Катер «грачонок»

Содержание

  • 1 Назначение и особенности
  • 2 История
  • 3 Конструкция 3.1 Корпус и надстройка
  • 3.2 Главная энергетическая установка
  • 3.3 Вооружение 3.3.1 Противокорабельный комплекс
  • 3.3.2 Зенитный ракетный комплекс
  • 3.3.3 Артиллерия
  • 3.3.4 Противоторпедное, противолодочное и противодиверсантное вооружение
  • 3.3.5 Радиотехническое вооружение
  • 3.3.6 Авиация
  • 3.3.7 Модернизация

4 Модификации
5 Представители

  • 5.1 Корветы проекта 20380

типа «Стерегущий»

5.2 Корветы проекта 20385 типа «Гремящий»
5.3 Корветы проекта 20386 типа «Меркурий»

6 Оценка проекта
7 См. также
8 Примечания
9 Литература
10 Ссылки

Технические характеристики

Пулемёт Шоша можно сопоставить с таким известным оружием, как «Льюис», а так же с автоматической винтовкой Браунинга, которая сменила его в США.

CSRG Model 1915 Lewis Mk.I M1918
Калибр, мм 8х50 .303 (7,7х56) .30-06 (7,62х63)
Масса, кг 9 13 7,2
Длина ствола, мм 470 670 610
Темп стрельбы, в/м 240 600 650
Ёмкость магазина, патронов 20 47-97 20

«Льюис», превосходя французское оружие по массе и габаритам, оказался лучше приспособленным к роли лёгкого пулемёта, обладая вместительным магазином, надёжной системой охлаждения и достаточно высоким темпом стрельбы. Неплохо зарекомендовал себя «Льюис» и в авиации.

Винтовка системы Браунинга была лучшим, чем система Шоша, индивидуальным автоматическим оружием, отличаясь более продуманной конструкцией, надёжностью и компактными двухрядными магазинами.

Если бы его пришлось применять только в атаках, он бы мог остаться в истории, как неплохое, но сырое по конструкции оружие. Действительно, схема автоматики, подходящая для лёгкого охотничьего карабина, была непригодна для пулемёта, однорядные магазины были неудачны.

Но позиционная война выявила и вытащила на передний план все его недостатки. Пулемет Шоша мог оказаться «временной мерой» на пути к более совершенным образцам – но стал символом конструкторских неудач и небоеспособного оружия.

Оборудование противодиверсионного катера

В настоящее время на катера проекта 21980 устанавливается следующее оборудование:

  • Навигационная радиолокационная станция МР-231 «Пал». Станция дает возможность осуществлять круговой радиолокационный обзор, обнаружить, распознать (станция умеет определить государственную принадлежность цели) и сопроводить надводную цель и дает рекомендации по тактическому маневрированию для безопасного судовождения. Обнаружение цели происходит с отражающей поверхности площадью до 300 кв. м. на расстоянии до 16 миль. При условии расположения объектов не менее 20 м друг от друга в автоматическом режиме «Пал» имеет возможность сопровождать до 50 целей на продолжении целых суток непрерывной работы.
  • Автоматизированный комплекс связи АКС Р-779-9. Предназначен для связи в оперативно-тактическом звене управления кораблями, что проявляется в значительном увеличении дальности связи в звене управления.
  • Многофункциональный оптико-электронный телевизионный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201М3. Комплекс предназначен для наблюдения за надводной и воздушной обстановкой в ближней зоне (до 18 – 20 метров, в зависимости от дислокации цели и погодных условий). В его задачи входит поиск, обнаружение, распознавание, идентификация, сопровождение надводных, воздушных и береговых целей в любое время суток. Комплекс вычисляет дальность, параметры движения цели, передает координаты в системы управления огнем. Так же контролирует траекторию и положение при взлете и посадке у палубного вертолета. Кроме всего прочего ведет наблюдение за ситуацией на своем корабле.
  • Гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств МГ-757 «Анапа». Большие корабли приспособлены к распознаванию шума подводных лодок, а «Грачонок» должен услышать шум ласт водолаза. «Анапа» способна распознать цель в радиусе 300 метров на все 360 градусов. Одновременно станция может обнаруживать все имеющиеся цели в этом диапазоне, при этом ошибка может составляет всего 2%. В автоматическом режиме она классифицирует цель и сопровождает ее. «Анапа» работает в комплексе с противодиверсионным гранатометом, станция передает текущие координаты цели в систему управления гранатометом, который в автоматическом режиме постоянно наведен на точку стрельбы.
  • Интегрированная мостиковая система ИМС «Мостик-21980». Она предназначена для объединения систем управления судном, навигации, радиолокационных систем и картографических в один единый комплекс управления катером, что способствует повышению безопасности плавания судна, снижает численность экипажа, а так же уменьшает общее количество аппаратуры.
  • Поисково-обследовательский комплекс «Кальмар». Входящие в состав комплекса навигационная гидроакустическая станция, многолучевые гидро- и эхолокаторы, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат осуществляют поиск и обнаружение различных подводных объектов и пловцов с дыхательными аппаратами замкнутого цикла на расстоянии до 500 метров при сложном рельефе дна и наличии течения. А при шторме в 3 балла и скорости движения катера до 8 узлов, способен обследовать дно на глубине до 200 метров. Все данные о подводном объекте передаются в режиме реального времени, а так же обрабатываются и сохраняются.
  • Телеуправляемый подводный аппарат ТНПА «Фалкон». Этот подводный аппарат нового поколения для выполнения поисковых и обследовательских работ в прибрежных зонах на глубине до 300 метров высоко зарекомендовал себя в плане надежности и многофункционала. Работая в составе комплекса «Кальмар» обеспечивает визуальное и гидролокационное обследование обнаруженного объекта.
  • Судовой водолазный комплекс с барокамерой. СВК был специально разработан для «Грачонка» в 2011 году. Используется для водолазных спусков с целью проведения спасательных и технических подводных работ, а так же для лечения у водолазов в барокамере их профессиональных заболеваний.

Командир

В своё время командиру первого катера этого проекта, поступившему в Новороссийскую военно-морскую базу, старшему мичману Денису Никитину командование разрешило отбирать выверенных морем специалистов со всех корабельных экипажей объединения, что отразилось на профессионализме и сплочённости этой небольшой команды катера.

Пожалуй, никому больше корабельный Устав не определяет столько обязанностей, как командиру корабля: 53 статьи с несколькими десятками подпунктов, где практически в каждой строке непререкаемое — «должен», «обязан». И весь этот груз ответственности ложится на командира вне зависимости от того, командует он крейсером или противодиверсионным катером.

Путь Дениса Никитина на командирский мостик начинался с военкоматовской повестки в сибирской глубинке. Из Красноярского края он был призван служить на Тихоокеанский флот. Там новобранцу сразу же предложили учиться в школе техников ВМФ. Окончив её с дипломом техника-электронщика, молодой мичман был направлен на тральщики Черноморского флота. В экипаже МТЩ «Железняков» Новороссийской военно-морской базы он стал старшиной команды комендоров — корабельных артиллеристов. А когда в бригаду пришёл принципиально новый морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин», Никитину предложили на нём весьма хлопотную должность старшего боцмана. Он особо не колебался — это была хотя и сложная, но очень полезная ступень профессионального становления военного моряка.

А свою профессию к тому времени Денис уже уважал по всем параметрам. С таким отношением к делу, как показывает корабельная практика, служба идёт успешнее. Поэтому вскоре и доверена была молодому мичману вполне самостоятельная должность командира рейдового тральщика. И здесь довольно быстро проявились командирские способности Дениса Никитина. Кораблевождение, методы траления, организация обучения экипажа, всё это получалось у него по-сибирски основательно. У причальной стенки его небольшой тральщик особо не простаивал — учебно-боевые траления, рейдовая брандвахта, учения и множество других задач предполагали морской формат службы маленького боевого корабля. И его экипаж со всем этим справлялся достойно, считаясь одним из лучших в дивизионе тральщиков бригады кораблей охраны водного района. Поэтому, когда в военно-морскую базу пришёл инновационный «Грачонок», командиром назначили именно Дениса Никитина.

Фото автора
Когда в военно-морскую базу пришёл инновационный «Грачонок», командиром назначили именно Дениса Никитина.

— Принимая катер ещё на этапе ходовых испытаний, я понял, насколько это современная и высокоэффективная боевая единица. Душа как-то сразу прикипела к его техническому совершенству, — вспоминает старший мичман Никитин. — И экипаж солидарен со мной. Ведь это увлекательное дело — служить на катере нового поколения.

Морской практики экипажу «Грачонка» с первых же дней после подъёма на нём Андреевского флага выпало по полной мере. После продолжительного «олимпийского» дежурства на траверзе Сочи и Адлера сразу же пришла горячая крымская пора. С развитием событий так называемой крымской весны 2014 года на обширной морской и прибрежной зоне полуострова сложилась реальная диверсионная опасность «майдановского» заряда. После вхождения Крыма в состав России работы для катеров отряда спецназа только прибавилось: на строительстве энергетического моста они участвовали в очистке дна от боеприпасов, сохранившихся там ещё со времён Великой Отечественной войны, несли свою службу по прямому противодиверсионному предназначению. С началом масштабного строительства Крымского моста службы морского и проливного бдения ещё поприбавилось.

Фото автора
В чутких дозорах «Грачонок» Дениса Никитина тогда за месяц «накручивал» годовую норму моторесурса своих «движков».

«Грачонок» Никитина первым вступил в строй отряда. И, наверное, ему было труднее других, ведь всё надо было осваивать впервые. Опыт его восьми первых моряков-катерников стал фундаментом для становления двух других экипажей. Когда был введён в строй второй «Грачонок», появилась возможность отрабатывать задачи уже в составе тактической группы. Ввод в строй третьего катера ещё больше увеличил возможности отряда специального назначения по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами, в состав которого вошли новые катера.

Приметы о грачах


Два грача сидят на заборе

В русской культуре грачам приписывают способности предсказания погоды. Появление грачей в конце зимы предвещает скорое наступление долгожданного тепла. По народному календарю грачи должны возвращаться с зимовки 17 марта (праздник «Герасим-грачевник»). Птицы прилетают раньше срока – к голодномуу году, а опоздание означает позднюю холодную весну.

Если по возвращению грачи приступают к строительству гнезд (готовы к размножению) — снег сойдет быстро и будет большое половодье.

Птицы вьют гнезда в нижней части дерева – к дождливому лету, обустраивают жилища на вершине кроны – лето будет жарким и сухим.

В старину к посеву зерновых приступали через три недели после прилета грачей.


Грач сидит на земле

По тому, как птицы ведут себя летом, можно спрогнозировать погоду на ближайшие дни: птицы летают высоко в небе, ведут себя активно – будет солнечно, грачи лениво кружат вокруг своих гнезд – будет ненастье.

Грачи сидят близко друг к другу, а их клювы направлены по ветру – в скором времени начнется гроза.

Грачи обживают только здоровые деревья. Если какое-то дерево стоит без гнезд, значит, оно скоро рухнет. Поэтому от него следует быстрее избавиться.

Опасный знак, если грачевье семейство снимается с насиженного места.  На этой местности, возможно, случится природная катастрофа, потому грачи спешат избежать незавидной участи.


Фото грача вблизи

Другие приметы, связанные с грачами:

  • если грачи поселились рядом с домом или на дворе, то на богатство семье можно не надеяться. Периодически прилетающая к дому птица, наоборот, сулит богатство;
  • грач, разгуливающий по кладбищу, считается воплощением души умершего. Покойник не закончил дела в этом мире и продолжает скитаться, пытаясь найти упокоение;
  • грач сидит на подоконнике – он принес дурные вести. Птица постучала клювом в окно – человека ждут неприятные перемены в жизни;
  • грач залетел в дом и беспокойно летает из комнаты в комнату – кого-то из членов семьи ждет серьезная болезнь или смерть.

Проект 21980 и его применение

8 февраля 2008 года на «Зеленодольском заводе имени А. М. Горького» в Татарстане по разработке «Вымпела» был заложен первый противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок». Серия таких катеров разработана для ВМФ России с целью борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях расположения баз Военно-Морского Флота, охраняемых объектов и на подступах к ним, а так же как вспомогательные средства для оказания помощи Пограничной службе Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ПС ФСБ РФ) при выполнении охранных и защитных мер на государственной границе России и для охраны важных государственных объектов со стороны морской акватории, находящихся под охраной войск национальной гвардии России.

Катер способен на выполнение широкого спектра задач. В его конструкции применены новейшие тактико-технические разработки. Например, установлены новейшие образцы вооружения, в том числе радиоэлектронного, использовано новейшее навигационное оборудование, средства связи.

При своих небольших размерах, этот катер имеет достаточно серьезное вооружение, дающее ему все возможности для выполнения целого ряда боевых задач, которые раньше приходилось выполнять судам с большим водоизмещением, а так же уверенность в надежной защите вверенных ему объектов от диверсий и террора.

По заказу ВМФ России запланировано построить 26 единиц ПРДК «Грачонок», в настоящее время заказ почти выполнен, 24 судна уже в строю. На подходе еще два. Кроме собственного заказа «Вымпел» готов и к предложениям выпускать такие катера для экспорта. Строительство катеров идет на трех российских судостроительных верфях. Катера проекта 21980 уже прижились и хорошо себя зарекомендовали на всех российских флотах. «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» обеспечил ими Черноморский, Балтийский и Каспийский флоты. Во Владивостоке строят суда для Тихоокеанского флота. Рыбинск Ярославской области, обеспечивает ПРДК «Грачонок» Северный флот.

Каждый катер после спуска на воду и достройки на плаву проходит заводские, а затем государственные ходовые испытания. В ходе заводских испытаний проводят проверку работы всех систем во всех рабочих режимах, проводят пуско-наладочные работы, устраняют дефекты и готовятся к государственным испытаниям, где в действии так же проверяют работу всех систем и боевой техники, проверяют соответствие утвержденному проекту, устраняются выявленные недочеты и лишь, затем комиссия осуществляет приемку судна.

Каждое судно получает свой бортовой номер. Первый ПРДК «Грачонок» с бортовым номером П-104 был спущен на воду 25 апреля 2009 года и зачислен в состав 105-й бригады кораблей для охраны Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота в Кронштадте

В 2011 году был выставлен на международном Военно-Морском Салоне «Ленэкспо 2011», где привлек к себе внимание многих специалистов. В 2015 году ПРДК проекта 21980 П-104 принял участие в военно – морском параде, посвященном 70-летию Победы, который проходил в Санкт- Петербурге, а годом ранее этому катеру было присвоено название «Нахимовец»

В июне 2019 года на воду был спущен первый из четырех катеров специального назначения ПРДК «Грачонок», согласно контракту Федеральной службы войск Росгвардии. На сегодняшний день все четыре катера специального назначения несут службу в особой бригаде по охране Крымского моста в Керчи.

Интеллектуальные особенности


Грач держит в клюве желудь

У грачей развиты умственные способности. Они обладают высоким мышлением, способны связывать события в логическую цепочку. У грачей также развита зрительная память – запомнив человека, они узнают его даже несколько лет спустя. Птицы на протяжении жизни постоянно обучаются, накапливают опыт.

Птицы могут доставать кусочек пищи из высокой бутылки с помощью тростинки, выковыривать семечки из щели. Если прямой палочкой еду не достать, то грач при помощи клюва заворачивает ее конец и таким образом достает лакомый кусочек.

Ученые доказали, что грачи способны различать цвета. Они дожидаются красного сигнала светофора, чтобы все машины остановились, и они могли бы спокойно собрать расколотые орехи с дороги, которые туда были предварительно брошены.


Грач забрал себе всю еду

Грачи любят общаться между собой невербальными способами. Можно наблюдать, как грачи сидят «гирляндой» на проводах и передают друг другу разные палочки. Если грач нашел что-то ценное, то он хвастается своим сокровищем перед другими членами семьи.

Молодые птицы играют в догонялки, «щипки», качаются на проводах, будто это качели. Нередко грачи устраивают драки за остатки пищи или понравившуюся игрушку (палочку, веточку, камушек).

Основные технические параметры

  • Водоизмещение — 138 тонн;
  • Длина корпуса — 31 м;
  • Ширина — 7,4 м;
  • Осадка – 1,8 м;
  • Скорость хода максимальная – 23 узла;
  • Запас хода – 200 морских миль;
  • Автономность – 5 суток;
  • Экипаж – 8 человек.

Эффективность применения противодиверсионных катеров во многом определяется техническими разведывательными средствами, имеющимися на борту. Основу разведывательных средств составляет гидроакустический комплекс «Кальмар». Установленные на катер электронные системы, средства навигации и связи — все отечественного производства. В стандартной комплектации полный арсенал разведывательных технических средств включает в себя следующие узлы:

  • гидроакустическая станция Анапа;
  • поисковый подводный комплекс «Кальмар»;
  • водолазное снаряжение, резиновые лодки, моторы;
  • радиолокационная станция МР-231 «Пал»;
  • телевизионный комплекс наблюдения надводной обстановки МТК-201 М3.

Радиолокационные и гидроакустические станции имеют компьютерные интерфейсы. В дополнение к электронным разведывательным средствам имеются системы навигации, аналогичные гражданским судам: навигационные приемники ГЛОНАСС высокой точности позиционирования, системы прохождения путевых меток, эхолоты, радиостанции морской УКВ связи и другое оборудование, стандартное для морских судов. Катер Грачонок имеет автономность до 5 суток, что с запасом хода 200 миль позволяет использовать его на морских маршрутах малой дальности. Также он очень удобен для применения на реках благодаря малой осадке (всего 1,8 м).

Расположение средств наблюдения и связи на рубке катера:

  1. Телевизионный комплекс наблюдения МТК-201 М3 (телекамера, телеобъектив с дистанционным наведением);
  2. Поворотная антенна морской радиолокационной станции МР-231 «Пал»;
  3. Прожектор системы освещения надводной обстановки;
  4. Рупорные громкоговорители высокой мощности;
  5. Флагштоки и антенны радиостанций местной морской УКВ связи;
  6. Антенна ГЛОНАСС под защитным пластиковым куполом.

Характеристики гидроакустической станции Анапа:

  • дальность обнаружения пловца в ластах – до 300 м (теоретическое значение);
  • дальность обнаружения пловца на механизированных средствах движения — более 400 м;
  • сектор одновременного обзора — 360 градусов;
  • погружение антенны – до 40 метров;
  • современный компьютерный интерфейс станции, система идентификации целей и другие особенности.

Конструкция и оборудование

Катер «Грачонок» — небольшое однопалубное судно с крупной надстройкой, занимающей почти всю поверхность палубы. Первые ПДРК – построенные до 2014 года – оснащались немецкими дизелями производства фирмы MTU.

После событий 2014 года фирма отказалась от поставок, и остальные «Грачата» получили 12-цилиндровые дизеля китайского производства (кстати, тоже произведенные по лицензии немецкой фирмы Deutz). При этом «аналог» успел подтвердить устоявшееся мнение о «китайском качестве» — дизеля катера П-340 вышли из строя на испытаниях.

Для контроля над обстановкой в воздухе служит оптико-электронный комплекс МТК-201М3. Помимо наблюдения за небом, камеры комплекса позволяют просматривать надводное пространство в мёртвых зонах радара.

Решать свою основную задачу «Грачонку» помогает гидроакустический комплекс «Анапа». Большому кораблю, как правило, приходится искать шумы подводных лодок, а вот противодиверсионному судну нужно слушать шумы, издаваемые ластами. И «Анапа» позволяет обнаруживать пловцов на дальности до трёхсот метров. Обнаруженные цели классифицируются автоматически.

С помощью комплекса «Кальмар», в состав которого входят эхолот и гидролокатор, производится наблюдение за дном. Дистанционно управляемый подводный аппарат позволяет производить манипуляции с подводными объектами. Также на ПДРК, начиная с П-191 «Кадет» (второй построенный «Грачонок») устанавливается водолазный комплекс, оснащённый барокамерой.

Боевое применение

К тому времени, как пулемёт Шоша попал на фронт, манёвренная фаза войны уже закончилась. А в условиях войны позиционной он зарекомендовал себя отвратительно. Самым слабым местом оказались магазины. Помимо того, что их характерная форма затрудняла переноску достаточного количества – в окно на боковой поверхности (с помощью которого следили за расходом боеприпасов) постоянно забивалась грязь. Первый патрон при полностью наполненном магазине имел свойство переворачиваться, заклинивая оружие. Справлялись с этим, наполняя магазины не полностью.

Большая масса движущихся внутри корпуса деталей ствола и затвора делали стрельбу некомфортной, а точность стрельбы очередями (даже при столь низком темпе) – незначительной. Лёгкий ствол, несмотря на наличие радиатора, быстро перегревался, заклиниваясь вместе с затвором в заднем положении. Из-за некачественной сборки винты, которыми соединялись детали оружия, из-за сильных вибраций разбалтывались и могли просто вывалиться. Наконец, все пулемёты, собранные на фирме «Гладиатор» имели неправильно выверенный прицел.

С недостатками пытались бороться. На магазин для защиты от грязи надевали чехол, но полностью закрытые, усиленные магазины, поступили в войска только в 1918 году. Изначально пулемёт Шоша создавался, как индивидуальное оружие, но на фронте к пулемётчику вскоре стали придавать ассистента, а к 1917 году к «мобильному» оружию прилагался расчёт из четырёх человек.

Американский экспедиционный корпус, прибывший во Францию в 1917 году, автоматического оружия не имел, и его пришлось приобретать «на местах», то есть закупать прямо во Франции. Так появилась модификация М1918, использующая патрон .30-06. Магазину удалось придать более удобную прямоугольную форму, но ёмкость при этом упала до 16 патронов.

А более мощный боеприпас приводил к тому, что перегревался американский пулемет ещё охотнее. Наконец, из-за ошибок при изготовлении патронника почти 40 процентов пулемётов признали негодными. По свидетельству будущего генерала Лемюэля Шеперда, если бы американцы получили автоматические винтовки Браунинга чуть раньше – это могло бы спасти много жизней.

После окончания войны от пулемётов Шоша старались избавиться при первой возможности, сбагривая их всем, кто нуждался. Так это оружие впоследствии можно было встретить в ряде локальных войн – от гражданской войны в Испании до первых арабо-израильских, а единицы были замечены даже во Вьетнаме. В 20-е годы некоторое количество было модернизировано в Бельгии – они считаются самыми надёжными модификациями, но тоже были сняты с вооружения как можно быстрее.

Морская радиолокационная станция МР-231 «Пал»

Основное назначение станции — навигационное, но она обеспечивает решение других задач, например, обнаружение надводных целей. МР-231 имеет широкое применение на судах, осуществляющих охрану государственной границы. Станция имеет малое энергопотребление и относительно низкую стоимость в сравнении с другими морскими радарами аналогичной мощности. Дальность обнаружения целей – 10-15 км, и оно зависит от высоты установки антенны. Период обзора (скорость вращения антенны – 20-40 об/мин). Передатчик локатора работает на частоте 9 ГГц в импульсном режиме с мощностью до 10 кВт. Антенна передатчика — щелевая на плоской симметричной панели с вращением. Приемник имеет выход на компьютеры и другое оборудование навигационной рубки. Координаты привязываются в данных канала ГЛОНАСС.

Подводный поисковый комплекс Кальмар

Имеет в своем составе несколько гидролокаторов различной разрешающей способности: гидролокатор переднего обзора, многолучевой гидролокатор, измеритель скорости звука в воде (данные требуются для определения расстояния до целей), электронные вычислительные модули. Из дополнительного оборудования комплекс имеет навигационную систему с приемником ГЛОНАСС/GPS. Координаты целей отображаются на электронном планшете комплекса, а также передаются по радиомодему на любое другое необходимое оборудование. Комплекс Кальмар был разработан инженерами компании «ТетисПро» специально для противодиверсионных катеров.

Конструктивные и тактико-технические особенности «Грачонка»

Противодиверсионный катер «Грачонок» — это однопалубный катер длиной 31 метр и шириной 7,4 метра со стандартным водоизмещением 138 тонн. Он имеет непрерывную главную палубу с хорошо развитой надстройкой и транцевую корму. Для проведения разгрузочно-погрузочных работ катер оснащен краном-манипулятором. В экипаже всего 8 человек. В автономном плавании ПРДК «Грачонок» может находиться 5 суток. На рубке катера расположена универсальная мачта с кронштейнами, чтобы в любой момент была возможность прикрепить необходимое оборудование.

Главная энергетическая установка (ГЭУ) катера, приводящая его в движение и вырабатывающая необходимые мощности для собственных нужд состоит их двух дизельных агрегатов на основе немецких двигателей и MTU Friedrichshafen GmbH. Но после наложения Западом на Россию в 2014 году санкций, эти поставки были прекращены. На помощь пришли наши восточные соседи — китайские специалисты, но первые же два двигателя сразу не прошли свои испытания, за что китайская фирма получила штрафные санкции на немалую сумму. В настоящее время принимаются решения о возможности установки на катера российских двигателей.

ПРДК «Грачонок» способен обнаружить и сопроводить цель в толще воды на расстоянии до 300 метров с неподвижного катера при волнении моря в 3 балла, а так же и на скорости до 8 узлов. В этих же условиях он способен провести тщательное исследование дна на глубине до 200 метров. Максимальная скорость полного хода 23 узла, дальность плавания – 200 миль, что дает возможность использовать его только на маршрутах малой дальности. «Грачонка» можно использовать не только на море, но и на реках благодаря своей совсем небольшой осадки, всего 1.8 метра. При этом устанавливают радиостанции для работы в речном режиме в диапазоне УКВ. Так же ПРДК «Грачонок» дополняют специальными длинными антеннами и спутниковой связью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector