Первый и последний: чем был уникален истребитель су-37

ТТХ и летные данные в сравнении с аналогами

Напрашивается сравнение Су-37 со знаменитым американским истребителем F-22 Raptor. В качестве другого аналога выступит принятый на вооружение ВКС России истребитель Су-35. Он необходим, чтобы оценить, так ли много российская авиация потеряла, отказавшись от «Терминатора».

Надо уточнить, что нынешний Су-35 – не тот самолёт, из которого вырос Су-37. Это гораздо более глубокая модернизация базовой платформы, а прежнему «тридцать пятому» сейчас возвращено наименование Су-27М. Приведём их основные технические характеристики.

Су-37 F-22 Су-35
Длина, м. 22 19 22
Размах крыла, м. 14,6 13,5 14,7
Взлётный вес, т. 25 29 25
Максимальный вес, т. 34 38 34
Максимальная скорость, М 2,35 2 2,35
Боевой радиус, км 800 760
Потолок, км 18 20 18
Встроенное вооружение 30мм пушка, 150 выстрелов 20мм пушка, 480 выстрелов 30мм пушка, 150 выстрелов

Необходимо заметить, что приведённые данные о скорости самолётов касаются предельной скорости на высоте. По наибольшей скорости у земли Су-37 даже несколько уступал «Раптору». Пушка, установленная на американском истребителе, имеет меньший калибр, но для поражения бронетехники она и не предназначается, а при атаке самолётов меньшая мощность снарядов может компенсироваться темпом стрельбы и большим боезапасом.

Если судить по цифрам, то Су-35 почти не отличается от «Терминатора». Но в таблицу не вошли такие данные, как применение на «тридцать пятом» новых двигателей с увеличенной тягой, большим моторесурсом и изменяемым всеракурсно (не только в одной плоскости) вектором тяги. Установлена на Су-35 и новая РЛС с увеличенным вдвое радиусом действия.

История создания

Су-47 на МАКС-2001

Проект развивался сначала как перспективная модель истребителя с крылом обратной стреловидности для ВВС СССР (модернизация Су-27, тема С-37) в рамках отраслевой исследовательской программы с 1983 года, однако эта тема была закрыта в 1988 году. После этого заказчиком проекта выступал ВМФ СССР, что и предопределило дальнейшее развитие проекта как перспективного самолёта для авианесущих крейсеров. Проект переименовали и назвали Су-27КМ (корабельный модифицированный). Впоследствии, после распада СССР и кризиса в стране в 1990-х, госфинансирование с проекта было снято и он продолжался только благодаря собственному финансированию ОКБ «Сухой». В итоге, после всех перипетий, самолёт был представлен публике на выставке МАКС-1999 под именем С-37 «Беркут», а к МАКС-2001 переименован в Су-47 «Беркут». В 1997 году был построен первый летающий экземпляр Су-47, сейчас он является экспериментальным.

В 2006-2007 гг. после модернизации грузоотсека самолёт был задействован в программе по созданию проекта истребителя Т-50 (в дальнейшем Су-57). Целью была проверка створок и внутреннего оснащения отсека на работоспособность в условиях реального полета. Информация активно использовалась на окончательных этапах создания грузоотсеков перспективного истребителя Т-50.

Единственный экземпляр находится в музее ЛИИ им. Громова.

Описание конструкции истребителя

Переднее поворотное горизонтальное оперение – основное внешнее отличие самолетов Су-27М и Су-37 от базовой модели

Аэродинамическая схема самолета Су-37 – интегральная. Это значит, что подъемную силу создаёт вся нижняя поверхность самолета — как консоли крыла, так и фюзеляж. Основное отличие от Су-27 – наличие переднего поворотного горизонтального оперения (ПГО). Такой вариант называют иногда продольным трипланом – крыло, ПГО и стабилизаторы составляют единую линию.

Имеется и ряд других отличий планера от базовой модели:

  1. Диаметр и объем носовой части истребителя увеличены. Это позволило оснастить машину более мощной радиолокационной станцией;
  2. Выросла относительная толщина крыла, что, в частности, дало возможность увеличить запас топлива на борту;
  3. Изменена конструкция килей. Их частью стали дополнительные баки-кессоны, сделанные из углепластика.

Если Су-27 имел аналоговую электродистанционную систему управления, то на Су-37 она полностью цифровая. В кабине истребителя установлены четыре многофункциональных индикатора с цветными жидкокристаллическими экранами. Кроме того, имеется универсальный широкоугольный индикатор на лобовом стекле. Управление истребителем осуществляется при помощи расположенного на правой консоли джойстика, заменившего традиционную «ручку».  В этом отношении самолет отличается не только от базовой модели, но и от Су-27М.

«Промежуточный» вариант кабины Су-37. Впоследствии в центре были установлены еще два МФИ. На переднем плане – ручки катапульты

В состав целевого оборудования включены станции радиотехнической и инфракрасной разведки, а также средства активного подавления радаров противника и постановки помех в оптическом диапазоне. Кроме того, самолет мог использовать для ведения переговоров в воздухе не только радиостанции, но и спутниковую связь.

Силовая установка истребителя – это два турбореактивных двухконтурных двигателя АЛ-31ФП, каждый из которых развивает на форсаже тягу в 12 500 кгс, что соответствует характеристикам АЛ-31Ф (устанавливался на «базовом» Су-27). Основная «изюминка» модификации ФП – это управляемый вектор тяги, который может отклоняться в вертикальной плоскости в диапазоне от -15 до +15 градусов. Впоследствии такими двигателям оборудовались тяжелые истребители Су-30.

Вооружение истребителя

Боевые возможности Су-37, получившего неофициальное название «Терминатор», во многом определяются его бортовым оборудованием. Истребитель оснащался радиолокационной станцией, способной обнаруживать самолеты противника на расстоянии до 400 километров, а наземные цели – на дистанции в 200 километров. Имеется особая система защиты от помех. Кроме того, заметно улучшены характеристики оптико-электронного локатора, сопряженного с тепловизором, увеличена дальность обнаружения и сопровождения целей, в том числе и в задней полусфере.

Ракета «воздух-воздух» средней дальности — РВВ-АЕ — «главный калибр» истребителя Су-37. Поражает не только самолеты, но и ракеты «воздух-воздух», выпущенные противником

В целом бортовое оборудование позволяло одновременно «держать на прицеле» до 15 самолетов противника и одновременно атаковать ракетами как минимум шесть из них. Программный комплекс способен переходить в автоматический режим работы, самостоятельно обнаруживая и идентифицируя цели. На самые опасные из них наводятся ракеты, а решение о запуске принимает пилот.

В состав вооружения могли входить следующие виды авиационных средств поражения:

  1. Ракеты «воздух-воздух» увеличенной дальности Р-27РЭ и Р-27ТЭ. Способны поражать воздушные цели на дистанции до 130 км;
  2. Ракеты «воздух-воздух» средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ). Могут поражать высокоманевренные цели на расстоянии в 80 км (поздние модификации – до 110 км);
  3. Всеракурсные ракеты «воздух-воздух» малой дальности Р-73 (РВВ-МД). Могут запускаться в заднюю полусферу. Дистанция полета – 20 км (поздние модификации – до 40 км);
  4. Противорадиолокационные ракеты Х-31 и Х-58;
  5. Противокорабельные ракеты Х-31А и Х-35;
  6. Аэробаллистические ракеты Х-15;
  7. Ракеты «воздух-поверхность» Х-25, Х-29 и Х-59;
  8. Свободнопадающие и корректируемые авиабомбы и бомбовые кассеты калибром до 1 500 кг;
  9. Неуправляемые ракеты различных моделей.

Ракета Х-31 «Криптон». Выпускается в противорадарном и противокорабельном вариантах. Су-37 был способен применять обе модификации

Вместо ракет или бомб на подвеску можно было поставить контейнер со специализированным дополнительным оборудованием, например, станцию радиоэлектронной борьбы или прицельный комплекс. Программное обеспечение допускало использование в том числе и иностранных электронных устройств.

Возможности

Благодаря техническим решениям, примененным в конструкции, у Су-37 есть следующие возможности:

  • автоматизация всех этапов боевого применения и полёта;
  • групповые автоматизированные действия по целям, находящимся на земле и в воздухе;
  • обстрел целей, находящихся на земле, при этом, не залетая в зону противовоздушной обороны средней и малой дальности;
  • способность нанесения предупреждающих ударов по воздушному противнику любого класса, включая малозаметные самолёты;
  • дозаправка в воздухе благодаря убирающейся штанге топливоприемника;
  • полет на малых высотах, огибая рельеф;
  • алгоритмическая защищённость и многоканальность прицельных и информационных систем;
  • защита от оптико-электронных и радиоэлектронных средств противника.

Истребитель Су-37: загубленный проект

В конце 1990-х годов истребительная авиация России ожидала принятия на вооружение нового супер-истребителя Су-37, которому не было бы равных в мире.

Дальнейшая модернизация авиакрыльев НАТО настоятельно требовала от российского руководства ответных шагов. Несмотря на жестокий экономический кризис, ОКБ им. Сухого предложило новый истребитель Су-37, который опережал бы западные аналоги на 15-20 лет. Кроме того, стало ясно, что в конструкцию Су-27 заложены колоссальные возможности для модернизации, которые необходимо было использовать.

Новый многоцелевой истребитель Су-37 впервые поднялся в воздух 2 апреля 1996 года и показал УНИКАЛЬНЫЕ возможности боевого применения. Однако развал армии и хроническое недофинансирование привело к гибели проекта.

По сравнению с западными истребителями, а также с МиГ-29 и Су-27, истребитель Су-37 имел НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ: быстро изменять ориентацию фюзеляжа на углы до 180° и удерживать его в этом положении в течение необходимого для пуска ракеты времени.

Отсутствие ограничений по углам атаки и появление существенного прироста подъемной силы при нестационарном обтекании, вызванном большими угловыми скоростями тангажа, также способствовали появлению новых видов манёвра для истребителя:

— разворота в плоскости симметрии на 360° («чакра Фролова»); — форсированного (за время, меньшее 10 секунд) боевого разворота; — поворота на вертикали; — «кобры» с углами атаки 150-180°; — переворота на «колоколе»; — переворота с потерей высоты до 300-400 м.

При выполнении «кобры» истребитель Су-37 выходит на угол атаки более 150° и находится в этом положении 3-4 секунды, после чего занимает заданное лётчиком положение, максимально выгодное в ходе воздушного боя. Сверхманевренность Су-37 обеспечивает ему превосходство в ближнем воздушном бою над противником, не обладающим такими возможностями.

По сравнению со своими предшественниками Су-37 обладал:

— лучшими лётно-тактическими характеристиками; — возможностью нанесения упреждающего удара по любому воздушному противнику, в том числе «малозаметному»; — многоканальностью и алгоритмической защищённостью всех информационных и прицельных систем; — возможностью атаки наземных целей без входа в зону ПВО противника; — возможностью выполнения маловысотного полёта; — возможностью выполнения автоматизированных действий в группе по воздушным и наземным целям; — наличием средств для противодействия радиоэлектронным и оптико-электронным средствам противника; — возможностью автоматизации всех этапов и режимов полёта и боевого применения.

Меньшая (по сравнению с Су-27) дальность полёта без дозаправки в воздухе (3880 км) связана с применением на Су-37 нового многофункционального бортового комплекса управления вооружением, интегральной системы управления полётом с автоматически отклоняемым вектором тяги силовой установки и нового бортового комплекса постановки радиоэлектронных и оптических помех.

Авиаторы и их друзья

15 мая 1930 года Эллен Черч стала первой стюардессой авиакомпании Boeing Air Transport (BAT) на рейсе из Окленда, штат Калифорния, в Чикаго, штат Иллинойс.

Будучи дипломированной медсестрой и имеющая лицензию пилота (!), Мисс Черч обратилась к Стиву Симпсону из (позже — «Юнайтед Эйрлайнс») с просьбой взять ее на работу пилотом. Симпсон отказал ей.

Когда ее просьба была отклонена, она предложила авиакомпании нанять медсестер на борту самолетов BAT для ухода за пассажирами.

Она была взята на работу, чтобы нанять и обучить еще семь женщин в качестве стюардесс. Из-за размера кабины и ограничений по весу этих ранних авиалайнеров они были ограничены высотой 5 футов, 4 дюйма (1,63 метра) и максимальным весом 115 фунтов (52,2 килограмма). Они должны были быть дипломированными медсестрами и не старше 25 лет. Их зарплата составляла $ 125 в месяц (примерно $1755 сейчас).

Мисс Эллен Э. Черч приветствует пассажира на самолете Boeing Air Transport Model 80, трехмоторном биплане, способном перевозить до 12 пассажиров.

Мисс Черч работала на авиа около 18 месяцев, пока не пострадала в автомобильной катастрофе. После выздоровления вернулась к своей карьере медсестры.

Эллен Эвалин Черч (Ellen Evalyn Church) родилась в Креско, штат Айова, 22 сентября 1904 года. Она была второй из двух детей Гая Черча, фермера, и Изабеллы Черч, иммигрантки из Шотландии. После окончания средней школы Креско Мисс Черч изучала cестринское дело в Висконсинском университете. Она также брала уроки пилотирования и стала лицензированным пилотом самолета.

Дипломированная медсестра Эллен Черч

Получив квалификацию дипломированной медсестры, мисс Черч отправилась в Сан-Франциско, где работала в больнице French Hospital. Именно там она впервые встретила мистера Симпсона.

После несчастного случая в 1932 году Эллен Черч вернулась в Висконсинский университет и получила степень бакалавра в области сестринского дела. К 1936 году она стала заведующей педиатрией в больнице округа Милуоки в Милуоки, штат Висконсин. К 1940 году она была главным медсестрой в больнице.

В мае 1940 года Мисс Черч была представлена в серии фотографий, сравнивающих ее униформу стюардессы Boeing Air Transport 1930 года с «современной» стюардессой United Air Lines. На фотографиях был изображен тогда новый авиалайнер Douglas DC-3.


Эллен Черч, справа, вместе со стюардессой United AirLines перед Douglas DC-3 в Чикаго, 14 мая 1940 года

Эллен Черч поступила на военную службу в армию Соединенных Штатов 5 декабря 1942 года в Луисвилле, штат Кентукки, где располагалась школа воздушной эвакуации ВВС США. Она прошла подготовку в качестве авиационной медсестры и была назначена лейтенантом корпуса медсестер Военно-Воздушных Сил армии Соединенных Штатов. Она также отвечала за подготовку медсестер.

Лейтенант Черч была направлена в Северную Африку 8 февраля 1943 года, заботясь о солдатах, эвакуированных по воздуху из Северной Африки и Средиземноморья. Она служила в боевых зонах Туниса, Сицилии, Италии, во время вторжения в Нормандию и Рейнскую область. Ей было присвоено звание капитана.

Эллен Черч вернулась в Соединенные Штаты, прилетев на борту военного транспорта в аэропорт Ла-Гуардиа, Нью-Йорк 10 сентября 1944 года. Демобилизовалась 18 июня 1946 года.

Капитан Эллен Э. Черч, Корпус Медсестер, Военно-Воздушные Силы Армии США.

За свою военную службу капитан Черч была награждена Воздушной медалью, медалью Европейской, африканской и ближневосточной кампании с семью звездами кампании и медалью Победы во Второй мировой войне.

Вернувшись к своей гражданской карьере, Мисс Черч стала администратором больницы Юнион-Хоспитал, Терре-Хот, штат Индиана.

Мисс Черч вышла замуж за Леонарда Бриггса Маршалла, президента банка, в Индианаполисе, штат Индиана, 11 сентября 1964 года.

Во время верховой прогулки 27 августа 1965 года Эллен Черч Маршалл упала и получила тяжелую черепно-мозговую травму. Ее отвезли в больницу Юнион, где она скончалась примерно через шесть часов. Похоронена на кладбище Хайленд-Лоун, Терре-Хот, штат Индиана.

В ее честь назван аэропорт Эллен Черч Филд (FAA Location identifier CJJ) в 1 миле к юго-западу от ее родного города Креско, штат Айова.


Первые восемь стюардесс авиакомпании, слева направо: Джесси Картер, Корнелия Питерман, Эллен Черч, Инес Келлер, Элва Джонсон, Маргарет Арнотт, Эллис Кроуфорд и Харриет Фрай. Лайнер модели Боинг 80А.

Брайан Р. Своупс

Особенности Су-35С

Истребитель Су-35 является глубокой модернизацией Су-27. Он имеет в значительной степени новый усиленный планер; в отличие от «старого» Су-27М, не имеет переднего горизонтального оперения и тормозного щитка. Торможение при посадке осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны.

Су-35С обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн» с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги (УВТ). Данные двигатели удовлетворяют требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, однако используют старую электронно-механическую систему управления. Согласно заявлению КБ «Сухой», назначенный ресурс Су-35 — 6000 лётных часов или 30 лет. Заявленный назначенный ресурс двигателей — 4000 часов.

Конструкция

Планер Су-35 имеет токопроводящее напыление фонаря кабины, кромки планера покрываются специальными материалами для снижения ЭПР.

Двигатели

На Су-35 установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя «АЛ-41Ф1С» с форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги. С целью увеличения числа ракурсов отклонения тяги двигателя и создания псевдо-всеракурсности оси поворота отклоняемых сопел наклонены, что хорошо видно на фотографии (сопла при этом отклоняются вниз-внутрь и вверх-наружу). Данные двигатели являются «упрощённым» вариантом двигателя «АЛ-41Ф1» для истребителя пятого поколения. От него АЛ-41Ф1С отличает сниженная форсажная и бесфорсажная тяга и применение электронно-механической системы управления. Форсажная тяга каждого двигателя АЛ-41Ф1С составляет 14500 кгс, в бесфорсажном режиме максимальная тяга составляет 8800 кгс. Двигатели позволяют истребителю развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Ресурс 4000 часов, межремонтный 1000 часов.ВГТД ТА14-130-35 — современный вспомогательный газотурбинный двигатель с эквивалентной мощностью 105 кВт. Двигатель предназначен для использования в ВСУ самолёта Су-35. Обеспечивает кондиционирование кабины и отсеков самолёта и электропитание переменным током 200/115 В мощностью до 30 кВА бортовых потребителей.

Авионика

На Су-35 установлена РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 Ирбис, имея дальность обнаружения целей с ЭПР 3 м² до 400 км. В дополнение к радиолокационным средствам используется оптико-локационная станция и ОЭИС.Самолёт оснащается средствами радиоэлектронной борьбы, а также может оснащаться станциями групповой радиоэлектронной защиты.Кабина пилота оборудована 3 дисплеями с возможностью работы в многоэкранном режиме и голографическом индикаторе на лобовом стекле.Самолёт оборудован системой предупреждения об облучении Л-150-35 (вариант исполнения Л-150 (СПО)).

Поставки и экспорт

В 2009 «Сухой» заключил соглашение с Министерством обороны на поставку 48 истребителей Су-35С, срок поставки — к концу 2015 года в ВВС России должны поступить 48 таких истребителей.

В декабре 2015 года подписан второй контракт на поставку 50 единиц до 2020 года в ВКС РФ.

Планируются поставки Су-35 в Индонезию. В ноябре 2015 правительство Индонезии утвердило закупку 12 многофункциональных истребителей Су-35.

В 2015 подписан договор на поставку 24 многофункциональных истребителей Су-35 в Китай. В 2016 году планируется передать первые 4 машины.

Оборудование Су-47

Истребитель Су-47 оснащен современным отечественным бортовым оборудованием. К нему относится многоканальная цифровая ЭДСУ, интегральная автоматизированная система управления полетом, навигационный комплекс, включающий инерциальную навигационную систему на лазерных гироскопах и спутниковую навигацию.

Кабина самолета оснащена передовой системой катапультирования пилотов и системой жизнеобеспечения.

В управлении самолетом задействуется тензометрический РУД и боковой малоходный рычаг управления.

С целью увеличения бокового обзора, антенны и радиоэлектронное оборудование сделали небольших размеров и разместили в хвостовой части. Кроме основной БРЛС, в состав навигационного оборудования самолета входят 2 антенны, обеспечивающие задний обзор. Они установлены между соплами двигателей и крылом.

БРЛС размещалась в носовой части планера. Она комплектовалась плоской антенной фазированной решеткой, работа которой выполняется в Х-диапазоне. Бортовое радиолокационное оборудование позволяет обнаруживать цели на расстоянии до 240 км. Су-47 имеет возможность одновременного отслеживания и сопровождения до 24 целей с применением ракет против восьми воздушных целей противника.

Двигатель для Су 57

Первые образцы самолета оснащались двигателями АЛ-41Ф1 под рабочим названием «Объект 117». Этот турбореактивный двухконтурный двигатель, созданный в НПО «Сатурн», отличается форсажной камерой и управляемым вектором тяги. Он позволяет развивать сверхзвуковую скорость без форсажа. Двигатель первого этапа для Су 57 оснащен цифровой системой управления и плазменной системой зажигания. В отличие от двигателей F-22, российская силовая установка оснащена круглыми, а не прямоугольными соплами. Двигатель для Су 57 создан на основе мотора Су-35С. Отличием является увеличенная сила тяги, новая система автоматизации, а также уникальная турбина и пониженный расход топлива.

Благодаря уникальным решениям, такой показатель как сверхманевренность в самолете рееализован полностью. Су 57 способен выполнять столь сложные фигуры высшего пилотажа, что никакой другой самолет в мире на подобное не способен даже близко.

Двигателем второго этапа, именуемого как «Тип 30» должны быть укомплектованы самолеты Су 57, которые пойдут в серию.  Этот силовой агрегат еще более усиливает возможности истребителя. Двигатель тестируется, начиная с последнего квартала 2017 года. Его характеристики существенно превосходят АЛ-41Ф1. «Тип 30» является принципиально новым изделием. Применяемые в нем решения являются во многом уникальными и не имеют аналогов в мире.

История создания истребителя Су 37

самолет су 37 фото

К поставленной цели – созданию высокоманевренного перехватчика с новыми ударными возможностями ОКБ Сухого приступило ещё в начале 80-х, когда даже первый вариант был только в проекте. На опытном экземпляре Т-10-24 установили переднее горизонтальное оперение и 1982 году он совершил первый полёт, положив начало серии доработанных машин, которые были, по существу, летающими лабораториями под индексом Су 27М.

Использовались они для доведения до ума нового ПГО с цифровым управлением и поиска лучшего варианта размещения дополнительных ёмкостей с топливом. В конструкции крыла, фюзеляжа и оперения выросла доля композитных материалов и лёгких, прочных сплавов из алюминия. Улучшенную тяговооружённость самолёт получил с установкой новых двигателей АЛ-31ФМ.

В результате дополнительные баки разместили в вертикальном оперении, для чего кили удлинили по высоте, а с новым ПГО снизились ограничения и возросла управляемость на больших углах атаки. Этот прототип Су 27М оторвался от земли 28 июня 1988 года. Из-за распада СССР и экономического спада в 90-х годах дальнейшие испытания опытных образцов были прерваны.

Чтобы окончательно не загубить этот проект, ОКБ Сухого построило на свой страх и риск ещё десять опытных машин под индексом Су 35. Когда финансирование армии улучшилось, в 1996 году для испытаний самолёта с управляемым вектором тяги были изготовлены образцы машин нового поколения под обозначением Су 37.

Новый прототип Су 37, по сути, переделанный Су 35 был испытан в воздухе 2 апреля 1996 года. Этот вариант истребителя был переходным звеном между поколениями 4++ и пятым. Им восторгались на многих выставках и авиашоу. Он доказывал все преимущества ПГО и двигателя с управляемым вектором тяги, показывая немыслимую управляемость на нулевых скоростях, сохранив при этом большой воздушный тормоз от Су 35 и увеличенный запас топлива.

Эксплуатация

В первый полёт «Терминатор» отправился весной 1996 года, ведомый лётчиком-испытателем Евгением Фроловым. И той же весной он был официально представлен публике. С 1996 года начались и разъезды Су-37 по авиационным выставкам, где «тридцать седьмой» неизменно становился «гвоздём программы», поражая воображение уникальной маневренностью.

Иностранные делегации предпочли задержать отъезд, но дождаться прибытия российского самолёта.

На самолёте Евгений Фролов впервые продемонстрировал фигура пилотажа, первоначально названную «кульбит» – мёртвую петлю малого радиуса, выполняемую на малой скорости. Впоследствии фигуре присвоили маловразумительное название «Чакра Фролова». Заслуга лётчика достойна памяти, но откуда взялась «чакра» – остаётся загадкой.

В последующие годы Су-37 продолжал выступать на авиасалонах во всех уголках планеты. Средства массовой информации не скупились на дифирамбы. Истребителю предсказывали блестящее будущее и огромные объёмы продаж. А зимой 2002 года самолёт с бортовым номером 711 разбился под Москвой. Лётчик-испытатель Юрий Ващук благополучно катапультировался.

Министерство обороны тогда сообщило, что аварию потерпел Су-35. После оглашения информации о бортовом номере разбившегося самолёта это выглядело, как отчаянная попытка скрыть утерю единственного «Терминатора».

Во время манёвра с высокими перегрузками у самолёта отвалилась часть оперения – вероятно, сказалась накопившаяся за шесть лет тяжёлой эксплуатации усталость конструкции. Так и окончилась история звезды авиасалонов.

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 22,183 м
  • Размах крыла: 14,698 м
  • Высота: 6,35 м
  • Площадь крыла: 63,5 м²
  • Шасси: 3-точечное
  • Масса пустого: 18500 кг
  • Нормальная взлётная масса: 25670 кг
  • Максимальная взлетная масса: 34000 кг
  • Двигатель: 2 × АЛ-31ФП с управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги
  • Тяга

    на форсаже: 2 × 12500 кгс

  • Тяговооружённость:
    • при нормальной взлетной массе: 1,09 кгс/кг
    • при максимальной взлетной массе: 0,82 кгс/кг

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость на большой высоте: 2500 км/ч (М=2,35)
  • Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч
  • Дальность полёта: 4000 км
  • Боевой радиус: 800 км
  • Практический потолок: 18 000 м
  • Нагрузка на крыло:
    • при нормальной взлетной массе: 404 кг/м²
    • при максимальной взлетной массе: 535 кг/м²
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G

Вооружение

  • Встроенная пушка: ГШ-30-1
  • Боевая нагрузка: до 8000 кг
  • Точки подвески: 12
  • Подвесное вооружение:
    • Р-77
    • Р-27
    • Р-60
    • Р-73
    • Х-31
    • Х-29
    • Авиабомбы и кассеты весом до 500 кг

Также на узлах внешней подвески размещаются подвесные топливные баки и различное вооружение, (а также спец. контейнеры с аппаратурой РЭБ, или разведаппаратурой) общей массой до 8000 кг. Всего возможно более 70 вариантов внешней подвески, включающих ракеты класса «воздух-воздух» малой, средней и большой дальности, ракеты «воздух-корабль», «воздух-РЛС» и «воздух-поверхность», а также бомбы и бомбовые кассеты весом до 500 кг.

Описание самолёта Су 37

Компоновка самолёта – это интегральный триплан с малой устойчивостью, включающий в себя переднее расположение горизонтального оперения с традиционной аэродинамической схемой. Увеличенная относительная толщина крыла разрешает разместить в его кессонах большой запас топлива. Новые сплавы из алюминия и лития, большой процент применения композитных материалов делают конструкцию планера прочной и лёгкой.

Су 37 зимняя маскировка

В каждой консоли ПГО установлен гидравлический привод с электрическим управлением, отклоняющий дифференциально стабилизатор на заданный ЭДУ угол в пределах от + 10 до – 50 градусов. ПГО не только улучшает устойчивость и управляемость на больших углах атаки, что дало возможность избавиться от тряски, но и способно сместить аэродинамический фокус самолёта к передним значениям для придания машине статической неустойчивости для повышения безопасности полёта в условиях большой турбулентности на малых высотах.

Запас топлива увеличили, разместив дополнительные баки в килях, соответственно возрос взлётный вес машины и конструкторы упрочнили шасси, сделав более мощные основные стойки и установив на переднюю опору два колеса. Самолёт оснастили убирающейся штангой дозаправки в воздухе, увеличили запас кислорода, установили контейнер с запасом пищи и воды, разместили оборудование для утилизации отходов – сделали всё, чтобы машина была пригодна к полётам на дальние расстояния.

Силовая установка из двух двигателей АЛ-31ФП имеет цифровую электронную систему управления по тангажу, совмещённую со всей системой управления самолётом. По тангажу и рысканию машина контролируется через систему управления вектором тяги отдельно от каждого двигателя.

Цифровая электродистанционая система управления самолётом поддерживает отклонение всех рулевых поверхностей и вектора тяги, контролируя автоматически выдерживание всех перегрузок и полётного режима.

В кабине пилотов установлены четыре жидкокристаллических дисплея, выдающих всю информацию о полёте и навигационной обстановке на свои экраны и широкоугольный коллиматорный экран на лобовом стекле. Новая машина управляется боковой ручкой с малым ходом и тензометрическим рычагом управления двигателя.

Бортовое радиолокационное оборудование самолёта с фазированной решёткой и РЛС заднего обзора позволяет обнаружить противника на дальности до 100 км, вести сразу 15 целей и управлять одновременно шестью ракетами класса «воздух – воздух». Элементы искусственного интеллекта, входящие в комплекс БРЭО обеспечивают попадание в цель независимо от её размера. Подключение БРЛС и оптико-локационного оборудования к нашлемному прицелу пилота дали новые возможности ведения воздушного боя.

су 37 фото

https://youtube.com/watch?v=6GLDqYbzUk0

Оборудование

Так как иные подходящие моторы готовые к производству отсутствовали, на прообраз самолета Су-47 «Беркут» установили двигатели ТРДДФ Д-30Ф11, которые были модернизированной версий знакомых по самолету МиГ-31, силовых установок Д-30Ф6. Турбореактивные моторы, оснащенные форсажной тягой дали самолету взлетной массой порядка 25 тонн, весьма солидные характеристики:

  1. Максимальная скорость в воздухе – 2200 км/ч.
  2. Максимальная скорость у земли – 1400 км/ч.
  3. Практический потолок – 18 тысяч метров.
  4. Практическая дальность – 3300 километров.

Что касается состава бортового оборудования самолета, то о нем по сей день известно немного. Согласно имеющейся информации, истребитель оснащался электродистанционной системой управления, в основу которой легла аналогичная система самолета Су-27. Также самолет оборудуется современными средствами связи и инерциальной навигационной системой с возможность использования спутниковых сигналов.

Для облегчения работы пилота модель оснащалась катапультным креслом К-36ДМ. Спинка кресла имела угол в 30 градусов от горизонтали, что позволяло летчику легче переносить нагрузки, которые могут возникнуть при интенсивном маневрировании. Ручки управления двигателем и педали не отличаются от модели Су-27. В некоторых источниках указывалось, что стандартную крупную центральную ручку управления заменили небольшой ручкой, расположенной с правой стороны приборной панели будущего Су-47 «Беркут».

Вооружение в первом исполнении самолета не использовалось, так как он был экспериментальным прототипом. Однако в левом крыльевом наплыве предусматривалось место для установки автоматической пушки модели ГШ-301 с боекомплектом.

Описание конструкции

Истребитель Су-37 конструктивно близок непосредственному предку – Су-27. В основном это касается планера, унаследованного от Су-27М. Самолёт является статически неустойчивым. Говоря очень упрощённо – за высокую маневренность и лучшую аэродинамику такие летательные аппараты платят невозможностью самостоятельно «удерживать курс». До появления электродистанционных систем управления такие самолёты практически не строились – настолько тяжёлыми в управлении они получались.

От базовых моторов их отличали управляемые гидроцилиндрами сопла, позволяющие изменять в вертикальной плоскости вектор тяги. Причём изменялось отклонение сопел автоматически.

Получил «Терминатор» и новую систему управления–цифровую с четырёхкратным дублированием (трёхкратно – по боковым каналам). Автоматизированы были не только отклоняемые сопла, но и все органы управления. Автоматически ограничивались перегрузки, мог Су-37 и «самостоятельно» выйти из штопора. В кокпите традиционная ручка управления сменилась установленным справа джойстиком, а тяга двигателя теперь изменялась многоходовыми кнопками – «кнюппелями».

Ещё одним новшеством в кабине стали четыре жидкокристаллических многофункциональных дисплея, заменившие большую часть обычных приборов и монохромные ЭЛТ-мониторы.

В носу самолёта установили новую РЛС с фазированной антенной решёткой, способную сопровождать до 20 воздушных целей на дальностях до 170 км. РЛС заднего обзора, находящаяся в контейнере между двигателями, обнаруживала цели на дистанциях до 70 км. Помимо этого, в комплекс бортовой электроники Су-37 входили лазерный дальномер и тепловизор.

А вот вариантов ракетного вооружения, по сравнению с изначальным Су-27, стало больше. Теперь ударные возможности истребителя не ограничивались неуправляемыми ракетами и свободнопадающими бомбами – Су-37 мог эффективно применять управляемые ракеты класса «воздух-поверхность», вплоть до противокорабельных.

След в истории

Самолёт Су-37 просуществовал не так долго, но оставил крайне яркий след в умах. И до сих пор мало кто задаётся вопросом – а что, собственно, это за самолёт? Опередивший своё время суперистребитель – или демонстратор технологий, эффектный, но непригодный и неприспособленный для повседневной эксплуатации? Факт: «Терминатор» продемонстрировал уникальные маневренные качества, на нём впервые были продемонстрированы новые манёвры.

Но по сей день остаётся спорным вопрос о реальной пользе впечатляющих пилотажных фигур, выполненных на Су-37

«Терминатор» неизменно привлекал внимание на выставках –но на его закупку, вопреки радужным прогнозам, никто не решился

Бесспорно то, что на «тридцать седьмом» впервые обкатали двигатели с изменяемым вектором тяги. На современных Су-35 сейчас устанавливаются именно такие.

Значит, в качестве экспериментального образца «тридцать седьмой» был успешен и позволил накопить опыт, необходимый для работы над серийными истребителями. Показательно и то, что не предпринималось никаких попыток построить второй экземпляр Су-37.

Почему же «летающую лабораторию» рекламировали, как готовый к серийному производству самолёт? Вероятно, разгадка в том, что России в те годы было жизненно необходимо продемонстрировать, что её авиационная промышленность в состоянии создавать по-настоящему передовую технику. А когда новейшие достижения демонстрирует боевой самолёт, близкий по конструкции к серийному – это впечатляет сильнее, чем опытный образец, явно не имеющий другого применения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector