Стратегический разведывательно-ударный бпла rq-4 global hawk

RQ-4B next generation reconnaissance drone

Northrop Grumman developed the next-generation, RQ-4B, having a 50% payload increase, larger wingspan (130.9ft) and longer fuselage (47.6ft), and new generator to provide 150% more electrical output. Three RQ-4B air vehicles (block 20) were initially ordered plus a further five ordered in November 2005. Block 20 aircraft also have an upgraded sensor suite.

The first block 20 Global Hawk completed a maiden flight in April 2007 and the first was delivered in June 2008.

The block 40 Global Hawk, with the multi-platform radar technology insertion programme (MP-RTIP), was selected by NATO for the alliance ground surveillance (AGS) programme. The original proposal had manned and unmanned elements but the Alliance decided to go ahead with a UAV-only programme in September 2007. The production of the first NATO AGS block 40 Global Hawk aircraft began in 2013 and the first of the five aircraft completed successful flight in November 2019.

The MP-RTIP-equipped block 40 Global Hawk completed its first full system flight in July 2011.

The Australian Defence Force has plans to purchase a squadron of Global Hawks to replace a number of P-3C Orion maritime patrol aircraft.

Примечания[править | править код]

  1. ВМС США получили новый дальний беспилотник
  2. 12 RQ-4 GLOBAL HAWK (недоступная ссылка с 23-08-2013 —история ,копия )
  3. 12 Analysis of the Fiscal Year 2012 Pentagon Spending Request | COSTOFWAR.COM
  4. 123 Lenta.ru: Оружие: У ВВС США нашлись лишние деньги
  5. 123 Журнал Time узнал о расходах на беспилотники Global Hawk (рус.) (HTML) (15 марта 2012). Дата обращения 24 марта 2020.
  6. 12 БЕСПИЛОТНИК ВВС США RQ-4 GLOBAL HAWK ДОСТИГ РЕКОРДНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ НАХОЖДЕНИЯ В ВОЗДУХЕ (рус.) (HTML).www.ruvsa.com (30 мая 2014). Дата обращения 24 марта 2020.
  7. 1234 У NASA появился беспилотник для изучения земной атмосферы, lenta.ru, 2009/01/19
  8. 12345 ВВС США приняли на вооружение беспилотный летательный аппарат «Глобал Хоук» в варианте «блок 30» и применили его в Ливии(неопр.) (недоступная ссылка). itar-tass.com (22 сентября 2011). Дата обращения 23 сентября 2011. Архивировано 29 февраля 2012 года.
  9. RQ-4 Global Hawk Block 40 впервые поднялся в воздух (неопр.) (недоступная ссылка —история ). rnd.cnews.ru (11 декабря 2009). Дата обращения 12 декабря 2009.
  10. Беспилотник Euro Hawk приступил к лётным испытаниям
  11. Россия создаст самолёт для патрулирования Арктики
  12. Американцы предложили Канаде «арктический» беспилотник
  13. Американский разведывательный беспилотник с разрешения Украины облетел территорию Крыма
  14. The Military Balance 2020,p.56
  15. The Military Balance 2020,p.52
  16. GAO-15-342SP DEFENSE ACQUISITIONS Assessments of Selected Weapon
  17. НАТО купило американские беспилотники Global Hawk
  18. Joint Remarks at RAAF Base Edinburgh, South Australia (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 27 марта 2014. Архивировано 13 марта 2014 года.
  19. ВВС Германии получили первый беспилотник Euro Hawk
  20. Northrop negocia la venta de diez aviones espía a España // CincoDias.com, 29-09-2007
  21. Japan may buy US drones to spy on China military // The China Post of Taiwan, 5 October 2010
  22. полковник А. Кузьмин. Совершенствование стратегических БЛА-разведчиков «Глоубал Хок» // «Зарубежное военное обозрение», № 2 (635), 2000. стр.57-58
  23. Американский самолёт-разведчик Global Hawk разбился над территорией Пакистана
  24. High-Altitude American Spy Plane Crashes in Pakistan; Engine Failure Cited
  25. Unites States airforce aircraft accident investigation board report
  26. Navy drone crashes in Maryland
  27. (англ.)
  28. Iran shoots down U.S. military drone in Gulf region (неопр.) . Дата обращения 20 июня 2020.
  29. Источник в США подтвердил информацию о сбитом американском беспилотнике (неопр.) . Дата обращения 20 июня 2020.
  30. Д/ф «Атомный бомбардировщик» из цикла «Самолёты, которые никогда не летали» /Planes That Never Flew: The Atomic Bomber (2003—2005, Discovery Channel).

Обязательства

Подготовка RQ-4 Global Hawk к взлету с базы ВВС Бил в Калифорнии в 2006 году.

Опытный образец RQ-4 Global Hawk использовался в реальных условиях во время войны в Косово в 1999 году в разведывательных миссиях. Во время одной из этих миссий (всего из 16) RQ-4 Global Hawk находился в воздухе почти 42 часа. Во втором бою он широко использовался в войне в Афганистане .

После того, как в Косово кампании, RQ-4 Global Hawk был назначен новым миссиям, включая назначение стратегических целей для F / A-18 и F-117 бомбардировщиков , используемых в Афганистане по НАТО. .

В 22 марта 2008 г.Global Hawk установил новый рекорд выносливости для оперативного дрона, оставшись в полете 33,1 часа на высоте 18 000 метров над базой Эдвардс ( Калифорния ). После приземления в баках все еще оставалось топливо, соответствующее почти двум часам полета.

В 14 января 2010 г.Global Hawk пролетел и в течение 30 часов сфотографировал основные объекты инфраструктуры Гаити и, в частности, ее столицу Порт-о-Пренс , чтобы сообщить о масштабах ущерба, нанесенного землетрясением 12 января 2010 года .

В конце 2011 года двадцать пять Global Hawk находились в эксплуатации, девять блоков 10 с тремя наземными станциями управления, пятнадцать блоков 20/30 с тремя наземными станциями управления и один блок 40 с одной наземной станцией управления. ВНоябрь 2013, 18 Блок 30 находятся в эксплуатации и еще 3 строятся.

Учитывая его закупочные и эксплуатационные расходы, которые превышают первоначальные оценки и превосходят стоимость самолета U-2 , оборонный бюджет США на 2012 год предусматривал закупку только одиннадцати Block 40 вместо двадцати двух, которые планировались тогда, и остановку Block 30. Американский Конгресс ввел в эксплуатацию Блок 30 и потребовал приобретения всентябрь 2014три дополнительных устройства для усиления 18 RQ-4 Block 30, уже находящихся в эксплуатации. Его эксплуатационные расходы будут постоянно улучшаться в 2014 году до такой степени, что ВВС США сейчас рассматривают возможность сохранения дронов и вывода U-2.

Во время операции «Сервал» вЯнварь 2013, Global Hawk используется для патрулирования Мали .

В 6 июня 2019 г.,В Йемене MQ-9 Reaper US, обычно используемый для наблюдения за джихадистами « Аль-Каиды» на Аравийском полуострове , был убит в Йемене ополченцами- хуситами при поддержке Ирана априори с помощью ракетной зенитной ракеты 2K12 Kub .

В 20 июня 2019 г.,ВМС США RQ-4N BAMS-D, использовавшийся для разработки его версии MQ-4C Triton , был сбит, по словам Ирана , ракетой Sayyad SD2C, выпущенной из батареи 3-Khordad ( Raad (система ПВО)  (ru) ) Корпуса стражей исламской революции в Аравийском море

Загоризонтные РЛС — ответ новейшим дронам НАТО

По словам эксперта, подобного рода беспилотники уже летали не раз в акватории Балтийского и Черного морей, по территории Украины, «пытаясь прощупывать наши территории, которые примыкают к Украине». Однако, уверяет Алексей Леонков, «у нас есть комплексы радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронного подавления, которые специализируются по работе с такими объектами, с такими самолетами-разведчиками или беспилотниками-разведчиками».

Он продолжил, что РЛС загоризонтного обнаружения видят такой объект, когда он только летит в нашу сторону, и его встречает уже хорошо подготовленная контратака.

Global Hawk’s record-breaking flights

In April 2001, Global Hawk made aviation history when it completed the first non-stop flight across the Pacific Ocean by an unmanned, powered aircraft, flying from Edwards AFB, California, to the Royal Australian Air Force Base, Edinburgh, South Australia.

Global Hawk successfully participated in a series of exercises with the RAAF, the Royal Australian Navy and the US Navy. Guinness World Records has recognised the flight as the longest (13,840km) by a full-scale unmanned aircraft.

In August 2003, Global Hawk became the first UAV to receive authorisation from the US Federal Aviation Administration (FAA) to fly in national airspace.

Дроны «Туполева»

СССР в гонку беспилотников включился с опозданием. Наш первый беспилотный разведчик Ла 17Р дебютировал лишь в 1963 м. Поначалу в Минобороны отнеслись к проекту скептически: что за моделька из Дворца пионеров? Но все изменил Вьетнам. Американские беспилотные разведчики хорошо показали себя в небе над джунглями. В московских кабинетах военные чины серьезно задумались: намечалось отставание от геополитического противника.

Долгожителем стали «Рейсы», несшие боевую вахту до конца 90 х. Могли бы и больше, но экономические трудности подрезали крылья. Беспилотные аппараты «Пчела 1Т», созданные в ОКБ Яковлева в 90 е, налетали в первую чеченскую кампанию лишь 7,5 часов.

Потуги вернуться в игру были предприняты на стыке веков. В 1999 году ОКБ Камова представило беспилотный вертолет Ка 137. В 2007 м в беспилотной тематике попробовала себя корпорация «МиГ». Она разработала ударный стелс-беспилотник «Скат».

Тогда же КБ «Луч» представило комплексы разведки «Типчак», оснащенные дистанционно пилотируемыми аппаратами. Дроны успешно испытали и включили в гособоронзаказ на 2008 год.

Однако безденежье так и не позволило поднять в небо российские дроны в большом количестве. Все это аукнулась в августе 2008 го. В условиях горной Южной Осетии нехватка маленьких дронов-разведчиков ощущалась особенно остро.

Оценив проблему, уже в следующем году на разработку российского беспилотника нового поколения спешно нашли деньги. Однако первое время дела шли из рук вон плохо — тестовых испытаний не выдерживал ни один представленный образец.

Тем временем в США продолжали клонировать «Ястребов» — RQ 4.

Стоимость Global Hawk и потенциальные операторы

Цена самолета оценивается до 140 млн долларов (сюда не входят затраты на НИОКР). Час полета обходится $ 31 тыс.

Канада является потенциальным покупателем, который хочет применять самолет с целью наблюдения за удаленными территориями Арктики. Причем Global Hawk дополнит или заменит патрульный CP-140 Aurora.

Япония была заинтересована в трех Global Hawk.

Испания имеет планы по закупке самолетов и с компанией Northrop Grumman уже подписала контракты.

Новая Зеландия тоже строит свои планы на RQ-4 Global Hawk, рассматривая его в качестве потенциального наблюдения за тихоокеанскими островами и Южным океаном. Также для данных целей могут использовать современный беспилотник Kahu и IAI Heron.

Потери

Дата Бортовой номер Место аварии Военный конфликт Описание обстоятельств или причины потери
06.12.1999 RQ-4A  США авария при совершении посадки на авиабазе Эдвардс
30.12.2001 нет данных  Пакистан Война в Афганистане (с 2001) Разбился в связи с техническими неисправностями.
10.07.2002 нет данных  Пакистан Война в Афганистане (с 2001) Разбился в связи с техническими неисправностями.
20.08.2011 04-2017  Афганистан Война в Афганистане (с 2001) Разбился в связи с техническими неисправностями.
11.06.2012 нет данных  США, штат Мэриленд, недалеко от Солсбери
Разбился в связи с техническими неисправностями.
21.06.2017 RQ-4B  США, штат Калифорния
Разбился в связи с техническими неисправностями.
26.06.2018 нет данных  Испания, Средиземное море Разбился в связи с техническими неисправностями
20.06.2019 нет данных Ормузский пролив
Сбит ракетой класса «земля-воздух» ПВО Ирана. Модификация MQ-4C Triton.
06.08.2021 нет данных  США,штат Северная Дакота
Разбился в связи с техническими неисправностями.

Flight and navigation control

The vehicle’s flight control, vehicle management software and navigation functions are managed by two integrated mission management computers (IMMC) developed by Vista Controls Corporation, California. The IMMC integrates data from the navigation system and uses Kalman filtering algorithms.

The prime navigation and control system consist of two KN-4072 INS/GPS (inertial navigation system / global positioning system) systems supplied by Kearfott Guidance & Navigation Corporation of Wayne, New Jersey.

The KN-4072 includes a monolithic ring laser gyro (MRLG) which operates in conjunction with an embedded differential ready C/A code GPS receiver for enhanced navigation performance and faster satellite acquisition. A Northrop Grumman (Litton) navigation system is installed on the IR/TV/SAR payload.

Истина где-то рядом

Причины, на которые сослался Томас де Мезьер, указавший на нерешенность вопросов эксплуатации этого БЛА в европейском воздушном пространстве, а также возросшие расходы по программе, не вполне серьезны. Первое – эта проблема вполне решаема, что показывает опыт использования других БЛА в европейском воздушном пространстве. Второе – сумма превышения расходов не выглядит чрезмерно большой. По подсчетам производителей Euro Hawk, дополнительные расходы, связанные с допуском беспилотников к полетам, составляют не 600 миллионов евро, как сообщалось ранее, а 160–193 миллиона евро.

Думается, что главной причиной отказа от Euro Hawk стало спровоцированное экономическим кризисом сокращение военных бюджетов, заставившее военных лучше считать деньги и по-новому расставить в связи с этим обстоятельством приоритеты. По ту и по эту сторону океана.

Во-первых, за время реализации программы Euro Hawk она успела несколько морально устареть. Во-вторых, Германия участвует еще в одном проекте, подразумевающем широкое применение беспилотных систем, – натовской программе наблюдения наземных целей (AGS). В ней также было принято решение использовать БЛА на основе Global Hawk. Однако она стартовала несколько позднее программы Euro Hawk, поэтому в ней применяется более современная модификация этого аппарата – Block 40, а не Block 20.

В мае 2012 года руководство НАТО заключило контракт на поставку пяти RQ-4. Причем, несмотря на формально общеевропейский характер этой программы, бремя основных затрат по ней легло именно на Германию. В этой связи решение об отмене контракта по Euro Hawk выглядит достаточно логично, он просто превратился в своеобразный «чемодан без ручки». Вероятно, понимание этого обстоятельства начало приходить ранее, однако окончательно дозрело уже при нынешнем германском министре обороны, который рассудил, что лучше принять непопулярное, но необходимое решение поздно, чем оттянуть неизбежное еще на год-два. Не зря Томас де Мезьер пользуется в Германии репутацией чрезвычайно надежного и эффективного менеджера, готового к решительным действиям по наведению порядка. При этом думается, что электронное разведывательное оборудование, созданное EADS в рамках этого проекта, будет использовано в других разработках.

Возвращаясь к финансовой подоплеке отмены программы, стоит отметить, что сами США, также сокращающие расходы на оборону, провели пересмотр своих беспилотных программ, включая Global Hawk. В частности, еще в начале 2012 года было решено в целях экономии полностью отказаться от дальнейшего приобретения и эксплуатации ранних версий БЛА RQ-4. При этом планировалось приостановить закупки новых беспилотников, а уже полученные аппараты – законсервировать и убрать в резерв.

Разумеется, подобные решения не могли быть положительно встречены в американском ВПК. В качестве спасительной меры здесь было предложено поставлять БЛА Global Hawk предыдущих версий на экспорт. Интерес к системам Global Hawk помимо Германии проявляли также Япония, Корея, Канада, Испания. Как видно, круг потенциальных заказчиков весьма узок, что обусловлено как ограничениями по экспорту этих систем из США, так и немалой стоимостью данных беспилотников. Вероятно, из-за этого в Northrop Grumman восприняли отказ Германии весьма нервно.

Для Northrop Grumman в данной ситуации неприятно выпадение из числа заказчиков такого стабильного партнера, как Германия, а также то, что на фоне отказа были публично озвучены некоторые претензии технического характера. Это может негативно отразиться на имидже системы и соответственно на перспективах дальнейших экспортных поставок.

Air vehicle construction

The wings and tail of the aircraft are of graphite composite construction. The V-configuration of the tail, built by Aurora Flight Sciences, provides a low radar and infrared signature. The wings, constructed by Vought Aircraft Industries, have a span of 116.2ft, with hard points for external pods up to 1,000lb each. Vought and ATK are fabricating an enhanced wing, one of a number of system improvements to enable Global Hawk to carry an increased payload.

The aluminium fuselage contains pressurised payload and avionics compartments. Honeywell Aerospace, Torrance, California, supplied the environmental control systems.

The landing gear is supplied by Heroux Inc. of Quebec, Canada. The nose gear which is a derivative of the F-5 design is height adjustable to suit the runway characteristics. The landing gear automatically retracts at an altitude of 4,000ft.

Global Hawk is equipped with an AE 3007H turbofan engine supplied by Rolls-Royce North America. The engine is mounted on the top surface of the rear fuselage section with the engine exhaust between the V-shaped tail wings. Smiths Aerospace provided a new electric generator system to more than double electrical power.

Оборудование

Комплект самолета состоит из наземного и воздушного сегмента, сегмента обслуживания и обученного персонала. Что касается воздушного сегмента, то он включает БЛПЛА с разными сенсорами, системы передач данных и авионику. Наземный сегмент складывается из обслуживания и оборудования запуска, системы наземного управления с оборудованием наземной связи. Все наземное оборудование для повышения мобильности находится на специальных трейлерах или в контейнерах.

RQ-4 Global Hawk оборудован интегрированной системой разведки и наблюдения HISAR. Это более дешевая, упрощенная версия ASARS-2, созданного компанией Hughes для самолета-разведчика Lockheed U-2. Этот комплекс применяется на борту БПЛА RC-7B и направлен на международный рынок. Также комплекс включает инфракрасные и оптические сенсоры, радар SAR/MTI. Данные подсистемы могут использоваться одновременно, а их данные обрабатываются одним процессором. Они могут передаваться в режиме реального времени на землю через спутниковый канал или в пределах прямой видимости (50 Мбит/с).

Разработкой радара занималась компания Raytheon (Hughes). Он способен работать без сбоев в любых погодных условиях. Он позволяет получить радиолокационное изображение в нормальном режиме работы с разрешением 1 м. По статистике за сутки можно получить изображение с территории 138 тыс. кв. м на расстоянии 200 км. В точечном режиме съемка области 2х2 километров, за сутки можно получить больше 1900 изображений, имеющих разрешение 0,3 м Global Hawk. Подсистема SAR/MTI функционирует в Х-диапазоне и способна обеспечить:

  • обнаружение и сканирование движущейся цели в пределах 100 км;
  • в режиме деталировки разрешение 1,8 м на площади 10 кв. км;
  • наблюдение в комбинированном режиме с разрешением 6 м за полосой длиной от 20 до 110 км, шириной 37 км.

Радар может выявить наземные подвижные объекты и обеспечить передачу данных о них (скорость и координаты) в текстовых сообщениях.

Электронно-оптическая камера сделана компанией Hughes. С ее помощью можно получить высококачественные изображения. Датчик сопряжен с телеобъективом, имеющим телеобъектив с расстоянием 1750 мм. Применяется 2 режима работы: сканирование 10 км полосы, изображение области 2х2 км.

Изображение с ОЭ/ИК сенсоров и радара обрабатывается на борту БПЛА и в виде отдельных кадров передается на наземную станцию. В свою очередь наземная станция состоит из кадров изображения и подготавливает их для последующего использования.

Инерциальная система с поправками используется для навигации. Global Hawk применяют для автономного полета и передачи разведывательных данных посредством спутниковых каналов на наземную станцию (диапазоны УКВ и Ku). Если самолет будет использован в зоне прямой видимости, есть возможность передавать данные напрямую на подходящую наземную станцию.

RQ-4 Global Hawk видео

Наземный сегмент, складывающийся из оборудования обслуживания, запуска и системы наземного управления, тоже выпускается компанией Raytheon. МСЕ предназначены для постановки задач, контроля и управления, передачи и обработки изображения. LRE используется для запуска RQ-4 Global Hawk, а также поиска. В составе есть оборудование LRE для вычисления поправок системы GPS, позволяющее дать определение точного положения БПЛА во время посадки и взлета. В остальное время главное навигационное средство – инерциальная система. Во время миссий LRE и MCE могут находиться в различных местах (обычно МСЕ находится в расположении командования). Эти системы размещаются в укрепленных убежищах, имеют наружные антенны для спутниковой и прямой связи.

Последствия

Новость о закрытии программы Euro Hawk не прошла незамеченной в Германии, а переросла в достаточно громкий скандал. Первой тревогу забила Федеральная счетная палата. СМИ, в частности, сообщали, что в представленном немецким Министерством обороны отчете о расходах документация о затратах на проект Euro Hawk была неполной, а многие страницы вымараны со ссылкой на секретность. Счетная палата выразила протест, и министерство обещало предоставить к маю полную информацию.

Возмущение достигло бундестага. Депутаты от оппозиционных партий обвинили министра обороны в том, что он сознательно вводил парламент в заблуждение, не предоставляя в течение нескольких месяцев информацию о проблемах, связанных с Euro Hawk. В частности, были скрыты сведения об угрозе возникновения дополнительных расходов.

С момента начала скандала Томас де Мезьер несколько дней подряд хранил молчание. И только в конце мая был вынужден согласиться предоставить на условиях соблюдения секретности полную документацию по проекту Федеральной счетной палате.

Газета Suddeutsche Zeitung назвала сложившуюся ситуацию позором для Министерства обороны как ведомства и его сферы обеспечения. Журналисты издания метко заметили, что разработка Euro Hawk длится более десяти лет и, несмотря на выявленные на раннем этапе проблемы, проект беспилотника оказался более живучим, чем все министры от Христианско-демократического союза (ХДС) и Социал-демократической партии Германии (СДПГ), которые им занимались. Газета Frankfurter Allgemeine Zeitung даже выражала сомнения, что министр вообще останется на своем посту.

Впрочем, Томас де Мезьер сразу заявил, что не намерен уходить в отставку. В ходе состоявшихся в начале июня слушаний в парламентском комитете по вопросам обороны глава военного ведомства подчеркнул, что ему не в чем упрекнуть себя в связи с провалом проекта создания беспилотников Euro Hawk.

Примечания и ссылки

  1. ↑ и (in) , ВВС США,27 октября 2014 г.(по состоянию на 15 мая 2016 г. )
  2. воздуха и др Cosmos н о  2118 от 28 марта 2008 года
  3. (in) Иеремия Гертлер, , Исследовательская служба Конгресса ,3 января 2012 г.(по состоянию на 10 января 2012 г. )
  4. (in) Кейт Браннен, на Army Times ,26 января 2012 г.(по состоянию на 28 января 2012 г. )
  5. .
  6. (in) на www.m militarytimes.com ,16 июня 2019 г.,(по состоянию на 25 июня 2019 г. ) .
  7. (in) Дэвид Ченкотти, сбитом на theaviationist.com/ ,20 июня 2019 г.,(по состоянию на 25 июня 2014 г. ) .
  8. .
  9. .
  10. .
  11. Геррик Понсе , «  Lockheed Martin готовит преемника U2  », Le Point ,21 августа 2015 г..
  12. Кристоф Хикманн, , Süddeutsche Zeitung , перевод Courrier International ,28 мая, 2013(по состоянию на 3 июня 2013 г. )
  13. (in) Зак Розенберг, на сайте Flight Global ,14 июня 2012 г.(доступ 17 июня 2012 г. )
  14. (in) на IR Connect ,20 мая 2012 г.(по состоянию на 12 июня 2012 г. )
  15. .
  16. .
  17. Стивен Карлсон , , в United Press International ,20 ноября 2018 г.(по состоянию на 26 ноября 2018 г. )
  18. Гарет Дженнингс , , на телеканале IHS Jane’s 360 , Лондон,20 ноября 2018 г.(по состоянию на 26 ноября 2018 г. )

Global Hawk UAV development

In March 2001, the US Department of Defense awarded Northrop Grumman a contract for the Engineering and Manufacturing Development (EMD) phase of the programme which concluded in February 2003 with the final delivery of the seventh pre-production (block 0) vehicle.

In June 2001 a contract was placed to begin low-rate initial production (LRIP) for two production air vehicles and the mission control element of the system’s ground station, to be completed by December 2003.

The first production vehicle (block 10) rolled out in August 2003. A further LRIP contract for four vehicles was placed in February 2003 and a third in October 2004 for two vehicles. Block 10 deliveries were completed in June 2006.

The US Navy had two RQ-4A air vehicles delivered in 2005. In April 2008, the USN selected the RQ-4N marinised variant of the Global Hawk RQ-4B Block 20 for the broad-area maritime surveillance (BAMS) unmanned aircraft system (UAS) requirement.

The system design and development (SDD) contract awarded to Northrop Grumman saw the delivery of two UAVs with mission payloads and communication suites, one forward operating base mission control system, one systems integration laboratory and one main operating base mission control system.

The RQ-4N is equipped with Northrop Grumman active electronically scanned array (AESA) radar, Raytheon electro-optic / infrared sensors, L-3 communications suite and Sierra Nevada Corp. Merlin electronic support measures (ESM).

The contract for the lot 11 production of RQ-4B Global Hawk was awarded in August 2014.

История программы

Беспилотный разведывательный летательный аппарат Euro Hawk создавался на базе модели RQ-4 Global Hawk американской корпорации Northrop Grumman. Он представляет собой один из самых крупных беспилотников, существующих в настоящее время. Аппарат выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом большого удлинения. Фюзеляж типа полумонокок – из алюминиевых сплавов. Крыло и V-образное хвостовое оперение изготовлены из композиционных материалов на основе углеволокна. Использованные технические решения позволили создать БЛА, способный выполнять полеты продолжительностью до 30 часов на высотах порядка 20 тысяч метров.

Global Hawk оснащен интегрированным комплексом разведки и наблюдения. Комплекс включает РЛС с синтезированной апертурой и режимом селекции подвижных целей, а также оптический и инфракрасный сенсоры. РЛС, дневная и инфракрасная камеры могут работать одновременно, что позволяет получить существенный объем информации. Для передачи сведений на землю могут быть использованы несколько каналов связи, включая спутниковый.

Первый полет БЛА Global Hawk начальной версии, получившей обозначение Block 10, совершил 28 февраля 1998 года. Последние беспилотники версии Block 10 поставлялись Министерству обороны США вплоть до июня 2006-го. На основе этого БЛА компанией Northrop Grumman было создано еще несколько модификаций.

Версия Block 20 отличалась от начальной увеличенными размахом крыла и грузоподъемностью. Первый полет беспилотника данной модификации состоялся в апреле 2007 года, а первая поставка ВВС США – в июне 2008-го.

Модификация Block 30 отличается большим размахом крыла и возросшей продолжительностью полета, которая достигла 32 часов. Еще до момента официального принятия на вооружение ВВС США в августе 2011 года БЛА версии Block 30 был использован в ходе ливийской кампании, где приступил к выполнению полетов еще до первых авиационных ударов. По имеющимся данным, всего должно было быть выпущено 42 БЛА данной модификации. Из них 18 единиц построены и использовались или используются ВВС Соединенных Штатов.

Версия Block 40 – наиболее современная на настоящий момент модификация БЛА, оснащенная мультиплатформенной радиолокационной системой MP-RTIP (Multi-Platform Radar Technology Insertion Program). Она позволяет вести разведку в широкой зоне и производить поиск движущихся целей на больших удалениях. При этом, как утверждают разработчики, время отклика РЛС типа MP-RTIP в девять-десять раз меньше, чем штатного радара, а дальность ее действия превосходит радиолокационную станцию APY-7. Первый полет беспилотник версии Block 40 совершил 16 ноября 2009 года.

Возвращаясь к европейской, а точнее, немецкой модификации БЛА RQ-4, необходимо отметить, что в ее основу положена версия Block 20, на базе которой европейским авиакосмическим концерном EADS совместно с американской компанией Northrop Grumman создан аппарат, представленный публике в октябре 2009 года. На борту европейской версии БЛА была установлена аппаратура радиотехнической разведки фирмы EADS, а на наземной станции управления – аппаратура обработки информации также европейской разработки.

Программа создания Euro Hawk финансировалась правительством Германии, которое потратило на нее около 559 миллионов долларов. В общей сложности ВВС Германии должны были получить пять БЛА Euro Hawk. Однако планам этим не суждено сбыться – в мае текущего года министр обороны страны Томас де Мезьер объявил о закрытии программы. На тот момент один БЛА уже получен, а четыре оставшихся должны были поступить до 2016 года.

Sensors

Raytheon Space & Airborne Systems supplies the Global Hawk integrated sensor suite (ISS) which includes the synthetic aperture radar and the electro-optical and third-generation infrared sensor system.

A 10in reflecting telescope provides common optics for infrared and electro-optical sensors. The electro-optical / infrared sensor operates in the 0.4 to 0.8 micron visible waveband and the 3.6 to 5-micron infrared band. In spot collection mode the coverage is 1,900 spots a day with spot size 2km² to a geological accuracy of 20m circular error of probability. In wide area search mode, the swath is 10km wide and the coverage is 40,000nm² a day.

The synthetic aperture radar and ground moving target indicator (GMTI) operates at X-band with a 600MHz bandwidth, and 3.5kW peak power. The system can obtain images with 3ft resolution in its wide area search mode and 1ft resolution in its spot mode.

Raytheon is contracted to supply one enhanced integrated sensor suite (EISS) which is said to improve the range of both SAR and infrared system by 50%.

The Raytheon ground station receives the high-quality imagery obtained by the air vehicle sensor suite. The ground system forwards the imagery to military commanders and users in the field.

Northrop Grumman was prime contractor, with Raytheon as major subcontractor, for the USAF multi-platform radar technology insertion program (MP-RTIP). MP-RTIP is an active electronically scanned array (AESA) radar that can be scaled in size for different platforms.

Three MP-RTIP systems were built for Global Hawk and three for the E-10A multi-sensor command and control aircraft (MC2A).

In January 2006, a Global Hawk made its first flight carrying Northrop Grumman’s high-band system production configuration unit (HBS PCU), part of the USAF’s airborne signals intelligence payload.

In November 2003, Global Hawk completed a series of flight tests in the USA and Germany carrying an EADS electronic intelligence (ELINT) payload. The ‘Euro Hawk’ was offered to the German Air Force as a replacement SIGINT platform.

In February 2007, the German Air Force awarded a contract to Eurohawk GmbH (a joint venture company formed by Northrop Grumman and EADS) for the development of Euro Hawk.

Northrop awarded a $104m contract to Raytheon in 2016 for upgrading the ground controls of the USAF’s Global Hawk UAS.

С ПРИЦЕЛОМ НА БУДУЩЕЕ

Есть уверенность, что рынок беспилотников класса HALE будет расти. Это обусловлено как сохраняющейся неспокойной геополитической ситуацией в ряде регионов мира, так и обусловленной этим необходимостью воздушного патрулирования больших территорий и акваторий с высокой эффективностью и минимальными риском для экипажей. Наиболее близким для нас примером здесь являются участившиеся в последнее время наблюдательные полеты американских беспилотников «Глобал Хок» вдоль российских границ, в частности, в районе Крыма, а также над восточной частью Украины.

Среди вызовов, которые стоят перед разработчиками беспилотных систем подобного класса, можно отметить не только расширение их разведывательных возможностей с приближением к возможностям пилотируемых летательных аппаратов, но и развитие их ударных возможностей. Кроме того, как показал инцидент с Ираном, актуальность приобретает задача развития средств защиты беспилотников от воздействия управляемого оружия «воздух–воздух» и «земля–воздух», а также от воздействия различных средств радиоэлектронной борьбы.

Несмотря на существенный отрыв компании Northrop Grumman от ряда других компаний, работающих в данном направлении, есть основания полагать, что по критерию стоимость–эффективность ряд участников рынка смогут составить конкуренцию лидеру. В том числе и другие разработчики из самих США. Компетенции Израиля, как второго после США поставщика систем БЛА в мире, в части беспилотников класса HALE пока также не вызывают сомнений в силу отработанности предлагаемых потребителям решений. Доведение же планируемых контрактов до подписания обусловлено главным образом политическими обстоятельствами.

Среди новых игроков в данной области наиболее предпочтительные шансы имеются у Китая, высокими темпами развивающего направление беспилотной авиации практически по всем возможным типам и классам. В случае если используемые пока для нужд НОАК системы будет предложены на экспорт, они, как и ранее предложенные беспилотники класса MALE, с большой долей вероятности смогут найти здесь заинтересованных заказчиков.

Вследствие высокой заинтересованности российского Министерства обороны в беспилотных авиационных системах в целом и в БЛА тяжелого класса в особенности есть основания предполагать успешное завершение работ по созданию российского БЛА «Альтаир». При сохранении данного внимания и соответствующей поддержке он, несмотря на имевшие место сложности, может в ближайшие годы быть доведен до удовлетворяющих заказчика характеристик. А вслед за основным заказчиком, вполне возможно, будет предложен также иностранным потребителям из числа традиционных партнеров России в области военно-технического сотрудничества.

Денис Вячеславович Федутинов – эксперт в области беспилотных авиационных систем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector