же, как в автошколах. Процесс обучения будет завершаться экзаменом с инструктором и вручением сертификата на право управления беспилотными аппаратами. Есть предположение, что уже в 2020 году в Москве появится первая школа водителей дронов.

Специалисты АСИ выражают убежденность в целесообразности и полезности профессии, позволяющей, не выходя из дома, управлять полетом беспилотника через интернет и доставлять определенные товары людям с ограниченными возможностями или оказывать помощь в чрезвычайных ситуациях.

Особое значение имеет применение беспилотников в военно-промышленном комплексе, в котором уже проводится подготовка учебной базы для обучения специалистов, управляющих различными моделями беспилотных летательных аппаратов.

  • Share
  • Tweet

Likes(3)Dislikes(2)

Удачный стартап отставных лейтенантов

К созданию первых дронов Израиль толкнула нужда. В 1969-м соседи объявили маленькой и ещё неокрепшей стране войну на уничтожение. В первые дни конфликта авиация Израиля несла серьёзные потери — советские зенитные ракетные комплексы, стоявшие на вооружении арабских стран, отрабатывали «на отлично». Отчаянная ситуация заставила экстренно искать решение. Пришлось распечатать «кубышку» и заглянуть в «военную лавку США» — так в авиаотряде Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) появились радиоуправляемые дроны Firebee. Громоздкие и неповоротливые полуторатонники всё-таки помогли в борьбе с арабскими ПВО. Однако к началу 1970-х машины уже явно устарели. Но где взять новинку, генералы и руководство Израиля пока не представляли: что-то поновее партнёры из США и Великобритании продавать не спешили.

davidpride.com
Радиоуправляемый дрон Firebee.

Впрочем, новинку в ВВС Израиля приняли холодно, а вот военным связистам «Мастифф» пришёлся по душе — он был способен заглянуть за горизонт.

Вскоре и ведущий авиастроитель страны — Israel Aircraft Industries (IAI) — изменил своё отношение к перспективной технике. Молодую компанию, которая к тому времени создала ещё один дрон по имени «Скаут», взяли под «крыло». Именно тогда беспилотники вчерашних отставных лейтенантов Мази и Эллиса получили мощный финансовый форсаж.

davidpride.com
Израильский дрон Scout.

Однако закрепиться в строю передовиков мира беспилотной авиации Израиль смог лишь в 2004 году. Тогда в сеть просочилась информация, что на Земле Обетованной начали разработку нового ударного БЛА по имени «Эйтан».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector