Атомный ракетный крейсер «адмирал лазарев»: история создания

Концепция ракетного крейсера в советском исполнении

Атомные крейсеры, на которые делало ставку Высшее военно-морское командование СССР, должны были стать самыми мощными ударными надводными кораблями на море, не считая авианосцев. С водоизмещением в 25 тыс. тонн и при длине корпуса в 250 м – эти стальные монстры должны были нестись по океанской глади со скоростью 31 узел. Огромная огневая мощь и безразмерная автономность плавания делали эти корабли по-настоящему хозяевами морей. Недаром американцы отнесли советские атомоходы к классу «линейных крейсеров». В Советском ВМФ – корабли проекта 1144 относились к классу тяжелых атомных ракетных крейсеров (ТАРКР). По названию головного корабля серии ТАРКР «Киров» корабль получил в классификации НАТО обозначение «Kirov- class battlecruiser».

Появление в составе американских ВМС крейсера УРО «Лонг Бич» с атомной силовой установкой застало Советский флот врасплох. На тот период, к началу 60-х годов в составе ВМФ СССР находились старые крейсера проекта 68-бис, несшие артиллерийское вооружение и ракетные крейсера проекта 58. Первые выполняли представительскую роль и добавляли советскому флоту только количественный аспект. Вторые могли вести борьбу с надводными кораблями противника на ограниченном морском театре. Основной акцент в строительстве надводных кораблей в те времена делался на создание противолодочных и противоминных судов, эсминцев и БПК. Полноценными ракетными крейсерами можно считать военные корабли проекта 1134, однако они так остались причисленными к классу БПК.

Можно сказать, что спуск на воду за океаном надводного корабля с ядерной энергетической установкой и послужил толчком к началу проектирования в СССР ударных кораблей нового класса. Новые корабли, получив еще на стадии разработки технического задания мощное противокорабельное ракетное вооружение и ядерный реактор, были переведены в класс крейсеров. Советский флот вступал в эпоху бурного развития и поэтому остро нуждался в кораблях океанского класса, способных действовать на большом удалении от родных баз. В 1964 году начались научные изыскания и технические работы по созданию проекта нового атомохода. Первоначально тактико-техническое задание предполагало строительство корабля, идентичного по водоизмещению американским крейсера УРО типа «Лонг Бич». В дальнейшем было принято решение внести изменения в будущий проект, ориентируясь на создание корабля превосходящей огневой мощи.

https://youtube.com/watch?v=5wpa0rO58QA

Разработка и дизайн

Крейсера типа «  Свердлов» , советское обозначение проекта 68бис, были последними обычными орудийными  крейсерами,  построенными для  ВМФ СССР . Они были построены в 1950-х годах и основывались на советских, немецких и итальянских проектах и ​​концепциях, разработанных до  Второй мировой войны . Они были модифицированы для улучшения их мореходных возможностей, что позволило им двигаться с высокой скоростью в бурных водах  Северной Атлантики . Базовый корпус был более современным и имел лучшую броневую защиту, чем подавляющее большинство орудийных крейсеров после Второй мировой войны, построенных и развернутых другими странами. Они также несли обширный набор современного  радиолокационного  оборудования и  зенитной артиллерии . Первоначально Советы планировали построить 40 кораблей этого класса, которые будут поддерживаться  линейными крейсерами  и  авианосцами класса « Сталинград» .

Класс «  Свердлова  »  водоизмещает  13,6 тыс. Тн стандартно и 16640 т при полной загрузке. Они были 210 метров (689 футов 0 дюймов) в  длину  и 205 метров (672 футов 7 дюймов) по ватерлинии. У них была  ширина  22 метра (72 фута 2 дюйма) и  осадка  6,9 метра (22 фута 8 дюймов) и обычно составляла 1250 единиц. Корпус новой конструкции был полностью сварным, и корабли имели двойное дно более 75% их длины. Корабль также имел двадцать три  водонепроницаемые переборки . В  Свердлов сек имели шесть котлов , обеспечивающих пары для двух валов  ориентированы  паровых турбин ,  генерирующих 118,100 (88100 кВт). Это дало кораблям максимальную скорость 32,5 узла (60,2 км / ч; 37,4 миль / ч). Крейсеры имели дальность полета 9000 морских миль (17000 км; 10000 миль) при скорости 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час).

Основное вооружение крейсеров класса « Свердлов» состояло из двенадцати 152-мм (6 дюймов) / 57 калибра орудий B-38, установленных в четырех трехместных башнях Mk5-bis. У них также было двенадцать 100-мм (3,9 дюйма) / 56 калибра орудий образца 1934 года в шести сдвоенных установках SM-5-1. В качестве зенитного вооружения крейсера имели тридцать две 37-мм (1,5 дюйма) зенитные установки в шестнадцати сдвоенных установках, а также были оснащены десятью 533-мм (21 дюйм )  торпедными аппаратами  в двух установках по пять штук в каждой.

В  Свердловой сек было 100 мм (3,9 дюйма)  броневой пояс  и имели 50 мм (2,0 дюйма) бронированная  палуба . В  турели  были защищены на 175 мм (6,9 дюйма) брони и  рубку , на 150 мм (5,9 дюйма) брони.

В комплект крейсеров входили один радар воздушного поиска Big Net или Top Trough, один радар воздушного поиска High Sieve или Low Sieve, один радар Knife Rest и один Slim Net. поисковый радар. Для навигационной РЛС имелась одна модель «Дон-2» или «Нептун». Для управления огнем корабли были оснащены двумя радиолокаторами Sun Visor, двумя 152-мм пушечными радиолокаторами Top Bow и восемью пушечными радиолокаторами Egg Cup. Для радиоэлектронного противодействия корабли были оснащены двумя системами радиоэлектронного управления «Watch Dog».

Возвращение

Исследования были закончены в июле 1821 года. Экспедиция Беллинсгаузен-Лазарева направилась в Кронштадт. За плечами героических моряков были 50 тысяч миль и 751 день пути. Проведены глубочайшие климатические и гидрографические изыскания, собраны уникальные коллекции, представляющие интерес для зоологии, этнографии и ботаники. Оба исследователя вели подробнейшие дневники, представленные в Адмиралтейство вместе различными схемами, чертежами и картами. Подробнейший отчет об экспедиции был опубликован в 1831 году.

По возвращении Лазарев получил звание лейтенанта-капитана и командование эсминцем «Крейсер». На последнем путешественник Лазарев Михаил Петрович в третий раз совершил кругосветное плавание. В нем он собрал метеорологическую, биологическую и этнографическую информацию о Тихом и Атлантическом океанах. За эти исследования и открытия Лазарев Михаил Петрович был награжден орденом Святого Владимира.

На боевой вахте

В октябре 1984 года ТАРК «Адмирал Лазарев» заступил на боевую вахту. После ходовых испытаний и проверки системы управления, ракетоносец принял участие в масштабных учениях ы акватории Северного моря. Следующим важным этапом стал переход из порта Североморск к месту постоянной приписки во Владивосток. Этот нелегкий маршрут проходили многие советские корабли. Обогнув Африканский континент, крейсер пересек Индийский океан и прибыл на базу ТОФ в порт Фокино. После краткосрочной стоянки и регламентных работ, ракетоносец получил первое боевое задание.

Весной 1985 года крейсер вышел в открытое море, чтобы в указанном квадрате провести учебные стрельбы. На тот момент для военно-морских сил Советского Союза было важным зафиксировать свое присутствие в центральной части Тихого океана. До этого времени американский флот занимал здесь доминирующее положение. Демонстрация военной силы обычное явление на просторах мирового океана. Седьмой флот США проводил учения на этих широтах в любой удобный для этого момент. Присутствие кораблей вероятного противника создавало для американских адмиралов определенные трудности.

Зоной ответственности ракетоносца «Адмирал Лазарев» включала акваторию океана восточнее Японских островов

Важно подчеркнуть, что линейные крейсера выходят в открытое море только в сопровождении кораблей поддержки. Кроме судов сопровождения лидер Тихоокеанского флота взаимодействовал с авианесущим крейсером «Новороссийск» и большим противолодочным кораблем «Ташкент»

Совместные учения позволяли совершенствовать боевую выучку экипажа, сохранять боеспособность основных и вспомогательных систем корабля.  

Вооружение

Характеристики артиллерии броненосных фрегатов типа «Адмирал Лазерев»

Образец 279-мм обр. 1877 г. 279-мм обр. 1867 г. 229-мм мортира обр. 1867 г. 229-мм обр. 1867 г. 87-мм обр. 1867 г. 44-мм Энгстрема 37-мм пятиствольные Гочкиса
Калибр, мм
279,4
279,4
229
229
86,87
44,25
37
Длина ствола в калибрах
21,9
20
11
20
19,7
23,5
20
Масса орудия, кг
28 698
28 698
5750
15 070
360
109,7
209
Начальная скорость снаряда, м/с
454
404
280
447
306
310
442
Масса снаряда, кг
250 — 255
222 — 225
122,8 — 126,1
122 — 124
5,74
1,01
0,5

Главный калибр

279-мм пушка обр. 1867 г. в башенной установке

Орудия главного калибра устанавливались в трех башнях системы Кольза. Помимо механического привода башни имели в качестве дублирующего ручной привод.

Середина XIX века стала временем быстрого прогресса в области корабельного артиллерийского вооружения, в связи с чем артиллерия главного калибра кораблей неоднократно изменялась. Изначально планировалось вооружить корабли 381-мм гладкоствольными орудиями, но еще в ходе строительства от этой идеи отказались в пользу новейших 229-мм нарезных орудий обр. 1867 года завода Круппа «нового чертежа», с длиной ствола 20 калибров. В каждой башне располагалось по два таких орудия, итого корабли обладали внушительным бортовым залпом из шести пушек. Орудия устанавливались на станках Пестича. Боекомплект 229-мм пушек обр. 1867 г. включал в себя снаряды со свинцовой оболочкой весом 122—124 кг, начальная скорость 447—409 м/с. Снаряды обыкновенного чугуна снаряжались 3,5-4,5 кг черного пороха и имели ударную трубку. Снаряды закаленного чугуна (бронебойные) снаряжались 0,8 кг черного пороха, взрывателя не имели. Также имелась картечь весом 79,4 кг (72 пули).

В 1870-х годах адмирал А. А. Попов предложил снять на кораблях кормовые башни, установив вместо них неподвижный броневой бруствер с 305-мм пушкой обр. 1867 г.; это предложение не было принято в связи с дефицитом 305-мм орудий. Но было реализовано другое предложение адмирала — заменить 229-мм пушки на 280-мм (по одной в башне). Перевооружение было проведено в 1875 году («Адмирал Грейг») и 1876-77 годах («Адмирал Лазарев»). 279-мм пушки обр. 1867 г. были изготовлены на Обуховском заводе, имели длину ствола 20 калибров. Орудия устанавливались на станках Пестича, угол вертикального наведения составлял от −3 до +13 градусов. Боекомплект орудий включал в себя снаряды со свинцовой оболочкой длиной 2,5 калибра. Снаряды обыкновенного чугуна весом 222 кг снаряжались 7,45 кг черного пороха. Снаряды закаленного чугуна (бронебойные) весом 2225 кг снаряжались 3,28 кг черного пороха. Также имелась картечь весом 98,28 кг (95 пуль). Заряд орудия — 41 кг призматического черного пороха, обеспечивал начальную скорость снарядов 404 м/с.

В 1880-х годах пушки обр. 1867 г. были постепенно переделаны в орудия обр. 1877 г. путем вставки внутренней трубы. С этими пушками корабли дослужили до конца карьеры. Боекомплект орудий обр. 1877 г. включал в себя снаряды обыкновенного и закаленного чугуна с двумя медными поясками, длиной 2,9 калибра и весом 250—255 кг. Также имелась картечь в медной оболочке весом 228,5 кг (91 пуля). Заряд из бурого пороха, начальная скорость 454 м/с.

В русско-турецкую войну 1877-78 годов возникла угроза войны с Англией, и броненосные башенные фрегаты в этом случае должны были встать в первую линию обороны, прикрывая минные поля перед кронштадтскими фортами. Для поражения слабобронированных палуб британских броненосцев было принято решение вооружить ряд кораблей, в том числе и броненосные фрегаты, 229-мм мортирами обр. 1867 г. Мортиры устанавливались по одной на корабль, в кормовой части. Фактически в 1878 году мортиру смонтировали только на «Лазареве», на «Грейг» мортира была назначена, но не установлена и находилась на складе. После войны мортиры (стрельба которых разрушительно действовала на палубы собственных кораблей) сняли и больше не устанавливали, хотя Морское ведомство продолжало их числить на вооружении и допускало их установку в случае войны, для чего даже заказало новые 229-мм мортиры обр. 1877 г., которые много лет хранились в порту.

Вспомогательная артиллерия

87-мм пушка

Изначально корабли не имели никакой вспомогательной артиллерии. В 1878 году каждый из них оснастили четырьмя 87-мм пушками обр. 1867 г. и одной 44-мм скорострельная пушка Энгстрема. К 1890-м годам вместо них смонтировали две 64-мм десантных пушки Барановского, пять 47-мм пушек Гочкиса и две 37-мм револьверные пушки.

Минно-торпедное вооружение

В конце 1880-х годов на каждом корабле был установлен один 381-мм подводный торпедный аппарат, а также 12-15 мин заграждения.

Силовая установка

«Адмирал Лазарев» — атомный крейсер, двигатели которого работают на ядерном топливе.

Энергетическая установка двухвальная с пятилопастными винтами. В ее состав входят два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах, мощность которых — 600 мВт, две паровые турбины общей мощностью 140 тысяч л. с.

В состав каждой из двух автономных секций паропроизводящей установки входит реактор с системами и устройствами обслуживания. ППУ находится в реакторном отсеке. По обе стороны от нее по носу и корме корабля располагается паротурбинная установка из двух автономных частей, и каждая из них работает на свою линию.

На крейсере предусмотрен и резервный вариант обеспечения турбин паром. Автоматизированные паровые котлы на органическом топливе производят в час 115 тонн пара каждый.

Подача пара и конденсата осуществляется по любому борту по разветвленной сети трубопроводов.

Электроэнергией корабль обеспечивают четыре турбогенератора, мощность каждого из которых — 3000 кВт, и четыре же газотурбогенератора по 1500 кВт каждый. Размещены они в четырех отсеках.

Такая энергетическая установка позволяет обеспечивать электроэнергией и теплом небольшой город тысяч на 150 населения.

Кто придумал квас?

Когда главный холодный русский напиток появился в России неизвестно. Возможно, его придумали даже не русские. Что-то, напоминающее квас, готовили в Древней Греции и в Древнем Египте. В V веке до н. э. Геродот рассказывал о напитке под названием «зифос»: его делали путем замачивания хлебных корок, в результате брожения получалось нечто похожее на квас.

«Квасник» — Владимир Маковский

По всей видимости, квас готовили везде, но из-за сочетания нескольких факторов — всегда доступное сырье, плюс  погодные условия — прижился он именно здесь. Первое письменное упоминания его относят к летописи 996 года: новообращенных христиан по указу князя Владимира угощали «пищей, медом и квасом». Со временем, в других государствах напитки подобного рода во что-то эволюционировали (например, в пиво), а квас так и остался русским «изобретением». Но «национализация» кваса начала все самое интересное.

Строительство крейсеров с атомной энергетической установкой

Головной корабль серии, получивший название «Киров», был заложен весной 1973 года. Строительство атомохода длилось неполных четыре года. Только в 1977 году корабль был спущен на воду. Второй корабль серии атомный крейсер «Фрунзе» был заложен в 1978 году, в период, когда головной корабль еще только оснащался машинами и механизмами. Первый корабль ТАРКР «Киров» вошел в строй Северного флота в 1980 году. Второй атомный крейсер строился для Тихоокеанского флота. Торжественный спуск на воду состоялся 26 мая 1981 года. До лета 1983 на корабль были установлена головная энергетическая установка, основные узлы и агрегаты жизнеобеспечения корабля. Новый атомоход был готов к приему экипажа, который заранее формировался на базе 10-й эскадры ТОФ. После ввода в строй летом 1985 года корабль совершил переход из Североморска во Владивосток протяженностью 2692 мили, обогнув Европу, Африку и Азию. Во время длительного перехода на корабле были опробованы двигательная установка во всех режимах и проведены стрельбы из всех видов корабельного вооружения.

Еще в процессе достройки корабль получил ряд усовершенствований по сравнению с конструкцией первенца серии ТАРКР «Киров». Новый боевой корабль Тихоокеанского флота, появившись на Дальнем Востоке, сразу изменил соотношение сил. Имея высокую автономность и мореходные качества, мощный корабль смог взять под контроль обширные акватории Тихого океана, от Камчатки и до Южно-Китайского моря.

Особенности конструкции ТАРКР «Адмирал Лазарев»

В целом конструкция второго корабля серии была идентична конструкции головного крейсера, однако когда головной корабль еще находился на стапеле, проект был дополнен, получив новый индекс 11442. Главным образом изменения коснулись оборонительного комплекса. Старые боевые комплексы и системы были заменены на новые образцы. Крейсер получил новейший зенитно-ракетный комплекс «Кинжал». Вместо башенных установок шестиствольных автоматов на судне были установлены орудия ЗАК «Кортик».

Противолодочное вооружение ТАРКР «Адмирал Лазарев» привели в более совершенный вид, вместо противолодочного комплекса «Метель» на судне установили новый комплекс «Водопад». Противолодочную оборону усилили реактивными бомбометами РБУ-6000. Атомоход получил усиленное артиллерийское вооружение корабля. Вместо двух башенных орудий АК-100 на крейсере установили спаренную артиллерийскую установку АК-130.

Второй и третий корабль серии, атомный крейсер «Калинин», ныне «Адмирал Нахимов», имели промежуточный состав вооружения, в сравнении с первым кораблем серии и с последним ТАРКР «Петр Великий».

На крейсере «Адмирал Лазарев» кормовые батареи 30-мм автоматов были убраны в район надстройки. На их месте установили вертолетную площадку, по периметру которой установили ЗРК «Кинжал». Поскольку крейсер прослужил меньше всего из своих собратьев, модернизация его не коснулась. Новейшие зенитно-ракетные комплексы «Кинжал» на нем так и не проявились. Изменения с основной и с зенитной артиллерией затронули кормовую часть корабля и надстройку, однако и носовая часть корабля претерпела некоторые изменения. Вместо пусковых установок комплекса «Метель» на корабль установили компактные стандартные торпедные аппараты комплекса «Водопад», рассчитанного под ракето-торпеды.

https://youtube.com/watch?v=b0nGG-VCmho

Радиолокационное оборудование на крейсере так же претерпело изменения по сравнению с головным кораблем. На оснащении ТАРКР «Адмирал Лазарев» установили ЛПК МР-800 «Флаг», которая состояла из двух радиолокационных станций МР-600 и МР-700, «Восход» и «Фрегат» соответственно. Крейсер был вооружен БИУС «Лесоруб-44» и МКРЦ «Коралл-БН».

Строительство и карьера

Корабль был построен на Адмиралтейской верфи в Ленинграде и был запущен 29 июня 1952 и введен в эксплуатацию 30 декабря 1953 года.

18 февраля 1954 года она вошла в состав 8-го флота.

24 декабря 1955 года переведен на Балтийский флот .

27 февраля 1956 г. был переведен на Северный флот .

Лето-осень 1956 г. Переход Северным морским путем из Североморска на Дальний Восток .

22 октября 1956 года передан Тихоокеанскому флоту .

26 марта 1963 года он был списан с флота, законсервирован и приостановлен в Советской Гавани .

18 марта 1972 года она была возобновлена ​​и введена в эксплуатацию.

С 18 сентября 1980 г. по 3 февраля 1986 г. она проходила капитальный ремонт на Дальзаводе во Владивостоке .

12 октября 1986 года он был разоружен и списан с флота.

11 февраля 1988 г. он был сбит флотом. 

В 1991 году она была продана частной индийской фирме на металлолом в Индии .

Концепция противостояния

На протяжении нескольких десятилетий двадцатого века в мире сохранялось противостояние двух государств: СССР и США. В разных формах конкуренция и соперничество наблюдались на земле, в небесах и на море. По неофициальной классификации Америка считалась морской державой, а Советский Союз сухопутной. Однако начиная со времен царствования императора Петра I, Россия начала утверждаться на морских просторах по всему земному шару. Для этого «утверждения» в течение длительного отрезка времени пришлось создавать мощную производственную базу.  

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» заложен на стапелях Балтийского кораблестроительного завода в июле 1978 года. На этом предприятии имелись все необходимые условия для строительства современных кораблей для нужд военно-морского флота. Закладке корабля предшествовали события, которые привели к очередному обострению в противостоянии стран на океанских просторах. Появление на вероятном театре военных действий американского крейсера с атомной силовой установкой «Лонг Бич» советский Генеральный Штаб воспринял как серьезную угрозу. 

Техническое задание на проектирование тяжелого атомного ракетного крейсера – ТАРК – несколько раз корректировалось. Специалисты старались создать корабль с мощным ударным комплексом и надежной системой защиты от действующих угроз. Американский флот имел на вооружении авианосцы, которые применялись для поражения целей, как на море, так и на суше. Советский крейсер создавался с эффективной защитой от самолетов, надводных кораблей и подводных лодок. При этом на борту нужно было разместить боеприпасы для ведения военных операций, необходимые ресурсы для питания экипажа и топливо для силовых установок. 

Принятый к реализации проект «Орлан» предусматривал постройку четырех кораблей. В начале 60-х годов военно-морские силы Советского Союза базировались на четырех опорных базах. Первый крейсер предназначался для несения службы на Северном флоте. Второй собрат, получивший при закладке название «Фрунзе», готовился к боевому дежурству на Тихом океане. Следует подчеркнуть, что в апреле 1992 года ракетоносец переименован в «Адмирала Лазарева». Согласно принятой на тот момент времени системе проектирования, в конструкцию каждого следующего корабля вносились обновления и дополнения. 

Рождение проекта

Атомный крейсер, исходя из этапов проектирования, должен был получиться больше и мощнее американского крейсера. Основным критерием, на который опирались советские конструкторы при разработке проекта, считалась достаточная боевая устойчивость. Корабль должен был иметь средства для борьбы на море и вооружение, способное обеспечить отражение ударов авиации. Будущий крейсер должен был иметь эшелонированную ПВО, обеспечивающую защиту всех наиболее важных боевых частей и отделений корабля.

Первоначально возникли трудности с желанием вместить в один корпус мощное противокорабельное оружие, средства противолодочной борьбы и развитую систему ПВО. Высказывались теории о создании двух кораблей, которые должны были действовать в паре. Одна боевая единица выполняла функции ударного корабля. Другая боевая единица обеспечивала противолодочное прикрытие. Средства ПВО двух кораблей, действующих в паре, могли обеспечить эшелонированную оборону по всем горизонтам. Выиграло окончательное решение в пользу того, что атомный крейсер должен быть универсальным кораблем, в котором в одинаковой мере сочетались бы ударные функции и имелись средства для противолодочной борьбы.

Постоянно растущие требования к боевому обеспечению будущего корабля и его техническим возможностями привели к тому, что сильно увеличилась номенклатура вооружения корабля. Существенно выросло количество оборудования. Корабль заметно добавил в водоизмещении. Проектные параметры водоизмещения в 8000 тонн остались далеко позади. В конечном итоге стали вырисовываться контуры универсального многоцелевого корабля с ядерной силовой установкой. Водоизмещение корабля в проектном варианте составляло, ни много, ни мало, 25 тыс. тонн. Боевой корабль уже на этом этапе отличался от всех существующих до сих пор боевых судов. В 1972 году Северное Конструкторское Бюро закончило проект, который получил шифр 1144. Планировалось построить пять судов этого класса. Корабли получили название «Орлан» и закладывались как Атомные Противолодочные Корабли. Однако уже в процессе постройки головного судна стало ясно, что корабль выходит далеко за рамки противолодочного корабля. Военно-морское командование было вынуждено под новый проект создать новый класс кораблей – тяжелый атомный ракетный крейсер.

Поиски шестого континента

В двадцатые годы девятнадцатого века в России готовится новое кругосветное путешествие. По совету Крузенштерна руководителем экспедиции назначают авантюрного и грамотного офицера Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена. Его заместителем назначен не менее грамотный, но спокойный и рассудительный Михаил Петрович Лазарев. Цель экспедиции была обозначена, как «поиск шестого континента». В те годы материк был не более чем легендой: в 1773 году знаменитый морской капитан Джеймс Кук безуспешно попытался приблизиться к нему, после чего заявил, что «Антарктида либо не существует, либо недостижима».

В июне 1819 года из Кронштадта на поиски загадочного континента направились шлюпы «Мирный» и «Восток». Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен принял командование «Востоком». В то время ему было сорок лет, а позади у него был почти тринадцатилетний опыт морских путешествий, в том числе и по северным морям.

Шлюпом «Мирный» командовал тридцатилетний мореплаватель Михаил Петрович Лазарев. За его плечами было шестнадцать лет службы на кораблях британского и русского флотов. Немалый опыт он получил и в своем первом кругосветном путешествии.

Этому тандему блестящих русских морских офицеров суждено было открыть последний не обнаруженный к тому времени континент на планете.

Флагманом экспедиции был 600-тонный корвет «Восток», 530-тонный шлюп «Мирный» был транспортным судном. Оба корабля были построены из сосны. Экипаж «Востока» состоял из ста семнадцати человек, семьдесят два члена экспедиции находились на борту «Мирного».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector