Авиакрейсер «адмирал кузнецов»: чертеж, ттх, боевые походы
Содержание:
Конструкция крейсера
Вид крейсера спереди, сзади и сверху
В конструкции кораблей проекта 1143 следует отличать два ключевых типа — первые корабли с ракетно-артиллерийским вооружением в носовой части и модернизированный вариант с расширением взлетно-посадочной полосы. «Адмирал Кузнецов» относится ко второй категории, хотя большинство схем компоновки и сохраняет традиционные для серии аспекты.
Конструктивная защита
Защита крейсера «Адмирал Кузнецов» основывается на двух ключевых факторах — вооружение, способное поражать выпущенные по кораблю снаряды, и конструктивные особенности компоновки и использованных материалов.
Для противодействия ракетно-бомбовым атакам имеются зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Кинжал», установки «Кортик» и скорострельные АК-630М. Против торпедных атак предусмотрена многоуровневая защита посредством двух установок РБУ-12000. В нее входит:
- создание ложных акустических целей;
- формирование противоторпедных минных полей;
- поражение торпед глубинными бомбами в непосредственной близости от корабля.
Корпус
Сварной корпус крейсера «Адмирал Кузнецов» выполнен по общим стандартам авианосцев. Остров с надстройкой смещен вправо от продольной оси корабля. Полетная палуба имеет консольный свес. Под ней располагаются ангары, от которых предусмотрено два подъемника для самолетов. Данные помещения занимают до 50% длины и 70% ширины корпуса.
По базовому проекту 1143 в носовой части судна располагалось вооружение. Адмирал Кузнецов авианосец имеет другую компоновку, на его месте размещена дополнительная взлетная палуба для самолетов стандартной схемы. Соответственно изменилась и конструкция носовой части, крейсер стал больше походить на полноценный авианосец.
Палубы
Схема крейсера и его компонентов
Общее количество палуб, включая командные — 7. Для авиации первоначальный проект крейсера подразумевал только одну угловую палубу для взлета и посадки авиации. Такие корабли ориентировались преимущественно на вертолеты и самолеты вертикального взлета. Однако подобная специализация была пересмотрена.
Самолеты Як-38 не обеспечивали нужной ударной силы и превосходства в воздухе. При этом в южных широтах, ввиду влажности и высокой температуры, они и вовсе не могли взлетать. Данный аспект ставил под сомнение и эффективность вертолетов для борьбы с подводными лодками, десантирования и прикрытия наземных войск.
Авиафинишер «Светлана-2»
Авиафинишер — устройство для усиленного торможения садящихся на палубу авианосца самолета. Для «Адмирала Кузнецов» задействована система «Светлана-2». Она состоит из нескольких поперечных тросов, связанных с гидравлической системой торможения.
Навигационная и оптическая система
Для проекта 1143 предусматривалась комплексная навигационная система, разработанная Бакинским электромеханическим институтом. В ее состав входили следующие приборы:
- «Стрельна-1» — центральная вычислительная система, обеспечиваемая цифровой вычислительной машиной «Азов»;
- система курсоуказания формируется двумя гирокомпасами «Маяк», двумя гироазимут-горизонтами «Минута» и системой расчета курса «Сумгаит»;
- «Катех-С» производил замер скорости и угол дрейфа;
- приемоиндикаторы КПФ-3К, «Пирс-1», КПИ-6Ф принимали информацию от радионавигационных систем «Маршрут», «Брас», «Декка», РСДН-3, Лоран-А и Лоран-С;
- двухантенная система «Вайгач» определяла местоположение и движение целей.
Модернизация навигационных и оптических систем заменила большую часть оборудования. Основу составляет навигационный комплекс «Бейсур». Средства наблюдения также представлены современными радиолокационными системами.
Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг»: авианосец ВМФ Китая
Заложен на судостроительном заводе в Николаеве в декабре 1985 года, спущен на воду в ноябре 1988 года. В 1993 году по договору между Украиной и РФ строящийся «Варяг» отошёл Украине. В 1992 году, при 67 % технической готовности, строительство было приостановлено, корабль законсервирован и в апреле 1998 года продан китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd за 25 млн долларов, как было объявлено, для организации плавучего центра развлечений с казино. Затем корабль был передан бизнесменом властям КНР.
В 2005 году корабль был поставлен к стенке судостроительного завода в Даляне. В течение последующих 6 лет подвергался интенсивной модернизации и достройке.
8 июня 2011 года начальник генерального штаба НОАК генерал Чэнь Биндэ впервые официально подтвердил, что корабль будет введён в строй как авианосец, одновременно подчеркнув, что основной задачей корабля будет служить учебной и экспериментальной платформой для будущей постройки собственных китайских авианосцев.
25 сентября 2011 года авианосец был официально принят в состав ВМФ НОАК под именем «Ляонин» и с бортовым номером 16.
Авианосец «Ляонин». Фото: www.globallookpress.com
Биографическая справка
Кузнецов Николай Герасимович (24.07.1904 — 06.12.1974) — советский
флотоводец, Герой Советского Союза (1945), Адмирал Флота Советского Союза
(1955). Родился в деревне Медведки ныне Котласского района Архангельской
области. На флоте с 1919 года. Окончил ВМУ им. М.В.Фрунзе в 1926 году и ВМА
в 1932 году. Участник Гражданской войны. Был матросом Северо-Двинской военной
флотилии. С 1926 года служил на кораблях Морских сил Чёрного моря. С 1932
года был помощником командира, а с 1934 — командиром крейсера «Червона Украина»
(ЧФ). С 1936 года военно-морской атташе и главный военно-морской советник
в Испании, руководил советскими моряками-добровольцами, участвовавшими в
национально-революционной войне испанского народа. С 1937 года был зам.
командующего ТОФ. В 1939-1946 годах нарком ВМФ СССР, главком ВМФ. Участвовал
в Ялтинской и Потсдамской конференциях глав правительств СССР, США и Великобритании
(1945). С 1947 года начальник Управления ВМУЗ, с июня 1948 года зам. главкома
войсками Дальнего Востока по ВМС, с февраля 1950 командующий ТОФ. В 1951-1953
годах военно-морской министр, в 1953-1956 — первый зам. министра обороны СССР
— главком ВМФ. В 1956 году понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в
отставку. Восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза в 1988 году
(посмертно). Был членом ЦК ВКП(б) в 1939-1955 годах. Избирался депутатом
Верховного Совета СССР 1, 2 и 4 созывов.
Авиация
Поскольку самолеты из набора выглядели удручающе, я использовал (заказывал дополнительно) авиацию от Trumpeter в масштабе 1/700. Состав авиакрыла:
- 4 вертолека Ка-27 (2 в походном положении, 2 в рабочем)
- 2 самолета МиГ-29К
- 2 самолета Су-25УТГ
- 6 самолетов Су-33
Самолетам (кроме 2х Су-33) отпилил крылья и приклеил их в сложенном состоянии. Рассверлил сопла. Из недостатков отмечу немного облоя на деталях (легко удаляется) и переразмеренные ОЗ: звезды раза в 2, бортовые номера чуть меньше.
Окраска самолетов выполнена тем, что было в запасах и прототипам соответствует весьма условно. Но, учитывая, что вся модель корабля получилась скорее «по мотивам» – это не самый большой недостаток. Все декали «приваривались» жидкостями Set и Sol от Microscale.
Всем спасибо за внимание. Критика не возбраняется
Почести и награды
- Советский Союз
Герой Советского Союза (14 сентября 1945 г.). | |
Орден Ленина , четыре раза (1937 г., февраль 1945 г., сентябрь 1945 г., 1952 г.) | |
Трижды орден Красного Знамени (1937, 1944, 1950) |
|
Два ордена Ушакова I степени (1944, 1945) | |
Орден Красной Звезды (1935 г.) | |
Медаль «За боевые заслуги» | |
Орден Почета | |
Медаль «За оборону Москвы» (1 мая 1944 г.). | |
Медаль «За оборону Кавказа» (1 мая 1944 г.). | |
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (9 мая 1945 г.). | |
Медаль «За победу над Японией» (30 сентября 1945 г.). | |
Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (7 мая 1965 г.) | |
Юбилейная медаль «В память 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1969). | |
Юбилейная медаль «ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (24 января 1938 г.) | |
Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота» (22 февраля 1948 г.). | |
Юбилейная медаль «40 лет Вооруженных Сил СССР» (17 февраля 1958 г.). | |
Юбилейная медаль «50 лет Вооруженных Сил СССР» (1968 г.). |
- Звезда маршала (1955)
- Почетное оружие — меч с гербом Советского Союза (1932 г.).
- Иностранный
Орден «За боевые заслуги» ( Монголия , 1972 г.) | |
Медаль за освобождение Кореи ( Северная Корея , 1945 г.) | |
Орден Грюнвальдского креста I степени ( Польша , 1945 г.) | |
Рыцарский крест ордена Polonia Restituta (Польша, 1945 г.) | |
Медаль Победы и Свободы (Польша, 1945 г.) | |
Орден национального освобождения ( Югославия , 1946 г.) | |
Орден Партизанской Звезды I степени (Югославия, 1946 г.) |
Происшествия
19 октября 1995 года во время руления по полетной палубе крейсера вертолет Ми-8 был опрокинут сильным боковым ветром. Жертв не было, корабль повреждений не получил, воздушное судно потеряло несущий винт.
20 марта 1996 года пилот Мечислав Савицкий аварийно посадил на палубу “Адмирала Кузнецова” истребитель Су-33 с одним работающим двигателем. За спасение самолета и корабля летчик был награжден орденом Мужества.
В 1997 году в ходе планового ремонта в вентиляционной шахте крейсера был обнаружен мумифицированный труп рабочего судоремонтного завода, погибшего в шахте несколькими годами ранее в результате несчастного случая.
В августе 1998 года при приеме топлива был перепутан клапан, после чего 60 т мазута было залито в пост управления стрельбой. Пост вышел из строя, жертв не было. Ранее из-за прорыва трубы на корабле затапливало два ЗРАК “Кортик”.
В 2000 году прокуратура вскрыла на корабле массовые злоупотребления воинскими перевозочными документами (ВПД). По уголовному делу проходили 15 офицеров и мичманов, в т. ч. командир контр-адмирал Александр Челпанов, который незаконно использовал ВПД на сумму около 30 тыс. руб. Возместив ущерб, Челпанов уволился из армии, уголовное дело было прекращено по амнистии.
В декабре 2001 года двое матросов с целью хищения 12 тыс. руб. убили на корабле старшину машинной команды – мичмана Николая Смирнова.
18 октября 2004 года в северо-восточной Атлантике учебно-тренировочный самолет Су-25УТГ (бортовой номер “07 красный”) 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (Северный флот ВМФ России) совершил жесткую посадку на палубу ТАКР, сломав правую стойку шасси. Разрушений на крейсере удалось избежать, так как аварийный самолет зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишера и остановился. Пострадавших не было, самолет впоследствии списан. Причиной аварии была ошибка пилотирования.
5 сентября 2005 года, когда корабль находился в Северной Атлантике, дважды происходили обрывы троса аэрофинишера при посадке истребителей Су-33. В результате один из садившихся самолетов (бортовой номер 82) съехал с палубы в океан и затонул на глубине 1 тыс. 117 м. Пилот подполковник Юрий Корнеев катапультировался и остался жив.
6 января 2009 года на ТАКР, находившемся на рейде военно-морской базы Турции Акзас-Карагач (Средиземное море), произошел пожар в носовом помещении. Экипаж ликвидировал возгорание своими силами, однако от отравления угарным газом погиб матрос срочной службы Дмитрий Сычев 1985 г. р. Крейсер серьезных повреждений в результате пожара не получил.
14 ноября 2016 года в Средиземном море в ходе тренировочных полетов при заходе на посадку на крейсер потерпел аварию палубный истребитель МиГ-29К. Пилот катапультировался и был спасен. По информации Минобороны РФ, авария произошла из-за технической неисправности. В СМИ также приводилась версия, согласно которой на корабле ранее при посадке другого самолета оборвался трос аэрофинишера, после чего пилоту находившейся в воздухе машины было приказано ожидать устранения последствий неполадки. В результате истребитель, барражировавший в зоне ожидания, выработал все топливо, и летчик был вынужден катапультироваться.
5 декабря 2016 года Минобороны РФ объявило, что в Средиземном море российский палубный истребитель Су-33 (бортовой номер “67 красный”) 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка МА ВМФ России потерпел аварию при посадке на авианосец. Самолет возвращался на корабль после выполнения боевого задания. По сообщению военного ведомства, воздушное судно выкатилось за пределы палубы из-за обрыва троса аэрофинишера. Пилот катапультировался и остался жив, силами поисково-спасательной службы он был доставлен на борт корабля.
ТАВКР «Адмирал Кузнецов», 1991
Кравчук: «Это мой авианосец!»
24 августа 1991 года Верховный Совет УССР принял Акт, провозглашавший Украину независимым государством. Вместе с Актом было принято постановление, подчинявшее все военные формирования, дислоцированные на территории Украины, новообразованному государству.
В ноябре 1991 года крейсер проходил испытания под Феодосией. В один из последних дней осени командир получил телеграмму за подписью Леонида Кравчука, объявлявшего крейсер собственностью Украины и предписывающий оставаться ему на рейде Севастополя до вынесения соответствующего правительственного решения. Офицеры недоумевали: зачем Украине с ее Черным морем океанский крейсер? И на каком основании она заявляет права на корабль, приписанный к российскому Северному флоту?
Однако были среди офицеров и такие, кто не прочь был сменить российское северное море на теплое украинское Черное. Гнетущая неопределенность тяжелым туманом накрыла крейсер. Привыкшие подчиняться приказам военные люди ждали, какое решение примут политики и высшее командование. Из Заполярья пришла телеграмма, что в Севастополь вылетел вице-адмирал Юрий Устименко — первый заместитель командующего Северным флотом. Офицеры с нетерпением ждали высокого гостя.
«Он был на своём месте»
В 1944 году Кузнецову было присвоено звание адмирала флота, которое приравнивалось к генералу армии. А в мае 1945 года это звание было приравнено уже к маршалу Советского Союза (с вручением маршальской звезды). 14 сентября 1945 года Кузнецов был награждён звездой Героя Советского Союза.
Однако в 1946 году наркомат ВМФ был упразднён, а флот переподчинён Народному комиссариату Вооружённых сил. Адмирал занял пост главнокомандующего морскими силами и заместителя наркома.
«Кузнецов никогда не стеснялся высказывать своё мнение на самом высоком уровне, в том числе и Сталину. Тому это не всегда нравилось, и после войны адмирал оказался в опале», — рассказал RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий. В начале 1947 года Кузнецов был понижен в должности — до начальника Управления военно-морских учебных заведений.
Вскоре на флоте возник скандал, связанный с несанкционированной передачей союзникам во время войны технических данных, формально являвшихся секретными. Кузнецов и группа адмиралов судом чести были признаны виновными, и их дело передали в Военную коллегию Верховного суда СССР. В ходе рассмотрения дела Кузнецову предлагали оправдаться за счёт того, что он не подписывал соответствующих распоряжений. Однако бывший нарком заявил, что несёт личную ответственность за всё, что происходило в его ведомстве. В итоге Кузнецова признали виновным, но ввиду заслуг не стали применять к нему уголовного наказания. Однако по рекомендации Военной коллегии он был разжалован в контр-адмиралы.
Также по теме
Крах арктического блицкрига: почему нацисты не смогли захватить советское Заполярье
29 июня 1941 года нацистская Германия и Финляндия начали операцию по оккупации Кольского полуострова — «Голубой песец». Судьба…
После суда он был понижен не только в звании, но и в должности — занял пост заместителя главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам и командующего 5-м военно-морским флотом на Тихом океане. В 1951 году его начали вновь повышать в звании — до вице-адмирала и уже летом того же года ему опять доверили командование всем флотом Советского Союза. Правда, его должность теперь называлась так: военно-морской министр СССР.
«Облик нового отечественного сбалансированного океанского ракетно-ядерного флота был определён в программе военного кораблестроения на 1955—1964 годы, подготовленной под руководством главкома к весне 1954 года… При непосредственном участии флотоводца Н.Г. Кузнецова были начаты создание первой советской атомной подводной лодки и внедрение в ВМФ ракетного оружия. Увы, вывести в океан своё детище ему так и не пришлось», — пишет в своей книге Владимир Булатов.
В 1953 году Кузнецову было возвращено звание адмирала, а в 1955 его заменили на более высокое — адмирал флота Советского Союза. Отдельное флотское министерство снова ликвидировали, и адмирал занял должность первого заместителя министра обороны — главкома ВМФ.
Однако пришедший к власти после смерти Сталина Никита Хрущёв верил в будущее ракет, а развитие надводного флота и морской авиации считал бесперспективным. Предлагаемые Кузнецовым проекты строительства авианосцев и крейсеров его раздражали. Кроме того, у адмирала были плохие отношения с министром обороны Николаем Булганиным. Последний, по словам Владимира Булатова, рассказал Георгию Жукову, что Кузнецов якобы выступал против его продвижения по службе.
В 1955 году находящегося на больничном адмирала обвинили в том, что по его вине в Севастополе взорвался линкор «Новороссийск», и сначала сняли с должности, а затем понизили в звании до вице-адмирала и отправили в отставку. Без льгот и персональной пенсии Кузнецов оказался стеснён в средствах — в эти годы его поддерживала писательская и переводческая деятельность. Новый генсек Леонид Брежнев назвал Кузнецова выдающимся военачальником, но полностью его доброе имя так и не восстановил.
- Памятник адмиралу Николаю Кузнецову на набережной Северной Двины в Архангельске
6 декабря 1974 года Николай Кузнецов ушёл из жизни. Только посмертно, в 1988 году его восстановили в звании адмирала флота Советского Союза.
По мнению Юрия Кнутова, успехи советских военно-морских сил в середине ХХ века — во многом личная заслуга Кузнецова.
«Флотский характер был у него в крови, и офицеров он себе под стать подбирал. Много внимания уделял поднятию боевого духа», — считает эксперт.
«Николай Кузнецов — один из величайших советских руководителей флота, талантливый военно-морской администратор. Он превратил флот в мощную, самостоятельную военную силу. Во время Великой Отечественной войны он был на своём месте», — заявил Константин Стрельбицкий.
История службы
В. С. Высоцкий, командир экипажа ТАКР «Варяг» в 1991-1993 годах
В 1991 году в СССР для строящегося крейсера начали формирование экипажа на базе Тихоокеанского флота. Командиром корабля был назначен капитан 1 ранга Владимир Высоцкий, ранее командовавший ТАКР «Минск». В 1993 году экипаж недостроенного корабля был расформирован.
В составе китайского флота, с 4 ноября 2012 года, только что вступивший в строй авианосец «Ляонин» обеспечивал тренировки морских лётчиков и испытания палубного истребителя J-15 перед его первой посадкой на палубу. После облётов корабля и «конвейерных» пробежек25 ноября 2012 года впервые в истории китайского флота была выполнена посадка истребителя на палубу с зацепом троса.
Авианосец «Ляонин» в открытом море
5 декабря 2013 года в Южно-Китайском море один из кораблей эскорта «Ляонина» едва не столкнулся с американским ракетным крейсером USS Cowpens типа Ticonderoga, который сопровождал китайское авианосное соединение. Как американская, так и китайская сторона обвинили в инциденте друг друга.
7 апреля 2014 года на корабле побывал Чак Хейгел, министр обороны США: находясь с официальным визитом в КНР, он специально попросил о возможности осмотреть первый китайский авианосец. В течение двух часов для министра и его сопровождающих были организованы экскурсии на мостик, полётную палубу, стартовый командный пост (из которого осуществляется управление полётами), а также в лазарет, жилые помещения и столовую младшего офицерского состава. После своего визита Хейгел заявил, что его впечатлила профессиональная подготовка экипажа авианосца, но при этом китайцам ещё предстоит многому научиться в области палубной авиации.
В октябре 2014 года, согласно сообщениям СМИ, во время учебного похода на авианосце произошла авария в машинно-котельном отделении с разрывом одной из магистралей пара низкого давления. В результате корабль на время лишился электроэнергии, но в скором времени проблема была устранена силами экипажа.
В конце сентября 2015 года ряд новостных сайтов сообщил о том, что китайский авианосец пришёл в Средиземное море и 25 сентября ошвартовался в порту Тартус (Сирия). Утверждалось, что корабль пришёл без авиагруппы, которая ожидается к середине ноября 2015 года. Документальных свидетельств или заявлений официальных лиц на эту тему так и не появилось. Поскольку столь крупный корабль практически невозможно было бы провести через Тихий и Индийский океаны незамеченным, а сообщений об его обнаружении в зонах боевого дежурства индийских ВМС или американских флотов не поступало, можно утверждать, что новость о появлении «Ляонина» в Средиземном море была дезинформацией.
Авианосец «Ляонин» с кораблями охранения в походе, декабрь 2016 года
24 декабря 2016 года авианосец в составе отряда боевых кораблей ВМС Китая вышел в западную часть Тихого океана для проведения учений; 25 декабря морские силы самообороны Японии зафиксировали проход китайского авианосного соединения, вышедшего из Печилийского залива на юг. В состав авианосной группы, помимо «Ляонина», входили также эсминцы УРО «Гуаньчжоу», «Хайкоу» и «Чанша», фрегаты УРО «Яньтай» и «Линьи», корвет «Чжучжоу», а также судно комплексного снабжения. Китайское соединение проследовало в Южно-Китайское море, где выполнило демонстрацию силы с полётами палубной авиации и ракетными стрельбами в районе спорных островов Спратли.
В январе 2017 года авианосец через Тайваньский пролив совершил поход в Южно-Китайское море, где занимался боевой подготовкой.
6 июля 2017 года корабль прибыл в Сянган (Гонконг) для участия в торжествах по случаю годовщины возвращения бывшей британской колонии Гонконг под управление Китая. С 7 по 12 июля авианосец был открыт для посещения публикой.
22 апреля 2018 года в составе соединения занимался отработкой учебно-боевых задач в Восточно-Китайском море.
Перспективы
Согласно госпрограмме развития вооружений ГПВ-2020 до 2020 года строительство авианосцев совершаться не будет.
В 2014 году крейсер находится в боевой готовности, а в 2013 принял участие в учениях СФ. После пройденного ремонта вошли в строй головной ракетный комплекс «Гранит» и около 70% зенитной артиллерии, почти восстановлен функционал средств наведения и наблюдения. Уровень укомплектованности авиацией позволяет проводить боевую подготовку.
В первом полугодии 2014 года запланировано провести на предприятии «Севмаш» замену системы оружия, радиоэлектронное оборудование и скорее всего, силовую установку.
Сейчас же возможности крейсера невозможно полностью использовать из-за отсутствия самолетов ДРЛОиУ и недостатка численности авиагруппы. А Су-33 не могут наносить удары, а только перехватывают их.
Поэтому до 2015 года эти самолеты заменят более функциональными МиГ-29 К в количестве двадцати машин. Два таких истребителя уже несут службу вместе с Су-33 и Су-25УТГ в корабельном палубном авиаполке, базирующемся на «Адмирале Кузнецове».
С 2002 года в Комсомольске-на-Амуре были модернизированы и отремонтированы 19 истребителей.
В феврале 2014 года 8 Су-33 находились в походе на борту авианосца, шесть размещались на аэродроме полка в Североморске, а семь находились в этом городе на хранении.
По информации на апрель 2014 года велась разработка электромагнитной капсулы.
ТАВКР «Тбилиси» 1990
В октябре 1990 года крейсер был переименован в 4-й и последний раз, став «Адмиралом Кузнецовым». В январе 1991 судно было зачислено в состав Северного флота, на нем подняли военно-морской флаг.
Официально «Адмирал Кузнецов» не был первым авианосцем ВМФ СССР. Уже плавали «Минск», «Киев», «Баку» и «Новороссийск». Однако корабли предыдущих серий были носителями самолетов вертикальных взлета и посадки. По сути, это были вертолетоносцы. В отличие от них, на «Адмирале Кузнецове» базировались самолеты традиционной схемы с неподвижным крылом. Он был первым и до сих пор остается единственным полноценным авианосцем в составе ВМФ России.