Что представляет из себя конституционный суд в рф

Состав КС Российской Федерации

До 2020 года в состав суда входило 19 судей, у каждого из которых имелось право принимать решение по разным вопросам, но для этого  требовалось присутствие не меньше 2/3 судей. Но с начала 2020 года внесены существенные изменения, поэтому КС состоял из 15 судей.

После всенародного голосования, которое проходило 1 июля 202 года, в состав КС входит только 11 судей, к которым относится и председатель судебного органа. Но еще 4 судьи продолжают осуществлять полномочия, поскольку они прекращают деятельность исключительно при наличии законных оснований. Не будет происходить назначение новых судей до того момента, пока в составе не останется 11 человек. Уже с 1 ноября осталось только 12 судей.

Правовые позиции КС РФ по отдельным вопросам

​В настоящем разделе представлены подготовленные Секретариатом Конституционного Суда информационно-тематические подборки правовых позиций Конституционного Суда. 

В научной литературе есть разные определения «правовых позиций Конституционного Суда». При составлении данного материала в таком качестве рассматривались высказанные в его постановлениях и определениях аргументированные суждения и относительно содержания положений Конституции Российской Федерации, и относительно конституционного смысла положений нормативных правовых актов. Они имеют значение в деятельности самого Конституционного Суда как основания принимаемых им в дальнейшем решений. Также они  являются ориентиром для нормотворческих органов и правоприменителей. 

​Отбор тем для информационно-тематических подборок правовых позиций проводится в соответствии с критерием общественной значимости, возможного интереса для широкого круга граждан. Их состав будет пополняться. 

Подборки не претендуют на отображение исчерпывающего состава правовых позиций по соответствующей теме: представлены наиболее значимые, по мнению составителей, из них. Решения Конституционного Суда, в которых содержатся правовые позиции по отдельным вопросам, даны в хронологическом порядке. В основном упор сделан на правовые позиции последнего времени, хотя нередко они имеют основу в более ранних решениях. 

Гарантии реализации прав взыскателя и должника в исполнительном производстве

Государственный надзор (контроль) за деятельностью некоммерческих организаций

Защита добросовестных приобретателей имущества

Защита материнства, отцовства и детства​

Защита прав владельцев транспортных средств в отношениях, связанных с ОСАГО

Защита прав граждан при заключении срочного трудового договора

Защита права собственности на изъятое в уголовном деле имущество

Индивидуализация юридической ответственности​

Интеллектуальная собственность

Косвенное налогообложение​

Определенность уголовного закона​

Особый статус государственных и муниципальных служащих​

Пенсионное обеспечение​

Пересмотр судебных актов по вновь открывшимся и новым обстоятельствам в гражданском судопроизводстве​​

Порядок проведения публичных мероприятий​

Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов дознания, предварительного следствия и суда при осуществлении уголовного судопроизводства

Право на доступ к правосудию в разумный срок в уголовном судопроизводстве​

Право на получение квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве

Право на свободу вероисповедания​

Право на свободу и личную неприкосновенность в уголовном судопроизводстве

Право на суд присяжных​

Право
не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких
родственников, круг которых определяется федеральным законом

Право потерпевших от преступлений на доступ к правосудию в досудебных стадиях уголовного процесса​

Право собственности на земельные участки​

Принцип справедливой оплаты труда

Реализация права на защиту от безработицы​

Свобода договора

Социальная поддержка отдельных категорий населения​

Судебные расходы в гражданском и арбитражном судопроизводстве​

Уважение частной и семейной жизни​

Конституционный Суд и импичмент Президента

Выше мы отметили, что институты конституционного права в России представлены наряду со структурами высших судебных органов, но, как считают некоторые эксперты, также и всеми остальными государственными органами власти РФ. Вместе с тем соответствующие политические институты могут обладать не только правами в аспекте участия в конституционном процессе, но и обязанностями и ответственностью. Реагирование на соответствующие нарушения — также в числе полномочий рассматриваемой нами инстанции.

КС РФ может участвовать в процессе импичмента Президента — процедуры, связанной с выявлением факта или иного правонарушения, допущенного главой государства. Данного рода полномочие подразумевает, что рассматриваемый нами орган власти дает заключение, касающееся корректности механизма, по которому Президент РФ в чем-либо обвиняется. Конституционный Суд не определяет, насколько серьезно нарушение, допущенное Президентом, рассматривая, скорее, процессуальный аспект. Изучается то, насколько корректно Госдума и Верховный Суд РФ обвиняют главу государства. Соответствующий запрос в КС РФ может сформировать Совет Федерации.

КС РФ

  • Конституционный суд РФ:
    • разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
      • федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ;
      • Конституций республик, уставов и других нормативных актов субъектов РФ по вопросам ведения, закрепленным в ст.ст. 71 и 72 Конституции;
      • договоров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов;
      • договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;
      • не вступивших в силу международных договоров РФ;
    • разрешает споры о компетенции между:
      • федеральными органами государственной власти;
      • органами государственной власти Федерации и ее субъектов;
      • высшими государственными органами субъектов РФ;
    • по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле;
    • по запросам Президента, палат парламента, Правительства РФ и органов законодательной власти субъектов дает толкование Конституции;
    • по запросу Совета Федерации дает заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений против Президента;
    • выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Особое место среди правоохранительных органов Российской Федерации занимает прокуратура. Несмотря на то, что в Конституции РФ статья, регулирующая и закрепляющая порядок организации и деятельности этого органа, входит в гл. 7, которая называется «Судебная власть», прокуратура не является органом этой ветви власти. Она представляет собой единую систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Во главе всех прокурорских органов стоит Генеральный прокурор, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации, по представлению Президента РФ (ст. 129 Конституции). Компетенция и порядок деятельности прокуратуры регулируется Федеральным законом «О Прокуратуре Российской Федерации» 1995 г., где главная ее задача определена как надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов в целях единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В соответствии с процессуальным законодательством прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Контрольные вопросы

  1. Кто, согласно Конституции РФ, является гарантом прав и свобод человека и гражданина?
  2. Какими полномочиями обладает Президент РФ в области охраны правопорядка?
  3. Каковы полномочия Федерального Собрания в сфере охраны правопорядка?
  4. Какими полномочиями наделено правительство РФ в сфере охраны правопорядка?
  5. Посредством чего осуществляется судебная власть в РФ?
  6. Назовите принципы судопроизводства в РФ.
  7. Что в соответствии с Конституцией РФ относится к федеральным судам?
  8. Что относится к судам субъектов Федерации?
  9. На какие три группы делится система федеральных судов?
  10. Назовите три уровня, на которые делится система арбитражных судов.
  11. Каковы полномочия мировых судей?
  12. Какие требования предъявляет Российское законодательство к членам Верховного и Высшего Арбитражного судов?
  13. Что представляют собой административные суды?
  14. Каков порядок формирования Конституционного Суда РФ?
  15. В каких направления осуществляется деятельность Конституционного Суда РФ?
  16. Какие виды решений принимает Конституционный Суд РФ?
  17. Какой юридической силой обладают решения Конституционного Суда РФ?

Источник

Функции конституционного суда

  1. Контроль федеральных нормативных актов, а также законов;
  2. Контроль исполнения уставов и конституционных норм субъектами федерации;
  3. Контроль исполнения существующих договоров между органами государственной власти и субъектов;
  4. Контроль международных договоров.

Если в процессе рассмотрения определенного дела суд приходит к решению о нарушении закона, связанного с Конституцией, то он обращается со специализированным запросом в конституционный суд. В данном случае сразу же приостанавливается судебное производство, и требуется детальное изучение дела уже вышестоящими инстанциями.

Слухи об упразднении

Регулярно на различных новостных порталах появляется информация об упразднении КС, но она не подтверждается официально. 18 ноября в Госдуме прошло третье чтение относительно закона, на основании которого планируется упразднение Конституционных и уставных судов в регионах РФ.

Данный законопроект №1024648-7 предполагает внесение корректировок в ФЗ «О судебной системе», где приводится информация обо всех судах, функционирующих на территории РФ. Вместо стандартных региональных КС будут организованы советы, работающие при местных законодательных органах.

Закон вступает в силу 28 ноября, а именно через 10 дней после опубликования в открытых источниках. Поэтому с 28 ноября 2020 региональные КС перестают принимать к рассмотрению и производству новые дела. Они обязаны завершить текущие дела. Региональные власти имеют право немного корректировать точную дату упразднения, поскольку учитывается количество оставшихся дел. До упразднения судьи работают в судах, а также сохраняют все гарантии и обеспечение, которое им полагается по закону.

Региональные КС функционируют примерно в 15 регионах страны, к которым относится Санкт-Петербург, Башкирия и Татарстан. Правительство Ингушетии еще ранее планировало упразднить КС, так как деятельность данного судебного органа считалась малоэффективной.

Это обусловлено тем, что суд признал закон о границе с Чечней нарушающим положения Конституции, после чего на всей территории проходили протесты. Люди высказали свое недовольство по поводу того, что с ними не обсуждался данный вопрос.

Международные связи

    Конституционный Суд Российской Федерации поддерживает связи со значительным числом судебных органов конституционного контроля зарубежных стран. Эти контакты выражаются как в участии Суда в деятельности международных объединений конституционных судов, так и в обмене двусторонними визитами для взаимного изучения опыта осуществления конституционного судопроизводства.     Конституционный Суд Российской Федерации является полноправным членом Всемирной конференции по конституционному правосудию (с 2009 года), Конференции европейских конституционных судов (с 1996 года) и Ассоциации азиатских конституционных судов (с 2011 года), а также одним из учредителей в 1997 году Евразийской ассоциации органов конституционного контроля, ранее – Конференция органов конституционного контроля стран новой демократии, и участником двусторонних соглашений о сотрудничестве с высшими судами Алжира, Болгарии, Венгрии, Израиля, Индонезии, Италии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Монголии, Республики Корея, Таджикистана, Турции и Эфиопии. Среди регулярных форм двустороннего сотрудничества необходимо отметить также участие в Диалоге судей высших судов России и Германии.     Делегации Конституционного Суда Российской Федерации посетили с визитами высшие суды Австрии, Азербайджана, Алжира, Армении, Белоруссии, Болгарии, Бразилии, Венгрии, Германии, Израиля, Италии, Кипра, КНР, Литвы, Македонии, Марокко, Молдавии, Монголии, Перу, Польши, Португалии, Республики Корея, Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Украины, Франции, Хорватии, Черногории, Чехии, Швейцарии, а также Европейский Суд по правам человека.    В свою очередь, Конституционный Суд Российской Федерации принял приглашенные им делегации высших судебных органов Абхазии, Австрии, Азербайджана, Алжира, Армении, Белоруссии, Бразилии, Венгрии, Германии, Израиля, Индонезии, Италии, Казахстана, Киргизии, Кипра, КНР, Македонии, Молдавии, Монголии, Перу, Польши, Португалии, Республики Корея, Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Таджикистана, Турции, Украины, Франции, Хорватии, Черногории, Чехии, Швейцарии, Эфиопии, а также Европейского Суда по правам человека.   Представители Конституционного Суда Российской Федерации участвуют в различных международных двусторонних и многосторонних встречах, конференциях, семинарах по проблемам конституционного права и конституционного правосудия. В этих целях, помимо указанных выше стран, они посетили Аргентину, Бразилию, Боснию и Герцеговину, Венесуэлу, Грузию, Египет, Индию, Индонезию, Казахстан, Латвию, Узбекистан, Финляндию, ЮАР.    Конституционным Судом Российской Федерации регулярно проводятся различные международные форумы, в том числе совместно с другими организациями. Среди наиболее крупных мероприятий, прошедших в последние годы, можно отметить Международный Симпозиум по верховенству права (Санкт-Петербург, 2013 год); Международную научно-практическую конференцию «Современный конституционализм: вызовы и перспективы», посвященную 20-летию принятия Конституции Российской Федерации (Санкт-Петербург, 2013 год); Международную конференцию «Совершенствование национальных механизмов имплементации Европейской Конвенции по правам человека», организованную совместно с Советом Европы (Санкт-Петербург, 2015 год); Международную конференцию «Современная конституционная юстиция: вызовы и перспективы», посвященную 25-летнему юбилею деятельности Конституционного Суда Российской Федерации (Санкт-Петербург, 2016 год); Международную конференцию «Конституционное правосудие: доктрина и практика» (Санкт-Петербург, 2017 год); Международную конференцию «Конституция в эпоху глобальных перемен и задачи конституционного контроля» (Санкт-Петербург, 2018 год) и Международную конференцию Конституционная идентичность и универсальные ценности: искусство соразмерности(Санкт-Петербург, 2019 год), объединившие руководителей и судей конституционных судов и эквивалентных органов всех континентов, представителей национальных органов по защите прав человека и межгосударственных организаций. 

  •           Международные суды
  •           Зарубежные органы конституционного контроля

Назначение и работа судей

Рассмотрим аспект, связанный с назначением, а также работой судей в КС РФ, более подробно. Соответствующую должность в изучаемом органе власти может занять гражданин России, которому исполнилось 40 лет, имеющий диплом об окончании вуза по юридической специальности. Минимальный стаж по профессии — 15 лет. Назначаются судьи КС РФ, как мы уже отметили выше, происходит посредством тайного голосования сенаторов. Для того чтобы человек был назначен судьей КС РФ, ему достаточно набрать простое большинство голосов. По факту выборов Председатель Совета Федерации приводит избранного судью к присяге.

Деятельность граждан РФ на соответствующей должности в КС РФ несовместима с рядом других активностей — таких, как, например, работа в качестве депутата Федерального Собрания и других органов законодательной власти. Нельзя занимать государственные или связанные с общественной деятельностью должности, заниматься бизнесом и иной работой, которая может чем-то помешать выполнению основных трудовых функций. Вместе с тем, судьи КС РФ могут преподавать, заниматься наукой или творчеством.

История появления

Впервые функции КС были возложены на Комитет конституционного надзора СССР еще в 1989 году. С 1991 года начинает функционировать республиканский КС РСФР, деятельность которого регламентировалась законом РСФСР «О КС». На Съезде народных депутатов было избрано 13 судей. До 1993 года представители данного судебного органа занимались урегулированием конституционного кризиса. Для этого судьи вели переговоры с президентом страны и чиновникам Верховного Совета.

В сентябре 1993 года представители КС приняли решение отрешить Ельцина от должности, но президент приостановил деятельность судебного органа. В 1994 году принят новый нормативный акт, регулирующий деятельность суда.

Бесплатная консультация Юриста
+8 800 100-61-94

Теперь этот орган не может самостоятельно оценивать или рассматривать дела, касающиеся конституционности действий должностных лиц или политических партий. После этого было назначено 6 новых судей. За этот период было рассмотрено около 200 дел, касающихся конституционности принятых законов. Примерно 30 исков было удовлетворено, поэтому неконституционными признавались статьи УПК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector