Зенитный ракетный комплекс с-75 «волхов» м1,2,3,4.(са-75″десна»,с-75м»двина»)

Большой задел

Нашим инженерам удалось создать действительно работоспособный и мощный ЗРК, который во многом не утратил актуальности до наших дней. При грамотном руководстве, опытных экипажах и новых системах наведения С-75 может представлять угрозу для самых современных аэродинамических целей.

Но самое главное, при его разработке был получен огромный технологический задел, который использовался для создания следующих поколений отечественных ЗРК. Именно благодаря им и старичку С-75 мы спокойны за наше небо от Калининграда до Владивостока, от Двины до самой Волги.

Обложка: http://oruzhie.info

«Дорогостоящая и сложная система»

В мае 1951 года по распоряжению правительства и Генштаба ВС СССР рядом с Капустиным Яром (Астраханская область) началось создание нового полигона для проведения испытаний опытного образца «Беркута».

25 июля 1951 года С-25 впервые выпустил зенитную ракету В-300. Спустя три месяца под Москвой стартовали испытания опытного образца станции наведения Б-200. Весной 1953 года на высоте 7 км «Беркут» перехватил мишень Ту-4, выпустив по ней одну ракету с осколочно-фугасной боевой частью. Во второй половине 1954 года в ходе стрельб в зоне ответственности ПВО Москвы ЗРК уничтожил самолёт-мишень Ил-28.

1 апреля 1955 года советские военные завершили государственные испытания С-25, а в следующем месяце комплекс был принят на вооружение. Эксплуатацией пусковых установок ЗРК и радиолокационных станций занимались части 1-й армии ПВО особого назначения, которые дислоцировались под Москвой.

  • Ракеты для ЗРК С-25 на параде в Москве

Формирование столичной системы противовоздушной обороны фактически завершилось в 1956 году. Защиту неба над Москвой и областью обеспечивали два эшелона общей численностью 56 полков. В районе дислокации каждого подразделения находились 60 пусковых установок.

Особенность размещения зенитных ракет С-25 заключалась в том, что они не располагались в контейнерах. Огневые позиции представляли собой стоящие в несколько рядов вертикальные пусковые столпы, которые были легко заметны на местности.

При этом станции наведения ракет находились в полузаглублённых железобетонных сооружениях, которые сверху были замаскированы травяным покрытием.

Также по теме


«Колоссальный прорыв»: российские учёные разработали новый способ обнаружения самолётов-невидимок

В России разработан новый метод селекции движущихся объектов, изготовленных по технологии «стелс». Как сообщили в Радиотехническом…

С-25 обладал возможностью одновременно обстреливать до 20 целей. Для поражения одного воздушного объекта отводилось до трёх ракет. В августе 1956 года расчёты ЗРК впервые приняли участие в учениях войск противовоздушной обороны, перехватив на них 191 цель.

Боеприпасы для С-25 были впервые продемонстрированы широкой публике на параде в Москве 7 ноября 1960 года.

В процессе эксплуатации советские предприятия постоянно совершенствовали ракеты для решения задач по отражению массированных налётов авиации противника.

В 1960-е годы инфраструктура столичной системы ПВО подверглась модернизации. На боевом дежурстве обновлённые комплексы С-25М находились до 1982 года и были впоследствии заменены на самоходные ЗРК C-300.

Как отмечают эксперты, развёртывание С-25 во второй половине 1950-х годов придало мощный импульс развитию отечественных зенитных комплексов, средств радиолокации и управления войсками ПВО. Опыт разработки и эксплуатации «Беркута» позволил осознать необходимость последующего оснащения армии СССР передвижными и самоходными ЗРК.

Например, научно-технологический задел, полученный в рамках реализации проекта С-25, применялся при создании комплекса С-75, который 1 мая 1960 года в небе над Свердловской областью сбил самолёт-разведчик США Lockheed U-2. Впоследствии данное средство ПВО успешно использовалось во Вьетнамской войне для уничтожения американской авиатехники.

«Помимо прочего, С-25 — это первый отечественный многоканальный ЗРК, то есть он мог отслеживать разные типы целей. Но «Беркут» получился очень крупным и потому размещался на стационарных позициях в Подмосковье. По тем временам это была дорогостоящая и сложная система», — пояснил в беседе с RT военный эксперт Юрий Лямин.

По его словам, в процессе создания С-25 советским конструкторам в кратчайшие сроки пришлось решать множество проблем. В частности, на начальном этапе развития находилась компьютерная техника — советские электронно-вычислительные машины 1950-х годов были громоздкими и потребляли значительный объём энергии.

«Крупные габариты электронного оборудования сильно ограничивали разработчиков зенитных ракетных комплексов, но эта проблема существовала во всём мире. В 1950-е годы потянуть такой проект, как ЗРК, могла только передовая страна. И задача, поставленная руководством СССР, была успешно выполнена. Удалось разработать новые радары, ракеты, системы управления», — рассказал Лямин.

Технические характеристики[ | ]

HQ-2 в Minsk World, Шэньчжэнь ПУ С-75 на шасси КЗУ-16 из-под КС-19 в составе эшелона

  • Тип ракеты: двухступенчатая ЗУР Первая ступень — пороховой стартовый ускоритель
  • Вторая ступень — жидкостная

Система наведения: радиокомандная
Длина ракеты: 10600 мм
Диаметр корпуса первой ступени
: 700 мм
Размах стабилизаторов:
Минимальная дальность поражения целей: 7 км
Максимальная дальность поражения целей: 29 — 47 км (на активном участке) 55 км (на пассивном участке полёта)
Максимальная высота поражения целей: 25 — 30 км 35 км (в режиме «АДА»)
Скорость ЗУР > 3 Маха
Стартовая масса: 2300 кг
Боевая часть: осколочно-фугасная

  • Масса БЧ: 200 кг

Способ подрыва БЧ:

  • СА-75 (1957) — радиокомандный с поста управления;

С-75 (1959) — неконтактным радиовзрывателем

Страницы

  • 1
  • следующая ›
  • последняя »

Последние новости:

Россия теперь на 7-м месте по смертности от коронавируса

В России завершается разработка двух новейших ракетных комплексов, которых нет ни у кого в мире

ЗРПК «Панцирь-С1Э» впервые сбил крылатую ракету НАТО, выпущенную с боевого корабля

Последние статьи:

Коронавирус COVID-19 в России. Актуальные данные на 18 апреля 2020 года

Коронавирус COVID-19 в России. Актуальные данные на 17 апреля 2020 года

Коронавирус COVID-19 в России. Актуальные данные на 16 апреля 2020 года

Последнее видео:

День Победы 9 мая 2020 75-я годовщина Победы! Парад 1945 / Обращение президента / Бессмертный полк

Полёт российских перехватчиков МиГ-31 на малой высоте

Пустая Москва / Карантин / Видео

Далее

Новый страж неба

Но подлинным рождением С-75 можно считать 22 мая 1959 года, когда на вооружение был принят модернизированный, серийный вариант ЗРК – С-75 «Десна».

Характеристики ЗРК С-75, принятие которого на вооружение было санкционировано в ноябре 1957 года, позволяли ему бороться со всеми имевшимися в то время в мире аэродинамическими целями: дальность поражения составляла 34 км в варианте «Десна» и была доведена до 43 км в варианте «Волхов». Диапазон высот поражения целей был равен 3-22 км в исходном варианте «Двина», а затем расширен до 0,5-30 км в варианте «Десна» и 0,4-30 км в варианте «Волхов». Максимальная скорость поражаемых целей – до 2300 км/ч («Волхов»). Существовали и СБЧ (специальные боевые части) с ядерными зарядами для борьбы с групповыми целями.

С-75 в экспортном варианте «Волга» активно поставлялся за рубеж и стоял или стоит до сих пор на вооружении свыше 40 стран. Также комплекс производился в КНР под индексами Хунци-1 и Хунци-2 (HQ).

Устройство БЖРК «Молодец»

В состав БЖРК входят: три тепловоза ДМ62, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки (ПУ) с ракетами. Подвижной состав для БЖРК собирался на Калининском вагоностроительном заводе.

БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Четырнадцать вагонов имеют по восемь колёсных пар, а три — по четыре. Три вагона имеют маскировку под вагоны пассажирского парка, остальные, восьмиосные — «рефрижераторы». Благодаря имеющимся запасам на борту комплекс мог работать автономно до 28 суток.

Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной сети. Вес ракеты составлял около 104 тонн, с пусковым контейнером — 126 т. Дальность стрельбы — 10100 км, длина ракеты — 23,0 м, длина пускового контейнера — 21 м, максимальный диаметр корпуса ракеты — 2,4 м. Для решения проблемы перегруза пускового вагона использованы специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.

Ракета имеет оригинальный раскладной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения длины ракеты и её размещения в вагоне. Длина ракеты составляет 22,6 метра.

Пуск ракет мог осуществляться из любой точки маршрута. Алгоритм запуска следующий: состав останавливается, специальное устройство отводит в сторону и закорачивает на землю контактную сеть, пусковой контейнер принимает вертикальное положение. После этого может быть осуществлён миномётный старт ракеты. Уже в воздухе ракета отклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Отклонение ракеты позволяло отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и железнодорожного пути, избежав их повреждений. Время на все эти операции от получения команды из Генштаба до пуска ракеты составляло до трёх минут.

Себестоимость одной ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» в ценах 1985 года составляла около 22 млн руб. Всего на Павлоградском механическом заводе было произведено около 100 изделий.

На вооружение комплекс был принят 28 ноября 1989 года. Всего было развёрнуто 56 ракет этого типа в позиционных районах на территории УССР и РСФСР. Однако в связи с изменением оборонной доктрины СССР и политико-экономическими трудностями дальнейшее развёртывание ракет было прекращено. После развала СССР ракеты, находившиеся на территории Украины, были сняты с боевого дежурства и утилизированы (в том числе задел из не менее 8 ракет) в период 1993—2002 годов. Пусковые установки были взорваны. В России ракеты были сняты с дежурства и отправлены на утилизацию по истечении гарантийного срока хранения в 2001 году. Пусковые установки были модернизированы для применения ракет РТ-2ПМ2 «Тополь-М».

Ракета 15Ж61 выставлена в филиале Центрального музея РВСН в Учебном центре Военной академии РВСН им. Петра Великого в Балабаново Калужской области.

Состав ЗРК С-75 («Волхов», «Двина», «Десна»).

В состав зенитного ракетного комплекса С-75 входят:

  • Станция наведения ракет СНР-75 (антенный пост, кабина боевого управления «У», аппаратная кабина «А», радиодальномер РД-75 «Амазонка», средства обеспечения и буксировки). 1 шт.
  • Пусковые установки (СМ-63, СМ-90) — 6 шт.
  • Транспортно-заряжающие машины ПР-11 — 6 шт.

В случае, когда зенитный ракетный дивизион С-75 выполняет задачи в качестве отдельного, ему могут быть приданы радиолокационная станция разведки и целеуказания П-12 «Енисей» и радиовысотомер ПРВ-13 из состава радиотехнического дивизиона зенитной ракетной бригады.

Транспортеры ракет ЗРК С-75

Конструкционные особенности ракеты «Сатана»

Р-36М — это двухступенчатые ракеты, применяющие последовательные разделения ступеней. Баки с горючим и окислителем отделены при помощи совмещенного промежуточного днища. Бортовую кабельную сеть, и трубы пневмогидравлику проложили вдоль корпуса и закрыли их с помощью кожуха. Двигатель первой ступени располагает четырьмя автономными однокамерными ЖРД, с имеющейся турбонасосной подачей топлива по замкнутому циклу. Управление ракетой в полете происходит командами системой управления. Двигатель второй ступени содержит в себе наличие однокамерного маршевого и четырехкамерного рулевого ЖРД.

Также предусмотрено совершение пусков даже в обстановке применения ядерного оружия неприятелем возле позиции местоположения ракет. «Сатана» обладает темным теплозащитным покрытием. Им облегчается преодоление радиационных пылевых облаков, образовавшихся в результате применения ядерного оружия. Специальными датчиками, измеряемыми гамма- и нейтронные излучения при преодолении ядерного «гриба», регистрируется он и отключается система управления, причем при функционирующих двигателях. На выходе из зоны опасности автоматикой включается система управления и корректируется траектория полета. Собственно эти МБР обладали особо мощным боевым оснащением и комплексом преодоления ПРО.

Как бы там ни было, но до сей поры баллистическая ракета «Сатана» все еще остается непревзойденным и довольно-таки грозным российским оружием.

Техническое описание РСН-75В

(ВСЕ КНИГИ)

   Техническое описание станции РСН-75.Том 1-ый.Общие сведения о станции.  http://ТО РСН-75 Том1.djvu  Рисунки со схемами к ТО  http://схемы к то рсн-75 т1.rar

    Как известно РСН-75В состоит из 3-х кабин: ПВ,УВ и АВ.Техническое описание на приемо- передающую кабину ПВ состоит из 2-х книг:

том 2  часть 1-«Общие сведения.Антенно-фидерная система.Передающее устройство.»   http://Т О РСН-75 ПВ т2 ч1.djvu

том 2 кабина ПВ часть 1.Альбом  схем   http://Кабина ПВ.ч.1.Альбом схем..djvu

Кабина ПВ.Схема принципиальная электрическая   http://принципиальная схема кабины ПВ..JPG  и

том 2 часть 2 — «Высокочастотная часть приемногоустройства.Система управления антеннами.» http://ТО РСН 75 ПВ т2 ч2.djvu.

том 2.Кабина ПВ.часть 2.Альбом схем.  http://Кабина ПВ ч2.Альбом схем..djvu

Техническое описание на  кабину управления  УВ состоит из 2-х книг:

том 3 книга1 «Общие сведения о кабине УВ.Система индикации.Аппаратура демодуляции помех и средств защиты от ПРС.Сопряжение с запросчиком типа 75Е6.» http://РСН-75 ТО УВ т3 кн1.djvu.html 

Альбом схем.Кабина УВ .Книга 1.  http://Альбом схем УВ кн1.djvu      и

том3 книга2 «Система управления и блоки иммитационной аппаратуры.» http://РСН-75 УВ ТО т3 кн2.djvu.html

 Техническое описание на  аппаратную  кабину АВ состоит из 4-х  частей.

  часть1-я «Общие сведения.Устройство определения координат.»http://РСН-75 ТО АВ том4 часть1.djvu  ,

 Альбом схем.Кабина АВ.часть 1  http://Альбом схем АВ ч1.djvu

  часть 2-я «Устройство выработки команд управления» http://то ав т4 ч2.djvu 

  Альбом схем.Кабина АВ.часть 2  http://Альбом схем АВ ч2.djvu

  часть 3-я «Аппаратура  селекции движущихся целей» http://ТО АВ том4 часть3.djvu

том 4.Кабина АВ.часть 3.Альбом схем  http://альбом схем С-75В3 т4 АВ ч3.djvu

  часть 4-я :»Радиопередатчик команд.» http://РСН-75 ТО АВ том4 часть4.djvu ,

том 4.Кабина АВ.часть 4.Альбом схем  http://Кабина АВ ч 4 Альбомсхем.djvu

Техническое описание кабины ПА ( СА-75). 1959 г. http://с75 то па.djvu

  Инструкции по эксплуатации на станцию РСН-75В.

  Инструкция по эксплуатации том 1.Общие сведения.  http://иэ с75 том 1.djvu

  Инструкция по эксплуатации Часть 2.Кабина ПВ.  http:// ИЭ С-75 каб. ПВ.djvu

  Инструкция по эксплуатации Часть 3.Кабина УВ.  http:// ИЭ на УВ РСН-75В.djvu

  Инструкция по эксплуатации Часть 4.Кабина АВ (устройство определения координат и устройство выработки команд управления) http://ИЭ станция РСН-75В часть4 кабина АВ.djvu

  Инструкция по эксплуатации часть 5.Кабина АВ (СДЦ)  .http://ИЭ С75 АВ ч5.djvu.html

Инструкция по воздушной транспортировке С-75. 1974 г. http://с75 инстр по воздж.djvu

«Модернизационный ресурс не исчерпан»

Ключевыми достоинствами ракеты являются весьма скромные массогабаритные характеристики, повышенная дальность, высокая манёвренность и мощная боевая часть. Даже небольшой корабль (водоизмещением около 500 тонн) способен нести до 16 ракет.

Длина корабельной и береговой версий Х-35 составляет 4,4 м; диаметр корпуса — 42 см; размах крыла — 1,3 м; стартовый вес — 670 кг; дальность — до 260—280 км; масса осколочно-фугасной боевой части — 145 кг. Авиационные модификации Х-35 отличаются уменьшенной длиной (3,8 м) и массой (550—650 кг).

  • Х-35У на левом поддвигательном пилоне истребителя Су-35С

Выдающиеся боевые характеристики ракеты были достигнуты благодаря экономичному малогабаритному турбореактивному двигателю и специальному пороховому ускорителю. Инновационная силовая установка придаёт боеприпасу мощный стартовый импульс и позволяет совершать длительный полёт с малым расходом топлива.

Высокая точность и помехозащищённость ракеты обеспечиваются за счёт применения активно-пассивной радиолокационной головки самонаведения (ГСН) АРГС-35 разработки ОАО НПП «Радар-ММС» (Санкт-Петербург). Она осуществляет захват цели на дальности 20—50 км.

«Головка самонаведения исключает использование радиолокационных станций. Ракета самостоятельно движется к цели и осуществляет необходимые манёвры. Точность поражения составляет несколько метров. Правда, ГСН захватывает цель на финальном участке полёта, а после старта ракета использует инерциальную систему управления и средства спутниковой навигации», — отметил Кнутов.

В настоящее время различные модификации Х-35 входят в арсенал российских фрегатов, корветов, малых ракетных кораблей, катеров, боевых самолётов (МиГ-29, Су-30, Су-35,), вертолётов (Ка-27 и Ка-28) и береговых комплексов «Бал». За рубежом Х-35 приняты на вооружение ВМС Индии, Алжира, Вьетнама, Венесуэлы, Туркмении. Копии российской ракеты использует флот КНДР и Мьянмы.

Также по теме


Русский «Викинг»: какими преимуществами обладает новейший зенитный ракетный комплекс «Бук-М3»

Войска Центрального военного округа получат партию зенитных ракетных комплексов (ЗРК) средней дальности «Бук-М3» уже в 2019 году. Об…

В беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский сообщил, что создание Х-35 стало серьёзным успехом оборонной промышленности. На сегодняшний день ракеты ОКБ «Звезда» обеспечивают надёжное сдерживание военно-морских сил потенциального противника. При этом подмосковные инженеры по заказу Минобороны РФ работают над модернизацией Х-35. 

«Х-35 — современное и весьма грозное ударное вооружение, которое полностью отвечает текущим задачам. Ракета завоевала популярность в войсках, в том числе из-за неприхотливости в эксплуатации. Например, она может длительное время находиться в транспортно-пусковом контейнере. Сегодня Х-35 продолжает совершенствоваться. Улучшенные варианты будут обладать большей дальностью и меньшей заметностью», — сообщил Мураховский.

Несколько иной точки зрения придерживается Юрий Кнутов. Как прогнозирует эксперт, широкое распространение крылатых ракет «Калибр» и грядущее появление гиперзвукового комплекса «Циркон» могут привести к постепенному вытеснению корабельных версий Х-35 в ВМФ.

«При всех своих достоинствах Х-35 уступает по дальности «Калибру» и не может сравниться с «Цирконом», который станет, наверное, самым грозным неядерным оружием ВМФ. Скорее всего, эта ракета останется на вооружении катеров и морской авиации, а также будет активно продвигаться на экспорт — её модернизационный ресурс ещё не исчерпан», — резюмировал Кнутов.

История создания ЗРК С-75 («Волхов», «Двина», «Десна»).

20 ноября 1953 г. вышло Постановления Совета Министров СССР (№2838/1201) «О создании передвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия для борьбы с авиацией противника». Хотя к этому времени уже были закончены работы по созданию стационарной зенитной ракетной системы С-25, подвижной и мобильной зенитной ракетной системой СССР ещё не обладал. И создать её было необходимо в кратчайшие сроки.

От мобильной установки не требовалось надежности поражения целей системы стационарной… но и стоить она должна была на порядок меньше. На основе КБ-1 для проектирования новой ракеты было создано ОКБ-2 под руководством конструктора П.Д. Грушина. Все члены ОКБ имели опыт разработки С-25, в том числе, ряд нереализованных наработок, которые вполне могли подойти для нового проекта.

Проектирование станции наведения ракет осуществлял коллектив конструкторов под руководством С.П. Заворотищева и В.Д. Селезнева. Ракета, получившая обозначение В-750 («изделие 1Д») создавалась на основе нормальной аэродинамической схемы, имела две ступени — стартовую с твердотопливным двигателем и маршевую — с жидкостным, что обеспечивало высокую начальную скорость с наклонного старта. К разработке двигателя маршевой ступени привлекались специалисты НИИ-88, двигатель стартовой ступени был создан в КБ-2 завода № 81. Пусковая установка СМ-63 создавалась в ЦКБ-34 (ныне г. Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора Б.С. Коробова. В ГСКБ (г.Москва) разрабатывалась транспортно-заряжающая машина ПР-11.


Ракета комплекса С-75 в транспортном положении

Эскизный проект ЗРК, получивший название С-75 был в основном готов к середине мая 1954 г., а к декабрю 1956 г. испытания ракеты В-750 были завершены.

Не смотря на необходимость немедленного принятии С-75 (работающего в 6-сантиметровом волновом диапазоне «Д») на вооружение, на чем настаивало руководство страны, сделать это быстро было невозможно — слишком много компонентов необходимо было рассчитать, настроить и претереть друг к другу.

Тогда было принято «временное» решение — начать производство упрощенного варианта С-75, работающего на основе электровакуумных приборов 10 см диапазона (диапазон «В») уже хорошо освоенных промышленностью.

Постановлением Совета Министров СССР от 25 августа 1956 г. (то есть до окончания испытаний ракеты) упрощенный комплекс под названием СА-75 «Двина» был запущен в производство. Испытания комплекса началиссь уже в 1957 г., были они успешными, поэтому 11 декабря 1957 г. ЗРК СА-75 «Двина» был принят на вооружение.


Ракета комплекса С-75 в боевом положении

Работы над «продвинутым» (работающего в 6 см диапазоне) вариантом С-75 тем временем продолжались, и в мае 1957 г. опытный образец ЗРК комплекса приступил к испытания. Надо сказать, что отличались СА-75 и С-75 не только длинной волны:

  • Аппаратура СА-75 размещалась в 5 тентованных грузовиков ЗИЛ-157, а у С-75, на 3-х двухосных автомобильных прицепах, приводимых в движение тем же грузовиком. Сделано это было не столько ради эргономики, сколько ради увеличения ресурса техники. Пока прицеп на боевом дежурстве стоит на открытом воздухе, автомобиль можно спокойно загнать в бокс.
  • С-75 был оснащен автоматизированным прибором пуска АПП-75, новыми пусковыми установками СМ-63-1 и СМ-63-2, спроектированным под новую ракету.
  • Новой ракетой В-750Н, а впоследствии В-750ВН («изделие 13Д»).

22 мая 1959 г. после завершения всех испытаний, обновленный комплекс был принят на вооружение СССР как С-75Н «Десна».

Впоследствии, все семейство первых советских мобильных ЗРК для краткости называли просто С-75 и добавляли собственное имя проекта (см. модификации).


Залп ракет зенитного ракетного комплекса С-75

«Титан ракетной школы»

Ещё одним фронтом работ Непобедимого стала разработка самоходных комплексов с баллистическими ракетами. В 1975 году в широкой кооперации с другими советскими предприятиями КБМ завершило создание тактической системы «Точка» с осколочно-фугасной и специальной (ядерной) боевыми частями.

В задачи комплекса входило поражение целей на расстоянии от 15 до 70 км. Затем в ходе модернизации дальность «Точки» была увеличена до 120 км. К достоинствам этого оружия относилась повышенная точность стрельбы, манёвренность, скрытность, небольшое время на подготовку к пуску и покиданию огневого рубежа.

В 1980 году на вооружение ВС СССР был принят оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК) «Ока» с дальностью стрельбы от 50 до 400 км. Головная часть баллистической ракеты была устроена таким образом, что оставалась практически невидимой на экранах радаров противника.

Также по теме


«Эффективное и мощное оружие»: как проходит модернизация огнемётной системы ТОС-1А «Солнцепёк»

Модернизация тяжёлой огнемётной системы ТОС-1А «Солнцепёк» будет завершена в ближайшее время. Об этом сообщили на Омском заводе…

Армейские соединения, оснащённые «Окой», размещались в странах Варшавского договора. Как отмечают эксперты, развёртывание этих комплексов вблизи рубежей натовских государств внесло значительный вклад в сдерживание Североатлантического альянса в 1980-е годы.

Однако после подписания в 1987 году Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) все боевые машины и ракеты комплекса были утилизированы. Формально «Ока» не подпадала под действие документа. Решение Москвы уничтожить ОТРК носило политический характер и стало жестом доброй воли, пояснил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

Он называет Непобедимого выдающимся разработчиком ракетного вооружения

В частности, Корнев обращает внимание на то, что конструктору удавалось с одинаковым успехом создавать совершенно не похожие друг на друга комплексы, что говорило о его незаурядном уме и невероятном таланте

В комментарии RT редактор газеты «Независимое военное обозрение» Дмитрий Литовкин назвал Непобедимого «титаном отечественной ракетной инженерной школы». Как подчеркнул эксперт, технологическое наследие учёного настолько богатое, что Россия до сих пор продолжает пользоваться плодами его труда.

«Например, усовершенствованный вариант «Штурма» устанавливается на российские ударные вертолёты, обеспечивая высокий показатель бронепробиваемости. Мощнейшим и уникальным оружием является «Хризантема». А без создания «Точки» и «Оки» не появился бы и «Искандер», который в том числе на Западе признаётся самым эффективным оперативно-тактическим комплексом в мире», — резюмировал Литовкин.

Рекомендации для беременных

Бюстгальтеры для беременных должны отвечать ряду требований:

  1. Внутренняя поверхность чашек не должна раздражать ставшую более чувствительной грудь. Предпочтение следует отдавать бесшовным моделям.
  2. Широкие бретели и пояс должны надежно удерживать молочные железы, особенно в конце беременности, и снимать часть нагрузки на спину.
  3. При необходимости обязательно надо менять лифчики на большие размеры по мере роста груди.

Неправильно подобранные лифчики во время беременности доставляют дополнительное неудобство, пережимают сосуды или плохо держат грудь, что может привести к изменению ее формы впоследствии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector