Танк, сломавший хребет кайзеррейху. лёгкий русский танк первой мировой войны
Содержание:
- Танки 30-40 годов – болезнь подражания
- Самцы и самкиПочему танки стали называть «танками»
- Оборудование первого танка
- Боевое применение танков
- Первый советский танк
- Маленький и Большой Вилли
- Танки 1965–1985 гг.
- Средний танк «Schneider» СА 1 (Франция)
- Ветер переменКак работали отравляющие газы
- История
- «Сохранили своё значение»
- ФРАНЦИЯ
- Русские броневики на отечественных шасси
- Немецкие танки и первый встречный танковый бой
Танки 30-40 годов – болезнь подражания
Участие в конфликте на КФЖД показало несоответствие танков первого поколения для динамического развития боя, танки практически ничем себя не проявили, основную работу сделала кавалерия. Нужна была более скоростная и надежная машина.
Для выбора следующей серийной модели пошли проторенным путем и закупили образцы за границей. Английский Vickers Mk – 6 тонн у нас серийно выпускался как Т-26, а танкетка Carden-Loyd Mk VI – Т-27.
Т-27, по началу такой заманчивый в производстве своей дешевизной, выпускался не долго. В 1933 на базе танкетки приняли для армии
плавающий танк Т-37А, с вооружением во вращающейся башне, а в 1936 – Т-38. В 1940 году создали подобный плавающий Т-40, больше плавающих танков до 50-х годов СССР не выпускало.
Еще один образец закупили в США. На основе модели Дж.У.Кристи была построена целая серия быстроходных танков (БТ), главным их отличием было совмещение двух движителей колесного и гусеничного. Для перемещения при марше БТ использовали колеса, при ведении боев пользовались гусеницами. Такая вынужденная мера нужна была из-за слабых эксплутационных возможности гусениц, всего 1000 км.
Танки БТ, развивающие на дорогах довольно высокую скорость, полностью подходили под изменившуюся военную концепцию Красной армии: прорыв обороны и через образовавшуюся брешь скоростное развертывание глубинной атаки. Непосредственно для прорыва разработан трехбашенный Т-28, прототипом которому послужил английский «Виккерс 16-тонный». Еще одним танком прорыва должен был случить Т-35 похожий на английский пятибашенный тяжёлый танк «Independent».
За предвоенное десятилетие создано много интересных конструкций танков, которые не пошли в серию. Например, на базе Т-26
самоходная установка полузакрытого типа АТ-1 (артиллерийский танк). Во время ВОВ снова вспомнят об этих машинах без крыши рубки.
Самцы и самкиПочему танки стали называть «танками»
Первая мировая стала настоящим торжеством инженерии и подарила миру новые устрашающие орудия убийства, самым известным из которых стали танки — бронированные машины, плюющиеся во все стороны огнем из пушек и пулеметов. Первый работоспособный прототип танка под названием «Малыш Вилли» был создан в Великобритании в 1915 году: он был тихоходен (всего 4,8 км/ч), слабо вооружен и постоянно ломался. Но уже к концу войны усилиями сотен изобретателей и инженеров танки превратились в достаточно мощное оружие.
Танки во время войны делились на «самцов» и «самок». Первые были вооружены пушками и пулеметами, вторые — исключительно пулеметами. При отправке на фронт первой партии танков англичане пытались ввести в заблуждение разведку противника, и во всех официальных документах они проходили под видом цистерн для воды и горючего — «tank», отсюда и произошло их название.
Оборудование первого танка
На первом советском танке этой модели была установлена французская пушка. Однако позже был добавлен пулемет, который установили в боковой лист башни с правой стороны
Важно также сказать, что серийное производство данных моделей развернуто не было, на то имелось несколько причин. Эти машины были невыгодны с экономической точки зрения
Кроме материальных затрат, проблемы были с броней корпуса и башни. Эти места пробивались бронебойными снарядами. Проходимость полученного танка, а также его маневренность оставляли желать лучшего. Скорость первого советского танка была очень мала, а расположение пушки было таким, что применять ее было очень неудобно. Кроме того, внутри советской машины было очень душно и жарко, что также препятствовало нормальному функционированию экипажа.
Боевое применение танков
«Дебют» английских Mark I, состоявшийся в сентябре 1916 года, наглядно показал, что новое оружие действительно открывает большие перспективы. В ходе первой атаки танки успешно прорвали линию немецкой обороны и продвинулись на глубину в пять километров, что по меркам Первой Мировой войны было большим успехом.
В то же время стало ясно, что бронированные машины нуждаются в доработке. Из 49 танков, которые предполагалось ввести в бой, пять застряло в болоте, а еще 26 поломались – 17 на марше и 9 сразу после начала атаки. Успеху же во многом способствовал «психологический фактор» – немецкие солдаты ничего подобного ранее не видели и поддались панике. В дальнейшем на такой эффект рассчитывать уже не приходилось.
Наибольшего практического эффекта английским «ромбовидным» танкам удалось добиться 8 августа 1918 года, в день начала Амьенской операции. В бой пошли сразу 415 бронированных машин, что стало для немцев настоящим шоком. В результате оборона рухнула. Этот успех стал первым шагом на пути к окончательной победе Антанты над Германией.
Первый эпизод массированного применения французских танков закончился тяжелым поражением. Это произошло 16 апреля 1917 года. В бой было отправлено 128 CA-1, из которых вернулось назад только 10.
Английские танки Mk V в одном из наступлений 1918 года.
Причинами столь тяжелых потерь стали как недостатки самих этих танков, так и тактические ошибки, допущенные командованием. Renault FT-17 активно применялся, начиная с весны 1918 года, однако для него это стало лишь началом последующей долгой боевой «биографии».
Немецкие танки A7V использовались в войне лишь эпизодически – их было слишком мало. Тем не менее им удавалось добиться локальных успехов, причем, что интересно, каждый раз они вызывали панику в рядах солдат Антанты. Кроме того, A7V стал участником первого в истории танкового боя. Победу в нем одержали англичане, в основном за счет удачного маневрирования.
Первый советский танк
Первую мировую Россия закончила без своих танков. В годы гражданской войны использовались танки других стран. Во время боев часть танков переходила в руки Красной армии, на которых уже бойцы рабоче-крестьянской вступали в бой. В 1918году в сражении с французо-греческими войсками у станицы Березовской были захвачены несколько танков Reno-FT. Для участия в параде их направили в Москву. Пламенная речь о необходимости построения собственных танков, которую произнес Ленин, положила начало советскому танкостроению. Решили выпустить, а точнее полностью скопировать, 15 танков Reno-FT под названием Танк М (малый). 31 августа 1920 первый экземпляр выехал из цехов завода Красное Сормово в Нижнем Тагиле. Этот день принято считать Днем рождения советского танкостроения.
Молодое государство понимало, что танки очень важны для ведения войны, тем более, что враги, подступающие к границам, уже вооружены этим видом боевой техники. Танк М из-за особо дорогой производственной цены в серию не запустили, потому нужен был другой вариант. По существовавшей тогда в Красной армии идее, танк должен был поддерживать пехоту во время атаки, то есть скорость танка не должна быть намного выше пехоты, вес должен позволять прорывать линию обороны, а в вооружения успешно подавлять огневые точки. Выбирая между собственными разработками и предложениями скопировать уже готовые образцы, выбрали тот вариант, который позволял наладить производство танков в кратчайшие строки – копирование.
В 1925 году запустили в серийное производство танк Т-18 или МС-1 (малый сопровождения первый), его прототипом выступил Fiat-3000. Пусть и не совсем удачный МС-1 стал танком, который заложил основу советского танкостроения. На его производстве разрабатывалось само производство, слаженность работы разных отделов и заводов.
До начала 30-х разрабатывалось несколько своих моделей Т-19, Т-20, Т-24, но в силу отсутствия особых преимуществ перед Т-18, и своей дороговизной в производстве в серию не пошли.
Маленький и Большой Вилли
Маленький Вилли представлял собой бронированный трактор, который успешно был испытан в сентябре 1915 года. Идею по его созданию высказал полковник Британии Суиндон.
Однако бронированную машину пришлось несколько доработать, в результате чего танк превратился в Большого Вилли или танк Mark I. Он может по праву считаться самым первым танком в мире, который стал выпускаться серийно. На линию фронта Mark I отправили в 1916 году.
Длина Mark I составила 8 метров. Он был выполнен в виде стального прямоугольного короба, который сбоку имел ромбовидные гусеницы. Эта конструкция позволяла боевой машине преодолевать сложные участки на поле боя и с легкостью переезжать окопы.
В качестве защиты от ружейно-пулеметного огня служила броня, обладающая толщиной 10-12 миллиметров. Вооружение же самого танка состояло из одной пушки и четырех пулеметов. При этом такое вооружение имели лишь «самцы» Большого Вилли, «самки» же были лишены пушек и имели меньше пулеметов.
Внутри танк выглядел, как рубка корабля. Ходить в нем можно было, не нагибаясь. Командир и водитель танка располагались в отдельном отсеке. Для запуска двигателя Большого Вилли требовалась сила трех человек, которые крутили рукоятку до того момента, пока не заведется мотор.
Передвигаться Mark I мог со скоростью в 6 км/час. На пересеченной местности машина двигалась с гораздо меньшей скоростью – 2-3 км/час. Даже несмотря на невысокую скорость перемещения, танк ужасно трясло – такое происходило из-за того, что броневая часть была выполнена из опорных катков. Не было предусмотрено никаких средств связи. К тому же надежность конструкции танка была слишком низкой, и машины часто выходили из строя. Также недостатком Большого Вилли считались узкие гусеницы, быстро проваливающиеся в мягкой земле, заставляя танк оказываться «на мели». Внутри не было предусмотрено и вентиляции, из-за чего бойцам приходилось часто (даже под огнем пулеметов) выскакивать наружу, чтобы надышаться свежим воздухом и отдохнуть от запахов выхлопных газов.
Несмотря на все недостатки, танк активно применялся на фронте – в бою 1916 года было использовано 18 таких боевых машин. После этого в Лондон пришло требование о том, чтобы такие танки доставили на передовую уже в количестве 1000 экземпляров. В дальнейшем конструкция Большого Вилли с каждым разом совершенствовалась, и более современная модель значительно опережала по техническим параметрам предыдущую.
https://youtube.com/watch?v=bq_QNGg5B8s
Танки 1965–1985 гг.
К 1960-м гг. стало ясно, что массовое применение ядерного оружия приведет человечество к гибели. США и СССР стали рассматривать ядерное оружие как средство взаимного «сдерживания», не исключая и возможности применения точечных ядерных ударов в локальных военных конфликтах. Война во Вьетнаме (1965–1975) и другие локальные войны показали, что надо уделять больше внимания «обычным» вооружениям. Основные боевые танки (ОБТ) оставались главным оружием сухопутных войск, и в их развитие вкладывали много сил и средств.
Калибр танковых пушек рос, снаряды становились все тяжелее, и работа заряжающего (член танкового экипажа, который закладывает снаряд в казенник пушки) становилась непосильной. Человек быстро уставал, и скорострельность танковой пушки падала. Кроме того, рабочее место заряжающего требовало объема 2 м3 , и, сократив этот объем, танк можно было сделать компактнее и легче. Попытки автоматизировать заряжание танковой пушки начались сразу после Второй мировой войны. Но первый серийный танк с автоматом заряжания (АЗ) – советский Т-64 – появился лишь в 1969 г., за ним последовал Т-72. А вот за границей к АЗ отнеслись скептически, и даже сейчас пушки большинства западных танков заряжаются вручную. Одна из причин – автоматика сложна, дорога и может отказать. Кроме того, без заряжающего членам экипажа втроем (командир танка, наводчик пушки и механик-водитель) трудно справиться с техобслуживанием боевой машины.
Т-64. 1969 г.
Т-72. 1973 г.
С ростом мощности традиционного для танков дизеля проявлялся общий недостаток поршневых двигателей – непропорционально большой рост массы. Поэтому в 1976 г. в СССР был создан танк Т-80 с газотурбинным двигателем (ГТД), подобный тем, которые использовались на вертолетах. При небольшой массе он имел высокую мощность, а также легко запускался в мороз, а его ресурс (время работы двигателя до ремонта) был в 2–3 раза больше, чем у танковых дизелей. Но у ГТД есть недостаток – большой расход топлива, поэтому, кроме Т-80 и американского М1 «Абрамс», современные танки все же имеют дизельные двигатели.
«Чифтен». Великобритания. 1965 г
Главным средством поражения танков были кумулятивные и бронебойные снаряды. Пушки становились мощнее, броню приходилось делать все толще, в результате танки становились все тяжелее. Выход был найден в замене монолитной брони на броню комбинированную (многослойную). В пространстве между двумя слоями брони размещался наполнитель – стеклотекстолит (стекловолокно, залитое пластиком), резина, бетон, стекло, керамика. Первым серийным танком с комбинированной броней стал все тот же Т-64. Западные конструкторы ответили появлением брони «Чобхэм» с наполнителем из керамики и нейлона. Первым новую защиту получил британский танк «Чифтен». А вот немецкий «Леопард-1» (1965 г.), один из самых удачных танков второй половины XX в., имел традиционную литую броню. «Обычную» броню могли дополнять комплексы активной защиты (КАЗ). Первым серийным КАЗ стал советский «Дрозд» (1963 г.). Он состоял из радиолокатора, вычислителя и пусковых установок неуправляемых ракет с осколочными боевыми частями (БЧ).
«Леопард-1». Германия. 1965 г.
М1 «Абрамс» – единственный современный зарубежный танк с ГТД. США, 1980 г.
Успехи противотанковых управляемых ракет (ПТУР) побудили конструкторов оснастить ими танки. Однако попытка замены снаряда на ракету не удалась – стрельба традиционной пушки была намного дешевле. Ракетный танк ИТ-1 (истребитель танков), созданный на базе Т-62 и не имевший пушки, оказался единственным в мире и продержался на вооружении недолго.
Выходом стало создание управляемого снаряда для гладкоствольной танковой пушки. В 1976 г. в СССР был принят на вооружение танковый снаряд 9М112 «Кобра» (не путать с ПТУР того же имени). Он был активно-реактивным (выбрасывался из пушки пороховым зарядом, затем запускался твердотопливный ракетный двигатель) и наводился по радиокомандам. Пушка все того же танка Т-64 могла стрелять и обычными, и управляемыми снарядами, используя дорогой управляемый боеприпас только по важным целям.
Т-80. СССР. 1976 г.
Средний танк «Schneider» СА 1 (Франция)
Танк «Schneider»
В декабре 1915 г. по поручению Военного министерства Франции специалистами компании «Schneider», крупнейшего производителя оружия и военной техники этой страны, на базе американского трактора фирмы «Holt» была создана боевая бронированная машина
Ее представили высокопоставленной комиссии, и та сочла образец вполне надежным и полезным, но обратила при этом внимание на недостаточную проходимость. После внесения в конструкцию ряда изменений, призванных устранить данный изъян, 25 февраля 1916 г
компания «Schneider» получила заказ на постройку 400 танков, обозначенных СА 1, но более известных под названием фирмы-производителя.
В отличие от английского французский танк имел подрессоренную подвеску, что позволило несколько увеличить скорость и облегчить тяжелые условия работы экипажа. Передняя часть корпуса танка «Schneider» напоминала нос корабля и оснащалась приспособлением для резки колючей проволоки, заодно облегчавшим преодоление широких рвов. Расположенные наклонно лобовые броневые листы несколько повышали бронестойкость танка за счет возможного рикошета.
Вот, пожалуй, и все достоинства французской машины. Что же касается недостатков, то главный из них заключался в том, что конструкторы установили коробку бронекорпуса на шасси, позаимствованное у американского трактора и совершенно не подходящее для движения по пересеченной местности.
Еще одна ошибка была допущена при установке вооружения. Решение разместить орудие у правого борта в срезе корпуса, подобно тому, как это делается на кораблях, выглядит более чем сомнительным, хотя и объяснимым — ведь слева располагался двигатель. Такой вариант установки пушки привел к тому, что сектор ее наведения в горизонтальной плоскости составлял лишь 20°, а все цели слева по ходу движения вообще становились недосягаемыми. Кроме того, «Schneider» имел еще один большой недостаток: из-за размещения топливных баков вдоль бортов достаточно было одной бронебойной пуле прошить броню, как танк тут же вспыхивал как факел.
«Апогеем» карьеры танка «Schneider» СА1 стало сражение при Суассоне, когда французы выставили рекордное для того времени количество танков—216 единиц
Первое боевое подразделение из танков СА 1 было сформировано 1 декабря 1916 г., а в марте следующего года в армии насчитывалось уже 208 танков этого типа. 16 апреля танки «Schneider» пошли в атаку на позиции немецких войск в районе Жювенкура, но она оказалась неудачной. Французы понесли большие потери (76 танков из 132 принимавших участие в наступлении) от огня размещенной на передовой артиллерии противника, да и пехота еще просто не знала, как организовать эффективное взаимодействие с новой техникой. После неудачного первого опыта бронирование бортов танка и днища было несколько усилено, но это, конечно же, не могло изменить ситуацию кардинально.
Попытки конструкторов создать на базе танка СА 1 более совершенные модификации СА 2 и СА 3 в силу разных причин не увенчались успехом, и после появления на поле боя гораздо более эффективных легких танков «Renault» FT-17 с начала 1918 г. танки типа «Schneider» постепенно стали выводиться с передовой и переделываться в артиллерийские тягачи и транспортеры для перевозки орудий и танков. К окончанию войны в войсках оставалось всего 97 танков этого типа.
Позже часть из них переделали в ремонтные машины, а 6 продали Испании — им довелось принять участие в боевых действиях в Марокко и в сражениях гражданской войны 1936—1939 гг.
Ветер переменКак работали отравляющие газы
22 апреля 1915 года в ходе боев под небольшим бельгийским городом Ипром человечество впервые познакомилось с отравляющими газами. В 17:00, дождавшись подходящего ветра, немцы начали выпускать из баллонов ядовитый хлор, и он, образуя облака желто-зеленого цвета, медленно поплыл в сторону британских позиций. За этими облаками газа наступали германские солдаты с марлевыми повязками на лицах. У англичан не было никакой защиты от хлора, и они стремительно гибли: от газа пострадали около 15 000 человек; около 5000 из них скончались. Во фронте образовалась огромная брешь, но немцы не смогли вовремя воспользоваться преимуществом и организовать масштабное наступление. Из-за переменившегося ветра часть хлора попала на немецкие позиции, и там также пострадало множество солдат.
При вдыхании хлора у пострадавшего начинается першение в горле, кашель и обильное слезотечение. Взаимодействуя со слизистыми оболочками, хлор образует соединения соляной кислоты, которые вызывают страшные ожоги. При вдыхании высокой концентрации хлора человек погибает в течение всего нескольких минут. У него вздуваются вены на лице и шее, возникает ларингоспазм (сужение голосовой щели), который ведет к остановке дыхания — человек теряет сознание, у него начинаются судороги, происходит непроизвольное мочеиспускание и дефекация. Смерть при тяжелых отравлениях наступает в течение 5-20 минут.
Но хлор был не самым эффективным отравляющим газом: он имеет очень специфический запах и яркий зеленый цвет, что позволяло легко его обнаружить. К тому же хлор хорошо растворяется в воде, и поэтому самым простым и эффективным способом защиты от него была обыкновенная влажная повязка на лице. Во время первых химических атак канадцы догадались использовать в качестве фильтров от хлора платки, смоченные собственной мочой. В этом был определенный смысл, потому что аммиак, содержащийся в моче в большом количестве, очень эффективно нейтрализует свободный хлор.
Немцы стали первыми активно использовать отравляющие газы: за хлором последовали более опасные и менее капризные фосген и иприт. От возможности поражать разом тысячи солдат противника не отказались и другие участники войны: к середине 1916 года и страны Антанты, и их противники активнейшим образом использовали отравляющие газы, все время совершенствуя способы их доставки. Именно тогда появились химические снаряды, минометные мины и даже авиабомбы, начиненные порошкообразными ядовитыми веществами.
Для противодействия газовым атакам очень быстро появились противогазы самых разных типов, которые были призваны защитить органы дыхания. Помимо моделей для защиты людей, были также разработаны и противогазы для лошадей и собак. Но противогаз не мог полностью решить проблему: такие газы как иприт и фосген воздействовали не только на органы дыхания, но и на все открытые части тела, вызывая ужасные язвы и ожоги, которые заживали в течение нескольких месяцев.
В ходе Первой мировой войны от действия боевых отравляющих веществ пострадали больше 1 500 000 человек, около 100 000 из них погибли. Немудрено, что гуманистическое человечество решило отказаться от применения боевых отравляющих веществ: в 1925 году была подписана знаменитая Женевская конвенция, запрещающая применение ОВ в боевых действиях. Однако эпизодически отравляющие вещества продолжают напоминать о себе в различных войнах и конфликтах — всегда найдется достаточно беспринципный человек, дающий санкцию на их применение.
История
Завод построен в 1931-1936 годах (в основном во второй пятилетке ), пущен 11 октября 1936 года и носит имя Феликса Дзержинского . Первоначально производила грузовые вагоны .
После немецкого вторжения в 1941 году Сталин приказал эвакуировать сотни заводов на Украине и на западе России на восток. Завод ХПЗ № 183 в Харькове был переведен по железной дороге в Нижний Тагил и объединен с заводом Дзержинского, в результате чего образовался Уральский танковый завод им. Сталина № 183. Во время Второй мировой войны он стал крупнейшим производителем танков в мире. в том числе Т-34 . После войны производство танков было свернуто, а в 1945–51 годах часть производственных и конструкторских активов «Вагонки» была передана обратно на Харьковский дизельный завод № 75.
После войны он был расширен для производства техники другого назначения: сельского хозяйства, строительства, авиации и космонавтики, включая разработку и производство одноразовых ракет « Восток» , « Восход» , « Протон» и « Энергия .
Здесь находится ОКБ Карцева-Венедиктова (ОКБ-520), где спроектированы Т-54А и Т-55 (развитие Т-54 Морозова ), Т-62 , Т-72 , Т-90. , и прорабатывала одну возможность для основного боевого танка следующего поколения, который, по слухам, назывался Т-95 , пока этот проект не был отменен в мае 2010 года. Он также производит новейший российский основной боевой танк Т-14 Армата .
Его постепенная приватизация планировалась начиная с 2006 года. С 27 декабря 2016 года УВЗ было передано Ростеху в соответствии с указом президента.
«Сохранили своё значение»
Помимо создания БМПТ и Т-14, значимым достижением российской промышленности эксперты называют появление Т-72Б3М — глубоко модернизированной версии советского танка, снискавшего большую популярность в войсках.
Данная машина оснащена 125-мм пушкой 2А46М-5-01, двумя пулемётами, системой управления огнём «Сосна-У», комплексом динамической защиты «Реликт».
Также по теме
«Решена сложнейшая задача»: как российские специалисты улучшили характеристики авиабомбы «Дрель»
Российская планирующая авиабомба ПБК-500У «Дрель» получила софт, позволяющий не допустить удара по гражданским объектам. Об этом…
Вооружение танка позволяет поражать наземные и надводные цели в любое время суток. По оценке Шойгу, Т-72Б3М по своим характеристикам не уступает современным зарубежным танкам, а по ряду параметров даже превосходит их.
С февраля 2021 года в России производится танк под наименованием «Прорыв», представляющий собой усовершенствованную версию платформы Т-90. Как и «Армата», танк имеет аппаратуру ЕСУ ТЗ и встроен в сетецентрическую систему управления боевыми действиями.
На Т-90М установлены модули динамической защиты «Реликт», многоканальный панорамный тепловизионный прицел, гладкоствольное орудие 2А46М-4, которое может вести огонь управляемыми ракетами комплексов «Рефлекс-М» и «Инвар».
Также в российской армии продолжает развиваться семейство танков с газотурбинной силовой установкой. Её отличительные свойства — возможность старта в минусовую температуру практически без предварительного прогрева, манёвренность и высокая скорость.
В частности, в войска ВС РФ поставляются усовершенствованные машины Т-80БВМ. Двигатель позволяет экипажам этих танков выполнять такой сложный элемент, как фланговая стрельба — ведение огня вдоль мишенного поля по различным объектам, имитирующим неприятеля.
«У такого танка, конечно, есть свои недостатки. Например, газотурбинная установка семейства Т-80 весьма прожорливая и плохо переносит пыль. Но для Арктики и в условиях низких температур возможность запустить двигатель практически без прогрева — бесценное качество», — пояснил Суворов.
- Боевая стрельба российского танка
В комментарии RT военный эксперт Алексей Хлопотов заявил, что в настоящее время танковые войска в РФ «находятся на пике могущества» благодаря реализации программ модернизации и создания новых типов техники.
С его точки зрения, развитие танковых войск вносит большой вклад в усиление военного потенциала российской армии. По словам Хлопотова, как и прежде, без применения танков не может проводиться ни одна наземная операция.
ФРАНЦИЯ
Месье тоже знали толк в извращениях, притом извращались (правда в меньшей степени, чем томми) над своими средними танками Schneider CA1 и Saint-Chamond .
Незадолго до подписания перемирия танки СА-1 окончательно вывели из боёв, определив им роль машин снабжения. С них снимали вооружение и крыши, превращая в транспортеры грузов и экипажей, иногда из них делали вполне симпатичные гусеничные грузовики с грузовой платформой и оригинальной кабиной. До перемирия успели переделать 97 танков, часть из которых использовались как БРЭМ, при этом часто на бывшие танки устанавливали кран.
Грузовой транспортный с оригинальной кабиной и грузовой платформой и БРЭМ с краном
Самые оригинальные варианты на базе Schneider были связаны с установкой на них крупнокалиберной артиллерии. Существовало два варианта.
Первый представлял собой «триплекс», предусматривавший установку орудий и мортир калибра от 155 до 280 мм 240-мм гаубицы на гусеничное шасси с открытой платформой без бронезащиты. Орудие закреплялось жестко, поэтому наведение по горизонту осуществлялось только при полном повороте машины. Сама САУ была не совсем САУ, поскольку для ее буксировки был разработан специальный тягач-транспортер. Тем не менее, на «самоходках» имелись органы управления, которые размещались в передней части корпуса.
Второй вариант оказался более прогрессивным – 220-мм пушка (вероятнее всего это была Canon de 220mm L Mle1917 Schneider с длиной ствола 35 калибров), также установленная на гусеничное шасси, имела возможность наведения по горизонту в пределах 20°. Противооткатные функции выполнял наклонный лафет – под действием сил отдачи орудие откатывалось «в горку», откуда под собственным весом сползало на место.
220-мм САУ Schneider образца 1918 года
Специализированные САУ делали и из Saint-Chamond, при том линейка повторяла таковую у машин Шнейдера.
Опытные САУ на базе танка Saint-Chamond (280-мм мортира, 220-мм короткоствольная гаубица, 194-мм пушка), 1919 г.
Параллельно с танками поддержки с апреля 1917 г. выпускались танки снабжения (Le Char Kesson), отличавшиеся отсутствием вооружения и чаще всего использовавшиеся для буксировки подбитых машин и подвоза боеприпасов. Впоследствии 54 стандартных танка, отвергнутых армией, были переделаны именно в этот вариант. Полученные таким образом аналоги британских «тендеров» с успехом использовались не только французскими, но и американскими войсками.
Далее, в ходе 1-й Мировой войны французскими инженерами предпринимались попытки приспособить этот не особо удачный танк для других целей. В 1918 году на базе М1917 концерном FAMH была разработана подвижная мостовая опора, оборудованная электромотором. От танка оставили только базовое шасси, на котором монтировался переработанный корпус и мост выдвижной конструкции. По проекту, мостоукладчик должен был управляться дистанционно. Войдя на некоторое расстояние в воду, он наводил мост. Машина получила название “hydrochenille” и была достаточно перспективной, но в декабре 1918 года все работы по ней были прекращены.
Варианты Le Char Kesson и Hydrochenille, построенные на базе Saint-Chamond
Русские броневики на отечественных шасси
Во времена Первой мировой войны единственным «счастливым» сочетанием отечественных автомобилей и бронекорпусов русского производства являлись бронемашины, базировавшиеся на шасси Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ).
Первыми в августе–сентябре 1914-го стали безбашенные броневики на 40-сильном легковом шасси С24-40, созданные по проекту инженера А. Я. Грауэна и оснащенные ижорскими корпусами с наклонным расположением бронелистов из хромоникелевой стали. Два пулемета Maxim помещались в лобовом и кормовом листах, третий можно было переносить с одного борта на другой. Скорость трехтонных машин не превышала 20 км/ч. На фронт они ушли в составе 1-й автомобильной пулеметной роты, но из-за слабого бронирования вскоре были сняты с вооружения.
В конце сентября 1914 года в петроградской мастерской инженера А. А. Братолюбова по проекту штабс-капитана Некрасова на том же шасси собрали три броневика с округлыми корпусами Обуховского завода с двумя 37-мм пушками Hotchkiss и тремя пулеметами. Такие же корпуса с пушкой Maxim смонтировали на трех однотонных грузовых шасси Д24-40. Все версии получились слишком тяжелыми и громоздкими, участия в боях не принимали и впоследствии были переведены на железнодорожный ход.
Пушечный броневик Некрасова и Братолюбова на автомобиле С24-40. 1915 год
В начале 1916 года в мастерской Братолюбова на шасси С24-40 появился оригинальный башенный броневик «Победоносец» с тремя пулеметами Maxim и вторым постом управления. Одновременно на грузовых шасси Д24-40 собрали еще три бронемашины, которые от легковых отличались усиленной рамой и новыми мостами. Оказавшиеся перегруженными и тихоходными, все они применялись как учебные машины и служили в охране Смольного.
В общей сложности до 1917 года на русских шасси было собрано всего лишь 20 броневиков.
Немецкие танки и первый встречный танковый бой
A7V
Поначалу немцы не восприняли серьезно идею воевать с помощью танков, но когда спохватились — начали срочно клепать свои машины. И все бы ничего, да вот только времени и средств было слишком мало, так что в итоге получился крайне странный металлический монстр — A7V, огромная стальная коробка, трехметровой высоты вагон на гусеницах, длинной в семь метров и весом в тридцать тонн, с 57 мм пушкой, торчащей из носа, и пятью пулеметами. В экипаже при этом было 18 человек!
Самое интересное, что махина имела тридцатимиллиметровую броню и скорость по шоссе — аж 12 км в час. Немецкие солдаты прозвали свой танк «тяжелой походной кухней» за огромные размеры, жуткую жару внутри и постоянный дым из всех щелей.
Но именно эти жуткие самодвижущиеся кастрюли приняли первый встречный танковый бой в истории, который произошел 24 апреля 1918 года при Виллер-Бретонне, когда три немецких танка A7V столкнулись с тремя британскими тяжелыми Mark IV и семью легкими танками «Уиппет».
Для обеих сторон бой был совершенно неожиданным, да и британцы вдруг обнаружили, что пулеметное вооружение двух «самок» и всех легких танков ничего не может поделать с немецкой броней. Поэтому, получив несколько пробоин, «самки» отступили, и в бой рванул «самец» — единственный, имевший пушечное вооружение.
Тут уже сказался опыт и маневренность английского танка, который удачным выстрелом смог повредить одну немецкую машину, которую потом бросил экипаж, и заставить остальных отступить, так что, формально, победа осталась за британцами.
Немецкие танки были неплохи, но вот проблема — к концу войны их изготовили 21 штуку, при этом танков у англичан было как мы писали выше — 3177. И это не считая танков Франции.
Вот так начинали свой путь грозные боевые машины современности — как смешные и при этом ужасные грохочущие металлические коробки, ползущие по полю боя с черепашьей скоростью и общающиеся друг с другом с помощью почтовых голубей.