Фрегат 11356: фото и история проекта
Содержание:
Проект[править | править код]
Фрегат проекта 11356Р (литера «Р» — означает «Российский») разработан Северным проектно-конструкторским бюро на базе экспортного проекта фрегата для ВМС Индии проекта 11356 типа «Тальвар» для ускоренного пополнения корабельного состава Черноморского флота ВМФ России, в связи с затягиванием сроков постройки серии фрегатов проекта 22350 типа «Адмирал Горшков».
Сам проект 11356Р представляет собой модернизированный проект экспортного фрегата 11356 типа «Тальвар» созданного для ВМС Индии, который в свою очередь является дальнейшим развитием проекта сторожевых кораблей 1135 и 1135М «Буревестник», а также пограничных сторожевых кораблей 11351 «Нерей».
Военно-Морской Флот СССР и Морские части Пограничных войск КГБ СССР в общей сложности получили 39 кораблей различных модификаций проекта 1135. Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков.
Фрегаты проекта 11356Р унаследовали лучшие свойства от своих предшественников. При этом качественно новыми стали вооружение и электронное оснащение. Так же как и на проекте 11351 «Нерей», у них появилась взлётно-посадочная площадка для вертолёта Ка-27 и ангар для него. Изменилась архитектура корпуса и надстройки, которая отвечает требованиям обеспечения малой заметности. Если сторожевики проектов 1135 и 1135М имеют главным образом противолодочную специализацию, то фрегаты проекта 11356Р — многоцелевые корабли. Основу ударного ракетного вооружения фрегатов составляют универсальные пусковые установки 3С14. Пусковые установки способны использовать ракеты «Калибр» (большинство модификаций).
Оценка проекта
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 27 мая 2021 года |
Решение о строительстве многоцелевых кораблей фрегатов проекта 11356Р вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, ряд специалистов указывает на то, что одновременно российский флот заказывает корабли сразу двух типов — фрегаты проекта 22350 и фрегаты проекта 11356Р, что противоречит ранее провозглашённой политике стандартизации. Действительно, «разнотипье» оборачивается увеличением расходов на содержание и ремонт кораблей. Это подтверждено отечественной и мировой практикой.
С другой стороны, фрегаты проекта 22350 — корабли нового проекта, и, несомненно, потребуется время для окончательной доводки всех их систем. Как показывает отечественная практика, процесс этот по разным причинам, начиная от недостаточного финансирования и кончая недобросовестностью некоторых контрагентов, может затянуться на годы. Фрегаты же проекта 11356Р освоены промышленностью: шесть кораблей этого проекта для ВМС Индии построены Балтийским заводом и Судостроительным и успешно эксплуатируются. Конечно, российские фрегаты будут отличаться от индийских. Как отметил главный конструктор проекта Вилор Перевалов: «корпус — такой же, а вот начинка вся — отечественного производства».
Второй веский аргумент в пользу фрегатов проекта 11356Р — эти корабли предназначены именно для Черноморского флота. В их задачи будут входить демонстрация Андреевского флага в Средиземном море и участие в антипиратских операциях. Разумеется, они способны выполнять оборонительные и ударные миссии в Чёрном море и прилегающих к нему акваториях. В то время как фрегаты проекта 22350 больше подходят для службы на Северном и Тихоокеанском флотах.
Следует обратить внимание и на то, что фрегаты проекта 11356Р — по сути, не что иное, как глубокая модернизация сторожевых кораблей проектов 1135 и 1135М «Буревестник», которые с 1968 года большой серией строились на «Янтаре» (18 единиц), а также пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 «Нерей». Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков
Военно-Морской Флот Российской Федерации и Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России (морские части КГБ СССР) в общей сложности получили 39 кораблей этого семейства. По состоянию на 2021 год в строю Черноморского Флота России сторожевые корабли «Ладный» проекта 1135 и «Пытливый» проекта 1135М, в рядах береговой охраны Пограничной службы ФСБ России дальневосточные рубежи охраняют два «Нерея» — «Дзержинский» и «Орёл». Кроме того, однотипный с ними корабль «Гетман Сагайдачный» — флагман ВМС Украины.
Фрегаты проекта 11356Р фактически созданы на основе «бюджетного» фрегата для Индийского ВМФ проекта 11356 типа «Тальвар». Данный проект построен в основном на технологиях и системах вооружения 1990-х годов, что по замыслу заказчиков в ВМФ РФ должно было ускорить строительство и введение в строй. Более того, даже по сравнению с индийскими проектами 11356 типа «Тальвар» часть систем была снята, например 11356Р лишился буксируемой ГАС. Другая часть была заменена упрощёнными аналогами, в частности установлена устаревшая подкилевая ГАС (максимальная дальность обнаружения МГК-335 12 км, против 15 км у не самой современной APSOH в индийской версии, ГАС «Заря» на проектах 20380/22350 от 18 до 45 км), не самые современные ЗРАК «Каштан» заменены на более старые АК-630М. На фрегатах проекта 11356Р имеется ракетный комплекс Калибр-НК. Средства ПЛО (торпедные аппараты) и противоторпедной обороны РБУ-6000 (РГБ-60, 90Р, 90Р1) имеют избыточную массу и пониженные ТТХ, например по сравнению с комплексом «Пакет-НК». ЗРК 3С90М + 9М317М менее совершенна по ТТХ и массе в сравнении с ЗРК «Редут» на фрегатах проекта 22350. БИУС «Требование-М», установленная на фрегатах 11356Р, уступает по возможностям автоматизации БИУС «Сигма» фрегатов 22350 и корветов проекта 20380.
История создания
Предшественники
СКР «Задорный» проекта 1135 в Средиземном море, 1 июня 1988 года
Прототипами для проекта 11356 послужили сторожевые корабли проекта 1135 и
1135М «Буревестник», строившиеся большой серией для ВМФ СССР. При достаточно скромной стоимости и размерах «Буревестники» обладали отличной мореходностью и несли достаточно мощное и совершенное для своего времени вооружение, благодаря чему считаются одними из наиболее удачных кораблей .
Предпосылки к созданию
В 1980-е годы стало ясно, что время «разделения труда» на флоте прошло, а прогресс в уменьшении массы и габаритов вооружения позволил совместить в одном небольшом корпусе множество функций, ранее вынужденно разделяемых на несколько узкоспециализированных боевых единиц. Базирование на кораблях вертолёта из «роскоши» превратилось в насущную необходимость. К этому времени в СССР на смену «Буревестникам» был создан сторожевой корабль нового поколения — проекта 11540 «Ястреб». «Ястребы», как и 20 лет назад «Буревестники», закладывались в Калининграде на ПСЗ «Янтарь». До 1991 года удалось достроить только головной корабль —«Неустрашимый». Дальше начался всеобщий кризис. Калининградская область превратилась в отрезанный от России анклав, и ввоз сырья, комплектующих и материалов стал баснословно дорог. Тем более, что многие контрагенты перешли в категорию «иностранцев». Демократическая Россия оказалась не в состоянии развивать судостроение, а у «Неустрашимого», как у любого головного корабля, выявились многочисленные проблемы, на решение которых катастрофически не хватало денег. Пытались найти выход, продав один из недостроенных «ястребов» за границу. На ПСЗ в достаточно высокой степени готовности стояло два таких корабля: «Неприступный» и «Туман», и было разработано ряд проектов их достройки в экспортном исполнении по желанию заказчика. Однако потенциальные заказчики из Индии, Ирана и Китая не захотели брать на себя «головную боль» с доведением до ума новейшего проекта.
В 1998 году Балтийск посетила делегация индийских ВМС, вместе с представителями «Росвооружения» побывав на борту «Неукротимого» (проект 1135М). Командиру СКР капитану 2 ранга В. В. Хамутовскому было предписано ответить на все интересующие делегацию вопросы. Индийские специалисты тщательно изучили корабль, проявив при этом редкостную осведомлённость. И, в конце концов, отдали предпочтение «Буревестнику», отлично зарекомендовавшему себя в эксплуатации и отработанному в технологическом отношении.
Проектирование
Головной СКР «Дозорный»/«Тальвар» в море, 2005 год
Ближе всего к желаемому индийцами оказался пограничный проект 11351 «Нерей», а точнее — разработанный на его базе Северным ПКБ универсальный СКР проекта 11356, предназначенный для ведения боевых действий против НК и ПЛ как самостоятельно, так и в составе соединения. Первоначально на новом корабле планировалось установить ПКРК «Уран», ЗРК «Кинжал», малокалиберные зенитно-артиллерийские комплексы АК-630М1-2 с РЛС «Вымпел». Однако экономическая ситуация в России не оставляла надежд на строительство СКР для отечественного ВМФ. И санкт-петербургским корабелам было дано разрешение на продажу своих разработок за рубеж.
В экспортном варианте проект 11356 получил несколько иной состав вооружения. Внешне новые корабли (по зарубежной классификации — фрегаты) сильно отличаются от своего прототипа. Надстройка стала сплошной, её форма существенно уменьшает радиолокационную заметность. В корпусе, получившем изящный скуловой излом, полностью отсутствуют иллюминаторы. Нет и традиционной для «буревестников» и «нереев» буксируемой . Гребные винты — малошумные, пятилопастные. В кормовой части корабля предусмотрены ангар и площадка для вертолёта постоянного базирования.
Наследники «Буревестника» и «Нерея»
Проект 11356 предполагает строительство шести фрегатов дальней морской зоны для Черноморского флота. Ранее «Янтарь» передал Минобороны два сторожевых корабля — «Адмирал Григорович» (11 марта 2016 года) и «Адмирал Эссен» (7 июня 2016 года). Оба фрегата неоднократно несли боевое дежурство у берегов Сирии и наносили удары по террористам.
- Головной сторожевой корабль Черноморского флота ВМФ РФ «Адмирал Григорович» проекта 11356
В 2013 году на «Янтаре» были заложены ещё три корабля проекта 11356 — «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов». В 2015 году калининградский завод был вынужден прекратить строительство фрегатов из-за отказа Украины продавать газотурбинные установки.
Также по теме
«Чёрные дьяволы»: как морская пехота России будет наращивать свой боевой потенциал
27 ноября в России отмечается День морской пехоты. Этот род вооружённых сил был создан немногим более 300 лет назад. В то время…
Ситуацию спасли специалисты подмосковного ПАО «ОДК-Сатурн», которые разработали аналогичные по характеристикам установки М70ФРУ и М90ФР. Работы на «Адмирале Бутакове», «Адмирале Истомине» и «Адмирале Корнилове» должны возобновиться в 2018 году. В состав ЧФ корабли войдут в 2020—2021 годах.
Суда проекта 11356 являются усовершенствованными аналогами сторожевых кораблей проекта 1135 «Буревестник» и проекта 11351 «Нерей». В СМИ проект 11356 нередко называют «Буревестником» из-за внешнего сходства с советскими фрегатами.
Корабль проекта 11356 имеет водоизмещение около 4 тыс. тонн, дальность плавания — 4,8 тыс. миль, автономность — 30 суток, скорость хода — 30 узлов (55 км/ч). Длина фрегата — 124,4 м, ширина — 15,2 м, осадка — 4,2 м. Экипаж корабля составляет 180 человек.
На вооружении «адмиралов» стоят ракетные комплексы «Калибр-НК», 100-миллиметровая артиллерийская установка А-190 «Универсал», два спаренных торпедных аппарата ДТА-53-11356-2, одна бомбомётная установка РБУ-6000. Средства ПВО представлены ЗРК «Штиль» и 30-миллиметровой артиллерийской установкой АК-630.
- Пуск крылатой ракеты «Калибр» с фрегата «Адмирал Эссен» проекта 11356
Оборудование и вооружение позволяют кораблям проекта 11356 поражать цели на расстоянии до 300 км, а также вести круговую оборону от авиационной техники, кораблей, подводных лодок и ракет противника.
На палубе «адмиралов» могут разместиться многоцелевой вертолёт Ка-27 или вертолёт радиолокационного дозора Ка-31. По информации СМИ, корабли проекта 11356 оснастят многофункциональными беспилотными комплексами «Орлан-10», которые будут использоваться для проведения разведки и целеуказания.
Отличия от прототипа
Советские пограничники использовали корабли проекта 11351 для сторожевых целей и для борьбы с браконьерством в прибрежных водах СССР. Поэтому на нем почти не было противокорабельного оружия. Индийскому заказчику нужен был универсальный корабль, который может противостоять любому неприятелю. Так родился фрегат пр. 11356. Почти все оружие корабля было заменено. ЗРК «Оса-М» заменили на «Штиль-1». Появились ПУ для противокорабельных ракет Club. Обновлена была артиллерия среднего калибра – появилась артустановка А-190Э калибра 100 мм.
Из гидроакустики индийцы предпочли систему Humsa APSON. Все оборудование фрегатов управляется системой «Требование-МЭ».
Существенные отличия имеет и внешний вид. Фрегат пр. 11356 имеет меньшую заметность для радиолокаторов. Палубные постройки, исходя из опыта прошедших войн, сделаны стальными, а не алюминиевыми. Алюминий проявил малую стойкость при пожарах.
Вооружение
Вооружение включает в себя восемь ячеек в одной УВП 3С14, универсальную автоматическую 100 мм артиллерийскую установку А-190, УВП 3С90М (содержащая 24 9М317М), две шестиствольные скорострельные 30 мм установки АК-630М. Противолодочную и противоторпедную защиту обеспечивают два двухтрубных 533 мм торпедных аппарата и РБУ 6000.
УКСК 3С14
Вертикальная пусковая установка 3С14, установленная на кораблях проектов 11356Р и 21631, имеет усечённые возможности и позволяет размещение только ракет семейства «Калибр» 3М14, то есть не позволяет размещение ПКР Оникс, в отличие от аналогичных УКСК на кораблях проектов , и 1144.2М (данные на 2021 год из открытых источников МО России эту информацию опровергают).
По сообщениям командующих ВМФ в СМИ, ракеты Калибр могут поражать надводные цели на дальности до 500 км и наземные цели на дальности 1500—2000 км (в неядерном варианте). В боевой обстановке комплекс Калибр применялся кораблями Каспийской флотилии для нанесения ударов по объектам террористических группировок в Сирии на дальностях до 1500 км.
Артиллерийский комплекс
Артиллерийская установка А-190 на корвете «Стерегущий»
Для стрельбы по воздушным и морским целям на сторожевом корабле установлен новейший одноорудийный артиллерийский комплекс 100-мм калибра, обеспечивающий при минимальном времени реакции высокую эффективность стрельбы по воздушным, морским и береговым целям. Состоит из одноорудийной артиллерийской установки А-190 и системы управления стрельбой 5П-10.
Артустановка разработана нижегородским ЦНИИ «Буревестник» и производится на его мощностях в кооперации с ОАО «Мотовилихинские заводы». На сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка данного калибра. При 2-сторонней подаче боеприпасов А-190 производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы на расстоянии около 20 км.
С целью постановки на корабли третьего ранга (водоизмещением до 2000 тонн) пушка выполнена в облегчённом варианте. А-190 весит в 2,5 раза меньше по сравнению с выпускаемой ранее артустановкой А-214, масса которой без боекомплекта составляла 35,7 тонны.
Система управления стрельбой 5П-10 «Пума» (разработка — КБ «Аметист», производство ОАО «РАТЕП») обеспечивает поиск, захват и сопровождение целей в автоматическом режиме.
Информационно-управляющая система
Сбор и обработку информации, а также выдачу целеуказания всем комплексам вооружений и обороны сторожевого корабля обеспечивает боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Требование-М». Специально для корабля данного проекта БИУС «Требование-М» разработало и поставило АО «НПФ „Меридиан“» (С.- Петербург).
«Требование-М» самостоятельно формирует задачи для всех общекорабельных комплексов вооружения, исходя из ситуации опасности: определяет количество пусков и выстрелов, отображает информацию о состоянии боевых средств корабля, передаёт информацию системам защиты. Система способна обрабатывать информацию, поступающую одновременно от 250 источников.
Зенитный ракетный комплекс средней дальности
УВП 3С90М и ЗУР 9М317М
Многоканальный зенитный ракетный комплекс средней дальности «Штиль-1» используется для отражения массированных атак воздушного противника — на каждую цель может одновременно наводиться до трёх ракет 9М317М. Ожидается, что комплекс будет способен поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 3 км/с на дальностях от 2,5 до 70 км и высотах от 5 м до 35 км.
Зенитный артиллерийский комплекс
На отечественных кораблях представлен двумя установками АК-630М, расположенными по бортам у ангара. Первые три корабля для ВМС Индии вооружались ЗРАК «Каштан», а последующие три вооружены АК-630М.
Противолодочное оружие
РБУ-6000
2 спаренных 533 мм торпедных аппарата ДТА-53-11356, одна реактивная бомбомётная установка РБУ-6000; предназначено для борьбы с торпедами и подводными лодками противника.
Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение
Радиолокационное (РЛС типа «Фрегат-М2М») обеспечивает обнаружение целей, определение их координат и сопровождения.
Средства управления оружием — 4 РЛС управления зенитным оружием,РЛС 5П-10 управления артиллерийской установкой.
Вооружение РЭБ — 2-4 ПУ ложных целей ПK10, система противоторпедной защиты «Удав» и другие, служит для противодействия средствам поражения противника.
Авиационное вооружение
Противолодочный вертолёт Ка-27ПЛ или Ка-31, служит для выполнения разведывательных и других задач в ходе борьбы с подводными лодками противника. Для этого сторожевой корабль оборудован ангаром и взлётно-посадочной площадкой.
История фрегатов проекта 11356
Описание истории возникновение проекта 11356 как всегда связана с тем, что успешный проект мог оказаться снова не удел. Еще в Советском Союзе шла ожесточенная борьба между специалистами и военными экспертами-сторонниками строительства сторожевиков нового поколения. По мнению военных моряков, новые корабли должны были стать универсальными боевыми единицами, способными решать самые разные боевые задачи. В этом ключе и шла разработка проектной документации. Существующая на тот момент концепция реализации сразу двух проектов, сторожевиков проекта 22350 и кораблей проекта 11356, оказалась ошибочной. Флот мог получить разнотипные корабли, обслуживание которые могло вызвать в дальнейшем определенные сложности и экономические трудности.
Советские сторожевики проектов 1135 и 1135М оказались удачными кораблями. Именно «Буревестники» стали теми рабочими лошадками, на плечи которых легла вся основная работа по обороне морских рубежей нашей Родины. Всего было построено 28 судов этого класса, из которых 2 корабля, СКР «Пытливый» и СКР «Ладный» до сих пор остаются в составе действующего Черноморского флота. Российские конструкторы учли боевой опыт и практическую эксплуатацию кораблей проектов 1135 и 1135М и СКР проекта 11351. В результате кропотливой работы появился совершенно новый корабль.
Следует отметить, что новый проект был успешно реализован во время выполнения индийского контракта. Построенные на Балтийском заводе и на ССЗ «Янтарь» шесть фрегатов для Индии успешно прошли все этапы испытаний и продолжают успешно нести службу в составе индийских ВМС. Однако в отличие от экспортного варианта, российские корабли проекта 11356 должны будут получить совершенно иную начинку. Другими словами конструктив корабля тот же, а вот оснащение и системы вооружения на российских фрегатах будут кардинально отличаться от индийского проекта.
Технические характеристики фрегатов проекта 11356 (ТТХ)
Основные характеристики | «Адмирал Григорович» | «Адмирал Эссен» | «Адмирал Макаров» |
Водоизмещение | 3,6 тыс. кг. | 3,6 тыс. кг. | 3,6 тыс. кг. |
Длина | 124 м. | 124 м. | 124 м. |
Ширина | 15 м. | 15 м. | 15 м. |
Осадка | 4 м. | 4 м. | 4 м. |
Двигатели | Дизель-газотурбинная энергетическая установка | Газотурбинная энергетическая установка | Дизель-газотурбинная энергетическая установка |
Мощность | 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт | 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт | 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт |
Скорость | 30 узлов | 30 узлов | 30 узлов |
Экипаж | 180 чел. | 180 чел. | 180 чел. |
Автономность | 720 часов | 720 часов | 720 часов |
Дальность плавания | 4,8 тыс. морских миль | 4,8 тыс. морских миль | 4,8 тыс. морских миль |
Вооружение | «Адмирал Григорович» | «Адмирал Эссен» | «Адмирал Макаров» |
Радиолокационное вооружение | «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» | «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» | «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» |
Радиоэлектронное вооружение | Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» | Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» | Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» |
Тактическо-ударное вооружение | Ракетная установка «Калибр-НК» | Ракетная установка «Калибр-НК» | Ракетная установка «Калибр-НК» |
Артиллерия | 100-мм А-190 | 100-мм А-190 | 100-мм А-190 |
Зенитная артиллерия | 2×6×30-мм АК-630М | 2×6×30-мм АК-630М | 2×6×30-мм АК-630М |
Ракетное вооружение | 8 ракет «Оникс» или «Калибр» «Штиль-1» 8×1, «Игла-1» |
8 ракет «Оникс» или «Калибр» «Штиль-1» 8×1, «Игла-1» |
8 ракет «Оникс» или «Калибр» «Штиль-1» 8×1, «Игла-1» |
Противолодочное вооружение | 8 «Калибр-НК» 1×12 РБУ-6000 |
8 «Калибр-НК» 1×12 РБУ-6000 |
8 «Калибр-НК» 1×12 РБУ-6000 |
Минно-торпедное вооружение | 533 мм торпедные установки | 533 мм торпедные установки | 533 мм торпедные установки |
Авиационная группа | вертолет Ка-27 или Ка-31 | вертолет Ка-27 или Ка-31 | вертолет Ка-27 или Ка-31 |
Основные характеристики | «Адмирал Истомин» | «Адмирал Бутаков» | «Адмирал Корнилов» |
Водоизмещение | 3,6 тыс. кг. | 3,6 тыс. кг. | 3,6 тыс. кг. |
Длина | 124 м. | 124 м. | 124 м. |
Ширина | 15 м | 15 м | 15 м |
Осадка | 4 м | 4 м | 4 м |
Двигатели | Дизель-газотурбинная энергетическая установка | Газотурбинная энергетическая установка | Дизель-газотурбинная энергетическая установка |
Мощность | 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт | 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт | 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт |
Скорость | 30 узлов | 30 узлов | 30 узлов |
Экипаж | 180 чел. | 180 чел. | 180 чел. |
Автономность | 720 часов | 720 часов | 720 часов |
Дальность плавания | 4,8 тыс. морских миль | 4,8 тыс. морских миль | 4,8 тыс. морских миль |
Вооружение | «Адмирал Истомин» | «Адмирал Бутаков» | «Адмирал Корнилов» |
Радиолокационное вооружение | «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» | «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» | «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» |
Радиоэлектронное вооружение | Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» | Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» | Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» |
Тактическое ударное вооружение | Ракетная установка «Калибр-НК» | Ракетная установка «Калибр-НК» | Ракетная установка «Калибр-НК» |
Артиллерия | 100-мм А-190 | 100-мм А-190 | 100-мм А-190 |
Зенитная артиллерия | 2×6×30-мм АК-630М | 2×6×30-мм АК-630М | 2×6×30-мм АК-630М |
Ракетное вооружение | 8 ракет «Оникс» или «Калибр» «Штиль-1» 8×1«Игла-1» |
8 ракет «Оникс» или «Калибр» «Штиль-1» 8×1«Игла-1» |
8 ракет «Оникс» или «Калибр» «Штиль-1» 8×1«Игла-1» |
Противолодочное вооружение | 8 «Калибр-НК» 1×12 РБУ-6000 |
8 «Калибр-НК» 1×12 РБУ-6000 |
8 «Калибр-НК» 1×12 РБУ-6000 |
Минно-торпедное вооружение | 533 мм торпедные установки | 533 мм торпедные установки | 533 мм торпедные установки |
Авиационная группа | вертолет Ка-27 или Ка-31 | вертолет Ка-27 или Ка-31 | вертолет Ка-27 или Ка-31 |
Назначение фрегатов 11356
Это самые сбалансированные боевые единицы для борьбы с надводным и подводным флотом потенциального противника, они многоцелевого назначения, заменяют собой как большие противолодочные корабли (фрегаты), так и ракетные крейсера (эсминцы). Российские фрегаты нового поколения – это грозные боевые корабли, они первыми встречают врага на дальности от 500 до 2 600 км, обнаруживают и уничтожают атомные субмарины даже в 500 м под водой и на дальности 200 км, имеют эшелонированную многоступенчатую воздушную защиту. Поэтому они и получают собственные грозные имена – имена адмиралов, царских для 11350 и советских для 22350.
Назначение отечественных кораблей не такое как в НАТО, функции их другие – сдерживающие. Слишком уж «раздутым» был и будет флот США, который на 2021 год состоит из 11-ти авианосцев, пробирающихся к берегам других стран авианосными ударными группировками (АУГ) из 10-14 своих спутников, подлодок, эсминцев, фрегатов и под присмотром спутниковой навигации. Когда основу флота составляют авианосцы, тогда эта позиция атакующая. Количество же созданных АУГ позволяет нападать на несколько стран одновременно. Этой агрессивной политике может противостоять только мощный и сбалансированный противокорабельный флот, основу которому составляют отечественные ракетные крейсера и фрегаты.
Функции же натовских фрегатов заключаются лишь в охране авианосцев и берегов военных баз от подлодок. А дорогие эсминцы, «нашпигованы» всем, даже в ущерб противолодочной защите, находятся они всегда на острие атаки. Нечто подобное нашим сторожевым кораблям (теперь фрегатам) появилось и в американском флоте – корабли литоральной зоны, которые по водоизмещению и вооружению относятся к классу корветов и фрегатов, только нетрадиционно более сбалансированы по типу вооружения. Стремится к этому балансу теперь и британский новейший фрегат Type 26 «GCS». И ещё, у НАТО есть ядерные подлодки с ракетами большой и средней дальности. И чтобы держать на безопасном расстоянии все эти силы – нужны в достаточном количестве сторожевые корабли типа 11356, в обязанность также входит закрытие воздушных границ от дальней разведывательной и стратегической авиации наших недругов.
Читайте Проект 885 Ясень