Крейсер «аврора»

Содержание:

Бронепалубный крейсер «Аврора», историческая справка.

«Аврора», легендарный крейсер Балтийского флота, прославившийся активным участием в Великой Октябрьской социалистической революции.

Крейсер 2-го ранга «Аврора» спущен на воду в Петербурге 11 мая 1900 года. Длина 124 метра, ширина 18 метров, осадка 7 метров, водоизмещение 6731 тонн, скорость хода 20 узлов (37 км/ч).

Вооружение крейсера: 8 — 152-мм, 24 — 75-мм, 8 — 37-мм орудий; экипаж 578 человек.

Крейсер участвовал в Цусимском морском сражении 1905 года. В Первую мировую войну нес дозорную службу в Финском заливе.

С 1916 года находился в ремонте, который был закончен перед Октябрьской революцией.

28 февраля 1917 года власть на корабле взяли революционные матросы. В апреле на «Авроре» организована ячейка Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) (42 человека), руководившая выступлениями команды против Временного правительства и корниловщины. Судовой комитет «Авроры», руководствуясь указаниями Центробалта, отказался выполнять приказы Временного правительства, в том числе об уходе «Авроры» из Петрограда.

В ночь на 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года по приказу Петроградского военно-революционного комитета «Аврора» подошла к Николаевскому мосту (впоследствии мост лейтенанта Шмидта, затем Благовещенский). Революционные матросы «Авроры», руководимые комиссаром Александром Викторовичем Белышевым, захватили мост, обеспечив переход отрядов Красной Гвардии с Васильевского острова в центр города.

Утром 25 октября радиостанция «Авроры» оповестила весь мир о переходе власти в руки Военно-революционного комитета и передала подписанное В.И. Лениным воззвание «К гражданам России».

В тот же день в 21 час 45 минут холостым выстрелом носового орудия крейсер «Аврора» подал исторический сигнал к штурму Зимнего дворца.

В дальнейшем отряды матросов «Авроры» участвовали в Октябрьском вооруженном восстании в Москве, в разгроме контрреволюционной ставки Духонина в Могилеве, сражались на фронтах Гражданской войны.

С 1923 года крейсер, находясь в составе учебного отряда Балтийского флота, был кузницей командных кадров. На нем проходили курсантскую практику многие известные адмиралы и офицеры советского Военно-морского флота. «Аврора» была одним из первых советских кораблей, участвовавших в заграничных походах флота.

Отмечая революционные заслуги «Авроры», Центральный Исполнительный Комитет СССР, в августе 1923 года принял над крейсером шефство и вручил экипажу знамя Центрального Исполнительного Комитета. В канун 10-летия Великого Октября, 2 ноября 1927 года, «Аврора» награждена орденом Красного Знамени.

В Великой Отечественной Войне пушки «Авроры» были использованы для усиления обороны Ленинграда. Орудия крейсера использовались на стационарных батареях и на бронепоездах.

С 17 ноября 1948 года крейсер установлен на вечную стоянку на Неве как один из памятников Великой Октябрьской социалистической революции. Одновременно, «Аврора» являлась учебным кораблем Санкт-Петербургского Нахимовского училища. В 1957 году на «Авроре» создан филиал Центрального военно-морского музея. 22 февраля 1968 года в честь 50-летия Советской Армии и Военно-Морского флота крейсер награжден орденом Октябрьской революции.

В 1984-1987 годах крейсер был капитально отремонтирован.

В 2010 году крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ был выведен из состава флота и передан на баланс Центрального военно-морского музея.

26 января 2013 года министр обороны РФ С. К. Шойгу заявил, что крейсер «Аврора» будет отремонтирован, а затем приведён в ходовое состояние.

История службы

В середине 1903 года Аврора причислена к отряду контр-адмирала Вирениуса, который отправился на Дальний Восток для укрепления русских военно-морских сил. Во время перехода периодически обнаруживались различные недочеты и неисправности, которые по мере возникновения исправляли. Кампания оказалась успешной, 5 апреля 1904 года крейсер вернулся со своим отрядом.

Тихоокеанская эскадра

Практически сразу после возвращения Аврору включили во Вторую Тихоокеанскую эскадру. Во время подготовки к кампании крейсер отремонтировали, усовершенствовали артиллерию. Командиром в июле назначили Е. Р. Егорьева (ранее был И. В. Сухотин). Во время боевой подготовки выявили еще несколько недочетов, которые быстро исправили.

Во время похода Тихоокеанской эскадры обстановка была напряжена, так как ожидалось японское нападение. Орудия были постоянно заряжены. Атака началась ночью с 8 на 9 октября. Во время перестрелки Аврору приняли за корабль противника и перенесли огонь на нее. Повреждения были незначительны, но из-за ранения скончался судовой священник. Причиной инцидента, названного Гулльским, оказалась британская рыболовецкая флотилия. Возникли осложнения с Великобританией.

Во время похода было несколько труднейших участков маршрута, включая Индийский океан. Подготовка к бою началась 26 марта 1904 года. 14 мая началось Цусимское сражение. Первый выстрел нечаянно совершили на броненосце Орел – начался бой. Во время него Аврора получила ряд повреждений, капитан Егорьев был смертельно ранен. Командование перешло сначала к старшему штурману Прохорову, затем к старшему офицеру.

Во время боя осколки 6 раз сбивали флаг Авроры, но его неизменно поднимали, хоть он уже и превратился в лохмотья. К концу боя Аврора потеряла одного офицера, 9 матросов, было ранено 82 человека (в основном комендоры и орудийная прислуга).

Эскадра была полностью расстроена. С адмиралом Энквистом помимо Авроры оставались только крейсеры Олег и Жемчуг. Вернуться во Владивосток им не давали японские корабли. В мае русские корабли прибыли в Манилу, но им приказали разоружиться или в течение суток покинуть порт. С разрешения императора командиры крейсеров дали подписку о неучастии в военных действиях. Во время стоянки в Маниле раненых вылечили в морском госпитале, произвели ремонт крейсеров.

23 августа 1905 года произошло подписание Портсмутского мирного договора, поэтому отряд начал готовиться к возвращению на Родину. Произошло оно зимой 1906 года.


Цусимское сражение

Легенды, факты, приметы…

В 1917 году 25 октября с корабля был произведён залп, это стало сигналом для штурма Зимнего дворца. 

Легенды «Шер ше ля фам»

До сих пор никому не известна, кто была это странная гостья. Но по некоторым данным этой женщиной была революционерка Лариса Рейснер. По сведению историков залп был осуществлен в 21:40, в то время как штурм начался после полуночи. Как бы то ни было, крейсер «Аврора» был символом Революции.

По легенде в тот поздний вечер на корабль взошла женщина неземной красоты, несмотря на то, что женщина на корабле к беде, матросы не стали её прогонять, они были восхищены её красотой. Затем бледнолицая красавица отдала приказ «Пли» и исчезла.

Существует более ранняя и красивая легенда, связанная с дамами м крейсером. Историки уверены, что тот героический фрегат, первую «Аврору», назвал лично император Николай I в честь «одной из самых красивых женщин Петербурга» Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной — фрейлины императрицы Александры Фёдоровны.

Так это или не так, но имя замечательного фрегата унаследовал крейсер «Аврора» по велению уже Николая II.

Интересные факты

  • «Аврора» является объектом культурного наследия Российской Федерации.
  • Про «Аврору» был снят олноимённый мультфильм — «Аврора», также её показали в фильме «Крейсер Варяг».
  • «Авроре» посвящён ряд песен, самая знаменитая и трогательная из них — «Что тебе снится крейсер Аврора?»
  • «Аврора» изображена на множестве почтовых марок, как советских, так и зарубежных.
  • Изображение «Авроры» было отчеканено на юбилейных монетах 1967 года достоинством 10, 15 и 20 копеек.

Палуба и приметы

Театр начинается с вешалки, а корабль начинается с палубы. Ещё со времен парусного флота считалось дурной приметой ступать с трапа на палубу правой ногой. Издревле к ней сложилось особое отношение, например, на ней нельзя свистеть, плеваться и выходить на нее без головного убора. На палубах русских кораблей запрещена любая суета, шум, крик, исключение делается только для хозяина палубы — старшего боцмана.

До изобретения ГГС (громкоговорящая связь) главным атрибутом боцмана был специальный свисток — боцманская дудка. У боцмана было несколько привилегий, например, он первый мог выпивать винную порцию или командир корабля, даже сейчас, может обратиться к старшему боцману по имени и отчеству, хотя ко всем остальным принято обращаться по званию.

На «Авроре» палуба выполнена из тикового дерева — это уникальный сорт древесины, который не гниёт. Чем больше на такое дерево выливается воды, тем крепче оно становится. Покрытая солёной морской водой, такая палуба ещё и не скользит, что очень удобно во время дальних морских переходов. Тиковая древесина — одна из самых дорогих, еще в царские времена ее покупали не за рубли и не за доллары, а за золото, зато она самая долговечная, может служить более ста лет.

Во время ремонта в 2014 — 2016 годы было заменено всего 20% древесины, так что можно сказать, что поестители ходят буквально по музейному экспонату.

Как добраться до крейсера «Аврора» в Санкт-Петербурге?

  • Адрес: Санкт-Петербург, Петроградская набережная, 2.
  • Ближайшие станции метро: «Горьковская» и «Площадь Ленина».
  • От «Горьковской» — на трамваях № 6, 40; от «Площади Ленина» — на трамвае № 6.
  • Из центра Петербурга от станции метро «Невский проспект» на автобусе № 49, остановка на углу Невского проспекта и Садовой улицы.
Как добраться до «Авроры» от ж/д вокзала или аэропорта Пулково в Петербурге?

Если вы прибываете в Санкт-Петербург поездом на Балтийский, Витебский или Московский вокзалы, и сразу хотите попасть на крейсер «Аврора», вам нужно будет сделать пересадку на станции «Технологический институт».

От Ладожского вокзала тоже придётся ехать с пересадкой на станции «Достоевская». С Финляндского вокзала лучше всего дойти пешком. Если же вы собираетесь отправиться до крейсера «Аврора» прямо из аэропорта, на автобусе из Пулкова можно доехать до метро «Московская», которая находится на той же синей линии, что и «Горьковская».

Как добраться из аэропорта «Пулково» до центра города?

Как пройти к крейсеру «Аврора» от ст. м. «Горьковская»?

Чтобы попасть на крейсер «Аврора» при выходе из станции метро «Горьковская», она находится на синей линии, нужно повернуть направо и выйти через Троицкую площадь и Александровский парк на набережную Невы. Далее следует повернуть налево и идти вдоль Невы по Петровской набережной. Минут через 15-20 вы выйдете прямо к крейсеру «Аврора».

По пути вам встретятся корабль-ресторан и легендарные скульптуры Ши-Цза. Также советуем посещение крейсера «Аврора» совместить с посещением Петропавловской крепости и музея «Домик Петра I», будет и интересно, и полезно.

Как пройти к крейсеру «Аврора» от ст. м. «Площадь Ленина»?

Добраться до крейсера «Аврора» можно и от Финляндского вокзала, рядом с которым находится станция метро «Площадь Ленина». Чтобы попасть на крейсер «Аврора» нужно выйти из вокзала или из вестибюля метро, перейти через площадь на Пироговскую набережную Невы и повернуть направо.

Вскоре вы выйдете к одному из рукавов главной реки Петербурга и к стоящему на приколе крейсеру «Аврора». Взойти на его борт можно по находящемуся недалеко Сампсониевскому мосту.

Стоит отметить, что эта дорога занимает несколько больше времени, чем, если добираться до «Авроры» от станции метро «Горьковская».

Вдоль Петроградской набережной расположен один из популярных символов города – крейсер Аврора. Этот уникальный корабль служил долгое время во благо родины и участвовал во многих исторических событиях. А началось все в далеком прошлом.

Стоимость входной платы для посетителей с 1 января 2021 года:

Порядок возврата билета (билетов)

В свободное посещение в условиях минимального или максимального спроса экскурсионного обслуживания от 1 до 250 посетителей

1.1. Входной билет (основная экспозиция)

Категории посетителей

Стоимость

Взрослые

400 рублей

Ветераны боевых действий, чернобыльцы, семипалатинцы, учащиеся (школьники, учащиеся средних профессиональных учебных заведений), пенсионеры, инвалиды III  группы (справка МСЭ), студенты и аспиранты ВУЗов (очной формы обучения) —  при предъявлении соответствующего удостоверения

200 рублей

Дети до 7 лет, инвалиды I, II группы (справка МСЭ)

Единый билет на индивидуальное разовое посещение музея и его филиалов в течение 1 (одного) текущего года

1300 рублей

Единый билет на индивидуальное разовое посещение ЦВММ и филиала крейсер «Аврора» (на 2 дня)

Взрослые

700 рублей

Учащиеся, пенсионеры, инвалиды, студенты и аспиранты ВУЗов РФ и СНГ (очной формы обучения)

300 рублей

Обзорная экскурсия – верхняя палуба и 6 залов

Категории посетителей группа от 6 до 25 человек Стоимость
Взрослые 250 рублей для каждого посетителя + входной билет для каждого посетителя
Пенсионеры, инвалиды, студенты и аспиранты ВУЗовРФ и СНГ (очной формы обучения), дети до 7 лет, учащиеся (школьники, учащиеся средних профессиональных учебных заведений)

200 рублей
для каждого посетителя + входной билет

Группа до 5 человек включительно (индивидуальная экскурсия):  2000рублей с группы + входные билеты

Расширенная экскурсия

Категории посетителей
Группа с 6 до 10 человек включительно

Стоимость

Маршрут 1. Верхняя палуба + 6 залов музея + историческое машинно-котельное отделение + история медицины на русском флоте (зал №8) + флотская медицина на кораблях во время РЯВ (мультимедиа в зале №9) (время проведения экскурсии: 60 минут).

Взрослые

800 рублей для каждого посетителя + входной билет

Детский (только от 10 до 18 лет)

400 рублей для каждого посетителя + входной билет

Индивидуальная экскурсия (маршрут 1)
(до 5 человек включительно, дети только от 10 до 18 лет)

2500 рублей с группы + входные билеты

   Индивидуальная (авторская лекция-экскурсия)

Категории посетителей
Группа до 5 человек включительно, взрослые, дети (от 10 до 18 лет)

Стоимость,

Маршрут 2. Средний мостик + верхний переходной мостик + носовой мостик правого борта + ходовая рубка (3D-комплекс виртуальной реальности) + носовой мостик левого борта + боевая рубка + верхний переходной мостик + историческое машинно-котельное отделение + свободное посещение верхней палубы и 6-ти залов музея (время проведения экскурсии: 90 минут)

3000 рублей
с группы + входные билеты

Маршрут 3. Средний мостик + верхний переходной мостик + носовой мостик правого борта + ходовая рубка (3D-комплекс виртуальной реальности) + носовой мостик левого борта + боевая рубка + верхний переходной мостик + верхняя палуба + 6 залов музея + историческое машинно-котельное отделение + история медицины на русском флоте (зал №8) + флотская медицина на кораблях во время РЯВ (мультимедиа в зале №9) (время проведения экскурсии: 120 минут)

5000 рублей
с группы + входные билеты

Тематическая лекция-экскурсия 

Категории посетителей
Группа от 6 до 10 человек включительно

Стоимость

Маршрут 4. Историческое машинно-котельное отделение + история медицины на русском флоте (зал №8) + флотская медицина на кораблях во время РЯВ (мультимедиа в зале №9) + свободное посещение верхней палубы и 6-ти залов музея (время проведения экскурсии: 40-50 минут)

Взрослые

400 рублей
для каждого посетителя + входной билет

Дети (от 10 до 18 лет)

300 рублей
для каждого посетителя + входной билет

Индивидуальная экскурсия
(до 5 человек включительно)

2000 рублей
с группы + входные билеты

Дети до 7 лет обслуживаются только в сопровождении (5 дошкольников + 1 взрослый)

Технические характеристики крейсера

Корпус «Авроры», как и двух других крейсеров этого типа — трёхпалубный. Он набирался из мягкой стали для судостроения. Броневая (карапасная) палуба имела защиту от навесного огня артиллерии врага. Каждый трюм делился 13 переборками для наибольшей живучести судна после повреждения миной. Главная силовая установка включала в себя 3 вертикально установленные машины и 24 паровых котла. Вырабатываемая энергия передавалась на валы 3 винтов. В качестве топлива использовался уголь, запасы которого достигали 1 000 тонн.

Таблица 1. ТТХ крейсера I ранга «Аврора»
Автор проекта К. К. Ратник, директор Балтийского завода
Команда (матросы, старшины), чел. 550
Офицеры, чел. 20
Водоизмещение, т 6731,3
Длина, м 126,8
Ширина, м 16,8
Осадка, м 6,4
Максимальная скорость, уз. 19,2
Предельная дальность похода, миль 4 000 (при скорости 10 узлов)
Мощность энергетической установки, л/с 11 610
Гидроакустика Станция звукоподводной связи “Фессенден” (с 1916 г.)
Средства связи Радиостанция системы А. С. Попова
Радиостанция системы T.S.F
75-мм прожекторы системы Манжена (6 шт.)
Приборы управления стрельбой ПУАО системы Н. К. Гейслера
1,4-метровые дальномеры системы Барра-Струда (2 шт.)
Вооружение Артиллерийское
Минное
Противоминное (сети)
Торпедное

Впервые на кораблях типа «Диана» была установлена система автоматической откачки воды. Она состояла из 8 электронасосов. Изначально новшество доставило немало проблем экипажам из-за несовершенства. Проблемы удалось устранить лишь на «Авроре», перед самым походом на Тихий океан.

История постройки

Тип крейсера Аврора – «Диана», ранг I. Заказывать крейсеры этого типа начали из-за трудностей во внешней политике в конце XIX века. Сначала это было геополитическое соперничество с Англией, названное Большой игрой. Затем обострилась обстановка на Балтике.

Напряженная политическая ситуация вынудила Россию скорректировать 20-летнюю судостроительную программу, которую приняли в 1881 году. Заказали 3 крейсера с броневой палубой – тип «Диана», одним их которых стала Аврора. Изготовлением занималось Новое Адмиралтейство, исполнил заказ Балтийский завод.

Прототипом стал крейсер «Талбот» (Англия). Изначально планировалось строить два крейсера – Диана и Паллада. Это было основной работой, а Аврора стала дополнительным проектом, ее строительство отставало от графика.

Формировать корабельный корпус начали осенью 1986 года. Сталь поставлялась Адмиралтейским Ижорским заводом, но он не справлялся с обилием заказов, поэтому часть материалов для Авроры поставил Александровский чугунолитейный завод. Проблема с материалами послужила одной из причин задержки строительства.

Название «Аврора» появилось 12 апреля 1897 года по приказу Николая II. Всего было 11 вариантов, но он предпочел символ римской богини зари.

Официальной датой закладки крейсеров типа «Диана» стало 4 июня 1897 года. Церемония была тожественно проведена на Авроре. На ней присутствовал генерал-адмирал Алексей Александрович. Была укреплена табличка из серебра между шпангоутами, произвели поднятие флага и гюйса.

Из-за ряда проблем изготавливать машины, котлы и различные механизмы начали поздно. Контракт на работы подписали лишь в июле 1987 года. В соответствии с ним все работы обошлись в 2,275 миллионов рублей.

Строительство крейсера с ходовыми испытаниями заняло почти 8 лет. Этот период отмечен вовлечением в строительство четырех офицеров Корпуса корабельных инженеров – де Грофе, Токаревского, Пущина и Баженова.


Строительство крейсера

В октябре 1897 года установили форштевень. Морское министерство в лице управляющего им Тыртова во время визита в Новое Адмиралтейство распорядилось не отставать от постройки Дианы и Паллады. В середине 1898 года Аврора была готова на 28% по корпусу, практически на 60% по машинам.

Когда изготавливалась паросиловая установка, старшим офицером стал инженер-механик Петров, появились офицеры с судовыми специалистами. Они предложили изменения в торпедном вооружении – теперь на крейсере было три торпедных аппарата 381 мм. Изготовлением занялся Петербургский металлический завод летом 1898 года.

Весной 1990 года корпус Авроры был готов на 78%. Одновременно устанавливали различные системы и устройства.

Датой торжественного спуска Авроры на воду стало 24 мая 1900 года. За церемонией наблюдали Николай II с императрицами – матерью и супругой. Находились они в Императорском павильоне. Торжество сопровождалось залпами артиллерийского салюта, который дали корабли на Неве.

После торжественного спуска крейсер на буксире отправили к Франко-русскому заводу для установки главных машин. Одновременно занялись паропроводом, вспомогательными механизмами, общекорабельными системами. Август 1990 примечателен появлением трех дымовых труб, из которых в конце октября уже поднялся пар.

В ноябре 1900 года провели пробу машин, доказавшую исправность их работы. Провели также испытания на швартовых, по результатам которых подписали акт №559 – крейсер мог перейти в Кронштадт. При этом многие работы были не завершены. Не началась установка электрического рулевого управления, румпельного устройства, паровой рулевой машины.

Летом 1900 года начались приемные испытания Паллады и Дианы, которые по готовности существенно опережали Аврору. Комиссия выявила ряд значимых недостатков и просчетов, многие касались артиллерийской части. Все эти ошибки были учтены и во время достраивания Авроры исправлены.

Во время строительства Авроры рабочей силы не хватало, так как судостроение шло полным ходом, одновременно делали несколько проектов. Из-за ряда недочетов и элементарной нехватки опыта пришлось дорабатывать крепления, электрооборудование. Повлияла и некачественно изготовленная вертикальная броня для боевой рубки, доработка которой заняла дополнительное время.

1902 год примечателен установкой якорей Холла – в отечественном судостроении это было новинкой. Полная готовность судна наступила в мае, а конец июля ознаменовался первым плаванием до Кронштадта. Во время него был слегка поврежден правый винт.


Становый якорь системы Холла

История создания филиала

В Санкт-Петербурге, у Петроградской набережной отчетливо выделяется силуэт военного корабля начала двадцатого столетия — это уникальный памятник истории России, ее Военно-Морского Флота, корабль-музей — легендарный крейсер «Аврора». Крейсер принял участие в трех войнах, в Февральской и Октябрьской революциях 1917 года, был кузницей подготовки нескольких поколений морских офицеров. Много замечательных людей видел знаменитый корабль.

Вступив в 1903 году в строй боевых кораблей Российского императорского флота, крейсер с честью пронес Андреевский флаг, а затем Военно-морской флаг СССР через многие моря и океаны.

Крейсер «Аврора» — участник беспримерного в мировой истории похода на Дальний Восток 2-й Тихоокеанской эскадры, свидетель трагического для Российского флота Цусимского сражения 14–15 мая 1905 года, участник Первой мировой войны на Балтике, защитник Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Залечивший военные раны корабль был поставлен в 1948 году на вечную стоянку у Петроградской набережной, напротив созданного четырьмя годами ранее Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. «Аврора» стала учебной базой для воспитанников училища. Будущие офицеры флота получали здесь основные морские навыки. В 1950 году на крейсере началось создание корабельного музея. 5 июля 1956 года согласно директиве Главнокомандующего Военно-Морским Флотом на «Авроре» образован филиал Центрального военно-морского музея. Первым начальником филиала стал заслуженный офицер флота, капитан 2 ранга Б. В. Бурковский, который руководил работой музея более двадцати лет.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года крейсер «Аврора» был включен в число памятников, охраняемых государством.

В 1984–1987 годах «Аврора» прошла капитальный ремонт и реставрацию на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова (ныне ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь»). На корабле в шести залах разместилась экспозиция, посвященная революционному и боевому прошлому легендарного крейсера. Музей стал одним из самых посещаемых жителями и гостями города, в том числе многочисленными зарубежными делегациями и иностранными туристами. К настоящему времени на «Авроре» и в залах музейной экспозиции побывало около тридцати миллионов человек практически из всех стран земного шара. Книга отзывов посетителей, начатая еще в 1924 году, содержит записи отечественных и зарубежных государственных и политических деятелей, космонавтов, представителей науки, культуры, искусства.

Заслуженной оценкой легендарного корабля стало внесение его в Золотую Книгу Санкт-Петербурга как исторического памятника морской столицы России и Военно-Морского Флота. Крейсер «Аврора» состоит в Международной ассоциации кораблей-музеев.

В 2016 году «Аврора» обрела новую жизнь после почти двухлетнего ремонта на Кронштадтском Морском заводе.

Крейсер «Аврора» сегодня — это находящийся на плаву корабль, на котором работают системы и механизмы, обеспечивающие его жизнедеятельность в течение 20 суток в автономном режиме. По сути, став кораблем-музеем, он сохранил и ряд функций действующего боевого корабля: на нем имеется военный экипаж во главе с командиром, который обеспечивает эксплуатацию крейсера и его надлежащее техническое состояние.

Сегодня, после проведенного ремонта и воссоздания экспозиции, крейсер «Аврора», как и прежде, является одним из самых посещаемых музеев Санкт-Петербурга — города, где был построен этот замечательный корабль и где, по большей части, прошла вся его служба на благо Отечества.

Руководство страны внесло огромный вклад в организацию и проведение ремонтных работ на крейсере «Аврора». В день Военно-Морского Флота 31 июля 2016 года возвратившийся на место вечной стоянки после ремонта крейсер «Аврора» посетили Верховный главнокомандующий, Президент Российской Федерации В.В. Путин и Министр обороны РФ С.К. Шойгу.

Курс в революцию

В сентябре 1916 года «Аврора» была отправлена на ремонт и встала в Константиновском доке. Распоряжение о постановке крейсера в док вызвало опасения у командира «Авроры», капитана 1-ого ранга М.И. Никольского. В донесении вышестоящему начальству он в частности писал: «Команда, до сих пор не поддававшаяся преступной агитации, поддастся ей и, как это часто бывает, перейдёт в другую крайность — благодаря своей сплочённости из самой надёжной во время войны станет самой ненадёжной. Почва для этого самая благоприятная — долгая стоянка в Петрограде у завода».

В исторической перспективе оценки Никольского были настолько верны, насколько и бесполезны. 27 февраля 1917 года, с началом Февральской революции на «Авроре» вспыхнуло восстание. Капитан крейсера вместе со старшим офицером корабля, попытался героически перестрелять всех мятежников из револьвера. Один матрос был смертельно ранен. Противостояние между командиром и его командой, закончилось спустя несколько часов, насильственной смертью М.И. Никольского от рук собственного экипажа.

После избавления от капитана, на «Авроре» был избран судовой комитет. Первоначально, большевиков в нем не было, но июню 1917 года, благодаря активности таких известных агитаторов как М. И. Калинин, В. Володарский и Б. П. Позерн, корабельная ячейка РСДРП(б) достигла 42 человек. «Аврора» стала известна как про-большевистский корабль. 4 июля 1917 года, ее матросы приняли участие в знаменитой демонстрации организованной партией Ленина и попали под огонь правительственных войск. В начале сентября, председателем судового комитета «Авроры» был избран большевик, машинист 1-й статьи А. В. Белышев.В планах большевиков, готовивших восстание в Петрограде осенью 1917 года, крейсер играл исключительно важную роль. Все попытки Временного правительства вывести «Аврору» в море не увенчались успехом. Решением Центробалта «Авроре» предписывалось «…всецело подчиняться распоряжениям революционного комитета Петроградского Совета».

В ночь с 24 на 25 октября «Аврора» вошла в Неву и встала у Благовещенского (Николаевского) моста, разведенного юнкерами. С появлением крейсера, верные Временному правительству войска бежали, и электрики «Авроры» свели мост. Из числа матросов корабля был сформирован отряд в помощь силам Военно-Революционного Комитета занимающим важнейшие объекты столицы. При помощи радиостанции «Авроры» было передано радиообращение В.И. Ленина «К гражданам России», сообщавшем, что Временное правление низложено, и вся власть перешла в руки Советов.

Таким образом, роль «Авроры» в октябрьских событиях отнюдь не сводилось к знаменитому выстрелу носового орудия. Что же касается последнего, то здесь есть несколько противоречащих версий.

Одни согласны с тем, что исторический выстрел имел место, но спорят о том, был ли он сделан боевым или холостым зарядом. Надо сказать, что в конце октября 1917 года, по России ходили упорные слухи, о том, что Зимний дворец снесен с лица земли ураганным огнем с крейсера. Любители мелодраматических эпизодов, пересказывают легенду как 25 октября на «Аврору» поднялась женщина неземной красоты и приказала вести огонь по Зимнему дворцу. Это была легендарная писательница-комиссар Лариса Рейснер. Моряки переглянулись (женщина на корабле не к добру!) но ослушаться приказа не осмелились.

По другой версии, сигналом к штурму послужил выстрел орудия Петропавловской крепости. Только после него выстрелила пушка «Авроры». Именно снаряды выпущенные из крепости нанесли повреждения зданию Зимнего дворца.

Наконец, есть точка зрения, что никакого сигнала к штурму не подавалось вообще. Отряды рабочих и красногвардейцев стали проникать в Зимний дворец со стороны Адмиралтейства с вечера 24 октября, пользуюсь тем, что у защитников Временного правительства не было сил защитить всё огромное здание. Часть этих инфильтратов была взята в плен и разоружена юнкерами, но постепенно число ситуация изменилась не в пользу обороняющихся. Отряды повстанцев заполнили весь Зимний дворец, лишив юнкеров и Ударный женский батальон малейшего шанса на сопротивление.

Крейсер Аврора как корабль-музей и объект культурного наследия РФ

Официально Аврора стала кораблем-памятником 30 августа 1960 года. В следующем году экспозицию музея расширили, а вход стал свободным. Крейсер стал популярным в городе местом.

После ремонтных работ 1984-1987 года продолжилась служба крейсера, но уже в составе российского ВМФ. С декабря 2010 года крейсер выведен из состава ВМФ и находится на балансе Центрального военно-морского музея.

История Авроры нашла свое отражение в искусстве. Она сыграла роль крейсера «Варяг», про нее сняли мультфильм, где звучит знаменитая песня «Что тебе снится, крейсер Аврора…», ей посвящены различные песни и стихи. Изображение крейсера и экипажа использовали для создания серии почтовых марок. В 1967 году выпустили юбилейные монеты разного номинала с изображением крейсера.

Информация для посетителей

Работает музей ежедневно с 10:30 до 18:00 часов, кроме понедельника и вторника. Касса музея прекращает работу за 45 минут до закрытия.

Стоимость билетов для взрослых – 600 рублей, для школьников и студентов – 400 рублей. Музей вмещает до 250 посетителей при свободном посещении.

При осмотре основной экспозиции предусмотрены льготные билеты – 400 рублей для взрослых и 200 рублей для пенсионеров, школьников, студентов.

Музей предлагает экскурсионное обслуживание:

  • Групповые обзорные экскурсии. Обслуживаются группы до 20 человек. Стоимость экскурсии на русском языке – 400 рублей, на английском – 500 рублей за человека. Входные билеты оплачиваются отдельно.
  • Тематические лекции-экскурсии. Проводятся для групп до 20 человек. 500 рублей с человека на русском языке, 600 – на английском. Стоимость входных билетов оплачивается отдельно.
  • Лекции-экскурсии индивидуально и для групп до 5 человек стоят 2500 рублей на русском языке и 3000 рублей на английском. Это стоимость экскурсии для всей группы, входные билеты приобретаются отдельно.
  • Льготная обзорная экскурсия – 250 рублей с человека, входной билет приобретается отдельно.
  • Льготные обзорные экскурсии для школьников и студентов. Проводятся для групп до 20 человек, с каждого берется 100 рублей и стоимость билета.
  • Индивидуальные авторские лекции-экскурсии. Проводятся для групп до 20 человек. Стоимость составляет 2000 рублей на группу, билеты оплачиваются отдельно.

В залах музея предоставляются следующие услуги:

  • аудиогид на русском языке – 300 рублей, на иностранном языке – 600 рублей за прокат, 100 рублей залога (можно оставить водительское удостоверение);
  • разрешение на фотосъемку – 100 рублей, фотовспышка и штатив под запретом;
  • разрешение на видеосъемку – 200 рублей;
  • киносъемка – 300 рублей за час, согласовывается предварительно.

Отдельные категории граждан имеют право на бесплатное посещение музея. С полным списком можно ознакомиться на сайте учреждения.

Контакты

Адрес: Петровская, Петроградская набережная, м. Горьковская, г. Санкт-Петербург 197046, Россия.

Телефон для заказа групповых экскурсий (предварительно): (812) 303-85-14.

Крейсер Аврора является легендой в российской истории. Он участвовал в трех войнах, различных походах, заграничных плаваниях. Сегодня этот корабль-музей является объектом культурного наследия РФ. Посетить его может любой желающий.

Крейсерский «зоопарк»

На «Авроре», как и на многих других кораблях, дозволялось присутствие животных. После того, как во время шторма погиб всеобщий любимец, пес по кличке Шарик, в одном из африканских портов матросы взяли на борт двух крокодилов. Пресмыкающимся дали клички Того и Сам и безуспешно пытались приручить. Когда дрессировка, как казалось морякам, принесла результаты, крокодилов выпустили на ют погреться на солнце. Улучив удобный момент, один из них бросился за борт, прямо в открытый океан, где и погиб. Второй ненадолго пережил своего собрата – его убили во время Цусимского сражения.

Кроме вышеописанных экзотических питомцев, на «Авроре» были лемуры, питон, две огромные черепахи и хамелеоны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector