Военная доктрина рф: основные положения и изменения

Содержание обновленной российской Военной доктрины

В классификации войн и военных конфликтов изменений не произошло. Некоторыми военными экспертами выражалось сожаление, что даже обновленный документ по-прежнему не дает четкого определения понятию «войны», а такие неопределенности кроме всевозможных передергиваний ни к чему хорошему пока не приводили.

https://youtube.com/watch?v=pGURuad8ZhI

Некоторые эксперты еще в 2016 году предлагали свои толкование термина «война». Вот одно из них. Войной можно называть высшую форму разрешения коренных межгосударственных противоречий среди коалиций государств, социальных групп народонаселения одного из государств с применением вооруженного насилия высокой интенсивности, которые могут сопровождаться иными видами противоборств (например, политико-экономических, информационных, психологических, и пр.) для завоевания обусловленных политических целей.

По технологическому уровню развития борющихся сторон:

  • Война технологически слаборазвитых государств;
  • Война технологически высокоразвитых государств;
  • По смешанному типу: война высокоразвитых и слаборазвитых государств.

По применению стратегии для достижения целей:

  • Война с использованием стратегии по сокрушению противника, преимущественно физически;
  • Война с использованием стратегии непрямых воздействий. Это могут быть мероприятия по дестабилизации в политике и экономике государств, по организации внутри государств ситуаций, так называемого «управляемого хаоса», по косвенной или прямой военной поддержке вооруженных оппозиционных сил для завоевания власти нужными политическими силами;
  • По смешанному типу: «гибридная война» — война, сочетающая на разных этапах комплекс применения стратегий, как сокрушения, так и непрямых воздействий.

По использованию средств вооруженной борьбы война может быть:

  • Ядерной;
  • С использованием полного потенциала ОМП (оружия массового поражения);
  • С использованием исключительно обычных видов вооружений;
  • С массовым использованием оружия с новыми физическими принципами.

По отношению к нормам международного права война может быть:

  • Справедливой — для защиты независимости, суверенности, нацинтересов;
  • Несправедливой — попадающая под международную классификацию «агрессия».

По составу участников вооруженного противоборства война может быть:

  • Среди двух государств;
  • Среди коалиций государств;
  • Среди коалиции и одного государства;
  • Гражданской.

Локальная война — это война, которая может преследовать ограниченную военно-политическую цель. Боевые действия ведутся в пределах противоборствующих государств и затрагивают главным образом интересы исключительно этих государств (территориальные, экономические, политические и другие). В определенных обстоятельствах локальные войны могут перерастать в региональные или даже крупномасштабные.

Региональная война — это война, участие в которой принимают несколько государств, представленных в одном регионе. Она может вестись с задействованием национальных или коалиционных вооруженных сил. В процессе ее проведения сторонами обычно преследуются значимые для них военно-политические цели.

Крупномасштабная война — это война среди коалиций государств или крупнейших государств в мировом сообществе. Такие войны развязываются сторонами, как правило, для преследования радикальных военно-политических целей.

В мире

  • Военная доктрина США (см. также Внешняя политика США, Вбомбить в каменный век)
  • Военная доктрина Великобритании (см. Внешняя политика Великобритании)
  • Военная доктрина Украины

Военная доктрина Российской Федерации

Военная доктрина Российской Федерации является концептуальным документом военного планирования, разрабатываемым на длительный срок с возможностью уточнения при изменении обстановки. Военная доктрина разрабатывается аппаратом Совета Безопасности РФ совместно с другими органами государственной власти и организациями. В этом документе сформулированы на долгосрочную перспективу внешние и внутренние военные опасности и возможные военные угрозы Российской Федерации, а также раскрыт характер военных конфликтов, в которые может быть вовлечена страна.

Согласно Конституции Российской Федерации, утверждение Военной доктрины Российской Федерации находится в компетенции Верховного главнокомандующего Вооружёнными силами Российской Федерации — президента России.

В течение 2000—2001 гг. был выработан целостный и логически последовательный набор документов в области политики безопасности и внешней политики России: вначале была принята Концепция национальной безопасности, а затем, опираясь на её основные положения, были приняты Военная доктрина (2000), Концепция внешней политики, Доктрина информационной безопасности, планы военного строительства.

В Военной доктрине, принятой 5 февраля 2010 года, указаны следующие цели применения Вооружённых сил Российской Федерации и других войск:

  • в крупномасштабной (региональной) войне в случае её развязывания каким-либо государством (группой, коалицией государств) — защита независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и её союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и её союзников;
  • в локальных войнах и международных вооружённых конфликтах — локализация очага напряжённости, создание предпосылок для прекращения войны, вооружённого конфликта либо для принуждения к их прекращению на ранних стадиях; нейтрализация агрессора и достижение урегулирования на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и её союзников;
  • во внутренних вооружённых конфликтах — разгром и ликвидация незаконных вооружённых формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции Российской Федерации и федерального законодательства;
  • в операциях по поддержанию и восстановлению мира — разведение противоборствующих сторон, стабилизация обстановки, обеспечение условий для справедливого мирного урегулирования.

Предусмотрено, что Россия оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против неё и (или) её союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование российского государства.

с 2014 года
  • вопросы расширения взаимодействия со странами-членами БРИКС, развития отношений с Абхазией и Южной Осетией;
  • новые угрозы для России в связи с ситуацией на Украине и вокруг неё, а также в связи с событиями на севере Африки, в Сирии, Ираке и Афганистане.

В качестве внешних военных опасностей в Военной доктрине определены:

  • наращивание силового потенциала НАТО и приближение военной инфраструктуры стран — членов НАТО к российским границам;
  • развёртывание систем стратегической противоракетной обороны США;
  • «нарушение отдельными государствами международных договорённостей, а также несоблюдение ранее заключённых международных договоров в области запрещения, ограничения и сокращения вооружений».

В число внутренних угроз, в частности, включена «деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь, на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества».

С этим читают

Движение в НАТО

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Нынешняя численность армии может остаться на «достигнутом уровне» Среди приоритетов Украины — реформирование армии для достижения оперативной и технической совместимости с вооруженными силами НАТО.

Одним из условий для восстановления территориальной целостности называют реформу системы безопасности до уровня, приемлемого для членства в ЕС и НАТО.

А уже к 2020 году, согласно доктрине, сотрудничество с НАТО должно достичь уровня полной совместимости ВСУ с силами НАТО.

Доктрина предполагает отказ от внеблоковой политики, которая заменяется стремлением к членству в ЕС и НАТО, но не указаны сроки возможного вступления в альянс.

Более того, в среднесрочной перспективе Украина намерена «использовать собственные возможности» для обеспечения суверенитета.

Определение

«Оборонная безопасность» — более широкое понятие, чем «военная безопасность». Она обеспечивается усилиями всей страны или государства с учётом не только военных, но и экономических, информационных и других факторов.

Доктринальные вопросы в том или ином виде находят отражение в различных документах:

Конституция; Концепция национальной безопасности; Концепция внешней политики; различные законодательные документы мирного и военного времени («Закон о безопасности», «Закон об обороне», «Закон о воинской обязанности и военной службе» и другие); в боевых и общевоинских документах.

Важнейшие из доктринальных вопросов аккумулируются в основах Военной (оборонной) доктрины, например:

  • Угрозы безопасности и вытекающие из них оборонные задачи;
  • Политические и правовые основы Военной (оборонной) доктрины;
  • Военно-стратегические основы Военной (оборонной) доктрины;
  • Военно-экономические и военно-технические основы Военной (оборонной) доктрины.

Как системы принятых в государстве официальных взглядов военные доктрины есть в любом государстве.

Это интересно: 581,Брестская уния — делимся опытом

НЕОБХОДИМОСТЬ В РАЗРАБОТКЕ НОВОЙ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ РФ

Необ­ходимость создания единого до­кумента под названием «Военная доктрина РФ» появилась в кон­це прошлого века. Практически во всех развитых государствах к этому времени уже были соз­даны комплексы нормативных документов военно-политиче­ского характера, и их существо­вание полностью оправдывалось. Например, в США  комплекс основополагающих концепту­альных документов США по во­просам обеспечения националь­ной и военной безопасности представлен Стратегией национальной безо­пасности, Стратегией нацио­нальной обороны (аналог нашей Военной доктрины) и весьма актуальной Национальной во­енной стратегией. На основе по­следнего документа осуществля­ется оперативное планирование применения Вооруженных Сил, вырабатываются перспектив­ные стратегические и оператив­ные концепции их применения, которые, будучи доведенными военной наукой до уровня те­ории, кладутся в основу уста­вов Вооруженных Сил и планов по их реформированию.

Кроме того, в США суще­ствует механизм коррекции положений документов посредством ежегодных докладов министра обороны конгрессу и «Белой книги» председателя Комитета начальников штабов видов вооруженных сил.

В России также в ноябре 1993 г. Президентом РФ был утвержден документ под названием «Основные положе­ния Военной доктрины РФ». Появлению документа предшествовали широкая дискус­сия в СМИ, а также результативная военно-научная конференция в ВАГШ, на которой были об­суждены и впоследствии опубликованы в научном сборнике академии основы теории во­енной доктрины.

Содержащееся в тексте дей­ствующей доктрины ее опре­деление в целом соответствует требованиям теории: «Военная доктрина представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на под­готовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Россий­ской Федерации».

По сути, это официально принятые и провозглашенные в государстве взгляды военно-политического руководства на применение вооруженного насилия в интересах достиже­ния политических целей. Именно поэтому в соответствии с требованиями теории Воен­ная доктрина России отвечает на следующие пять основных вопросов:

  • с какими противниками и как предотвратить военные конфликты;
  • каков может быть характер вооруженной борьбы в кон­фликтах, цели и задачи, стоя­щие перед государством и его вооруженными силами в ходе их ведения;
  • какую военную организа­цию необходимо создать для этого и в каких направлениях ее развивать;
  • в каких формах и какими способами вести вооружен­ную борьбу;
  • как осуществлять подготов­ку страны и ее военной орга­низации к войне или приме­нению силы в вооруженных конфликтах.

В связи с этим содержание военной доктрины РФ в первую очередь определяется долговре­менными экономическими ин­тересами государства, которые необходимо защитить, а также уровнем возможностей страны по ведению вооруженной борь­бы, зависящих от ее экономичес­кого развития, состояния соци­ального и научно-технического прогресса общества.

Военная доктрина несет нормативную, организационную и информа­ционную функции, которые и определяют ее исключитель­ное значение в деле подготовки страны и ее военной органи­зации к защите национальных интересов с применением военной силы.

Доктрина Мельникова (2010-…)

Восстановление власти Социалистической партии России означало принятие новой государственной доктрины. Она, как многие ожидали, будет являться продолжением доктрины Кулагина и доктрины Руцкого. Однако с учётом новой геополитической реальности, в них были внесены определённые коррективы.

Так, в плане внешней политики было провозглашено возвращение к открытости, которую пестовали социал-демократы и либеральные круги ВНП. Открытая Россия как неотъемлемый член мирового сообщества и участник межнациональных процессов интеграции, центр Союза Независимых Государств и представитель его интересов на международной арене. Отличием было то, что Россия в данный момент, в отличие от 90-ых годов, уже стала развитым социальным и правовым государством, претендующим на то, чтобы стоять вровень с Западом. Отсюда проистекали претензии новой России если не на мировое лидерство, то на безусловное и неоспоримое лидерство в Евразии и готовность занимать второе место в мире после Соединённых Штатов, что давало Российской Федерации исключительное право направлять политико-экономическое развитие других, более слабых наций.

Происходит новый виток развития отношений между РФ и третьим миром, Восточной Европой и Латинской Америкой. Всероссийская народная партия получает поддержку руководства для организации надёжных связей с просоциалистическими партиями во всём мире; спецслужбы и проправительственные фонды России подготавливают почву для т.н. «Великой социальной революции XXI века». Например, в 2014 году происходит югославская революция, в ходе которой власть возвращается к Союзу коммунистов Югославии; в 2015 году удаётся предотвратить политический кризис в Бразилии, и Дилма Русеф продолжает социал-демократическую политику; постепенно происходит постепенное отмежевание Японии и Республики Корея от США (так как КНДР уже не представляет собой угрозу, Южной Корее нет необходимости видеть в США своего защитника на случай войны, и впервые южнокорейским лидером стал представитель левого движения Мун Джэин).

В экономике начинается новый виток интеграции с соседними государствами, однако теперь руководство страны учитывает угрозу зависимости России от импорта и иностранных рынков сбыта, в связи с чем объявляется программа долгосрочного развития внутреннего рынка страны, поддержки отечественного производителя и умеренных протекционистских мер при возвращении к торговой открытости начала нулевых. Одновременно с этим пропагандируется идея экономической самодостаточности, граждан страны призывают покупать товар, произведённый в России, и отказываться от покупки иностранного.

Положение дел в мире на 01.01.2020: тёмно-красным и красным — полные и ассоциированные члены СНГ; зелёным — дружественные СНГ страны; тёмно синим и синим — США и НАТО; голубым — проамериканские страны; фиолетовым — внеблоковые союзники США; оранжевым — страны, занявшие позицию лавирования между Россией и США; серым — нейтральные страны.

В целом, достаточно умеренная в экономическом плане, новая доктрина стала прорывом во внешнеполитических вопросах, поскольку теперь Российская Федерация позиционировала себя не просто как великую державу, но как хозяина в регионе и сверхдержаву, имеющую право на вмешательство в любых уголках мира. Всё это отражало возросшую мощь России и её способность противостоять иным геополитическим игрокам (США, Евросоюзу и Китаю) своими силами и достигать успехов в мировом доминировании, что было доказано распространением влияния РФ на соседние страны и привлечение к сотрудничеству с СНГ множества государств третьего мира.

Военная доктрина 1993 г.

Верховный Совет РСФСР (как это было тогда) отказался одобрить проект 1992 года. Новая военная доктрина вступила в силу только в ноябре 1993 г. и не была обнародована полностью; опубликованное резюме охватывает 21 из 23 страниц документа. Причин для частичного обнародования текста не было указано, и это вызвало опасения, что российское правительство и / или его военные хотели скрыть спорные или дискредитирующие намерения.

Опубликованное резюме показало основные отличия от взглядов на внешние угрозы в проекте 1992 года. В списке показаны две основные темы. Во-первых, сохраняющаяся угроза со стороны Запада, примером которой являются опасения по поводу расширения военных блоков и нарушения соглашений о вооружениях, а также вмешательства в дела русских за рубежом. Обязательство о неприменении ядерного оружия первым было снято. Во-вторых, были признаны новые опасности; близлежащие внутренние войны, распространение оружия массового уничтожения и терроризм.

В соответствии с акцентом на угрозе региональных конфликтов доктрина призывала к тому, чтобы российские вооруженные силы были меньше, легче и мобильнее, с более высокой степенью профессионализма и большей способностью к быстрому развертыванию. Достичь таких изменений оказалось чрезвычайно сложно.

Военные угрозы

Army and military photos

Среди опасностей, которые могут перерасти в военные угрозы для России, называются, например, наращивание потенциальным противником на сопредельных с РФ территориях и в прилегающих морских акваториях группировок сил общего назначения, в составе которых находятся средства доставки ядерного оружия; развертывание государствами, которые рассматривают РФ в качестве потенциального противника, систем и средств противоракетной обороны, крылатых и баллистических ракет средней и меньшей дальности, высокоточного неядерного и гиперзвукового оружия, ударных беспилотных летательных аппаратов, оружия направленной энергии. К угрозам также отнесены создание и размещение в космосе средств противоракетной обороны и ударных систем; наличие у государств ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, которые могут быть применены против РФ; неконтролируемое распространение ядерного оружия, средств его доставки, технологий и оборудования для их изготовления; размещение на территориях неядерных государств ядерного оружия и средств его доставки.

При осуществлении ядерного сдерживания Москва «принимает во внимание размещение потенциальным противником на территориях других государств наступательных средств». Это, в частности, крылатые и баллистические ракеты, гиперзвуковые летательные аппараты, ударные беспилотные летательные аппараты, оружие направленной энергии, средства противоракетной обороны, которые могут быть использованы против РФ и ее союзников. Одним из главных принципов ядерного сдерживание является соблюдение международных обязательств в области контроля над вооружениями

Одним из главных принципов ядерного сдерживание является соблюдение международных обязательств в области контроля над вооружениями.

Военная доктрина Российской Федерации: военные угрозы для страны

Во втором разделе документа произошли самые большие изменения. Главным образом, в нем отмечено очевидное возрастание уровня напряженности в самых разнообразных сферах межгосударственных и межрегиональных взаимодействий при общих осложнениях в международной обстановке. Это объясняется усиленной глобальной конкуренцией и соперничеством, неустойчивыми процессами развития экономик, а также процессами перераспределения влияния на темпы мирового развития на пользу новых центров силы. Признаны опасными и тенденции по смещению военных угроз в сторону информационного пространства и внутренней сферы РФ. Тут же отмечено, что на некоторых направлениях военная опасность для российского государства усиливается.

Источники внешней военной опасности

Новой редакцией Военной доктрины конкретизируются употребительно к складывающейся тенденции развития военно-политических обстоятельств растолкованные Стратегией национальной безопасности источники возникновения внешней военной опасности.

Источниками возникновения внешней военной опасности могут быть:

  • Прежде всего, наращиваемый силовой потенциал и развертывание блока НАТО на востоке, близость его военных инфраструктур к российским границам;
  • Расшатывание обстановки в отдельно взятых странах или регионах.

Опасным представляется развертывание войсковых группировок иностранными государствами (в их числе вооруженные международные радикальные группировки и иностранные частные военные компании) на территориях сопредельных с Россией, на прилегающих акваториях. К числу этих же источников можно отнести подрыв глобальной стабильности созданием и развертыванием комплексов стратегической противоракетной обороны, а также милитаризацию космоса. Кроме того, прибавился еще один новый источник. Это развертывание и шантаж стратегическими неядерными системами с высокоточным оружием для осуществления теории так называемых «быстрых глобальных ударов».

Прямая внешняя военная опасность для РФ

Прямой внешней военной опасностью для России могут быть:

  • Территориальные претензии как к ней самой, так и к ее странам-союзницам;
  • Вмешательство во внутренние их дела;
  • Вооруженные конфликты в сопредельных с Россией государствах;
  • Распространение ОМП, ракетных технологий, либо самих ракет;
  • Возрастание численности государств, которые имеют ядерное оружие;
  • Самораспространение международного терроризма.

Основные внутренние военные опасности для России

К основным внутренним военным опасностям российской Военной доктриной рассматриваются:

  • Усилия по насильственному изменению конституционного строя в РФ;
  • Дестабилизация внутриполитических и социальных условий в государстве;
  • Дезорганизация в нормальном функционировании органов государственной власти, особо важных государственных, либо военных объектов, а также информационной составляющей в государстве.

Особую озабоченность вызывают террористические организации, их информационные воздействия на народонаселение, чтобы подрывать исторические, духовные и патриотические традиции в сфере защиты Отечества, а также подстрекательство для создания очага межнациональной или социальной напряженности, разжигание этнических и религиозных противоречий.

Российская Военная доктрина: главные угрозы для РФ

Главными угрозами Военной доктриной признаются:

  • Резкие обострения в военно-политической обстановке (межгосударственных отношениях);
  • Образование условий для пользования военной силой;
  • Создание препятствий для работы систем государственным и военным управлением РФ;
  • Нарушения бесперебойной работы в российских стратегических ядерных силах, системах раннего оповещения о ракетных нападениях, контроля над космическим пространством. Кроме того, в местах, где хранятся ядерные боеприпасы, на АЭС, на объектах с высокой потенциальной опасностью, включая атомную и химическую промышленность.

Кроме того, военными угрозами могут быть признаны:

  • Организация и б/подготовка незаконных милитаризованных формирований, их деятельность на российской территории или союзнической к России территории государства;
  • Демонстрирование военной мощи при проведении военных учений на пограничных с российской территориях.

Немаловажной может считаться угроза активизации деятельности в вооруженных силах некоторых государств (отдельных групп государств), которые могут проводить частичную или полную мобилизацию, переводить органы государственного и военного управления этих стран для работы в условиях военного времени

Обеспечение обороны

Этому вопросу посвящен пятый раздел документа. Военно-экономическое обеспечение оборонного комплекса направлено на формирование условий для стабильного развития и поддержания потенциала страны на уровне, который необходим для реализации принятой политики государства. В качестве главных задач в этой сфере выступают:

Оснащение армии и военных органов вооружением, спецтехникой.
Обеспечение материальными средствами

При непосредственной опасности со стороны агрессоров — дооснащение войск в соответствии с нормами военного времени, в мирные периоды — накоплением, эшелонированием и содержанием запасов.
Восполнение потерь техники, вооружения, материальных средств в ходе боевых действий.
Усовершенствование оборонной промышленности, обеспечение независимости страны, формирование комплекса технологий первостепенной важности, активизация инновационной инвестиционной деятельности, сохранение госконтроля.
Плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество с заинтересованными государствами для обмена передовыми идеями и получения прибыли для оборонной промышленности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector