Конституционный суд российской федерации
Содержание:
- Состав суда
- Ключевые особенности инстанции
- Компетенция Конституционного Суда РФ
- Функции конституционного суда
- Понятие конституционной законности
- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
- Какие основные функции конституционного суда РФ?
- Права Конституционного Суда в сфере решения специфических дел
- Рассмотрение дела и участие в этом процессе председателя
- Решения Конституционного Суда Российской Федерации
- Состав Конституционного суда Рф
- Гарантии независимости
- Структура органа
- Разделение власти: особенности принципа
- Какие дела рассматривает конституционный суд?
- Принципы деятельности
Состав суда
После недавних изменений в основой закон в состав КС входит 11 судей, ранее их число составляло 19. Так как действующие судьи работают до конца каденции, то по состоянию на сентябрь 2020 года в этом органе работает 13 судей.
В настоящий момент главой КС РФ является Валерий Зорькин.
Судей КС назначает Совет Федерации. Утверждение кандидатов происходит путем тайного голосования. Для получения должности кандидату достаточно получить большинство голосов.
Кандидаты на должность судей могут выдвигаться президентом страны, верхней и нижней палатой парламента, представительскими органами регионов, учебными заведениями, общественными организациями.
С 2008 года Конституционный суд работает в Санкт-Петербурге.
Судьей КС может быть назначен любой гражданин России старше сорока лет. Он должен иметь юридическое образование и стаж работы по профилю более пятнадцати лет. В числе дополнительных требований – безупречная репутация и высокая квалификация, признанная коллегами.
Глава суда назначается Советом Федерации сроком на шесть лет. По окончании каденции его полномочия могут быть продлены. По истечении срока глава суда продолжает выполнять свои функции до назначения приемника.
Рядовые судьи КС могут выполнять свои обязанности до 70 лет, заместители главы – до 76 лет. У председателя срок статуса неограничен.
Глава органа и его заместители могут сами сложить с себя полномочия. Совет Федерации может отстранить их от выполнения обязанностей досрочно.
Сделать это можно только при наличии решения самого суда о том, что председатель или его замы исполняют свои обязанности неподобающим образом. Оно должно быть проведено голосованием в порядке, предусмотренным регламентом органа.
Ключевые особенности инстанции
Учитывая все представленные моменты, мы можем выделить наиболее явные специфические аспекты упомянутой в статье структуры. Они помогут разобраться в самой сути, а также изучить полномочия Конституционного Суда. Итак, представленный ранее орган обладает следующими особенностями:
- входит в судебную систему России, но не возглавляет её;
- является исключительным субъектом, который уполномочен осуществлять конституционное производство;
- компетенция Конституционного Суда РФ не дублируется иными органами;
- формирование органа происходит за счет применения специфической процедуры;
- имеет отдельную нормативную базу регулирования (ФЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации») и т. п.
Представленные особенности доказывают уникальность упомянутого в статье ведомства и его относительную обособленность.
Компетенция Конституционного Суда РФ
Таким образом, представленный орган является исключительным ведомством, полномочия которого имеют свою особенность. Чтобы наиболее полно разобраться в компетенции Конституционного Суда, необходимо отметить тот факт, что его возможности делятся на три большие группы. Данная классификация является условной и выведена доктринально. Тем не менее она помогает понять всю суть компетенции упомянутого в статье ведомства. Таким образом, на сегодняшний день существуют следующие группы полномочий:
- связанные с решением специфических дел;
- связанные с решение споров о компетенции;
- иные полномочия.
Функции конституционного суда
- Контроль федеральных нормативных актов, а также законов;
- Контроль исполнения уставов и конституционных норм субъектами федерации;
- Контроль исполнения существующих договоров между органами государственной власти и субъектов;
- Контроль международных договоров.
Если в процессе рассмотрения определенного дела суд приходит к решению о нарушении закона, связанного с Конституцией, то он обращается со специализированным запросом в конституционный суд. В данном случае сразу же приостанавливается судебное производство, и требуется детальное изучение дела уже вышестоящими инстанциями.
Понятие конституционной законности
Конституция государства занимает особое место в системе законов. Она является основополагающим законом государства и обладает верховенством на всей его территории.
Конституционная законность есть реально действующая система конституционализма, обеспечивающая полное действие конституции.
Конституционная законность означает следующее.
1. Правовой характер самой конституции как базового закона государства. Иными словами, конституция своим содержанием (при всем его возможном разнообразии) должна выражать принципы демократии, свободы и справедливости, закреплять права и свободы человека и гражданина, прежде всего отраженные в международных стандартах и нормах, воплощать принципы (требования правового государства).
2. Верховенство конституции в правовой системе государства, т.е. Конституция имеет высшую юридическую силу. Все законы и иные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления издаются на основе и в соответствии с конституцией.
Законы и подзаконные (в том числе ведомственные) акты, противоречащие конституции, не имеют юридической силы.
Так, согласно ст. 15 (ч. 1) Конституции Российской Федерации «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу…
Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
3. Принципы и нормы конституции имеют прямое действие. Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать конституции.
Все должностные лица независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение ее принципов и норм.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Однако если судебные или иные правоприменительные органы обнаруживают, что закон или отдельные его положения не соответствуют Конституции, то они непосредственно применяют нормы Конституции.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» отмечает, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, если придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации либо принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей.
4. Конституция действует на всей территории государства. В условиях федеративного устройства государства федеральная конституция действует во всех субъектах (членах) федерации, конституции субъектов (членов) федерации — на всей их территории.
Спорным оказался вопрос о действии устава края или области, в состав которого входят автономные округа, на территории указанных округов, так как автономные округа, согласно действующей Конституции Российской Федерации, являются равноправными субъектами Российской Федерации (ст. 5).
Однако вхождение автономного округа в состав края или области является условием распространения устава края или области на всю ее территорию, в том числе на территорию автономного округа.
Принципы верховенства конституции, конституционной законности не реализуются автоматически.
Их действие может быть нарушено умышленно либо в силу правоприменительной ошибки.
Для предотвращения и ликвидации таких «сбоев» существует система правовых средств охраны конституции (например, институт конституционной ответственности в виде импичмента главы государства).
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ«О Конституционном Суде Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г., 5 февраля 2007 г., 2 июня 2009 г., 3 ноября, 28 декабря 2010 г., 25 декабря 2012 г., 5 апреля 2013 г., 12 марта, 4 июня 2014 г., 8 июня, 14 декабря 2015 г., 28 декабря 2016 г., 29 июля 2018 г.
Принят Государственной Думой 24 июня 1994 года
Одобрен Советом Федерации 12 июля 1994 года
ГАРАНТ:
См. также Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
См. комментарий к настоящему Федеральному конституционному закону
Президент Российской Федерации
21 июля 1994 года
Федеральный конституционный закон определяет правовой статус Конституционного Суда РФ как судебного органа конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Закрепляются полномочия Конституционного Суда РФ, его структура и порядок организации деятельности, а также правила производства в Конституционном Суде РФ.
Особое внимание уделено статусу судьи Конституционного Суда РФ. Регламентируется порядок назначения на должность судьи, порядок приостановления и прекращения его полномочий
В качестве организационных форм конституционного судопроизводства предусматриваются пленарные заседания и заседания палат Конституционного Суда.
Основанием к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»
Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Федерального конституционного закона опубликован в «Российской газете» от 23 июля 1994 г. N 138-139, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г. N 13 ст. 1447
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона
Изменения вступают в силу с 1 августа 2015 г.
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции России от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ»
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона за исключением изменений части первой статьи 115 настоящего Федерального конституционного закона, вступающих в силу с даты начала осуществления Конституционным Судом РФ конституционного судопроизводства в г. Санкт-Петербурге (21 мая 2008 г.)
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона
Какие основные функции конституционного суда РФ?
- Функция социально-политического характера, которая обеспечивает идеальную устойчивость и стабильность всей политической системы государства. В данном случае, используются юридические средства конституционного правосудия. КС может рассматривать дела по защите политических прав, а также дела, касающиеся свободы граждан и человека, федерализма и пр.;
- Функция экономического характера, которая предусматривает реализацию конституционных принципов в экономической деятельности государства. В данном случае речь идет о защите всех форм собственности государства, поддержка частного предпринимательства, наличие добросовестной конкуренции и пр.;
- Функция социального характера, которая предполагает деятельность суда в образе защиты всех социальных прав человека, а также возможные аспекты регулирования общественных отношений. То есть, все виды защиты социальной свободы человека, как личности и как части общества;
- Функция духовно-идеологического характера, которая предполагает утверждению и культивированию определенных конституционных ценностей. То есть, речь идет о защите правовых позиций, которые касаются конституционных вопрос;
- Функция мировоззренческого характера, а также теоретико-познавательная, которая предполагает развитие и формирование общей территории определенных прав;
- Функция воспитательного характера, которая предполагает формирование специализированных уровней правосознания среди органов власти и местного самоуправления;
- Функция организационно-управленческого характера, которая направлена на распространение и обобщение практики, которая формируется в процессе деятельности КС.
Права Конституционного Суда в сфере решения специфических дел
Ключевым моментом деятельности описанного в статье органа является тот факт, что он является субъектом конституционного производства. В соответствии с данными законом полномочиями, ведомство разрешает дела, в которых ставится вопрос о соответствии положениям основного закона России:
- высших по своей юридической силе официальных актов;
- НПА субъектов России;
- заключенных между РФ и её субъектами договоров;
- не вступивших в юридическую силу на территории России международных договоров.
Таким образом, представленный орган может признать любой нормативный акт таким, который не отвечает положениям основного закона нашей державы. Это влечет его отмену и потерю всякой юридической силы. Постановление Конституционного Суда в подобных вопросах является окончательным.
Рассмотрение дела и участие в этом процессе председателя
Сначала все поступившие дела рассматриваются на заседаниях одной из палат. Их созывает Председатель Конституционного Суда РФ. В этом процессе должно принимать участие три четверти всех судей. Рассматривать они могут любое поступившее им дело. Хотя есть ряд исключений, внесенных в регламент конституционного суда:
- Дело об основном законодательстве других регионов.
- Дела о толковании основного закона страны, т. е. Конституции.
- Дела об импичменте (т. е. отстранении от должности) президента.
- Дела, несущие законодательную инициативу.
Но перед тем как обращение будет вынесено на рассмотрение палаты, Председатель Конституционного Суда РФ поручает одному или нескольким судьям изучить его. Только после предварительного изучения обращение поступает в производство одной из палат.
На заседаниях не затрагиваются и те вопросы, которые возникают на пленумах, будь то деление на палаты, назначение председателя и т. п. Заседания предназначены только для рассмотрения по существу того или иного судебного дела.
Вердикты, вынесенные на этих заседаниях, являются решениями Конституционного Суда РФ. Палата имеет право издавать разъяснения в случае возникновения каких-либо вопросов.
В случае возникновения разногласий между судьями в принятии решения собирается пленарное заседание, и дело рассматривается по существу повторно. Чаще всего подобные ситуации встречаются, когда решение по новому делу противоречит ранее принятым в других процессах. В таком случае созывается пленарное заседание, где этот вопрос пересматривается уже более подробно.
Важным отличием пленарного заседания от обычного разбирательства является то, что в первых участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, а в обычных – судьи только одной из палат.
Во время судопроизводства ведется протокол заседания, его в обязательном порядке подписывает Председатель Конституционного Суда РФ либо по его распоряжению один из замов.
Заключительный этап рассмотрения дела – вынесение решения, которое принимается в процессе открытого голосования судей, рассматривающих дело.
Решения Конституционного Суда Российской Федерации
|
Состав Конституционного суда Рф
Представляет собой действующий аппарат, который состоит из его секретариата и отделов, обеспечивающих его функционирование.
Секретариат представляет собой следующую структуру.
1. Отраслевые управления. Сюда входят:
- управдение, осуществляющее информационно-отраслевое обеспечение;
- организация судебных заседаний;
- управление, связанное с издательской деятельностью;
- международная практика конституционного контроля;
- управление законодательного информирования.
2. Делопроизводство.
3. Приемная.
В состав аппарата суда входит судебный пристав с обеспечивающей службой. В его функции входит участие в заседаниях и оказание помощи председательствующему в поддержании порядка, требовании исполнения дисциплины, принятие соответствующих мер для устранению нарушений. Отказ от выполнения его требований может повлечь наложение санкций на нарушителя.
Другие подразделения обеспечивают восполнение кадрового состава, материально-техническое оснащение и социально-бытовое обеспечение. Сюда можно отнести пресс-службу суда, отдел работы с кадрами, управление финансами, а также управление делами.
Численный состав Конституционного суда РФ — 19 человек.
Структура:
- Председатель — Зорькин Валерий Дмитриевич – назначается СФ РФ по представлению главы страны на шесть лет.
- Первый заместитель – Хохрякова Ольга.
- Второй заместитель — Сергей Маврин.
- Судьи Конституционного суда.
Гарантии независимости
После того как судьи Конституционного суда РФ назначаются на должность, для них начинают действовать гарантии независимости, которые обеспечиваются его несменяемостью, а также личной неприкосновенностью и равенством прав всех членов судейского сообщества. Судья обеспечивается правом на отставку. Ему предоставляются материальное и социальное обеспечение, а также гарантии безопасности, которые соответствуют его высокому статусу.
Помимо этого, гарантии независимости обеспечиваются запретом любого рода вмешательства в судебную деятельность.
Также к соответствующим критериям относятся гарантии материальной независимости, которые связаны с предоставлением гражданину, занимаемому столь высокую должность, ежегодного отпуска, регулярную выплату заработной платы, обеспечением жильем и необходимыми жилищными условиями, бытовым обслуживанием, страхованием жизни и здоровья самого судьи и его ближайших родственников, обязательным страхованием имущества.
Структура органа
Компетенция Конституционного Суда РФ во многом объясняется его внутренней системой. Суть в том, что в состав органа входит ограниченное количество служащих. На сегодняшний день штатная численность работающих в Конституционном Суде людей составляет 249 человек, при этом лишь 19 из них являются судьями. Ключевой фигурой всего ведомства является председатель. Закон о Конституционном Суде РФ предоставляет ведомости о порядке его назначения. Таким образом, председатель становится таковым лишь после представления его персоны президентом непосредственно Совету Федерации. Выбор остального состава суда является таким же. Закон о Конституционном Суде РФ допускает переизбрание председателя данного органа на новый срок. Данная норма также касается его заместителей.
Разделение власти: особенности принципа
Чтобы понять, что являет собой компетенция Конституционного Суда РФ, необходимо рассмотреть истоки появления одноименной ветви управления. Как уже указывалось ранее, власть в России не всегда была выстроена так, какой она является сегодня. Вплоть до 1991 года управление в нашей стране формировалось за счет правящей верхушки или же одного человека, коим был монарх. Однако вторая половина XX века показала нестабильность подобной формы власти.
Стало понятно, что демократические тенденции все больше соединяются с правовой системой государства. Поэтому с момента своего отделения Российская Федерация становится на путь всяческого поддержания плюрализма мнений, партий и свободы слова. Демократизация общества также нашла свой отголосок в процессе построения системы управления страной. Это подтвердилось появлением трех ветвей власти, одной из которых стала судебная.
Какие дела рассматривает конституционный суд?
Принципы функционирования конституционного суда РФОсновные принципы функционирования конституционного суда РФ, которыми этот судебный орган руководствуется в своей деятельности на современном этапе, следующие:…
Полномочия председателя конституционного судаПолномочия председателя конституционного суда описываются в законодательстве о работе конституционных судей. Председатель конституционного суда – лицо, которое избирается исключи123
Задачи конституционного суда РФЗадачи конституционного суда РФ очень широки и многоплановы. Тем не менее, основная задача Конституционного Суда действующего в нашей стране — это осуществление полноценного и…
Виды обращений в конституционный судВиды обращений в конституционный суд РФ могут быть самыми разными и затрагивают многие вопросы. Сюда относятся и обращения/запросы различных уполномоченных лиц и всевозможных…
Принципы деятельности
Работа КС осуществляется только с учетом некоторых важнейших принципов, которые нельзя нарушать по каким-либо причинам. К этим принципам относится:
- Независимость. Во время принятия решения судьи КС должны учитывать исключительно собственные полномочиями, которыми они наделены соответствующими нормативными актами. Они не имеют право представлять интересы государственных органов, общественных объединений, партий, движений, а также государственных, общественных или частных предприятий. Судьи не могут представлять интересы граждан или компаний, социальных групп или наций. Каждое решение выражает правовую позицию судей на основании требований Конституции, поэтому они не имеют право учитывать собственное мнение, политические пристрастии или вероисповедание. Не допускается какое-либо воздействие на свободу волеизъявления. Судьи не могут пользоваться чужими указаниями, а также вмешательство в их деятельность приводит к привлечению к уголовной ответственности.
- Коллегиальность. Решение по любому делу, которое рассматривается судьями КС, принимается исключительно коллегиально. Для этого привлекается несколько судей, участвующих в изучении и рассмотрении материалов дела во время проведения судебных заседаний. Для принятия решения требуется не меньше 2/3 судей от общего количества, если осуществляется пленарное заседание. Если же проводится заседание палаты, то требуется присутствие как минимум ¾ от общего состава. Во время расчета кворума не учитываются судьи, которые были отстранены от рассмотрения материалов дела или судьи, у которых по разным причинам приостановлены полномочия.
- Гласность. Все дела, рассматриваемые КС, рассматриваются исключительно открыто. Поэтому любой человек имеет право присутствовать на заседании. Исключением выступают ситуации, предусмотренные законодательством. Все решения оглашаются публично, причем даже при условии, если они приняты на закрытом заседании.
- Устность. Все разбирательства, которые проводятся судьями КС, осуществляются в устном виде. Судьи запрашивают от сторон объяснения, прослушивают показания экспертов или свидетелей, а также вслух читают информацию из полученных документов. Оглашению подлежат исключительно документы, которые были представлены суду заранее и касаются рассматриваемого дела.
- Использование русского языка. Конституционное судопроизводство осуществляется только на русском языке. Если среди участников имеется иностранец, не понимающий по русскому, то он может давать объяснения на родном языке, а также привлекать к разбирательству переводчика.
- Непрерывность заседаний. По каждому делу проводится непрерывное судебное заседание, поэтому оно может занимать много времени. В качестве исключения выступает время, которое предназначено для отдыха участников заседания или для подготовки к дальнейшей дискуссии. Иногда требуется перерыв для устранения обстоятельств, которые выступают в качестве препятствия для нормального проведения разбирательства.
- Состязательность и равноправие участников. У каждого участника заседания имеются равные права и привилегии для отстаивания собственных прав и свобод.
Внимание! Одновременно в КС рассматривается только одно дело, поэтому до принятия решения невозможно изучать материалы по другим делам.