Адмирал ушаков (1952)

Послевоенная служба

17 октября 1945 года во время выхода на учебные артиллерийские стрельбы недалеко от Кронштадта крейсер подорвался на оставшейся с войны донной магнитной мине. От взрыва корабль получил значительные повреждения: вышло из строя котельное отделение № 5, пpибopы упpaвлeния стpельбoй глaвнoгo кaлибpa и дизeль-гeнepaтop, зaклинилo бaшню № 2, кopaбль лишился хода, были затоплены котельное отделение № 1, артиллерийские погреба двух артиллерийских башен, центральный штурманский пост, центральный артиллерийский пост, пост энергетики и живучести, кладовая сухой провизии. Корабль получил сильный крен и осадку на нос. В момент взрыва погибли 5 членов команды (все из состава центрального штурманского поста). С помощью подошедших кораблей и высланных из Кронштадта аварийных партий поступление воды удалось через несколько часов остановить, «Киров» был отбуксирован в Кронштадт и 28 октября поставлен в док. Ремонт продолжался до декабря 1946 года. По итогам расследования были признаны виновными и осуждены к 5 годам лишения свободы командир кopaбля капитан 2 paнгa М. Д. Осaдчий, и. o. старпома корабля капитан-лейтенант В. Л. Быстров и и. о. командира БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант Л. M. Aвpyтиc (однако в следующем годы дело было пересмотрено и все трое освобождены и даже восстановлены на службе в ВМФ).

Крейсер «Киров» на Неве, день ВМФ 1965 года

С ноября 1949 года по апрель 1953 года ремонт и модернизация на заводе № 194. 100-мм универсальные установки Б-34 заменили на Б-34УСМ, имевшие дистанционное наведение. Вместо малокалиберной зенитной артиллерии были установлены 9 спаренных 37-мм установок В-11. Заменено радиооборудование. Была переделана носовая надстройка и фок-мачта. Грот-мачту перенесли и установили перед второй дымовой трубой. Стоимость выполненных работ составила около 200 млн рублей (в ценах того времени).

После ремонта до 1958 года крейсер базировался на Лиепаю. 29 апреля 1958 года крейсер вывели из боевого состава и поставили на отстой в Кронштадте. 6 сентября 1960 года «Киров» был расконсервирован и передан в состав Ленинградской военно-морской базы, а 3 августа 1961 года переквалифицирован в учебный корабль. До 1974 года крейсер регулярно совершал походы с курсантами высших военно-морских училищ по Балтийскому морю, неоднократно посещал порты ПНР и ГДР.

После исключения корабля из списков флота две его носовые артиллерийские башни были установлены в Ленинграде в качестве памятника кораблю-защитнику города. Одно из универсальных орудий как памятник в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев в Алма-Ате.

Строительство крейсеров с атомной энергетической установкой

Головной корабль серии, получивший название «Киров», был заложен весной 1973 года. Строительство атомохода длилось неполных четыре года. Только в 1977 году корабль был спущен на воду. Второй корабль серии атомный крейсер «Фрунзе» был заложен в 1978 году, в период, когда головной корабль еще только оснащался машинами и механизмами. Первый корабль ТАРКР «Киров» вошел в строй Северного флота в 1980 году. Второй атомный крейсер строился для Тихоокеанского флота. Торжественный спуск на воду состоялся 26 мая 1981 года. До лета 1983 на корабль были установлена головная энергетическая установка, основные узлы и агрегаты жизнеобеспечения корабля. Новый атомоход был готов к приему экипажа, который заранее формировался на базе 10-й эскадры ТОФ. После ввода в строй летом 1985 года корабль совершил переход из Североморска во Владивосток протяженностью 2692 мили, обогнув Европу, Африку и Азию. Во время длительного перехода на корабле были опробованы двигательная установка во всех режимах и проведены стрельбы из всех видов корабельного вооружения.

Еще в процессе достройки корабль получил ряд усовершенствований по сравнению с конструкцией первенца серии ТАРКР «Киров». Новый боевой корабль Тихоокеанского флота, появившись на Дальнем Востоке, сразу изменил соотношение сил. Имея высокую автономность и мореходные качества, мощный корабль смог взять под контроль обширные акватории Тихого океана, от Камчатки и до Южно-Китайского моря.

Особенности конструкции ТАРКР «Адмирал Лазарев»

В целом конструкция второго корабля серии была идентична конструкции головного крейсера, однако когда головной корабль еще находился на стапеле, проект был дополнен, получив новый индекс 11442. Главным образом изменения коснулись оборонительного комплекса. Старые боевые комплексы и системы были заменены на новые образцы. Крейсер получил новейший зенитно-ракетный комплекс «Кинжал». Вместо башенных установок шестиствольных автоматов на судне были установлены орудия ЗАК «Кортик».

Противолодочное вооружение ТАРКР «Адмирал Лазарев» привели в более совершенный вид, вместо противолодочного комплекса «Метель» на судне установили новый комплекс «Водопад». Противолодочную оборону усилили реактивными бомбометами РБУ-6000. Атомоход получил усиленное артиллерийское вооружение корабля. Вместо двух башенных орудий АК-100 на крейсере установили спаренную артиллерийскую установку АК-130.

Второй и третий корабль серии, атомный крейсер «Калинин», ныне «Адмирал Нахимов», имели промежуточный состав вооружения, в сравнении с первым кораблем серии и с последним ТАРКР «Петр Великий».

На крейсере «Адмирал Лазарев» кормовые батареи 30-мм автоматов были убраны в район надстройки. На их месте установили вертолетную площадку, по периметру которой установили ЗРК «Кинжал». Поскольку крейсер прослужил меньше всего из своих собратьев, модернизация его не коснулась. Новейшие зенитно-ракетные комплексы «Кинжал» на нем так и не проявились. Изменения с основной и с зенитной артиллерией затронули кормовую часть корабля и надстройку, однако и носовая часть корабля претерпела некоторые изменения. Вместо пусковых установок комплекса «Метель» на корабль установили компактные стандартные торпедные аппараты комплекса «Водопад», рассчитанного под ракето-торпеды.

https://youtube.com/watch?v=b0nGG-VCmho

Радиолокационное оборудование на крейсере так же претерпело изменения по сравнению с головным кораблем. На оснащении ТАРКР «Адмирал Лазарев» установили ЛПК МР-800 «Флаг», которая состояла из двух радиолокационных станций МР-600 и МР-700, «Восход» и «Фрегат» соответственно. Крейсер был вооружен БИУС «Лесоруб-44» и МКРЦ «Коралл-БН».

В массовой культуре

  • Появляется в советском фильме 1982 года «Случай в квадрате 36-80»
  • Упоминается в романе Тома Клэнси «Красный шторм поднимается». В ходе третьей мировой войны, произошедшей в 1986 году, крейсер вышел в Атлантику на охоту за конвоями и был потоплен норвежской подлодкой, которая незамеченной прошла в центр ордера и расстреляла крейсер торпедами.
  • Атомный ракетный крейсер «Киров» упоминается в телевизионном фильме «Нити», снятом режиссёром Миком Джексоном для телекомпании BBC в 1984 году. По сообщению BBC, «Киров» столкнулся в Ормузском проливе с американским эсминцем «Callaghan» во время кризиса, приведшего к ядерной войне.
  • Находится в центре внимания серии книг Джона Шеттлера «Киров». Согласно им, в 2017—2021 годах корабль подвергся тотальной модернизации, для которой были разобраны на запчасти три других крейсера проекта 1144, и сделан флагманом Северного флота. В ходе первых ракетных стрельб «Киров» из-за неизвестной аномалии попадает в прошлое — в август 1941 года, где провоцирует изменение истории, начиная свое длительное путешествие по различным временам и альтернативным реальностям.

Сложности и их преодоление

Главнокомандующий ВМФ С. Горшков сразу влюбился в этот проект и постоянно осведомлялся о ходе выполнения работ по нему. Но создание уникального корабля шло достаточно долго и сложно, так как конструкторам на ходу приходилось решать множество проблем. В частности, практически с первых месяцев исследований выяснилось, что придется увеличивать водоизмещение, так как паропроводящая установка двухконтурного реактора попросту не вписывается в первоначально предложенный проект корпуса. Если бы инженерам дали добро на этот проект, то атомный крейсер «Киров» был бы раза в три больше, чем он есть сейчас, а ведь судно и без того немаленькое!

В итоге проект разрастался до совершенно неприличных величин, места под ракеты и прочее вооружение попросту не оставалось. Выход нашелся логичный, но сложный: спроектировать новую установку, специально предназначенную для боевых кораблей дальнего радиуса действия. Сложностей добавило и категорическое требование Горшкова об обязательном наличии силовой установки на дизельном или ином органическом топливе. Впрочем, с этим все согласились сразу и единогласно: крейсер «Киров» 1144 – не прогулочный катер, с местом базирования подобных судов у нас всегда были проблемы (все же это не США с ее колоссальными запасами удобного побережья), да и опыт эксплуатации подобных установок был невелик.

Будущее крейсера

Пока корабль стоит на приколе, гадать о его дальнейшей судьбе бесполезно. Решение о модернизации принято, а вот будет ли она проведена, и в каком объеме, покажет время.

«Адмирал Лазарев» — атомный крейсер, модернизация которого должна будет проходить по сокращенному техническому проекту восстановления ТАРК «Адмирал Нахимов», сейчас прошел ремонт в доке для восстановления плавучести на 30 судоремонтном заводе Тихоокеанского флота и ожидает дальнейших изменений в своей судьбе.

Пусть сегодня из четырех высокоавтономных ТАРК в строю всего один, они по-прежнему остаются самыми крупными и мощно вооруженными в мире в своем классе. Первыми и единственными надводными атомными кораблями советского и позднее российского военного флота, не имеющими аналогов в мире.

Ракетные крейсеры

С появлением и распространением баллистических ракет и ракетных установок представления о методах ведения боя в который раз претерпели существенные изменения.

Мнение эксперта Исаак Якович Зельдер Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Теперь можно было поразить цель, которая находилась на расстоянии несколько сот километров одним нажатием пальца. И обычные артиллерийские крейсера выглядели устаревшими и отсталыми. По крайней мере — в глазах генсека Хрущева, который любил ракеты и не любил корабли.

Проект 58

Был начат в 56-ом году с целью обеспечить превосходство в морях и океанах, при этом не обладая превосходством в количестве. Поэтому упор делался на современные достижения техники, в том числе ядерной и ракетостроительной. Первые эскизы появились в 57-ом году, в 58-ом утвердили производство. В июле 62-го на глазах Хрущева были произведены пробные запуски ракет, которые впечатлили правителя СССР. Теперь о нелюбви к кораблям было забыто.

Ракетный крейсер «Варяг»

Всего было выпущено 4-ре ракетных крейсера — “Грозный”, “Адмирал Фокин”, “Адмирал Головко” и “Варяг”. Заклали их в 60-61 годах, спустили на воду в 61-63-ем. В 90-ые все поочередно,кроме “Адмирала Головко”, списали в утиль. Тот продержался до конца 2002-го.

Основой вооружения был противокорабельный ракетный комплекс(ПРПК) с ракетой длиною почти в 10 метров, и весом в 4,2-4,5 тонны. Дальность стрельбы — 100-300 км, высота полета — с 300-от метров до 7-ми км.

Проект 1164

Были следующим витком в развитии ракетных крейсеров. Строительство начали в 1972-ом году. Прошедший через сито конкурсных работ, окончательный эскиз утвердили в августе 74-го. Изначально планировали выпустить 10 единиц, но в ходе работ сошлись только на 3-ех. Первый корабль заложили в 76-ом, а на вооружение приняли в 83-ем. Сейчас все три находятся на вооружении ВМС РФ — это “Москва”, еще один “Варяг” и “Маршал Устинов”. Было несколько подвидов вооружения — противокорабельное, противолодочное(призванное уничтожать подлодки), две реактивные бомбовые установки, призванные уничтожат выпущенные по кораблю торпеды, 10-ть зенитно-ракетных установок, 6-ть зениток и два корабельных орудия калибром 130 мм. Как можно увидеть, вооружены такие крейсеры были “до зубов”. Основным боевым орудием является 16 пусковых установок “Вулкан”. Весит подобная ракета 6-ть тонн и имеет максимальную скорость в 3000 км/час. Радиус поражения — 700 км. Также стоит отметить комплект торпед, направленных на уничтожение, в основном, подводных кораблей противника. Всего в базовом наличии их было 10-ть штук, длиной до 7-ми метров и весом около 2-ух тонн. Разгоняться такая махина могла до 100-а км/час, а поражала цели на расстоянии до 22 км.

Проект 1144

И, наконец, на десерт — атомные реактивные крейсера. Были построены в период с 1973-го по 1996-ой года. Так как корабли строились с большим временным промежутком, то вспомогательное вооружение на них может сильно отличаться, в зависимости от года спуска на воду и развития технологий на тот момент. Наиболее совершенные орудия, что логично, были установлены на самый последний по выпуску корабль — “Петр Великий”.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий»

Мнение эксперта Александр Николаевич Румянцев Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.

В основе же орудий каждого корабля лежит противокорабельные ракеты П-700 “Гранит”. При длине в 10-ть метров, они достигали 7-ми тонной массы и могли развивать скорость свыше 3000 км/час.

В боевой части переносить ядерный заряд. Также стоит отметить зенитно-ракетные комплексы “Оса-М” и “Кинжал”. В качестве зенитной артиллерии выступали АК-130 с калибром 130 мм, имелся противолодочный ракетно-торпедный комплекс РПК-6М “Водопад”, морской бомбомет “Смерч-3” и противоторпедные ракеты “Удав-1М”

Отличительным свойством крейсеров “Проекта 1144” была атомная энергоустановка, которая выступала в качестве сердца и мотора. Без перезарядки функционирует 10-11 лет. Всего выпущено 4-ре корабля — “Киров”, “Адмирал Лазарев”, “Адмирал Нахимов” и “Петр Великий”. Из всех перечисленных только последний сейчас состоит на службе в ВМС РФ. Остальные либо сданы в утиль, либо находятся на модернизации.

Служба

  • 1984 год — первый боевой поход в Средиземное море.
  • 18 мая 1984 года, во время инцидента со взрывом складов с боеприпасами в Североморске, остался в гавани — в отличие от остальных кораблей базы, для того чтобы в случае старта ракет с горящего склада в сторону города или атомного ракетного подводного крейсера находящегося у причала сбить их средствами корабельного ПВО.
  • При входе в Кольский залив, произошла поломка редуктора главного турбозубчатого агрегата (ГТЗА № 1), когда ККСФ Громов лично схватился за ручки телеграфа на ходовом мостике, и дал полный реверс. Входили на ГТЗА№2 , носовой отсоединили от валопровода по звукоизолирующей муфте. В ПД-50 разрезали днище и выгрузили двухсоттонный планетарный редуктор на стапель и отправили его в ремонт на Кировский завод. После ремонта разрезку в ПД-50 повторили, загрузили редуктор, выполнили его центровку по меткам и оптике.
  • 7 апреля 1989 г., после срочного приказа идти к месту аварии К-278 «Комсомолец», дал максимально возможный ход в 33,5 узлов (больше чем на испытаниях) при 100% мощности АППУ.
  • В 1990 году «Киров» был возвращён с БС2 по причине выявленной газовой не плотности первого контура носового аппарата КН-3 и устранена по приходу у 7 причала. В остальной части корабль был исправен, но был выведен в резерв 2-й категории из-за отсутствия средств.
  • В 1992 году переименован в «Адмирал Ушаков» в честь Ф. Ф. Ушакова.
  • В 1999 году корабль поставлен на модернизацию в Северодвинске.
  • В 2000—2001 годах был начат средний ремонт с модернизацией
  • В 2002 году крейсер был выведен из состава флота, а в 2004 году имя «Адмирал Ушаков» было присвоено эскадренному миноносцу «Бесстрашный», крейсеру возвращено имя «Киров».
  • По состоянию на 2008 год, предназначался для утилизации.
  • По состоянию на 2009 год, по заявлению 1-го заместителя Министра обороны РФ Владимира Поповкина, решение о восстановлении «Киров» не принято.
  • В 2011 году планировалась полная модернизация крейсера по программе развития ВМФ. Ввод в строй планировался не позднее 2020 года.
  • Осенью 2012 года в общественную интернет-приёмную заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина поступило обращение:

Уважаемый Дмитрий Олегович! К Вам обращаются тысячи людей, служивших в разное время на атомном крейсере «Киров», который в настоящее время стоит на приколе в г.Северодвинске. В 2009г мы обратились к Президенту РФ с просьбой разъяснить нам дальнейшую судьбу корабля… Не будем утомлять Вас военной терминологией о предназначении атомных крейсеров данного проекта, а скажем в двух словах: атомный крейсер – это мощь флота и престиж страны! Уважаемый Дмитрий Олегович! Помогите нам (и стране!) спасти наш крейсер! Председатель совета ветеранов атомного крейсера «Киров», В. Р., Секретарь совета – Б. П.Ответ: Крейсер «Киров» (ныне «Адмирал Ушаков») возвращен в состав Военно-Морского Флота. В настоящее время ведется разработка проекта модернизации кораблей этого типа.

  • В декабре 2013 года у специалистов Центра судостроения «Звёздочка» появилось мнение о необходимости скорейшей утилизации активной зоны крейсера.
  • По сообщению пресс-секретаря Центра судоремонта «Звёздочка» Евгения Гладышева от 9 июня 2014 года «Адмирал Ушаков» начнут утилизировать не ранее 2016 года. В бюджет госкорпорации «Росатом» на 2015 год включена сумма, которую планируется потратить на разработку проектной документации на утилизацию «Адмирал Ушаков». Отработанное ядерное топливо из него не выгружалось, однако специалистами «Звёздочки» были проведены работы по герметизации опасной реакторной зоны.
  • 25 апреля 2015 года на крейсере состоялась церемония торжественного поднятия Андреевского флага, посвященная 34-летию нахождения крейсера в составе ВМФ.
  • В августе 2015 года принято окончательное решение об утилизации крейсера. Тендер на разработку проекта по утилизации крейсера объявила корпорация «Росатом». Согласно конкурсной документации, проект по утилизации корабля должен быть готов до 30 ноября 2016 года. Отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) должны выгрузить на ЦС «Звёздочка» за счёт средств Италии.

Служба «Адмирала Ушакова»

Корабль официально состоял на службе ВМФ и участвовал во многих боевых и учебных заданиях. Среди них можно выделить несколько интересных моментов. Например, зимой 1983 года корабли НАТО, выступив на стороне Израиля, начали вести военные действия против Сирии и Ливана, которые были союзниками СССР. Командование судна получило приказ идти в Средиземное море.

Когда «Адмирал Ушаков» вошел в нужные воды, а до точки назначения оставалось меньше суток пути, корабли НАТО сразу прекратили огонь и ушли в островную зону. Приближаться менее чем на 500 км к нашему кораблю американцы так и не решились.

В 1984 году судно совершило свой первый боевой поход в Средиземное море.

Особенностью крейсера «Адмирал Ушаков» было наличие специальных артиллерийских радиолокационных станций. Кроме двух командно-дальномерных постов КДП-8 и башенных артиллерийских дальномеров ДМ-8-2, на судне для управления стрельбой главного калибра были использованы РЛС «Риф» и АРЛС «Залп», а на II и III башнях МК-5-бис установлены собственные радиодальномеры. Грамотное использование артиллерии главного калибра обеспечивалось системой приборов управления стрельбой «Молния АЦ-68бис А». Корабли такого типа были также оснащены современными на тот период времени средствами связи.

В 1971 году крейсер прошёл масштабную модернизацию согласно проекту 68-А. Одной из задач было усиление ПВО, а также средств связи. Кроме того технический план предусматривал установку навигационного космического комплекса «Циклон-Б» с системой связи «Цунами-БМ», дополнительных АУ 30-мм калибра АК-230 с системами управления МР-104 «Рысь», современными средствами связи и радиолокационного противодействия, а также специальными устройствами передачи грузов на ходу.

Корпус корабля был переоборудован для установки носовой и кормовой групп, по четыре установки в каждой, 30-мм артиллерии ближнего радиуса действия.

Связь на борту судна координировалась из флагманского командного пункта. Для установки активных помех устанавливались станции САП «Краб-11» и «Краб-12».

После модернизации крейсер выполнял боевые и учебные задачи вплоть до 1991 года. Из-за ряда технических неисправностей судно было поставлено на ремонтную стоянку.

К сожалению, корабль так и не был восстановлен и модернизирован. У страны был сложный переломный период, и на восстановление такого огромного судна просто не было денег.

Долгие годы «Адмирал Ушаков» простоял на приколе. В 2013 году  специалисты Центра судостроения «Звездочка» заявили о необходимости утилизации активной зоны крейсера.

Летом 2015 года было принято окончательное решение об утилизации крейсера «Адмирал Ушаков».

Последние попытки

Всего в мире в 1936—1945 годах было построено 27 линейных кораблей последнего поколения: 10 — в США, 5 — в Великобритании, 4 — в Германии, по 3 — во Франции и Италии, 2 — в Японии. И ни в одном из флотов они не оправдали возлагавшихся на них надежд. Опыт Второй мировой войны со всей очевидностью показал, что время линкоров ушло. Новыми хозяевами океанов стали авианосцы: палубная авиация, безусловно, превосходила корабельную артиллерию и по дальности действия, и по способности поражать цели в самые уязвимые места. Так что можно с уверенностью утверждать, что сталинские линкоры, даже будь они построены к июню 1941 года, никакой заметной роли в войне бы не сыграли.

Но ведь вот парадокс: Советский Союз, затративший по сравнению с другими государствами несколько меньше средств на ненужные корабли, решил как бы наверстать упущенное и стал единственной в мире страной, продолжавшей проектировать линкоры и после Второй мировой войны! Вопреки здравому смыслу конструкторы на протяжении нескольких лет не покладая рук трудились над чертежами плавучих крепостей вчерашнего дня. Преемником «Советского Союза» стал линкор проекта 24 полным водоизмещением 81 150 тонн (!), преемником «Кронштадта» — 42-тысячетонный тяжелый крейсер проекта 82. Кроме того, эту пару дополнял еще один так называемый «средний» крейсер проекта 66 с 220-мм артиллерией главного калибра. Заметим, что последний хотя и именовался средним, но по водоизмещению (30 750 тонн) оставлял далеко позади все зарубежные тяжелые крейсера и приближался к линкорам.

Линкор «Советский Союз», проект 23 (СССР, заложен в 1938 г.). Водоизмещение стандартное — 59 150 т, полное — 65 150 т. Длина наибольшая — 269,4 м, ширина — 38,9 м, осадка — 10,4 м. Мощность турбин — 201 000 л. с., скорость — 28 узлов (при форсировке, соответственно, 231 000 л. с. и 29 узлов). Вооружение: 9 — 406-мм и 12 — 152-мм орудий, 12 — 100-мм зенитных пушек, 40 — 37-мм автоматов, 4 гидросамолета

Причины того, что отечественное кораблестроение в послевоенные годы шло явно против течения, в основном субъективные. И на первом месте здесь стоят личные пристрастия «вождя народов». Сталину очень импонировали большие артиллерийские корабли, особенно быстроходные, и при этом он явно недооценивал авианосцы. Во время обсуждения тяжелого крейсера проекта 82 в марте 1950 года генсек потребовал от конструкторов увеличить скорость корабля до 35 узлов, «чтобы он наводил панику на легкие крейсера противника, разгонял их и громил. Этот крейсер должен летать как ласточка, быть пиратом, настоящим бандитом». Увы, на пороге ракетно-ядерной эпохи взгляды советского лидера на вопросы морской тактики отставали от своего времени на полтора-два десятилетия.

Если проекты 24 и 66 остались на бумаге, то по проекту 82 в 1951—1952 годах заложили три «крейсера-бандита» — «Сталинград», «Москву» и третий, оставшийся без названия. Но вступить в строй им не пришлось: 18 апреля 1953 года, через месяц после смерти Сталина, постройку кораблей прекратили ввиду их дороговизны и полной неясности тактического применения. Секция корпуса головного «Сталинграда» была спущена на воду и в течение нескольких лет использовалась для отработки разных видов морского оружия, в том числе торпед и крылатых ракет. Весьма символично: последний в мире тяжелый артиллерийский корабль оказался востребованным лишь в качестве мишени для нового оружия…

Тяжелый крейсер «Сталинград». Заложен в 1951 г., но не достроен. Полное водоизмещение — 42 300 т. Длина наибольшая — 273,6 м, ширина — 32 м, осадка — 9,2 м. Мощность турбин — 280 000 л. с., скорость — 35,2 узла (65 км/ч). Толщина бортовой брони — до 180 мм, башен — до 240 мм. Вооружение: 9 — 305-мм и 12 — 130мм орудий, 24 — 45-мм и 40 — 25-мм автоматов

Краснознаменный крейсер Балтийского флота

Боевое крещение крейсер «Киров» принял в ходе советско-финской войны. Целью единственного похода крейсера стало уничтожение финской батареи на острове Руссарэ. В артиллерийской дуэли с мощной батареей 234-мм орудий «Киров» подвергался серьезной опасности, находясь вблизи финского минного поля и одновременно рискуя получить фатальное попадание. Всего крейсер выпустил 35 180-мм снарядов, которые повредили ряд портовых сооружений, но не нанесли батарее никакого вреда. В ответ финны выпустили по советскому крейсеру от 15 до 25 снарядов, но не добились прямых попаданий.


Общий вид крейсера «Киров». (armedmen.ru)

Великую Отечественную войну «Киров» встретил в Риге, где принял первый бой с немецкой авиацией. Быстрое приближение сухопутных войск вермахта к Риге заставило советское командование перевести «Киров» в Таллин, где в августе крейсер включился в систему обороны города, первым открыв огонь по скоплениям немецких войск. Противник подтянул тяжелую артиллерию и усилил воздушные атаки на советские корабли. Всего с 22 по 27 августа 1941 г. немцы выпустили по «Кирову» около 500 снарядов, добившись одного прямого попадания.

Крейсер «Киров» принял участие в тяжелом для Балтийского флота переходе из Таллина в Кронштадт, отразив 22 воздушных налета. В дальнейшем корабль активно использовался в ходе обороны Ленинграда. Противник подвергал места стоянки крейсера артиллерийским и авиационным ударам. Наиболее тяжелым для крейсера стал авианалет 24 апреля 1942 г., когда крейсер получил попадания трех авиабомб и одного снаряда. Были выведены из строя все 100-мм орудия; погибли 86 моряков из экипажа крейсера, еще 46 получили ранения. В ходе ремонта крейсера была демонтирована бесполезная катапульта, количество 100-мм орудий довели до восьми, заменили 45-мм пушки на 37-мм автоматические зенитки и установили два четырехствольных пулемета «Виккерс».

27 февраля 1943 г. крейсер «Киров» был удостоен звания краснознаменного. Последние залпы по противнику крейсер дал в июне 1944 г., поддерживая действия войск Ленинградского фронта на выборгском направлении. Из шести крейсеров типа «Киров» четыре приняли активное участие в войне (по два на Балтике и Черном море), получили серьезные повреждения, но ни один из них не погиб. Советским крейсерам приходилось действовать в специфических условиях, где основными противниками были не крупные надводные корабли, а артиллерийские батареи, торпедные катера и авиация противника.


Мемориал на площади Балтфлота в Петербурге. (lenww2.ru)

16 октября 1945 г. крейсер «Киров» вышел из Кронштадта и подорвался на немецкой донной мине. В ходе спасательной операции опрокинулся буксир (один человек погиб). Причиной аварии было признано то, что крейсер вышел в море с выключенной противоминной обмоткой. Ремонт «Кирова» продолжался более года. В 1958 г. крейсер был выведен из боевого состава флота. Три года спустя в августе 1961 г. крейсер «Киров» был переоборудован в учебный корабль, а в феврале 1974 г. исключен из состава флота. Две носовые башни 180-мм орудий крейсера были сохранены в качестве мемориала в Петербурге.

История службы

Атомный ракетный крейсер «Киров», вступив в строй, обосновался на Северном флоте. Он считался полноправным «наследником» крейсера, сражавшегося с нацистами, ему перешли награды предшественника и звание краснознамённого. При вручении ордена и флага присутствовали ветераны экипажа первого «Кирова». Корабль исправно нёс службу, участвовал в учениях, а в 1983 году впервые вышел в боевой поход в Средиземноморье. В 1989 году принял участие в операции по спасению субмарины «Комсомолец».

Именно в этом походе на крейсере произошла авария, последствия которой сыграли в его судьбе отрицательную роль. Поломка редуктора, усугубленная затем проблемами с энергетической установкой, привела к тому, что с 1990 года тяжёлый крейсер в море не выходил, ожидая ремонта. Сорвалось и второе боевое дежурство «Кирова» в Средиземном море.

Вместо ремонта «дождались» развала Советского Союза и отсутствия средств на любой ремонт. Все «Орланы», кроме находящегося в достройке «Юрия Андропова», зачислили в резерв. В 1992 году крейсера переименовали, присвоив им имена флотоводцев. Крейсер «Киров» стал «Адмиралом Ушаковым», а «Фрунзе» и «Калинин» – «Адмиралами» «Лазаревым» и «Нахимовым».

Недостроенный «Андропов» стал «Петром Великим» и ему повезло больше всех «систершипов». В условиях экономического кризиса «Петра Великого» удалось достроить и ввести в строй, сделав флагманом Северного флота. «Адмирал Ушаков», активно прослуживший всего десять лет, и даже «Нахимов», вступивший в строй только в 1988 году, ветшали в резерве без должного ухода. Кроме того, выяснилось, что крейсера проекта 1164 по боевым возможностям уступают «Орланам» не так сильно, а в эксплуатации гораздо проще и дешевле.

В 1999 году объявили о начале ремонтных работ на «Ушакове», ожидалось проведение модернизации. Фактически работы так и не начались, и в 2002 году крейсер вывели из состава флота, вернув ему при этом имя «Киров». Здесь стоит оговориться, что в СССР нередко переименовывали продаваемые на слом корабли, во избежание публикаций типа «Россию» продали на металл». Первое десятилетие нового века крейсер провёл в отстое. За него пытались бороться.

Ветераны крейсера обращались в правительство с просьбами спасти «Киров», символизирующий престиж флота – им отвечали, что атомоход вернут в списки флота и модернизируют. На практике же было принято окончательное постановление об утилизации корабля. В 2020 году начали выгрузку топлива из реакторов. Демонтажа ожидает и «Адмирал Лазарев», пробывший в строю всего пять лет. Вероятно, что после модернизации вступит в строй «Адмирал Нахимов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector