«адмирал кузнецов»

От «Риги» до «Адмирала»

Строительство «Кузнецова» началось в 1982 году. Корабль стал следующей ступенью в развитии авианесущих крейсеров проекта 1143.5. Его ключевая особенность — палуба, рассчитанная как на самолёты с вертикальным взлётом и посадкой, так и на истребители, которым необходима взлётная полоса. За свою историю корабль неоднократно менял название. При проектировании ему было присвоено имя «Рига», однако после смерти генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева крейсер переименовали в честь главы СССР. После начала испытаний корабль получил новое имя — «Тбилиси», под таким названием прошли его испытания. В частности, на нём впервые в истории морской военной авиации Советского Союза была совершена посадка «по-самолётному», то есть горизонтально.

  • Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» в Средиземном море
  • РИА Новости

Однако официально в состав ВМФ СССР корабль был включён после его очередного, на этот раз последнего переименования. Он получил имя «Адмирал Кузнецов». Вскоре он чуть не оказался в составе ВМС Украины, которая в тот момент отделялась от СССР. Президент республики Леонид Кравчук осенью 1991 года заявил, что раз авианосец строили на Николаевском заводе, то он является собственностью Киева. Однако командир корабля не согласился с таким решением и вывел «Кузнецова» в море. Часть команды решила присягнуть украинской республике и осталась на берегу. А корабль обогнул Европу и прибыл в Мурманскую область, где был официально зачислен в состав Северного флота ВМФ РФ.

В 1990-е годы авианосец в среднем по три — четыре месяца проводил в море, участвуя в различных походах и учениях. В 2001—2004 годах был проведён плановый ремонт. А с декабря 2011-го по май 2014 года «Адмирал Кузнецов» провёл длительный поход в Средиземное море, к берегам Сирии.

«Адмирала» таки украли

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был заложен на Черноморском судостроительном заводе в 1982 году, спущен на воду в 1985-м и находится в строю с 1990-го.

Основные характеристики корабля таковы: длина — 302,3 метра, ширина — 72,3 метра, осадка — 9,1 метра, максимальная скорость — 29 узлов, водоизмещение — 60 тысяч тонн, экипаж — около 2 тысяч человек (из них 600 летчиков и авиатехников), дальность плавания — 8400 миль. На авианосце могут базироваться: истребители Су-33 и МиГ-29К в количестве 26 единиц, 18 вертолетов Ка-27 и Ка-29, два вертолета Ка-27ПС и четыре вертолета Ка-31.

Вооружение корабля составляют две реактивные бомбометные установки «Удав», 12 пусковых установок противокорабельных ракет «Гранит», 6 шестиствольных 30-миллиметровых артиллерийских установок, 4 шестиствольные установки зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» и 8 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик».

1 декабря 1991 года в 9.00 этот громадный корабль тихо снялся с якоря в Севастопольской бухте и начал движение к Босфору. Отход был внезапным. На берегу остались грузы, половина экипажа и самолеты. Все, кто был на борту «Адмирала Кузнецова», поняли, что корабль тайно уводят из украинских вод. Спустя полтора года в газете «Северный рабочий» были опубликованы воспоминания капитана 2-го ранга Виктора Канишевского, который был участником похода из Севастополя в Северодвинск. Вот выдержка из этой статьи:

«… Как сейчас помню ажиотаж того осеннего дня, когда на «Кузнецове» получили телеграмму президента Украины Кравчука. В ней объявлялось, что корабль является собственностью Украины, что до принятия правительственного решения он должен оставаться на Севастопольском рейде.

Разбившись группами по каютам, офицеры, да и просто матросы, гадали, как на это отреагируют президент России Ельцин, главком ВМФ Чернавин и командующий Северным флотом Громов.

— Я никак не могу взять в толк: зачем Украине с ее закрытым Черным морем корабль, предназначенный для океанской службы? Если уж так ей хочется иметь авианосец, то пусть «Варяг» достраивает или «Ульяновск», — недоумевал командир БЧ-5 капитан 1-го ранга Андрей Утушкин. — Это чистейшей воды политиканство…

— Не без того, — соглашался с ним замполит капитан 1-го ранга Владимир Иванов. — Только Россия ни за что не отдаст «Кузнецова».

Однако принятая незадолго до злополучной телеграммы декларация о независимости Украины уже разрушила, казалось бы, несокрушимое морское братство экипажа авианосца. Часть офицеров и мичманов, семьи которых находились в Севастополе, не скрывали своего желания служить под украинским «трезубцем», а потому откровенно радовались телеграмме. Мол, зачем на Севере гробить такой прекрасный корабль. Ему надо базироваться поближе к ремонтной базе. А она для авианосца имеется только в Николаеве…

Шли дни. Киев молчал. Из Заполярья тем временем пришла радиодепеша о том, что в Крым вылетел первый заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Юрий Устименко. Долгожданный гость прибыл на авианосец катером. Несмотря на поздний час, был сыгран большой сбор. Поздоровавшись с экипажем, вице-адмирал с украинской фамилией распорядился распустить моряков, а командиру приказал немедленно сниматься с якоря. Ярыгин начал было объяснять, что две трети офицеров и мичманов, а также сдаточная команда остались на берегу, прибудут катерами только завтра утром.

— Ничего, и без них справимся, — решительно заявил гость. И добавил: — Они нас на поезде обгонят. Выходим немедленно…

— А как же самолеты, которые остались в Саках? — заволновался замполит Иванов.

— Сами прилетят в Сафоново, — успокоил Устименко. По решительному тону гостя можно было сделать вывод, что он получил приказ увести «собственность Украины» на Север не только от командующего Северным флотом Громова, но и Главкома ВМФ Чернавина. А может, и самого министра обороны. Значит, Москва дала «добро». Офицеры управления авианесущего крейсера почувствовали себя участниками необъявленной размолвки между двумя вчера еще дружественными столицами.

В 23.40, не подавая никаких сигналов, авианосец в кромешной темноте покинул Севастопольский рейд и взял курс на Босфор. Когда берег оказался далеко за кормой, включили ходовые огни…».

Капитан 2-го ранга Виктор Канишевский был помощником командира корабля и отвечал за «живучесть» судна. Он принадлежал к старшему начальствующему составу и знал ситуацию хорошо. Младшие офицеры и матросы смотрели на этот «северный поход» другими глазами.

Промежуточное решение

Если предположить, что «Кузнецов» сможет встать в док в Белокаменке в 2020 году, то завершение его ремонта в 2021-м не представляет какой-то нерешаемой задачи. Вместе с тем, ограниченность работ (известно, что от глубокой модернизации корабля было решено отказаться), ставит перспективы дальнейшего использования авианосца под сомнение.

«Не все считают продолжение ремонта целесообразным», — отметил собеседник «Известий» в военном ведомстве. «Есть разные мнения, в том числе и сводящиеся к тому, что на эти деньги лучше построить пару фрегатов или атомную субмарину», — добавил он.

По мнению собеседника редакции, «Кузнецов», если и вернется в строй, скорее всего будет использоваться в качестве учебного корабля и в дальние походы больше отправляться не будет.

«Возможно оптимальным был бы его перевод на Черное море, где в силу лучших климатических условий «Кузнецов» мог бы более эффективно выполнять задачи учебного авианосца, но это имеет смысл только в случае принятия принципиального решения о заказе нового авианесущего корабля для ВМФ России», — отметил собеседник редакции.

Кузнецов

Фото: commons.wikimedia.org/Mil.ru

То же самое касается и планов глубокой модернизации авиагруппы корабля, недавно обнародованных в ряде СМИ. В соответствии с этими планами истребители МиГ-29КР/КУБР и Су-33 должны получить новое оборудование, обеспечивающее обмен информацией в реальном времени. «Глубокая модернизация имеет смысл для МиГ-29КР/КУБР, для Су-33, основу прицельного комплекса которых составляет морально устаревшая РЛС Н-001 «Меч», способная выдавать целеуказание одновременно не более чем на две цели, смысл есть только при условии замены радара, которая не целесообразна на столь возрастных машинах», — отметил собеседник редакции.

По мнению специалиста перспективы палубной авиации в настоящее время связаны, помимо совершенствования недавно поставленных палубных МиГ-29, с продолжением разработки нового самолета по теме ПАК КА (перспективный авиационный комплекс корабельной авиации), но эта разработка также прямо зависит от наличия решения о постройке нового авианосца.

Боевое крещение на Ближнем Востоке

С ноября 2016 года по 6 января 2017 года «Адмирал Кузнецов» принимал участие в операции войск РФ в Сирии. Это было первое участие авианосца в реальных боевых действиях. Как позднее рассказал командующий российской группировкой войск в Сирии генерал-полковник Андрей Картаполов, лётчики морской авиации тогда выполнили 420 боевых вылетов, из них 117 осуществлялись ночью. По словам командующего, самолёты, базировавшиеся на «Кузнецове», разбомбили 1252 объекта террористов. При этом не обошлось и без потерь. Катастрофу потерпели с интервалом в один месяц два истребителя-бомбардировщика — Су-33 и МиГ-29К. Оба ЧП произошли в тот монет, когда самолёты осуществляли посадку. При этом в обоих случаях пилоты успели катапультироваться.

После сирийского похода президент России Владимир Путин наградил авианосец «Адмирал Кузнецов» Орденом Ушакова. А в октябре 2017 года началась его модернизация на Мурманском судоремонтном заводе.

  • МиГ-29КУБ с опущенным гаком

Заслуженный пилот России, член Комиссии при президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения Юрий Сытник считает, что одной из основных задач при ремонте авианосца станет усовершенствование механизмов, отвечающих за посадку истребителей МиГ-29К/КУБ на его палубу.

Также по теме


На замену «Мистралям»: к 2030 году Россия получит три авианесущих корабля

ВМФ России получит отечественную замену французским «Мистралям». К 2025 году планируется закончить строительство двух универсальных…

«Это мероприятие мало того что требует специфических навыков от лётчика, оно ещё и сопряжено с тяжёлыми перегрузками для организма. Если с первого захода истребитель после касания шасси палубы не смог зацепится за специальное устройство, которое его тормозит, пилот вынужден резко увеличивать скорость и снова взлетать, чтобы избежать катастрофы. Это приводит к потому, что у большинства лётчиков палубной авиации после 5—7 лет службы зачастую происходит компрессионный перелом позвоночника», — пояснил эксперт в беседе с RT.

По его словам, ситуация улучшилась после присоединения Крыма к России, где есть специальная тренировочная база, позволяющая будущим пилотам военно-морской авиации отрабатывать посадку на палубу.

«Однако ремонт «Кузнецова», усовершенствование его палубы и других элементов, связанных с посадкой, должны ещё больше снизить риск аварий», — отметил Сытник.

Возврат к идеям создателей

Член экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ полковник запаса Виктор Мураховский, в свою очередь, отметил, что после модернизации может принципиально измениться концепция применения «Адмирала Кузнецова» в боевых действиях.

Также по теме


«Мы можем построить всё»: нужны ли российскому флоту новые авианосцы

После завершения первого боевого похода крейсера «Адмирал Кузнецов» в России активно обсуждается необходимость появления в составе ВМФ…

«Хочу подчеркнуть, что это не авианосец в полном смысле слова, а авианесущий крейсер. Изначально основным его ударным средством были противокорабельные ракеты, а авиация базировалась на палубе, в первую очередь для того, чтобы отражать авианалёты на корабельную группировку, в которую этот корабль входил. Другое дело, что потом самолёты решили сделать основной ударной силой данного корабля. Но нужно понимать, что эффективность от такого решения будет не очень высока, потому что проектировался «Кузнецов» для другого», — заявил эксперт.

По его словам, МиГ-29К/КУБ, который планируют сделать основным летательным аппаратом, базирующимся на авианесущем крейсере, предназначен в первую очередь для уничтожения самолётов противника.

«А это говорит о том, что наше военное руководство, вероятнее всего, планирует использовать «Кузнецова» в соответствии с теми задачами, под которые он изначально и строился. Он будет прикрывать другие корабли в Средиземном море или же где-то ещё», — заявил Мураховский.

  • Корабельный истребитель Су-33 ВКС РФ во время взлёта с палубы тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»
  • РИА Новости

Он добавил, что идеальным вариантом модернизации корабля была бы установка на него атомной силовой установки вместо дизельной.

«Однако это потребует глубокой перестройки «Кузнецова», фактически создания нового авианосца. Поэтому дешевле и целесообразнее провести капитальный ремонт имеющихся двигателей, а также оснастить корабль новым оборудованием», — сказал Мураховский.

При этом специалист подчеркнул, что не разделяет точку зрения ряда экспертов и журналистов, что от «Адмирала Кузнецова» необходимо отказаться в силу его дороговизны и того факта, что он морально устарел.

Аналогичной точки зрения придерживается и Сытник.

«Поскольку мы имеем базу ВМФ в Тартусе, поскольку Средиземное море имеет для нашей безопасности крайне большое значение, авианосец нам там очень даже нужен. «Лишние» 2—3 десятка самолётов позволят нам следить за атомными лодками США, вести наблюдение за ситуацией, осуществлять мероприятие радиоэлектронной борьбы. После завершения модернизации «Кузнецов» может принести нашему ВМФ ещё много пользы», — заключил лётчик.

Последние новости

25 сентября 2021 19:24 – КПРФ

Встреча с депутатами от КПРФ по итогам выборов в Госдуму ФС РФ (Москва, 25.09.2021). Видео в HD-качестве

25 сентября 2021 15:35 – КПРФ

КПРФ провела в центре Москвы акцию протеста против подтасовок на выборах в Госдуму

25 сентября 2021 13:50 – КПРФ

Встреча с депутатами от КПРФ по итогам выборов в Госдуму ФС РФ. Он-лайн трансляция с Пушкинской площади

Новости smi2.ru

25 сентября 2021 7:01 – КПРФ

Геннадий Зюганов: Планируемая КПРФ встреча с депутатами в Москве абсолютно законна

24 сентября 2021 19:30

Роскомнадзор пригрозил КПРФ блокировкой сайта из-за анонсов несогласованных митингов

24 сентября 2021 18:00 – КПРФ

Член Центризбиркома от КПРФ Евгений Колюшин озвучил особое мнение партии по объявленным результатам выборов в Госдуму Обновлено

24 сентября 2021 16:30 – КПРФ

Дмитрий Новиков дал резкую оценку выборам депутатов Госдумы 2021 года Обновлено

24 сентября 2021 15:00

В России цена на гречку впервые за десять лет превысила 100 рублей

24 сентября 2021 13:30

На Украине приняли закон против олигархов. Им запретили финансировать партии и участвовать в приватизации

24 сентября 2021 10:30 – КПРФ

Коммунисты потребовали провести полный аудит системы дистанционного электронного голосования

23 сентября 2021 19:30

После выборов. Правительство РФ отказалось индексировать пенсии работающим пенсионерам

23 сентября 2021 18:00

В Германии обвинили Россию в сдерживании поставок газа в Европу

23 сентября 2021 16:30 – КПРФ

Геннадий Зюганов призвал однопартийцев проявить «максимум сдержанности и выдержки»

23 сентября 2021 15:00

Захарова пригрозила Турции за отказ признать выборы в Крыму

23 сентября 2021 13:30

ЦИК опубликовал распределение депутатских мандатов в новой Государственно Думе

Новости smi2.ru

23 сентября 2021 12:30 – КПРФ

Коммунист Александр Тарнаев обратился в Генпрокуратуру и Следственный комитет с просьбой провести проверки нарушений на выборах в Крыму

23 сентября 2021 11:00 – КПРФ

Всероссийское совещание партийного актива КПРФ по итогам избирательной кампании 2021 года

23 сентября 2021 10:30 – КПРФ

Юрий Афонин: Поддержка КПРФ значительно выросла

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector