Тяжелый атомный ракетный крейсер «адмирал нахимов»

Дополнительное вооружение

Общекорабельные средства противодействия включают в себя две спаренные 150-мм ПУ ПК-16 (комплекса выстреливаемых помех), противоэлектронных ловушек, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором. Крейсер имеет также три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полётами вертолётов и систему опознавания «свой-чужой».

Взлётная палуба на корме крейсера «Калинин». Видны открытые двери ангара и палубные вертолёты Ка-25 и Ка-27

На каждом крейсере проекта 1144 базируются два тяжёлых многоцелевых вертолёта Ка-27 в модификации РЛД и ПЛ. Вертолёты используются в противолодочном варианте и в качестве ретранслятора-корректировщика полёта ПКР «Гранит». Экипаж вертолёта — 3 человека (лётчик, штурман и оператор гидроакустической станции). Максимальная взлётная масса — 11 т, продолжительность полёта — 4,5 часа, потолок — 4300 м, максимальная скорость — 270 км/ч, дальность полёта — 800 км. Вертолёты могут иметь противолодочные ракеты АПР-2Е (диаметр — 350 мм, длина — 370 см) с твердотопливным ракетным двигателем, обеспечивающим под водой скорость 115 км/ч. Масса ракеты — 575 кг, б/ч — 100 кг. Под водой ракета движется по 2 мин, обследуя пространство радиусом 1500 м и определяя пеленг на цель с точностью 2°. На вооружении вертолётов — и управляемые глубинные бомбы массой 94 кг и скоростью движения 55 км/ч с активной гидроакустической системой наведения. Бортовой радиоэлектронный комплекс вертолёта Ка-27 обеспечивает полёт над морем в любую погоду, поиск и слежение за подлодками на удалении до 200 км от корабля, автоматический вывод вертолёта в точку сброса средств поражения, возврат и заход на посадку в автоматическом режиме.

Гидроакустическая система включает в себя гидролокатор с корпусной антенной (в бульбовом обтекателе) для поиска и обнаружения подводных лодок на низких и средних частотах и буксируемую автоматизированную гидроакустическую систему с антенной переменной глубины погружения (150—200 м) — на средних частотах.

Хронология

  • Заложен 17 мая 1983 года.
  • 25 апреля 1986 года спущен на воду.
  • 30 декабря 1988 года вступил в строй.
  • 22 апреля 1992 года переименован в «Адмирал Нахимов».
  • Июль 1997 — последний поход до места ремонта.
  • 14 августа 1999 года поставлен на ремонт и модернизацию на предприятии Севмаш в Северодвинске.
  • В рамках ремонта и модернизации крейсера планируется замена морально устаревшего радиоэлектронного оборудования. Предполагается, что на корабле установят современные цифровые системы, которые позволят вывести радиоэлектронику крейсера на уровень XXI века.
  • В 2008 году план по ремонту был откорректирован, что позволило форсировать модернизацию: так уже в сентябре началась выгрузка отработанного ядерного топлива. Ввод в строй планировался в 2012 году.
  • В 2012 году закончены подготовительные работы и проектирование нового облика корабля.
  • 13 июня 2013 года Севмаш заключил контракт с Министерством обороны РФ на ремонт и модернизацию крейсера. По условиям договора корабль должен войти в боевой состав флота в 2018 году.
  • В декабре 2013 на корабле ведутся работы по монтажу систем технологического обеспечения ремонтных работ, а также дефектация и выгрузка оборудования.
  • 24 января 2014 года пресслужба «Севмаша» сообщила, что корабль готовится к переходу в наливной бассейн. Это будет основной задачей на 2014 год. Крейсер будет приподнят с помощью четырёх специально изготовленных для этого понтонов, для перевода через порог батопорта.
  • 4 февраля 2014 года было завершено строительство первого понтона. Для заводки корабля в наливной бассейн также будут использованы ещё 2 дополнительных понтона из блоков, которые были применены при постановке в док авианосца «Викрамадитья». По информации на 4 июня 2014 были установлены понтоны на доковое опорное устройство, где производится их доработка. Затем на крейсере продолжился демонтаж оборудования.
  • 10 июля 2014 был изготовлен 2-й понтон из 4-х запланированных для постановки крейсера в док.
  • 24 октября 2014 года, крейсер заведён в наливной бассейн Севмаша.
  • 30 января 2015 года — крейсер подготовлен к огневым работам, продолжается демонтаж внутренних корпусных конструкций корабля.
  • 2 ноября 2015 года — закончен демонтаж старого оборудования. Корабль готовится к приему нового оборудования.
  • Февраль 2016 года — на «Севмаше» завершена дефектация конструкции корпуса и начата работа по грунтовке.
  • По сведениям ВМФ России, плановый ремонт атомного крейсера «Адмирал Нахимов» должен завершиться к 2021 году.

Оценка проекта

Крейсеры проекта 1144 были первыми и последними атомными надводными ракетоносцами ВМФ СССР, первыми кораблями большого водоизмещения, построенными после длительного перерыва, и наиболее крупными военными неавианесущими кораблями, построенными каким-либо государством после Второй мировой войны. Но при несомненных достоинствах — мощном наступательном вооружении, высокой автономности и впервые применённых в советской практике ЗРК корабельного базирования большого радиуса действия, корабль, тем не менее, трудно признать полностью удачным.

Размеры и стоимость ракетного крейсера проекта 1144 очень велики, ударные же функции уступают более дешёвым подводным ракетоносцам проекта 949 и 949А «Антей». Основная функция корабля — нанесение ракетных ударов по авианосной ударной группе (АУГ) ВМС США — является выполнимой, фактически, только при согласованном внезапном нападении (например в комбинации с ударом подводных лодок по той же АУГ ВМС США). Как оружие возможного ответного удара корабль существенно уступает ПЛАРК проекта 949 и 949А из-за большей заметности для противника и большей уязвимости.

Слабым местом базового проекта была уязвимость для низколетящих дозвуковых противокорабельных ракет. Ближняя противовоздушная оборона на первых трёх крейсерах была представлена только ЗРК «Оса-М», имевшим низкую огневую производительность, сравнительно большое время реакции и неспособным действовать по целям ниже 25-60 метров. Частично это компенсировалось значительной батареей АУ АК-630, эффективность которых, однако, также не считалась достаточной.

Нечёткое определение роли корабля при проектировании вынудило конструкторов оснастить систему множеством разнообразных видов вооружения, что сделало корабли многоцелевыми, но усложнило обслуживание и создало проблемы с определением тактико-технической ниши корабля.

«Адмирал Нахимов» станет мощнее и универсальнее

Представитель Минобороны Игорь Дыгало также сообщил, что новая электронная начинка корабля это далеко не все, чем будет оснащен крейсер.

«Планом модернизации также предусмотрена замена комплексов ракетного и артиллерийского вооружения ТАРКР «Адмирал Нахимов», – сообщил Дыгало.

В частности, он пояснил, что на корабль будут установлены гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон», предназначенные для борьбы с кораблями противника.

Основная их особенность – это гиперзвуковая скорость, которая может достигать 5-6 Махов. Системы ПВО противника могут просто не успеть среагировать на такую ракету, отмечают военные эксперты.

«За счет скорости осуществляется обход ПВО противника, и он не успевает принять решение о защитных действиях. «Циркон» — это следующий этап развития вооружений», — отметил Сочеванов.

Что касается остальных тактико-технические характеристик ракеты, то они засекречены. Известно только, что госиспытания ракеты должны завершиться в 2017 году.

«Пусковые установки ракет к моменту сдачи «Адмирала Нахимова» должны быть полностью запроектированы», — добавил Сочеванов.

В свою очередь заместитель директора Центр анализа стратегий и технологий Константин Макиенко отметил, что специализацию крейсера в результате модернизации значительно расширят.

«Крейсеры проекта 1144 называют убийцами авианосцев. В военно-политических условиях холодной войны, когда строились эти корабли, такая узкая специализация была оправдана. Многие компоненты ВМФ были заточены под охоту за авианосцами, но в современных условиях это было бы не очень рационально», — прокомментировал Макиенко.

Эксперт уверен, что в результате модернизации произойдет оснащение крейсера не только ракетами «Циркон», но и крылатыми ракетами «Калибр», получившими известность после Сирии. То есть корабль приобретет многофункциональность.

«Поскольку платформа сама по себе очень хорошая, ей надо придавать возможности многоцелевого использования, то есть не только по кораблям, но и по наземным целям. Это будет корабль совершенно другого качества», — подчеркнул эксперт.

В целом можно отметить тенденцию перехода кораблей на многофункциональность. И если лет 10 назад это не всегда было возможно с технологической точки зрения, то сейчас у Минобороны появились и ресурсы, и возможности. А у таких больших кораблей, как 1144, есть все предпосылки для того, чтобы сделать их многофункциональными.

В то же время эксперты отмечают, что по трудоемкости модернизация крейсера «Адмирала Нахимова» будет сопоставима с проектом перестройки «Адмирала Горшкова» в авианосец «Викрамадитья» для Индии.

Сегодня, по словам гендиректора Севмаша Будниченко, на объекте идет активная работа, и для этого созданы комфортные условия.

«Работы распределены по строительным районам. В основном привлечены коллективы сборочно-стапельного производства, а также других подразделений Севмаша», — рассказал он.

Эксперты отмечают, что после модернизации корабль будет обладать совершенно новыми тактико-техническими характеристиками, а его противокорабельные возможности сильно возрастут.

«Можно с уверенностью сказать, что после модернизации «Адмирал Нахимов» станет не одним из самых мощных кораблей, а просто самым мощным кораблем. И не Северного флота, а всего Военно-Морского Флота России», — считает Макиенко.

Боевая служба

Под ней автор подразумевает проекцию силы, при осуществлении которой существует вероятность реального ее применения. Иными словами, это ситуация, при которой наш боевой корабль сопровождает цель в готовности к немедленному ее уничтожению – по получении приказа, конечно.

В большинстве случаев при решении такой задачи ТАРКР здесь будет иметь преимущество и перед фрегатами и перед подводным атомоходом. Рассмотрим, к примеру, классический случай слежения за АУГ США – да хотя бы и в том же Средиземном море. Разумеется, если посмотреть на глобус, то это море выглядит очень небольшим, в сравнении с бескрайними просторами Атлантики, Тихого или Индийского океана. Но по факту Средиземноморье весьма и весьма велико – к примеру, расстояние от Мальты до Крита составляет порядка 500 миль, а для того, чтобы из Гибралтара прийти в турецкий Измир придется преодолеть примерно 2000 миль.

Конечно, дальность хода фрегата проекта 22350 значительно больше, и составляет 4 500 миль. Но дело в том, что подобное расстояние фрегат может преодолеть, лишь следуя на экономической скорости 14 узлов, а если нужно идти быстрее, то дальность хода резко упадет. В то же время американский эсминец «Арли Берк», имея дальность хода в 6 000 миль на 18 узлах, естественно, способен будет пройти на высокой скорости куда большее расстояние, чем «Адмирал Горшков». Фрегат проекта 22350 вполне способен некоторое время сопровождать одиночный «Арли Берк» или группу таких эсминцев, или даже полноценную АУГ, следующие на высокой скорости, но затем у него просто начнут иссякать запасы топлива, так что ему придется прекратить погоню.

Иными словами, если американцы замыслят нанесение удара первыми, они вполне могут, предприняв ряд энергичных маневров и двигаясь длительное время на скорости 25 и более узлов, оторваться от слежения наших фрегатов и в момент начала атаки выйти из-под «колпака» советских кораблей. А вот с ТАРКР, по очевидным причинам, такой «номер» не пройдет ни в каком случае: его ЯСУ способна сообщать кораблю максимальную скорость почти неограниченное время.

В принципе, многоцелевая АПЛ, обладая столь же неограниченным запасом хода, в теории тоже может контролировать перемещение вражеских кораблей. Но в этом случае для подводной лодки возникает проблема скрытности перемещений. Дело в том, что АПЛ 3-го поколения были относительно малошумными только на скоростях в 6-7 узлов (ориентировочно), для атомарин 4-го поколения, то есть «Сивулфа», «Вирджинии» и «Ясень-М» этот показатель увеличен до, примерно, 20 узлов, но все равно, эскадра надводных кораблей может некоторое время перемещаться значительно быстрее.

Соответственно, контролирующей их движение подводной лодке также придется давать большой ход и тем самым демаскировать себя. Это, быть может, не будет иметь решающего значения в случае, если наш корабль получит приказ на применение оружия первым. Но вот если такой приказ получат американцы – шансов у АПЛ нанести удар почти не будет, ее с высочайшей долей вероятности успеют уничтожить до применения оружия.

В годы холодной войны наши моряки нередко использовали такой способ – поскольку маршруты выдвижения РПКСН из баз в районы боевой подготовки были командованию отлично известны, в воздух поднималась противолодочная авиация, ставившая на маршруте линию гидроакустических буев, или же «в засаду» на пути РПКСН ставилась многоцелевая подводная лодка.

В результате таких действий нередко выявлялись американские АПЛ, следовавшие за нашими «стратегами» — даже невзирая на лучшие показатели малошумности атомарин наших «заклятых друзей». И если бы вдруг руководство СССР в какой-то момент решило бы нанести превентивный ядерный удар, то американские «охотники» вполне можно было бы уничтожить до того, как они успели причинить вред выходящим на позиции РПКСН. Увы, то же самое верно и для наших МАПЛ, ведущих слежение за АУГ.

ТАРКР здесь будет иметь преимущество в силу значительно большей боевой устойчивости. «Завалить» надводный корабль под 25 тыс. т. водоизмещением – задача далеко не тривиальная, даже в том случае, если есть преимущество первого удара. Тут даже тактическое ядерное вооружение не гарантирует успеха (не исключено, что боеприпас с ЯБЧ будет сбит). Так что с высокой долей вероятности, ТАРКР, даже будучи атакованным, и погибая, все же и сам сумеет нанести смертельный удар по авианосцу наших «заклятых друзей».

Особенности конструкции

В целом тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин» повторяет по конструкции предыдущие проекта 1144, но с рядом важных усовершенствований по вооружению и оборудованию. Следует отметить, что головной корабль этого проекта ещё находился на стапеле, когда для следующего был разработан усовершенствованный проект 11442. В нём ряд образцов вооружения и оборудования был заменён новейшими системами, разрабатываемыми к тому времени: ЗРК «Кинжал» вместо «Оса-МА», зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик» вместо башенных 30-мм шестиствольных автоматов, противолодочный комплекс «Водопад» вместо «Метели», спаренная 130-мм универсальная установка АК-130 вместо двух одноорудийных 100-мм башен АК-100, реактивные бомбомёты РБУ-12000 вместо РБУ-6000. Предполагалось все следующие после «Кирова» корабли этого типа строить по улучшенному проекту. Однако фактически, ввиду неготовности к серийному производству всех намеченных образцов вооружения, пришлось корректировать проект 11442 для каждого строящегося крейсера индивидуально. Корректировки частично возвращали более старые (аналогичные установленным на головном «Кирове») типы оружия и РЛС в тех случаях, когда промышленность ещё не была готова поставить новые. В результате получилось, что к техническому проекту 11442 оказался наиболее близок последний корабль серии — «Пётр Великий». Однотипные «Фрунзе» и «Калинин» по составу вооружения заняли промежуточное положение между головным «Кировым» и заключительным «Петром Великим».

Особенности вооружения ТАРКР проекта 11442

В частности, «Калинин» отличается от головного корабля установкой универсальной артиллерии в виде одной двухорудийной 130-мм башни АК-130. Вместо шестиствольных реактивных бомбомётов РБУ-1000 «Смерч-3» по бортам от надстройки «Калинина» были установлены десятиствольные установки РБУ-12000 противоторпедного комплекса «Удав-1».
Функции зенитной артиллерии ближнего действия вместо восьми шестиствольных 30-мм автоматов АК-630 на «Калинине» были возложены на шесть новейших установок зенитных ракетно-артиллерийских комплексов (ЗРАК) «Кортик», на каждой из которых смонтировано по два 30-мм шестиствольных автомата АО-18 с суммарной скорострельностью 10 тысяч выстрелов в минуту и два блока по четыре пусковых установки зенитных ракет 9М311.

Также на «Калинине» был установлен усовершенствованный вариант комплекса С-300Ф «Форт», способный применять более новые ракеты 48Н6 наряду с 5В55РМ, которыми вооружался комплекс в базовой версии. Обновлённый «Форт» был унифицирован с наземным зенитно-ракетным комплексом С-300ПМ. Так как ракета 48Н6 была крупнее по габаритам (длиннее), чем ЗУР 5В55РМ — для неё была доработана пусковая установка Б-203А. Новые ракеты 48Н6, первые сведения о которых были опубликованы в 1990 году, могли поражать цели с максимальной скоростью до 1800 м/с (против 1300 м/с для 5В55РМ), вес боевой части возрос от 130 до 150 кг, дальняя граница зоны поражения расширена до 93 км), а максимальная высота — до 27 км. Новые ракеты, как и предыдущие версии 5В55РМ, используют активный метод наведения (через РЛС ракеты) и могут перехватывать, помимо аэродинамических целей, и летящие в атмосфере баллистические ракеты противника. Оба корабельных ЗРК могут включать инфракрасную систему наведения для уменьшения уязвимости от помех. Зенитная ракета 48Н6 при необходимости может быть использована и по надводной цели, в том числе за пределами обнаружения корабельными локаторами.

Имевшийся на головном «Кирове» противолодочный комплекс «Метель» на всех крейсерах проекта 11442 был заменён более новым «Водопад». В отличие от «Метели», «Водопаду» не требуется отдельная пусковая установка — его более компактные ракето-торпеды заряжаются в стандартные торпедные аппараты.

Радиотехническое вооружение крейсера было также существенно обновлено по сравнению с головным «Кировым» и включало в себя:

РЛК МР-800 «Флаг» в составе РЛС МР-600 «Восход» и РЛС МР-750 «Фрегат-МА»;

2 НРЛС МР-212/201 «Вайгач-У»;

ГАК МГК-355 «Полином»;

комплексы РЭБ МП-503 «Кантата-М», МП-407 «Старт-2», системы постановки помех ПК-2М (4х2 140-мм ПУ) и ПК-10 (8х10 122-мм ПУ);

БИУС «Лесоруб-44»;

МКРЦ «Коралл-БН».

Последний из «Адмиралов»: новое слово в кораблестроении

Атомный крейсер пр. 1144 Орлан «Адмирал Нахимов» (ТАРКр) является одним из 4-х линкоров подобного типа. Его спустили со стапелей 29 апреля 1986 года, за 4 месяца до катастрофы одноименного круизного теплохода, а через два года он уже вступил в строй Северного флота. Правда, назывался он тогда «Калинин», переименовали его уже после распада СССР, в 1992 году. Послужной список нового «Адмирала» состоит из нескольких выходов на тактические учения со стрельбами в водах Баренцева и Белого моря.

По результатам, крейсер прекрасно себя проявил, и хотя в целом проект 1144 признали провальным, «Адмирал Нахимов» единственный из себе подобных оправдал надежды. Первым делом «Адмирал Нахимов», тогда еще «Калинин», после спуска на воду отправился на Балтику, где проходил 2-х месячное тестирование ходовых возможностей. Техники остались довольны всеми показателями, после чего, крейсер пошел в Северное море, где создавались более сложные условия на завершительной стадии испытаний.

В общей сложности, за это время он преодолел более 5000 морских миль, никаких неполадок в работе двигателей и системе навигации, не обнаружили. Новенький ракетный крейсер признали вполне годным к службе, и в конце 1988 г. он влился в 120 Бригаду, входившую в состав Краснознаменного Северного флота, где стал самым мощным из его судов.

После учебных стрельб, с использованием главного ракетного комплекса, проводившихся в 1989 г. в акватории Баренцева моря, будущий «Адмирал Нахимов» заслуженно получил награду главкома ВМФ СССР. Спустя год, в 1990 г. он снова отличился на стрельбах в водах Белого моря, и был признан лучшим боевым судном из входящих в 7-ю оперативную эскадру Северного флота.

Здесь крейсер оказался в центре событий, в момент спасения экипажа с тонущего турецкого судна «Свероглу». Миссия его длилась полгода, после чего тяжелый крейсер в конце июля 1991 г. вернулся в Североморск.

Общие сведения

Большой противолодочный корабль «Адмирал Нахимов» стал третьим в серии океанских кораблей проекта 1134А, строившихся на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова. Основные задачи БПК этой серии включали в себя обнаружение и уничтожение атомных подводных лодок противника, а также обеспечение противокорабельной, противолодочной и противовоздушной обороны тактических групп флота. По классификации НАТО, в которой термин «БПК» не принят, эти корабли за мощное вооружение и значительные размеры причисляли к ракетным крейсерам (англ. Kresta II-class cruisers).

Служба БПК «Адмирал Нахимов» проходила в составе Краснознамённого Северного флота, и большую часть походов корабль выполнил в Атлантическом океане и Средиземном море. Примечательной страницей в истории корабля стало его участие в Кипрском кризисе 1974 года, когда боевые корабли ВМФ СССР обеспечивали безопасную эвакуацию советских граждан с охваченного войной острова.

Трагическая история судов, носящих имя прославленного адмирала

«Адмирал Нахимов» был не первым, и далеко не последним из одноименных кораблей, которые буквально преследовали несчастья. Многие связывают эти события именно с названием, приписывают какие-то тайны и пытаются найти закономерность в этом. Но ничего подобного в истории всех «Адмиралов», не прослеживается, все, что их объединяет, только именем и ограничивается.

Первым, чья гибель впоследствии дала основание говорить о роковой закономерности, был торговый пароход «Адмирал Нахимов», в 1897 г. совершавший обычный рейс в Константинополь. Он попал в шторм вблизи Босфора, и затонул с грузом зерна и всем экипажем.

Следующим из «несчастливых судов» стал крейсер Черноморского флота «Червона Україна», до Октябрьской революции называвшийся «Адмиралом Нахимовым». В ноябре 1941 г., после массированного налёта вражеской авиации, находясь у входа в Цемесскую бухту, он получил многочисленные повреждения, а спустя несколько часов затонул.

Единственный из «Нахимовых» не затонувший, а закончивший свои дни вполне мирно, был советский крейсер построенные вскоре после войны. В 1960 году его списали, и некоторое время использовали как мишень при испытании новых противокорабельных ракет, в результате этого он получил серьезные повреждения — днище крейсера было деформировано настолько, что ремонту он не подлежал.

Некоторое время вокруг него сохранялась секретность, в результате чего, у многих людей разыгралась фантазия. Но опять трудно провести параллели, между ним и броненосным крейсером «Адмирал Нахимов» затонувшим у острова Цусима.

А вот в гибели пятого и шестого «Адмиралов Нахимовых», действительно, прослеживается нечто таинственное и неприродное. Сначала несчастье постигло научно-исследовательское судно, неожиданно затонувшее в 1973 г., оно камнем ушло на дно на глазах многочисленных свидетелей, всего за минут после того как перевернулось.

Происходило это в небезызвестной роковой бухте, буквально у самого причала Новороссийска, а вместе с кораблем утонула половина экипажа. Наиболее трагической, стала судьба последнего из затонувших кораблей с именем великого флотоводца. В его истории нет взаимосвязи с броненосным крейсером «Адмирал Нахимов», но местом крушения, странно, но снова стала Цемесская бухта.

В 23 ч. 20 мин., спустя всего 8 минут после не понятно как случившегося столкновения, теплоход полностью скрылся под водой. Это стало настоящей катастрофой, повергшей весь советский народ в шок — из почти 1000 пассажиров и членов экипажа погибло или пропало без вести 423 человека, среди них было почти 100 детей.

Модернизации и переоборудования

Вариант модернизации ТАРКР «Адмирал Нахимов» по проекту 11442М (цветом выделены новые системы вооружения и радиоэлектронного оборудования, заменяющие штатные образцы)

После раздела СССР первые три крейсера серии, как и большинство других крупных кораблей бывшего советского ВМФ, в связи с отсутствием средств были выведены в резерв. В 1999 году крейсера «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Нахимов» были приведены на судоремонтные заводы для ремонта и повторного ввода в строй, но фактическое начало работ постоянно откладывалось. В начале 2000-х годов несколько раз принимались решения как о восстановлении, так и об утилизации (то есть разборке на металл) атомных крейсеров, но даже на их утилизацию у флота не было денег. К 2012 году всё-таки приняли решение о восстановлении самого нового из стоящих в резерве ТАРКР — «Адмирала Нахимова». Восстановление крейсера было решено совместить с его глубокой модернизацией, поскольку со времени достройки корабля прошло уже свыше 20 лет, в течение которых появился ряд новых перспективных образцов вооружения и радиоэлектронного оборудования.

Проект модернизации составляло Северное проектно-конструкторское бюро (г. Санкт-Петербург) — ранее именно в этом ПКБ был разработан проект 11442, по которому строили ТАРКР «Калинин». При модернизации почти полностью обновляется состав бортовых РЛС и в значительной мере пересматривается вооружение. Взамен главного ударного комплекса предполагается смонтировать в корпусе вертикальные пусковые установки универсального типа, позволяющие запускать крылатые ракеты «Калибр», П-800 «Оникс», а в перспективе — и гиперзвуковые противокорабельные ракеты «Циркон». Основу ПВО модернизированного крейсера должен составить новейший комплекс 3К96 «Редут» — его вертикальные ПУ предполагается смонтировать вместо комплекса «Форт» в носовой части, а также на корме в помещениях ЗРК «Кинжал».

13 июня 2013 года был подписан контракт на проведение работ по капремонту и модернизации крейсера между министерством обороны России и предприятием «Севмаш», а 24 октября 2014 года крейсер «Адмирал Нахимов» ввели в наливной бассейн «Севмаша» и приступили к демонтажу подлежащего замене оборудования. Согласно плану работ, модернизированный крейсер должен вступить в строй в 2018 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector