Танк т-90м: «прорывная» машина
Содержание:
- Начало
- Т-90: международный хит
- История создания Т-64
- Тактико-технические характеристики танка Т-3
- Применение
- Танки 1945–1965 гг.
- Применение в боях и след в истории танкостроения
- Максимально укомплектован и хорошо защищён
- Особенности конструкции
- Модификации основного боевого танка Т-90 “Владимир”
- Джон Уолтер Кристи в роли злого рока
- Один Т-90 на два «Абрамса»
- Конструктивные особенности Т-90
- История предшественника
- Танки второй мировой
Начало
В момент распада СССР, русские военные оказались не в приоритете и попали под сокращение доходов. Многие перспективные проекты были или отложены на неопределенный срок или отменены в целом. В период холодной войны Советская Армия наслаждалась перспективой получения сразу двух ОБТ, начиная с введения Т-64 в 1963 году, который позже, в 1971 году был дополнен Т-72. Оба проекта имели автомат заряжания и гладкоствольное главное орудие большого калибра. Т-64 был разработан как машина с множеством новых технологий, и потому являлся весьма дорогим и сложным в производстве, основным танком Советской Армии, в то время как Т-72 был создан как более дешевый, предназначенный в основном для экспорта дружественным странам. В итоге это привело к тому, что Т-72, получил известность во всём мире и множество модификаций благодаря этому, а Т-64 был ограничен Советской Армией из-за его статуса «государственной тайны».
Поэтому началось создание машины, соединяющей в себе сильные стороны Т-64 и Т-72, которой стал новый ОБТ под обозначением Т-80, который поступил на вооружение в 1976 году и стал основным танком Советской Армии вплоть до развала СССР. Он был примечателен своим газотурбинным двигателем, который выдавал очень большую мощность, превышающую мощность традиционных дизелей. Однако, надежность была далека от совершенства, потребление топлива чрезмерно высоким, а сам он был слишком сложен в производстве.
Понимая нестабильность и низкий бюджет своей новой страны, российские власти начали принимать решение по поводу достоинств и недостатков существующих ОБТ, чтобы начать производства наиболее удачного решения, поскольку производить и обслуживать все имеющиеся модели было нерационально. Появилась идея модернизировать Т-72, взяв от Т-80 самые удачные ключевые качества, чтобы получить современный и по настоящему грозный танк.
Т-90: международный хит
У прародителя Т-90М – основного танка российских войск Т-90 «Владимир» − была непростая судьба. В 1992 году созданный Уральским КБ транспортного машиностроения танк был принят на вооружение, и в Нижнем Тагиле началось серийное производство. Машина вобрала в себя все положительные качества своего предшественника, танка Т-72, современные технические достижения в танкостроении и опыт участия в военных конфликтах. Однако финансирование армии и ОПК в эти годы оставляло желать лучшего, заказов на Т-90 практически не было, и создание новых танков прекратилось на несколько лет. Под угрозой было не только развитие Т-90, но и будущее Уралвагонзавода.
Ситуацию спас контракт с Минобороны Индии, подписанный в 2001 году. Согласно договору Россия не только поставляла индийцам готовые Т-90, но и помогла локализовать лицензионное производство в самой Индии. Коллективы УКБТМ и УВЗ в короткие сроки смогли оживить программу Т-90 и создать экспортный вариант танка. По словам генерального директора УВЗ Александра Потапова, индийский контракт вдохнул новую жизнь в заводы и КБ, дал мощный импульс всей танкостроительной отрасли. Благодаря российским поставкам вооруженные силы Индии практически с нуля выстроили современные бронетанковые войска. Кроме того, «девяностый» прошел всесторонние испытания в условиях жаркого климата и пустыни.
Но не только Индия проявила интерес к новому танку. В 2000-е годы Т-90 стал самым коммерчески успешным танком в мире. Кроме Индии, которая оставалась самым крупным импортером, танк поступил на вооружение в Азербайджан, Алжир, Туркмению, Уганду, Вьетнам, Ирак и другие страны. «Девяностый» стал основой для множества модификаций и платформой для создания боевых и обеспечивающих машин, таких как артиллерийский комплекс «Коалиция-СВ», РСЗО «Солнцепек», БМПТ «Терминатор» и других.
История создания Т-64
В 1950-е годы было решено разработать новый средний танк вместо уже устаревших Т-54 и Т-55. Работы вели во множестве конструкторских бюро, и их результатом стала принципиально новая машина – «Объект 430». Постепенно проект был доработан, и под именем «Объект 432» такой танк в 1966 году был принят на вооружение и обозначен Т-64.
Т-64 был очень хорош, однако прогресс не стоял на месте, и конструкторы нашли способ существенно его улучшить. В итоге в 1968 году появился Т-64А- серьезная модификация Т-64 с толстой броней и мощной пушкой. Т-64А стал первым основным боевым танком, и в основном именно о нем обычно говорят, когда имеют в виду Т-64.
Тактико-технические характеристики танка Т-3
Экипаж, чел.: 5
Разработчик: Daimler-Benz
Годы производства: 1939—1943
Годы эксплуатации: 1939—1945
Количество выпущенных, шт.: 5691
Компоновочная схема: моторное отделение сзади, трансмиссионное спереди, боевое и управления посередине
Вес танка Т-3
— 19,8 тонн
Размеры танка Т-3
— Длина корпуса, мм: 5380
— Ширина корпуса, мм: 2910
— Высота, мм: 2500
— Клиренс, мм: 385
Броня танка Т-3
— Тип брони: стальная хромоникелевая катаная, поверхностно закалённая
— Лоб корпуса (верх), мм/град.: 30 / 9°
— Лоб корпуса (середина), мм/град.: 25 / 87°
— Лоб корпуса (низ), мм/град.: 30 / 21—52° — 25 / 75°
— Борт корпуса, мм/град.: 30 / 0°
— Корма корпуса (верх), мм/град.: 20 / 30°
— Корма корпуса (середина), мм/град.: 20 / 10°
— Корма корпуса (низ), мм/град.: 20 / 65°
— Днище, мм: 16
— Крыша корпуса, мм: 16 / 75—90°
— Лоб башни, мм/град.: 30 / 15°
— Маска орудия, мм/град.: 30
— Борт башни, мм/град.: 30 / 25°
— Корма башни, мм/град.: 30 / 0—25°
— Крыша башни, мм: 10 / 83—90°
Вооружение танка Т-3
— Калибр и марка пушки: 37-мм KwK 36, 50-мм KwK 38 / KwK 39, 75-мм KwK 37
— Тип пушки: нарезная
— Длина ствола, калибров: 46,5 / 42 / 60 / 24
— Боекомплект пушки: 125
— Прицелы: телескопический T.Z.F.5a
— Пулемёты: 3 × 7,92-мм MG-34
Двигатель танка Т-3
— Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
— Мощность двигателя, л. с.: 285
Скорость танка Т-3
— Скорость по шоссе, км/ч: 67
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 15
— Запас хода по шоссе, км: 165
— Запас хода по пересечённой местности, км: 95
— Удельная мощность, л. с./т: 14,6
— Тип подвески: индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,9
— Преодолеваемый подъём, град.: 30°
— Преодолеваемая стенка, м: 0,6
— Преодолеваемый ров, м: 2,3
— Преодолеваемый брод, м: 0,8
Применение
Танк Т-90МС или СМ в Кувейте
На поле боя танки Т-90МС по вполне очевидным причинам не появлялись. Информации об их испытаниях крайне мало. Известно, что еще в варианте Т-90СМ они успешно тестировались в Кувейте в условиях пустыни. В феврале 2020 года публиковались видеоролики, на которых показывались боевые стрельбы с участием Т-90МС, однако ничего особенного показано не было. Более того, впоследствии представители Министерства обороны заявили, что демонстрировались в действительность танки Т-90М, предназначенные для российской армии.
Эта ситуация может измениться в самое ближайшее время, поскольку контракт с Индией – на грани подписания, и если он будет заключен, придется проводить полноценные войсковые испытания, информация о которых неизбежно попадет в прессу.
Танки 1945–1965 гг.
После войны развитие боевой техники определялось противостоянием стран Североатлантического альянса (НАТО) во главе с США и стран Варшавского договора во главе с СССР в «холодной войне». Обе стороны имели ядерное оружие. Учения в США и в СССР показали, что в зонах ядерного поражения лучше всего действуют танки. Их броня, герметизированные корпуса и фильтровентиляционные системы частично защищали экипажи от радиации и других последствий ядерного взрыва. Это окончательно утвердило танки как главное оружие сухопутных войск.
Последние представители семейства тяжелых танков ИС («Иосиф Сталин») повоевать не успели. ИС-4 почти сразу отправили в резерв, а потом и вовсе сняли с вооружения. А вот средний танк Т-54 (1946 г.) оказался удачливее, его модификации служат и сегодня. Также удержались в строю британский «Центурион» A41, разработка которого началась в 1943 г., и американский М-48 «Паттон». А вот французы, которые после освобождения от немецкой оккупации продолжили «доводить до ума» разработки конца 1930-х гг., успеха не добились.
Тяжелый танк ИС-4. СССР. 1947–1951 гг
В 1953 г. на вооружение Советской армии был принят тяжелый танк Т-10, а еще через пять лет – средний танк Т-55, созданный на основе Т-54. Эти два танка стали последними в своих классах. После этого танкостроители и военные пришли к концепции основного или основного боевого танка (ОБТ), который заменил и средние, и тяжелые машины.
В Советской армии первым основным танком стал Т-62, разработанный на базе Т-55. «Шестьдесят второй» также стал первым в мире серийным гладкоствольным танком – его вооружили 115-мм пушкой 2А20. Несмотря на то что Т-62 считался не слишком удачным, его «тираж» только в СССР составил 20 000 штук, а еще его выпускали в Чехословакии и Северной Корее.
Основной танк Т-62. СССР. 1961–1975 гг.
Танки периода Второй мировой войны не умели стрелять с хода – вероятность попадания при этом была всего 3%. Чтобы выстрелить, танку нужно было остановиться, а это превращало его в неподвижную мишень. Еще в военное время появились первые образцы стабилизированных танковых пушек, но они были несовершенны, и смогли научиться «воевать по-настоящему» только в 1950-е гг. Действие стабилизатора основано на свойстве гироскопа сохранять положение своей оси в пространстве неизменным. Два таких гироскопа подают сигналы на приводы поворота танковой башни и возвышения пушки. Танк может двигаться, поворачивать, раскачиваться на ухабах – но пушка при этом постоянно смотрит на цель и посылает снаряд точно в нее.
Средний танк М-48 «Паттон». США. 1952–1959 гг.
Средний танк Т-55. СССР. 1958–1979 гг.
Тяжелый танк Т-10. СССР. 1954–1966 гг.
Средний танк А41 «Центурион». Великобритания. 1945–1962 гг.
Применение в боях и след в истории танкостроения
Есть заявления о Т-90, участвовавших в первой кампании в Чечне, но документальных подтверждений этому нет. А вот его участие в сирийском конфликте – факт. В Сирии применяются танки Т-90 российской армии.
Получило известность видео, запечатлевшее Т-90, оставшийся целым после попадания в его башню ракеты TOW. А вот опубликованное фото Т-90 с оторванной башней доказывает, что боеукладка остаётся его уязвимой зоной.
Пожалуй, правильно будет сказать, что Т-90 сам является “следом в истории танкостроения”. Следом, который оставили идеи, впервые материализованные в Т-64. Т-90 вобрал в себя всё лучшее от предшественников – безотказность Т-72, техническую “продвинутость” Т-80.
Танк Т-90 стал лучшей и наиболее мощной машиной в этой лестнице развития. И одновременно ознаменовал её завершение, когда был разработан полностью новый танк Т-14. При этом по своим боевым качествам Т-90 продолжает удерживаться на высоком уровне, и скорое снятие с вооружения ему не грозит.
Очень просто ругать Т-90, называя его “всего лишь модернизацией Т-72”. Но ведь и “Абрамс” и “Леопард” – совсем не новые танки, а модификации “самих себя” 30-летней давности.
Конечно, для контрпартизанских войн Т-90 не предназначался, но, во-первых, ни один из его конкурентов (за исключением, разве что, танк “Меркава”) тоже для этих целей не задумывался. Во-вторых, в Сирии Т-90 показывает себя достойно. А преемственность конструкции и обеспечила возможность выпуска танка в тяжёлые для страны годы. На сегодняшний день он среди лучших образцов танков, и это бесспорно.
Максимально укомплектован и хорошо защищён
125-миллиметровая гладкоствольная пушка Т-90 имеет некую особенность. Орудие стреляет не только подкалиберными бронебойными снарядами, но и ракетами.
Имеется и несколько очень хороших пулемётов — танковый модернизированный пулемёт Калашникова — ПКТМ 7,62мм, КПВТ 14,5мм и «Корд» 12,7 мм. Это позволяет вести огонь сразу по нескольким не только наземным, но и воздушным целям. У танка — максимальная комплектация.
Обеспечена защита экипажа. Конечно, это не «Армата», у которой есть бронезащитная капсула. Т-90 — более простой танк, но уже и далеко не Т-72, где попадание какого-либо бронебойного снаряда вызывало взрыв боеприпаса и гибель экипажа.
С точки зрения брони у этого танка есть дополнительный защитный подбой с водородсодержащим полимером с литием, бором и свинцом. У него есть динамическая защита, которая позволяет бороться с подлетающим снарядом, отбивать его и таким образом избегать кумулятивных взрывов по максимуму.
Защищается танк и при помощи аэрозольных гранат, которые сбивают лазерное наведение. Выгодная «фишка» этого танка — такая лобовая броня, что пробить её фактически невозможно или мало возможно. Она примерно соответствует 500-560 миллиметрам катаной броневой стали.
Особенности конструкции
Макет танка Т-90МС
Т-90МС представляет собой танк классической компоновки с передним отделением управления, в котором находится механик-водитель, средним боевым отделением, «увенчанным» башней, где размещены командир и наводчик, и задним моторно-трансмиссионным отделением. Машина оборудована боевой информационно-управляющей системой, частью которой является система управления огнём (СУО) «Калина».
В состав СУО входят, в частности, следующие элементы:
- ПК ПАН «Соколиный глаз». Этот панорамный прицел, предназначенный для командира танка, был разработан в Белоруссии. Устанавливают его не только на Т-90МС, но и на Т-72Б1МС;
- ПНМ «Сосна-У». Прицел, предназначенный для наводчика, имеется возможность использования тепловизионного канала и лазерного дальномера;
- Устройство для автоматического сопровождения цели;
- Стабилизатор;
- Прибор определения государственной принадлежности.
В качестве «охотника» может выступать как командир боевой машины, использующий панорамный прицел, так и другой танк. Тем самым обеспечивается тактическое взаимодействие на поле боя. Наибольшая эффективность может быть достигнута подразделениями Т-90МС, получающими целеуказания от Т-14 «Армата».
В целом такой подход совпадает с требованиями концепции сетецентрической войны, которая подразумевает постоянное взаимодействие и полную согласованность между всеми непосредственными участниками сражения.
Тип бронирования и системы защиты
Кормовая часть башни Т-90МС с бронекоробом. На фото – машина, демонстрировавшаяся, начиная с 2011 года
Танк Т-90МС обладает комбинированной многослойной бронёй дифференцированной толщины. На бортах и корме танка установлены решетчатые экраны. Кормовая часть башни дополнительно прикрыта броневым коробом.
Почти весь танк закрыт элементами модульной динамической защиты 4С22 «Контакт-5». Это отличает Т-90МС от Т-90АМ и Т-90М, на которых использована более новая ДЗ 4С23 «Реликт», экспорт которой в настоящее время запрещён.
Важной особенностью Т-90МС (и Т-90СМ) является отсутствие в составе базовой комплектации системы «Штора», предназначенной для защиты от противотанковых управляемых ракет. Установка её может быть выполнена по желанию заказчика
Учитывая, что «Штора» уже доказала свою эффективность в ходе боёв в Сирии, большинство покупателей едва ли от неё откажутся.
Таким же образом обстоит дело и с комплексом активной защиты – на демонстрационных образцах Т-90МС он отсутствует, но его можно установить. Правда, приобрести «Афганит», которым оборудуется Т-90М, пока еще нельзя. Экспортные танки предполагается комплектовать активной защитой «Арена-Э».
Чтобы танк не подорвался на мине с магнитным взрывателям, применяется система СПМЗ-2Э. Защита от вторичных осколков, образующихся при внешнем ударе по броне, обеспечивается экранами, сделанными из арамидной ткани.
Силовая установка, трансмиссия и подвеска
В качестве силовой установки для танка Т-90МС используется многотопливный дизельный двигатель В-92С2Ф (первоначальное название – В-93). Цикл его испытаний был полностью завершен в 2017-м году, однако его устанавливали еще на Т-90СМ и Т-90АМ в 2011 году. Мощность этого мотора составляет 1130 лошадиных сил.
Многотопливный двигатель В-92С2Ф
Новый двигатель позволил существенно повысить тяговооруженность и подвижность танка Т-90СМ. В дальнейшем предполагается оборудовать эти машины еще более мощным и современным мотором В-99.
Дополнительно на танке устанавливается вспомогательная дизель-генераторная установка – она размещена на боковой надгусеничной полке и предназначена для снабжения электричеством бортового оборудования при выключенном главном двигателе.
Конструкция трансмиссии в основном не изменена, сохранены те же семь передних и одна задняя передачи, что и на исходном Т-90А. Имеется автомат переключения передач – механизмы подобного типа на обычных автомобилях обычно называют «коробка-робот», не следует путать их с обычными гидромеханическими АКПП.
Подвеска, судя по фотографиям танка, практически не отличается от той, что имелась на Т-90А – индивидуальная торсионная. О плавности хода можно будет судить по результатам практического применения. Управление осуществляется при помощи поворотного штурвала.
Модификации основного боевого танка Т-90 “Владимир”
Т-90 — первая серийная модификация.
Т-90К — командирский вариант Т-90, с дополнительным связным (радиостанция Р-163-50К) и навигационным оборудованием (ТНА-4-3).
Т-90А — модификация Т-90 выпускается с 2004 года, установлен двигатель В-92С2 мощностью 1000 л. с., улучшено тепловизионное оборудование, установлена сварная башня вместо литой, новая система ППО.
Т-90АК — командирский вариант Т-90А, с дополнительным связным и навигационным оборудованием, а также системой тактического управления боем.
Т-90А (2006 год) — модернизация Т-90А: установлен тепловизионный прицел второго поколения «Эсса», улучшен автомат заряжания, увеличен на 100 литров забронированный объёмом и улучшена защита топливных баков. Находится на вооружении ВС России с 2006 года.
Т-90С — экспортный вариант Т-90. На танке отсутствуют прожекторы ОТШУ Штора, вместо них установлены доп. блоки ВДЗ .
Т-90СК — командирский вариант Т-90С, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
Т-90СА — экспортный вариант Т-90А, с системой охлаждения аппаратуры ночного видения и доработанной системой обнаружения лазерного излучения, установлена новая система ППО. На танке отсутствуют прожекторы ОТШУ Штора, вместо них установлены доп. блоки ВДЗ .
Т-90СКА — командирский вариант Т-90СА, с дополнительным связным и навигационным оборудованием и системой тактического управления боем “T-BMS”.
Т-90АМ — новейшая модификация Т-90А, работа над которой была начата по инициативе УКБТМ в 2004 году по теме ОКР «Прорыв». Впервые экспортная версия этой модификации танка под наименованием Т-90МС была представлена публике 9 сентября 2011 года на полигоне «Старатель» в Нижнем Тагиле в рамках VIII международной выставки вооружений REA-2011. Основными особенностями модернизации танка стала замена старой башни на новый боевой модуль, который оснащается усовершенствованной СУО «Калина» с интегрированной боевой информационно-управляющей системой тактического звена, новый автомат заряжания и модернизированная пушка 2А46М-5, а также дистанционно управляемая зенитная установка «УДП Т05БВ-1»
Установлена ДЗ «Реликт» вместо «Контакт-V».Особое внимание было уделено улучшению возможностей командира по поиску целей и управлению огнём вооружения одинаково эффективно днём и ночью. Впервые в российском основном танке применено управление на основе штурвала и система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручную. Боекомплект размещается в 2 группах укладки: 1 внутри танка и 1 снаружи, 22 выстрела находятся в АЗ, в нижней части корпуса, остальные выстрелы и заряды к ним расположены в бронированном коробе, размещённым на корме башни
Для улучшения подвижности и маневренности на модернизированном танке установлен новый комбинированный ночной прибор видения водителя и телекамера заднего обзора. Масса новой версии, по сравнению с базовой моделью, увеличилась на полторы тонны и составляет 48 т, что по-прежнему значительно меньше, чем, например, масса американских и немецких аналогов. На танк устанавливается моноблочная силовая установка В-93 мощностью 1130 л. с., разработанная на базе В-92С2Ф2. Убран антинейтронный надбой и заменён на огнестойкий противоосколочный материал типа кевлар, а также улучшена система пожаротушения. Огневая мощь, защищённость и подвижность танка заметно улучшились, габариты танка не увеличились и по массе он продолжает оставаться в классе до 50 т
Боекомплект размещается в 2 группах укладки: 1 внутри танка и 1 снаружи, 22 выстрела находятся в АЗ, в нижней части корпуса, остальные выстрелы и заряды к ним расположены в бронированном коробе, размещённым на корме башни. Для улучшения подвижности и маневренности на модернизированном танке установлен новый комбинированный ночной прибор видения водителя и телекамера заднего обзора. Масса новой версии, по сравнению с базовой моделью, увеличилась на полторы тонны и составляет 48 т, что по-прежнему значительно меньше, чем, например, масса американских и немецких аналогов. На танк устанавливается моноблочная силовая установка В-93 мощностью 1130 л. с., разработанная на базе В-92С2Ф2. Убран антинейтронный надбой и заменён на огнестойкий противоосколочный материал типа кевлар, а также улучшена система пожаротушения. Огневая мощь, защищённость и подвижность танка заметно улучшились, габариты танка не увеличились и по массе он продолжает оставаться в классе до 50 т.
Т-90СМ — экспортный вариант танка Т-90АМ.
Джон Уолтер Кристи в роли злого рока
Беда пришла, откуда не ждали. 19 ноября 1928 года из Форт-Мида стартовала крайне необычная машина. Внешне она больше походила на гоночный автомобиль, чем на танк, коим являлась на самом деле. Необычным аппаратом являлся Christie M.1928 — опытная машина, созданная новой фирмой Джона Уолтера Кристи, U.S. Wheel Track Layer Corporation. Сам конструктор называл своё детище M.1940, намекая на то, что за такими танками будущее. Главной изюминкой танка стала независимая пружинная подвеска, ныне известная как свечная, или подвеска Кристи.
Маршрут пробега Christrie M.1928 полностью повторял тот, что месяцем раньше преодолели T1E1. Но совсем иным оказался результат: танк изобретателя показал среднюю скорость 45 км/ч, при этом максимальная скорость на гусеничном ходу составила 68 км/ч, а на колёсах 112 км/ч. Такой «подарок» оказался для создателей T1E1 Light Tank громом среди ясного неба. Самая большая неприятность состояла в том, что танк Кристи не требовал грузовиков для перевозки, а дальность его действия значительно превышала таковую у конкурента.
Разумеется, на этом фоне творение Гарри Нокса и Cunningham выглядело бледновато. О серийном производстве T1E1 пришлось забыть, тем более что претензии на недостаточное бронирование никуда не делись. В конце ноября поступило указание на изготовление модернизированного танка.
Один Т-90 на два «Абрамса»
При сохранении традиционных для отечественных танков низкого силуэта, оптимальной массы, высоких показателей подвижности и способности на высокой скорости преодолевать самые сложные препятствия, танк Т-90М обрел современный уровень защиты и живучести, «цифровой борт» с высокоэффективными мультиспектральными прицелами, высокопроизводительными вычислителями и многофункциональными цифровыми средствами связи, улучшенную эргономику.
Одним из важнейших показателей характеристик современных боевых машин сегодня является «эффективность/стоимость».
Т-90М имеет этот показатель в 2-3 раза выше по отношению к современным зарубежным основным танкам. Другими словами, Т-90М при стоимости примерно в два раза меньшей, чем у «Абрамса» М1А2 SEP, превосходит его по боевой эффективности в полтора раза.
Наместник Десятинного монастыря в Киеве обратился за помощью к Трампу и ООН
Конструктивные особенности Т-90
Танк Т-90 представлен в низкопрофильной компоновке с двухместной обитаемой башней: рабочие места командира и наводчика. Благодаря автоматической системе заряжания, скорострельность орудия составляет 8 выстрелов в минуту. Мехвод располагается в передней части, ровно по центру. Машинное отделение изолировано от модуля экипажа. Гусеничный движитель строится на шести основных и трёх поддерживающих катках. Подвеска танка относится к торсионному типу. Рассмотрим конструкцию основных узлов более детально.
Бронирование
Броня Т-90 относится к композитному типу: состоит из нескольких слоёв броневой стали. Верхняя лобовая деталь корпуса и башни обладают рациональными углами наклона в 35 градусов. Борта вертикальные, образованы за счёт установленных бронеплит и краёв днища. Башня Т-90 может быть сварной или литой в зависимости от модификации. Здесь нужно отметить, что сварная башня изготавливается из стальных сплавов со средними показателями твердости, поэтому по противоснарядной устойчивости, превосходит литой аналог в среднем на 15%. Дно штампованное, обладает сложное геометрической формой. Поверх основной брони, установлены блоки динамической защиты.
Возможности вооружения
Основное вооружение представлено 125-миллиметровым орудием 2А46М. Пушка комплектуется съёмным термозащитным кожухом. Размещается орудие в передней части корпуса на цапфе. Конструкция орудия позволяет вести огонь противотанковыми ракетами, кумулятивными, осколочно-фугасными и бронебойно-подкалиберными снарядами. ПТУР заряжается за 8 секунд, снаряд за 6.5. Чтобы сменить тип выстрела, уходит порядка 12 секунд. Чтобы полностью снарядить барабан потребуется около 14 секунд.
Дополнительное вооружение представлено:
- Танковым пулеметом Калашникова, калибра 7.62 мм;
- Зенитной установкой «Утёс» или «Корд», калибра 12.7 мм с электромеханической системой наведения.
Кроме этого, у всех членов экипажа имеется табельное оружие.
Танк Т-90
Мобильность
Первые модификации танка оборудовались 12-цилиндровыми двигателями В-84 с V-образным расположением цилиндров. Производительность этих агрегатов составляла 840 «лошадок». На последующие модели устанавливались двигатели В-92 и В-96 с заявленной мощностью 950 и 1250 л. с. соответственно. Благодаря 7-ступенчатой коробке и торсионной подвеске, танк демонстрировал отличные показатели проходимости и маневренности независимо от типа грунта.
По шоссе техника разгонялась до 65 км/час, дальность хода составляла 550-700 километров. Верхнее значение указано с учётом установки дополнительных топливных баков.
Средства связи
Штатной радиостанцией является Р-163-50У, работающая в УКВ-диапазоне. Эта станция, дополненная 2-метровой штыревой антенной, обеспечивает дальность связи на дистанции 20-ти километров.
На командирские машины устанавливались коротковолновые радиостанции класса «арбалет-50К», обеспечивающей связь на 50-километровой дистанции. Когда танк стоит в точке постоянного/временного базирования, на него устанавливается 11-метровая мачта, что расширяет радиус связи до 350 км.
Комфортабельность
Внутри некоторых Т-90 работают системы кондиционирования. Жилой отсек экипажа изготовлен из износоустойчивых материалов, предусмотрены гидроусилители модулей управления.
Ремпригодность
Для поддержания функциональности узлов и систем Т-90 проводится плановое техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт. Первое ТО выполняется после пробега в 2 500 километров, занимает порядка 12 часов. Второе — после 5 000 пробега, и на него отводится в среднем 30 часов. Текущий ремонт занимает в среднем 2 часа, работы выполняются непосредственно на месте поломки, если нет возможности доставить выведенную из строя машину в ремонтный бокс. «Капиталка» выполняется после 11 000 пробега, время проведения не регламентировано. Рабочий ресурс гусеничного движителя рассчитан на 6 000 км пробега.
Огневая мощь
Здесь используется система управления огнём, унифицированная с основным боевым танком Т-80-У, дополненная прицелом «Буран-ПА». В целом, комплекс продемонстрировал высокую эффективность стрельбы. Например, передвигаясь со скоростью до 30 км/час, Т-90 мог с высокой вероятностью уничтожения бронетехники противника первым снарядом с расстояния 5 километров.
В ходе проведения танковых испытаний из основного орудия было выпущено 24 противотанковые ракеты, и все они поразили установленные мишени. При этом стреляли необученные танкисты. Квалифицированный наводчик поразил 7 целей на дистанции 2-2.5 километра, потратив на это 54 секунды. При этом танк двигался со скоростью 25 км/час.
История предшественника
Традиции побеждать заложены в Т-90СМ его предшественником Т-72. С кого же ещё брать пример? А сколько резервистов и добровольцев со всего мира (знающих Т-72 и Т-90) могут помочь России в трудную минуту. Современный «Прорыв» создан на базе проверенного в многочисленных боях танка Т-72. Он победитель ирано-иракской войны (1980 – 1988 гг.), где английские «Чифтен» и «Скорпион», американские М47, М60А1 не составляли ему конкуренции (Ирак приобрёл в СССР 1100 Т-72/М/М1, выигравших все сражения, иранские военные признали в боях полное превосходство наших танков). В Ливане в 1982 г. Израиль получил отпор от Сирии уступив танку Т-72. В результате Ливия, Сирия и Ирак (у иракцев Т-72М1 был назван «Вавилонский лев») получили лицензии и производили эти машины для себя.
Именно преимущество боевых и эксплуатационных характеристик танков производства СССР стало причиной появления у американцев принципиально нового танка М1А1/НА. В «Буре в пустыне» США отреагировало на вторжение иракцев в Кувейт только через полгода, заменив за это время М1/IP на «Абрамсы» (У иракцев для Т-72М1 не было советского снаряда для пробития брони из обеднённого урана, велись ночные танковые бои, т.к. днём небо контролировала американская авиация. В ночных сражениях преимуществом стали тепловизоры, установленные на танках США.). Но продвижение вглубь Ирака американских танков было остановлено у своих границ, из-за большого количества потерь «Абрамсов». Ирак имел опыт противостояния 120 мм английской пушке L11А5, и изготавливал сварной экран для лобовых частей своей машины. А ещё использовалась противопожарная система французского производства и китайский противооптический генератор (аналог «Шторы» имевшейся тогда в СССР).
Т-72 проверен и другими войнами: воевал в Югославии (1991-1995; 1998-2001 гг.), Чечне (1994 – 1995 гг.), Нагорном Карабахе (1991-1994 гг.), Шри-Ланке и Сомали (1997), Южной Осетии (2008 г.), Ливии (2012 г), Судане (2012 г.) и сегодня в Сирии. Всё время боевой опыт анализировался и учитывался конструкторами «Уралвагонзавода» при создании новых модификаций. В 1991 г. создана последняя модификация Т-72БУ, в 1992 г. она появилась в армии как Т-90.
Читайте Танк Т-72Б3 — основа российских танковых войск
Танки второй мировой
Участие в гражданской войне в Испании и в боях на Халхин-Голе показало насколько высока взрывоопасность бензинового двигателя и недостаточность противопульного бронирования против зарождавшейся тогда противотанковой артиллерии. Внедрение решений этих задач позволило нашим конструкторам, переболевшим болезнью подражания, создать накануне ВОВ по-настоящему хорошие танки Т-34 и КВ.
В первые дни войны было потеряно катастрофически много танков, для налаживания выпуска не имеющих конкуренции Т-34 и КВ на только эвакуированных заводах требовалось время, а фронту катастрофически нужны были танки. Эту нишу правительство решило заполнить дешевыми и быстрыми в производстве легкими танками Т-60 и Т-70. Естественно, что уязвимость у таких танков очень высокая, но они дали время для развертывания производства танков Победы. Немцы называли их «неистребимой саранчой».
В бою под жд. ст. Прохоровка впервые танки выступали в роли «цементирующих» обороны, до этого их использовали исключительно как оружие атаки. В принципе, вплоть до сегодняшних дней, больше новых идей в примение танков не было.
Говоря о танках ВОВ, нельзя не упомянуть о ПТ-САУ ( СУ-76, СУ-122 и т.д) или как их называли в войсках «самоходы». Вращающаяся относительно не большая башня не позволяла применять на танках некоторые мощные орудия и главное гаубицы, для этого их устанавливали на базы существующих танков без применения башен. Фактически советские ПТ-САУ времен войны, кроме вооружения, ни чем не отличались от своих прототипов, в отличие от тех же немецких.