Ракетные катера проекта молния 12411 фото

Основная идея, заложенная в создание проекта

Огромные убытки, который понес Советский Союз во Второй Мировой войне, поставили перед Советским правительством сложную задачу. Требовалось в срочном порядке усилить военно-морской флот новыми боевыми кораблями. Строить большие океанские суда, крейсера и авианосцы экономике было не под силу. Вместе с тем, страна срочно нуждалась в укреплении морских рубежей. Выходом из сложившейся ситуации могли стать ракетные катера, небольшие по водоизмещению боевые суда, обладающие высокой скоростью и способные нести мощное ударное вооружение.

Идея создать высокомобильную скоростную боевую платформу для противокорабельных ракет быстро воплотилась в металл. Советский Союз стал первой страной в мире, где начали строиться ракетные катера — совершенно новый класс военных судов. Боевые возможности кораблей нового класса оказались настолько широкими, что к советским проектам стали присматриваться из-за границы. Советские ракетные катера стали настоящей находкой для стран, которые нуждались в создании небольших и вместе с тем, эффективных ВМС. Ракетные катера, оснащенные ракетным оружием, уравняли шансы флотов на море. С этого момента любой крупный боевой корабль не мог себя чувствовать полностью защищенным. В течение 25 лет Советский Союз успешно строил малые ракетные корабли, обеспечив тем самым надежное прикрытие морских флангов СССР на Севере, на Юге и на Дальнем Востоке.

Катера на верфи

По достоинству оценили боевые возможности ракетных кораблей и за рубежом. Советские катера с ракетным вооружением стали основой для ВМС Египта, Индии, Йемена и Вьетнама. Ракетные катера, строившиеся в СССР, смогли усилить военно-морскую группировку стран Организации Варшавского Договора. Военно-морские силы Болгарии, Румынии, Польши и ГДР имели на оснащении малые ракетные корабли советского проекта. Самым распространенным типом кораблей этого класса стали суда типа «Молния», которым дал путевку в жизнь проект 1241. Используя техническую документацию базового проекта, советские кораблестроители сумели создать ряд модификаций малых судов, которые оказались удачными и надежными боевыми судами.

Эйлат

Прекрасным подтверждением боевых возможностей ракетных катеров советской постройки стала атака египетского ракетного катера проекта 183Р на израильский эсминец «Эйлат». Корабль, который имел вдесятеро меньшее водоизмещение, сумел двумя ракетами П-15 потопить более сильный корабль. При этом решающим фактором успеха стала дистанция боя и молниеносность атаки. С этого момента во всем мире кардинальным образом изменилось отношение к кораблям этого класса. Ракетные катера стали полноправным классом боевых судов. Небольшие страны, имеющие морские границы стали в массовом порядке заказывать для своих ВМС корабли этого класса.

История создания


3 пр.1400М МЧ ПВ СССР Проектирование сторожевых катеров для морских частей погранвойск КГБ СССР началось с середины 1960-х годов. В 1967 году в ЦМКБ «Алмаз» командой главного конструктора В. М. Бурлакова и главного наблюдающего от ВМФ капитана 2 ранга В. И. Литовского был создан проект 1400 под кодовым шифром «Гриф». Катера подобного проекта предназначались для охраны государственной морской границы в прибрежных районах, проливах и на открытых рейдах портов, на речных и озерных участках, а также для обеспечения морских КПП. В 1967-2000 годах построено около 300 катеров этого типа: на ССЗ «Море» Феодосия (217 ед.), на Батумском ССЗ и 8 на Приморском ССЗ. Из них 118 проданы в 20 стран мира.p>

Варианты

1400-Э

С учётом пожеланий иностранных заказчиков, в 1974 году в ЦКБ «Алмаз» был разработан специальный технический проект 1400-Э, предназначенный специально для экспорта в страны с жарким и тропическим климатомЭкспортные катера такого типа отличались наличием дополнительной спаренной пулемётной установки калибром 14,5 или 12,7 мм, установленной на баке; системой кондиционирования воздуха и дополнительным дизель-генератором ДГ-40. Корпус был клёпаным, изготавливался из того же алюминиевого сплава В48-4Т1. Кроме того, главные двигатели и резинотехнические изделия поставлялись в экспортном варианте.p>

1400-М


Катера пр. 1400М в Одессе Позднее проект был значительно откорректирован: модифицированный проект 1400-М предполагал изготовление сварного корпуса из сплава АМГ-61, что позволило применить блочный метод постройки и максимальную унификацию узлов и элементов с двумя предыдущими проектами. В качестве двигателей использовались более современные дизели М-401БТ и дизель-генераторы ДГКН-40 и ДГ-40, управляемые системой «Орион-3М». В штурманское вооружение вошли навигационная система «Градус-2М» и авторулевой «Самшит-В221», в навигационное оборудование вошли РЛС «Лоция» (навигационная и обнаружения надводных целей), бинокулярная морская труба БМТ-110 и система госопознавания «Хром-К».p>

Основным вооружением являлась турельно-башенная пулемётная установка «Утес-М» калибром 12,7 мм. Экспортная модификация принципиально практически ничем не отличалась от своего советского аналога. В зависимости от желания заказчика на катере устанавливались типы 2М-5 или 2М-1 в носу или корме (в корму можно ставить прожектор МСП-45К).p>

Другие проекты

На базе «Грифа» был создан разъездной катер проекта 14670 «Гурзуф» (всего 10 единиц) и правительственный катер проекта 1400-Акоторый не имел вооружения, но за счёт более объёмной надстройки имел помещения повышенной комфортности/p>

Примечания[ | ]

  1. 12Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 51. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
  2. 12Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 16.
  3. Асанин, Владимир. Бегущая по волнам // Техника и вооружение : журнал. — М.: РОО «Техинформ», 2004. — № 5. — С. 11.
  4. 12345Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 17.
  5. 1234567Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 190.
  6. Патрульные и ракетные катера
  7. ИСТОРИЯ. Глава 5
  8. 12Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 192.
  9. https://www.almaz.spb.ru/index.php?module=product&sub=patrol Патрульные и ракетные катера
  10. 12345678910Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52.
  11. ОАО ЦМКБ «Алмаз». История. Архивировано 11 апреля 2012 года.
  12. 12 Ракетный катер «Молния» проекта 12421
  13. 1234Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 35.
  14. 123456Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 60.
  15. 12Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 58.
  16. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52, 54, 60-61.
  17. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 55.
  18. 12Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 61.
  19. 12345Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 59.
  20. Костриченко В. В., Кузьмичёв В. Е. Пистолет у виска империализма… — С. 21.
  21. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 31.
  22. Асанин, Владимир. Ракетные катера вступают в бой…. — С. 17, 35-36.
  23. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 56-64.
  24. Рыбинский ракетный катер «Молния» обеспечит безопасность Вьетнама. ГТРК «Ярославия». 02.10.2006
  25. 12 Армс-Тасс
  26. Первый ракетный катер «Молния» проекта 12418 будет передан Вьетнаму до конца года
  27. 12 Средне-Невский судостроительный завод завершил строительство ракетного катера для ВМС Туркменистана
  28. 12 Средне-Невский судостроительный завод заложил ракетный катер проекта 12418 для иностранного заказчика
  29. Россия передаст Египту ракетный катер Р-32 в июле — ВПК.name (неопр.) . vpk.name. Проверено 27 июня 2020.
  30. Переданный Каиру ракетный катер Р-32 вошел в состав ВМФ Египта — ВПК.name (неопр.) . vpk.name. Проверено 4 августа 2020.
  31. Россия передаст Египту ракетный катер Р-32 в июле.
  32. 12 Модернизация «Молний»
  33. Вьетнам начал сборку российских ракетных катеров. Lenta.ru. 27.10.2010
  34. ВМС Вьетнама приступают к ходовым испытаниям ракетных катеров «Молния» проекта 12418. 29.10.2013
  35. 20.07.14 Официальная передача ВМС первых двух ракетных катеров класса «Молния» вьетнамской сборки – ФОТО (неопр.) (20.07.2014).
  36. ВМС Вьетнама приняли в строй два новых ракетных катера. 21.7.2014
  37. Два российских катера «Молния» пополнили ВМС Туркмении Архивировано 15 октября 2011 года.
  38. Lenta.ru: Польша списала последние катера проекта «Молния»

Современные ракетные катера

Российский флот может гордиться тем, что на вооружении у него стояло большое количество ракетных катеров в разные годы. Многие их представители отправлены на экспорт в другие страны: Болгария, Румыния, Польша, Индия, Вьетнам, Туркмения, Йемен, Египет.

Всего было спроектировано 62 модели и модификации ракетных катеров. Вот основные действующие лодки:

  1. «Бора» – на вооружении с 1984 года
  2. Катер Р-60 проекта 12411 – с 1985 года
  3. Катер «Мираж» принят на вооружение в 1983 году
  4. Р-71 «Шуя» стоит на безе флота РФ с 1985 года
  5. Р-109 проект 12411 – в строю с 1990 года
  6. Катер «Набережные Челны» работает с 1989 года
  7. Ракетный малый корабль «Ивановец» – с 1990 г.
  8. «Самум» проект 1239 принят в ряды флота в 1991 году
  9. Катер «Штиль» – во флоте с 1976 года.

Все они имеют мощное новейшее оборудование и вооружение, которые соответствуют мировым стандартам военной техники.

Эльф, спрайт — молнии в самых верхних слоях атмосферы

Еще выше, на высоте от 50 до 80 км возникают разряды холодной плазмы, обладающие характерным красным цветом — это так называемые спрайты. Они появляются спустя доли секунд после удара мощной молнии. Как было сказано выше, спрайты распространяются вверх и вниз. Так как вещество в них не нагревается до сверхвысоких температур, они напоминают холодные вспышки плазмы.

Эльфы возникают на высоте около 100 км и с Земли напоминают НЛО

Как правило, на границе мезосферы и ионосферы они расходятся кольцами красного света диаметром сотни километров, которые называют эльфами. Они обычно появляются над мощными ураганами на высоте около 100 км от уровня моря. Ученые предполагают, что эльфы светятся в результате излучения возбужденных молекул азота. Заряжают их электроны, ускорившиеся в результате грозы.

Кроме того, в верхних слоях атмосферы существует множество других малоизученных молний. Как сообщают специалисты, все они являются электрически индуцированными видами светящейся плазмы. С Земли их заметить и тем более изучить практически невозможно, так как во время грозы они спрятаны за облаками. Поэтому первую полноценную информацию о них удалось получить только с орбиты.

Наблюдения за джетами, эльфами и прочими высотными молниями продолжаются. Результаты исследований мы будет публиковать на нашем .

Представители проекта

Ракетные катера проекта 1241.1 (1241-Т), 1241РЭ и 12417

Название Верфь Зав. № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
«Р-5» («Калининградский комсомолец» до 02.1992) Приморский ССЗ 401 1977 30.01.1979 , КФл Списан 10.04.2002. С 02.1992 — «Р-49»
«Р-255»(«Кировский комсомолец» до 02.1992) Приморский ССЗ 403 1979 30.12.1980 БФ Списан 10.04.2002.
«Р-256»(«Полтавский комсомолец» до 02.1992) Приморский ССЗ 404 1982 С 15.12.1990 «Мулния-101» в ВМС Болгарии .
«Р-6» Приморский ССЗ 405 30.12.1983 БФ Списан 10.04.2002.
«Р-26» Рыбинский ССЗ 01710 30.03.1981 БФ Списан 10.04.2002. Проект 1241РЭ.
«Р-42» Хабаровский ССиМЗ 901 30.03.1983 ТОФ Списан 03.05.2001.
«Р-45» Хабаровский ССиМЗ 902 26.12.1983 ТОФ Списан 04.08.1995.
«Р-69» Хабаровский ССиМЗ 903 1980 30.09.1984 ТОФ Списан 04.08.1995.
«Р-79» Хабаровский ССиМЗ 904 1980 19.12.1984 ТОФ В строю.
«Р-54»(«Краснодарский комсомолец» до 02.1992) Средне-Невский ССЗ 200 21.04.1981 18.12.1982 30.12.1983 ЧФ В резерве. В 1997—2014 гг. в ВМС Украины. C 15.03.2002 — U155 «Приднепровье».
«Р-71» «Шуя» Средне-Невский ССЗ 201 12.08.1981 14.09.1983 10.06.1985 ЧФ В строю. Проект 12417. Демонтирован ЗРАК Кортик.
«Р-63»(«Куйбышевский комсомолец» до 02.1992) Средне-Невский ССЗ 202 19.11.1981 23.12.1983 31.08.1985 ЧФ Списан 7.11.2012. С 15.08.1997 U156 «Кременчуг» в ВМС Украины.
«Р-101» «Ступинец» Средне-Невский ССЗ 203 04.08.1982 27.06.1984 30.09.1985 , КФл В строю.
«Р-129» «Кузнецк» Средне-Невский ССЗ 204 03.02.1983 19.11.1984 28.12.1985 БФ В строю.
«Р-257» Средне-Невский ССЗ 205 03.05.1983 01.08.1985 31.10.1986 БФ В строю.

Ракетные катера проектов 12411 (12411-М)

Название Верфь Зав. № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
«Р-46» Приморский ССЗ 402 21.03.1976 20.03.1980 29.12.1981 Списан 17.12.1994.
«Р-66» Хабаровский ССиМЗ 905 31.05.1985 ТОФ Списан 04.08.1995.
«Р-85» Хабаровский ССиМЗ 906 30.09.1985 ТОФ Списан 16.03.1998.
«Р-103» Хабаровский ССиМЗ 907 31.05.1985 ТОФ Списан 16.03.1998.
«Р-113» Хабаровский ССиМЗ 908 30.12.1985 ТОФ Списан 17.07.1997.
«Р-158» Хабаровский ССиМЗ 909 30.10.1986 ТОФ Списан 31.07.1996.
«Р-76» Хабаровский ССиМЗ 910 30.12.1986 ТОФ Списан 31.07.1996.
«Р-83» Хабаровский ССиМЗ 911 30.12.1986 ТОФ Списан 03.05.2001.
«Р-229» Хабаровский ССиМЗ 912 30.09.1987 ТОФ Списан 10.04.2002.
«Р-230» Хабаровский ССиМЗ 913 30.12.1987 ТОФ Списан 17.07.1997.
«Р-240» Хабаровский ССиМЗ 914 30.10.1988 ТОФ Списан 10.04.2002.
«Р-261» Хабаровский ССиМЗ 915 31.12.1988 ТОФ В строю.
«Р-271» Хабаровский ССиМЗ 916 05.09.1989 ТОФ Списан 22.06.2005.
«Р-442» Хабаровский ССиМЗ 917 16.12.1989 ТОФ Списан 22.06.2005.
«Р-297» Хабаровский ССиМЗ 918 08.09.1990 ТОФ В строю.
«Р-298» Хабаровский ССиМЗ 919 31.12.1990 ТОФ В строю.
«Р-11» Хабаровский ССиМЗ 920 01.09.1991 ТОФ В строю.
«Р-14» Хабаровский ССиМЗ 921 28.12.1991 ТОФ В строю.
«Р-18» Хабаровский ССиМЗ 922 24.08.1992 ТОФ В строю.
«Р-19» Хабаровский ССиМЗ 923 07.12.1992 ТОФ В строю.
«Р-20» Хабаровский ССиМЗ 924 1989 17.10.1991 18.11.1993 ТОФ В строю.
«Р-24» Хабаровский ССиМЗ 925 1989 06.12.1991 27.12.1994 ТОФ В строю.
«Р-29» Хабаровский ССиМЗ 926 1992 27.09.2003 ТОФ В строю.
«Р-47» («Тамбовский комсомолец» до 15.02.1992) Средне-Невский ССЗ 206 02.06.1983 21.08.1986 13.02.1987 Переоборудуется в музей в г. Кронштадт
«Р-60» «Буря» Средне-Невский ССЗ 207 10.12.1985 30.12.1986 12.12.1987 ЧФ В строю. Установлен ЗРАК «Палаш».
«Р-160» «МАК-160» Средне-Невский ССЗ 208 27.02.1986 29.09.1987 08.08.1988 ЧФ, КФл В строю. Демонтированы ПУ ПКР «Москит».
«Р-187» «Заречный» Средне-Невский ССЗ 209 18.07.1986 16.04.1988 04.03.1989 БФ В строю.
«Р-239» «Набережные челны» Средне-Невский ССЗ 210 05.10.1987 30.12.1988 21.09.1989 ЧФ В строю.
«Р-334» «Ивановец» Средне-Невский ССЗ 211 04.01.1989 28.07.1989 30.12.1989 ЧФ В строю.
«Р-109» «Бриз» Средне-Невский ССЗ 212 24.07.1989 13.04.1990 20.10.1990 ЧФ В строю.
«Р-291» «Димитровград» Средне-Невский ССЗ 213 25.07.1989 19.10.1990 30.05.1991 БФ В строю.
«Р-293» «Моршанск» Средне-Невский ССЗ 214 30.04.1991 23.08.1991 17.02.1992 БФ В строю.
«Р-2» «Чувашия» Средне-Невский ССЗ 215 1991 1994 26.02.2000 БФ В строю.

Ракетные катера проектов 12418 и 12421

Название Верфь Зав. № Борт. № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот
ССЗ «Вымпел» 29.09.2006 2007 ВМС Вьетнама
ССЗ «Вымпел» 2007 2007 ВМС Вьетнама
Edermen Средне-Невский ССЗ 217 828 03.2009 08.2010 06.2011 ВМС Туркмении
Gayratly Средне-Невский ССЗ 218 829 07.2009 05.2011 10.2011 ВМС Туркмении
Ahmed Fadel («Р-32» до 04.08.2016) ССЗ «Вымпел» 700 801 27.01.1994 1999 23.05.2000 ВМС Египта
ССЗ «Вымпел» 01301 11.2018 ВМФ России
ССЗ «Вымпел» 01302 11.2019 ВМФ России

Проект 12300: Ракетный-артиллерийский катер «Скорпион»


В 2001 году в Рыбинске на стапелях открытого акционерного судостроительного общества «Вымпел» состоялась церемония закладки ракетно-артиллерийского катера нового поколения «Скорпион».Назначение и особенности

Этот корабль четвертого поколения (по западной классификации относящийся к классу малый корвет) создан с использованием технологии снижения радиолокационной и тепловой заметности. По мнению главного конструктора ЦМКБ «Алмаз» Юрия Арсеньева, развитие ракетных катеров велось по двум основным направлениям — усиление вооружения и улучшение мореходных качеств. На сегодняшний день «Скорпион» — вершина эволюции в этом типе кораблей. Он вооружен противокорабельной ракетой «Яхонт» вертикального старта. Ее основным достоинством является сверхзвуковая скорость полета, делающая ракету малоуязвимой для средств ПВО противника. «Яхонт» имеет дальность стрельбы 300 км, массу боевой части — 200 кг.

Что касается корпуса, то он у «Скорпиона», по словам Юрия Арсеньева, очень экономичный. Если дальность плавания ракетного катера предыдущего поколения «Молния», имеющего на борту запас топлива 104 тонны, составляет 2200 миль, то «Скорпион» с 64 тоннами топлива имеет запас хода 2500 миль при движении с экономической скоростью 12 узлов. Кроме того, корпусу катера придана возможность самостабилизироваться на волне, он оснащен кормовыми интерцепторами, которые являются успокоителями качки. В результате уровень бортовой качки катера уменьшается в 5 раз.

Катер имеет комбинированную силовую установку, состоящую из двух дизельных двигателей для маршевых режимов плавания и газовой турбины ГТУ-12, предназначенной для выхода на скорость перехвата. ГТУ-12 приводит в движение вентилируемый водомет, разработанный в ЦМКБ «Алмаз». Он состоит из обечайки, в которой на больших оборотах работает полупогруженный винт.

Артиллерийское вооружение «Скорпиона» состоит из установки калибра 100 мм А-190-5П-10. Для воздушной обороны на ближнем рубеже, то есть на дальности 5-6 километров, служит зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан-1». Корабль оснащен активной трехкоординатной РЛС общего обнаружения надводных и воздушных целей «Позитив-МЭ1». Она может обнаруживать на дальности до 150 км и сопровождать одновременно до 50 целей, обеспечивает их классификацию и выдачу целеуказания сопряженным системам управления огнем.

Управление ракетной стрельбой осуществляется РЛС «Гарпун-Б» 3Ц-25Э. Активный канал этой станции использует сложный модулированный сигнал, который имеет способность, работая в приводном слое, огибать поверхность земли. Тем самым дальность обнаружения в зависимости от условий радионаблюдаемости составляет до 250 км, а в ходе испытаний в Индийском океане, как рассказал Юрий Арсеньев, была получена дальность 400 км. Таким образом, «Скорпион» имеет возможность загоризонтного целеуказания прямо на борту, без привлечения каких-то внешних систем.

Базовые ТТХ

Водоизмещение, т: стандартное — нет данных, полное: 465 Размеры, м: длина — 56,7, ширина — 10,3, осадка — 2,7, Скорость полного хода, уз. – 38, Дальность плавания, эконом. ход – 12 узлов — 2000 миль, Автономность, сут. — 10 Силовая установка: 2х5000 л.с., 2 дизеля М-530, 1х15000 л.с., ГТУ, 2 ДГ по 200 кВт, 1 ДГ 100 кВт, Вооружение: 2х2 ПУ ПКР «Яхонт», 1 ЗРАК «Каштан-1» (4 ЗУР с 2000 снарядов), 1х1 100 мм А-190Э (80 снарядов) – 5П-10А («Пума»), РТВ: РЛС «Позитив-М1.1», «Монумент-12301», «Ладога-МЭ-12300», СН-3101, «Буран», изделие 6730-7 системы госопознавания, «Горизонт-25», комплекс помех ПК-10 (4 ПУ), ГАС ПДСС «Анапа»; Экипаж, чел. – 37.


ЗРАК Каштан-М.

Возможные модификации: проект 12300П – пограничный сторожевой корабль с взлётно-посадочной площадкой, проект 12301 — вариант с ПКР «Оникс», А-190, БИУС «Сигма», проект 12301П – пограничный сторожевой корабль, проект 12302 – вариант с ПКР «Уран».

Планировалось построить головной катер в 2005 году, а затем строить серию для ВМФ РФ — 10, для ФПС РФ – 10 и до 30 катеров на продажу, катером заинтересовались страны АТР и ряд других. К сожалению, проект «заглох», не достроили даже головной ракетно-артиллерийский катер.


Перспективный проект ЦМКБ Алмаз — пр.12300 «Скорпион». Главная особенность — наличие ВПП, позволяющая применять с корабля вертолеты легкого класса,а в дальнейшем — и БПЛА.

Конструкция[править | править код]

Корпус и надстройкаправить | править код

Корпус ракетного катера — гладкопалубный, выполнен из стали, имеет небольшую седловатость и комбинированные обводы. Восемью водонепроницаемыми переборками разделён на девять отсеков. Надстройки катера (за исключением газоотбойников) изготовлены из лёгких сплавов. Главные механизмы располагаются в двух смежных отсеках в кормовой части корпуса.

Главные размерения ракетного катера: длина корпуса — 56,1 м, наибольшая ширина — 10,2 м. Осадка по корпусу — 2,5 м (2,3 м для катеров проекта 1241РЭ), по винтам при полной осадке — 3,60 м, осадка эксплуатационная (для проекта 12421) — 2,55 м. Водоизмещение у различных модификаций проекта несколько различается, но лежит в пределах 500 тонн. Высота борта на миделе — 5,31 м.

Энергетическая установкаправить | править код

Из-за задержки с разработкой дизель-газотурбинной энергетической установки (ЭУ) первые катера проекта 1241.1, 1241РЭ, 12417 оснащались двухвальной газо-газотурбинной ЭУ (газо-турбозубчатым агрегатом) М-15, состоящей из двух форсажных турбин типа М-70 мощностью по 12 000 л. с. каждая, двух маршевых турбин типа М-75 мощностью по 5000 л. с. и четырёх редукторов. Обладая рядом достоинств, в том числе большей экономичностью, газо-газотурбинная энергетическая установка оказалась неудобной для управления катером на малых ходах и, особенно, при швартовках. Главные двигатели работают каждый на свой гребной винт фиксированного шага. Максимально развиваемая катерами с газо-газотурбинной ЭУ скорость — 42 узла, экономическая — 13 узлов. Дальность плавания: полным ходом — 760 морских миль, экономическим ходом — 1400 морских миль.

Энергетическая установка ракетных катеров проекта 12411, 12418, 12421 — двухвальная дизель-газотурбинная. Она состоит из двух форсажных турбин типа М-70 мощностью по 12 000 л. с. и двух маршевых дизельных агрегатов М-510 мощностью 4 000 л. с. (каждый из дизельных агрегатов состоит из дизеля М-504 с двухскоростным редуктором и гидротрансформатора). Главные двигатели работают каждый на свой гребной винт фиксированного шага. Скорость максимальная — 41 узел, экономическая — 14 узлов. Дальность плавания: 36-узловым ходом — 400 морских миль, экономическим ходом — 1600 морских миль, 12-узловым ходом — 2400 морских миль.

На катерах всех проектов установлены два дизель-генератора ДГ-200 мощностью по 200 кВт каждый и один дизель-генератор ДГР-75 мощностью 100 кВт.

Общекорабельные устройстваправить | править код

Рулевое устройство

В состав винторулевой группы катеров проекта 1241 входят два винта фиксированного шага.

Швартовное, якорное и буксирное устройства

На баке размещён носовой электро-гидравлический шпиль для стравливания и выборки якорной цепи, а также для швартовки носовой части корабля. На юте находится электро-механический шпиль для швартовки кормовой части. Всего на корабле имеется четыре швартовые вьюшки.

Спасательные устройства

Спасательные устройства на катерах проекта 1241 представлены пятью спасательными плотами, три из которых размещены на крыше первого яруса надстройки (в кормовой её части, между автоматами АК-630), и два — в нос от ходовой рубки.

Мореходностьправить | править код

Мореходные качества катера обеспечивают безопасное плавание на пониженных скоростях при состоянии моря до 7-8 баллов.

Обитаемостьправить | править код

Экипаж катеров проекта 1241.1 — 41 человек (на катерах проекта 12411 он уменьшен до 40), в том числе 5 офицеров, включая командира. Командир размещается в двухместной каюте, расположенной на первом ярусе надстройки (под ходовой рубкой) с левого борта. Остальные офицеры размещаются в четырёх двухместных каютах побортно. Матросы живут в трёх кубриках, располагающихся под главной палубой в носовой части катера. Носовой кубрик (на семь двухместных коек) расположен в нос от шахты боезапаса артиллерийской установки АК-176, два остальных кубрика, меньшей вместимости чем первый, размещены побортно сзади и вбок от шахты боезапаса АУ АК-176. Столовая личного состава размером 5×4 метра расположена на главной палубе в районе юта.

Автономность корабля по запасам провизии — 10 суток. Для хранения провизии оборудованы кладовые помещения, расположенные на главной палубе в районе бака в нос от матросских кубриков; под шахтой боезапаса АУ АК-176 находится цистерна пресной воды.

Высотные молнии — какие бывают и чем отличаются

Чаще всего в СМИ можно услышать о красных спрайтах, так как они являются наиболее распространенным явлением. Впервые их удалось зафиксировать на фото в 2005 году. Ученые их описывают как яркие сгустки, похожие на шаровые молнии, которые сначала с огромной скоростью летят вниз, а затем поднимаются вертикально вверх. Скорость их движения составляет одну десятую от скорости света.

Спрайты возникают на высоте 50 км над уровнем моря и выше

Также существуют эльфы, которые человеческим глазом практически неразличимы. Они представляют собой слабые вспышки конусообразной формы. Но, самые загадочные молнии — это синие джеты. Именно это явление удалось зафиксировать датскому космонавту. О его существовании ученые узнали сравнительно недавно — только в 1995 году. Голубой джет бьет вертикально вверх, а его длина может достигать 60 км.

Большой ракетный катер проекта 12411 «Молния»

Ракетные катера проекта 12411 «Молния» предназначены для уничтожения боевых надводных кораблей противника, транспортных и десантных средств и судов в море, пунктах базирования, морских группировок и их прикрытия, а также для прикрытия дружественных кораблей и судов от надводных и воздушных угроз.

С 1981 года ракетные катера «Молния» в модификации 12411 (12411М) стали поступать на вооружение военно-морского флота Советского Союза. Они являются развитием РК «Молния» проекта 1241. Основной разработчик — объединение «Алмаз». Всего было построено на разных судостроительных верфях более трех десятков ракетных катеров. Главным отличием является установка противокорабельного ракетного комплекса с ракетами 3М-80 «Москит», вместо ракет «Термит» (П-15).

В наше время ракетные катера серии 12411 состоят на вооружение военно-морского флота России. Совсем недавно три РК с противокорабельными ракетами «Москит» заказало для нужд своих ВМС Ливия. Ориентировочная стоимость заказа около 200 миллионов долларов.

История разработки РК проекта 12411

Боевые действия с участием ракетных кораблей вооруженных противокорабельными ракетами П-15 в 1967 году (арабо-израильский конфликт) и в 1971 году (индо-пакистанский конфликт) стали отправной точной для создания ракетного катера, несущего на борту улучшенный противоракетный комплекс с более мощной и современной противокорабельной ракетой «Москит».

Первоначально, были проведены оценки возможностей размещения противокорабельных ракет «Москит» на ракетных катерах, в частности на РК проекта 205, являющего основным носителем морской противокорабельной ракеты П-15. В итоге, РК проекта 205 не подходил по массогабаритным характеристикам, а МРК «Овод» проекта 1234 не подошел по скоростным.

Требуемая максимальная скорость нового ракетного катера с ПКР «Москит» должна была быть не менее 42-43 узлов. Как выяснилось, малые и средние ракетные катера не смогли бы взять на борт «Москиты» и обеспечить требуемую скорость. Поэтому была поставлена задача спроектировать большой ракетный корабль с установкой на борт мощной энергоустановки. В 1973 выходит Постановление, согласно которому начинается проектирование и разработка современного скоростного ракетного катера. Кроме этого, согласно ТТТ БРК, должен обладать лучшими ТТХ, современными средствами боевой самообороны, РЭБ, улучшенной обитаемостью и автономностью.

Проектирование и разработку нового БРК поручили объединению «Алмаз». Руководителем проекта назначают ГК Юхнина Е.И. Согласно реализуемой идее, катера разрабатывались как целая система больших боевых катеров. Проект 1241 становился единой основой для создания ракетных, противолодочных и сторожевых катеров. Планировалось серийно выпускать корабли для нужд не только Советского Союза, но и обеспечить потребности флотов дружественных государств. Это и различная готовность мощностей ВПК по производству комплектующих привели к появлению и созданию на базе проекта 1241 нескольких модификаций. Основному разработчику поручили выполнить постройку головных кораблей основных двух модификаций.

Первой модификацией становится ракетный корабль с установленными противокорабельными ракетами Термит «П15М» и газотурбинной двигательной установки. Данная модификация появилась вследствие отставания разработчиков ПКР «Москит» и дизельной газотурбинной двигательной установки поставить изделия к назначенному сроку. Модификация получает обозначение 1241-1 и позволила начать производство корпусной конструкции и начать производство ракетных катеров заказанных зарубежными заказчиками.

Одновременно с первой модификацией велась разработка основной модификации – РК проекта 12411. Эта модификация и становится тем новым ракетным катером, что требовался ВМФ Советского Союза. Головной корабль проекта 1241-1 с «Термитом» поступил на вооружение ВМФ в 1979 году. Головной корабль проекта 12411 с противокорабельными ракетами «Москит» и новой ДГТУ поступает на вооружение ВМФ в конце 1981 года.

Перед этим были успешно проведены заводские испытания, после которых ракетный катер был отправлен на Черное море, где проводились основные испытания. В ходе испытаний корабль была проведена окончательная доводка основного оборудования и вооружения, после чего головной РК проекта 12411 успешно прошел комплекс госиспытаний. После принятия на вооружение головного ракетного катера начинается серийное производство данной модификации.

Военные корабли до ХХ века

В античное время основная масса кораблей, приспособленных для каботажного плавания, разделялись по количеству рядов весел. Наличие большого количества гребцов, требовавших большое количество пищи, не способствовало развитию дальнего мореплавания.

С появлением паруса началось развитие флота и укрупнение судов. Вместе с развитием навигационных приборов и технологий развивался флот, к XV веку позволивший совершать первые крупные плавания через океаны.

Богатство Нового Света подстегнуло европейских кораблестроителей, и уже в XVIвеке начинает развиваться и усложняться конструкция боевых кораблей. Чуть позднее флот начнет делиться на классы и ранги.В то время главным критерием считалось либо количество орудий, либо парусное вооружение судна.

Вторая классификация делила корабли в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных парусов. Различались трехмачтовые и двухмачтовые парусники, а также одномачтовые разновидности совсем небольших судов, использовавшихся, как правило, для перевозки почты.

Названия корабли могли носить любые, связанные с личными именами, религиозной или географической составляющей. Бывали случаи, когда за особые заслуги имя корабля оставляли на флоте, хотя сам корабль мог и не существовать. На русском флоте самым ярким примером стал бриг «Меркурий» и несколько кораблей «Память Меркурия».

С появлением механизмов и переходом от паруса к машине многие названия типов судов укоренились и остаются до нашего времени. Главным отличием любого корабля стали размеры, водоизмещение или тоннаж. История пароходов, хоть и не насчитывала так много веков, как парус, но ярко вписала страницы во флотскую летопись.

Развитие техники свело на нет целые группы, когда-то грозных кораблей, и перевела классы в иные ранги. Так, к примеру, ХХ век показал слабость линейных кораблей перед авианесущими группами.Вторая мировая война вообще внесла крупные правки в картину боевых кораблей в мире. И если 300 лет назад фрегат был крупным судном, то сейчас он сошел до ступени сторожевых кораблей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector