Ракетный комплекс 9к72 «эльбрус» (ss-1. scud-b)

Цена вопроса

Кто же первым завёл речь об «Оке» на переговорах в Женеве? По информации автора, это были американцы, которые выложили на стол западные каталоги, в них указывалось, что дальность стрельбы у комплекса — 550 километров. И «Ока» была включена в повестку дня. Ну а потом в дело вступили министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе и президент СССР Михаил Горбачёв. Без предварительной компетентной проработки вопроса, не советуясь с военными специалистами, они на встрече с госсекретарём США согласились уничтожить «Оку».

РИА Новости
Президент СССР Михаил Горбачёв и министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе без предварительной компетентной проработки вопроса, не советуясь с военными специалистами согласились уничтожить «Оку».

В итоге в 1989 году было уничтожено 360 ракет «Ока» — 239 боевых и 121 учебная, отмечал в одном из своих выступлений член-корреспондент Российской академии наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий главный конструктор «Оки» Сергей Непобедимый. А также 106 боевых машин, столько же транспортно-заряжающих машин, все средства регламента и технического обслуживания как в войсках, так и на базах и арсеналах, оборудование учебных центров, в том числе оборудование и материальная часть в училищах Ракетных войск и на полигонах.

Сергей Непобедимый также отмечал, что некомпетентно был решён вопрос и об уничтожении ОТРК. На ликвидацию ракет и других элементов комплекса израсходовали несколько сотен миллионов рублей. Тогда как разработчики комплекса «Ока» предлагали использовать его в интересах отечественной и мировой науки — для геофизических исследований на высотах до 300 километров. И комплекс нашёл бы большой спрос за рубежом. Однако с этим предложением в Кремле не согласились.

Добившись ликвидации «Оки», США оставили Сухопутные войска СССР практически без оперативно-тактических ракет. Остававшиеся на вооружении ракеты Р-17 («Скад») никто всерьёз не принимал. Они были так стары, что их нельзя было применять — из-за невозможности соблюсти меры безопасности…

Тогда, правда, у них ничего не вышло.

wikipedia.org
Американская ракета средней дальности «Гера».

На вооружении

  •  СССР

    • 233-я инженерная бригада РВГК — сформирована в период июль-ноябрь 1954 года в г. Клинцы, Брянской области в составе 4-х дивизионов (два дивизиона с Р-1 (8А11) и два с БМД-20), в период с марта по июль 1959 выполняла пуски Р-11 и Р-11М на 4 ГЦП;
    • 77-я инженерная бригада РВГК, сформирована в июле 1953 года в с. Капустин Яр, 16 октября 1953 года передислоцирована в п. Новые Белокоровичи Житомирской области (Прикарпатский военный округ). На Р-11 бригада перевооружена в 1955 году, в августе 1958 года 77 ибр была передана из подчинения заместителя Министра обороны СССР по специальному вооружению и ракетной технике в состав Сухопутных войск и передислоцирована в ГСВГ. Бригада стала именоваться 23-й ракетной бригадой. Выполнила на 4 ГЦП 5 пусков в августе и 2 пуска в октябре 1959 года. В начале 1960-х годов 23 рбр перевооружена на ракетный комплекс с гусеничной ПУ 2П19 и ракетой 8К14. Дислоцировалась в г. Кёнигсбрюк;
    • 90-я инженерная бригада РВГК, проводила пуски Р-11 и Р-11М на 4 ГЦП в марте-июле 1959 года;
    • 199-я гвардейская ракетная бригада (сформирована в 1960 году на базе 199-й инженерной бригады), в период с марта по июль 1959 года, как 199 ибр, проводила пуски на 4 ГЦП;
    • 159-я ракетная бригада (сформирована в 1958 году на территории 233-й инженерной бригады в г. Клинцы без получения техники, после чего передислоцирована в г. Тахиа-Таш Туркестанского военного округа, где в 1959 году третий дивизион получил на вооружение Р-11М. В том же году бригада без третьего дивизиона была вновь передислоцирована в г. Кировоград Киевского военного округа и в 1960 году была полностью доукомплектована техникой ракетного комплекса Р-11М. В 1963 году бригада перевооружена на Р-17 и вновь сформирован третий дивизион)
    • 153-я инженерная бригада, в период с сентября по декабрь 1959 года выполнила 19 пусков на 4 ГЦП;
    • 164-я инженерная бригада, в декабре 1959 года выполнила 4 пуска на 4 ГЦП;
    • 106-я ракетная бригада; 403 ордн из её состава совместно с контрольной группой 60-го учебного ракетного центра Сухопутных войск в период с 4 по 11 октября 1968 года выполнил десять пусков ракеты 8К11 в в/ч 03080 в Приозёрске (с целью испытаний огневого комплекса системы С-200)
  •  Венгрия, состоял на вооружении 5-й отдельной ракетной бригады (MN 1480) «Тапольца» (венг. Tapolca) сформированной в 1963 году — в том числе в 1970-е годы (в середине 1970-х гг. перевооружена на РК 9К72)
  •  ГДР, состоял на вооружении:

    • 5-й ракетной бригады «Bruno Leuschner» (Демен)
    • 3-й ракетной бригады «Otto Schwab» (Таутенхайн);
  •  ПНР, состоял на вооружении:

    • 3-й Варшавской оперативно-тактической ракетной бригады (Бедруско (польск.)русск.)
    • 2-й Померанской оперативно-тактической ракетной бригады (г. Хощно)
    • 18-й Померанской оперативно-тактической ракетной бригады (г. Болеславец)
    • 32-й Померанской оперативно-тактической ракетной бригады (г. Ожиш)
  •  Румыния, состоял на вооружении:

    • 32-й оперативно-тактической ракетной бригады (г. Текуч)
    • 37-й оперативно-тактической ракетной бригады (г. Инеу)
  •  Чехословакия, состоял на вооружении:

    • 311-й оперативно-тактической ракетной бригады (г. Йинце (англ.)русск.)
    • 321-й оперативно-тактической ракетной бригады (г. Рокицани)
    • 331-й оперативно-тактической ракетной бригады (г. Йичин)
  •  Болгария, состоял на вооружении:

    • 46-й ракетной (артиллерийской технической) бригады (г. Самоков) — в 1975 году бригада была первооружена на комплекс 9К72
    • 56-й ракетной бригады (Марино-Поле) — расформирована в 1989 г.
    • 66-й ракетной бригады (Ямбол) — в 1975 году бригада первооружена на комплекс 9К72

Источники

  1. , Хронологический указатель пусков ракет за 1947-1959 гг., с. 999-1069.
  2. ↑ , с. 444-445.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 декабря 2011.
  4. Химаныч О. Б. «Кузькина мать» Никиты и другие атомные циклоны Арктики. — 2-е. — Северодвинск: Партнёр НП, 2009. — С. 31. — 256 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-90362-502-4.
  5. Злотников К. А., Комаров В. А., Карпов В. П. Особенности конструкции и эксплуатации ракетного комплекса 9К72-1. — Военная артиллерийская академия, 1994. — 94 с.
  6. , Докладная записка М. И. Неделина М. С. Малинину о сформировании 233-й инженерной бригады РВГК от 14.12.1954 №1181711сс, с. 375—376.
  7. ↑ .
  8. Zaloga S. J. The Scud and other Russian Ballistic Missile Vehicles. — Concord Publications, 2000. — P. 28-31. — 72 p. — (Armor at War 7000 series). — ISBN 962-361-675-9.
  9. . Сайт «Новости космонавтики» (30 октября 2013). Дата обращения: 30 октября 2013.

Рекорды модернизации

Потенциал 9К72 поистине неисчерпаем. Сегодня известны зарубежные варианты модернизации ракеты Р-17. Часть проданных Ираку ракет Р-300Э модернизирована немецкими и бразильскими специалистами. Так появились известные «Аль-Хусейн» с дальностью стрельбы до 600 километров и «Аль-Аббас» с дальностью стрельбы до 900 километров. Усовершенствован ракетный комплекс и в Северной Корее. При этом система управления осталась практически без изменений. В 80-х годах «Аль-Хусейн» и «Аль-Аббас» Ирак применял против Ирана.

Еще в советское время – в 1964–1968 годах специалистами ОКБ завода № 235 (главный конструктор Е. Д. Раков) проводились опытно-конструкторские работы под шифром «Рекорд» по модернизации ракетного комплекса 9К72 с ракетой Р-17 (8К14). Цель разработки – увеличение дальности стрельбы и времени хранения ракеты в заправленном топливом состоянии при минимальном изменении габаритов и массы ракеты. В результате разработана документация комплекса Р-17М с ракетой 9М77 с дальностью стрельбы до 500 километров.

Однако в связи с созданием оперативно-тактических ракет на твердом топливе «Темп-С» с дальностью полета до 900 километров работы по комплексу Р-17М прекратились, несмотря на положительные результаты испытаний.

С принятием на вооружение комплекса 9К72 встал вопрос и об автоматизации управления ракетными подразделениями, частями и соединениями. Для управления ракетным дивизионом с 1965 года в томском ПО «Контур» под руководством О. Г. Протопопова начата разработка системы автоматизированного управления «Ужба-Т». В 1977-м принят на вооружение комплекс автоматизированного управления ракетной бригадой с комплексом 9К72, а в 1985-м – созданный под руководством Ю. П. Пакина унифицированный комплекс автоматизированного управления ракетными бригадами с ракетами оперативно-тактического назначения «Плед».

В 1974–1980 годах ОКБ Воткинского завода совместно с ЦНИИАГ выполнены научно-исследовательские экспериментальные работы (НИЭР) по определению возможности создания оптической корреляционной системы управления головной части для наведения на цель на конечном участке траектории для баллистических ракет Сухопутных войск.

По результатам полигонной отработки таких систем принимается решение о серийном изготовлении головных частей «Аэрофон» для опытной эксплуатации, ракетный комплекс получил обозначение 9К72-1.

Несколько серийных партий этих изделий изготовлены в 1991–1992 годах. В настоящее время подобные системы наведения используются на современных отечественных ракетах оперативно-тактического назначения.

Анализ деформаций и перемещений в SCAD

Анализ перемещений в SCAD выполняется с помощью операций одноименного раздела (рис. 5) инструментальной панели. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • указанием на закладку активировать режим анализа перемещений;
  • из списка Выбор загружения выбрать анализируемое загружение;
  • в списке Вид перемещений выбрать направление перемещения;
  • нажать кнопку вызова операции отображения результатов расчета (например, Совместное отображение исходной и деформированной схемы).

Набор операций отображения позволяет получить различные формы представления резуль­татов расчета перемещений. Каждой форме соответствует кнопка в инструментальной панели. При анализе перемещений от статических нагрузок в стержневых конструкциях можно восполь­зоваться кнопками:

  • совместное отображение исходной и деформи­рованной схем;
  • отображение деформированной схемы;

  • вывод значений перемещений в узлах;
  • цветовая индикация величины перемещений в узлах;

  • отображение схемы.

При этом допускается совместное отображение деформированной схемы и одного из видов цветовой индикации. Узлы имеют цветовую идентификацию согласно определенному промежутку перемещений при выбранном направлении.

Пример 1: Нагрузка

При задании нагрузки в SCAD 21.1 пользователю предоставляется выбор, ввести значение нормативной или расчетной нагрузки.

В примере используется стойка, на которую сосредоточенно задается нагрузка в 4,8тс как нормативная нагрузка, при этом коэффициент надежности устанавливается равным 1,3. Результат следующий: при выводе продольного усилия в колонне программа умножает значение нагрузки на коэффициент надежности, и усилие в стойке будет равно N=4,8*1,3=6,24тс. Причем, это же правило работает и при комбинации нагрузок, достаточно учесть усилие в комбинации (значение 1), а в расчетное значение нагрузка конвертируется сама.

При определении прогиба балок используются нормативные нагрузки. Задавая нагрузку в любом значении (нормативном или расчетном) программа SCAD сама конвертирует ее в нужное (в этом случае нормативное) значение. На примере ниже показан расчет балки на прогиб с включенной галочкой «нормативная нагрузка» и без нее. Изменившийся результат, а он изменился в очевидную сторону (при выключенной галочке значение нагрузки было разделено на коэффициент надежности, а значит, прогиб в первом случае оказался меньшим), дает право утверждать о влиянии вида нагрузки на полученное значение прогиба.

Не зная этих особенностей, пользователю программы будет очевидно, что значение выводиться исключительно по заданному значению. Результат: введение повышающих или понижающих коэффициентов в комбинации приводит к неверному выводу результатов.

See also

Vehicles of ArmA: Cold War Assault
Wheeled Bike • BRDM • Bus • HMMWV • Motorcycle • PV3S • Jeep • SCUD • Skoda • Small car • Sports car • Trabant • Tractor • Truck 5T • UAZ • Ural
Tracked BMP-1 • BMP-2 • M1A1 • M113 () • M60A3 • M2A2 Bradley • Shilka • T-55 • T-72 • T-80
Rotor-wing AH-1 Cobra • AH-64 • CH-47D • Ka-50 • Mi-17 • Mi-24 • OH-58 • UH-60
Fixed-wing A-10 • Plane • Sopwith F.1 Camel • Su-25
Aquatic Boat • LST • Mark II PBR
(Parenthesis) denote variants.
Soviet Union — Vehicles (ArmA: Cold War Assault)
Wheeled BRDM • SCUD* • UAZ • Ural
Tracked BMP-1 • BMP-2 • Shilka • T-72 • T-80
Rotor-wing Ka-50 • Mi-17 • Mi-24
Fixed-wing Sopwith F.1 Camel v2 • Su-25
Aquatic Boat
* not actually usable outside of cutscenes.
Vehicles of ArmA 2
Wheeled 9P117 SCUD-B • ATV • BRDM-2* • BTR-40 • BTR-60 • BTR-90 • BM-21 Grad* • Bus • Car • Dingo 2 CZ • Hatchback • HMMWV* • GAZ • Jackal 2 MWMIK • Kamaz • Lada* • LAV-25 • Military Offroad • Motorcycle* (Old moto) • Mountain bike (Old bike) • MTVR* • Offroad* • Pandur II 8×8 CZ • Pickup* • RM-70 • S1203 • Sedan • Stryker (MGS) • SUV (Armored SUV) • T810 • Tractor • Touring Car • Towing Tractor • UAZ-469* • Ural* • V3S* • Vodnik
Tracked 2S6M Tunguska • AAVP-7A1 • BMP-2 • BMP-3 • BVP-1 • FV510 Warrior • M1 Abrams* (M1A2 TUSK*) • M113 • M2 Bradley • M270 MLRS* • T-34* • T-55 • T-72* (T-72M4 CZ) • T-90 • ZSU-23-4*
Rotor-wing AH-1Z • AH-6J Little Bird () • AH-11 Wildcat • AH-64D* (AH-1) • CH-47F Chinook () • Ka-52 • Ka-60 • Ka-137 • Merlin HC3 • MH-6J Little Bird • Mi-8MTV-3* (Mi-17*) • Mi-24P (*, *) • UH-1Y (UH-1H) • UH-60 Black Hawk (MH-60S)
Fixed-wing A-10 Thunderbolt II* • An-2 • AV-8B Harrier • C-130J Hercules* • F-35 Lightning II • L-159 ALCA • L-39ZA (L-39C) • MQ-9 Reaper* • MV-22 Osprey • Pchela-1T • Su-39 (Su-25*) • Su-34
Aquatic CRRC • Fishing Boat • PBX • RHIB • Small Boat
(Parenthesis) denote variants.* indicates partial DLC dependency.Operation Arrowhead | British Armed Forces | Private Military Company | Army of the Czech Republic

Армейский оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус»

Армейский оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» с ракетой 8К-14 (Р-17) предназначен для поражения живой силы, пунктов управления, аэродромов и других важнейших объектов противника. Дальнейшая модернизация ракет Р-11М показали нецелесообразность использования вытеснительной системы подачи топлива для повышения удельной тяги двигателя. Малый запас тяги двигателя не позволял повышать запас компонентов ракетного топлива (а значит и общую массу ракеты), при этом дальнейшее повышение давления в баках также было невозможным из-за достижения предельного значения.

Наилучшим вариантом решения проблемы было использование двигателя с турбонасосной системой подачи топлива. Кроме того, турбонасосный агрегат обеспечивал лучшую «управляемость» двигателя (за счет точной регулировки тяги), а значит, появилась реальная возможность повысить точность ракеты по дальности.

К 1957 году в ОКБ-3 НИИ-88 главного конструктора Д.Д. Севрука был разработан ЖРД с ТНА С3.42, который мог быть использован в ракетах с габаритами Р-11, при этом гарантировал достижение максимальной дальности около 240 км.

По предложению инициативной группы главным конструктором СКБ-385 В.П. Макеевым было принято решение подготовить до 10 января 1958 г. проектный чертеж компоновки, пневмогидравлическую схему и основные расчеты новой ракеты. В ОКБ-1

С.П. Королев поддержал этот проект, благодаря чему эта идея также нашла поддержку и в Главном артиллерийском управлении (ГАУ). Постановлением ЦК КПСС и правительства№ 378 -18 1 от 1 апреля 1958 г. СКБ-385 поручалась разработка ракеты Р-17 (с турбонасосной системой подачи топлива) с дальностью стрельбы от 50 до 240 км.

Новой ракете Р-17 в ГАУ был присвоен индекс 8К14. Ведущий конструктор — Ю. Бобрышев. Ведущим по изделию от МО назначен подполковник А.В. Титов, а по системе управления подполковник П.В. Захаров. Для ускорения процесса разработки комплекса массогабаритные характеристики новой ракеты были выбраны близкими к Р-11М. Таким образом, обеспечивалась возможность частично использовать в составе нового комплекса агрегаты наземного оборудования от ракеты 8К11.

Несмотря на внешнюю схожесть Р-17 с Р-11М,

конструктивно эти ракеты имеют мало общего: фактически была полностью изменена компоновочная схема, разработана более совершенная система управления, использована принципиально иная пневмогидравлическая система, метод заправки компонентами ракетного топлива и прочее.

В процессе работы над ракетой Р-17 в ОКБ-5

(во главе с главным конструктором А.М. Исаевым) был разработан новый двигатель с улучшенными характеристиками. Благодаря более высокой тяге нового двигателя удалось повысить максимальную дальность ракеты.

Первый испытательный пуск ракеты Р-17 состоялся на полигоне Капустин Яр 12 декабря 1959 года.

На первом этапе разработки опытные образцы ракет изготавливались на Златоустовском машиностроительном заводе, однако на втором этапе летных испытаний изготовление изделий (а впоследствии и серийное производство) было передано на Воткинский механический завод (№ 385), который уже выпускал Р-11М (8К11).

На начальном этапе разработки ядерной боевой части предполагалось использовать в корпусе 8Ф14 заряд мощностью 5 килотонн (боевая часть 407А14), аналогичный тому, что использовался в авиабомбе 407Н, которая разрабатывалась в то же время. Однако впоследствии был разработан более мощный заряд (10 кт) с лучшими массогабаритными характеристиками и на вооружение была принята боевая часть 269А в том же корпусе (8Ф14).

Для транспортировки и запуска ракет было разработано гусеничное шасси 2П19 на базе ИСУ-152, внешне похожее на стартовый агрегат 2У218 ракеты Р-11М.

Четыре гусеничных стартовых агрегата 2П19 с ракетами Р-17 приняли участие в военном параде по Красной площади 7 ноября 1961 года.

24 марта 1962 года постановлением Совмина СССР ракета Р-17 была принята на вооружение Советской Армии.

использовать

Тягач-монтажник-пусковая установка МАЗ-543 (9П117) для ракет Скад Б.

Более 2400 человек было выпущено в бою, часто с другими типами ракет или ракетами, такими как Frog-7 .

Первое использование произошло во время Войны Судного дня, когда египетские вооруженные силы запустили три Скад-Б на22 октября 1973 г.в сторону израильских мостов. Это были первые баллистические ракеты, запущенные с 1945 года.

Название Скада по-прежнему ассоциируется с двумя войнами в Персидском заливе . Его использование было особенно ужасающим во время «городских войн» между12 февраля 1984 г. и 20 апреля 1988 г., во время которого Иран и Ирак применили 900 ракет класса «земля-земля» против городских центров, около половины из которых были «Скадами» с «обычными» боеголовками .

Первый Скад, использованный во время ирано-иракской войны, был запущен иракской армией на27 октября 1982 г.против города Дезфул . В 1985 году Ирак потянул более сотни. Иран, получив Скады из Ливии, доверил их Корпусу Стражей Исламской Революции, который использовал их из12 марта 1985 г., страна также будет использовать ракеты, поступающие из Северной Кореи, затем « Хвасон-5», затем -6, произведенные на заводе, построенном с ее помощью. В ходе конфликта будет выпущено шестьсот тридцать две ракеты «Скад» и производные ракеты, в том числе 361 ракета иракцами и 271 ракета иранцами.

Трактор-монтажник-пусковая установка афганской армии в 2004 году.

В то же время советские войска использовали Скады во время войны в Афганистане с 1985 года, затем Демократическая Республика Афганистан будет использовать от 1700 до 2000  ракет во время гражданской войны в Афганистане с 1989 по 1992 год , что сделало ее крупнейшим пользователем баллистических ракет в истории. . Правительственная армия Афганистана начинает стрелять по1 — й Ноябрь 1988 г. с пиком 11 запусков в течение дня 6 июля 1989 г., они продолжались до конца 1991 года и унесли несколько тысяч жертв.

Ливия потянула два или три Скада к итальянскому острову Лампедуза на15 апреля 1986 г.в отместку за операцию «Каньон Эльдорадо» . Эта первая с 1945 года баллистическая ракета, выпущенная по Европе, не нанесла ущерба.

Иракские ракеты Аль-Хусейн в 1989 году.

Скады использовались Ираком против Саудовской Аравии и Израиля во время войны в Персидском заливе , некоторые источники Указывают от 81 (не считая длинных стрельб) до 93 выстрелов (включая длительные стрельбы), другие , До 120 выстрелов. Их неточность позволила избежать серьезного ущерба, самого драматичного инцидента для Коалиции во время этого конфликта, произошедшего в25 февраля 1991 г.когда Аль-Хусейн наткнулся на военный городок возле аэропорта Дахран , в результате чего 28 американских военнослужащих были убиты и около 100 получили ранения. Два самолета F-15, дислоцированные в аэропорту, были повреждены в результате очередного пожара.

Ирак выпустил более 40 боеголовок по городским районам Израиля, что привело лишь к косвенным человеческим жертвам, когда израильский арабский ребенок задохнулся от своего противогаза. По стратегическим и дипломатическим причинам Израиль не ответил на атаки.

Иран снова применил свои ракеты по объектам иранской народной организации моджахедов, базирующейся в Ираке. 4 ракеты в 1994 году, 3 в 1999 году и волна 66 ракет выпустили из 17 носителей и запуска между 4  ч  15 и 7  ч  3018 апреля 2001 г.нанесение значительного ущерба населенным пунктам Джалула , Аль-Мансурия , Аль-Халис , Багдад , Кут , Амара и Басра , в результате чего погибло много мирных жителей.

Они также использовались в больших количествах во время гражданской войны в Йемене 1994 года обеими сторонами.

В Вооруженные силы Российской Федерации использовали ее в течение двух войн в Чечне в 1994 и 1999 годах, а также его преемником, SS-21 Scarab , последний во время второй войны в 1999 году число, по оценкам, более 100. ракеты, выпущенные во время этих конфликтов.

Во время гражданской войны в Ливии 2011 года режим Каддафи выпустил четыре ракеты «Скад» по ливийским повстанцам. Первая ракета приземлилась в 5  км от Бреги , жертв не причинила. Остальные трое были обстреляны из Сирта , родного города бывшего ливийского гида, в направлении Мисраты , удерживаемой силами повстанцев, априори без причинения ущерба или жертв.

Президент Сирии Башар Асад использовал его для уничтожения позиций повстанцев у турецкой границы во время гражданской войны, которая продолжается с 2011 года и последовала за социальным протестом. Огонь «Скад» был обнаружен американскими спутниками наблюдения и привел к размещению ракет «Пэтриот» на границе с Турцией.

С земли и из-под земли

Из 41 пуска Р-9, входивших в первый этап летно-конструкторских испытаний ракеты, аварийными оказались 19 — то есть чуть меньше половины. Для новой техники, да еще такой сложной, как межконтинентальная баллистическая ракета, это был очень хороший показатель. Кстати, уже второй испытательный пуск, который провели 24 апреля 1961 года, вскоре после всемирно знаменитого старта Юрия Гагарина, оказался успешным. Ракета стартовала строго по графику, все двигатели отработали как надо, ступени разделились вовремя, и головная часть благополучно долетела до Камчатки, где и упала на полигоне Кура. При этом недолет до цели составил всего 300 метров, а отклонение — чуть больше 600.

Но доработать и заставить летать саму «девятку» — этого было мало. Нужно было еще и обеспечить ее стартовыми позициями. А вот с этим возникли определенные трудности. Первый вариант наземного пуска, называвшийся «Десна-Н», по итогам испытаний признали не соответствующим тактико-техническим требования заказчика и не рекомендовали к принятию на вооружение. В частности, слишком тяжелой и неудобной в эксплуатации оказалась переходная рама, которая создавалась как средство ускорения предстартовой подготовки и входила в состав самой ракеты. Именно к этой раме еще на технической позиции пристыковывались все переходные связи «земля-борт», а на стартовом столе оставалось подключить лишь переходники от рамы к оборудованию стола. Увы, даже с использованием такого новшества технологический цикл подготовки ракеты составлял два часа — а речь-то шла уже о минутах!

Общий вид шахтной пусковой установки для ракет Р-9 типа «Десна-В».

Гораздо более удачным вышла шахтная стартовая позиция для Р-9, носившая кодовое название «Десна-В». Первый запуск ракеты из такой шахты состоялся 27 сентября 1963 года, и оказался вполне успешным. И старт, и весь полет ракеты прошли в полном соответствии с программой, а боеголовка попала в цель на Куре с перелетом 630 метров и отклонением 190 метров. Кстати, именно в шахтном варианте старта была реализована еще одна новаторская идея Василия Мишина, предложившего создать ракету на переохлажденном кислороде — непрерывная подпитка стоящей на боевом дежурстве Р-9 этим компонентом. В итоге потери жидкого кислорода удалось свести до 2-3% в год — невероятный показатель для такого вида ракет! А главное, удалось за счет этого представить к принятию на вооружение систему, которая обеспечивала пребывание ракеты в состоянии готовности номер один (то есть не заправленную всеми компонентами топлива) в течении одного года при условии, что на ней — без снятия со старта! — периодически проводились положенные регламентные работы. Если же поступала команда на пуск, то по нормативам на полную технологическую подготовку уходило 20 минут, при чем основная часть времени тратилась на раскрутку гироскопов системы наведения.

Впрочем, и с наземным стартом тоже удалось решить проблему, создав вполне удачную пусковую установку «Долина». Тут применили совершенно небывалое для тех лет, но ставшее в дальнейшем классическим решение по максимальной автоматизации процесса подготовки и установки ракеты на стартовый стол, которое теперь занимало всего полминуты. Соответствующая автоматизированная система была разработана в самом ОКБ-1 и изготовлена на заводе «Красная заря».

Процесс запуска на площадке «Долина» выглядел так: самоходная тележка с ракетой выходила из монтажно-испытательного корпуса и шла до пускового устройства. Дойдя до упоров, она соединялась с подъемно-установочным устройством, а то поднимало ее в вертикальное положение, автоматически стыковало все коммуникации и закрепляло ракету на пусковом столе. После этого — и тоже в автоматическом режиме, без участия расчета! — производилась скоростная заправка компонентами ракетных топлив, подготовка системы управления и прицеливание. Примечательным была и система, которая обеспечивала связь второй ступени с землей: для этого на ракете прямо с завода устанавливалась одноразовая кабельная мачта, называвшаяся желобом бортовых коммуникаций.

Схема расположения объектов, входящих в подземную пусковую площадку для ракет Р-9 типа «Десна-В».

Обустройство на земле

Комплекс наземного оборудования для РК 9К72 создавался в ГСКБ ГКОТ (КБТМ, главный конструктор В. П. Петров). В него вошли 32 агрегата, 18 из которых были созданы по проектам ГСКБ и семь серийно выпускались.

Опытный образец стартового агрегата – самоходной пусковой установки (СПУ) «объект 810» создали в КБ-3 ЛКЗ (главный конструктор Ж. Я. Котин) на базе шасси тяжелой самоходной артиллерийской установки ИСУ-152К. Он был принят на вооружение под обозначением 2П19 (вес – 39,6–41,5 т). Позже появилась модификация – 2П19М.

Практически одновременно с 2П19 испытывался колесный стартовый агрегат 2П20 (вес – 37 т), созданный в ЦКБТМ (главный конструктор Н. А. Кривошеин) на базе минского четырехосного тягача МАЗ-535 повышенной проходимости с колесной формулой 8х8. Опытная СПУ прошла комплекс испытаний, но в серию не пошла и на вооружение принята не была.

В 1967 году в ЦКБТМ (ведущий конструктор Я. И. Глазов) создается колесная СПУ 9П117. Постепенно она стала заменять в войсках гусеничную установку 9П19. Агрегат 9П117 (полная масса – 38 900 кг) смонтирован на специальном автошасси МАЗ-543 с колесной формулой 8х8, первоначально предложенным для РК «Темп-С». Опытные СПУ 9П117 изготовлялись в ЦКБТМ. Производство серийных установок организовано на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения в Казахстане.

В дальнейшем в комплексе применили модернизированную колесную пусковую установку 9П117М, с которой удалили элементы бескрановой перегрузки ракет, затем – СПУ 9П117М1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector