Универсальный «урал» и прорывной «лидер»: как проходит обновление ледокольного флота россии
Содержание:
Строительство
Строительство Sibir на Балтийском заводе, декабрь 2018 г.
Строительство первого проекта 22220 ледокола началась с церемонии стали резки на 1 ноября 2012 года и киля головного корабля класса был заложен на стапеле 5 ноября 2013 г. В церемонии открытия 16 -го июня 2016 года, ледокол был назван « Арктика» (русский: Арктика , тр. Арктика , IPA: ) в честь первого надводного корабля, достигшего Северного полюса, который находился на вооружении в 1975–2008 годах. Первоначально строительство головного ледокола проекта 22220 планировалось к декабрю 2017 года, но из-за проблем, связанных с доставкой комплектующих отечественного производства, не удалось выполнить график. Арктика начала первый этап ходовых испытаний в Финском заливе на дизельном двигателе 12 декабря 2019 года и вернулась в Санкт-Петербург через два дня. Следующие ходовые испытания, в ходе которых судно будет впервые испытано в ядерной энергетике, начались 23 июня и завершились 13 июля. Вскоре после завершения последних ходовых испытаний к середине сентября « Арктика» отправилась из Санкт-Петербурга в Мурманск через Северный полюс, куда ледокол прибыл 3 октября. Церемония поднятия флага прошла в Мурманске 21 октября 2020 года, и ожидается, что « Арктика» войдет в строй на Северном морском пути в декабре 2020 года.
Киль второго проект 22220 ледокола (именуемый как «первый серийный корабль» класс в России) был заложен 26 мая 2015 года ледокол был запущен в Сибири (России: Сибирь , . Тр Сибирь ) на 22 сентября 2017 Ранее это название использовалось на втором ледоколе класса « Арктика », находившемся на вооружении в 1977–1992 годах. Как и в случае с головным судном, проблемы с доставкой оборудования отложили доставку судна с 2018 на 2022 год.
Церемония закладки третьего («второго серийного») ледокола проекта 22220 состоялась 25 июля 2016 года вскоре после того, как частично собранный корпус « Сибири» был перемещен по стапелю для окончательной сборки корпуса. Судно было спущено на 27 мая 2019 в Урало ( русский : Урал ). Имя ранее был выбран для окончательного ARKTIKA -класса ледокола , когда он был заложен в 1989 году, но во время строительства судно было переименовано 50 лет Победы (русский: 50 лет Победы , тр. 50 лет Победы ). Поставка судна, первоначально намеченная на 2020 год, перенесена на 2022 год.
Стальная режущая для четвертого ( «третий серийный») проекта 22220 ледокола началась в конце 2019 года и киль был заложен 26 мая 2020 г. Судно будет называться Якутии ( России : Якутия ).
Аяся церемония закладки пятой ( «четвёртая серийный») проект 22220 ледокол, Чукотка ( русская : Чукотка ), состоялись 16 декабря 2020 года.
Дизайн
Общие характеристики
Ледоколы проекта 22220 — 173,3 метра (569 футов). длинный комбинезон и 160,0 метров (525 футов) на проектной ватерлинии. Пока максимум луч составляет 34 метра (112 футов), на проектной ватерлинии ширина корпуса уменьшается до 33 метров (108 футов) за счет наклонных борта. Чтобы иметь возможность эффективно работать как в мелководных устьях арктических рек, так и на Северном морском пути, проект ледоколов проекта 22220 может быть изменен за счет приема и выгрузки. балластная вода. Первоначально разработан с рабочим диапазоном осадки от 8,5 до 10,5 метров (от 27 футов 11 дюймов до 34 футов 5 дюймов), минимальная эксплуатационная осадка с тех пор увеличилась сначала до 8,55 м (28 футов 1 дюйм) и позже до 8,65 метра (28 футов 5 дюймов). При минимальной осадке 8,5 метров (28 футов) ледоколы имеют водоизмещение 25 540 тонн (25 140 длинных тонн), а полное водоизмещение при проектной осадке составляет 33 530 тонн (33 000 длинных тонн). По размерам ледоколы проекта 22220 будут на 13,7 метра (45 футов) длиннее и на 4 метра (13 футов) шире, чем 50 лет Победы, который ранее был самым большим ледоколом в мире, и при полной загрузке имеет водоизмещение примерно на треть больше.
В ледовый класс ледоколов проекта 22220, Ледокол9, является наивысшим, присвоенным Российский Морской Регистр Судоходства (RMRS) и позволяет работать во льдах толщиной до 4 метров (13 футов) в зимний и весенний навигационный период.
Мощность, тяга и производительность
Как и предыдущие российские атомные ледоколы с 1959 г. Ленин, ПроектЛедоколы 22220 оснащены ядерно-турбо-электрической силовой установкой, в которой ядерные реакторы производить пар для турбогенераторы которые, в свою очередь, вырабатывают электроэнергию для гребных двигателей, приводящих в движение гребные винты корабля.
Бортовая АЭС состоит из двух РИТМ-200 реакторы с водой под давлением с тепловой мощностью 175МВт каждый. Реакторы, разработанные ОКБМ Африкантова, используйте до 20% обогащенного Уран-235 и при работе с коэффициент мощности 0,65, требуют дозаправки каждые семь лет в течение 40-летнего планового срока службы. Внешние размеры двухреакторной установки, расположенной на миделе корабля, составляют 6 на 13,2 на 15,5 метров (20 на 43 на 51 фут), а каждый реактор весит 1100 тонн (1100 длинных тонн; 1200 коротких тонн). Два основных турбогенератора производства Киров-Энергомаш каждый генерирует 36мегаватт электроэнергии на 3000об / мин.
Двигательная установка проектаЛедоколы 22220 построены по классической схеме полярных ледоколов с тремя линиями вала и одним рулем направления. Четырехлопастные винты фиксированного шага длиной 6,2 метра (20 футов), каждый из которых приводится в движение электродвигателем мощностью 20 мегаватт (27 000 л.с.), сделаны из нержавеющая сталь и весят около 60 тонн (59 длинных тонн; 66 коротких тонн) каждая. При общей силовой установке 60 мегаватт (80 000 л.с.) проект22220 ледоколов заменяют 56-мегаваттные (75000 л.с.) Ямал и 50 лет Победы — два оставшихся Арктикаледоколы класса в строю — как самые мощные ледоколы мира.
Ледоколы проекта 22220 спроектированы так, чтобы иметь возможность преодолевать ровный лед толщиной 2,8 метра (9 футов) с постоянной скоростью 1,5–2 узла (2,8–3,7 км / ч; 1,7–2,3 мили в час) на полной мощности при работе на глубокой воде на эскизный проект. На открытой воде ледоколы могут развивать скорость 22 узла (41 км / ч; 25 миль / ч).
Дизайн
Общие характеристики
Ледоколы проекта 22220 имеют общую длину 173,3 метра (569 футов) и 160,0 метра (525 футов) по проектной ватерлинии . В то время как максимальная ширина составляет 34 метра (112 футов), на проектной ватерлинии ширина корпуса уменьшается до 33 метров (108 футов) из-за наклонных бортов. Чтобы иметь возможность эффективно работать как в мелководных устьях арктических рек, так и на Северном морском пути, проект ледоколов проекта 22220 может быть изменен за счет приема и сброса водяного балласта . Первоначально разработанный с рабочим диапазоном осадки от 8,5 до 10,5 метров (от 27 футов 11 дюймов до 34 футов 5 дюймов), минимальная рабочая осадка с тех пор увеличилась сначала до 8,55 метра (28 футов 1 дюйм), а затем до 8,65 метра (28 футов). 5 дюймов). При минимальной осадке 8,5 метров (28 футов) ледоколы имеют водоизмещение 25 540 тонн (25 140 длинных тонн), а полное водоизмещение при проектной осадке составляет 33 530 тонн (33 000 длинных тонн). По размерам ледоколы проекта 22220 будут на 13,7 метра (45 футов) длиннее и на 4 метра (13 футов) шире, чем ледокол « 50 лет Победы» , ранее являвшийся крупнейшим в мире ледоколом, и при полной загрузке будут иметь водоизмещение примерно на треть больше.
Ледовый класс проект 22220 ледоколов, Icebreaker9 , является самым высоким присваиваемым Российским морским регистром судоходства (РМРС) и позволяет работать в до 4 -х метров (13 футов) толстого слоя льда в зимнем и весеннем период навигации.
Мощность, тяга и производительность
Как и предыдущие российские атомные ледоколы с 1959 года постройки Ленин , ледоколы проекта 22220 имеют ядерно-турбо-электрическую силовую установку, в которой ядерные реакторы вырабатывают пар для турбогенераторов, которые, в свою очередь, вырабатывают электроэнергию для гребных двигателей, приводящих в движение гребные винты корабля.
Бортовая АЭС состоит из двух реакторов с водой под давлением РИТМ-200 тепловой мощностью по 175 МВт каждый. В реакторах, разработанных ОКБМ Африкантова , используется уран-235 с обогащением до 20%, а при работе с коэффициентом мощности 0,65 требуется перегрузка топлива каждые семь лет в течение планового срока службы 40 лет. Внешние размеры двухреакторной установки, расположенной на миделе, составляют 6 на 13,2 на 15,5 метров (20 на 43 на 51 фут), а каждый реактор весит 1100 тонн (1100 длинных тонн; 1200 коротких тонн). Два основных турбогенератора производства Киров-Энергомаш вырабатывают 36 мегаватт электроэнергии каждый при 3000 об / мин.
Двигательная установка ледоколов проекта 22220 построена по классической схеме полярных ледоколов с тремя линиями вала и одним рулем направления. Четырехлопастные винты фиксированного шага длиной 6,2 метра (20 футов), каждый из которых приводится в движение электродвигателем мощностью 20 мегаватт (27 000 л.с.), изготовлены из нержавеющей стали и весят около 60 тонн (59 длинных тонн; 66 коротких тонн) каждый. Ледоколы проекта 22220 общей мощностью 60 мегаватт (80 000 л.с.) заменяют два оставшихся в эксплуатации ледокола класса « Арктика» мощностью 56 мегаватт (75 000 л.с.) « Ямал» и « 50 лет Победы» как самые мощные ледоколы в мире.
Ледоколы проекта 22220 спроектированы таким образом, чтобы преодолевать ровный лед толщиной 2,8 метра (9 футов) с постоянной скоростью 1,5–2 узла (2,8–3,7 км / ч; 1,7–2,3 мили в час) на полной мощности при работе на глубокой воде на проектный проект. На открытой воде ледоколы могут развивать скорость 22 узла (41 км / ч; 25 миль в час).
Разработка
ЛК-60Я
После Вторая мировая война, то Советский союз запустила амбициозную программу развития морского транспорта с намерением превратить покрытые льдом Северный морской путь в судоходный маршрут, который затем можно было бы использовать для добычи природных ресурсов в Арктике. Это включало замену устаревших паровых ледоколов на более мощные дизель-электрические суда и завершилось постройкой первый атомный ледокол в конце 1950-х гг. Второй этап, начавшийся в начале 1970-х и продолжавшийся до распад Советского Союза, еще больше расширила советский ледокольный флот новыми атомными и дизельными ледоколами, которые обеспечили бесперебойную круглогодичную работу в западной части Северного морского пути, а также продлили навигационный сезон в восточном секторе.
В 1980-х годах исследования Центральный Морской научно-исследовательский и проектный институт (ЦНИИМФ) и ЦКБ «Айсберг» В результате была создана «типоразмерная серия ледоколов» от 7-мегаваттных вспомогательных ледоколов (ЛК-7) до 110-мегаваттных атомных ледоколов-лидеров (ЛК-110Я). Один из предлагаемых новых классов ледоколов, ЛК-60Я, был разработан как прямая замена ледоколов предыдущего поколения. Арктика-учебный класс атомные ледоколы, введенные в строй в конце 1970-х годов и получившие широкое распространение в российской Арктике. Помимо работы в качестве тяжелых линейных ледоколов на всем протяжении Северного морского пути от Мурманска до Берингов пролив, новые ледоколы мощностью 60 МВт также заменят мелкосидящие атомные ледоколы. Таймыр и Вайгач на Дудинка-Мурманск Маршрут включал ледокольные работы в Енисей река устье. Последняя операция стала возможной благодаря новой функции двойной осадки, способности сбрасывать балласт с судна при приближении к мелководным прибрежным районам. Другие технические характеристики атомных ледоколов нового поколения основаны на обширном опыте эксплуатации русских на арктических судах. Например, было определено, что для обеспечения надежной круглогодичной навигации в западной части Северного морского пути ЛК-60Я должен быть способен преодолевать лед толщиной не менее 2,8 метра (9 футов), что лучше, чем Старый Арктика‘s 2.3-метровая ледокольная способность. Кроме того, сопровождение российских арктических грузовых судов, таких как тогдашние обычные Тип СА-15 Для безопасной и эффективной работы в тяжелых ледовых условиях потребуется ледокол с шириной от 32 до 33 метров (от 105 до 108 футов) и водоизмещением от 34 000 до 36 000 тонн (от 33 000 до 35 000 длинных тонн).
Хотя объемы перевозок по Северному морскому пути в начале 1990-х годов резко сократились из-за спада в российской экономике, Тем не менее в рамках президентской программы была запущена амбициозная программа обновления флота. Возрождение торгового флота России (1993–2000). В итоге ни один из запланированных ледоколов так и не был построен, а реализация федеральной программы Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.) включены средства на строительство только два новых дизель-электрических ледокола в дополнение к завершению незавершенного Арктикаледокол 50 лет Победы и начало эскизного проекта атомных ледоколов нового поколения.
Проект 22220
Хотя эскизный проект был разработан еще в конце 1980-х годов, окончательный технический проект ЛК-60Я был выполнен в 2009 году ЦКБ «Айсберг» как проект.22220.
Строительство головной корабль был присужден Санкт-Петербург-основан Балтийский завод, часть государственной Объединенная судостроительная корпорация, в августе 2012 г. с контрактной ценой 36,959 млрд. рубли (около 1,16 миллиарда долларов США). В мае 2014 года был подписан дополнительный контракт на 84,4 миллиарда рублей (около 2,4 миллиарда долларов США) на два дополнительных судна. и второй контракт на сумму более 100 миллиардов рублей (около 1,5 миллиарда долларов США) еще на два контракта в августе 2019 года. По состоянию на 2020 год, всего пять проектов22220 атомных ледоколов строятся или заказываются.
С проектом22220 ледоколов в стадии строительства, акцент был перенесен на создание еще более крупных и мощных атомных ледоколов, известных как Проект 10510 Лидер.
«Стратегический и долгосрочный проект»
Как отмечают эксперты, ледоколы проекта 22220 должны будут сыграть одну из ключевых ролей в налаживании транспортных перевозок по Северному морскому пути. В декабре 2019 года правительство утвердило план развития инфраструктуры СМП до 2035 года. Его разработкой занимался «Росатом» — инфраструктурный оператор Северного морского пути.
Помимо строительства ледоколов типа 22220, план предусматривает создание атомоходов проекта «Лидер», гидрографических и буксирных судов.
Также по теме
«Активное освоение удалённых территорий»: какие преимущества имеют российские плавучие атомные электростанции
В чукотском городе Певеке была запущена плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) проекта 20870 «Академик Ломоносов». Сейчас…
Кроме того, документ включает положение о разработке системы «централизованного оперативно-тактического управления круглогодичным судоходством по всей акватории Северного морского пути на базе создания единого диспетчерского центра управления судоходством».
Также в ходе реализации этого плана будет проведена реконструкция ряда аэропортов в прилегающих к СМП регионах, в том числе в Якутии, Чукотском и Ненецком автономных округах, а также созданы арктические комплексные аварийно-спасательные центры МЧС России, оснащённые оборудованием, приспособленным к арктическому климату.
Также при разработке стратегии развития СМП большое внимание было уделено внедрению цифровых технологий в организацию перевозок. В частности, документом предусматривается предоставление «транспортно-логистических услуг по перевозкам по Северному морскому пути на основе цифровой платформы безбумажного электронного оформления мультимодальных перевозок пассажиров и грузов»
Для улучшения навигации по СМП планируется вывести на орбиту ряд специальных спутников. Так, до 2025 года должна быть развёрнута гидрометеорологическая космическая система «Арктика-М», которая обеспечит «федеральные органы исполнительной власти и организации спутниковыми гидрометеорологическими данными высокого временного разрешения по полярной области Земли».
Во время форума «Арктика — территория диалога» в апреле 2019 года президент России Владимир Путин отметил, что СМП предоставляет перевозчикам колоссальные преимущества, поскольку он короче других аналогичных маршрутов. Так, по его словам, путь по морю из Иокогамы до Роттердама (12 тыс. км) займёт 33 дня, а по Северному морскому пути (7,3 тыс. км) — всего 20 суток.
- Судно в Восточно-Сибирском море
- РИА Новости
«Экономия колоссальная — и на топливе, и на времени, поэтому он (Северный морской путь. — RT), конечно, будет очень привлекательным», — полагает Путин.
Российский лидер также добавил, что РФ в обозримой перспективе способна существенно увеличить объём транспортных перевозок по СМП.
«В послании Федеральному собранию 2018 года уже отмечалось, что в наших силах существенно нарастить объём грузоперевозок только по Северному пути до 80 млн тонн уже к 2025 году. Еще 10—15 лет назад эта цифра казалась абсолютно недостижимой. Сейчас это реалистичная, посчитанная и предметная задача. По итогам прошлого года объём перевозок по Северному пути достиг уже 20 млн тонн», — сказал Путин, выступая на Арктическом форуме в Петербурге.
«Этот маршрут в будущем может аккумулировать большой грузопоток между Европой и государствами Азиатского региона, поэтому в его развитии потенциально заинтересованы многие страны мира. Его значение будет возрастать также из-за климатических изменений, в результате которых происходит таяние льдов, а значит, СМП будет доступен для судоходства всё большее количество времени в году», — рассказал в интервью RT доцент кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО Олег Александров.
Аналитик добавил, что с годами значимость Северного морского пути будет только повышаться.
«Огромное международное значение этой трассы как международного полярного маршрута будет возрастать, для этого есть все шансы. И сейчас мы должны активно готовиться к этому, развивать инфраструктуру и совершенствовать необходимые технологии», — считает Александров.
По его словам, за последние годы в России было многое сделано в этом направлении, благодаря чему ей удалось создать определённый задел, которого нет у других стран региона.
«Мы наращиваем портовые мощности, развиваем инфраструктуру на протяжении всего Северного морского пути. На верфях строятся ледоколы, призванные заменить уходящие, которые были созданы ещё при СССР. Это всё этапы освоения Севморпути и реализации арктической политики России. Это стратегический и долгосрочный проект, который может принести нам немалую выгоду», — заключил эксперт.
Строительство
Сибирь строится на Балтийском заводе, декабрь 2018 г.
Строительство первого проектаЛедокол 22220 начал церемонию резки стали 1 ноября 2012 г. и киль головной корабль класса был заложен на стапель 5 ноября 2013 г. В церемония запуска 16 июня 2016 г., ледокол был назван Арктика (Русский: Арктика, тр. Арктический, IPA:) после первый надводный корабль, достигший Северного полюса находился на вооружении в 1975–2008 годах. Первоначально поставка планировалась к декабрю 2017 года, строительство головного проектаЛедокол 22220 отстал от графика из-за проблем, связанных с доставкой комплектующих отечественного производства.Арктика начался первый этап ходовых испытаний в Финский залив на дизельном двигателе 12 декабря 2019 года и через два дня вернулся в Санкт-Петербург. Очередные ходовые испытания, в ходе которых судно впервые будет испытывать в ядерной энергетике, начались 23 июня. и завершился 13 июля. Вскоре после завершения последних ходовых испытаний к середине сентябряАрктика совершил плавание из Санкт-Петербурга в Мурманск через Северный полюс, куда ледокол прибыл 3 октября. Церемония поднятия флага прошла в Мурманске 21 октября 2020 года. и Арктика планируется ввести в эксплуатацию на Северном морском пути в декабре 2020 года.
Киль второго проектаЛедокол 22220 (который россияне называют «первым серийным кораблем» класса) был заложен 26 мая 2015 года. Ледокол спущен на воду как Сибирь (Русский: Сибирь, тр. Сибирь) 22 сентября 2017 г. Ранее это имя использовалось на втором Арктикаледокол, находившийся на вооружении в 1977–1992 гг. Как и в случае с головным судном, проблемы с доставкой оборудования отложили поставку судна с 2018 на 2021 год.
Закладка киля третьего («второго серийного») проекта.Ледокол 22220 состоялся 25 июля 2016 г. вскоре после частичной сборки корпуса Сибирь был перемещен вниз стапель для окончательной сборки корпуса. Судно спущено на воду 27 мая 2019 г. Урал (русский: Урал). Имя уже было выбрано для финала Арктика-класса при закладке в 1989 году, но при постройке судно было переименовано 50 лет Победы (Русский: 50 лет Победы, тр. 50 лет Победы). Поставка судна, первоначально запланированная на 2020 год, перенесена на 2022 год.
Резка стали для четвертого («третьего серийного») проекта.Ледокол 22220 спущен на воду в конце 2019 года, закладка киля — 26 мая 2020 года. Судну будет присвоено имя. Якутия (русский: Якутия).
По состоянию на июль 2020 г.производство пятого («четвертого серийного») ледокола проекта 22220, Чукотка (русский: Чукотка) не началось. Закладка киля запланирована на 2021 год.
«Обеспечить круглогодичную навигацию»
В разговоре с RT ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Валерий Журавель заявил, что «Арктика», как и другие атомоходы проекта 22220, является воплощением новейших технологических решений
По его словам, чрезвычайно важно, что ледокол уже был испытан на Северном полюсе во время перехода в Мурманск
«Россия занимает первое место в мире по количеству и качеству ледоколов. У нас по морскому регистру судоходства более 40 ледоколов, включая атомные. Эксплуатация новых ледоколов необходима главным образом для обеспечения роста грузопотока по Северному морскому пути. Это наша национальная транспортная артерия», — сказал Журавель.
Также по теме
Арктика на замке: чем уникален первый крупнотоннажный корабль ледового класса для ФСБ «Пурга»
В ближайшем будущем погранслужба ФСБ получит патрульный корабль ледового класса «Пурга» проекта 23550 (шифр «Ермак»). Об этом сообщил…
В беседе с RT полярник, кандидат физико-математических наук Виктор Боярский отметил, что корабли проекта 22220 позволят безопасно проводить торговые караваны на западном направлении СМП. Как полагает эксперт, по техническим характеристикам «Арктика» заметно превосходит ледоколы советского периода.
«В СССР приходилось использовать отдельные ледоколы для захода в устья рек. Однако двухосадочная конструкция кораблей проекта 22220 полностью решает эту важную проблему. У России появились универсальные ледоколы, которые будут заниматься проводкой в районе Енисея, Обской губы и на просторах Северного морского пути», — Боярский.
В то же время, как пояснил эксперт, корабли проекта 22220 не смогут обеспечить круглогодичную навигацию на всём протяжении Северного морского пути. Эта задача возложена на проект 10510 «Лидер», корабли которого способны ломать лёд толщиной 4 м. В июле 2020 года на дальневосточной верфи «Звезда» начато строительство головного корабля проекта 10510 — «Россия».
«Вложения в атомный ледокольный флот РФ должны в итоге обеспечить круглогодичную проводку по Северному морскому пути, причём с коммерческой скоростью в 11—12 узлов (20,3—22,2 км/ч). Многое ещё будет зависеть от ледовой обстановки (в Арктике тает ледяной покров. — RT), но я думаю, что намеченные планы сбудутся — наш ледокольный флот получит всё необходимое для бесперебойной навигации в высоких широтах», — заключил Боярский.
Стратегическая задача
«Арктика» — самый крупный и мощный на сегодняшний день атомный ледокол в мире. Его закладка состоялась в ноябре 2013 года, спуск на воду — в июне 2016-го.
В декабре 2019 года начались ходовые испытания корабля для проверки гребной электрической установки, манёвренных характеристик от резервных дизель-генераторов, навигационного оборудования и системы жизнеобеспечения. В начале октября 2020-го капитан сдаточной команды «Арктики» Олег Щапин заявил, что корабль подтвердил заложенные проектом характеристики.
- Председатель правительства РФ Михаил Мишустин на ледоколе «Арктика»
12 октября «Арктика» прибыла из Санкт-Петербурга в порт приписки Мурманск. Судно преодолело порядка 4800 морских миль (около 9 тыс. км), из них во льдах — около 1030 миль (более 1900 км).
Во время перехода ледокол вышел к географической точке Северного полюса. Как рассказал руководитель представительства ФГУП «Атомфлот» в Петербурге Константин Князевский, «Арктика» успешно преодолела все ледовые поля на 50% мощности. По его словам, «этого удалось достичь благодаря уникальным обводам корпуса судна».
«Арктика» оснащена инновационным водо-водяным ядерным реактором «РИТМ-200» разработки ОКБМ имени И.И. Африкантова (Нижний Новгород). Энергетическая установка была спроектирована с учётом современных тенденций развития мировой атомной энергетики и не имеет аналогов в мире.
Также по теме
Энергия для Арктики: какую пользу принесут России плавучие атомные электростанции
В России введена в эксплуатацию единственная в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС), сообщили в компании «Росэнергоатом»….
«РИТМ-200» почти в два раза легче и компактнее, соответственно, дешевле по материалоёмкости и занимает меньше места на судне, а следовательно — экономически эффективнее. Конструктивно такое решение достигается благодаря тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нём (интегральная компоновка)», — поясняется в материалах ФГУП «Атомфлот».
«РИТМ-200» является установкой двухреакторного типа. Его совокупная тепловая мощность достигает 350 МВт, а показатель мощности на валах — 60 МВт.
Водоизмещение «Арктики» составляет 33,5 тыс. т, длина корпуса — 173,3 м, ширина — 34 м, высота — 15,2 м, осадка — 10,5 м/8,65 м, скорость хода по чистой воде — 22 узла (40,7 км/ч), численность экипажа — 53 человека. Корабль способен преодолевать лёд толщиной до 2,9 м.
В настоящее время на «Балтийском заводе» ведётся строительство трёх кораблей проекта 22220: «Сибирь», «Урал», «Якутия». Они должны войти в строй в 2021, 2022, 2024 годах. В 2021 году будет заложен пятый ледокол «Чукотка» со сроком сдачи заказчику в 2026-м.
Финансирование строительства кораблей осуществляется за счёт бюджетных денег и привлечения средств госкорпорации «Росатом». Новые корабли заменят постепенно выводящиеся из эксплуатации атомные ледоколы советских проектов. В настоящее время Россия продолжает использовать четыре таких судна: «Таймыр», «Вайгач», «Ямал» и «50 лет Победы».
В комментарии RT заместитель председателя комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Владимир Пушкарёв заявил, что замена советских ледоколов осуществляется в плановом порядке.
- Атомный ледокол «Арктика» в полярных льдах
«Строительство ледоколов, безусловно, укрепит позиции России в Арктике. Наша страна своевременно создаёт новые суда, способные работать в высоких широтах
Это важно делать, так как другие страны тоже предпринимают определённые шаги на этом направлении», — сказал Пушкарёв
Как отметил депутат, модернизация атомного ледокольного флота является стратегической задачей для современной России. По его словам, ввод в строй новых кораблей позволит эффективно развивать экономику отечественного Заполярья. В частности, ледоколы проекта 22220 обеспечат достижение плановых объёмов транспортировки грузов по Северному морскому пути (СМП) в 80 млн т к 2024 году.
Основным драйвером роста перевозок в Арктике являются расширяющиеся мощности проекта ПАО «Новатэк» в Ямало-Ненецком автономном округе по сжижению природного газа («Ямал-СПГ»). В Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики ожидают, что к 2030 году грузопоток по Северному морскому пути увеличится до 120 млн т, а к 2035 году — до 160 млн т.
Первый в мире
Реализация проекта 22220 направлена на плановое обновление атомного ледокольного флота РФ и обеспечение круглогодичной навигации в Арктике. На «Балтийском заводе» строятся ещё два ледокола этого типа, «Сибирь» и «Урал». Кроме того, в августе 2019 года госкорпорация «Росатом» и завод заключили контракт на строительство ещё двух судов этого проекта.
Ледоколы проекта 22220 станут самыми крупными в мире. Их водоизмещение составит 33,5 тыс. т, длина — 173,3 м, ширина — 34 м, высота борта — 15,2 м, автономность — около шести месяцев. Такие суда могут ломать лёд толщиной до 2,8 м.
Также по теме
«Развитие ВМФ — в числе приоритетов»: на что способны новейшие российские корабли ледового класса и неатомные субмарины
На «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге началось строительство многофункционального боевого корабля ледового класса проекта…
Эти суда превосходят по характеристикам своих предшественников. Мощность их ядерной силовой установки РИТМ-200 разработки ОКБМ им. И.И. Африкантова (Нижний Новгород) составляет 60 МВт (против 55 МВт у аппаратов советского поколения). Атомные ледоколы имеют неоспоримое преимущество перед дизельными, так как силовая установка с ядерным реактором позволяет ему двигаться во льдах, используя всего несколько грамм топлива в день.
Другое важное преимущество новейших атомоходов заключается в автоматизации систем управления. Современное оборудование позволило почти вдвое сократить численность экипажа — до 75 человек
Ещё одной особенностью атомоходов этого проекта является переменная осадка
Возможность изменять осадку корабля с 10,5 до 8,55 м позволяет им ходить как по глубокой воде, так и на мелководье, что важно, поскольку российские ледоколы регулярно заходят в устья сибирских рек
Новые ледоколы заменят разработанные в СССР суда проектов 10520 и 10580. Президент РФ Владимир Путин в апреле заявил, что к 2035 году у России будет не менее 13 тяжёлых ледоколов, девять из которых — атомные.
Стоит подчеркнуть, что на сегодня Россия является единственной в мире страной, эксплуатирующей атомные ледоколы.
В беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов подчеркнул, что Россия всё время повышает уровень развития своих технологий, в том числе в плане разработки судов, создаваемых для работы в Арктическом регионе.
«Более того, она сейчас подходит к этапу, когда на атомные подводные лодки нового поколения, а также корабли ледокольного класса и линкоры будут устанавливаться реакторы с неперегружаемыми каналами, которые в период службы работают без остановки. Также будет изменена форма судна, что позволит использовать новую технологию, с помощью которой можно проламывать льды большей толщины, чем могут ледоколы советской постройки», — отметил Кнутов.
Россия обладает самым многочисленным и опытным ледокольным флотом, напомнил в разговоре с RT заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Плеханова Андрей Кошкин.
«У нас есть довольно хорошие традиции в судостроении, особенно ледоколов, в создании соответствующих двигателей, которые работают на ядерном топливе. Сегодня Россия является флагманом в арктических широтах», — отметил политолог.