«киров»: легкий крейсер с тяжелым вооружением

Итальянский прототип для советских крейсеров

В конце 1920-х г.г. не один из флотов СССР не мог похвастаться большим количеством современных боевых кораблей, особенно плачевной была ситуация с кораблями крупного водоизмещения. Из более-менее современных проектов РККФ располагал разве только тремя крейсерами типа «Светлана», но, и эти корабли были заложены ещё до революции.

Первые опыты в проектировании даже относительно небольших сторожевых кораблей типа «Ураган» показали, что подготовка специалистов, оборудование, производственные мощности — всё это стране Советов только-только предстояло создать, а ведь на это уйдут годы и миллиарды вложенных рублей.

Современный, мощный флот нужен был уже сейчас, поэтому, единственным разумным средством для руководства РККФ в то не простое время, стали попытки купить военные корабли за рубежом. Однако, во-первых, обстановка в мире была такой, что добровольно, да ещё по сходной цене не одна ведущая военно-морская держава со своими новыми судами расставаться не желала, а во-вторых, уже тогда СССР рассматривался на Западе как прообраз «империи зла», вооружать который на свой страх и риск было опасно.

И все-таки, переговоры о покупке кораблей велись.


Итальянский крейсер «Раймондо Монтекукколи» — прототип для «Кирова»

Вооружение крейсеров проекта 1144 «Орлан»

ПКР П-700 «Гранит»

Основным оружием данных крейсеров были ПКР П-700 «Гранит» — сверхзвуковые крылатые ракеты третьего поколения, обладающие пониженным профилем траектории полета к цели. При стартовой массе 7 тонн данные ракеты развивали скорость до 2,5 М и могли нести обычную боевую часть массой 750 кг или ядерный заряд-моноблок мощностью до 500 кт на расстояние до 625 км.

Длина ракеты составляет — 10 метров, диаметр — 0,85 метра. 20 противокорабельных крылатых ракет «Гранит» были установлены под верхней палубой крейсера, с углом возвышения 60 градусов. Пусковые установки СМ-233 для данных ракет производились на ПО «Ленинградский металлический завод». По той причине, что ракеты «Гранит» первоначально предназначались для субмарин, перед пуском ракеты установка должна заполняться забортной водой.

По опыту оперативной и боевой подготовки ВМФ, сбить «Гранит» очень сложно. Даже если поразить ПКР противоракетной, она из-за своей огромной скорости и массы может сохранить достаточный импульс, для того чтобы «достать» корабль-цель.

ЗРК «Форт»

В качестве противовоздушной обороны (ПВО) на крейсере предусмотрено 12 установок С-300Ф «Форт». Каждая имеет восемь пусковых труб барабанного типа, предназначена для поражения высокоскоростных, маневренных и небольших целей как на малых, так и на больших высотах. Интервал стрельбы — 3 секунды, боекомплект — 96 ракет.

ЗРК «Оса-М»

Дополнительная противовоздушная оборона обеспечивается зенитно-ракетными комплексами М-4 «Оса-М». Таких установок две, каждая предназначена для запуска двух ракет. Скорострельность — 2 выстрела в минуту, дальность поражения — 15 км, в высоту — 3,5-4 км. Боекомплект — 40 ракет.

«Тор-М1»

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М1», в морской версии более известный как ЗРК «Кинжал» установлен на корабле «Петр Великий» того же проекта 1144. Для крейсера «Киров» подобного вооружения не предусмотрено ввиду отказа от дальнейшей модернизации судна.

Ракетные крейсеры

С появлением и распространением баллистических ракет и ракетных установок представления о методах ведения боя в который раз претерпели существенные изменения.

Мнение эксперта Исаак Якович Зельдер Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Теперь можно было поразить цель, которая находилась на расстоянии несколько сот километров одним нажатием пальца. И обычные артиллерийские крейсера выглядели устаревшими и отсталыми. По крайней мере — в глазах генсека Хрущева, который любил ракеты и не любил корабли.

Проект 58

Был начат в 56-ом году с целью обеспечить превосходство в морях и океанах, при этом не обладая превосходством в количестве. Поэтому упор делался на современные достижения техники, в том числе ядерной и ракетостроительной. Первые эскизы появились в 57-ом году, в 58-ом утвердили производство. В июле 62-го на глазах Хрущева были произведены пробные запуски ракет, которые впечатлили правителя СССР. Теперь о нелюбви к кораблям было забыто.

Ракетный крейсер «Варяг»

Всего было выпущено 4-ре ракетных крейсера — “Грозный”, “Адмирал Фокин”, “Адмирал Головко” и “Варяг”. Заклали их в 60-61 годах, спустили на воду в 61-63-ем. В 90-ые все поочередно,кроме “Адмирала Головко”, списали в утиль. Тот продержался до конца 2002-го.

Основой вооружения был противокорабельный ракетный комплекс(ПРПК) с ракетой длиною почти в 10 метров, и весом в 4,2-4,5 тонны. Дальность стрельбы — 100-300 км, высота полета — с 300-от метров до 7-ми км.

Проект 1164

Были следующим витком в развитии ракетных крейсеров. Строительство начали в 1972-ом году. Прошедший через сито конкурсных работ, окончательный эскиз утвердили в августе 74-го. Изначально планировали выпустить 10 единиц, но в ходе работ сошлись только на 3-ех. Первый корабль заложили в 76-ом, а на вооружение приняли в 83-ем. Сейчас все три находятся на вооружении ВМС РФ — это “Москва”, еще один “Варяг” и “Маршал Устинов”. Было несколько подвидов вооружения — противокорабельное, противолодочное(призванное уничтожать подлодки), две реактивные бомбовые установки, призванные уничтожат выпущенные по кораблю торпеды, 10-ть зенитно-ракетных установок, 6-ть зениток и два корабельных орудия калибром 130 мм. Как можно увидеть, вооружены такие крейсеры были “до зубов”. Основным боевым орудием является 16 пусковых установок “Вулкан”. Весит подобная ракета 6-ть тонн и имеет максимальную скорость в 3000 км/час. Радиус поражения — 700 км. Также стоит отметить комплект торпед, направленных на уничтожение, в основном, подводных кораблей противника. Всего в базовом наличии их было 10-ть штук, длиной до 7-ми метров и весом около 2-ух тонн. Разгоняться такая махина могла до 100-а км/час, а поражала цели на расстоянии до 22 км.

Проект 1144

И, наконец, на десерт — атомные реактивные крейсера. Были построены в период с 1973-го по 1996-ой года. Так как корабли строились с большим временным промежутком, то вспомогательное вооружение на них может сильно отличаться, в зависимости от года спуска на воду и развития технологий на тот момент. Наиболее совершенные орудия, что логично, были установлены на самый последний по выпуску корабль — “Петр Великий”.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий»

Мнение эксперта Александр Николаевич Румянцев Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.

В основе же орудий каждого корабля лежит противокорабельные ракеты П-700 “Гранит”. При длине в 10-ть метров, они достигали 7-ми тонной массы и могли развивать скорость свыше 3000 км/час.

В боевой части переносить ядерный заряд. Также стоит отметить зенитно-ракетные комплексы “Оса-М” и “Кинжал”. В качестве зенитной артиллерии выступали АК-130 с калибром 130 мм, имелся противолодочный ракетно-торпедный комплекс РПК-6М “Водопад”, морской бомбомет “Смерч-3” и противоторпедные ракеты “Удав-1М”

Отличительным свойством крейсеров “Проекта 1144” была атомная энергоустановка, которая выступала в качестве сердца и мотора. Без перезарядки функционирует 10-11 лет. Всего выпущено 4-ре корабля — “Киров”, “Адмирал Лазарев”, “Адмирал Нахимов” и “Петр Великий”. Из всех перечисленных только последний сейчас состоит на службе в ВМС РФ. Остальные либо сданы в утиль, либо находятся на модернизации.

Последние попытки

Всего в мире в 1936—1945 годах было построено 27 линейных кораблей последнего поколения: 10 — в США, 5 — в Великобритании, 4 — в Германии, по 3 — во Франции и Италии, 2 — в Японии. И ни в одном из флотов они не оправдали возлагавшихся на них надежд. Опыт Второй мировой войны со всей очевидностью показал, что время линкоров ушло. Новыми хозяевами океанов стали авианосцы: палубная авиация, безусловно, превосходила корабельную артиллерию и по дальности действия, и по способности поражать цели в самые уязвимые места. Так что можно с уверенностью утверждать, что сталинские линкоры, даже будь они построены к июню 1941 года, никакой заметной роли в войне бы не сыграли.

Но ведь вот парадокс: Советский Союз, затративший по сравнению с другими государствами несколько меньше средств на ненужные корабли, решил как бы наверстать упущенное и стал единственной в мире страной, продолжавшей проектировать линкоры и после Второй мировой войны! Вопреки здравому смыслу конструкторы на протяжении нескольких лет не покладая рук трудились над чертежами плавучих крепостей вчерашнего дня. Преемником «Советского Союза» стал линкор проекта 24 полным водоизмещением 81 150 тонн (!), преемником «Кронштадта» — 42-тысячетонный тяжелый крейсер проекта 82. Кроме того, эту пару дополнял еще один так называемый «средний» крейсер проекта 66 с 220-мм артиллерией главного калибра. Заметим, что последний хотя и именовался средним, но по водоизмещению (30 750 тонн) оставлял далеко позади все зарубежные тяжелые крейсера и приближался к линкорам.

Линкор «Советский Союз», проект 23 (СССР, заложен в 1938 г.). Водоизмещение стандартное — 59 150 т, полное — 65 150 т. Длина наибольшая — 269,4 м, ширина — 38,9 м, осадка — 10,4 м. Мощность турбин — 201 000 л. с., скорость — 28 узлов (при форсировке, соответственно, 231 000 л. с. и 29 узлов). Вооружение: 9 — 406-мм и 12 — 152-мм орудий, 12 — 100-мм зенитных пушек, 40 — 37-мм автоматов, 4 гидросамолета

Причины того, что отечественное кораблестроение в послевоенные годы шло явно против течения, в основном субъективные. И на первом месте здесь стоят личные пристрастия «вождя народов». Сталину очень импонировали большие артиллерийские корабли, особенно быстроходные, и при этом он явно недооценивал авианосцы. Во время обсуждения тяжелого крейсера проекта 82 в марте 1950 года генсек потребовал от конструкторов увеличить скорость корабля до 35 узлов, «чтобы он наводил панику на легкие крейсера противника, разгонял их и громил. Этот крейсер должен летать как ласточка, быть пиратом, настоящим бандитом». Увы, на пороге ракетно-ядерной эпохи взгляды советского лидера на вопросы морской тактики отставали от своего времени на полтора-два десятилетия.

Если проекты 24 и 66 остались на бумаге, то по проекту 82 в 1951—1952 годах заложили три «крейсера-бандита» — «Сталинград», «Москву» и третий, оставшийся без названия. Но вступить в строй им не пришлось: 18 апреля 1953 года, через месяц после смерти Сталина, постройку кораблей прекратили ввиду их дороговизны и полной неясности тактического применения. Секция корпуса головного «Сталинграда» была спущена на воду и в течение нескольких лет использовалась для отработки разных видов морского оружия, в том числе торпед и крылатых ракет. Весьма символично: последний в мире тяжелый артиллерийский корабль оказался востребованным лишь в качестве мишени для нового оружия…

Тяжелый крейсер «Сталинград». Заложен в 1951 г., но не достроен. Полное водоизмещение — 42 300 т. Длина наибольшая — 273,6 м, ширина — 32 м, осадка — 9,2 м. Мощность турбин — 280 000 л. с., скорость — 35,2 узла (65 км/ч). Толщина бортовой брони — до 180 мм, башен — до 240 мм. Вооружение: 9 — 305-мм и 12 — 130мм орудий, 24 — 45-мм и 40 — 25-мм автоматов

Модули

Скорострельность(выст./мин) Время поворота на 180°(с) Максимальное рассеивание(м) Максимальный урон ОФ снарядом(HP) Вероятность поджога при попадании в цель ОФ снарядом(%) Максимальный урон ББ снарядом(HP) (опыт) ()
180-мм/57 обр. 1932 г. в установке МК-3-180 4,4 22,5 145 2500 13 4100
Боеспособность(HP) Башни главного калибра(шт.) Башни вспомогательного калибра(шт.) Точки ПВО(шт.) Торпедные аппараты(шт.) Вместимость ангара(шт.) (опыт) ()
Киров 26 200 3 6 6/6/4 2
Максимальная скорость хода(уз) (опыт) ()
ЭУ 110 000 л.с. 35,5
Скорострельность(выст./мин) Время перезарядки ТА(с) Время поворота на 180°(с) Максимальный урон(HP) Скорость хода торпед(уз) Дальность хода торпед(км) (опыт) ()
53-36 мод. 1 0,9 70 7,2 14 400 64 4
Увеличение дальности стрельбы(%) Максимальная дальность стрельбы(км) (опыт) ()
СУО V мод. 1 16,3

В массовой культуре

  • Появляется в советском фильме 1982 года «Случай в квадрате 36-80»
  • Упоминается в романе Тома Клэнси «Красный шторм поднимается». В ходе третьей мировой войны, произошедшей в 1986 году, крейсер вышел в Атлантику на охоту за конвоями и был потоплен норвежской подлодкой, которая незамеченной прошла в центр ордера и расстреляла крейсер торпедами.
  • Атомный ракетный крейсер «Киров» упоминается в телевизионном фильме «Нити», снятом режиссёром Миком Джексоном для телекомпании BBC в 1984 году. По сообщению BBC, «Киров» столкнулся в Ормузском проливе с американским эсминцем «Callaghan» во время кризиса, приведшего к ядерной войне.
  • Находится в центре внимания серии книг Джона Шеттлера «Киров». Согласно им, в 2017—2021 годах корабль подвергся тотальной модернизации, для которой были разобраны на запчасти три других крейсера проекта 1144, и сделан флагманом Северного флота. В ходе первых ракетных стрельб «Киров» из-за неизвестной аномалии попадает в прошлое — в август 1941 года, где провоцирует изменение истории, начиная свое длительное путешествие по различным временам и альтернативным реальностям.

Особенности конструкции легких крейсеров типа «Киров» проекта 26

Корпус легких крейсеров типа «Киров» был клепаным, с полубаком и транцевой кормой. Он имел полубак, две палубы — верхнюю и нижнюю (броневую) и две платформы. Сис­тема набора — смешанная: в средней части (61—219 шп.) преимущественно продольная, с длиной шпации 750 мм; в оконечностях — поперечная, со шпацией 500 мм.

Броневая защита корабля состояла из бор­тового броневого пояса гомогенной брони толщиной 50 мм, шириной 3,4 м (с погруже­нием в воду на 1,3 м). Вместе с броневыми траверзами на 61-м и 219-м шп. и броневой (нижней) палубой также толщиной 50 мм этот пояс образовывал 121-м цитадель (64,5% длины корпуса). Под ее защитой находились главные механизмы, агрегаты и центральные посты управления артиллерией, энергоуста­новкой, штурманский пост, погреба боезапа­са. Броней 50—150 мм защищалась также боевая рубка, башни главного калибра, руле­вое и румпельное отделения (20 мм), а также посты наводки торпедных аппаратов (14 мм), КДП главного калибра (8 мм), стабилизиро­ванные посты наводки и щиты 100-мм орудий (7 мм).

Артиллерия главного калибра состояла из девяти 180-мм орудий Б-1-П в трех трехорудийных башенных установках МК-3-180. Ору­дие Б-1-П было спроектировано в КБ и запущено в производство в 1932 году. Орудие Б-1-П обеспечивало начальную ско­рость снаряда массой 97,5 кг 920 м/с и макси­мальную дальность стрельбы 37,5 км. Ствол длиной 57 калибров был лейнированным с возможностью замены лейнеров в условиях корабля без выема качающейся части из баш­ни. Затвор — поршневой, двухступенчатый, с грузовым уравновешиванием, открывающий­ся вверх. Первые орудия, установленные на «Киро­ве», к 1941 году пришлось заменить новыми, с более глубокой нарезкой. Это обеспечило доведение живучести ствола до 320 боевых выстрелов против прежних 50—70.


Чертеж-схема легкого крейсера «Киров» проекта 26

Зенитная артиллерия дальнего боя включала шесть 100-мм универсальных уста­новок Б-34, расположенных на кормовой над­стройке, по три на борт (две батареи). Для каждого орудия предусматривалось по 300 патронов со снарядами массой 15,8 кг (фугасным, ныряющим, осветительным беспа­рашютным или дистанционной гранатой). Погреба 100-мм патронов находились на 1-й платформе по бортам (от кормового машин­ного отделения) между 191-м и 201-м шп.

Каж­дое орудие имело свой элеватор. Управление стрельбой 100-мм орудий осуществлялось системой морских приборов управления артиллерийским зенитным огнем (МПУАЗО) «Горизонт», состоящей из двух ста­билизированных по углу крена постов наводки (СПН) с трехметровыми дальномерами типа ДМ-3, зенитным автоматом стрельбы (ЗАС) и СССП. Они располагались побортно на 3-м ярусе носовой надстройки. В СПН находились посты командиров батарей 100-мм орудий. Центральные посты МПУАЗО с авто­матами стрельбы размещались на 1-й плат­форме побортно (у погреба 3-й башни) меж­ду 207-м и 212-м шп.

Зенитная артиллерия ближнего боя состояла из шести 45-мм универсальных по­луавтоматических орудий 21-К и четырех 12,7-мм пулеметов ДШК. Специальной сис­темы управления она не имела, целеуказание осуществлялось командирами батарей. Дистанция до цели измерялась дальномера­ми ДМ-1,5. Пушки размещались на носовой и кормовой надстройках — две батареи по три орудия, а пулеметы — на носовой надстрой­ке. Боезапас: для установок 21-К — по 600 патронов на ствол, в перегруз — 650 патро­нов; для пулеметов — по 12 500 патронов.

На крейсе­ра устанавливались два 533-мм торпедных аппарата 39-Ю (пороховая стрельба), разра­ботанные в 1935—1936 годах. Они имели три трубы и возможность растворения крайних труб на 7°. Торпедные аппараты снабжались прибо­рами центральной полуавтоматической на­водки, входящими в состав систем приборов управления торпедной стрельбой (ПУТС) «Молния». В перегруз крейсер принимал на верхнюю палубу мины заграждения: 164 мины обр. 1912г. или 100 мин КБ-1. Для приемки мин на верх­ней палубе предусматривались рельсы про­тяженностью 270 м. Сбрасывание мин в воду осуществлялось по двум кормовым скатам.

Штат экипажа мирного времени составлял 54 офицера, 148 старшин и 532 краснофлотца. Офицеры и старшины команд помещались в каютах, а краснофлотцы в одиннадцати кубриках с трёхъярусными койками. На крейсерах был оборудован клуб с киноустановкой, бани, душевые, механическая прачечная, парикмахерская, лазарет и амбулатория.

Авиационное вооружение состояло из ка­тапульты и двух самолетов, которые предна­значались для разведки и корректировки огня артиллерии главного калибра. Катапульта размещалась в средней части корабля меж­ду трубами. Взлет осуществлялся при разво­роте катапульты на угол в пределах 60—120°. Самолеты стояли на специальных площад­ках у первой трубы.

Справочные материалы

История изменений

  • Корабль доступен в игре супертестерам начиная с версии 0.5.3.2.
  • Введён в игру в качестве исследуемого корабля в обновлении 0.5.4.
  • В обновлении 0.5.5 изменена осадка крейсера: теперь он находится на 88 сантиметров глубже в воде и осадка соответствует его полному водоизмещению. Это положительно скажется на его живучести: цитадель корабля глубже погружена в воду, а значит менее уязвима.
  • В обновлении 0.5.6 был изменён:
    • дальность стрельбы установок ПВО 37-мм 70-К (корпус В) увеличена на 1,2 км (с 2 до 3,2);
    • прочность щитового варианта установки 70-К повышена на 20%.
  • В обновлении 0.5.7 исправлены модели радаров и их вращение.
  • В обновлении 0.5.8 доработан внешний вид башен главного калибра.
  • В обновлении 0.5.10

    исправлена модель радара.

    был изменен:

  • В обновлении 0.5.11

    во второй ячейке теперь доступна модернизация ПМК.

    был изменен:

  • В обновлении 0.6.11

    увеличены углы прицеливания на близких дистанциях до 1,6 км.

    :

  • В обновлении 0.6.12:
    • параметр «Заметность при выстреле ГК в дыму» изменен до 8,01 км;
    • дистанция обнаружения палубного самолёта «Никитин КОР-2» (М-62) приведена к корректному значению. Обнаружение с других самолётов теперь составит 7 км, с кораблей ― до 8 км.
  • В обновлении 0.6.13:
    • Время тушения очагов пожара теперь составляет 30 с вместо 60 с;
    • Время перезарядки орудий снижено с 15 до 13,5 с;
    • Улучшено отображение тонких элементов.
  • В обновлении 0.7.10

    унифицирована дальность снаряжения «Гидроакустический поиск» — 4 км для обнаружения кораблей, 3 км для обнаружения торпед.

    :

  • В обновлении 0.8.7

    исправлены названия модулей торпедных аппаратов.

    :

  • В обновлении 0.9.2:
    • бронепробитие ОФ снаряда увеличено с 29 мм до 30 мм;
    • изменена толщина брони: центральная часть усилена с 13 мм до 16 мм. Таким образом увеличена возможность рикошета снарядов до 229 мм (Ранее до 186 мм).
  • В обновлении 0.9.5:
    • получил статус «премиум» корабля;
    • переведён из ветки развития в «Корабли за ресурсы» со стоимостью в 43000 угля;
    • характеристики соответствуют корпусу «Киров (B)» за исключением ПВО, соответствующего корпусу «Киров (A)»
    • получил выбор между снаряжением «Корректировщик огня» и «Истребитель».
  • В обновлении 0.9.10

    исправлена ошибка транзакции, возникавшая при ускоренной переподготовке командира, назначенного на Киров.

    был изменён:

  • В обновлении 0.10.0

    дальность стрельбы ПМК увеличена до 4,3 км.

    был изменён:

  • В обновлении 0.10.4

    исправлено изображения корабля во всплывающих подсказках с описанием в Порту.

    был изменен:

Историческая справка о Киров

«Киров» — лёгкий крейсер ВМФ СССР проекта 26, который был спущен на воду 30 ноября 1936 года. В период Второй мировой войны был активным участником боевых действий в Балтийском море. Участвовал в обороне Таллина и Ленинграда. Крейсер был выведен из состава флота 22 февраля 1974 года и разобран на металл. Две носовые башни главного калибра корабля установлены на площади Балтфлота в Санкт-Петербурге в роли памятника.
читать полностью…

Торпедное вооружение

На крейсерах «Зара» торпедные аппараты отсутствовали, но УВМС считало это очень большим недостатком. Советские моряки полагали, что основной задачей крейсеров проекта 26 станут артиллерийские дуэли, но торпедное вооружение все равно считалось чрезвычайно полезным. Однако конструкторам так и не удалось втиснуть хотя бы пару современных торпедных аппаратов — по одному на борт – они или перекрывали углы обстрела артиллерии среднего калибра, или же находились в опасной близости от башен ГК. В результате торпедные аппараты крейсера проекта 26 все же получили, но…эти торпедные аппараты стали самым большим курьезом и анахронизмом кораблей РККФ За основу были взяты однотрубные ТА…времен русско-японской войны. Располагались указанные ТА в корпусе крейсера, на главной бронепалубе, а выстрел производился через лацпорт, прорезанные в борту. При этом во избежание детонации торпеды в ходе артиллерийского боя, сама «труба» в которой была расположена торпеда имела 150 мм бронирование и 200-мм бронекрышку. Все это сооружение оказалось чрезвычайно неповоротливым и труднонаводимым, в последующих сериях от таких ТА отказались. Но первые 2 крейсера проекта 26 («Киров» и «Ворошилов» имели по 2 таких ТА на каждый борт)

Энергетическая установка

Первоначальное требование для крейсера проекта 26 – скорость не менее 34 узлов без форсировки котлов оказалось заведомо нереализуемой, подобное требование можно было отнести только на низкую квалифкацию составителей ТЗ. Итальянские крейсера имели силовую мощностью 76 тыс. лошадиных сил, при форсировании ожидалась мощность в 95 тыс.л.с. и только при форсировании ожидался выход на скорость 32 узла. Поэтому требования для крейсеров проекта 26 были скорректированы. Крейсер должен был обеспечивать скорость в 32 узла без форсировки котлов не менее чем на 8 часов, а скорость при форсировке ТЗ не задавалась вообще. Но и с таким «послаблением» и с учетом полуторократного роста массы корабля, требовалось по меньшей мере удвоения мощности силовой относительно итальянского прототипа. Иными словами, требовалась силовая способная выдать не менее чем 150 тыс. л.с. в бесфорсажном режиме. В очередной раз на помощь пришли итальянские корабелы – после достройки крейсеров типа «Зара» итальянцы решили усилить дивизию более старых но и более быстроходных тяжелых крейсеров «Тренто» новым быстроходным тяжелым крейсером. Этим крейсером стал «Больцано» и на нем как раз и была установлена силовая требуемой мощности. Поэтому если на итальянских крейсерах типа «Зара» были использованы 2 турбины Парсонса и 8 котлов Торникрофта, то на советских крейсерах было установлено 4 турбины Парсонса и 10 котлов Ярроу. В результате советские крейсера получили силовую мощностью в 152 тыс. л.с. при форсировании мощность увеличивалась до 171-173 тыс.л.с. Разумеется, за все нужно было платить – если общий вес энергетической установки «Зары» не превышал 1400 тонн, то на советских крейсерах силовая достигла массы в 2330 тонн. На крейсерах проекта 26 как и на «Зарах», применили «шахматную» компоновку. ЭУ располагалась в 12 изолированных отсеках, разделенных одной сплошной продольной и шестью поперечными переборками, причем из последних две не доходили до противоположного борта, а кормовая переборка имела изогнутую форму. Дальность плавания составила: 4000 миль со скоростью 16 узлов, 2900 миль со скоростью 25 узлов, 1000 миль со скоростью 32 узлов. Запас топлива: 2000 т нефти (нормальный) и 2560 т (полный).

Краснознаменный крейсер Балтийского флота

Боевое крещение крейсер «Киров» принял в ходе советско-финской войны. Целью единственного похода крейсера стало уничтожение финской батареи на острове Руссарэ. В артиллерийской дуэли с мощной батареей 234-мм орудий «Киров» подвергался серьезной опасности, находясь вблизи финского минного поля и одновременно рискуя получить фатальное попадание. Всего крейсер выпустил 35 180-мм снарядов, которые повредили ряд портовых сооружений, но не нанесли батарее никакого вреда. В ответ финны выпустили по советскому крейсеру от 15 до 25 снарядов, но не добились прямых попаданий.


Общий вид крейсера «Киров». (armedmen.ru)

Великую Отечественную войну «Киров» встретил в Риге, где принял первый бой с немецкой авиацией. Быстрое приближение сухопутных войск вермахта к Риге заставило советское командование перевести «Киров» в Таллин, где в августе крейсер включился в систему обороны города, первым открыв огонь по скоплениям немецких войск. Противник подтянул тяжелую артиллерию и усилил воздушные атаки на советские корабли. Всего с 22 по 27 августа 1941 г. немцы выпустили по «Кирову» около 500 снарядов, добившись одного прямого попадания.

Крейсер «Киров» принял участие в тяжелом для Балтийского флота переходе из Таллина в Кронштадт, отразив 22 воздушных налета. В дальнейшем корабль активно использовался в ходе обороны Ленинграда. Противник подвергал места стоянки крейсера артиллерийским и авиационным ударам. Наиболее тяжелым для крейсера стал авианалет 24 апреля 1942 г., когда крейсер получил попадания трех авиабомб и одного снаряда. Были выведены из строя все 100-мм орудия; погибли 86 моряков из экипажа крейсера, еще 46 получили ранения. В ходе ремонта крейсера была демонтирована бесполезная катапульта, количество 100-мм орудий довели до восьми, заменили 45-мм пушки на 37-мм автоматические зенитки и установили два четырехствольных пулемета «Виккерс».

27 февраля 1943 г. крейсер «Киров» был удостоен звания краснознаменного. Последние залпы по противнику крейсер дал в июне 1944 г., поддерживая действия войск Ленинградского фронта на выборгском направлении. Из шести крейсеров типа «Киров» четыре приняли активное участие в войне (по два на Балтике и Черном море), получили серьезные повреждения, но ни один из них не погиб. Советским крейсерам приходилось действовать в специфических условиях, где основными противниками были не крупные надводные корабли, а артиллерийские батареи, торпедные катера и авиация противника.


Мемориал на площади Балтфлота в Петербурге. (lenww2.ru)

16 октября 1945 г. крейсер «Киров» вышел из Кронштадта и подорвался на немецкой донной мине. В ходе спасательной операции опрокинулся буксир (один человек погиб). Причиной аварии было признано то, что крейсер вышел в море с выключенной противоминной обмоткой. Ремонт «Кирова» продолжался более года. В 1958 г. крейсер был выведен из боевого состава флота. Три года спустя в августе 1961 г. крейсер «Киров» был переоборудован в учебный корабль, а в феврале 1974 г. исключен из состава флота. Две носовые башни 180-мм орудий крейсера были сохранены в качестве мемориала в Петербурге.

Проект «Орлан»

Первые корабли-атомоходы начали строиться в 50-х годах. В СССР спустили на воду атомный ледокол «Ленин», в США – грузопассажирское судно «Саванна». Достаточно быстро началось строительство атомных субмарин – того класса, где преимущества реакторов многократно перекрывали недостатки. Сложнее обстояло дело с надводными кораблями.

Изначально оснащать атомоход всем возможным вооружением не предполагалось – наоборот, «обязанности» должны были разделить крейсер проекта 1165 и противолодочный корабль проекта 1144. Один нёс ударное противокорабельное вооружение, второй обеспечивал его противолодочную оборону.

Затем решили, что строить по два корабля, не способные эффективно действовать друг без друга, нерационально. Постановили усилить проект 1144 ударным вооружением, и первый «Орлан» был заложен под обозначением «атомный противолодочный крейсер».

В июне 1977 года – за несколько месяцев до спуска головного крейсера на воду – классификация снова изменилась. Крейсер «набрал» такое количество вооружения, что противолодочные функции стали лишь одной из многих его задач, и официально считался теперь просто «тяжёлым ракетным крейсером». Флот принял «Киров» в последние дни 1980 года. Предполагалось построить пять кораблей проекта, но до 1991 года не успели достроить даже четвёртый, а строительство пятого отменили.

Ольга Лобастова

Учредитель. Директор

Капитан, уверенно держащий штурвал Летучего корабля.

Тонко чувствует, когда можно поймать попутный ветер и лететь на всех парусах, а когда можно поберечь силы и выдержать полный штиль. Она чётко следует курсу и смело идёт к намеченным целям.

Флаг корабля – улыбка нашего капитана. Оптимизм и жизнелюбие – её верные спутники. У неё есть удивительная особенность: оказываться в нужное время в нужном месте. Для Ольги характерны тонкая финансовая интуиция, деловая хватка, четкое видение перспектив, большой опыт администрирования. Ольга – воплощение командного духа: она на 100 % уверена в своей команде, а команда – в своём капитане. С ней всё под силу!

Ольга верна своим друзьям и любимому делу.

Модернизации и переоборудования

top

26 июня 1941 года было установлено временное, а в сентябре — октябре 1941 года уже установлено штатное размагничивающее устройство.

1

Трёхногая грот-мачта заменена на одноногую.

Изменён состав универсального и зенитного вооружения:

  • Вместо шести 100-мм орудий было установлено восемь;
  • Вместо катапульты установили 3—37-мм автомата;
  • 45-мм орудия которые были расположены на кормовой надстройке были заменены 37-мм орудиями, общее количество которых на корабле было 12;
  • Были установлены два счетверенных 12,7-мм пулемёта Vickers.

2

Верхняя палуба корабля была покрыта двойным слоем броневых плит толщиной 35 мм каждый.

3

В конце 1949 года крейсер «Киров» встал на капитальный ремонт на ленинградском заводе №194, который продлился до конца 1954 года. За период работ на крейсере были проведены следующие модернизации:

  • 100-мм орудия «Б-34» были заменены на «Б-34УСМ»;
  • Были установлены спаренные 37-мм орудия ПВО «В-11» в количестве 9 штук;
  • Были установлены следующие системы РЛС: , , , ;
  • Были демонтированы торпедные аппараты, глубинные бомбы, авиационное оборудование и самолётно-барказные краны;
  • Грот-мачта была перенесена и установлена перед второй дымовой трубой.

1941 г.

1
1942 г.

2
1943 г.

3
1949 — 1954 гг.

Постройка и испытания

Основная статья

:Лёгкие крейсера типа «Киров» проекта 26 Корпус крейсера был заложен 22 октября 1935 на Ленинградском заводе №189 имени С. Орджоникидзе. 30 ноября 1936 года лёгкий крейсер «Киров» был спущен на воду. 12 марта 1937 года была проверена работа турбозубчатого агрегата, а в конце июня крейсер отбуксировали в Кронштадт. Корабль впервые самостоятельно вышел в море 7 августа 1937 года под заводским флагом. В Кроштадте было выявлены дефекты в изготовлении башен главного калибра, вследствие чего башни заклинило. 12 августа 1937 года пробило главный паропровод вследствие чего, 17 человек получили ожоги. После этого были арестованы ответственный сдатчик В. Л. Бродский и строитель корабля Н. В. Григорьев. Последний в скором времени был расстрелян. 15 сентября 1937 года были проведены первые стрельбы холостыми залпами. Вследствие стрельб получил деформации полубак, который в дальнейшем пришлось укрепить. В июне 1938 года во время испытаний торпедного аппарата, одна из торпед, на которой отсутствовал боевой заряд, описала циркуляцию и ударилась в борт крейсера. После этого случая, Векман А. К. который возглавлял комиссию по приёмке корабля был отстранён от должности.

Крейсер «Киров» перед войной.

9 сентября 1938 года были проведены сдаточные испытания крейсера «Киров». На них корабль развил скорость в 35,94 узла. А при экономической скорости в 18 узлов было пройдено расстояние в 3750 миль. Остановка крейсера с полного хода показала результат в 20 мин после команды «стоп» и пройдя 16,5 кбт по инерции, а с полного хода и при команде «полный назад», крейсер остановился через 2:42, пройдя 6,2 кбт.

26 сентября 1938 года комиссией под председательством капитана 2 ранга Д. Д. Долина, был подписан акт о приёмке крейсера. И был утверждён заместителем Наркома ВМФ флагманом 1 ранга И. С. Исаковым 1 октября 1938 года.

Но приёмочная комиссия в акте отметила, что присутствует большое количество недоработок: броневая защита торпедных аппаратов не была установлена, скорострельность орудий главного калибра оказалась низкой, не заменены и не сданы редукторы главных турбин и арматура главного и вспомогательного паропроводов. Также не было установлено устройство паравана. Прибор управления зенитным огнём не был установлен. Также было отмечено наличие сильной вибрации носовой надстройки, неудачная конструкция мостика и рубок за счёт малой площади и плохого обзора с постов. Силовая синхронная передача для орудий «Б-34» была в нерабочем состоянии и орудия стреляли с помощью ручной наводки на цель, гировертикаль «Газон» была не эффективной вследствие неудачного расположения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector