Арктика на замке: чем уникален первый крупнотоннажный корабль ледового класса для фсб «пурга»

Конструкция

Макет проекта 23550

Полное водоизмещение корабля по проекту — 8500 тонн. Длина наибольшая 114,5 метра, ширина наибольшая 19,5 метров, осадка наибольшая 6,5 метров.
Конструкция корпуса позволяет преодолевать лёд наибольшей толщиной до 1,7 метра, а непрерывным ходом до 1,0 метра. Экипаж составляет 60 человек, также на кораблях может разместиться дополнительный экипаж из 50 человек. Арктическая категория корабля Arc7. На борту судна будут базироваться два скоростных патрульных боевых катера проекта 03160 «Раптор», которые рассчитаны для преследования и задержания нарушителей морских рубежей государственной границы и абордажных действий, вертолёт Ка-27 или Ка-226 и БПЛА в одном (ВМФ) или двух палубных ангарах (ФСБ). Также в составе этого корабля будет базироваться одно судно на воздушной подушке проекта 23321 «Манул».

ГЭУ и движитель

На данном проекте реализована концепция единой электроэнергетической системы (ЕЭЭС) с системой электродвижения (СЭД). Гребная установка с электрическим приводом и гребными винтами фиксированного шага обеспечивает собственный ход судна во всех режимах эксплуатации.

Для этих кораблей, специалистами концерна «Русэлпром» разработаны, изготовлены и поставлены судовые комплекты главных и вспомогательных дизель-генераторов, системы управления возбуждением, гребные электродвигатели и преобразователи, в качестве электропривода гребного винта и для регулирования оборотов. Главная энергетическая установка (ГЭУ) корабля построена на основе 4-х дизель-генераторов 28-9ДГ (на базе 10Д49) «Коломенский завод» мощностью по 3,5 МВт. «Русэлпром» поставляет 2-ва гребных электромотора мощностью по 6,3 МВт. Также имеется носовое подруливающее устройство.

Вооружение

  • 1 × 76,2 мм артиллерийская установка АК-176МА;
  • 2 × 30 мм АК-630М;
  • 4 × 12,7 мм «Корд»;
  • ПЗРК «Игла», «Верба»;
  • 2 контейнерные пусковые установки ракетного комплекса «Калибр-К» (по 4 КР типа 3М-54, 3М-14 «Калибр») или 2 контейнерные пусковые установки (по 4 ПКР «Уран» Х-35У).

Специальное оборудование

Специальное оборудование представлено буксирной лебедкой тягой около 80 тонн и двумя грузовыми электрогидравлическими крановыми установками, грузоподъемностью 28 тонн каждая.

Сравнение боевых возможностей кораблей проекта 23550 с зарубежными аналогами

На сегодняшний день в мире существует только один аналог проекта 23550 – это норвежский патрульный ледокол Svalbard («Свальбард»). Работы над ним начались еще в 90-е годы, на вооружение этот корабль был принят в 2002 году. В настоящее время «Свальбарды» – одни из самых крупных кораблей военно-морских сил Норвегии.

Большие размеры корпуса также обеспечивают превосходство российского ледокола по мореходности

Российский корабль, кроме основного экипажа, может принимать на борт еще почти 50 человек, что очень важно при проведении спасательной операции или доставке личного состава на военную базу. Правда, норвежский патрульный ледокол имеет значительно большую дальность плавания – 18,5 тыс

миль, против 6 тыс. миль у российского корабля.

Также надо отметить, что российские корабли будут гораздо мощнее вооружены, чем их скандинавские аналоги. «Свальбард» имеет всего лишь одну 57 или 70-мм пушку «Бофорс», ледоколы проекта 23550 будут иметь в своем арсенале даже тактическое ракетное оружие.

«Боевой ледокол» проекта 23550, его преимущества

Весьма интересный проект патрульного корабля ледового класса, разработанный в рамках программы перспективных разработок для ВМФ РФ.

Официально имеет обозначение: «Универсальный патрульный корабль арктической зоны ледового класса», как видно из названия, такие корабли ни у нас, как и ни у кого другого, еще не строились.

Его особенностью является внушительное водоизмещение, подходящее скорее эскадренному миноносцу, чем патрульному кораблю. Но такое водоизмещение, обусловлено его ледокольными качествами, он способен раскалывать лед толщиной до 1.5 метра.

Назначение и характеристики.

Универсальный корабль проекта 23550 совмещает в себе функции патрульного корабля, буксира и ледокола. Может использоваться для проведения поисково спасательный операций, эскорта гражданских судов.

Основное назначение контроль северных морских границ, служба в качестве ледокола для сопровождения кораблей и судов обеспечения ВМФ.

Характеристики:

Водоизмещение: 8500 т.

Габариты: длинна -114 м, ширина — 20 м, осадка — 6 м.

Скорость хода: 16 узлов.

Дальность: 6000 миль, Автономность 60 суток.

Экипаж: 60 (основной)+50 (дополнительный) человек.

Вооружение: ПКР «Калибр» (модульное), 100 мм арт. установка А-190 (Возможен вариант установки 76 мм АК-176).

Есть ангар с вертолетом КА-27 (постоянное базирование).

Есть скоростные бронированные катера типа «Раптор» и судно на воздушной подушке » Манул «.

Преимущества проекта 23550.

— На картинке выше, видна часть корпуса, позволяющая оценить толщину борта двухслойного корпуса.

— Корабль проекта 23550 является кораблем двойного назначения, хоть он и называется патрульным кораблем, но имеет ангар для установки модульного вооружения и вполне может быть модернизирован до уровня боевого корабля.

— Так же, особенного внимания заслуживает достаточно крупная посадочная палуба с ангаром для постоянного базирования.

— Состав радиолокационного вооружения не называется, но вполне возможна установка РЛС уровня «Фрегат» или «Корвет», что благодаря высокой высоте антенного поста, даст кораблю хорошие возможности по обнаружению низколетящих и надводных целей.

— Стоимость данного корабля не называется, но судя по его экономичному оснащению, она не может быть большой. Корабль строится в соответствии критерию стоимость/эффективность.

— Корабль имеет большое водоизмещение, в него заложены высокие модернизационные возможности.

Мои комментарии:

1) Об РЛС заметности.

Обводы корабля выполнены с учетом снижения радиолокационной заметности, по крайней мере на уровне современных боевых кораблей.

Наибольшие вопросы вызывают формы рубки и антенной мачты, на как мы видим прямых углов там нет (по крайней мере в проектных эскизах).

Теоретически иллюминаторы могут портить радиолокационную сигнатуру, но это решается нанесением металлизированного напыления на стекла.

Ангары для лодок, должны закрываться жалюзийными заслонками.

2) О слабом вооружении.

По идее данный корабль в опасных миссиях будет действовать в составе флота и прикрываться коллективной ПВО флота. Хотя несколько зенитных автоматов могли бы и поставить. По ударному вооружению, также.

Более того, данный патрульный корабль, при модернизации вполне можно довести до уровня фрегата. Тем более мы не знаем, какое радиолокационное вооружение в него заложено по проекту, вполне могут установить ФАР «Фрегат М» или радар со списанного крейсера.

Заключение.

Перед написанием стати, думал что придется описывать этот корабль в негативном свете, но проанализировав его характеристики, пришел к выводу, что все с ним нормально, придраться не к чему… Он достаточно сбалансирован и вполне может применяться в военных целях.

Корабль нужный, если мы хотим контролировать свои северные территории. Более того, это первый корабль с водоизмещением эсминца, построенный в современной России.

Основная интрига, заключается в том, какие на него будут ставить двигатели? Ведь он разрабатывался до санкций, хоть и был заложен в 2017 году. Надеюсь у нас есть подходящие для него двигатели….

На что способны российские боевые ледоколы

Потребность ВМФ России в новых кораблях ледокольного класса в последние годы была очевидна. Так, например, во время недавних учений Северного флота для доставки личного состава и техники на Новосибирский архипелаг пришлось привлекать ледокольные суда «Росатомфлота». Именно по итогам этих учений министр обороны Шойгу заявил о планах создать в Арктике специальное подразделение патрульных кораблей ледокольного класса. Нетрудно догадаться, какие именно корабли он имел в виду.

В подобном направлении движется не только Россия. Планы по развитию ледокольного флота недавно были озвучены в Канаде.

Как уже было отмечено выше, главной «изюминкой» этих кораблей является их высочайший уровень универсальности, позволяющий выполнять множество задач:

  • Проводить охрану и мониторинг российской арктической акватории, предотвращения нарушения конвенционных требований в суверенной экономической зоне страны;
  • Конвоировать и буксировать в порт суда-нарушители;
  • Участвовать в поисковых и спасательных операциях в арктической зоне;
  • Сопровождать и поддерживать корабли обеспечения;
  • Помогать судам, севшим на мель;
  • Самостоятельно перевозить грузы в контейнерах на верхней палубе;
  • Участвовать в ликвидации пожаров на береговых и плавучих объектах.

Стратегическая задача

«Арктика» — самый крупный и мощный на сегодняшний день атомный ледокол в мире. Его закладка состоялась в ноябре 2013 года, спуск на воду — в июне 2016-го.

В декабре 2019 года начались ходовые испытания корабля для проверки гребной электрической установки, манёвренных характеристик от резервных дизель-генераторов, навигационного оборудования и системы жизнеобеспечения. В начале октября 2020-го капитан сдаточной команды «Арктики» Олег Щапин заявил, что корабль подтвердил заложенные проектом характеристики.

  • Председатель правительства РФ Михаил Мишустин на ледоколе «Арктика»

12 октября «Арктика» прибыла из Санкт-Петербурга в порт приписки Мурманск. Судно преодолело порядка 4800 морских миль (около 9 тыс. км), из них во льдах — около 1030 миль (более 1900 км).

Во время перехода ледокол вышел к географической точке Северного полюса. Как рассказал руководитель представительства ФГУП «Атомфлот» в Петербурге Константин Князевский, «Арктика» успешно преодолела все ледовые поля на 50% мощности. По его словам, «этого удалось достичь благодаря уникальным обводам корпуса судна».

«Арктика» оснащена инновационным водо-водяным ядерным реактором «РИТМ-200» разработки ОКБМ имени И.И. Африкантова (Нижний Новгород). Энергетическая установка была спроектирована с учётом современных тенденций развития мировой атомной энергетики и не имеет аналогов в мире.

Также по теме


Энергия для Арктики: какую пользу принесут России плавучие атомные электростанции

В России введена в эксплуатацию единственная в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС), сообщили в компании «Росэнергоатом»….

«РИТМ-200» почти в два раза легче и компактнее, соответственно, дешевле по материалоёмкости и занимает меньше места на судне, а следовательно — экономически эффективнее. Конструктивно такое решение достигается благодаря тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нём (интегральная компоновка)», — поясняется в материалах ФГУП «Атомфлот».

«РИТМ-200» является установкой двухреакторного типа. Его совокупная тепловая мощность достигает 350 МВт, а показатель мощности на валах — 60 МВт.

Водоизмещение «Арктики» составляет 33,5 тыс. т, длина корпуса — 173,3 м, ширина — 34 м, высота — 15,2 м, осадка — 10,5 м/8,65 м, скорость хода по чистой воде — 22 узла (40,7 км/ч), численность экипажа — 53 человека. Корабль способен преодолевать лёд толщиной до 2,9 м.

В настоящее время на «Балтийском заводе» ведётся строительство трёх кораблей проекта 22220: «Сибирь», «Урал», «Якутия». Они должны войти в строй в 2021, 2022, 2024 годах. В 2021 году будет заложен пятый ледокол «Чукотка» со сроком сдачи заказчику в 2026-м.

Финансирование строительства кораблей осуществляется за счёт бюджетных денег и привлечения средств госкорпорации «Росатом». Новые корабли заменят постепенно выводящиеся из эксплуатации атомные ледоколы советских проектов. В настоящее время Россия продолжает использовать четыре таких судна: «Таймыр», «Вайгач», «Ямал» и «50 лет Победы».

В комментарии RT заместитель председателя комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Владимир Пушкарёв заявил, что замена советских ледоколов осуществляется в плановом порядке.

  • Атомный ледокол «Арктика» в полярных льдах

«Строительство ледоколов, безусловно, укрепит позиции России в Арктике. Наша страна своевременно создаёт новые суда, способные работать в высоких широтах

Это важно делать, так как другие страны тоже предпринимают определённые шаги на этом направлении», — сказал Пушкарёв

Как отметил депутат, модернизация атомного ледокольного флота является стратегической задачей для современной России. По его словам, ввод в строй новых кораблей позволит эффективно развивать экономику отечественного Заполярья. В частности, ледоколы проекта 22220 обеспечат достижение плановых объёмов транспортировки грузов по Северному морскому пути (СМП) в 80 млн т к 2024 году.

Основным драйвером роста перевозок в Арктике являются расширяющиеся мощности проекта ПАО «Новатэк» в Ямало-Ненецком автономном округе по сжижению природного газа («Ямал-СПГ»). В Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики ожидают, что к 2030 году грузопоток по Северному морскому пути увеличится до 120 млн т, а к 2035 году — до 160 млн т.

«В суровых полярных условиях»

В комментарии RT контр-адмирал в отставке Герой России Всеволод Хмыров заявил, что строительство кораблей проекта 23550 позволит силовым ведомствам РФ выполнять широкий спектр задач в Заполярье. По его мнению, корабли под шифрами «Ермак» и «Арктика» расширяют возможности мореплавания и демонстрации силы в арктических морях.

«Корабли ледового класса, оснащённые ударным вооружением, имеют возможность прикрывать береговые объекты, действовать в составе соединений надводных сил, обеспечивать безопасность прохода подводных лодок. Также они смогут заниматься проводкой судов, принимать участие в аварийно-спасательных операциях», — говорит Хмыров.

  • Патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550 (шифр «Арктика») у причала завода «Адмиралтейские верфи»
  • РИА Новости
  • Алексей Даничев

Аналогичной точки зрения придерживается и Мозговой. По его словам, заложенный в Выборге корабль станет эффективной платформой для выполнения длительных миссий в высоких широтах. 

«Такие корабли, безусловно, нужны нашей стране, так как они приспособлены для выполнения боевых и патрульных задач в суровых полярных условиях. Думаю, что имеет смысл построить как минимум четыре корабля ледового класса для ФСБ и аналогичное количество для ВМФ», — рассуждает Мозговой.

Не в себе: в Москве мужчина в женском платье напал с топором на людей

Как отметил аналитик, строительство кораблей под шифрами «Ермак» и «Арктика» продиктовано необходимостью реагировать на потенциальные риски для региона и экономической деятельности РФ в Заполярье. Источником возможных угроз являются западные государства, входящие в блок НАТО, считает Мозговой.

«Американские подлодки регулярно плавают под полярными льдами. Кроме того, в Штатах разворачивается программа строительства военных ледоколов для береговой охраны. Помимо них, к Арктическому региону присматриваются Канада, Норвегия, Дания, Исландия. Угрозы могут исходить и от этих стран. По этой причине Россия принимает меры по укреплению военного присутствия в северных широтах», — подчеркнул Мозговой.

Боевой ледокол проекта 23550 Иван Папанин, википедия, фото

Ледокол спустили на воду 25 октября в акватории Санкт-Петербурга. Судно можно эксплуатировать в арктических льдах толщиной до 1,5 метра и в тропических водах.

По данным издания, эксплуатация «Ивана Папанин» началась на фоне стремительного военного и экономического развития России в ее стратегическом арктическом регионе.

Иностранные СМИ также отмечают уникальность проекта, которая заключена в его вооружении. Ранее ни на одном ледоколе не было ракетных комплексов Club-K и 100-миллиметровой установки А190-01. Благодаря им российское судно способно атаковать практически любые цели, начиная с авиации и прибрежных целей и заканчивая крупными авианосцами.

Адмиралтейские верфи спустили на воду патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин»


Патрульный корабль ледового класса проекта 23550 «Иван Папанин» / Фото: aoosk.ruАдмиралтейские верфи (входят в ОСК) спустили на воду патрульный корабль ледового класса проекта 23550 «Иван Папанин», построенный для Военно-морского флота России.

В церемонии приняли участие: председатель Совета директоров АО «ОСК» Георгий Полтавченко, начальник технического управления Военно-морского флота России, контр-адмирал Игорь Зварич и генеральный директор предприятия Александр Бузаков.

«Это уникальный и универсальный корабль: по сути своей военный, но созданный для мирной работы. Он совмещает в себе функции буксира, патруля, ледокола и научного судна. Может решать неограниченное количество различных задач и благодаря заложенным конструкторским решениям, работать в Арктическом регионе максимально эффективно. Уверен, что у этого корабля, как и у российской Арктики – большое будущее», – сказал председатель Совета директоров АО «ОСК» Георгий Полтавченко.

Фото: aoosk.ru

Достойным подарком к 315-летию верфей назвал спуск на воду патрульного ледокола «Иван Папанин» генеральный директор предприятия. «Это событие знаменует для нас принципиально новый этап в строительстве судов ледового класса, поскольку данный корабль не имеет аналогов по совокупности своих технических характеристик, – подчеркнул Александр Бузаков. – Символично, что рядом, на этом же стапеле, строится ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» – тезка первой в мире советской полярной научно-исследовательской станции, которая в 1937 году дрейфовала в Арктике под руководством Ивана Папанина. И нет сомнения, что новый патрульный корабль станет ещё одним вкладом верфей в создание арктической группировки Военно-морского флота России.

«Новый корабль, который мы сегодня спускаем на воду на Адмиралтейских верфях, предназначен для выполнения задач в суровых условиях Арктики, – отметил начальник технического управления Военно-морского флота России Игорь Зварич. – Для этого на нем предусмотрен сверхпрочный корпус, мощная главная энергетическая установка и современное вооружение. Уверен, что он в полной мере будет соответствовать своему легендарному имени».

Корабль проекта 23550 предназначен для охраны арктических водных ресурсов; конвоирования и буксировки в порт задержанных судов; сопровождения и поддержки судов обеспечения; кроме того, обладает возможностью поражать морские, береговые и воздушные цели. Может преодолевать лед толщиной около 1,7 м.


Фото: aoosk.ru

Основные тактико-технические характеристики: водоизмещение около 9 тыс. тонн; район плавания – неограниченный, экономическая скорость хода – около 10 узлов, полная скорость хода – около 18 узлов, дальность плавания экономическим ходом – около 10 тыс. миль, автономность — около 70 суток. Арктическая категория корабля Arc7.

Корабль будет вооружен переносным зенитно-ракетным комплексом и артиллерийской установкой. Предусмотрена возможность постоянного базирования корабельного вертолета. На корабле будут установлены радиолокационная станция освещения воздушной и надводной обстановки и гидрометеорологическая станция. Контракт на строительство подписан 25 апреля 2020 года.

Ранее, в 2020 году, Адмиралтейские верфи передали Военно-морскому флоту РФ дизель-электрический ледокол проекта 21180 «Илья Муромец» с функциями научного гидрографического судна. Корабль вошел в состав арктической группировки флота.

МОСКВА, Акционерное общество «Объединенная судостроительная корпорация»21Оригинал

Дизайн

Модель проекта 23550

Патрульные корабли проекта 23550 имеют плановое водоизмещение 6800 тонн, длину 114 метров (374 футов 0 дюймов) и осадку 6 метров (19 футов 8 дюймов). Они предназначены для прорыва льда толщиной до 1,5 метров (4 футов 11 дюймов). Корабли будут оснащены двумя военными катерами проекта 03160 Raptor, вертолетом Ка-32 и малым судном на воздушной подушке. Планируется, что основной экипаж составит 60 человек с размещением еще 50 специалистов. Вооружение будет включать 100-миллиметровое (3,9 дюйма) орудие (по некоторым источникам — 76-мм, 3 -х дюймовое) и противокорабельные ракеты 3М-54 «Калибр

Проект 23550 будет иметь дизель-электрический силовую установку с четыре 3,500- кВт (4700  л.с. ) Коломна 28-9DG генераторных установками , состоящие из 16-цилиндрового 10D49 дизельных двигателей вождения генераторов переменного тока , производимого Русэлпром . Кроме того, на судах будут две вспомогательные дизель-генераторные установки с коломенскими дизелями и генераторы «Русэлпром». В то время как в ранней концепции использовались азимутальные движители ABB Azipod , в окончательной версии были использованы обычные валы, гребные винты и рули направления. Электродвигатели мощностью 6,3 мегаватта будут производить «Русэлпром». Корабли будут иметь запас хода 60 суток и дальность действия 6000 морских миль (11000 км; 6900 миль).

Суда усилены для плавания в покрытых льдом арктических морях по ледовому классу Arc7 Российского морского регистра судоходства .

Аналитический центр Global Security указал на некоторые сходства между конструкцией 23550 и норвежским классом « Свальбард » и канадским классом Гарри ДеВольфа . Все три класса имеют примерно одинаковое водоизмещение, способны преодолевать одинаковые глубины льда и имеют экипажи одинакового размера, с местом для специалиста по миссии. Однако класс 23550 намного лучше вооружен.

В 2020 году было объявлено, что ВМФ России приступит к ходовым испытаниям установки модульных контейнеров на патрульные корабли, которые позволят таким кораблям нести значительно модернизированное вооружение, адаптированное для различных задач. Предполагалось, что в контейнерах будет размещено различное вооружение, в том числе гидролокаторы и торпеды, противокорабельные и крылатые ракеты.

Состав серии

Корабли проекта строились с 1964 по 1975 год в Калининграде. Всего в серии было запланировано 15 кораблей, последний из которых так и не был достроен. 14 построенных кораблей проекта долго находились в составе Военно-Морского Флота СССР, а позже и в составе Военно-Морского Флота России. На Черноморском и Тихоокеанском флотах до сих пор служат четыре корабля данной серии. Один из кораблей затонул во время буксировки. Ещё один продан Украине, где впоследствии переделан в сухогруз.

Цвета таблицы:

Белый —не достроен или утилизирован не спущенным на воду Зелёный —действующий в составе ВМФ Жёлтый —действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно Красный —списан, утилизирован или потерян

Название б/н Заложен Спущен В строю Флот Состояние Примечание
Мод. I
БДК-10 150 05.02.1964 01.07.1964 18.08.1966 В строю с 22.02. — «Воронежский комсомолец»; с 15.02.1992 – БДК-65; с 26.07.2003 — «Саратов»
БДК-6 144 04.07.1964 15.02.1965 30.12.1966 ЧФ Списан 19.03.1992 с 9.11.1970 — «Крымский комсомолец»; переоборудован в сухогруз; в 1995 выброшен на берег; утилизирован.
БДК-13 093 18.02.1965 26.03.1966 30.09.1967 ТОФ Списан 05.07.1994 с 20.06.1972 — «Томский комсомолец»; с 15.02.1992 — БДК-25
БДК-62 023 05.08.1966 01.03.1967 29.12.1967 Списан 01.12.1997 с 14.09.1981 по 15.02.1992 — «Комсомолец Карелии»
Мод. II
БДК-66 085 07.03.1967 28.08.1967 27.09.1968 ТОФ Списан 05.07.1994 с 13.02.1975 — «Сергей Лазо»
БДК-69 148 30.08.1967 29.02.1968 31.12.1968 В строю с 20.10.2002 — «Орск»
Мод. III
БДК-77 099 12.03.1968 31.08.1969 30.09.1969 ТОФ Списан 05.07.1994 с 12.10.1972 — «50 лет шефства ВЛКСМ»; с 15.02.1992 – БДК-80
Донецкий шахтёр 119 05.09.1968 10.03.1969 31.12.1969 Списан 10.04.2002
БДК-100 115 18.03.1969 11.10.1969 30.09.1970 БФ Затонул 30.06.1993 с 11.04.1970 — «Красная Пресня». Затонул при буксировке в шторм.
БДК-104 н/д 17.10.1969 31.03.1970 10.06.1971 ЧФ, ВМСУ С 30.09.2004 сухогруз «Горлiвка» с 25.05.1982 — «Илья Азаров»; с 10.01.1996 — в ВМСУ; с 25.07.1997 — U401 «Рівне».
Александр Торцев 062 06.04.1970 27.11.1970 31.12.1971 ТОФ Списан 05.07.1994
Пётр Ильичёв 044 30.11.1970 30.08.1971 29.12.1972 БФ, СФ Списан 30.06.1993
Мод. IV
Николай Вилков 081 03.09.1971 30.11.1973 30.07.1974 ТОФ В строю
Николай Фильченков 152 30.01.1974 29.03.1975 30.12.1975 В строю
Николай Голубец Не достраивался

Корабли

Имя русский Тезка Строитель Номер ИМО Положил Запущен Введен в эксплуатацию Положение дел
ВМФ России
Иван Папанин Иван Папанин Иван Дмитриевич Папанин Адмиралтейские верфи , Санкт-Петербург 9898151 19 апреля 2017 г. 25 октября 2019 г. 2023 г. (планируется) Запущен
Николай Зубов Николай Зубов Николай Николаевич Зубов Адмиралтейские верфи, Санкт-Петербург 9898163 27 ноября 2019 г. 3 квартал 2024 г. 2024 г. (планируется) В разработке
Пограничная служба России (Береговая охрана)
Пурга Пурга Русский для метели Выборгский ССЗ , Выборг 9916599 25 июля 2020 г. 2024 г. (планируется) В разработке
Выборгский ССЗ , Выборг Планируется

Уникальный боевой корабль ледового класса «Иван Папанин» спущен на воду в Санкт-Петербурге

Уникальный боевой корабль ледового класса, каких в России еще не было, спущен на воду в Санкт-Петербурге. «Иван Папанин», названный в честь известного советского полярника, в Арктике будет выполнять целый комплекс задач: ведь он одновременно и ледокол, и буксир, и патрульный корабль. Оснащен грозным оружием, и если что, может дать достойный отпор.

Длиной 110 метров и высотой с семиэтажный дом корабль «Иван Папанин» уникальный в своем роде. Как и знаменитый полярник, один из первооткрывателей Арктики, он тоже станет первым. Таких в России еще не строили. Его уже прозвали «универсальный солдат», ведь это не просто патрульный корабль, но еще буксир и ледокол.

А значит и задачи может выполнять разные. Это сопровождение и проводка судов, перевозка грузов, участие в спасательных операциях, и все это в Арктике, которой Иван Папанин посвятил себя. Сегодня на церемонии его племянница. Валентина Романенко вспоминает как впечатлен был Папанин первозданной красотой Заполярья.

«Было тихо, безмолвно, красиво, он был очарован природой, и на всю жизнь потом связал себя с Севером», — рассказывает Валентина Романенко.

«Иван Папанин» — научный, спасательный и боевой корабль. Наносить удары может по любым целям на земле, в воде и воздухе. На борту артиллерийские установки, но главное — есть возможность установить зенитно-ракетные комплексы. Боевой ледокол еще и грозный пограничник, способный дать отпор нарушителям.

«Корабль многоцелевой, и как мы уже говорили, он предназначен не только для чисто военных целей, хотя он и создавался как военный корабль; это еще и корабль-буксир, корабль науки, корабль-ледокол; он может решать самые разнообразные задачи в условиях Крайнего Севера; для этого, естественно, внесены соответствующие конструктивные наработки, абсолютно новые, тоже, можно сказать, это наше российское ноу-хау, которое позволит работать ему весьма эффективно», — поясняет председатель совета директоров Объединенной судостроительной корпорации Георгий Полтавченко.

Рабочие режут специальный задержник — массивную балку, что удерживает корабль. Торжественный момент: «Иван Папанин» начинает движение.

У кораблей этого проекта нет аналогов в мире. Похожие стоят на службе Военно-морских сил Норвегии, но российский превосходит их — водоизмещение больше, мощное вооружение. И в отличие от «одноклассников», Иван Папанин может справиться с двухметровыми льдами.

«Здесь применена система электродвижения, винты фиксированного шага, исключительно для того, чтобы система работала в условиях Арктики надежно и долго; кроме этого, этот корабль уже, в отличие, например, от предыдущего «Ильи Муромца», оснащен более современными средствами связи, навигации, не говоря о том уже, что этот корабль с вооружением, а предыдущий был без вооружения», — отмечает генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков.

Автономность плавания 60 суток. Район не ограничен, как говорят военные, это ближняя и дальняя океанские зоны.

«Корабль предназначен для решения разных задач в суровых условиях Арктики, начиная от его названия, от патрулирования, в том числе и оказания помощи аварийным объектам, находящимся в Арктическом бассейне, как военным, так и гражданским объектам», — говорит начальник Технического управления ВМФ России Игорь Зварич.

Пока проектом предусмотрены лишь два корабля подобного класса. Следующий заложат через год. У «Папанина» впереди этап испытаний, после чего он войдет в состав Военно-морского флота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector