Крейсер «аврора»: история создания и применение на войне, конструкция и технические характеристики, боевое вооружение, достоинства и недостатки

«Аврора», наследница «Авроры»

Первым в русском флоте имя римской богини утренней зари Авроры получил 23 ноября 1833 года парусный фрегат типа «Спешный». Этот корабль прослужил России верой и правдой 28 лет и за это время успел по-настоящему прославить свое имя. Так, с 21 августа 1853 года по 19 июля 1854 года парусная «Аврора» совершила свое первое кругосветное плавание, а с 9 октября 1856 года по 1 июня 1857 года — второе. Формально оба плавания состоялись в рамках дальневосточного похода фрегата, который продолжался в общей сложности более трех с половиной лет. В него вошло и участие «Авроры» в обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны. Фрегат участвовал в морских боях с английскими и французскими кораблями, высаживал десанты на захваченные противником участки побережья и отражал штурмы порта Петропавловска, а в марте 1855 года помогал эвакуировать по приказу губернатора Восточной Сибири жителей, гарнизон и имущество камчатской столицы на Амур.

Крейсерский «зоопарк»

На «Авроре», как и на многих других кораблях, дозволялось присутствие животных. После того, как во время шторма погиб всеобщий любимец, пес по кличке Шарик, в одном из африканских портов матросы взяли на борт двух крокодилов. Пресмыкающимся дали клички Того и Сам и безуспешно пытались приручить. Когда дрессировка, как казалось морякам, принесла результаты, крокодилов выпустили на ют погреться на солнце. Улучив удобный момент, один из них бросился за борт, прямо в открытый океан, где и погиб. Второй ненадолго пережил своего собрата – его убили во время Цусимского сражения.

Кроме вышеописанных экзотических питомцев, на «Авроре» были лемуры, питон, две огромные черепахи и хамелеоны.

История службы

В середине 1903 года Аврора причислена к отряду контр-адмирала Вирениуса, который отправился на Дальний Восток для укрепления русских военно-морских сил. Во время перехода периодически обнаруживались различные недочеты и неисправности, которые по мере возникновения исправляли. Кампания оказалась успешной, 5 апреля 1904 года крейсер вернулся со своим отрядом.

Тихоокеанская эскадра

Практически сразу после возвращения Аврору включили во Вторую Тихоокеанскую эскадру. Во время подготовки к кампании крейсер отремонтировали, усовершенствовали артиллерию. Командиром в июле назначили Е. Р. Егорьева (ранее был И. В. Сухотин). Во время боевой подготовки выявили еще несколько недочетов, которые быстро исправили.

Во время похода Тихоокеанской эскадры обстановка была напряжена, так как ожидалось японское нападение. Орудия были постоянно заряжены. Атака началась ночью с 8 на 9 октября. Во время перестрелки Аврору приняли за корабль противника и перенесли огонь на нее. Повреждения были незначительны, но из-за ранения скончался судовой священник. Причиной инцидента, названного Гулльским, оказалась британская рыболовецкая флотилия. Возникли осложнения с Великобританией.

Во время похода было несколько труднейших участков маршрута, включая Индийский океан. Подготовка к бою началась 26 марта 1904 года. 14 мая началось Цусимское сражение. Первый выстрел нечаянно совершили на броненосце Орел – начался бой. Во время него Аврора получила ряд повреждений, капитан Егорьев был смертельно ранен. Командование перешло сначала к старшему штурману Прохорову, затем к старшему офицеру.

Во время боя осколки 6 раз сбивали флаг Авроры, но его неизменно поднимали, хоть он уже и превратился в лохмотья. К концу боя Аврора потеряла одного офицера, 9 матросов, было ранено 82 человека (в основном комендоры и орудийная прислуга).

Эскадра была полностью расстроена. С адмиралом Энквистом помимо Авроры оставались только крейсеры Олег и Жемчуг. Вернуться во Владивосток им не давали японские корабли. В мае русские корабли прибыли в Манилу, но им приказали разоружиться или в течение суток покинуть порт. С разрешения императора командиры крейсеров дали подписку о неучастии в военных действиях. Во время стоянки в Маниле раненых вылечили в морском госпитале, произвели ремонт крейсеров.

23 августа 1905 года произошло подписание Портсмутского мирного договора, поэтому отряд начал готовиться к возвращению на Родину. Произошло оно зимой 1906 года.


Цусимское сражение

Бой при Цусиме

Все крейсеры отправлялись к Тихому океану, где уже назревал военный конфликт с Японией. «Аврора» вышла из Кронштадта 25 сентября 1903 года. Экипаж крейсера включал 559 человек. Им командовал капитан 1-го ранга И.В. Сухотин. В Средиземном море корабль вошел в состав отряда контр-адмирала А.А. Вирениуса, под командованием которого находилось несколько миноносцев, крейсер «Дмитрий Донской», броненосец «Ослябя», крейсер «Дмитрий Донской» и несколько вспомогательных кораблей. Однако отряд опоздал на Дальний Восток. По прибытии в африканский порт Джибути стало известно о ночном нападении японских войск на порт-артурскую эскадру. Так началась война.

«Аврора» возвращается в Кронштадт 5 апреля 1904 года. Здесь она вошла в состав 2-ой Тихоокеанской эскадры, которой командовал вице-адмирал Рожественский. Он готовился к отправке на Дальний Восток. Шесть из восьми орудий «Авроры» прикрывают броневыми щитами. Это сделано из-за того, что осколки фугасным снарядов уничтожали личный состав кораблей. Командиром корабля назначают капитана 1-го ранга Е.Р. Егорьева.

2 октября 1904 года «Аврора» в составе эскадры отправляется к Цусиме. Тогда крейсер входил в отряд кораблей контр-адмирала Энквиста. Четыре русских крейсера не справлялись с задачей, так как они противостояли сначала восьми, а затем и шестнадцати японским кораблям. Но к ним подошла колонна наших броненосцев.

В начале сражения 14 мая «Аврора» шла 2-ой после флагманского «Олега».

В 14:30 отряд вступил в бой с третьим и четвертым японскими отрядами. Через полтора часа крейсер попал под огонь 2-х японских кораблей из первого отряда и получил серьезные повреждения. Дополнительно Аврора вступает в сражение с пятым японским отрядом.

В 16:30 «Аврора» вместе с отрядом уходит под защиту русских броненосцев. А еще через час она уже принимает участие в последней фазе боя. В результате этого сражения в корабль 10 раз попадали большие снаряды, а экипаж понес потерю в количестве 15 человек. 83 человека были ранены. Погиб и капитан корабля. Командование на себя принимает капитан 1-го ранга Е.Р. Егорьев. В результате всего боя «Аврора» получила 37 пробоин. В безрезультативных попытках уйти на север, корабли «Олег» и «Аврора» ушли в нейтральный порт Манила, расположенный в Филиппинах. Позднее к ним присоединился крейсер «Жемчуг». А 27 мая 1905 года корабли были интернированы до конца войны американскими властями.

Стоимость входной платы для посетителей с 1 января 2021 года:

Порядок возврата билета (билетов)

В свободное посещение в условиях минимального или максимального спроса экскурсионного обслуживания от 1 до 250 посетителей

1.1. Входной билет (основная экспозиция)

Категории посетителей

Стоимость

Взрослые

400 рублей

Ветераны боевых действий, чернобыльцы, семипалатинцы, учащиеся (школьники, учащиеся средних профессиональных учебных заведений), пенсионеры, инвалиды III  группы (справка МСЭ), студенты и аспиранты ВУЗов (очной формы обучения) —  при предъявлении соответствующего удостоверения

200 рублей

Дети до 7 лет, инвалиды I, II группы (справка МСЭ)

Единый билет на индивидуальное разовое посещение музея и его филиалов в течение 1 (одного) текущего года

1300 рублей

Единый билет на индивидуальное разовое посещение ЦВММ и филиала крейсер «Аврора» (на 2 дня)

Взрослые

700 рублей

Учащиеся, пенсионеры, инвалиды, студенты и аспиранты ВУЗов РФ и СНГ (очной формы обучения)

300 рублей

Обзорная экскурсия – верхняя палуба и 6 залов

Категории посетителей группа от 6 до 25 человек Стоимость
Взрослые 250 рублей для каждого посетителя + входной билет для каждого посетителя
Пенсионеры, инвалиды, студенты и аспиранты ВУЗовРФ и СНГ (очной формы обучения), дети до 7 лет, учащиеся (школьники, учащиеся средних профессиональных учебных заведений)

200 рублей
для каждого посетителя + входной билет

Группа до 5 человек включительно (индивидуальная экскурсия):  2000рублей с группы + входные билеты

Расширенная экскурсия

Категории посетителей
Группа с 6 до 10 человек включительно

Стоимость

Маршрут 1. Верхняя палуба + 6 залов музея + историческое машинно-котельное отделение + история медицины на русском флоте (зал №8) + флотская медицина на кораблях во время РЯВ (мультимедиа в зале №9) (время проведения экскурсии: 60 минут).

Взрослые

800 рублей для каждого посетителя + входной билет

Детский (только от 10 до 18 лет)

400 рублей для каждого посетителя + входной билет

Индивидуальная экскурсия (маршрут 1)
(до 5 человек включительно, дети только от 10 до 18 лет)

2500 рублей с группы + входные билеты

   Индивидуальная (авторская лекция-экскурсия)

Категории посетителей
Группа до 5 человек включительно, взрослые, дети (от 10 до 18 лет)

Стоимость,

Маршрут 2. Средний мостик + верхний переходной мостик + носовой мостик правого борта + ходовая рубка (3D-комплекс виртуальной реальности) + носовой мостик левого борта + боевая рубка + верхний переходной мостик + историческое машинно-котельное отделение + свободное посещение верхней палубы и 6-ти залов музея (время проведения экскурсии: 90 минут)

3000 рублей
с группы + входные билеты

Маршрут 3. Средний мостик + верхний переходной мостик + носовой мостик правого борта + ходовая рубка (3D-комплекс виртуальной реальности) + носовой мостик левого борта + боевая рубка + верхний переходной мостик + верхняя палуба + 6 залов музея + историческое машинно-котельное отделение + история медицины на русском флоте (зал №8) + флотская медицина на кораблях во время РЯВ (мультимедиа в зале №9) (время проведения экскурсии: 120 минут)

5000 рублей
с группы + входные билеты

Тематическая лекция-экскурсия 

Категории посетителей
Группа от 6 до 10 человек включительно

Стоимость

Маршрут 4. Историческое машинно-котельное отделение + история медицины на русском флоте (зал №8) + флотская медицина на кораблях во время РЯВ (мультимедиа в зале №9) + свободное посещение верхней палубы и 6-ти залов музея (время проведения экскурсии: 40-50 минут)

Взрослые

400 рублей
для каждого посетителя + входной билет

Дети (от 10 до 18 лет)

300 рублей
для каждого посетителя + входной билет

Индивидуальная экскурсия
(до 5 человек включительно)

2000 рублей
с группы + входные билеты

Дети до 7 лет обслуживаются только в сопровождении (5 дошкольников + 1 взрослый)

Постройка крейсера

В конце XIX столетия усилилось геополитическое соперничество между Россией и Англией, также начала возрастать «германская угроза». Российская империя была вынуждена усиливать военно-морской флот. В частности, началось строительство нескольких новых крейсеров, в числе которых была «Аврора».

Постройка крейсера началась в середине 90-х годов XIX века. Строительными работами руководил Эдуард де Грофе. В ходе строительства возникали различные непредвиденные трудности. Например, выяснилось, что отсутствует необходимая для продолжения работ специальная судостроительная сталь; она поступила на завод с опозданием, что стало одной из причин отставания работ от графика. Слишком поздно был подписан контракт на поставку машин, необходимых для корабля: никак не удавалось договориться с поставщиками, выработать приемлемые для обеих сторон условия. Не хватало рабочей силы: в тот период времени в северной российской столице строилось несколько военных кораблей (в том числе четыре броненосца), рабочие и специалисты были буквально нарасхват. Был также ряд других трудностей, но все они были в итоге успешно преодолены.

Долгое время — почти год — крейсер оставался безымянным. Имя для него было выбрано императором. Монарху было предложено одиннадцать вариантов названия корабля; царь остановил выбор на имени римской богини рассвета (Авроры).

В начале XX века был произведен пробный спуск корабля на воду. Эта церемония сопровождалась артиллерийским салютом, за спуском корабля наблюдала императорская чета. Испытание прошло успешно, после чего строительство крейсера продолжилось (оно было еще не окончено).

Вскоре крейсер отправился в первое плавание, которое было очень коротким. В ходе этого плавания возникли проблемы с рулевым управлением, также был поврежден один из винтов.

Строительство крейсера обошлось Российской империи примерно в шесть с половиной миллионов рублей.

Бронепалубный крейсер «Аврора», историческая справка.

«Аврора», легендарный крейсер Балтийского флота, прославившийся активным участием в Великой Октябрьской социалистической революции.

Крейсер 2-го ранга «Аврора» спущен на воду в Петербурге 11 мая 1900 года. Длина 124 метра, ширина 18 метров, осадка 7 метров, водоизмещение 6731 тонн, скорость хода 20 узлов (37 км/ч).

Вооружение крейсера: 8 — 152-мм, 24 — 75-мм, 8 — 37-мм орудий; экипаж 578 человек.

Крейсер участвовал в Цусимском морском сражении 1905 года. В Первую мировую войну нес дозорную службу в Финском заливе.

С 1916 года находился в ремонте, который был закончен перед Октябрьской революцией.

28 февраля 1917 года власть на корабле взяли революционные матросы. В апреле на «Авроре» организована ячейка Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) (42 человека), руководившая выступлениями команды против Временного правительства и корниловщины. Судовой комитет «Авроры», руководствуясь указаниями Центробалта, отказался выполнять приказы Временного правительства, в том числе об уходе «Авроры» из Петрограда.

В ночь на 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года по приказу Петроградского военно-революционного комитета «Аврора» подошла к Николаевскому мосту (впоследствии мост лейтенанта Шмидта, затем Благовещенский). Революционные матросы «Авроры», руководимые комиссаром Александром Викторовичем Белышевым, захватили мост, обеспечив переход отрядов Красной Гвардии с Васильевского острова в центр города.

Утром 25 октября радиостанция «Авроры» оповестила весь мир о переходе власти в руки Военно-революционного комитета и передала подписанное В.И. Лениным воззвание «К гражданам России».

В тот же день в 21 час 45 минут холостым выстрелом носового орудия крейсер «Аврора» подал исторический сигнал к штурму Зимнего дворца.

В дальнейшем отряды матросов «Авроры» участвовали в Октябрьском вооруженном восстании в Москве, в разгроме контрреволюционной ставки Духонина в Могилеве, сражались на фронтах Гражданской войны.

С 1923 года крейсер, находясь в составе учебного отряда Балтийского флота, был кузницей командных кадров. На нем проходили курсантскую практику многие известные адмиралы и офицеры советского Военно-морского флота. «Аврора» была одним из первых советских кораблей, участвовавших в заграничных походах флота.

Отмечая революционные заслуги «Авроры», Центральный Исполнительный Комитет СССР, в августе 1923 года принял над крейсером шефство и вручил экипажу знамя Центрального Исполнительного Комитета. В канун 10-летия Великого Октября, 2 ноября 1927 года, «Аврора» награждена орденом Красного Знамени.

В Великой Отечественной Войне пушки «Авроры» были использованы для усиления обороны Ленинграда. Орудия крейсера использовались на стационарных батареях и на бронепоездах.

С 17 ноября 1948 года крейсер установлен на вечную стоянку на Неве как один из памятников Великой Октябрьской социалистической революции. Одновременно, «Аврора» являлась учебным кораблем Санкт-Петербургского Нахимовского училища. В 1957 году на «Авроре» создан филиал Центрального военно-морского музея. 22 февраля 1968 года в честь 50-летия Советской Армии и Военно-Морского флота крейсер награжден орденом Октябрьской революции.

В 1984-1987 годах крейсер был капитально отремонтирован.

В 2010 году крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ был выведен из состава флота и передан на баланс Центрального военно-морского музея.

26 января 2013 года министр обороны РФ С. К. Шойгу заявил, что крейсер «Аврора» будет отремонтирован, а затем приведён в ходовое состояние.

Первый поход крейсера Авроры

Сразу по окончанию всех испытаний крейсер Аврора взял курс на Дальний Восток. Его командиром стал капитан 1 ранга Сухотин. Спустя полгода, из-за противостояния с Японией, экипажу корабля отдали приказ возвращаться на родину.

Возвратившийся из похода крейсер сразу же включили во вторую Тихоокеанскую эскадру, шефство над которой взял на себя вице-адмирал Рожественский. Осенью 1904 года Аврора совместно с другими кораблями взяла курс на Порт-Артур, который в это время находился в японской осаде. Этот рейс принес крейсеру и его команде похвалу от командующего эскадрой. Она была вызвана тем, что, несмотря на сложные метеорологические условия и отсутствие береговых стоянок, корабль регулярно участвовал в погрузке угля и устанавливал двойные нормы. В данных операциях принимал участие весь экипаж Авроры, в том числе и офицерский состав, а имеющийся на крейсере корабельный оркестр поднимал рабочий дух, наигрывая бравурные мелодии.

В районе островов Цусима, когда эскадра преодолела около 18000 миль, она столкнулась с боевыми кораблями недруга. В результате активных противостояний русские корабли потерпели поражение. Крейсер Аврора, получив серьезные повреждения и потеряв командира (капитан 1 ранга Егорьев), а также часть экипажа (14 матросов погибло, 83 ранено), вынужден был взять курс на Филиппинские острова. К нему присоединились крейсеры Жемчуг и Олег. В первом же порту (Манила) все три корабля были интернированы до окончания военных действий. После спешного ремонта крейсеры отбыли на родину.

Вооружение

На «Авроре» с момента спуска на воду устанавливались различные орудийные системы. Тяжелые и средние корабельные орудия, зенитные системы, торпеды и мины заграждения. Однако, в течении эксплуатации корабль несколько раз переоснащался.

В строй крейсер «Аврора» встал со следующим набором вооружения:

  • 152-миллиметровые орудия – 8 шт.;
  • 75 мм системы Канэ – 24 шт.;
  • 37 мм орудия Гочкиса – 8 шт.;
  • 63,5 мм пушки Барановского, десантные – 2 шт.;
  • 3 торпедных аппарата калибра 381 мм располагались над водой в форштевне (1 шт.) и под водой с каждого борта.

В погребах размещался боезапас к орудиям: для самых тяжелых было предусмотрено 1414 выстрелов, для 75 мм – 6240, для 37-миллиметровых пушек и десантных орудий – 3600 и 1440 соответственно. Торпедные аппараты оснащались 8-ю минами Уайтхеда (1898 год), в трюме хранилось 35 сферических мин. Для установки последних применялись специальные плоты или шлюпки/паровые катера крейсера.

Крейсер «Аврора», крупнокалиберное орудие

Для 152-миллиметровых снарядов использовалась система раздельного заряжания. В 4 погребах находились снаряды весом 41,4 кг и пороховой заряд в форме гильз. Функционально они разделялись на бронебойные, фугасные и с зарядом шрапнели для эффективного поражения живой силы. К 75 мм пушкам поставлялись бронебойные боеприпасы весом 4,9 кг, их располагали в 8 погребах.

С целью подачи боеприпасов на верхнюю/батарейную палубы задействовались беседки, которые двигались за счет лебедок с электрическими приводами по элеваторам. Для доставки уже по орудиям использовались монорельсовые направляющие.

Управление артиллерийским огнем осуществлялось при помощи устройств Петербургского электромеханического завода.

Перевооружался крейсер 5 раз:

  1. Летом 1903;
  2. Весной 1907;
  3. Зимой 1916;
  4. 1923;
  5. 1941.

Калибр 75 мм в 1907 начали демонтировать, убрав сначала 4 системы, а с 1916 от них отказались полностью. Аналогичная судьба постигла 37 мм – в 1907 были убраны сразу все. Параллельно были демонтированы 2 десантные пушки. Кстати, все торпедные аппараты были сняты с корабля тоже после первого перевооружения.

С 1916 на «Аврору» монтировались зенитные системы. Сначала это было четыре 75-миллиметровых зенитных пушки Канэ и одна 40 мм Викерса. В 1923 вместо них установили 2 пушки Лендера калибра 76 мм, которые остались на корабле до самого конца его эксплуатации. В 1941 году к ним добавили еще 2 орудия калибром 76 мм и 3 зенитки 45 мм.

Крейсер «Аврора», пушка на лафете

Участие в революции крейсера

Фото корабля

Сразу после того, как Россия вступила в ряды сражающихся на поле I мировой войны, возник вопрос о срочной модернизации крейсера. Благодаря этому, он получил 4 дополнительных 6-дюймовых орудия. Сразу после этого корабль присоединили ко 2-й бригаде крейсеров Балтийского флота. В период службы в задачи Авроры и ее экипажа входили следующие операции:

  • осуществление противовоздушной обороны баз флота;
  • наблюдение за действиями противника;
  • выполнение прикрытия во время проведения другими кораблями минных постановок и действий тральных сил.

Полученные в боях повреждения, а также плановый износ деталей вынудили экипаж команды осенью 1916 года стать на якорь в Петрограде для осуществления ремонтных работ. Именно в это время начались мятежи в стране, и крейсер оказался в самой их гуще. Вскоре после начала Февральской революции экипаж корабля стал на сторону рабочих, а тех, кто был не согласен с данным решением, расстреляли. До конца революционных событий команда крейсера активно участвовала во всех их проявлениях. Она входила в состав июльской демонстрации и 3 дня патрулировала Зимний дворец в период корниловского мятежа.

От Цусимы до Манилы

В свой первый военный поход крейсер «Аврора» отправился в 1902 г., а по прошествии 2-х лет уже участвовал в Русско-японской войне. Ему довелось отправиться в затяжной переход Второй Дальневосточной эскадры и поучаствовать в печально известном Цусимском сражении.

Когда японцы получили подкрепление, они начали активно атаковать «Аврору». Один снаряд попал в рубку, вследствие чего все находящиеся в ней моряки получили осколочные ранения. В бою погиб капитан крейсера. Уцелевшие российские судна начали спешно покидать Корейский пролив.

Всего на крейсере «Авроре» погибли 9 человек, включая его капитана Евгения Егорьева. После ремонта в Маниле корабль вернулся в акваторию Балтийского моря в 1906 г.

История создания филиала

В Санкт-Петербурге, у Петроградской набережной отчетливо выделяется силуэт военного корабля начала двадцатого столетия — это уникальный памятник истории России, ее Военно-Морского Флота, корабль-музей — легендарный крейсер «Аврора». Крейсер принял участие в трех войнах, в Февральской и Октябрьской революциях 1917 года, был кузницей подготовки нескольких поколений морских офицеров. Много замечательных людей видел знаменитый корабль.

Вступив в 1903 году в строй боевых кораблей Российского императорского флота, крейсер с честью пронес Андреевский флаг, а затем Военно-морской флаг СССР через многие моря и океаны.

Крейсер «Аврора» — участник беспримерного в мировой истории похода на Дальний Восток 2-й Тихоокеанской эскадры, свидетель трагического для Российского флота Цусимского сражения 14–15 мая 1905 года, участник Первой мировой войны на Балтике, защитник Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Залечивший военные раны корабль был поставлен в 1948 году на вечную стоянку у Петроградской набережной, напротив созданного четырьмя годами ранее Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. «Аврора» стала учебной базой для воспитанников училища. Будущие офицеры флота получали здесь основные морские навыки. В 1950 году на крейсере началось создание корабельного музея. 5 июля 1956 года согласно директиве Главнокомандующего Военно-Морским Флотом на «Авроре» образован филиал Центрального военно-морского музея. Первым начальником филиала стал заслуженный офицер флота, капитан 2 ранга Б. В. Бурковский, который руководил работой музея более двадцати лет.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года крейсер «Аврора» был включен в число памятников, охраняемых государством.

В 1984–1987 годах «Аврора» прошла капитальный ремонт и реставрацию на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова (ныне ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь»). На корабле в шести залах разместилась экспозиция, посвященная революционному и боевому прошлому легендарного крейсера. Музей стал одним из самых посещаемых жителями и гостями города, в том числе многочисленными зарубежными делегациями и иностранными туристами. К настоящему времени на «Авроре» и в залах музейной экспозиции побывало около тридцати миллионов человек практически из всех стран земного шара. Книга отзывов посетителей, начатая еще в 1924 году, содержит записи отечественных и зарубежных государственных и политических деятелей, космонавтов, представителей науки, культуры, искусства.

Заслуженной оценкой легендарного корабля стало внесение его в Золотую Книгу Санкт-Петербурга как исторического памятника морской столицы России и Военно-Морского Флота. Крейсер «Аврора» состоит в Международной ассоциации кораблей-музеев.

В 2016 году «Аврора» обрела новую жизнь после почти двухлетнего ремонта на Кронштадтском Морском заводе.

Крейсер «Аврора» сегодня — это находящийся на плаву корабль, на котором работают системы и механизмы, обеспечивающие его жизнедеятельность в течение 20 суток в автономном режиме. По сути, став кораблем-музеем, он сохранил и ряд функций действующего боевого корабля: на нем имеется военный экипаж во главе с командиром, который обеспечивает эксплуатацию крейсера и его надлежащее техническое состояние.

Сегодня, после проведенного ремонта и воссоздания экспозиции, крейсер «Аврора», как и прежде, является одним из самых посещаемых музеев Санкт-Петербурга — города, где был построен этот замечательный корабль и где, по большей части, прошла вся его служба на благо Отечества.

Руководство страны внесло огромный вклад в организацию и проведение ремонтных работ на крейсере «Аврора». В день Военно-Морского Флота 31 июля 2016 года возвратившийся на место вечной стоянки после ремонта крейсер «Аврора» посетили Верховный главнокомандующий, Президент Российской Федерации В.В. Путин и Министр обороны РФ С.К. Шойгу.

Строительство крейсера

Постройка корабля была обусловлена непростой политической обстановкой, которая царила в Европе на рубеже XIX-XX веков. Что уравнять морские силы с Германией, которая наращивала боевую мощь своего флота на Балтийском море, военное руководство Российской империи приняло решение о создании 3-х новых крейсеров («Аврора», «Паллада» и «Диана»). При проектировании за образец брали британский «Тэлбот». Это был первый случай в отечественном судостроении, когда корабли такого класса выпускались серийно.

Предписание о начале строительства на верфи Нового Адмиралтейства поступило 23 июня 1896 года. Спустя почти четыре года, 24 мая 1900 года, ровно в 11:15 новый корабль был торжественно спущен на воду. На церемонии присутствовал император Николай II с супругой и вице-адмирал Константин Павлович Пилкин, который служил на парусной «Авроре» вахтенным офицером. На палубе в почетном карауле был также 78-летний матрос со знаменитого фрегата-тезки.

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Аврора» имел на вооружении 42 пушки 4-х различных калибров, а также 3 торпедных аппарата. Основные характеристики корабля:

  • полное водоизмещение – 7130 т;
  • длина – 126,8 м;
  • ширина 16,8 м;
  • осадка – 6,4 м;
  • толщина брони – 63,5-152 мм;
  • скорость – до 19,2 узла;
  • максимальная дальность похода – 4000 морских миль;
  • экипаж – 570 человек (из них 20 офицеров).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector