Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5 «адмирал флота советского союза кузнецов»

Первая опала

25 февраля 1946 года самостоятельный Наркомат ВМФ СССР был упразднён и Военно-морской флот был включён в состав объединённого Наркомата Вооружённых сил СССР. Кузнецов был назначен главнокомандующим ВМС — заместителем Наркома (затем Министра) Вооружённых сил СССР. В январе 1947 года в результате разногласий со Сталиным по поводу программы дальнейшего развития ВМФ был снят с поста Главкома и в феврале 1947 года назначен начальником Управления военно-морских учебных заведений.

12 января 1948 года Кузнецов вместе с группой адмиралов (Л. М. Галлером, В. А. Алафузовым и Г. А. Степановым) был предан Суду чести Министерства Вооружённых сил СССР под председательством Маршала Советского Союза Говорова. Обвинение состояло в том, что в 1942—1944 годах они без разрешения Правительства СССР передали Великобритании и США секретные чертежи и описания высотной парашютной торпеды, дистанционной гранаты, нескольких корабельных артиллерийских систем, схемы управления стрельбой, а также большое количество секретных морских карт. Суд чести 15 января признал их виновными и постановил ходатайствовать перед Советом министров СССР о предании виновных суду Военной коллегии Верховного суда СССР.

 — 3 февраля 1948 года Военная коллегия Верховного суда СССР признала Кузнецова виновным в предъявленных ему обвинениях, но, учитывая его большие заслуги в прошлом, постановила не применять к нему уголовного наказания. Одновременно Военная коллегия постановила ходатайствовать перед Советом Министров о снижении Кузнецова в воинском звании до контр-адмирала. Остальные обвиняемые были осуждены на различные сроки заключения.

С июня 1948 года Кузнецов — заместитель Главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам.

С февраля  — командующий 5-м военно-морским флотом на Тихом океане.

В январе 1951 года Кузнецову было присвоено очередное воинское звание — вице-адмирал.

20 июля 1951 года Кузнецов вновь возглавил флот как Военно-морской министр СССР (до 15 марта 1953 года), но звание адмирала флота было возвращено только 13 мая 1953 года — после смерти Сталина и снятия судимости.

Рождение мечты о морской службе

Появился на свет Николай Герасимович Кузнецов 24 июля 1904 года в д. Медведки Архангельской губернии. Но всю жизнь в его анкетах 1902 был указан, как год рождения. Этому обстоятельству есть объяснение, но о нем позже. Его родители – казенные (государственные) крестьяне. Отец – Герасим Федорович, мама – Анна Ивановна.

Родители – Герасим Федорович и Анна Ивановна

Как и все деревенские мальчишки, Коля ходил за ягодами и грибами, трудился на сенокосе, водил лошадей в ночное. А сам мечтал увидеть дальние страны. Этой своей мечтой не делился ни с кем.

С 1912 года он ученик церковно-приходской школы. В Медведках чествовали героев войны 1812 года. «Бородино» М. Ю. Лермонтова, которое парнишка наизусть выучил в первом классе по заданию учителя, произвело на него неизгладимое впечатление. Он убедил отца устроить в доме нечто вроде сцены и пригласить соседей. И сам прочел им стихотворение.

Летом 1914 года от чахотки умер отец. Кузнецовы созвали семейный совет. Было решено, что Николай идет «в люди». Мама определила 11-летнего сына на работу в чайную у речной пристани уездного города Котласа.

И тут его дядя, Павел Федорович, небогатый купец-предприниматель, решил взять мальчика с собой в Архангельск. Коля поселился в его большой дружной семье. Одну зиму с двоюродным братом-одногодком Федором даже ходил в школу.

Но парень был довольно взрослым, чтобы понимать, что даром жить в семье родственников нельзя. Он всячески помогал по хозяйству, выполнял дядины мелкие поручения. Работы становилось все больше. Ему пришлось оставить школу. Дядя помог устроиться рассыльным в Архангельский порт.

Так началась взрослая жизнь. Коле всего 12 лет. Каждое лето он приезжает в родную деревню, чтобы помочь маме и брату в поле. Так было и в 1918 году. Николай, уехал в Медведки, а 2 августа в Архангельске высадились с военных кораблей англичане, французы и американцы. Дорога туда парню оказалась закрыта.

Лишь осенью 1919-го он снова оказался в Котласе. Мама надеялась, что ее брат устроит мальчика на работу в железнодорожное депо. Но вмешалась судьба.

Однажды на пристани Николай встретил военного моряка. По его предложению парнишка стал добровольцем Северодвинской флотилии. Правда, для этого ему пришлось прибавить к своим 15-ти лишних два года (в сельсовете ему дали «липовую» справку). С этого момента во всех документах и анкетах он указывает год рождения 1902.

Первое время он просто печатает на машинке донесения с фронта, секретные и совершенно секретные. Наконец, к концу 1919 года он стал членом боевого экипажа канонерской лодки. Так парень и служил матросом почти до конца 1920 года, пока в декабре его группу не направили в Петроград в подготовительную морскую школу. Учебное заведение готовило молодых моряков для поступления в военно-морское училище.

Его зачислили в школу на самый младший курс. Ведь за плечами у будущего моряка всего три класса церковно-приходской школы.

Во время учебы в военно-морском училище

Адмирал снова в немилости

Казалось, после смерти Сталина положение Кузнецова должно окончательно восстановиться. Поначалу все действительно так и было.

До 1955 года герой нашей статьи занимает пост первого заместителя министра обороны, являясь фактическим главнокомандующим Военно-Морским Флотом. В марте 1955 года его воинское звание вновь приравнивается к маршальскому, за которое полагается соответствующая звезда.

В этот период он уделяет повышенное внимание развитию авианосцев и технологическому перевооружению флота. Однако и тут его вскоре ждет опала

На этот раз ему не удается выстроить отношения с министром обороны. Этот пост на тот момент занимает легендарный маршал Победы Георгий Константинович Жуков. Известно, что конфликты между ними случались еще до войны

Однако и тут его вскоре ждет опала. На этот раз ему не удается выстроить отношения с министром обороны. Этот пост на тот момент занимает легендарный маршал Победы Георгий Константинович Жуков. Известно, что конфликты между ними случались еще до войны.

В декабре 1955 года Кузнецова снимают с должности. Формально его обвинили во взрыве, произошедшем на линкоре «Новороссийск», хотя сам адмирал в тот момент находился в отпуске по состоянию здоровья. Через два месяца его вновь понижают в звании до вице-адмирала и отправляют в отставку. Причем делают это с унизительной для офицера его уровня формулировкой «без права работать во флоте».

Примечания

  1. В биографической и энциклопедической литературе советского времени указывалось дата рождения Н. Г. Кузнецова 11 (24) июля 1902 года, следующая из того, что в 1919 году он подделал свои документы и прибавил себе 2 года для зачисления на флот. См.: Курепин С. Адмирал Флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов. // Российское военной обозрение. — 2020. — № 7. — С.44-49.
  2. Толмачев В. А. Советские военные моряки в Испании. 1936—1939 гг. // Военно-исторический журнал. — 2006. — № 7. — С.56-58.
  3. В то время это звание соответствовало званию комбриг.
  4. Горьков Ю. А. И. В. Сталин и Ставка ВГК. // Военно-исторический журнал. — 1995. — № 3. — С.20-25.
  5. Звягинцев В. Трибунал для героев. — М. ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — Глава 22: «Адмиральское дело».
  6. . Дата обращения: 21 марта 2013.
  7. Впервые книга опубликована в журнальном варианте в «Военно-историческом журнале» в 1992-1993 годах, через два года издана отдельным изданием; неоднократно переиздавалась.
  8. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1988 года «О восстановлении вице-адмирала Кузнецова Н.Г. в прежнем воинском звании Адмирала Флота Советского Союза». // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1988. — № 31. — 3 августа. — Ст.510.
  9. . Дата обращения: 29 апреля 2010.
  10. Постановление СНК СССР № 3090/п от 15.08.1937 г.
  11. Постановление СНК СССР № 090/п от 02.02.1938 г.
  12. Постановление СНК СССР № 442 от 03.04.1939 г.
  13. Постановление СНК СССР от 04.06.1940 № 946
  14. Постановление СНК СССР № 640 от 31.05.1944 г.
  15. Постановление СНК СССР № 257 от 27.01.1951 г.
  16. Солдаты XX века. Справочник. / редколл., отв. ред. проф. С. М. Семенов. выпуск IV, том 2. М., ОАО «Московская типография № 6», 2005. стр.85
  17. Морин А. Б. Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецов» // Гангут : журнал. — 1996. — № 11. — С. 2—34.

«Адмирала» таки украли

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был заложен на Черноморском судостроительном заводе в 1982 году, спущен на воду в 1985-м и находится в строю с 1990-го.

Основные характеристики корабля таковы: длина — 302,3 метра, ширина — 72,3 метра, осадка — 9,1 метра, максимальная скорость — 29 узлов, водоизмещение — 60 тысяч тонн, экипаж — около 2 тысяч человек (из них 600 летчиков и авиатехников), дальность плавания — 8400 миль. На авианосце могут базироваться: истребители Су-33 и МиГ-29К в количестве 26 единиц, 18 вертолетов Ка-27 и Ка-29, два вертолета Ка-27ПС и четыре вертолета Ка-31.

Вооружение корабля составляют две реактивные бомбометные установки «Удав», 12 пусковых установок противокорабельных ракет «Гранит», 6 шестиствольных 30-миллиметровых артиллерийских установок, 4 шестиствольные установки зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» и 8 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик».

1 декабря 1991 года в 9.00 этот громадный корабль тихо снялся с якоря в Севастопольской бухте и начал движение к Босфору. Отход был внезапным. На берегу остались грузы, половина экипажа и самолеты. Все, кто был на борту «Адмирала Кузнецова», поняли, что корабль тайно уводят из украинских вод. Спустя полтора года в газете «Северный рабочий» были опубликованы воспоминания капитана 2-го ранга Виктора Канишевского, который был участником похода из Севастополя в Северодвинск. Вот выдержка из этой статьи:

«… Как сейчас помню ажиотаж того осеннего дня, когда на «Кузнецове» получили телеграмму президента Украины Кравчука. В ней объявлялось, что корабль является собственностью Украины, что до принятия правительственного решения он должен оставаться на Севастопольском рейде.

Разбившись группами по каютам, офицеры, да и просто матросы, гадали, как на это отреагируют президент России Ельцин, главком ВМФ Чернавин и командующий Северным флотом Громов.

— Я никак не могу взять в толк: зачем Украине с ее закрытым Черным морем корабль, предназначенный для океанской службы? Если уж так ей хочется иметь авианосец, то пусть «Варяг» достраивает или «Ульяновск», — недоумевал командир БЧ-5 капитан 1-го ранга Андрей Утушкин. — Это чистейшей воды политиканство…

— Не без того, — соглашался с ним замполит капитан 1-го ранга Владимир Иванов. — Только Россия ни за что не отдаст «Кузнецова».

Однако принятая незадолго до злополучной телеграммы декларация о независимости Украины уже разрушила, казалось бы, несокрушимое морское братство экипажа авианосца. Часть офицеров и мичманов, семьи которых находились в Севастополе, не скрывали своего желания служить под украинским «трезубцем», а потому откровенно радовались телеграмме. Мол, зачем на Севере гробить такой прекрасный корабль. Ему надо базироваться поближе к ремонтной базе. А она для авианосца имеется только в Николаеве…

Шли дни. Киев молчал. Из Заполярья тем временем пришла радиодепеша о том, что в Крым вылетел первый заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Юрий Устименко. Долгожданный гость прибыл на авианосец катером. Несмотря на поздний час, был сыгран большой сбор. Поздоровавшись с экипажем, вице-адмирал с украинской фамилией распорядился распустить моряков, а командиру приказал немедленно сниматься с якоря. Ярыгин начал было объяснять, что две трети офицеров и мичманов, а также сдаточная команда остались на берегу, прибудут катерами только завтра утром.

— Ничего, и без них справимся, — решительно заявил гость. И добавил: — Они нас на поезде обгонят. Выходим немедленно…

— А как же самолеты, которые остались в Саках? — заволновался замполит Иванов.

— Сами прилетят в Сафоново, — успокоил Устименко. По решительному тону гостя можно было сделать вывод, что он получил приказ увести «собственность Украины» на Север не только от командующего Северным флотом Громова, но и Главкома ВМФ Чернавина. А может, и самого министра обороны. Значит, Москва дала «добро». Офицеры управления авианесущего крейсера почувствовали себя участниками необъявленной размолвки между двумя вчера еще дружественными столицами.

В 23.40, не подавая никаких сигналов, авианосец в кромешной темноте покинул Севастопольский рейд и взял курс на Босфор. Когда берег оказался далеко за кормой, включили ходовые огни…».

Капитан 2-го ранга Виктор Канишевский был помощником командира корабля и отвечал за «живучесть» судна. Он принадлежал к старшему начальствующему составу и знал ситуацию хорошо. Младшие офицеры и матросы смотрели на этот «северный поход» другими глазами.

Опальный адмирал

Д ля первого послевоенного пятилетнего плана Кузнецов подал заявку на строительство малых авианосцев. Но Сталин проигнорировал это предложение. Тем более что всплыла скандальная история времен войны, когда подчиненные адмирала поделились с британцами чертежами парашютной торпеды. Они не были засекречены, и в то время союзники обменивались идеями по многим вопросам. Но в 1948‑м, с объявлением холодной войны, такой обмен разработками выглядел предательством. Кузнецова отстранили от руководящих постов, и ему еще несколько лет пришлось отстаивать уязвленную честь.


Спуск на воду авианосца Graf Zeppelin в Киле, декабрь 1938 года. Корабль достроили уже во время войны, но в боевых действиях он так и не принял участия / Фото: AP

После того как в 1949 году СССР получил свою атомную бомбу, надводные силы ВМФ вообще отошли на задний план. А уже через шесть лет в заливе Черная Губа архипелага Новая Земля Североморский флот провел первое подводное ядерное испытание. Вице-адмирал Евгений Шитиков, присутствовавший при взрыве, писал о нем: «Встал столб, и тут же вверху начал образовываться гриб. Столб внутри пустой, а стенки — из воды. Большой — белый от внутреннего свечения. Такой белизны я никогда не видел. Эсминец Реут стоял метрах в трехстах от эпицентра. Он попал на край султана, подскочил и сразу же ушел на дно. С другой стороны, подальше, стоял эсминец Куйбышев, который остался на плаву, отделавшись серьезными повреждениями».

Результаты этого взрыва совпали с впечатлениями советского генералитета от испытания противокорабельного снаряда Комета в Черном море в том же 1955‑м. На месте присутствовал Никита Хрущев, который через полгода станет единовластным правителем СССР. Учения его поразили, а о надводном флоте он сказал: «Все это годится для парадов».

На совещании после испытания Кометы один из командиров соединений высказался о необходимости строительства десантных кораблей, которыми располагали американцы. Хрущев остановил его:

— А зачем нам десантные корабли?

— Как зачем? Надо и в Америке водрузить советский флаг.

— Георгий Константинович, у тебя в планах значится завоевание Америки? — обратился Хрущев к министру обороны Жукову.

— Нет, — прозвучал ответ.

— Вот видите, — заключил Хрущев.— Десантные корабли нам не нужны.

Начатое по инициативе Кузнецова проектирование легкого авианосца тут же прекратили. У Жукова тоже были мотивы топить адмирала — личные. После смерти Сталина во время очередной перестановки кадров Николай Булганин, слывший первым интриганом в Кремле, пошел на временное повышение: оставил пост военного министра и возглавил правительство. Кузнецов вспоминал, что Булганин тогда спросил его:

— По вашему мнению, кого можно было бы назначить министром обороны?

— Моряки не претендуют на этот пост, — ответил адмирал.

— Думаем вернуть Жукова. Как вы на это смотрите?

— Когда он станет министром, то прошу вас как‑то сказать ему о необходимости более объективного отношения к военно-морскому флоту, — высказал пожелание Кузнецов.


Адмирал Кузнецов (справа) под именем Тбилиси готовится к испытаниям. Слева — авианосец Рига. После раздела Черноморского флота в 1993 году он в недостроенном виде отошел Украине, но через пять лет был продан Китаю / Фото: DR

Но Булганин якобы передал, что главком ВМФ Кузнецов возражает против назначения Жукова. Через пару недель новый министр обороны прямо заявил: «Так вы, стало быть, выступили против меня? Это вам так не пройдет». Еще через некоторое время нашелся и формальный повод сместить Кузнецова: в октябре 1955 года в Севастополе взорвался линкор Новороссийск. Погибла почти вся команда. И это через две недели после того, как Хрущев лично чествовал и флот, и город по поводу 100‑летия обороны во время Крымской войны. Несмотря на то, что Кузнецов недавно перенес инфаркт, его признали главным виновником трагедии. Он был разжалован с формулировкой без права работать во флоте.

Глазами младших офицеров и матросов

На форуме Balancer`а есть целых три поста, в которых авторы делятся впечатлениями о походе «Адмирала Кузнецова» из Севастополя в поселок Видяево — место базирования авианесущего крейсера на Северном флоте.

Посетитель под ником Oldcondor сообщает: «…Мы на три недели попали в такую передрягу, что и вспоминать не хочется. Половину экипажа набрали с других кораблей, вторая половина — всякие инженеры, наладчики с завода, спецназ, офицеры штаба ЧФ и проч. Были даже пограничники и какая-то береговая охрана из Севастополя.

А у нас, на всякий случай, восемь ярусов надстройки, семь палуб и две платформы. Все это разделено на 53 схода. Географию судна никто толком не знает. Личный состав — слепые котята — тычутся по всем палубам. Никого никуда посылать нельзя. Гонец обязательно заблудится, и тогда нужно объявлять «загонную охоту», чтобы найти скитальца… Впрочем, можно охоту не объявлять, человек проголодается и сам вернется к людям. Правда, есть опасность, что этого матроса приютят «земляки», тогда он два дня будет спать, сачковать от вахты, а это при нехватке людей начальством не приветствуется…».

— «Земляки» — уникальное изобретение. — Продолжает воспоминания форумчанин под ником Capitan Sidor. — На «Кузнецове» землячества появились уже на второй день хода, сразу после Босфора. Весь экипаж разделился на «русских», «хохлов», «молдаван», «грузин» и «прибалтов». Были еще, кажется, какие-то азиаты: не то таджики, не то узбеки, точно не помню. Хохлы все время хотели бежать на родину. При выходе из Босфора они бросили за борт три плота, пытались скопом добраться до турецкого берега. Всех, конечно, выловили и спрятали в карцер до самого Видяево…

Грузины тащили из камбуза все подряд. Однажды при погрузке продовольствия увели целую говяжью тушу под носом у вахтенного офицера… У них на четвертом ярусе, где были пустые каюты летчиков и десантуры, образовалась своя шашлычная. Ребята бойко торговали…

Молдаване — мирный, безропотный народ. Все сосредоточились в боцманской команде и особых хлопот нам не доставляли. Зато эстонцы и латыши сразу ушли в «катакомбы» — на самые нижние ярусы — наверх их было не загнать…».

Рота охраны — корабельный ОМОН — была задействована в походе по полной программе. Ребята охраняли белую кость на «острове» (командная надстройка — авт.) и охраняли хорошо. Без ОМОНа никто никуда не перемещался. Только Срезневский — командир БЧ-6 — не боялся спускаться ниже 4-го яруса… Всех остальных офицеров ждала неминуемая расправа. Они, как правило, в темноте бывали раздетыми и ограбленными…».

Нельзя относиться к сообщениям на форумах как к достоверным фактам и, тем более, как к историческому источнику. Анонимные корреспонденты безнаказанны в своей писанине. Они говорят то, что хотят. Ответственности никакой. Тем не менее, статистика негативных отзывов о последнем авианесущем крейсере николаевской постройки заставляет задуматься.

«Он был на своём месте»

В 1944 году Кузнецову было присвоено звание адмирала флота, которое приравнивалось к генералу армии. А в мае 1945 года это звание было приравнено уже к маршалу Советского Союза (с вручением маршальской звезды). 14 сентября 1945 года Кузнецов был награждён звездой Героя Советского Союза.

Однако в 1946 году наркомат ВМФ был упразднён, а флот переподчинён Народному комиссариату Вооружённых сил. Адмирал занял пост главнокомандующего морскими силами и заместителя наркома.

«Кузнецов никогда не стеснялся высказывать своё мнение на самом высоком уровне, в том числе и Сталину. Тому это не всегда нравилось, и после войны адмирал оказался в опале», — рассказал RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий. В начале 1947 года Кузнецов был понижен в должности — до начальника Управления военно-морских учебных заведений.

Вскоре на флоте возник скандал, связанный с несанкционированной передачей союзникам во время войны технических данных, формально являвшихся секретными. Кузнецов и группа адмиралов судом чести были признаны виновными, и их дело передали в Военную коллегию Верховного суда СССР. В ходе рассмотрения дела Кузнецову предлагали оправдаться за счёт того, что он не подписывал соответствующих распоряжений. Однако бывший нарком заявил, что несёт личную ответственность за всё, что происходило в его ведомстве. В итоге Кузнецова признали виновным, но ввиду заслуг не стали применять к нему уголовного наказания. Однако по рекомендации Военной коллегии он был разжалован в контр-адмиралы.

Также по теме


Крах арктического блицкрига: почему нацисты не смогли захватить советское Заполярье

29 июня 1941 года нацистская Германия и Финляндия начали операцию по оккупации Кольского полуострова — «Голубой песец». Судьба…

После суда он был понижен не только в звании, но и в должности — занял пост заместителя главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам и командующего 5-м военно-морским флотом на Тихом океане. В 1951 году его начали вновь повышать в звании — до вице-адмирала и уже летом того же года ему опять доверили командование всем флотом Советского Союза. Правда, его должность теперь называлась так: военно-морской министр СССР.

«Облик нового отечественного сбалансированного океанского ракетно-ядерного флота был определён в программе военного кораблестроения на 1955—1964 годы, подготовленной под руководством главкома к весне 1954 года… При непосредственном участии флотоводца Н.Г. Кузнецова были начаты создание первой советской атомной подводной лодки и внедрение в ВМФ ракетного оружия. Увы, вывести в океан своё детище ему так и не пришлось», — пишет в своей книге Владимир Булатов.

В 1953 году Кузнецову было возвращено звание адмирала, а в 1955 его заменили на более высокое — адмирал флота Советского Союза. Отдельное флотское министерство снова ликвидировали, и адмирал занял должность первого заместителя министра обороны — главкома ВМФ.

Однако пришедший к власти после смерти Сталина Никита Хрущёв верил в будущее ракет, а развитие надводного флота и морской авиации считал бесперспективным. Предлагаемые Кузнецовым проекты строительства авианосцев и крейсеров его раздражали. Кроме того, у адмирала были плохие отношения с министром обороны Николаем Булганиным. Последний, по словам Владимира Булатова, рассказал Георгию Жукову, что Кузнецов якобы выступал против его продвижения по службе.

В 1955 году находящегося на больничном адмирала обвинили в том, что по его вине в Севастополе взорвался линкор «Новороссийск», и сначала сняли с должности, а затем понизили в звании до вице-адмирала и отправили в отставку. Без льгот и персональной пенсии Кузнецов оказался стеснён в средствах — в эти годы его поддерживала писательская и переводческая деятельность. Новый генсек Леонид Брежнев назвал Кузнецова выдающимся военачальником, но полностью его доброе имя так и не восстановил.

  • Памятник адмиралу Николаю Кузнецову на набережной Северной Двины в Архангельске

6 декабря 1974 года Николай Кузнецов ушёл из жизни. Только посмертно, в 1988 году его восстановили в звании адмирала флота Советского Союза.

По мнению Юрия Кнутова, успехи советских военно-морских сил в середине ХХ века — во многом личная заслуга Кузнецова.

«Флотский характер был у него в крови, и офицеров он себе под стать подбирал. Много внимания уделял поднятию боевого духа», — считает эксперт.

«Николай Кузнецов — один из величайших советских руководителей флота, талантливый военно-морской администратор. Он превратил флот в мощную, самостоятельную военную силу. Во время Великой Отечественной войны он был на своём месте», — заявил Константин Стрельбицкий.

Опала

Несмотря на успехи в годы войны, вскоре после ее окончания герой нашей статьи оказался в опале. Не помогли даже многочисленные награды Николая Герасимовича Кузнецова.

В феврале 1946 года Наркомат Военно-Морского Флота был распущен. Сталиным принято решение о включении ВМФ в состав Вооруженных сил Советского Союза. Кузнецов стал заместителем наркома, которого затем стали называть министром.

В начале 1947 года между адмиралом и генералиссимусом состоялся неприятный разговор, который выявил между ними многочисленные разногласия. Причиной была программа дальнейшего развития Военно-Морского Флота.

Результатом стало отстранение Кузнецова от командования. Его лишили высокопоставленной должности, назначив в руководство управлением военно-морскими учебными заведениями.

На этом его проблемы не закончились. Через несколько месяцев Николая Герасимовича отдали под так называемый Суд чести, организованный Министерством Вооруженных сил. Вместе с Кузнецовым к ответу призвали адмиралов Алафузова, Галлера и Степанова. Процесс вел маршал Говоров.

Их обвиняли в том, что в период с 1942 по 1944 год они, не имея на то разрешения властей, передали американцам и англичанам секретные чертежи, которые, в частности, включали в себя описания дистанционной гранаты, парашютной высотной торпеды, схемы управления стрельбой, артиллерийские системы, а также значительное количество морских карт, считавшихся секретными.

Постановлением Суда чести все четверо обвиняемых были признаны виновными в совершенном преступлении. Было решено обратиться к Совету министров, чтобы передать дело офицеров в Военную коллегию для дальнейшего рассмотрения.

В феврале 1948 года и Военная коллегия признала адмиралов виновными. Рассматривая дело Кузнецова, отдельно были отмечены его выдающиеся заслуги, только поэтому его было решено освободить от уголовного наказания. Ограничились ходатайством о разжаловании до контр-адмирала. Все остальные обвиняемые получили реальные сроки тюремного заключения.

Кузнецов, оказавшись в опале, не уходит в отставку. Его назначают заместителем главнокомандующего Военно-морскими силами на Дальнем Востоке. Затем он становится командующим Военно-Морским Флотом на Тихом океане.

В начале 1950-х годов Кузнецов постепенно начал восстанавливать свое положение в руководстве Советской армии. В начале 1951 года ему присвоили звание вице-адмирала, а в июле даже назначили военно-морским министром. На этом посту он оставался до 15 марта 1953 года.

13 мая, то есть через несколько месяцев после смерти Сталина, ему вернули звание адмирала. Тогда же ему объявили о снятии судимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector