Стелс-технология

[править] Про распил бюджетных денег

Ымперский пафос пиндосских поцреотов Анонимус, знаешь ли ты, сколько ушло денег, чтобы создать F-117? Программа обошлась в 6,56 млрд. USD, включая НИОКР. Итогом стало создание угловатого ведра с ниибически дорогой эмалировкой, которое еле летало, зато стоило 42,6 млн. USD. Но для того ли компания Lockheed пробивалась к бюджетной кормушке, чтоб так просто отступить? Ответственные лица убедили кого надо, что эта фантасмагорическая хрень и есть та самая вундервафля, в которой остро нуждается USAF. Правда, на F-117 надо было не только летать, но и воевать. Потому был проведен ряд апгрейдов, увеличивших стоимость стелса до 111,2 млн. USD за штуку. А всего F-117 было построено 59 (вот и 6,56 млрд. USD). Плюс запчасти. Плюс реклама компании, как создателя самого крутого в мире самолета. Представляешь, сколько всего поимели локхиды за продвижение самолета, на котором можно было сражаться лишь с гондурасами, при условии полного господства в воздухе? Теперь прикинем стоимость базы в Неваде для «хромых гоблинов», их обслуживание, производство боеприпасов (стоимость одной бомбы GBU-27 — 55 тыс. USD) и т. д. Короче, все были при деле. А ты говоришь Булава…

Но это не предел для бездонного кошелька пиндосского налогоплательщика — один Northrop B-2 Spirit стоил в ценах 97-го года около 2 млрд. USD (с тех пор цена золота увеличилась в 5 раз, цена нефти — также, примерно в 5 раз, то есть в 2012-м году эта вундервафля стоила бы все $10 млрд, что, к слову, примерно в 3 раза превышает стоимость 75 тонн золотых слитков, по массе примерно равных массе этой вашей вундервафли), а их всего 20 штук построено, что в сумме примерно равно капитализации таких компаний, как IBM, Газпром или Microsoft (этот ваш Роспил и откат отдыхает).

Для ориентира — стоимость одного Су-27 около 30 млн. USD в экспортном варианте. F-117 на экспорт вообще не поставлялся.

Вообще, гипотетически, освоить столько денег и не попилить их, а по пофигизму дурости именно что спустить на дело тоже реально. Для этого нужно:

  1. купить по полигону для испытаний и Локхиду, и Нортропу
  2. построить там жильё для специалистов
  3. посорить деньгами, дабы подтянулись коммерсы торговать ширпотребом для персонала полигона же!
  4. ??????
  5. ПРОФИТ в виде оставшихся в собственности полигонов и созданные рабочие места (для любителей бороться с безработицей таки плюс)

Проще говоря, налогоплательщик платит за стройку чуть ли не нового города.

Помимо этого, всегда есть вариант, что часть денег попилена на ВНЕЗАПНО правительственные же нужды — а именно, на всяческий TOP SECRET, CLASSIFIED и прочие ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ.

Технология «Стелс». Инновация от японских учёных.

Ряд проведённых японскими исследователями опытов показал, что при оборудовании уже существующей конструкции малозаметных самолётов дополнительными криволинейными формами, шанс их обнаружения снижается почти на треть. Суть модернизированной технологии достаточно проста – нижняя часть самолёта создаётся таким образом, чтобы неровности, могли максимально не допустить отражения радиоволны обратно к радару, и по мнению российских учёных, вероятней всего эта поверхность представляет собой множество тетраэдров, или попросту пирамидок правильной формы.

Отражение радиоволн от тетраэдрической поверхности

Когда радиоволна попадает на такую поверхность, то по всей вероятности отразиться она под углом в 120 или 90 градусов (в зависимости от количества плоскостей), тем самым оставив самолёт незаметным для наземных средств радиолокационного наблюдения. Тем не менее, стоит отметить, что японские учёные не спешат рассекречивать специальный материал, из которого будет выполнена поверхность поглощающая большинство типов радиоволн, ввиду секретности технологии.

Имеется у новой разработки и один существенный недостаток – из-за неровности поверхности, самолеты, снабжённые текущей технологией, не смогут разгоняться до сверхзвуковых скоростей, ввиду чего вопрос касательно применимости идеи всё ещё остаётся актуальным.

Характеристики F-22 Raptor

Истребитель «Раптор» является многоцелевым воздушным объектом пятого поколения. Его разработками занимались компании Boeing, Lockheed и GD. Это самый новый и усовершенствованный истребитель-невидимка в мире.

F-22 основывается на принципе молниеносного поражения цели. Стоит отметить, что все вооружение «Раптора» находится в специальных внутренних отсеках для понижения заметности. Боевое крещение истребители прошли в Сирии осенью 2014 года. Экипаж F-22 может состояться только из одного человека. Чистая масса – около 20 т. Грузоподъемность колеблется в пределах 10 тонн. В комплектации два двигателя с мощностью по 7400 кгс. При полете истребитель развивает скорость до 2410 км/ч.

Конструкция

Конструкция самолёта основана на стелс-технологии. Сам самолёт построен по аэродинамической схеме «летающее крыло» с V-образным оперением. Совершенно не характерное для дозвуковых самолётов крыло большой стреловидности (67,5°) с острой передней кромкой, очерченный прямыми линиями профиль крыла, гранёный фюзеляж, образованный плоскими трапецевидыми и треугольными панелями расположены таким образом друг относительно друга, чтобы отражать электромагнитные волны в сторону от РЛС противника. Такая форма самолёта, построенного по концепции «плоскостей-отражателей», получила название «фасеточной» (от фр. facette — грань). Расположенные над крылом с обеих сторон фюзеляжа плоские воздухозаборники имеют продольные перегородки из радиопоглощающих материалов. Часть потока холодного воздуха отделяется на входе в воздухозаборники и, минуя двигатели, попадает в экранируемые крылом плоские сопла, имеющие размеры 165 х 25 см, нижние панели которых покрыты теплопоглощающими керамическими плитками, что значительно снижает ИК-заметность самолёта. Самолёт не имеет внешних подвесок, всё вооружение размещено внутри фюзеляжа.

Контуры щелей, образующихся в местах соединения фонаря кабины с фюзеляжем, створки отсеков шасси и вооружения имеют пилообразную форму, что также обеспечивает эффективное рассеяние электромагнитной энергии и предотвращает её прямое отражение в направлении приёмопередающей антенны РЛС противника.

В конструкции самолёта широко применены полимерные композиционные материалы и радиопоглощающие материалы и покрытия. В конструкции планера на долю металлических сплавов приходится только 10 процентов массы. В результате этих мер, эффективная поверхность рассеяния самолёта при облучении его локатором спереди была снижена, по некоторым данным, до 0,025 м², что в несколько десятков раз меньше, чем ЭПР обычных самолётов схожих размеров.

Гранёная форма фюзеляжа и необычный профиль крыла значительно ухудшают аэродинамические характеристики самолёта. В процессе проектирования был достигнут компромисс, при котором требования малой радиолокационной заметности возобладали над требованиями аэродинамики — аэродинамическое качество самолёта равно 4 (это немного лучше, чем у ), в результате оказывается невозможным полёт на сверхзвуковой скорости, ограничивается радиус действия, уменьшается боевая нагрузка и манёвренность.

Следует заметить, что, несмотря на расхожее в России мнение, конструкторами F-117 никогда не декларировалась неуязвимость этого самолёта для противника. Во-первых, из-за ухудшенной аэродинамики F-117 был плохо защищён от атак истребителей противника, если бы им удалось его обнаружить. Во-вторых, заложенные в конструкцию идеи могли снизить видимость лишь до определённого предела. Кроме того видимость цели на радаре зависит от расстояния до неё. Например, при налётах на Югославию F-117 был обнаружен радаром P-18 на расстоянии около 50 км и сбит из С-125 с расстояния около 10 км. Это стало возможным во многом благодаря однотипным маршрутам самолётов НАТО, которые удалось вычислить югославским ПВО.

Самолёт управляется при помощи ЭДСУ с четырёхкратным резервированием каналов управления. Поскольку F-117 нестабилен по тангажу и рысканию, используется автоматическая система обеспечения устойчивости. С 1991 года в дополнение к ней устанавливался автомат тяги.

На самолёте не установлена РЛС. За исключением лазера подсветки цели, все системы прицеливания и навигации пассивные. Для наведения используется система ИК-камер, для навигации — инерциальная система и приёмник системы спутниковой навигации. Активных систем РЭБ нет.

Отсек вооружения — двухсекционный, длиной 4,7 м и шириной 1,75 м, с системой выдвигающихся балочных держателей. Типовое вооружение — две управляемые авиационные бомбы GBU-10 или GBU-27 калибром 907 кг. Возможна установка ракет AGM-88 HARM, AGM-65 «Maverick», атомных бомб В-61 или В-83 (по две), бомбы GBU-15 или контейнера BLU-9 для суббоеприпасов. На балку возможна установка рельсовых направляющих для AIM-9 «Sidewinder».

Сколько служат в морфлоте по призыву и контракту?

Согласно российскому законодательству, а именно ст. 38 №53-ФЗ срок службы в морском флоте строго регламентирован:

  • для призывников срочной службы – 12 месяцев;
  • для младшего командного состава и новобранцев – 2 или 3 года в зависимости от условий, указанных в контракте;
  • для иностранных граждан младшего состава – 5 лет;
  • для старшего командного состава в офицерском звании – 5 лет.

После истечения указанного срока повторный контракт будет заключаться, начиная от 1 года до максимально возможного, в зависимости от того, как проявил себя конкретный человек. После наступления пенсионного возраста повторный контракт может быть оформлен на срок от 1 года до 10 лет.

Почему он оказался бесполезным?

B-2 Spirit создавался с одной-единственной целью: без помех разбомбить нужные объекты СССР. Но первый полет бомбардировщика состоялся в 1989 году, когда соцлагерь уже разваливался, а ближе к середине девяностых, когда первые «Духи» начали поступать на вооружение, СССР уже давно распался. Холодная война закончилась, а на предполагаемую «горячую» бомбардировщик-невидимка опоздал. Преодолевать сверхмощную ПВО Советского Союза стало незачем, ельцинская Россия была для США вполне верным союзником. Ядерные бомбы на самолетах заменили обычными, и мир так и не узнал, достаточно ли B-2 Spirit незаметен, чтобы преодолеть действительно современные радары. Потому что все случаи боевого применения «самолета-невидимки» были, мягко говоря, не против равных противников, например, Югославии, Ирака, Афганистана, Ливии.

В русскоязычных кругах, правда, ходит легенда, что во время налетов на Югославию один B-2 Spirit был сбит сербскими зенитчиками. Но в данном случае имеет место банальная ошибка: батарея С-125 Золтана Дани сбила не «Спирит», а F-117 Nighthawk — тоже довольно продвинутый самолет, но с несравнимо худшими технологиями малозаметности. Сами же B-2 боевых потерь не несли никогда — только один «дух» был потерян во время аварии.

Lockheed F-117 Nighthawk. Именно такой самолет сбили в Югославии в 1999 году. Фото: wikipedia.org

Впрочем, большой пользы от неубиваемого самолета все равно получить не удалось. Для выполняемых им задач B-2 Spirit имел явно излишние характеристики, а его эксплуатация обходилась чудовищно дорого: достаточно сказать, что без специального ангара радиопоглощающее покрытие самолета теряет свои замечательные и пока ни разу не пригодившиеся свойства.

С учетом всех расходов стоимость бомбардировщика-невидимки зашкалила уже за два миллиарда долларов, и вместо планируемых 132 штук на сегодняшний день построено всего 20. Причем командование ВВС США полагает, что это на 20 самолетов больше, чем нужно. Потому великолепный футуристичный бомбардировщик, созданный для Третьей мировой, в недалеком будущем отправится в отставку. И это хорошо, потому что Третья мировая нам точно не нужна.

Конструкция

Конструкция самолёта основана на стелс-технологии. Сам самолёт построен по аэродинамической схеме «летающее крыло» с V-образным оперением. Совершенно не характерное для дозвуковых самолётов крыло большой стреловидности (67, 5°) с острой передней кромкой, очерченный прямыми линиями профиль крыла, гранёный фюзеляж, образованный плоскими трапецевидыми и треугольными панелями расположены таким образом друг относительно друга, чтобы отражать электромагнитные волны в сторону от РЛС противника. Такая форма самолёта, построенного по концепции «плоскостей-отражателей», получила название «фасеточной» (от фр. facette — грань). Расположенные над крылом с обеих сторон фюзеляжа плоские воздухозаборники имеют продольные перегородки из радиопоглощающих материалов. Часть потока холодного воздуха отделяется на входе в воздухозаборники и, минуя двигатели, попадает в экранируемые крылом плоские сопла, имеющие размеры 165 х 25 см, нижние панели которых покрыты теплопоглощающими керамическими плитками, что значительно снижает ИК-заметность самолёта. Самолёт не имеет внешних подвесок, всё вооружение размещено внутри фюзеляжа

Контуры щелей, образующихся в местах соединения фонаря кабины с фюзеляжем, створки отсеков шасси и вооружения имеют пилообразную форму, что также обеспечивает эффективное рассеяние электромагнитной энергии и предотвращает её прямое отражение в направлении приёмопередающей антенны РЛС противника

В конструкции самолёта широко применены полимерные композиционные материалы и радиопоглощающие материалы и покрытия. В конструкции планера на долю металлических сплавов приходится только 10 процентов массы. В результате этих мер, эффективная поверхность рассеяния самолёта при облучении его локатором спереди была снижена, по некоторым данным, до 0, 025 м² , что в несколько десятков раз меньше, чем ЭПР обычных самолётов схожих размеров

Гранёная форма фюзеляжа и необычный профиль крыла значительно ухудшают аэродинамические характеристики самолёта. В процессе проектирования был достигнут компромисс, при котором требования малой радиолокационной заметности возобладали над требованиями аэродинамики — аэродинамическое качество самолёта равно 4 (это немного лучше, чем у орбитера Спейс шаттл), в результате оказывается невозможным полет на сверхзвуковой скорости, ограничивается радиус действия, уменьшается боевая нагрузка и маневренность

Следует заметить, что, несмотря на такие радикальные решения, конструкторам не удалось достигнуть конечной цели — построить самолёт, неуязвимый для противника. Во-первых, из-за ухудшенной аэродинамики F-117 был плохо защищён от атак истребителей противника, если бы им удалось его обнаружить. Во-вторых, заложенные в конструкцию идеи могли снизить видимость лишь до определённого предела, а также не обеспечивали очень низкого ЭПР для радиолокационных систем, в которых приёмник и передатчик были разнесены по разным точкам. В результате советские зенитные комплексы С-200 и С-300 могли вести по нему огонь с большими шансами на попадание, а более старые модернизированные С-125 хоть и не гарантировали поражения, но также могли представлять угрозу. В частности, при налётах на Югославию F-117 был сбит именно с помощью комплекса С-125 3-й батареи 250-й бригады ПВО

Самолёт управляется при помощи ЭДСУ с четырёхкратным резервированием каналов управления. Поскольку F-117 нестабилен по тангажу и рысканию, используется автоматическая система обеспечения устойчивости. С 1991 года в дополнение к ней устанавливался автомат тяги.

На самолёте не установлена РЛС. За исключением лазера подсветки цели, все системы прицеливания и навигации пассивные. Для наведения используется система ИК-камер, для навигации — инерциальная система и приёмник системы спутниковой навигации. Активных систем РЭБ нет.

Отсек вооружения — двухсекционный, длиной 4, 7 м и шириной 1, 75 м, с системой выдвигающихся балочных держателей. Типовое вооружение — две управляемые авиационные бомбы GBU-10 или GBU-27 калибром 907 кг. Возможна установка ракет AGM-88 HARM, AGM-65 «Maverick», атомных бомб В-61 или В-83 (по две), бомбы GBU-15 или контейнера BLU-9 для суббоеприпасов. На балку возможна установка рельсовых направляющих для AIM-9 «Sidewinder».

Технология «Стелс». Опыт прошлых лет.

Как известно, основным секретом существующей технологии «Стелс» являются специальные формы объектов, в данном случае имеется ввиду фюзеляж самолёта. Для того, чтобы понять всю сущность, достаточно вспомнить школьный курс физики, а точнее закон, согласно которому, луч, в том числе это относится и к радиоволне, падающий на поверхность, отражается от неё под углом, равным углу падения. Однако, достаточно вспомнить формы знаменитых американских малозаметных для радиолокационных станций самолётов, у которых имелся весьма большой минус – от конструкции отражались далеко не все волны, а лишь определённой частоты, причём, связано это было с недостаточно хорошо продуманной конструкцией самолёта, в котором проектировщики главным образом сконцентрировались на сокрытии контуров.

Таким образом, истребители и бомбардировщики США оставались главным образом малозаметными при слежении за ними с воздуха, однако, при радиолокации с земли, объект был заметен весьма хорошо, ввиду чего известно несколько случаев, когда самолёты-«невидимки» подвергались обстрелу и даже были уничтожены.

Волшебная невидимая краска

Радиопоглощающие покрытия и материалы – это один из главных «секретов успеха» технологии Стелс. Сегодня известно несколько видов РПМ. Толщина подобных материалов высчитывается, исходя из особенностей радиоизлучения.

Так, например, резонансные РПМ имеют толщину в четверть длины волны. Попав в такой материал, излучение отражается от его внешней и внутренней поверхности, после чего происходит его интерференционная нейтрализация.

Фонарь кабины пилота имеет специальное покрытие

Нерезонансные покрытия представляют собой крошечные магнитные частицы, распределенные в пластике. Они рассеивают излучение или хаотически отражают его в разных направлениях. Подобные РПМ могут работать с радиоимпульсами разной частоты и длины волны. Существуют толстые многослойные покрытия, совмещающие в себе материалы обоих типов.

Одним из наиболее известных РПМ является iron ball paint – вещество, содержащее микроскопические сферы, покрытые магнитным составом. Оно превращает высокочастотное излучение локаторов в тепло, существенно уменьшая заметность объекта. Подобный материал использовался для покрытия знаменитого самолета-разведчика SR-71 Blackbird.

Кроме того, для снижения ЭПР летательных аппаратов используются специальные композитные пластики, способные поглощать электромагнитное излучение.

https://youtube.com/watch?v=BN3EPzpEcxQ

Цена незаметности

Специалисты не используют в применении к стелс-технологиям слово «невидимость». Сделать самолет или ракету невидимыми современными средствами невозможно. Можно снизить их видимость -да и то лишь в поле зрения радара. В этом первая ахиллесова пята самолетов-невидимок: они видны невооруженному глазу оператора переносного зенитно-ракетного комплекса малой дальности. И видны его ракете с телевизионной головкой самонаведения. В современных ПЗРК используется комбинированный способ наведения на цель: оптический, инфракрасный (по тепловому следу), лазерный, — и стелс-технологии тут не смогут помочь. Другое дело, что сбивать самолеты противника желательно на дальних подступах, а не в тот момент, когда они пролетают над головой.

Для дальнего обнаружения целей существуют радиолокаторы. Если не брать в расчет систему противоракетной обороны, то средний армейский радар видит самолет километров за 300. Стелс-технологии позволяют сократить это расстояние — но какой ценой…

Для рассеивания луча РЛС самолет делают угловатым, состоящим из плоских граней. Такой дизайн называют фасетчатым. Где только можно, металл заменяют углепластиком. Где нельзя -покрывают его радиопоглощающими материалами. Чтобы скрыть от радара компрессоры двигателей — одну из самых заметных металлических деталей в самолете, — перед ними устанавливают специальные диффузоры, гасящие радиолокационный сигнал.

Плоские сопла создают широкий факел, что снижает заметность в инфракрасном диапазоне. Для вящей маскировки в реактивную струю добавляют холодный воздух с воздухозаборников. Традиционное хвостовое оперение заменяет V-образная «бабочка», менее заметная для РЛС. Даже спинки кресел пилотов в самолетах-невидимках сделаны гофрированными, чтобы рассеивать излучение радара.

В итоге получается самолет с неважными боевыми характеристиками. Он не может нести много оружия, так как все оно спрятано в фюзеляже -внешние подвески демаскируют! Он ограничен по скорости и дальности полета

Наконец, он вынужден с большой осторожностью применять радар или даже вовсе его не иметь. Поскольку излучение радара выдает самый невидимый самолет так же ясно, как луч фонарика — грабителя в темном доме

Есть еще два недостатка. Малозаметные самолеты весьма недешевы. Американский бомбардировщик B-2 Spirit является самым дорогим самолетом в истории, стоимость одного экземпляра свыше 1,5 миллиарда долларов. И несмотря на все хитрости, их все равно сбивают.

Силовая установка

Силовую установку самолёта составляют два двухконтурных турбореактивных двигателя (ТРДД) F404-F1D2, сконструированные инженерами корпорации General Electric. На максимальном режиме каждый развивает тягу 4 850 кгс.

F404-F1D2

эти турбореактивные двигатели установлены на борту

С обеих сторон фюзеляжа располагаются регулируемые воздухозаборники. Материал, из которого они изготавливаются — композит с большим радиопоглощающим коэффициентом. Это сделано для снижения заметности в полёте.

Ещё одно отличие конструкции воздухозаборников, значительно снижающее радиозаметность — наличие разделителя потока. Не попадающий в двигатель воздух направляется в экранируемое крылом сопло плоского сечения. Его размеры — 165×25 см.

Снизу панели сопла оснащены специальными плитками, хорошо поглощающими тепло. Количество сопел — 2.

Двигателем F404-F1D2 кроме «Ночного ястреба» оснащались одиннадцать типов боевых самолётов, в том числе палубный штурмовик F/A-18 «Hornet».


Двигатель «Ночного ястреба» — F404-F1/D2 корпорации «Дженерал Электрик»

Сюжет

Командование передаёт тройке молодых лётчиков (Бену Ганнону, Каре Уэйд и Генри Парселлу), служащих на гиперзвуковых истребителях F/A-37 Talon («Коготь») на авианосце, «стажёра» «Эди» (EDI) — новейший многоцелевой ударный БПЛА вертикального взлёта и посадки, созданный с использованием технологии «стелс» и наделенный самым совершенным искусственным интеллектом.

Первое боевое крещение «стажёра» — ночной бомбовый удар с пикирования по зданию в Рангуне (где по данным ЦРУ проходил съезд террористов). Однако, по возвращении на борт авианосца в «Эди» при посадке попадает молния; математические алгоритмы искусственного интеллекта нарушаются и робот становится независимым — у него появляется собственная личность. Взломав файлы Пентагона, робот скачивает оттуда военную программу «Чёрный охват», созданную ещё во времена Холодной войны.

Следующий боевой вылет. После самовольной бомбёжки (командование отдало приказ на бомбёжку ядерных объектов, однако командир группы отказался выполнить его, но БПЛА отказался подчинятся его приказу) базы боевиков в горах Таджикистана робот вырывается из-под контроля и, пытаясь выполнить цели программы, отправляется бомбить секретный ядерный центр вероятного противника.

Лётчикам, стажировавшим «Эди», приказано найти его и вернуть на авианосец. Генри («Коготь-3») разбивается о скалу, преследуя робота, самолёт Кары («Коготь-2»), повреждённый при атаке, разваливается в воздухе, сама она приземляется в горах Северной Кореи, по её следам идёт отряд пограничников.

На базе руководитель группы (программы?), пытаясь спасти свою репутацию, решает погубить пилотов и через сенатора Рэя передаёт информацию «иностранной державе», а потом приказывает группе приземлиться на Аляске, где героев ждёт смертельная ловушка.

Тем временем Ганнон («Коготь-1»), преследующий «Эди», вступает вместе с ним («Эди» решил объединиться с Ганноном, «чтобы выжить») в бой с тремя «северокорейскими Су-37». После боя Ганнон уговаривает «Эди» отказаться от реализации программы «Чёрный охват».
Повреждённые самолёты (и Ганнона, и «Эди») с трудом дотягивают до секретного «корпоративного» аэродрома на Аляске (при посадке самолёт Ганнона разрушается).

Однако там Ганнон, понимая, что его хотят убить правительственные агенты, с боем прорывается к «Эди» и, сидя в его кабине (таковая была у БПЛА предусмотрена, ввиду испытаний), улетает на помощь Каре, которая уходит от погони и почти добралась до границы.

Капитан авианосца собирается арестовать руководителя группы, однако тот пускает себе пулю в голову.

Ганнон приземляется и вступает в бой с корейскиими пограничниками. БПЛА, израсходовавший весь боезапас еще до посадки, жертвует собой, тараня подлетевший корейский боевой вертолёт. Бен и Кара переходят границу и спасаются.

После титров показано, что одна из главных частей искусственного интеллекта ЭДИ осталась невредимой после столкновения с вертолётом и активировалась.

Sources and Resources

  • F-117 @ Elevon
  • Lockheed Martin Skunkworks
  • F-117A Nighthawk @ Holloman AFB
  • F-117 @ CyberBob’s Low Observables Page
  • Stealth Secrets of the F-117 Nighthawk By Don Hollway
  • F-117 @ Aircraft Defense Information Center

  • PILOT OPERATIONAL PROCEDURES—F-117A – AIR COMBAT COMMAND INSTRUCTION 11-F117A VOLUME 3 – 3 MARCH 1995 — [122kb PDF] This instruction, with its complementary Chapter 8, Local Operating Procedures, prescribes standard operational and weapons employment procedures to be used by ACC pilots when operating USAF F-117A aircraft.
  • ANNEX F Common Solution/Concept List (U) Air Force Mission Area Plan (MAP) – Detailed and comprehensive Air Combat Command descriptions of weapon system modernization efforts required to satisfy known needs.
  • F-117A Squadrons FY98 R&D Budget Request

  • Placing Steel On Target Airman Magazine October 1996 –Overview of Nighthawk and stealth fight performance the Persian Gulf War.
  • F-117A crashes near Baltimore Sept. 15, 1997 – An Air Force F-117A Nighthawk crashed Sept. 14, at 3 p.m. (EST) while performing a fly-by demonstration for an airshow at Martin State Airport, 12 miles northeast of Baltimore.
  • Stealth fighters resume flying operations Oct 8, 1997 (AFNS) — The Air Force resumed F-117 Nighthawk stealth fighter flying operations Oct. 2 after initiating a fleetwide safety inspection. The commander of Air Combat Command had directed a precautionary fleet stand down following the F-117 mishap at the Chesapeake Air Show, Maryland, Sept 14. Physical evidence found in the crash debris revealed a significant defect in a support structure in the left wing of the accident aircraft.
  • F-117 accident investigation report released Dec 15, 1997 (AFNS) — Air Combat Command released the accident investigation report Dec. 12 on the F-117A stealth fighter from Holloman Air Force Base, N.M., that crashed Sept. 14 near Baltimore, Md.
  • F-117 stealth fighter logs 150,000 hours USIA 28 Aug 1998
  • F-117 testers evaluate real-time information capability — 04 August 1998 (AFNS) – IRRCA, or the Integrated Real-time Information into the Cockpit/Real-time Information Out of the Cockpit for Combat Aircraft flight test project, will greatly enhance the F-117’s flexibility in combat.
  • Downing a Stealth Jet: Shrewd Tactics or a Lucky Shot? By ERIC SCHMITT The New York Times April 11, 1999 — A secret Air Force inquiry believes a combination of tactics, quick learning and luck came together in one brilliant moment. Serbian spotters in Serbia, and perhaps in Bosnia and along the Montenegrin coast, may have patched together enough quick glimpses of the warplane from scattered radars to track the elusive aircraft, however briefly, to fire an SA-3 missile from a battery near Belgrade.

Заключение

Итак, мое предположение о том, что ММ являются  перспективными для создания невидимого самолета, начинают находить подтверждение в научных исследованиях. До серийного производства пока далеко, но теоретическая возможность прорыва в этом направлении имеется.

Я считаю, что дальнейшая работа в области оптических ММ приведет к тому, что ученым удастся создать уникальное покрытие для самолетов. Оно будет менять свои оптические свойства по желанию пилотов, перенастраиваясь с одного диапазона на другой. Можно будет сделать самолет практически невидимым в оптическом, в радио или в инфракрасном диапазоне. Это будет активный камуфляж, который уже давно пытаются создать ученые.

Таким образом, в своей работе я  выполнил все цели и задачи и подтвердил свою гипотезу о том, что можно сконструировать невидимый самолет. Кроме того, я нашел перспективное направление в научных исследованиях, которое может позволить создавать для самолетов умные покрытия с необычными оптическими свойствами. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector