Чем отличаются с-300 от с-400 и какие ещё бывают системы пво

История

В 1969 году стартовали работы по проектированию ЗРС С-300. Было запланировано создание трех систем для войск противовоздушной обороны, противовоздушной обороны кораблей Военно-Морского Флота и сухопутных войск: С-300Ф («Флотская»), С-300В («Войсковая») и С-300П («ПВО страны»).

Основным разработчиком было назначено Центральное конструкторское бюро «Алмаз», которое уже обладало опытом в плане создания ракетных систем противовоздушной и противоракетной оборон. Оно вместе с Конструкторским бюро «Факел» вело работы по единому комплексу средней дальности для вышеуказанных родов войск с унифицированной ракетой.

Но введение унифицированной ракеты не позволило выполнить те техзадания, поставленные перед вариантом С-300В при проектировании, которые касались вопроса о поражении баллистических ракет. Поэтому разработка данного варианта системы была перепоручена КБ завода им. М. И. Калинина.

Также у «Алмаза» появились значительные сложности, связанные с обеспечением создания комплексов унифицированной структуры. Вариант комплекса для Сухопутных войск отличало от других то, что он должен функционировать без использования системы радиолокационной оповещения, разведки и целеуказания, осуществлять круговое прикрытие войсковых групп и работать по оперативно-тактическим баллистическим ракетам. В этих целях нужно было обеспечить малое время реагирования комплекса. При этом стала видна целесообразность того, что С-300В должно разрабатывать другое предприятие, без учета требования по существенному уравнению с комплексами Военно-Морского Флота и противовоздушной обороны. В итоге обязанности по созданию были поручены Научно-исследовательскому электромеханическому заводу (с 1983 года – Научно-производственное объединение «Антей»).

Соответственно, создание войсковой С300В производилось по комплексу документов, где кроме тактико-технических требований к С-300 и С-300В были еще и дополнения к радиолокационной станции 9С15 «Обзор-3», исполняющей функции РЛС кругового обзора, а также тактико-технические задания к разработке радиолокационной станции программного обзора «Имбирь».

Все средства базировались на гусеничных унифицированных шасси ГМ-830, обладающих таким плюсами, как значительная маневренность и проходимость и оснащенными аппаратурой топопривязки, навигации и взаимного ориентирования.

В результате, частично унифицированными для С-300В сделались лишь радиолокаторы обнаружения 9С15 и 5Н84 варианта С-300П.

С-300В

Пусковая установка 9А83 зенитной ракетной системы С-300В.. Фото: U. S. Navy / wikipedia.org

Последние модификации зенитной ракетной системы С-300В производят до сих пор. Первые С-300В были приняты на вооружение в 1984 году. Как и С-300П, это сухопутная система. Она заметно отличается от своей предшественницы: все элементы системы смонтированы на гусеничном шасси, а не на грузовиках. Также изменена конфигурация пусковых установок. В отличие от С-300П, С-300В изначально проектировали как универсальную платформу, способную поражать как баллистические и крылатые ракеты, так и самолеты. Новая ЗРС значительно превосходит С-300П по дальности поражения – до 100 км. При этом цель может находиться на высоте до 30 тысяч метров. На момент начала эксплуатации С-300В была самой передовой зенитной ракетной системой в мире.

МиГ-35 получит радар с активной фазированной антенной решеткой

За счет использования гусеничного шасси расширились возможности применения ЗРС в условиях бездорожья, что, в свою очередь, повысило живучесть систем. Главной задачей С-300В считается защита от баллистических ракет, что делает эти системы приоритетной целью для противника. Именно поэтому высокая мобильность для них крайне важна.

В 2012 году на вооружение приняли ЗРС С-300ВМ, значительно превосходящую С-300В. Модернизации подверглись радиолокационные системы, командный пункт и ракеты. Дальность поражения была увеличена до 250 километров. Система, способная обстреливать 24 цели одновременно, атакует с беспрецедентной точностью. С-300ВМ отличается высокой защищенностью от мер радиоэлектронной борьбы, а также простотой в эксплуатации и надежностью, которых удалось добиться благодаря высокой степени автоматизации.

Сообщается, что уже создана новая версия системы, получившая обозначение С-300В4. Она способна применять уже упомянутые гиперзвуковые ракеты 40Н6.

Пять стран вошли в список потенциальных покупателей танка “Армата”

Несмотря на сокращения, ударившие по российской оборонной промышленности после распада СССР, развитие систем ПВО большой дальности не остановилось. Зенитные ракетные системы были признаны эффективным средством сохранения паритета с потенциальными противниками, особенно на фоне сокращения ВВС. И если С-300Ф так и не получила дальнейшего развития из-за сложной ситуации в сфере судостроения, С-300П и С-300В были значительно модернизированы. Они и сейчас остаются одними из самых эффективных средств противовоздушной и противоракетной обороны. Вскоре начнется эксплуатация С-500 – совершенно новой системы, которая дополнит С-300 и С-400, тем самым повысив защищенность российского воздушного пространства.

Судя по небывалому спросу на российские системы ПВО в мире, их ждет яркое будущее.

ЮГОСЛАВСКИЕ СТЕНАНИЯ

Поскольку С-300П была задумана как составная часть системы ПВО страны, то внутри этой системы все перечисленные недостатки более или менее нивелировались. Ее РЛС не нужно было постоянно работать, для этого существовали РТВ, они же должны были обнаруживать низколетящие цели и выдавать по ним предварительное целеуказание. Низкая скорость перезарядки компенсировалась наличием большого числа готовых к пуску ЗУР, большая мертвая воронка – взаимным прикрытием друг друга дивизионами одного полка. Кроме того, страховали друг друга разные полки, а также другие средства ПВО. Но когда “трехсотку” стали “выдергивать из контекста” и делать “самостоятельной величиной” (да еще и в урезанных вариантах – в полку по одному-два дивизиона, по 4–8 ПУ в каждом вместо трех–пяти дивизионов по 12 ПУ), то недостатки стали неизбежно проявляться.

В первый раз это случилось в связи с агрессией НАТО против Югославии весной 1999 года. Тогда поднялся над Русью вой патриотической общественности: “Почему мы не отправляем в Югославию С-300?!” Что интересно, отголоски этого воя слышны до сих пор, хотя за 20 лет можно же было хоть что-то понять.

С-300П в любой модификации состоит из множества многотонных многометровых машин. Поэтому ее крайне сложно перебрасывать по воздуху даже в спокойных условиях: в Ан-124 “Руслан” влезает одновременно не более двух машин из состава “трехсотки”, поэтому для переброски хотя бы одного дивизиона надо много “Русланов” или много времени. А любые другие транспортные самолеты российских Воздушно-космических сил здесь просто бесполезны. В условиях полного господства в воздухе авиации НАТО, которая была способна просто вывести из строя взлетно-посадочные полосы (ВВП) любого югославского аэродрома, подобная операция была принципиально нереализуема.

Можно было перевезти С-300 по морю. Правда, это довольно медленно, потому что далеко. К тому времени, как российские суда с “трехсоткой” достигли бы югославских портов, натовцы уже более или менее все разбомбили бы. И даже если бы российские суда дошли до югославских (черногорских) портов и ВМС НАТО их пропустили бы, на этом эпопея и завершилась бы. Многотонные многометровые машины, не имеющие никакой конструктивной защиты и никакого собственного оборонительного вооружения, были бы уничтожены натовской авиацией прямо в порту. Или в крайнем случае на марше в направлении района развертывания. Никаких шансов до этого района дойти, там развернуться и привести себя в состояние боевой готовности у “трехсотки” не было даже теоретически. Просто потому, что Югославия не имела полноценной ПВО, чтобы все эти операции прикрыть.

По этой же самой причине С-300П оказалась бы практически бесполезной, если бы несколько ее дивизионов (два-три полка, больше просто не могло быть) появились бы в Югославии до начала натовской агрессии (в политическом плане вопрос о том, почему они там не появились до начала агрессии, нужно адресовать покойному Милошевичу, а не покойному же Ельцину). Остальная ПВО Югославии была слишком слаба и примитивна, поэтому С-300П становилась некой “вещью в себе”, не имеющей подстраховки ни “сверху” (от истребителей), ни “снизу” (от других ЗРК). И для ее подавления американцам просто понадобилось бы несколько десятков дополнительных “Томагавков”. Даже при идеальной работе расчетов “трехсотка” истратила бы все ЗУР на уничтожение этих “Томагавков”, а перезарядиться ей никто шанса не предоставил бы. Но патриотическая общественность подвывает и сейчас, совершенно всего этого не понимая.

Боевое применение

Летом 2007 года в г. Электросталь Московской области на более дежурство поступил первый дивизион, оборудованный ЗРС С-400 «Триумф». В 2009 году прибавился еще и второй дивизион, который вместе с первым составил 606-й гвардейский зенитный ракетный пол (16 ПУ).

Зимой 2016 года в Электростали сформировали новый ракетный полк ЗРС С-400, которым был заменен 606-й зенитно-ракетный полк 4-й дивизии ПВО.

Осенью 2015 года представитель Воздушно-космических войск России сообщил, что ЗРК из Подмосковья был переброшен военно-транспортной авиацией РФ в Сирию в течение суток.

Весной 2011 года на дежурство заступил второй полк, оборудованный ЗРС С-400 – 210-й Краснознаменный зенитный ракетный пол в поселении Дмитров (2 дивизиона по 8 пусковых установок в каждом).

Зимой 2014 года было сформировано всего пять полков ЗРС С-400: в Подмосковье, на Тихоокеанском и Балтийском флотах, а также в Южном военном округе. В состав каждого пока относилось 2 дивизиона ЗРС С-400 и в каждом по 8 пусковых установок.

Осенью 2015 года, после того как Турцией был сбит российский самолет, ЗРС С-400 была установлена в Сирии на российской авиационной базе «Хмеймим» в Латакии. Переброска была выполнена на военно-транспортных самолетах АН-124 «Руслан», взятых на одном из подмосковных полков.

7 апреля 2017 года по Сирии были выпущены американские крылатые ракеты BGM-109 «Томагавк» не были поражены системой С-400. Проведение операции спровоцировала негативную реакцию у официальных лиц Российской Федерации. Обозреватели National Interest полностью согласны с тем, что С-400 не использовался после предупрежения о ракетном обстреле со стороны США, поскольку обе ядерные сверхдержавы боялись по ошибке вступить в военную конфронтацию.

Вторая часть обозревателей выделяют общую проблему низколетящих целей. Дело в том, что без ассистированию самолета ДРЛО, такого, как А-50, а также наземные комплексы ПВО, даже не применительно к С-400, не способны наносить удар низколетящим военным объектам за пределами радиогоризонта, который составляет десятки километров с учетом использования вышек для РЛС. Специальные низковысотные обнаружители могут самостоятельно создавать зоны обнаружения на сверхмалых высотах на большй дальности, включая загоризонтные РЛС, РЛС на аэростатах, удаленные НВО вокруг центра, НВО с воздушным базированием (перехватчик МиГ-31 с 80-х гг. спосбен на самостоятельный преехват, вертолеты). Для прикрытия района около 2000 км2, защищаемого С-400, достаточно собственной зоны, но недостаточно для прикрытия удаленных объектов от дислокации С-400, если только ракета не управляется посредством данных радара самолета ДРЛО, зона защиты от низколетящих целей на сверхмалых высотах – в 10 раз больше. Противодействием мощной атаке крылатый ракетам является региональная система ПВО с массовым применением рассредоточенных ЗРК ближнего радиуса действия как «Тор» и «Бук», которые создавая множество зон ПВО радиусом нескольких десятков километров против низколетящей целей могут перекрыть полет для них на целой стране. Причем мобильность этих компонентов, в частности «Тора» на бронированной платформе, может вести огонь в движении и не имеющего координат GPS для поражения, делает такое ПВО сложноузявимым для удара крылатыми ракетами по другим самим. Развертывание таких комплексов, вероятно и запланировано в Сирии в качестве ответных мер от МО РФ, по мнению экспертов. Но принципиальным техническим решением, нивелирующим значение низкого полета крылатых ракет, является уже готовая интеграция С-400 с самолетами раннего предупреждения А-50/50У в режиме целеуказания и командования, где полученное предупреждение от самолета ДРЛО показывает рассредоточенным системам зенитно-ракетного комплекса разобрать секторы обстрела.

Основные характеристики

  • Скорость цели максимальная, км/с – 4,8
  • Дальность обнаружения, км – 600

Границы зоны прикрытия по дальности, км:

  • максимум – 400
  • минимум – 2.

Границы зоны прикрытия по высоте от аэродинамических целей (км):

  • максимум – до 30 (ракетой 40Н6Е) / до 27 (ракетами 48Н6ДМ)/ до 35 (ракетами 9М96М)
  • минимум – 0,005

Границы зоны прикрытия по дальности от всех доступных баллистических ракет, км

  • максимум – 60
  • минимум – 5.
  • Обстреливаемых одновременно целей максимум – 80 (10 целей каждый ЗРК, всего до 8 ЗРК под общим управлением) (до 2012 г. — 36 (6 ЗРК по 6 целей))
  • Наводимых на цели ракет максимум – 160 (20 ракет каждый ЗРК, всего до 8 ЗРК под общим управлением)
  • Готовность, минут – 0,6 из режима ожидания / развёрнутый на местности 3
  • Непрерывной работы часов – 10 000

Срок службы, лет:

  • компонентов – минимум 20.
  • ракет – 15.

История ПВО

Сейчас системы ПВО в основном имеют ракетную направленность. На первых порах это были стрелковые системы. Например, первая российская система для борьбы с воздушными целями была создана еще в 1891 году и представляла собой шрапнельные орудия.

Именно в этом году в Красном Селе состоялись первые испытания систем по борьбе с воздушными целями. Стрельба велась по аэростатам, привязанным к лошадям, которые и тянули их. Эффективность системы была отмечена как высокая, но было принято решения создать специализированное орудие для защиты воздушного пространства.

Так в 1914 году появилась первая 76-мм пушка, получившая название 3-х дюймовая противоаэропланная пушка Лендера или Тарновского—Лендера или 8-К. В этом же году, после формирования в Петрограде первого корпуса воздушной обороны, как считается и появились войска ПВО.

Так выглядело первое орудие, специально созданное для борьбы с воздушными целями.

Первые орудия могли вести борьбу с объектами, находящимися на высоте до 3 000 метров. Тогда это было максимальной высотой полета аэропланов. Устанавливались они на двух рубежах от города. Первый на расстоянии 30-40 км, а второй на расстоянии 6-15 км.

Естественно, никаких систем раннего обнаружения тогда не было и единственным способом определения подлета самолета были наблюдатели. Для раннего обнаружения использовалась разведка и прослушивание переговоров противника. Позже такая система получила название ”Радиотелеграфная оборона Петрограда”.

Во времена Второй мировой войны защита воздушного пространства применялась всеми сторонами конфликта. Зачастую это были мощные пулеметы, которые показали свою большую эффективность в таких условиях. Особенно, когда надо было прикрыть пехоту. Системы ставились на самоходные установки и успешно прикрывали войска от нападения с воздуха. Управляемым вручную пулеметам отдали предпочтение, несмотря на наличие в то время простейших систем самонаведения. Простейшими они были из-за своей зачаточности. На самом деле, они были очень сложными для того времени и могли определить направление приближения вражеского самолета.

В качестве примера эффективности ПВО того времени можно привести то, что союзники потеряли по разным оценкам около 40 000 единиц авиационной техники. Все они были сбиты немецкими ПВО.

История создания ЗРК С-400

Разработкой ОАО «НПО Алмаз» полностью разрабатывался ЗРК С-400. Этот комплекс рассчитан на использовании самых разных условий: ночью или днем, при радиоэлектронной борьбе и в различных климатических зонах. Прежде всего, он нацелен на борьбу с ракетами разных классов и самолетами противника. ЗРК способен уничтожать быстролетящие цели на расстоянии 400 км.

В конце 80-х гг. появилась острая необходимость в комплексе, который бы смог поражать быстролетящие цели до 400 км. Изначально для таких целей планировалось выполнить модернизации устаревших установок С-200, но через время приняли решение создать новую систему. В качестве основы использовался комплекс С-300П. По требованию военных заказчиков характеристика С-400 дорабатывалась в ходе промежуточных испытаний.

Главное отличие С-300 и С-400 заключается в большей зоне покрытия и возможностью использования ЗУР, как на уже имеющихся на вооружении, так и на перспективных вариантах, способных сбить воздушные командные пункты, самолеты стратегической авиации и самолеты РЭБ на дистанции 400 км.

По характеристикам используемые С-400 ракеты демонстрируют более чем двукратную эффективность, по сравнению с зарубежными аналогами – «Патриот» и «Астер».

Большинство испытаний новых ракет для перспективного комплекса осуществлялись на территории полигона Капустин Яр. Основные тесты прошли в 2001 году, а через пять лет выполнили результативные испытания ракеты, способной поразить и разрушить боеголовку баллистической цели.

На этом же полигоне в 2008 году проверились первые боевые стрельбы С-400. Цель двигалась со скоростью 2,8 км в секунду, но комплекс смог успешно ее перехватить и уничтожить. По завершению испытаний С-400 был принят на вооружение ПВО.

В 2007 году «Триумф» стал на боевое дежурство. Место размещения первого комплекса – г. Электросталь, находящийся недалеко от Москвы. С того времени силы ПВО ежегодно расширяются на один-два полка, оборудованной этой ЗРК. Кроме того «Триумф» находится в Мурманской области.

Их высокая дальность действия позволяет контролировать самолеты военно-воздушных сил Норвегии. Часть изготовленных С-400 отправляются на экспорт.

Обозначение ЗРК 3PC С-300В на Западе – SA-12 Gladiator/Giant.

Стоит отметить и то, что комплекс отличается большими возможностями модернизации. Например, концерн «Антей» создал глубокую модернизацию С-300В — ЗРС С-300ВМ «Антей-2500». Она представляет собой универсальное средство ПРО и ПВО, которой может эффективно противостоять как с баллистическими ракетами с пуском до 2500 километров, так и со всеми видами аэробаллистических и аэродинамических целей. В С-300ВМ применяются новые зенитные управляемые ракеты, имеющие увеличенные дальности полета, уменьшенным временем подготовки к запуску (практически в 2 раза) и увеличенным диапазоном развиваемых перегрузок (до тридцати единиц).
 

Система РЛС модернизирована, что привело к увеличению энергетического потенциала. Используются более качественные вычислительные средства и встроенные системы навигации, топопривязки и ориентирования, проведена оптимизация алгоритмов боевой работы. Благодаря ими и другим усовершенствованиям удалось увеличить максимальную дальность стрельбы до 200 км, дальность полета баллистических ракет, предельную скорость уничтожения целей противника с 300 до 4500 метров в секунду. Кроме того удалось существенно сократить время реакции системы.

Абсолютная автоматизация боевой работы, использование современных средств поиска, высокая эксплуатационная надежность и устранения неисправностей определили минимальные временные затраты на расчеты. Боевые машины комплекса могут совершать продолжительные марши по пересеченной местности, а также занимать выгодные позиции для стрельбы без всякой предварительной подготовки.

Экстерьер

Внешний облик немаленького седана Крайслер 300С 2013-го года просто одарен магнетизмом. Все, кто едет рядом с ним в городском трафике, и все проходящие мимо будут очарованы, в прямом смысле этого слова, восхищаясь машиной. А смотреть на самом деле есть на что.

Подобное неординарное дизайнерское исполнение внешности не так часто можно наблюдать не только у американских автомобилей, но и у автомобилей корейского и европейского производства.

«Брутальное тело» Chrysler 300C II наделено длинным капотом, завышенной оконной линией больших дверей, маленькими окнами-амбразурами, заниженной крышей с основательной задней стойкой, компактной и в то же время солидной кормовой частью. Однако, это лишь общее представление, которое складывается после знакомства с легендарным седаном.

Весь кузов по кругу «инкрустирован» обилием элементов из хрома: фальшрадиаторной решеткой в форме перевернутой, окантованной хромом трапеции со скругленными углами и множеством продольных планок, горизонтальными планками на переднем бампере, корпусами зеркал заднего вида, ручками дверей, рамками окон, вставкой по всей ширине кузова над задним бампером и насадками глушителей.

В качестве цветового решения для окрашивания кузова можно выбрать белый, серебристый, темно-серый, бежевый, перламутровый, голубой, синий, вишневый, коричневый, темно-фиолетовый и черный цвета. Носовую часть автомобиля Крайслер 300С II венчает опрятная би-ксеноновая адаптивная светооптика с опцией Smart Beam.

Фары, в свою очередь, дополняются изящными светодиодными дневными ходовыми огнями в стильном исполнении. Массивный передний бампер оснащен аккуратным нижним воздухозаборником, а по бокам – противотуманными фарами и омывателями главных фар. В целом, передняя часть машины смотрится очень уверенно.

Некоторые особенности внешнего вида

Сбоку седан смотрится восхитительно стильным и оригинальным. Благодаря строгим граням капота, крыши, угловатым проемам дверей, по-спортивному раздутым аркам колес, которые вмещают немаленькие 20-дюймовые диски из легкого сплава, ощущается вся серьезность американца.

Все это хорошо, но низковатая крыша будет доставлять некоторый дискомфорт водителю и пассажирам, когда они сядут в автомобиль. Задняя часть большого автомобиля исполнена в спокойном стиле без излишеств.

Бесспорной оригинальности ей придают мощный бампер с соплами насадок выхлопных труб, крупная прямолинейная крышка багажного отделения с электрическим приводом. Симфонию стиля завершают аккуратные, стильные столбики габаритных огней, которые светятся весьма красиво.

Компания-производитель данного автомобиля относится к итальянскому бренду Fiat, что весьма бросается в глаза, ибо можно найти дизайнерские решение в итальянской стилистике. В реальности, в дизайнерском решении для солидного американского седана предусмотрели ряд привлекательных элементов, рассказать про которые просто не получится.

Чтобы заметить эти “фишки” необходимо обойти машину со всех сторон и внимательно осмотреть. Однако, новшества понравятся даже самому привередливому автолюбителю.

«Гарантированный перехват»

С-300В4 стоит на вооружении Сухопутных войск РФ. Зачастую эти комплексы поставляются в армейские части вместе с ЗРК среднего радиуса «Бук-М3» и комплексами малого радиуса «Тор-М2», которые, как отмечают эксперты, формируют на театре военных действий (ТВД) эшелонированную систему противовоздушной обороны.

В состав С-300В4 входят пусковые установки с «лёгкими» и «тяжёлыми» зенитными ракетами, пуско-заряжающие средства и многоканальная станция наведения ракет (МСНР) 9С32М1.

В беседе с RT военный эксперт Юрий Лямин отметил, что С-300В4 является новейшей на текущий момент модификацией семейства С-300В (В — «войсковые»). Машины этой линейки дальнобойных средств ПВО выполнены на гусеничном шасси, что позволяет повысить мобильность в условиях бездорожья.

  • Пусковая установка ЗРК С-300В4
  • РИА Новости

«Важно не путать С-300В с широко известным всем семейством С-300. Это две совершенно разные линейки

Комплексы С-300В, включая С-300В4, поставлены на гусеницу для прикрытия крупных армейских соединений в условиях отсутствия дорог. Также у них усиленные возможности поражения баллистических ракет противника, что на ТВД необходимо для защиты штабов», — рассказал Лямин.

По словам аналитика, в арсенал С-300В4 входит специальная установка, предназначенная для пуска ракет по баллистическим целям. При этом основной «специализацией» линейки С-300 является поражение аэродинамических объектов — самолётов, вертолётов, БПЛА и крылатых ракет.

По информации Минобороны РФ, С-300В4 представляет собой современное высокомобильное средство ПВО «с большим противоракетным потенциалом». Главная задача комплекса — оборона «объектов военно-государственного значения и группировок войск от ударов баллистических и аэродинамических средств воздушного нападения». Максимальная дальность перехвата целей составляет 400 км.

Как утверждают военные, С-300В4 способен эффективно бороться с баллистическими ракетами с дальностью пуска до 2,5 тыс. км. Ракета комплекса, которая перехватывает подобные цели, летит в пять раз быстрее скорости звука. 

Также по теме


«Колоссальный прорыв»: российские учёные разработали новый способ обнаружения самолётов-невидимок

В России разработан новый метод селекции движущихся объектов, изготовленных по технологии «стелс». Как сообщили в Радиотехническом…

«Данная ЗРС (зенитная ракетная система С-300В4. — RT) вобрала в себя все перспективные разработки отечественного военно-промышленного комплекса. Она обладает уникальными характеристиками, которые обеспечивают ведение как противовоздушной, так и противоракетной обороны, и способна успешно бороться со всеми имеющимися ныне в мире типами ракет средней дальности», — говорится в материалах Минобороны РФ.

В статье для журнала «Воздушно-космическая сфера» генерал-лейтенант в отставке, доктор технических наук, лауреат Государственной премии СССР Александр Лузан пояснил, что семейство ЗРК С-300В создавалось для эффективного неядерного поражения гиперзвуковых малоразмерных головных частей баллистических ракет.

Как рассказал Лузан, С-300В4 способен перехватывать баллистические объекты, летящие со скоростью более 12 чисел Маха. Также данный ЗРК на дальности до 380—400 км может бороться со всеми типами аэродинамических целей, в том числе выполненных по технологии «стелс».

«Отличительными особенностями системы (С-300В4. — RT) являются её исключительно высокая автономность в работе, в том числе при борьбе с БР (баллистическими ракетами. — RT), мобильность, помехозащищённость и огневая производительность, фактически не зависящая от тактики действий СВКН (средств воздушно-космического нападения. — RT) и построения налёта, чем не может похвастаться ЗРК типа Patriot, — подчеркнул в своём материале Лузан.

В свою очередь, разработчик С-300В4 — концерн «Алмаз-Антей» отмечает, что его детище способно прикрыть от ударов с воздуха площадь в два-три раза больше, чем ЗРК предыдущего поколения. Ещё одним преимуществом комплекса компания называет увеличенную дальность поражения целей.

«Эти параметры, в частности, обеспечивают гарантированный перехват головных частей баллистических ракет средней дальности», — сообщила ранее пресс-служба «Алмаз-Антея».

Какие бывают системы ПВО

Выше уже были приведены примеры комплексов противовоздушной обороны разных стран мира. Останавливаться на характеристиках каждого в отдельности не стоит, так как они более менее схожи. Именно это и обеспечивает равновесие сил в деле воздушного нападения и обороны. Стоит только отметить, что разработка комплексов ПВО является очень сложной задачей и производит их только небольшое количество стран. Остальные их просто закупают и именно эта статья экспорта является одной из самых внушительных для любого государства, предлагающего подобные разработки на широкий рынок.

Кроме серьезных комплексов, которые работают по дальним и быстрым целям, есть и более простые разработки. Они более мобильны, не требуют такого большого количества личного состава и могут работать в системе существующей ПВО. Одной из важных задач легких комплексов является защита более серьезных систем ПВО дальнего действия, применение тяжелых ракет которых не имеет смысла при отражении атаки легких беспилотников.

Автомобильная модификация Панцирь-С1 на базе автомобиля КАМАЗ с колесной формулой 8х8

В России самым известным комплексом подобного класса является самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) Панцирь-С1. Его экипаж составляет всего 3 человека, а время развертывания не превышает пяти минут. Время реагирования составляет 4-6 секунд, а дистанция сопровождения цели 30 км при дистанции обнаружения 36 км.

Скорость цели не должна превышать 1000 м/с, а для борьбы предусмотрено 12 ракет (модификация ракет может отличаться) и спаренный зенитный автомат калибра 30 мм с запасом 1400 снарядов.

Как видим, система подходит или для прикрытия наступления, или для защиты более серьезных орудий, работая в связке. Устанавливается она как на колесные, так и на гусеничные самоходные машины, обеспечивая большую мобильность и запас хода в несколько сотен километров. Кроме этого, есть разные модификации, ТТХ которых могут несколько отличаться от приведенных выше.

На данный момент, Панцирь-С1 является самым передовым комплексом воздушного прикрытия малого радиуса действия. Аналогов у него не так много и основным является китайский FK-1000. Тем не менее, в конце прошлого года было объявлено о новом типе подобного оружия в США.

Самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс IM-SHORAD

Новая система получила название IM-SHORAD. Основой системы станет платформа Stryker A1. Она способна обеспечить маневренные бригадные боевые группы полной возможностью “обнаружить-идентифицировать-отслеживать-победить”. В свете существенного усложнения ведения боевых действий на фоне появления большого количества маленьких, почти незаметных, но опасных беспилотников, наличие такой системы в армии просто необходимо.

Точных характеристик комплекса пока нет, но, скорее всего, они будут схожими с характеристиками комплексов Панцирь-С1.

В очередной раз мы получим равновесие, которое является залогом относительного мира. Проблема в том, что крупнейшие производители вооружения будут разрабатываться новые типы оружия и модификации существующих систем. В этот момент погоня за равновесием превращается в гонку вооружений. Дальше говорить не буду. За меня уже все сказали писатели-фантасты. Будем надеяться, что они ошибаются. В любом случае, хотелось бы, чтобы системы обороны были мощнее систем нападения. В противном случае…

Распределение в России

В настоящее время структура ПВО РФ представлена 34 полками, зенитно-ракетными системами С-300, С-300ПС, С-400 и другими. Не так давно по две бригады из CD и ВВС преобразовались в полки и переделали в ПВО. Так, в состав этого войскового рода входят полки (38) и дивизионы (105).

По словам специалистов, распределение сил ПВО в России неравномерное. Самую надежную защиту имеет Москва. Вокруг этого города десять полков, располагающих С-300. Возле Москвы еще четыре дивизиона, на вооружении которых С-400.

Также хорошо прикрыт Санкт-Петербург – четыре полка с С-300 и С-400. Базы СФ в Мурманске, Полярном и Североморске охраняет три полка, ТОФ в районе Владивостока и Находки прикрывает два полка. Один полк охраняет Авачинский залив на Камчатке (база РПКСН). Балтайский Флот и Калининградская область с воздуха прикрывает смешанный полк, на вооружении у которого находятся системы С-300 и С-400. ПВО есть и в Крыму. С целью обеспечения более надежной защиты Черноморского Флота, командование решило усилить севастопольскую группировку противовоздушной обороны дополнительными комплексами С-300. ПВО России располагает и радиолокационными станциями, о которых более детально мы расскажем дальше.

[править] Источники

  1. Зенитно-ракетная система C-300 ПМУ-1
  2. Engagement envelope S-300VM
  3. Israeli Air Force Denies Any Military Sorties in Syria since S-300 Supply: Lawmaker
Это заготовка статьи.

Советские и российские комплексы ПРО, ЗРК, ЗСУ, ЗО и ПЗРК

Комплексы ПРО

А • А-35 • А-35М • А-35ТА-60 • А-135 • А-235А-1035 • «Аврора» • «Анти-Фау» • «Барьер» • «Даль» • «Заслон» • «Кивач» • «Наряд» • С-225С-375С-550 • «Сатурн» • «Таран—Закат» • «Терра»
 

ЗУ ВВС и ПВО
Ближнего действия (до 15 км)

«Сосна-А»«Сосна-РА» • 96К6 «Панцирь-С1» • 42С6 «Морфей»

Малой дальности (от 15 до 50 км)

С-25 «Беркут» • С-75 «Двина»/«Волхов» • С-125 «Нева»/«Печора»

Средней дальности (от 50 до 200 км)

«Даль» • С-300П • С-300ПТ • С-300ПС • Витязь

Дальнего действия (> 200 км)

С-200 • С-300ПМ • С-400 «Триумф/Триумфатор» • С-500/С-1000

 

ЗУ
сухопутных
войск РФ
Ближнего действия (до 15 км)
ПЗРК

«Колос» • 9К32 «Стрела-2» • 9К34 «Стрела-3» • 9К38 «Игла» • 9К310 «Игла-1» • 9К338 «Игла-С» • 9К333 «Верба» • «Джигит» • «Стрелец»

ЗО

ЗУ-23-2 • С-60 • КС-19 • КС-30 • КМ-52

ЗСУ

ЗСУ-23-4 ШилкаОбъект 530ЗСУ-37-2 «Енисей»ЗСУ-57-2 • 2К22 «Тунгуска»

ЗРК

9К31 «Стрела-1» • 9К35 «Стрела-10» • «Лучник-Э» • 3М-47 «Гибка-М5/М6» • «МД-ПС»«Сосна» • 9K33 «Оса» • 9К330 «Тор»

Малой дальности (от 15 до 30 км)

2К12 «Куб»

Средней дальности (от 30 до 100 км)

2К11 «Круг» • 9К37 «Бук» • 9K37M1 «Бук-М1» • 9K37M1-2 «Бук-М1-2» • 9K317 «Бук-М2»«Бук-М3»

Дальнего действия (> 100 км)

9К81 С-300В «Антей-300» • 9К81М С-300ВМ «Антей-2500»

 

ЗУ ВМФ РФ
Сверхмалой дальности (до 15 км)
ЗРАК

3М87 «Кортик/Каштан» • 3М89 «Палаш/Пальма» • «Панцирь-МЕ»

ЗРК

«Стрела-М» • М-4 «Оса-М» • 3К95 «Кинжал/Клинок» • 3М-47 «Гибка/Гибка-Р»

Малой дальности (от 15 до 40 км)

М-1 «Волна» • М-2 «Волхов-М» • М-11 «Шторм» • М-22 «Ураган» • 3С90Э.1 «Штиль-1» • «Торнадо»

Коллективной обороны (> 40 км)

М-3 (С-75/В-800)М-31 (2K11 «Круг») • С-300Ф «Форт» • С-300ФМ «Форт-М» • «Редут»

 

Командные пункты,
средства управления,
разное
Войск ПВО
Сухопутных войск

КСА «Барнаул-Т» • УБКП «Ранжир» • УБКП «Ранжир-М» • «Сенеж» • «Байкал-1» • КУЗА-1 • 9С44 «Краб» К-1 • «Поляна-Д1» • «Поляна-Д4» • КП 9С470 (9К37 «Бук») • КП 9С457 (ЗРС С-300В)

Военно-морского Флота

«Форт»

* — производились только на экспорт. Курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector