Эсминец проекта 23560 «лидер»

Содержание:

История

Первые миноносцы России были спроектированы в 1900 году. По мере возрастания их значимости, количество боевых машин увеличивалось и к 1915 году составило 105 кораблей.

Характеристика первых эсминцев

Первые русские миноносцы отличались большим размером (117-126 м). Скорость передвижения кораблей составляла 25 узлов. На борту с трудом размещалась пара легких пушек типа АУ, в редких случая имелась возможность установить поворотные торпедные аппараты (ПТА-53-56). В носовой и кормовой части находилась торпедная установка 533 мм калибра.

До 1898 года водоизмещение кораблей не превышало 90-150 т, скорость передвижения приравнивалась 20-25 узлам. Все миноносцы называли «номерными», у них не было особого класса и собственных наименований. Первые эсминцы имели только один торпедный аппарат СЭТ-65, установленный на верхней палубе.

В самостоятельный класс эсминцев определили после 1905 года, по окончании Русско-японской войны.

Первые миноносцы СССР:

  • Проект «Кит» (Бесстрашный, Бдительный, Беспощадный и Бесшумный). Построены в 1898 году в размере 4 единиц. Энергетическая установка кораблей представлена вертикальными машинами тройного расширения, проектной мощностью 3000 л.с. Оснащены артиллерией 47 мм калибра «Гочкис». Минное вооружение представлено тремя минными аппаратами калибра 381 мм. Эсминцы проект «Кит» были списаны в 1925 году;
  • Проект «Форель» (Властный и Грозовой). Эсминцы были произведены специально для Российской империи, но на территории Франции. Оснащены пушками 75 мм и 47 мм калибра. Дополнительно имели две поворотные установки 380 мм калибра;
  •  Проект «Сокол». Включает 28 военных кораблей, которые считаются настоящей классикой среди эскадренных миноносцев. Оснащены 75 мм пушками типа «Канэ» с длиной ствола 50 клб и 47 мм пушками «Гочкиса». Подача боеприпасов осуществлялась в механическом режиме;
  • Проект «Буйный». Включает 10 единиц боевых машин. Вооружение представлено двумя 130 мм артиллерийскими установками Б-2-ЛМ, башенными установками 92-К и зенитными установками 70-К.

Рождение проекта 23560 “Лидер” – откуда растут ноги

Российское Высшее военно-морское руководство поставило перед российскими конструкторами амбициозную задачу, создать крупный боевой корабль, в конструкции которого будут воплощены все передовые концепции и самые современные технологии. Новый эсминец должен быть меньше отечественных тяжелых крейсеров типа «Киров», но превосходить по размерам американский эсминец «Замволт».

На судне планируется использовать атомную энергетическую установку, что в разы увеличивает дальность действия и эксплуатационный ресурс. На американском корабле установлена энергетическая установка обычного типа. По технической оснащенности, энерговооруженности и боевому оснащению российский корабль должен стать мощнее своего американского визави. Уже оценивая предварительные тактико-технические характеристики, заложенные в проект, можно смело говорить о том, что на лицо типичные элементы очередной гонки вооружений. Проект 23560 – это очередная попытка догнать и перегнать технически западные военные флоты. Насколько это удачная идея, сейчас судить сложно, но есть причины, ввиду которых строительство судна такого класса для российского флота остается открытым.

Схема эсминца проекта 23560

Следует отметить, что столь крупные военные суда на российских верфях в современных условиях еще не строились. Имеется опыт модернизации крупных кораблей советской постройки, который и стараются использовать для разработки и строительства нового эсминца. Перспективный корабль может удивить даже специалиста, посвященного в тонкости и детали развития современных военных флотов. В конструкции корабля заложен целый ряд передовых технических новинок. Отдельного разговора заслуживает обеспечение корабля радиолокационным и навигационным оборудованием. Технология «стелс» является доминантой во всем проекте. Вдобавок ко всему, российский эсминец типа «Лидер» должен быть вооружен самым совершенными и мощными видами вооружения, превосходя по боевым возможностям все отечественные суда.

Многоцелевой эсминец разрабатывался для действий в дальней морской зоне. В функции корабля входила борьба с наземными кораблями всех классов, обеспечение противолодочной и противовоздушной обороны соединения кораблей, огневая поддержка десантных операций. Оценивая функциональность корабля, его технические характеристики и боевые возможности, возникает резонный вопрос – почему эсминец. По водоизмещению и размерам проектируемый корабль больше напоминает крейсер. Все перечисленные функции ранее возлагались на крейсера.

https://youtube.com/watch?v=5Zx8VJj8Edg

Судьба эсминцев проекта 23560 типа “Лидер”

Из всего того громадного объема информации о проекте, которая на сегодняшний день циркулирует в прессе, в интернете и по телевидению, можно почерпнуть только некоторые детали. Планируется, что новейший российский корабль будет полностью изготовлен с учетом технологии «стелс». Это касается использования композитных материалов в сооружении основных надстроек в придании корпусу судна оптимальных обводов. Для эсминца проекта 23560 будет характерна высокая степень автоматизации всех основных технологических и боевых процессов. Атомная силовая установка и большие размеры судна обеспечат ему неограниченную мореходность и дальность плавания. Новейший корабль должен развивать скорость хода до 30 узлов. В дополнение к ударному и оборонительному вооружению на корабле планируется установить ангары и взлетные площадки для базирования и приема двух вертолетов.

https://youtube.com/watch?v=8iXGjleVn4o

Первоначально состояние с новейшим кораблем выглядело следующим образом. Еще в высоких кабинетах Главного Штаба ВМФ шли прения о том, каким должен стать эсминец нового поколения, а в недрах Северного ПКБ уже шли предварительные работы по разработке проекта. Идея с постройкой такого корабля для отечественного флота появилась еще в 2009 году, и только в 2013 году был утвержден эскизный проект нового судна.

Эскиз

Причина такой затяжки заключалась в том, что не было единого мнения, ни у военных моряков, ни у конструкторов в отношении типа силовой установки для новой боевой единицы. Боролись две концепции: отдать предпочтение атомной энергетической установке или все же сконцентрировать усилия на постройку судов с обычным, газотурбинным двигателем. Соответственно выбор в пользу того или иного варианта неизбежно приводил к изменению основных параметров судна. С атомной силовой установкой водоизмещение корабля значительно увеличивалось. Речь шла о 12-14 тыс. тоннах. С обычным двигателем корабль мог теоретически вписаться в проектные параметры, около 9 тыс. тонн.

Несмотря на это, уже в 2020 году на Международном салоне, где были представлены образцы военно-морских вооружений, Россия представила модель корабля проекта 23560Э, перспективный эсминец в экспортном варианте. На этом салоне были только озвучены тактико-технические данные, которыми должен будет обладать новый корабль. Что касается внешнего облика, то выяснилось, что представленная на выставке модель корабля только условно напоминает о новой разработке российского оборонпрома.

Эсминец проекта 23560Э

В экспортном варианте перспективный корабль должен нести 64 пусковые установки для противокорабельных ракет «Брамос», «Калибр-НК» или «Циркон». За противовоздушную оборону на корабле отвечали 56 пусковых установок морской версии ЗРК С-400 или более современная модификация С-500 «Прометей». Далее огневая мощь корабля усиливалась установкой пусковых контейнеров для зенитно-ракетного комплекса «Редут».

Атомный «Лидер»: чем удивит самый мощный корабль российского флота

Эсминцы «Лидер» будут оснащены элементами противоракетной и противокосмической обороны, став «опорными точками в Мировом океане». Каждый из них будет нести двести пусковых установок крылатых ракет «Калибр» или «Циркон», а в перспективе электромагнитные пушки и боевые лазеры. Строительство кораблей этого проекта прописано в концепции развития Военно-Морского Флота до 2030 года.

«Лидер» существует пока только в виде макета. Корабль водоизмещением в 17 тыс. тонн и длиной в 200 метров был показан в рамках выставки-форума «Армия-2017». Это не первая презентация перспективного эсминца. Однако она важна тем, что впервые объявлено о том, что его облик и боевой потенциал наконец-таки приобрели законченный вид. По замыслу конструкторов и военных эсминец станет универсальной боевой единицей. Он заменит сразу три класса кораблей в составе ВМФ России: собственно, эсминцы, большие противолодочные корабли (БПК) и, возможно, ракетные крейсера проекта 1144 типа «Орлан». Корабль сможет развивать скорость до 30 узлов, его вооружение должно быть сопоставимо с американскими ракетными эсминцами типа «Arleigh Burke».

По словам замминистра обороны Юрия Борисова, благодаря атомной энергетической установке корабль сможет обеспечить постоянное присутствие российского флота в Мировом океане. Сегодня такой корабль в составе ВМФ только один — тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Автономность семейства эсминцев типа «Лидер» будет скована только физическими возможностями экипажей.

При этом, как отмечают специалисты, мощность атомной энергетической установки «Лидера» будет сопоставимой с аналогичной на самом современном американском эсминце «Zumwalt». Большая энерговооруженность реактора позволит, как и в случае с американцем, в перспективе установить на корабле оружие, работающее на новых физических принципах. Например, лазерные или электромагнитные пушки.

По своим размерам «Лидер» будет немногим меньше «Орлана». Зато его арсенал в два раза превзойдет корабли 1144 проекта. Даже после модернизации крейсеров типа «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий» они будут существенно уступать по боевым возможностям «Лидеру». Проект эсминца предусматривает, что на его борту будет установлено двести ракет большой дальности «Калибр», противокорабельных сверхзвуковых «Оникс». В перспективе с появлением гиперзвукового оружия их заменят ракетами «Циркон».

«Лидер» станет первым кораблем, на котором будет установлена морская версия зенитной ракетной системы С-500 «Прометей». Известно, что этот комплекс будет универсальным и сможет бороться не только с крылатыми, баллистическими ракетами, самолетами и вертолетами противника, но и поражать цели в космосе. Например, атакующие гиперзвуковые летательные аппараты, спутники и космические платформы.

Ближняя зона противовоздушной обороны «Лидера» представлена двумя вертикальными пусковыми установками комплекса «Полимент-Редут». Управление ими планируется осуществлять системой «Полимент» с радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой (АФАР). На корабли будут установлены 2 боевых модуля корабельных версий ЗРПК «Панцирь-М». Наконец, «Лидеры» получат универсальные артиллерийские установки А-192 калибра 130 мм. Перспективный российский эсминец также планируется оснастить двумя шеститрубными торпедными аппаратами СМ-588 калибра 324 мм комплекса «Пакет-НК». Корабль получит и посадочную площадку с ангаром для двухпалубных вертолетов типа Ка-27/Ка-32 или Ка-52 «Катран».

Планы ВМФ пересматривают строительство серии из 8 кораблей типа «Лидер». Их появление должно быть увязано со строительством первого атомного авианосца «Шторм» и больших десантных вертолетоносцев типа «Лавина»/«Прибой». Это корабли дальней морской зоны, которым необходимо надежное охранение. При этом эсминец сможет действовать самостоятельно. Арсенала его ударных средств достаточно для выполнения одиночных миссий.

Утверждение эскизного проекта «Лидера» – важный этап в создании корабля. Документ говорит о том, что промышленность и командование Военно-Морского Флота окончательно определились с обликом корабля. Открытым остается только вопрос цены и сроков начала строительства. Любая перспективная высокотехнологичная разработка стоит немалых средств. Тем более что по своим характеристикам «Лидер» соберет самые современные из них.

33DD (Япония)

Эсминцы проекта 33DD

Проект DD33, известный как «Революция эсминца», проектируется для японских ВМС. Корабль имеет универсальное назначение: он одинаково хорошо может бороться с воздушными и наземными целями, надводными и подводными кораблями противника. С борта судна проводить не только вертолетные операции, но и запускать беспилотные катера и подводные лодки: для этого на корабле предусмотрены специальные ангары и порты. На сегодняшний день основные характеристики проекта известны: корабли будут иметь длину 138 метров, их полное водоизмещение составит 5400 тонн. Между тем, параллельно с этим прорабатывается второй вариант корабля с водоизмещением до 7000 тонн. Планируется, что первый корабль проекта будет введен в строй уже в 2024 году.Корабль вооружен 125-мм автоматической пушкой в башне, большим числом пусковых шахт для новых типов противокорабельных и противовоздушных ракет и стандартными шахтами для ракет типов ESSM, Type 07, VL-ASROC, SM-2MR, SM-3 и SM-6.

Эсминцы России Второй мировой войны

Настоящим героем Второй Мировой войны оказался эсминец под названием «Гремящий». Он занимался конвоированием союзнических транспортных кораблей. Боевой машине удалось подавить несколько нападок со стороны вражеской Германии. Гремящий всегда вовремя реагировал на опасность и удачно ликвидировал не только наводные, но и подводные цели.

Гремящий относился к проекту 7, более известному как сталинские миноносцы. За строительством кораблей наблюдал сам Сталин.

Модель эсминца “Новик” Тип Быстрый проекта №7

Эсминцы проекта 7 поражали своей скоростью, но при этом части кораблябыли лишены брони. Водоизмещение боевых машин составляло 1800 тонн. На палубе были установлены орудия калибром 45 (21 К) и 76 мм (полуавтоматы типа 34 К), торпедные аппараты (типа 39-Ю, калибр 533 мм), глубинные бомбы (типа Б-1 и М-1) и морские мины (330 мм, Пакет НК). Корабли проекта 7 отличались от своих сородичей. Они превосходили все имеющиеся эсминцы по мощности (23 320 л.с.)Равных им не было по всему миру.

Гремящий активно отражал атаку немецких бомбардировщиков не имея при этом зенитных установок. Во время активного боя использовались обыкновенные пушки 100 мм калибра (АУ А-190). Слаженные действия экипажа корабля позволили эсминцу потопить не одно судно врага.

Тактическое применение В начале Второй мировой войны все лидеры рассматривались как промежуточный класс. Они имели быстроходное артиллерийское вооружение 100 мм калибра (АУ А-190). Все корабли выполняли особые боевые задачи:

  • подавление нападения со стороны врага;
  • защиту своих кораблей;
  • тактическую разведку.

Влияние на ход сражений

Эскадренные миноносцы сделали важный вклад в течение Второй Мировой войны. Они защищали морское пространство от вражеских суден и вели активную разведывательную деятельность. Большинство кораблей выступало в роли живого щита. Они отвлекали врагов от настоящих целей, что помогло ВМС России нанести сокрушительные удары по боевым машинам противника.

эсминцы проекта Сарыч

История создания миноносца Лидер

В российской армии противоборствуют 2 лагеря, которые исповедуют разные концепции развития флота. Первая группа считает, что только тактика и стратегия может помочь осуществлять задуманное, а для этого необходимо использовать универсальные корабли, у которых малое или среднее водоизмещение

Такие корабли имеют невысокую стоимость строительства и могут выполнять широкий спектр задач, что позволяет сориентировать внимание производства именно на эту группу кораблей

Вторая группа исповедует к крупным боевым машинам, которые будут вселять в страх своей огневой мощью. Эта гигантомания сохранилась ещё со времён Советского Союза, и её риторика проста – больше, значит лучше. Атомный эскадренный миноносец Лидер хорошо подходит под данный концепт.

Лидер эсминцев «Ленинград» был первым сдан флоту в 1936. Однако, это произошло только формально, а фактически, он был спущен на воду в 1398, как и остальные судна проекта 1: «Москва» и «Харьков». После, эсминец Москва и остальные, подверглись тестам и выявились некоторые проблемы: мореходность и остойчивость не удовлетворяла запросы, запас плавучести слишком маленький, а корпус таким непрочным, что не самое сильное волнения моря могло его переломить.

Проект 38 пришел в исполнение в 1934-1935 годах. Эсминец «Ленинград» и остальные судна проекта 1 стали основой проекта. Инженеры постарались учесть предыдущие ошибки и устранить их. Эсминец «Минск» оказался первым построенным судном в 1938 году. Следом за ним бы спущен на воду лидер эсминцев «Баку» в 1939 и лидер «Тбилиси» в 1940 году. В итоге, действительно, некоторые улучшения всё-таки были произведены, но база проекта 1 давала о себе знать. Получилось так, что лидер эскадренных миноносцев проекта 38, получив отличное вооружение, но при этом остался без должной прочности и маневренности.

Проектирование

В задачу конструкторов входила создание крупного боевого корабля, оснащённого по передовым концепциям. Впервые о нём услышали в 2009 г. и в этот же момент было объявлено о начале работ. Тогда же были представлены первые предполагаемые характеристики:

  1. Наличие элементов технологии «стелс»;
  2. Высокий уровень автоматизации;
  3. Неограниченная мореходность;
  4. Скорость больше 30 узлов;
  5. Наличие ангара на 2 вертолёта;
  6. Водоизмещение в 9 тыс. тонн.

Выбор оптимальной конфигурации

Если вначале говорилось о водоизмещении в 9 тыс. тонн, то позже речь шла и о 9-10 тонн для газотурбинного, и 12-14 тыс. тонн для атомной спецификации. В итоге произошла утечка, в которой было сказано, что решили одобрить проект 23560, а именно атомный эскадренный миноносец (шифр «Лидер»). Однако технический проект был к тому моменту не готов и вплоть до конца августа 2020 инженеры занимались его разработкой. И только 23 августа стало известно, что проект одобрен в Министерстве обороны.

Постройка и испытания

На данный момент планы по строительству серии кораблей весьма грандиозны. Всего планируется построить 8 кораблей на которые возложат задачу защиты перспективных атомных авианосцев и вертолетоносцев.

Учитывая то, что эскизный проект уже утверждён, то остаётся только ждать постройки и испытания новой линейки кораблей. Если всё завершится успешно, то новый эсминец ВМФ россии станет именно тем судном, которое улучшит наше военное положение на мировой арене и превзойдёт новейший морской флот ведущих морских держав.

Командующие

Командиры (кораблей), флагманы (командующие соединением).

Командиры в разные периоды.
Дата назначения Должность Звание, символика ФИО Награды Фотография
Июль 1940 года.19 марта 1949 года. КомандующийСоединение Force HАвианосецArk RoyalЛинкорыValiant, ResolutionКрейсераHood, Arethusa, EnterpriseПодводные лодкиProteus, PandoraЭсминцыFaulknor, Foxhound, Fearless,Forester, Foresight, Escort, Keppel,Active, Wrestler, Vidette, Vortigern. англ. Vice-Admiralрус. Вице-Адмирал англ. James Fownes Somervilleрус. Джеймс Фаунс Сомервилл
— года.- 1942 года. КомандующийЛинкорыDunkerque, Strasbourg, Provence, BretagneЭсминцыMogador, Volta, TigreLynx, Kersaint, Le TerribleГидроавианосецCommandant Teste. фр. Vice-amiral d’escadre рус. Адмирал англ. Marcel-Bruno Gensoulрус. Жансуль, Марсель-Брюно
— года.12 декабря 1940 года. КомандирMogador фр. Capitaine de frégateрус. Капитан 2-го ранга англ. xxxxxрус. Мертен
12 декабря 1940 года.8 апреля 1942 года. КомандирMogador фр. Capitaine de frégateрус. Капитан 2-го ранга англ. xxxxxрус. Лёвашер
8 апреля 1942 года.xxxx КомандирMogador фр. Capitaine de frégateрус. Капитан 2-го ранга англ. xxxxxрус. Дюбюк

Вооружение

Главный калибр

Составлявшие артиллерию главного калибра три 130-мм двухорудийные башенные установки Б-2ЛМ, располагались в диаметральной плоскости, две из них в носу на полубаке и одна в корме. Носовые установки имели продольно-возвышенное расположение, установка № 2 имела более высокий барбет, обеспечивающий возможность стрельбы над первой. Для управления стрельбой использовалась система «Мина». В ее состав входил командно-дальномерный пост КДП-4, установленный на носовой надстройке с визиром центральной наводки ВМЦ-2 и двумя ночными визирами 1-Н. Дистанция до цели измерялась двумя дальномерами ДМ-3. Расчет углов наведения производился с помощью центрального автомата стрельбы ЦАС-2.

Характеристики орудий главного калибра:

Двухствольная 130-мм орудийная установка Б-2ЛМ

Характеристика Значение
Калибр 130 мм
Полная длина ствола 50 клб.
Угол вертикального наведения -5°; +45°
Скорость вертикального наведения 9,85 град/сек
Скорость горизонтального наведения 9,7 град/сек
Масса башни 48230 кг.
Скорострельность 12 выстр/мин
Начальная скорость снаряда 870 м/с
Дальность стрельбы 25,4 км
Масса снарядов 33,5 кг

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Зенитная артиллерия лидеров состояла из одной 76,2-мм спаренной башенной установки 39-К, размещенной на кормовой надстройке. Управление стрельбой осуществлялось с помощью МПУАЗО «Союз», в котором основным прибором определения координат цели был стабилизированный визирный пост СВП-29 со стереоскопическим дальномером ДМ-3 и визиром наводки ВН-2. С помощью приборов обеспечивалась центральная и прицельная наводка, а также вырабатывался угол прицеливания.

Характеристики зенитной установки:

Спаренная 76,2-мм зенитная установка 39-К

Характеристика Значение
Калибр 76,2 мм
Полная длина ствола 55 клб.
Угол вертикального наведения -5°; +87°
Скорость вертикального наведения 11 град/сек
Скорость горизонтального наведения 18 град/сек
Масса башни 12300 кг.
Скорострельность на ствол 20 выстр/мин
Начальная скорость снаряда 800 м/с
Дальность стрельбы 13 км
Досягаемость по высоте 9,8 км
Масса снарядов 11,5 кг

Для решения задач ПВО в дополнение к зенитной установке лидеры вооружались четырьмя 12,7-мм спаренными турельными пулеметными установками ДШКМ-2Б. Установки были располагались побортно две передних — на полубаке в задней его части, задние — на растре задней дымовой трубы. Пулеметные турели давали возможность вести круговой обстрел с вертикальным наведением от — 10° до + 85°. Их скорострельность составляла 80-125 выстр/мин на ствол при дальности стрельбы 1800 м. и досягаемости по высоте 1500 м.

Минно-торпедное вооружение

На лидерах в качестве торпедного вооружения планировалась установка двух пятитрубных 533-мм торпедных аппаратов 2-Н. Поворотные установки аппаратов располагались на верхней палубе в диаметральной плоскости. Для управления торпедной стрельбой использовалась система «Мина II очереди», позволяющую производить определение курса и скорости движения цели, выработку рекомендаций на маневрирование своего корабля для занятия позиции залпа, выработку аппаратного угла для наводки торпедных аппаратов и подачу команды «залп» с главного командного пункта корабля. Боезапас лидеров составлял 16 торпед.

Для постановки минных заграждений корабли могли принять на борт 68 морских мин КБ или до 84 мин заграждения образца 1926 года или до 124 мин образца 1908-1939 года.

Противолодочное вооружение

Два бомбосбрасывателя установленные на кораблях предназначались для борьбы с подводными лодками. В бомбосбрасывателях могли размещаться 10 больших глубинных бомб Б-1 и до 40 малых М-1

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Для обнаружения, опознавания и связи с подводными лодками на лидерах предполагалось использовать систему звуко-подводной связи «Полярис».

Описание конструкции

ТТХ бронированного лидера проекта 24
Водоизмещение, т 3400 – 3650
Длина/Ширина/Осадка, м 140 / 13 / 4,1
Энергетическая установка Паротурбинная двухвальная, 140 000 л.с.
Скорость хода, уз 47
Запас топлива, т 950
Дальность плавания, миль 6 000 (экономическим 16 узлов)
Вооружение
Главный калибр 4 х 2 — 130-мм
Зенитное вооружение 2 х 4 — 37-мм
Торпедные аппараты 2 х 5 — 533-мм
Мины заграждения 50 шт. (в перегруз)

Бронирование

Согласно проекту бронирование должно было защищать от 152-мм снарядов на дистанции боя 70—80 кб и составляло:

  • борт и траверзы — 50 мм
  • палуба — 25 мм
  • боевые рубки и башни орудий главного калибра — 35—60 мм

Энергетическая установка и ходовые качества

Котельную установку в проекте ЦКБС-1 составляли шесть прямоточных котлов с параметрами пара 75 атм и 450°С (по типу котлов МПН 70/75 конструкции проф. Л.К.Рамзина, предназначавшихся для экспериментального эсминца проекта 45). Удельный вес главной двигательной установки принимался равным 8,8 кг/л.с., удельный расход топлива — 0,3 кг/л.с. ч, а пропульсивный коэффициент гребных винтов — 0,56.

Полный запас топлива — 950 т, дальность плавания экономическим 16-узловым ходом — 6000 миль.

Проектная скорость при водоизмещении 3650 т и двухвальной ГЭУ мощностью 140 000 л.с. — 47 узлов.

Корабли проекта 956 «Сарыч»

Название корабля Дата спуска на воду Дата списания Примечания
«Современный» 18.11.1978 30.09.1998
«Отчаянный» 29.03.1980 30.09.1998
«Отличный» 21.03.1981 30.09.1998
«Осмотрительный» 24.04.1982 30.09.1998
«Безупречный» 25.06.1983 20.07.2001
«Боевой» 4.08.1984 в 2010
«Стойкий» 27.07.1985 30.09.1998
«Окрылённый» 31.05.1986 30.09.1998
«Бурный» 30.12.1986 В ремонте
«Гремящий» 30.05.1987 18.12.2006
«Быстрый» 28.11.1987 В составе КТОФ Корабль «Быстрый» самый старый из кораблей проекта, находящийся в строю
«Расторопный» 4.06.1988 Списан На утилизации
«Безбоязненный» 18.02.1989 В резерве
«Гремящий» 30.09.1989 Списан
«Беспокойный» 9.06.1990 В резерве ДКБФ
«Настойчивый» 19.01.1991 В составе ДКБФ Флагман Балтийского флота
«Адмирал Ушаков» 28.12.1991 В составе КСФ
«Внушительный» 17.10.1987 Разделан на металл
«Ханчжоу»«Важный» 27.05.1994 Входит в состав ВМС Китая
«Фучжоу»«Вдумчивый» 16.04.1999 Входит в состав ВМС Китая
«Буйный» Постройка прекращена
«Тайчжоу»

«Внушительный»

27.04.2004 Входит в состав ВМС Китая
«Нинбо»

«Вечный»

23.06.2004 Входит в состав ВМС Китая

История создания

HMАS Vampire — представитель лидеров эсминцев типа V в Королевском Австралийском флоте.

Предшественники

Первыми серийными лидерами британского флота стали корабли типа Marksman . Будучи заметно крупнее современных им эсминцев, они несли четыре 102-мм орудия вместо трёх, а также имели заметно лучшую мореходность. Однако скорость лидеров не только не превосходила, но даже уступала скорости эсминцев. Семь единиц этого типа вошли в состав флота в 1916—1917 годах. Несмотря на явно неудачный опыт британцы почти сразу ввели в 1916—1917 годах состав ещё шесть очень похожих лидеров типа Parker . Будучи несколько больше предшественников, они имели улучшенную мореходность и линейно-возвышенное расположение носовых орудий.

Гораздо более удачными оказались четыре лидера типа Faulknor. Заказанные чилийским флотом, они строились на британских верфях и предназначались для выполнения задач, скорее присущих лёгким крейсерам. С началом войны британский флот принудительно выкупил эти корабли и ввёл в свой состав. Хотя скорость «фолкноров» не была выдающейся, они несли шесть 102-мм орудий, причём носовую пару заменили в конце войны на 120-мм орудия.

Неудовлетворённое характеристиками своих лидеров Адмиралтейство заказало пять единиц нового типа, с условием снижения стоимости. Получившийся проект действительно оказался заметно дешевле, мореходнее и нёс четыре 102-мм орудия. В результате, новый проект был переклассифицирован в эсминцы типов V и W и заказан в количестве 106 единиц. Лидеры этих эсминцев должны были стать крупнее и явно мощнее, тем более, что поступили сведения о строительстве в Германии эсминцев нового типа с мощной артиллерией.

Проект был признан очень удачным, и вскоре последовали дополнительные заказы на 102 эсминца (правда, 38 единиц остались недостроенными). Любопытно, что в течение двух последующих десятилетий — вплоть до начала Второй мировой войны — все британские эскадренные миноносцы стали развитием типа V и W: от серии к серии незначительно росли их водоизмещение и мощность механизмов, но по архитектуре и составу вооружения они почти в точности повторяли своих прародителей.

Предпосылки к созданию

Необходимость создания лидеры эскадренных миноносцев типа V, в первую очередь, была вызвана появлением эсминцев типа R, которые были способны развивать скорость до 36 узлов. Существовавшие лидеры флотилий не могли развивать такую скорость.

Проектирование

Лидеры эскадренных миноносцев типа V были заказаны в апреле 1916 года , а работы над проектом к этому времени велись. С самого начала они классифицировались как лидеры и пред­назначались для совместной службы с новыми эсминцами типа R. При работе над проектом перед Главным конструктором британского флота стояла задача создать корабль, который будучи меньше и дешевле существующих лидеров не уступал бы последним в вооружении, обладал лучшей мореходностью и имел главную энергетическую установку (ГЭУ), включающую в свой состав турбозубчатый агрегат (ТЗА).

От лидеров предшествующих типов лидеры типа V отличались меньшими размерами и стоимостью, но при этом не уступали им в вооружении. Причем артиллерия главного калибра — четыре 102-мм пушки — впервые была установлена попарно линейно-возвышенно: такая схема стала классической на несколько десятилетий. Кроме того, новые корабли оснастили современной силовой установкой, в которой паровые турбины вращали гребные валы через зубчатый редуктор.

История появления

HMS Swift

Бурное развитие миноносцев в начале XX века, усиление состава их вооружения сделало актуальным создание «противоминных» кораблей, которые могли бы успешно бороться с миноносцами противника. Кроме того, появилась потребность в кораблях, выводящих эсминцы в торпедную атаку, чтобы преодолевать сопротивление сил охранения противника.

Ведущие мировые державы, ещё перед началом Первой мировой войны, начали строительство «больших» эсминцев («суперэсминцев»). Эти корабли имели усиленное артиллерийское вооружение и превосходили эсминцы в скорости хода. Одним из таких суперэсминцев стал британский опытный миноносец HMS Swift. Его водоизмещение составляло 1800 тонн, вооружение состояло из четырёх 102-мм орудий и двух торпедных аппаратов. Корабль значительно превосходил минные крейсера русского флота по составу вооружения и водоизмещению.

Несмотря на все преимущества, для своих размеров HMS Swift имел слабое вооружение. Имея сравнительно высокую скорость хода в 35 узлов, он имел ограниченный радиус действия. В 1911 году У. Черчиллем англ. Winston Churchill был создан Крейсерский комитет (англ. Cruiser Committee). В его задачи входило и создание нового типа малого крейсера для разведки и лидерства эсминцев. Развитие проекта Swift не принесло ожидаемых результатов, поэтому был разработан новый проект корабля Super Active, впоследствии ставший типом Arethusa.

Общие сведения

История разработки бронированного лидера проекта 47 делится на два периода.

Первые работы по проекту были начаты с началом Второй мировой войны, когда опыт проведения боевых операций на море позволил более четко определить роль кораблей такого класса в составе военно-морских сил. В 1939 году специальной комиссией, созданной наркоматами ВМФ и Судостроительной промышленности для определения новых требований к данному классу кораблей, было сформулировано техническое задание на проектирование бронированного лидера. Фактически оно являлось дальнейшим развитием идей и решений, заложенных в ранее прорабатываемый проект 24.

К началу 1941 года, после проведения работ про предэскизному проектированию, стало ясно, что уровень кораблестроения и машиностроения тех лет не позволит в полной мере реализовать предъявляемые к кораблю требования.

К идее создания бронированного эсминца вернулись уже после окончания Великой Отечественной войны. Имея некоторый опыт включения корабельной брони в обеспечение общей прочности и опираясь на технологии сварки танковой брони, отработанные в годы войны, кораблестроители сделали попытку проектирования бронированного лидера, бортовая обшивка и палубы которого были выполнены из броневой стали. Такое решение позволяло почти полностью исключить вес брони из нагрузки масс корабля и заставить её работать не только для защиты от снарядов, но и для обеспечения общей прочности корпуса.

Проект был разработан в двух вариантах, отличавшихся составом вооружения. Первым вариантом, наиболее сбалансированном по наступательным и оборонительным качествам, предусматривалось оборудовать корабль тремя башнями орудий главного калибра. Второй вариант оснащался только двумя башнями. Для обоих вариантов был разработан единый теоретический чертеж корпуса.

Поводом для прекращения работ по проекту 47 стали недостаточно отработанные как в теории так и в практическом применении технологии сварки корабельной броневой стали.

Общая оценка лидеров

Просматривая историю развития класса лидеров эсминцев, можно сказать, что название «лидер» является неточным. Большая часть кораблей этого класса вообще не предназначалась для лидирования, поэтому им больше подходит понятие «суперэсминец», принятое в западной литературе. Ни в Первую, ни во Вторую мировые войны, лидеры не выводили эсминцы в атаку, более того, не имея существенного преимущества над эсминцами, это и невозможно было сделать. Чаще всего в роли лидеров выступали лёгкие крейсера.

Можно сказать, что лидеры быстро теряли своё промежуточное значение из-за быстрого роста водоизмещения и вооружения простых эсминцев. Проходило не очень много времени и лидер, или суперэсминец переквалифицировали в обычный эсминец. Попытки же создать корабль с усиленным вооружением и бронированием ,приводили к тому, что в результате получался корабль, воспринимаемый всеми, как лёгкий крейсер, либо по окончанию строительства корабль получал класс крейсера.

В конце-концов современная война на море практически исключает боевые столкновения между кораблями, развитие ракетного вооружения и авиации сделало ненужными торпедные атаки и класс эскадренных миноносцев превратился в эскортные корабли ПВО и ПЛО, которым уже не нужен лидер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector