F-117a nighthawk
Содержание:
History
Strangereal
The Nighthawk was used by a number of air forces around the world. The Belkan Air Force used this attacker during the Belkan War, and it was the choice aircraft of a number of aces.
Erusea used a pair of these bombers to attack ISAF Army forces during Operation Sandstorm. The ISAF Air Force also had access to this aircraft during the conflict.
During the Circum-Pacific War, the Yuktobanian Air Force made infamous use of this aircraft during their attack on November City to kill Osea’s senior leadership.
During the Emmeria-Estovakia War, the Estovakian Air Force employed the Nighthawk as a stealth bomber and attack aircraft, during the Battle of the Selumna Peaks Estovakian ace Gunther Kleiber, Callsign: Dzhoker, attempted to launch a surprise attack on the Emmerian ground forces. Later, during the Gracemeria cruise missile attack, the Estovakian Air Force deployed a squadron of Nighthawks to destroy Emmerian ground positions and weaken their ability to intercept their missiles.
During the Lighthouse War, Erusea deployed multiple F-117As in an attempt to bomb Stonehenge as the Osean Army attempted to repair it.
Nighthawks were also flown in the Aurelian War, notably by Otus Squadron of the Aurelian Air Force. Leasath also deployed them against the Aurelian submarine Naiad, but were all destroyed by Gryphus One.
Joint Assault Universe
The Valahia dispatched several Nighthawks, including one of their ace, Nightowl to intercept Andre Olivieri’s private jet which is attempting to escape Valahia controlled airspace.
Infinity Universe
The design of the Nighthawk was acquired by Wernher and Noah Enterprises and mass-produced for sale with their Advanced Automated Aviation Plant. This aircraft was the preferred attacker of a number of mercenary groups, many of whom used them during Operation Eternal Liberation.
Тактика
Незаметные ударные самолеты, такие как Lockheed F-117 Nighthawk , обычно используются против хорошо защищенных вражеских объектов, таких как центры управления и зенитные ракетные батареи (ЗРК). Радар противника будет покрывать воздушное пространство вокруг этих объектов с перекрывающимся покрытием, что сделает необнаруженное вторжение обычными самолетами практически невозможным. Самолет-невидимка также может быть обнаружен, но только на близком расстоянии от радаров; для малозаметного самолета имеются существенные пробелы в зоне действия радара. Таким образом, незаметный самолет, летящий по соответствующему маршруту, может остаться незамеченным радаром. Даже если самолет-невидимка обнаружен, радары управления огнем, работающие в диапазонах C, X и Ku, не могут окрашивать (для наведения ракет) низко наблюдаемые (LO) струи, кроме как на очень близких дистанциях. Многие наземные радары используют фильтр Доплера для повышения чувствительности к объектам, имеющим радиальную составляющую скорости относительно радара. Планировщики миссий используют свои знания о местонахождении вражеских радаров и диаграмме направленности полета самолета, чтобы спроектировать траекторию полета, которая сводит к минимуму радиальную скорость, одновременно представляя для радара угрозы аспекты с наименьшим уровнем RCS самолета. Чтобы иметь возможность летать по этим «безопасным» маршрутам, необходимо понимать зону действия радара противника (см. Электронную разведку ). Бортовые или мобильные радиолокационные системы, такие как ДРЛО, могут усложнить тактическую стратегию скрытных операций.
Эксплуатация
F-117 в полёте
Факт существования самолёта F-117 впервые был официально признан 10 ноября 1988 года, когда Пентагон выпустил пресс-релиз с описанием истории создания самолёта и обнародовал одну ретушированную фотографию. Первый публичный показ двух F-117 состоялся 21 апреля 1990 года. В 1991 году после войны в Персидском заливе «Найт Хок» был продемонстрирован на Парижском авиасалоне.
Поначалу все F-117 находились на вооружении 4450-й тактической группы (авиабаза Тонопа, Невада). В 1989 году группа вошла в состав 37-го тактического истребительного крыла. В 1992 году все самолёты были переведены на авиабазу Холломэн в 49-е истребительное крыло. Они состояли на вооружении трёх эскадрилий: двух боевых (8-я истребительная «Чёрная овца», 9-я истребительная «Летающие рыцари») и одной учебной (7-я эскадрилья боевой подготовки «Кричащие демоны»).
Пилоты F-117 называли себя «Бандитами» (Bandit). Каждый из 558 «бандитов», когда-либо летавших на «Найт Хоке», имел свой порядковый номер; таким образом, например, бригадный генерал Грегори Фист (Gregory Feest) «Бандит 261» был 261-м пилотом, допущенным к полётам.
Аварии и катастрофы
За всю историю эксплуатации самолётов F-117, по официальным данным, было потеряно 7 машин (чуть более 10 % от общего числа построенных), в том числе один F-117 был сбит в ходе боевых действий.
- 20 апреля — F-117A (сер. номер 80-0785), подполковник Боб Райденауэр (Bob Ridenhauer) «Бандит 102». Самолёт разбился на взлёте из-за неправильно настроенной на заводе системы управления полётом. Пилот не успел катапультироваться, получил тяжёлые травмы и был списан с лётной работы.
- 11 июля — F-117A (сер. номер 81-0792), майор Росс Малхэйр (Ross Mulhare) «Бандит 198». Самолёт столкнулся с землёй в районе Бейкерсфилд, Калифорния, во время ночного полёта. Причина — дезориентация пилота, имевшего малый налёт на F-117. Майор Малхэйр погиб.
- 14 октября — F-117A (сер. номер 83-0815), майор Майкл Стюарт (Michael Stewart) «Бандит 231». Самолёт столкнулся с землёй в районе Тонопы во время ночного полёта. Причина — дезориентация пилота, имевшего малый налёт на F-117. Майор Стюарт погиб.
- 4 августа — F-117A (сер. номер 85-0801), капитан Джон Миллз (John Mills) «Бандит 402». Самолёт загорелся во время ночного вылета возле авиабазы Холломэн и взорвался в воздухе. Причина — ошибка наземного технического персонала при обслуживании. Капитан Миллз благополучно катапультировался.
- 10 мая — F-117A (сер. номер 85-0822), капитан Кеннет Левенс (Kenneth Levens) «Бандит 461». Самолёт столкнулся с землёй в районе Зуни, Нью-Мексико, во время ночного полёта. Предполагаемая причина — дезориентация пилота, имевшего малый налёт на F-117. Капитан Левенс погиб.
- 14 сентября — F-117A (сер. номер 81-0793), майор Брайан Найт (Bryan Knight) «Бандит 437». Самолёт разрушился в воздухе и врезался в здание во время авиационного шоу в Чесапик, Мэриленд. Авария произошла по технической причине, которая привела к утрате пилотом управления. На земле пострадали 4 человека. Майор Найт благополучно катапультировался.
- 27 марта — F-117A (сер. номер 82-0806), подполковник Дэйл Зелко (Dale Zelko). Самолёт сбит в районе деревни Будановцы в ходе военной операции НАТО против Югославии. Подполковник Зелко благополучно катапультировался и был эвакуирован поисково-спасательной группой. Как считается, самолёт был сбит зенитно-ракетным комплексом С-125 (ракета 5В27Д производства завода им. XX партсъезда 1976 года) 3-й батареи 250-й бригады ПВО (командир батареи — Золтан Дани), хотя существовали версии об участии ЗРК «Куб» или истребителей МиГ-29 и МиГ-21. Пилотом самолёта иногда ошибочно указывается капитан Кен Двили, поскольку он летал на этом F-117 в США и на фюзеляже было написано его имя.
Снятие с вооружения
ВВС США собирались эксплуатировать F-117 по крайней мере до 2018 года, однако нехватка денег на закупку новых истребителей-бомбардировщиков F-22 заставила их начать процесс снятия «Найт Хока» с вооружения гораздо раньше. Официально об этом было объявлено осенью 2006 года. В том же году была закрыта школа подготовки пилотов F-117, её последний выпуск состоялся 13 октября.
Первые 10 F-117 были сняты с вооружения в декабре 2006 года. К марту 2008 года ВВС США продолжали эксплуатировать 15 самолётов этого типа. Формально процедура снятия с вооружения завершилась 22 апреля того же года, когда четыре F-117 в последний раз поднялись в воздух, совершив перелёт на авиабазу Тонопа.
«Стелс» имеет немецкие корни
Среди людей, обожающих славить технологические достижения Третьего рейха, распространено мнение, что все послевоенные изобретения были сделаны именно в рейхе, а потом украдены. Не является исключением и созданиестелс».
Якобы братья Хортен ещё в ходе войны разрабатывали межконтинентальный стелс-бомбардировщик для ударов по США и незаметный истребитель для завоевания господства в воздухе. Потом эти технологии были захвачены американцами, итуповатым янки» потребовалось более 30 лет, чтобы в них разобраться и поставить в серию.
Ho.229 — якобы немецкий стелс-истребитель На ту же тему Самолёты Третьего рейха: могли ли немцы обогнать время?
Как и большинство мифов о научном могуществе Третьего рейха, этот не имеет никакой основы.
В качестве аргумента его сторонники приводят тот факт, что инженеры Хортен активно работали над созданием самолётов типалетающее крыло» — в будущем окажется, что это одна из лучших компоновок длястелс».
Но знали ли об этом немцы?
Ни одного документа об исследовании ЭПР самолётов в рейхе пока не найдено, ни о каких экспериментах с невидимостью для радаров в авиации неизвестно. Правда, были работы для подводного флота, чтобы сделать перископы подлодок малозаметными. Но об адаптации результатов исследований для авиации также нет данных.
Может, у немцев получилось случайно? В 2009 году канал National Geographic провёл эксперимент, построив полноразмерный макет самолёта Ho.229. В некоторых проекциях удалось достичь незначительного снижения ЭПР при использовании радаров того периода. Вот только эти проекции располагались хаотично, и шансы, что именно они попадут под облучение, были минимальны. Подобнымслучайным» снижением ЭПР обладало бы любое летающее крыло, но получить от этого преимущества в бою не вышло бы.
Но.ХVIII — якобы стелс-бомбардировщик для ударов по США. Вот только реальный проект выглядел иначе
Ещё один аргумент — об использовании угля в конструкции Ho.229 для поглощения радиоволн. Братья Хортен и правда собирались в серийном самолёте применить композит из клея, опилок и угольной пыли, покрытый с двух сторон фанерой. Вот только его задачей было снижение не заметности, а веса самолёта — при сохранении прочности и устойчивости к деформирующим нагрузкам, о чём и говорится в немецких документах. Да и никакими особыми свойствами поглощения радиоизлучения уголь не обладает.
Вот так выглядел реальный проект Но.ХVIII. Гондолы двигателей и шасси напрочь убивают всю похожесть настелс»
Один из главных источников мифа — сам Реймар Хортен, который иммигрировал в Аргентину и пытался развивать там авиастроение. В 80-х немец начал активно рассказывать, что именно он придумалстелс» и его самолёты были невидимы для радаров. Непонятно только, почему он заговорил об этом лишь после того, какстелс» прогремел в мировой прессе?
История создания
Повод для создания самолёта «Найтхок» возник в 70-е годы. После анализа воздушных боёв во Вьетнаме, а также результатов арабо-израильской войны 1973 года, управление перспективных разработок при Минобороны США (DARPA) начало исследовать возможности создания боевого самолёта, который был бы незаметен для современных радаров обнаружения.
Уже в 1974 году стартовал проект «Харви» — к пяти производителям самолётов обратились с двумя запросами: насколько незаметен должен быть самолёт, чтобы успешно прорвать современную ПВО, и имеют ли компании возможность разработать и построить такой самолёт? Только две и «Макдоннел-Дуглас» ответили на второй вопрос утвердительно. В 1975 году «Макдоннел-Дуглас» объявила о том, что параметры, необходимые для достижения «невидимости» определены.
в проекте «Харви» не участвовала, хотя её спецподразделение «Skunk Works» имело солидный опыт создания уникальных передовых самолётов. Однако одному из сотрудников фирмы стало известно о исследованиях стелс-самолёта, и он доложил о них главе спецподразделения Келли Джонсону. Джонсон, в свою очередь, добился от ЦРУ разрешения обсудить с управлением перспективных разработок подробности создания разведывательного самолёта А-12.
Дело в том, что «Локхид» уже пыталась при создании разведчиков А-12 и SR-71 добиться сниженной радиолокационной заметности. DARPA согласилось «дать добро» на участие «Локхид» в программе, при этом предупредив, что контракты уже заключены, и бюджетных средств им не выделят. Представители «Локхид» настояли на участии. Так началось создание F-117 «Найтхок».
Через пять недель удалось написать компьютерную программу «Эхо-1», способную рассчитать параметры такой конструкции стелс-самолёта. Помощь в работах оказала публикация советского физика Петра Уфимцева «Метод краевых волн в физической теории дифракции», переведённая ВВС США в 1971 году.
В 1975 году построили деревянные масштабные модели будущего F-117. Результаты испытаний показали, что расчёты программы «Эхо-1» верны. «Локхид» предоставила в DARPA отчёты о соответствии фактической незаметности и спрогнозированной, и предполагаемые параметры будущего самолёта. Тем временем выбыла из соревнования. В следующую фазу проекта прошли «Локхид» и «Нортроп». Хотя «Локхид» победил, успехи «Нортроп» оказались достаточно велики, чтобы им разрешили работать над стелс-самолётом другого типа – будущим бомбардировщиком B-2.
В 1976 году подразделение “Skunk Works” начало строительство первых двух F-117 – пока ещё только демонстраторов технологии. Первый полёт будущего «Найтхока» запланировали на конец 1977 года. Строили самолёт в «Здании 82» — цеху на территории аэропорта в Бербанке, пригороде Лос-Анджелеса. К этому времени правительство США поняло, что близится масштабный прорыв в разработках военной техники, и минимальный уровень секретности проекта изменился на «совершенно секретно».
А была ли командировка?
Неожиданно на первое место среди всех домыслов ворвалась идея, будто F-117 леталинемножко» повоевать в Сирию. Слухи о подобном ходили ещё в 2014 году, когда участившиеся полёты некоторыеэксперты» объясняли именно подготовкой к заграничной командировке. Больше ни единой капли информации об этом не появлялось.
В начале марта 2019 года голландский авиационный журналСкрэмбл»(уже пару раз замеченный вфэйках»), комментируя фотосессию, заявил о достоверных источниках, подтверждающих, что минимум четыре F-117 не просто попали в Сирию, но и активно там повоевали. Один самолёт якобы разбился — или от огня противника, или от технических проблем. И, хотя никаких других подтверждений или хотя бы слухов не было, многие сразу приняли информацию за правдивую.
Особенно хорошо она зашла в Рунете. Кто-то смеялся над американцами, что вместо современных машин им пришлось использовать старенькие F-117. Кто-то объяснял их участием эффективность израильских атак против сирийского ПВО.
Были также попытки разобраться, зачем такаякомандировка» потребовалась американским военным
Важное преимуществоЯстреба» в сравнении с современными стелс-машинами — больший бомбовый отсек и возможность наведения бомб по лазерному лучу. Этот метод хоть и требует подобраться к цели поближе, но помешать ему за счёт РЭБ(радиоэлектронной борьбы) очень сложно
Якобы именно так пробилинепробиваемый» зонтик над Сирией. Да и потерять в бою старенький F-117 не столь страшно, как новую машину. А тут ещё люди вспомнили о другом слухе: якобы частьястребов» не списали, а превратили в беспилотники — может, над Сирией летали именно такие бездушные и незаметные убийцы.
Сброс с F-117 бомбы с лазерным наведением GBU-28(фото: Edward Snyder)
Куда вероятнее, что задачи F-117 будут выполнять новые ударные беспилотники. Правда, пока довести их до ума не выходит. Это один из немногих аргументовза» в данной истории.
Сами американские военные на вопросы отвечают уклончиво:„Ночные ястребы“ используются для испытаний в рамках работ над более совершенными стелс-машинами, в том числе в программе В-21 „Рейдер“». Конечно, к ответам официальных лиц принято относиться с большим недоверием, особенно в США, — ведь явно что-то скрывают. Но почему бы и правда не использовать для испытаний старенькиеястребы» вместо F-22 и F-35 с их дорогим и ценным ресурсом? Это решение выглядит вполне логичным.
Вместо фотографий из Сирии пока куда чаще встречаются фото с перевозкой F-117 на утилизацию
Другой вариант использования — для тестирования новых радаров и систем ПВО. В последнее время США совсем утратили стелс-монополию. Самолёты-невидимки появляются не только у союзников, но и у возможных противников. Тут-то списанные машины снова оказываются к месту. Их ещё можно использовать в качествеагрессоров» для тренировки американских лётчиков и зенитчиков в борьбе с малозаметными целями.
Версия скомандировкой» в Сирию ничем не подтверждается, и при этом она далеко не самая вероятная. Можно ли точно сказать, что всё это лишь слухи? Всё же нет. Но если в ближайшее время не появится хоть какое-то подтверждение, факт, что никакого возвращения F-117 в небе над Сирией не было, будет практически доказан.
«Сбил тебя наш лётчик Ли-Си-Цын»
Командовал историческим расчётом подполковник Золтан Дани, этнический венгр. Чтобы никто не догадался, в югославской прессе его называли Гвозден Дюкич и Зоран Дакич. Другим членам расчёта тоже придумали псевдонимы.
Так, подполковник Джордже Аничич стал Анджелко Дворджевичем, капитан 1-го класса Санад Муминович — Ненадом Миновичем, сержант 1-го класса Джордже Малетич — Милетой Джорджевичем, а сержант 1-го класса Владимир Любенкович — Любиславом Вадичичем.
Джордже Малетич позже вспоминал, что после пуска услышал сильный взрыв. Не иначе бомбят! Выскочил из своей кабины, где отвечал за снабжение комплекса электричеством, — всё в порядке, это реактивная струя от ракет при старте отбросила на кабину камни с земли.
Обломкистелса»(фото: Петар Милошевич)
Второго мая всё тот же 3-й дивизион сбил двумя ракетами(первая не вошла в луч управления) истребитель-бомбардировщик F-16CG. Пилота Дэвида Гольдфейна вытащила поисково-спасательная группа, как и в первый раз. А обломки остались сербам на память.
Это единственные достоверно подтверждённые победы югославской ПВО за все 78 дней войны. Официально министерство обороны Югославии заявило, что сбило 61 самолёт, семь вертолётов, 30 беспилотников и 238 крылатых ракет.
После войны Золтан Дани утверждал, что, мол, лично доработал радар П-18, чтобы тот смог засечьстелс». Также намекали на наведение ракет тепловизорами. Однако другие офицеры расчёта опровергли выдумки — как они могли не знать о секретныхапгрейдах»?
Отдельные журналисты договариваются до того, что и В-2, стратегический стелс-бомбардировщик, тоже сбили! И не один! Просто власти скрывают». Уж тут-то все самолёты известны по именам — куда потерю спрячешь?
В американском журнале National Interest недавно возложили вину не на секретное оружие, а на своё же планирование. Самолёты летали по шаблону, пилоты часто трепались по радио — вот засаду и устроили.
Точные выводы военных неизвестны, но специалисты также сходятся на этой версии — если долго летать по одному маршруту, рано или поздно зенитчики поймут, куда стрелять. Хотя некоторые радетели за славу американской техники по сей день утверждают, что 117-й упал сам.
Ночные ястребы» совсем неуязвимыми никогда не считали. В рамках большой авиационной войны, когда одновременно летят крылатые ракеты и сотни самолётов, ПВО громят с размахом — истелс» успешно действует.
К началу нулевых F-117 и правда чуть-чуть устарел. Да, он был достаточно незаметным, но и ПВО на месте не стояло. При этом у F-117 — не лучшие лётные характеристики и минимальный набор РЭБ, который может помочь с прорывом ПВО. Потому в 2006 году его и сняли с вооружения. На одной незаметности в наше время больше не уедешь.
С той ночи, когда над Югославией сбилистелс», прошло двадцать лет. Много раз спорили, какой была бы судьба Югославии, если бы её президент Слободан Милошевич купил у России современные зенитные комплексы С-300. Лидер Ливии Каддафи тоже не купил, и судьба его была печальной. Другие же страны учли уроки — не забывают крепить оборону.
Так, на всякий случай.
Конструкция
Конструкция самолёта основана на стелс-технологии. Сам самолёт построен по аэродинамической схеме «летающее крыло» с V-образным оперением. Совершенно не характерное для дозвуковых самолётов крыло большой стреловидности (67, 5°) с острой передней кромкой, очерченный прямыми линиями профиль крыла, гранёный фюзеляж, образованный плоскими трапецевидыми и треугольными панелями расположены таким образом друг относительно друга, чтобы отражать электромагнитные волны в сторону от РЛС противника. Такая форма самолёта, построенного по концепции «плоскостей-отражателей», получила название «фасеточной» (от фр. facette — грань). Расположенные над крылом с обеих сторон фюзеляжа плоские воздухозаборники имеют продольные перегородки из радиопоглощающих материалов. Часть потока холодного воздуха отделяется на входе в воздухозаборники и, минуя двигатели, попадает в экранируемые крылом плоские сопла, имеющие размеры 165 х 25 см, нижние панели которых покрыты теплопоглощающими керамическими плитками, что значительно снижает ИК-заметность самолёта. Самолёт не имеет внешних подвесок, всё вооружение размещено внутри фюзеляжа
Контуры щелей, образующихся в местах соединения фонаря кабины с фюзеляжем, створки отсеков шасси и вооружения имеют пилообразную форму, что также обеспечивает эффективное рассеяние электромагнитной энергии и предотвращает её прямое отражение в направлении приёмопередающей антенны РЛС противника
В конструкции самолёта широко применены полимерные композиционные материалы и радиопоглощающие материалы и покрытия. В конструкции планера на долю металлических сплавов приходится только 10 процентов массы. В результате этих мер, эффективная поверхность рассеяния самолёта при облучении его локатором спереди была снижена, по некоторым данным, до 0, 025 м² , что в несколько десятков раз меньше, чем ЭПР обычных самолётов схожих размеров
Гранёная форма фюзеляжа и необычный профиль крыла значительно ухудшают аэродинамические характеристики самолёта. В процессе проектирования был достигнут компромисс, при котором требования малой радиолокационной заметности возобладали над требованиями аэродинамики — аэродинамическое качество самолёта равно 4 (это немного лучше, чем у орбитера Спейс шаттл), в результате оказывается невозможным полет на сверхзвуковой скорости, ограничивается радиус действия, уменьшается боевая нагрузка и маневренность
Следует заметить, что, несмотря на такие радикальные решения, конструкторам не удалось достигнуть конечной цели — построить самолёт, неуязвимый для противника. Во-первых, из-за ухудшенной аэродинамики F-117 был плохо защищён от атак истребителей противника, если бы им удалось его обнаружить. Во-вторых, заложенные в конструкцию идеи могли снизить видимость лишь до определённого предела, а также не обеспечивали очень низкого ЭПР для радиолокационных систем, в которых приёмник и передатчик были разнесены по разным точкам. В результате советские зенитные комплексы С-200 и С-300 могли вести по нему огонь с большими шансами на попадание, а более старые модернизированные С-125 хоть и не гарантировали поражения, но также могли представлять угрозу. В частности, при налётах на Югославию F-117 был сбит именно с помощью комплекса С-125 3-й батареи 250-й бригады ПВО
Самолёт управляется при помощи ЭДСУ с четырёхкратным резервированием каналов управления. Поскольку F-117 нестабилен по тангажу и рысканию, используется автоматическая система обеспечения устойчивости. С 1991 года в дополнение к ней устанавливался автомат тяги.
На самолёте не установлена РЛС. За исключением лазера подсветки цели, все системы прицеливания и навигации пассивные. Для наведения используется система ИК-камер, для навигации — инерциальная система и приёмник системы спутниковой навигации. Активных систем РЭБ нет.
Отсек вооружения — двухсекционный, длиной 4, 7 м и шириной 1, 75 м, с системой выдвигающихся балочных держателей. Типовое вооружение — две управляемые авиационные бомбы GBU-10 или GBU-27 калибром 907 кг. Возможна установка ракет AGM-88 HARM, AGM-65 «Maverick», атомных бомб В-61 или В-83 (по две), бомбы GBU-15 или контейнера BLU-9 для суббоеприпасов. На балку возможна установка рельсовых направляющих для AIM-9 «Sidewinder».
Акустика
Акустическая малозаметность играет первостепенную роль для подводных лодок и наземной техники. На подводных лодках используются обширные резиновые опоры для изоляции, гашения и предотвращения механических шумов, которые могут указывать на местоположение подводных пассивных сонаров .
Ранние самолеты наблюдения- невидимки использовали медленно вращающиеся винты, чтобы не быть услышанными вражескими войсками внизу. Самолеты-невидимки, которые остаются дозвуковыми, могут не быть отслежены звуковым ударом . Присутствие сверхзвуковых и реактивных самолетов-невидимок, таких как SR-71 Blackbird, указывает на то, что акустическая сигнатура не всегда является основным фактором при проектировании самолетов, поскольку Blackbird больше полагался на свою очень высокую скорость и высоту.
Одним из методов снижения шума винта вертолета является регулировка расстояния между лопастями . Стандартные лопасти ротора расположены равномерно и производят больший шум на заданной частоте и ее гармониках . Использование различного расстояния между лопастями позволяет распространить шум или акустическую сигнатуру ротора на больший диапазон частот.
«Стелс» должен быть плазменным
Миф о плазменномстелс» родился, судя по всему, в начале 90-х годов. Его сторонники говорят, что якобы можно создать вокруг самолёта облако плазмы, и оно поглотит все радиоволны. Такие генераторы плазмы были созданы в СССР и вот-вот должны были встать на вооружение, сделав всю нашу авиацию абсолютно невидимой для радаров.
Во-первых, создать облако плазмы вокруг самолёта невозможно в принципе. Речь идёт об ограниченной ионизации воздуха, а не о настоящей плазме. Во-вторых, плазма, как и ионизированный воздух, поглощать радиоволны не будет — наоборот, будет их отражать. Просто создав облако из ионизированного воздуха, мы лишь увеличим ЭПР самолёта.
На ту же тему Стелс-уродцы в воздухе: как нагреть американцев
При этом работы над тем, что с натяжкой можно назватьплазменным»стелс» велись и, возможно, ведутся сейчас. Правда, нам известно лишь о самых ранних испытаниях, которые рассекречены очень поверхностно. Отношения к мифу они почти не имеют.
Так, для разведчика А-12 разрабатывали возможность создания экранов из ионизированного воздуха перед воздухозаборниками — одними из самых заметных элементов самолёта. Другой проект — специальная добавка к топливу, создающая в выхлопе ионизированный газ, близкий к плазме. Благодаря этому выхлоп А-12 становился менее заметным для радара(схоже работает ионосфера земли — для некоторых частот она непрозрачна, и так работает радио, а для других частот помех нет, что позволяет спокойно связываться со спутниками).
Существует ещё множество мифов, связанных состелс». Если какой-то из интересных вам не упомянут в этой статье — давайте обсудим его в комментариях.
Creation
Nighthawk was created by Roy Thomas and Sal Buscema in 1969 and first appeared in The Avengers #69. Nighthawk is loosely based on DC’s Batman, much like the rest of the Squadron Sinister were based on other members of the Justice League. This was due to Roy Thomas’ desire to do a crossover between the two competing companies.
Another version of the character (Earth-31916) was introduced in the pages of Supreme Power issue 2, in which Kyle Ricmond was an African-American whom joined his reality’s Squadron Supreme. After the events of Secret Wars he joined a new incarnation of the Squadron Supreme on Earth-616.
Боевое применение
Самолет эксплуатировался с 1983 года по 2008, он успел принять участие в нескольких региональных конфликтах. За время эксплуатации было потеряно семь самолетов, только один из которых был сбит зенитным огнем противника. Остальные разбились в катастрофах, случившихся по вине пилотов или из-за технических неисправностей.
Боевым крещением F-117 стало вторжение американцев в Панаму в 1989 году.
Впервые массировано эти самолеты были использованы во время операции «Буря в пустыни» в 1991 году. F-117 во время этого конфликта показали весьма высокую эффективность: за одну ночь они уничтожили практически все иракские Ту-22.
Следующим конфликтом, в котором американцы массировано применили этот самолет, стала война в Югославии в 1999 году. Именно тогда был сбит «самолет-невидимка». Его уничтожила сербская зенитная батарея, вооруженная устаревшим советским зенитным комплексом С-125. Сербы заявляли об уничтожении еще одной или двух машин, но эти данные довольно спорны.
Последним значительным конфликтом, в котором был задействован F-117, стала вторая иракская кампания США (2003 год).
Изначально данный самолет планировали использовать до 2020 года, но высокие затраты на программы F-22 Raptor и F-35 заставило американских военных отказаться от него почти на десятилетие раньше.
Уже в середине прошлого десятилетия «Ночной ястреб» являлся морально устаревшей машиной. Из-за стремительного развития средств обнаружения летательных аппаратов, он утратил свое основное достоинство – звание «самолета-невидимки», а конструкционные недостатки, заложенные в него изначально, превращали F-117 в весьма дорогую и крайне уязвимую машину. Да и стоимость обслуживания «Ночного ястреба» была довольно высока, так что данное решение выглядит вполне естественным.
F-117 стал настоящим стендом на котором американцы отрабатывали все нюансы использования технологии «стелс». Этот самолет можно без преувеличения назвать уникальной машиной, F-117 был первым в своем классе, поэтому ему можно простить многие огрехи. Во многом благодаря «Ночному ястребу» в небо поднялись «самолеты-невидимки» пятого поколения: F-22 Raptor и F-35.
[править] Hollywood Star
Тру олдфаги скажут, что это за игра Ещё до начала открытого пиара Кровавая Гебня в СССР описывала сабж в унылых боевиках с поцреотическим уклоном. Например, ещё в 1985 году сверхсекретные разработки загнивающий запад был вынужден распилить.
С началом открытого пиара F-117 он, естественно, начал звездить в унылых американских боевиках с маразматичными сюжетами. Первым был фильм «Филадельфийский эксперимент 2» (1992 г.), про то как фошысты изменили пространственно-временной континуум, украли F-117 с ядерной бомбой и выиграли WW2. На следующий год появился «Перехватчик», где стелс был похищен уже террористами. В 1995 сабж мелькнул в «Захват 2».
Но самым феерическим опусом стал «Приказано уничтожить» (1996), где десантники высаживаются с борта стелса в захваченный террористами Боинг-747. Былинная победа маразма, во-первых, в F-117 десант некуда впихивать, разве что в бомбоотсек, это ж не кукурузник. Во-вторых, эта пирамидка не настолько невидимая, чтобы втупую подлететь к самолёту впритык и приставить трубу, и те даже не замечали бы ни турбулентностей, ничего. По фильму захваченные пилоты даже не делали вид — они как бы и не замечали внешний самолёт. Но быдло схавало. В фильме 2005 года «Стелс» сабж был оснащён искусственным интеллектом и являлся одним из главных героев наряду с живыми актёрами. Только в этом фильме был не сам сабж, а придуманный супер-мего-шопесдецнах самолёт-невидимка.
Параллельно было разрекламлено и прилагательное «невидимый». Даже в одной из серий «Утиных историй» обыгрывается полёт Зигзага и Скруджа на полностью невидимом самолёте.
Гораздо интереснее были игры про F-117. Здесь можно назвать F-117A Stealth Fighter, переделанный Microprose из известного F-19. Более широкую популярность получил F-117 Night Storm, вышедший на SEGA Mega Drive. Авиасимулятор включал в себя как реальные военные кампании США, так и вымышленные (например, насаждение демократии в Северной Корее). Игра была достаточно сложной, небольшое количество боезапаса ограничивало истребление врагов разумными пределами, а сбить стелth могли парой-тройкой попаданий. Также F-117 присутствовал в не менее известной игре Jungle strike, где на нём нужно было выполнять миссии на 7-ом уровне. Невидимым он там ни разу не был, принципиальное отличие от основного вертолёта — бесконечное топливо! Сценаристы даже как-то топорно пытались объяснить эту бесконечность «терминами» в брифинге миссии. Ну и нет возможности зависнуть в воздухе, из-за чего эта миссия крайне трудная — с таким малым обзором (вид сверху-сбоку) он постоянно врезается во все статуи и ангары. В стратегиях F-117 тоже присутствует — Act of war (бомбардировщик), Generals (истребитель укрепсооружений), ну и в этой вашей «Цивилизации», куда уж без нее.
Как Ястреб ушёл в отставку
Началось всё с удачи споттеров(людей, чьё хобби — следить за самолётами и делать их фотографии) около базы Тонопа(Tonopah Test Range) в штате Невада. Им удалось сделать серию великолепных снимков F-117 в полёте и даже заснять неплохое видео. Это далеко не первая встреча сЯстребом» в том регионе — в небе его наблюдают уже давно, в этом месте он фактически родился и взрослел.
Случай не вызвал бы такой интерес, если бы не одна мелочь: с 2008 года F-117 сняли с вооружения ВВС США иястребы» прекратили полёты.
Один из снимков февраля 2019 года. Пилот заметил фотографа. Многие считают это доказательством того, чтофотосессию» заранее согласовали(фото: Dan Stijovich)
По старым планам первый серийныйстелс» должен был прослужить как минимум до 2018 года, а возможно, и дольше. Военных машина устраивала в качестве малозаметного самолёта для выполнения тактических ударных задач(когда F-22 и будущего F-35 уже не хватает, а вызывать В-2 ещё рано). Но к середине нулевых годов вскрылось несколько неприятных моментов. Флот F-117 стремительно устаревал и изнашивался. К концу десятилетия более двух третей машин требовали бы совсем не дешёвого капитального ремонта. Да и само содержание стелс-самолётов съедало очень много денег, а политики всё резали и резали бюджеты. В итоге пришлось выбирать — или новые самолёты, илиночные ястребы».
Выбор был однозначным.
Фактически программа F-22 погубила дальнейшую карьеру F-117
Правда, совсем отказываться от F-117 не собирались. На базе Тонопа решили соорудить специальные герметичные ангары для хранения списанных невидимок. В нужный момент хранилища бы вскрыли, и самолёты снова встали бы на защиту Америки и демократии.
Предполагалось, чтозаконсервированные» F-117 протянут вплоть до середины 21 века. Весной 2008 года последние машины церемониально перелетели на Тонопу — казалось, историяЯстреба» подошла к концу.
Ангар консервации на авиабазе Тонопа
Отдельное внимание стоит уделить самой авиабазе. Авиабаза Tonopah Test Range, также известная как Зона 10, не особо популярна у обывателей и конспирологов
Но вот для людейв теме» она интересна не менее пресловутой Зоны 51, которая расположена всего в ста километрах южнее. С середины 70-х годов там базировались трофейные советские самолёты и зенитные комплексы, а с 1982 года нашла пристанище знаменитая тактическая группа 4450, которая первой начала осваивать принятые на вооружение F-117. В дальнейшем авиабазу часто использовали для испытаний различных чёрных» проектов вроде RQ-170. Всё это привлекает споттеров в регион, даже несмотря на строгий контроль со стороны военных.
Размещение элементов ЗРК С-300 на Тонопа Тест Рэндж