Патрульные катера проекта 12150 «мангуст»
Содержание:
- Вооружение
- История создания
- Вооружение
- История[ | ]
- Тактико-технические характеристики
- Север
- Каспий
- Черное море
- Сводная таблица по БОХР России 2020
- История создания
- Устройство
- Тихий океан
- История проекта 03160
- «Мангуст», патрульный катер проекта 12150
- Амур
- Конструкция[ | ]
- История
- Сторожевые катера
- Гюйс пограничных кораблей первого и второго ранга
- Патрульный катер «Мангуст»
Вооружение
На катер может устанавливаются такие виды бортового вооружения:
- Автоматический гранатомёт АГС-17 «Пламя».
- Стационарная пулемётная установка, калибром 14.5 мм.
- Переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла».
- Гранатомёт ДП-64 (антидиверсионный).
- 1-2 пулемёта, калибром 7.62.
Это стандартный комплект, который устанавливается на катер при выходе с завода. По желанию заказчика, «Мангуст» может оснащаться дополнительным вооружением.
Помимо базовой версии, катера «Мангуст» выпускаются в двух модификациях:
— 12150В – штатно оснащается артиллерийским комплексом класса «Вихрь», 30-милиметровым скорострельным орудием.
— 12150М – спасательный катер, разработанный для МЧС. Здесь отсутствует бортовое вооружение, устанавливается оснащение для проведение поисково-спасательных операций.
С 2000 года, Рыбинской судоверфью выпущено боле 60 судов этого класса, большая часть которых вошла в состав Черноморской флотилии. Катера отлично зарекомендовали себя при выполнении служебно-боевых задач и спасательных операций в различных условиях, поэтому проект будет развиваться дальше.
История создания
Проект современного патрульного катера разрабатывался во второй половине 1990-х годов. Разработкой занималось конструкторское бюро «Алмаз» в Санкт-Петербурге. Проект изначально ориентировался на нужды пограничной службы, а также применение в МЧС и силовых государственных структур. Основная цель заключалась в замене катера «Восток», технические характеристики которого начали устаревать.
Серийное производство нового корабля началось в 2000 году на судостроительном заводе Рыбинска «Вымпел». Первые образцы поступили на службу в Пограничные войска, после чего выпускались модификации и для других ведомств.
В 2013 году патрульные катера проекта 12150 «Мангуст» были модифицированы по заказу ВМФ РФ. Лодка получила увеличенную надстройку и видоизмененную компоновку внутренних помещений. Была добавлена и пулеметная установка с возможностью дистанционного управления. В итоге новая версия улучшила все характеристики базовой модели.
С учетом разработок под различные ведомства имеется несколько модификаций данного судна:
- 12150М — многоцелевой поисково-спасательный корабль;
- 12150А — патрульное судно против диверсий для ВМФ России;
- 12150В — катер с ракетным вооружением на борту;
- 12151 — лодка без собственного вооружения, разработана для МЧС.
Катера серии «Мангуст» продолжают использоваться силовыми ведомствами и пограничными службами. Это обусловлено хорошими техническими характеристиками, улучшенными с последней доработкой проекта в 2013 году, а также универсальностью судна.
Вооружение
Патрульный катер проекта 12150 типа «Мангуст» имеет уникальные эксплуатационные характеристики для кораблей своего класса. Задача конструкторов питерского КБ «Алмаз» заключалась в том, чтобы создать мощный, скоростной корабль небольших размеров. Новый катер должен был иметь большую дальность плавания, экономичность и высокий эксплуатационный ресурс. Катер оснащён навигационно-связным комплексом, в состав которого входят: РЛС, электронный прокладчик, гироскопический и магнитный (КМ-69М2) компасы, спутниковая навигационная система, лаг, эхолот, УКВ радиоустановка, ПВ/КВ радиостанция, приёмник NAVTEX, радиолокационный ответчик, аварийный буй системы КОСПАС-САРСАТ, 3 носимые УКВ радиостанции.
Основным вооружением катера является 14,5-мм пулемёт КПВТ в составе морской тумбовой пулеметной установки (МТПУ), размещаемой в кормовой части. Установка предназначена для борьбы с надводными, береговыми и воздушными легкобронированными целями. Обеспечивает поражение надводных и береговых целей на дальностях до 2000 м при высоте до 1500 м. В ходе обновления МТПУ заменена на удалённо управляемую пулемётную установку размещённую в носовой части катера.
Катер может развивать максимальную скорость до 50 узлов и находиться в море до 2 суток. Рыбинские корабелы вместе с конструкторами ЦКБ «Алмаз» сумели создать три модификации патрульных катеров типа «Мангуст».
История[ | ]
Патрульный катер проекта 12200 «Соболь» разработан в Санкт-Петербургском Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз».
Головной патрульный катер проекта 12200 (заводской № 200) был построен в 2006 году на СФ «Алмаз» (Санкт-Петербург) и сдан на год в опытную эксплуатацию Береговой охране России. По результатам его испытаний было принято решение о запуске «Соболя» в серию из 30 единиц.
В 2008 году был построен первый серийный катер данного проекта (заводской № 201).
В течение 2009 года построено шесть единиц: заводские № 202—207.
В 2010 году были спущены на воду два катера проекта: заводские № 208 и 209. В этом же году было заложено ещё пять катеров: три на СФ «Алмаз» — № 210—212 и два на «Восточной верфи» Владивостоке.
Два катера были проданы Туркмении на Каспийское море.
В конце 2014 года, пограничное управление ФСБ России по Республике Крым в Балаклаве, получило катер проекта 12200 «Соболь» под номером 217.
В 2021 году два катера были переданы Сахалинскому управлению пограничной охраны, ещё два будут доставлен в июле 2021 года.
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики патрульного катера «Мангуст» значительно улучшили показатели кораблей «Восток» и остаются востребованными до сих пор. Судно отличается хорошими ходовыми качествами, приспособлено для работы в море при волнениях до 4 баллов. Это делает корабль универсальным для применения в любых операциях во внутренних и приграничных водах.
Водоизмещение
Полное водоизмещение катера «Мангуст» с загрузкой топливом, питьевой водой и другими материалами — 28,7 т. Стандартное водоизмещение полностью укомплектованного судна вместе с экипажем — 27,2 т.
Длина корпуса
Габариты катера имеют следующие показатели:
- длина корпуса — 19,45 м;
- ширина — 4,4 м;
- высота на миделе — 2,2 м.
Данные ТТХ делают судно достаточно компактным и вместе с тем комфортным. Размер экипажа рассчитан на 3-6 человек.
Осадка судна
Средняя осадка катера — 0,89 м при полном водоизмещении. Максимальная по ТТХ — 1,16 м. Это делает лодку удобной и для патрулирования внутренних вод, включая небольшие речки.
Максимальная скорость
Патрульный катер Мангуст способен развивать скорость до 50 узлов при волнениях на море не больше двух баллов. Оптимальное значение для расхода топлива — 36 узлов. На данной скорости судно может покрывать дистанцию в 410 миль. Автономность плавания — до двух суток.
Штатное вооружение
Вооружение катера «Мангуст» отличается в зависимости от применения и поставленных задач. Стандарт предусматривает наличие универсального боевого модуля с дистанционным управлением «БДМ — «Управа-Корд». Также имеется морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ) 14,5 мм. Она размещается на корме, может вести огонь по надводным, наземным и воздушным целям. Дальность поражения — 2 км, высота — 1,5 км.
С учетом применения катера допускается установка сменного вооружения. К таковому относят:
- модернизированный бронетранспортерный пулемет Калашникова (ПКМБ) с калибром в 12,7 мм;
- автоматический гранатомет АГС калибром 30 мм;
- ручной противодиверсионный гранатомет ДП-64.
Вооружение может устанавливаться в одном-двух экземплярах каждое. По необходимости судно оборудуется переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК) «Игла», что делает его полноценной боевой единицей в масштабных операциях.
Север
Класс | Наименование | Проект | Вступление в строй |
ПСКР | «Полярная звезда» | пр.22100 | 2016 |
ПСКР | «Преданный» | пр.22460 | 2017 |
ПСКР | «Бриз» | пр.10410 | 1992 |
ПСКР | «Заполярье» | пр.745П | 1982 |
ПСКР | «Урал» | пр.745П | 1986 |
ПСКР | «Тверь» | пр.745П | 1987 |
ПСКР | «Виктор Кингисепп» | пр.745П | 1988 |
ПСКА | ПСКА-313 | пр.12200 | 2013 |
ПСКА | ПСКА-314 | пр.12200 | 2013 |
ПСКА | ПСКА-290 | пр.1496М | 2005 |
ПСКА | ПСКА-593 | пр.1496 | 1981 |
ПСКА | ПСКА-286 | пр.1496 | 1992 |
ПСКА | ПСКА-1 | пр.П1415 | 1977 |
ПСКА | ПСКА-3 | пр.П1415 | — |
ПСКА | ПСКА-6 | пр.П1415 | — |
ПСКА | ПСКА-11 | пр.П1415 | — |
ПСКА | ПСКА-12 | пр.П1415 | — |
ПСКА | ПСКА-20 | пр.П1415 | 1984 |
ПСКА | ПСКА-320 | пр.РМ376 | — |
ППК | ПС-823 | пр.6457С | 2009 |
ППС | «Скат» | пр.503 | 1993 |
ППС | «Золотица» | пр.13301 | 1997 |
ПКАО | ПСКА-352 | пр.1439 | — |
ПКАО | ПСКА-353 | пр.1439 | — |
ПКАО | ПСКА-354 | пр.1439 | — |
ПКАО | ПСКА-355 | пр.1439 | — |
ПКАО | ПСКА-356 | пр.1439 | — |
Суммарно Север | Всего единиц: 27
7 пограничных сторожевых кораблей, 12 пограничных сторожевых катеров, 1 пограничный патрульный корабль, 2 пограничных патрульных судна, 5 пограничных катеров обеспечения |
Каспий
Класс | Наименование | Проект | Вступление в строй |
ПСКР | «Бриллиант» | пр.22460 | 2012 |
ПСКР | «Ставрополь» | пр.10410 | 1990 |
ПСКР | «Расул Гамзатов» | пр.10410 | 1991 |
ПСКР | «Сочи» | пр.10410 | 1992 |
ПСКР | ПСКР-916 | пр.10410 | 1994 |
ПСКР | «Дербент» | пр.10410 | 1995 |
ПСКР | «Валентин Пикуль» | пр.10410 | 2001 |
ПСКР | «Астраханец» | пр.1265Э | 1991 |
ПСКР | ПСКР-400 | пр.14310 | 2001 |
ПСКР | «Ноябрьск» | пр.14310М | 2003 |
ПСКР | ПСКР-402 | пр.14310М | 2007 |
ПСКР | «Генерал армии Матросов» | пр.745П | 1992 |
ПСКА | ПСКА-603 | пр.12150 | 2006 |
ПСКА | ПСКА-614 | пр.12150 | 2010 |
ПСКА | ПСКА-617 | пр.12150 | 2011 |
ПСКА | ПСКА-624 | пр.12150 | 2012 |
ПСКА | ПСКА-627 | пр.12150 | 2012 |
ПСКА | ПСКА-630 | пр.12150 | 2012 |
ПСКА | ПСКА-643 | пр.12150 | 2016 |
ПСКА | ПСКА-645 | пр.12150 | 2017 |
ПСКА | ПСКА-816 | пр.18623 | 1999 |
ПСКА | ПСКА-818 | пр.18623 | 2005 |
ПСКА | ПСКА-263 | пр.1496М1 | 2013 |
ПСКА | ПСКА-295 | пр.1496М1 | 2011 |
ПСКА | ПСКА-283 | пр.1496 | 1989 |
ПКО | «Канин» | пр.16900 | 1994 |
ПКО | «Югра» | пр.16900 | 1995 |
ПКО | ПСКР-491 | пр.16900А | 1998 |
ПКО | «Элистинец» | пр.16900А | 2002 |
ППС | ППС-800 | пр.13301 | 1994 |
ППС | ППС-801 | пр.13301 | 1994 |
Суммарно Каспий | Всего единиц: 31
12 пограничных сторожевых кораблей, 13 пограничных сторожевых катеров, 4 пограничных корабля обеспечения, 2 пограничных патрульных судна |
Черное море
Класс | Наименование | Проект | Вступление в строй |
ПСКР | «Рубин» | пр.22460 | 2009 |
ПСКР | «Жемчуг» | пр.22460 | 2012 |
ПСКР | «Изумруд» | пр.22460 | 2014 |
ПСКР | «Аметист» | пр.22460 | 2014 |
ПСКР | «Проворный» | пр.22460 | 2016 |
ПСКР | «Бдительный» | пр.22460 | 2017 |
ПСКР | «Безупречный» | пр.22460 | 2018 |
ПСКР | ПСКР-500 | пр.14230 | 2001 |
ПСКР | ПСКР-501 | пр.14230 | 2005 |
ПСКР | ПСКР-927 | пр.10410Б | 2007 |
ПСКР | «Краснодарец» | пр.10410Б | 2010 |
ПСКР | «Усть-Лабинск» | пр.10410Б | 2012 |
ПСКР | «Крым» | пр.10410Б | 2015 |
ПСКР | «Керчь» | пр.10410Б | 2018 |
ПСКР | «Ямалец» | пр.10410 | 2004 |
ПСКР | «Сыктывкар» | пр.10410 | 1995 |
ПСКР | «Кизляр» | пр.10410 | 1997 |
ПСКР | «Новороссийск» | пр.1241ПЭ | 1991 |
ПСКР | «Кубань» | пр.1241ПЭ | 1991 |
ПСКР | «Орлан» | пр.03050 | 2018 |
ПСКР | «Коршун» | пр.03050 | 2019 |
ПСКР | «Кречет» | пр.03050 | 2019 |
ПСКР | «Дон» | пр.745П | 1997 |
ПСКА | ПСКА-300 | пр.12200 | 2009 |
ПСКА | ПСКА-301 | пр.12200 | 2009 |
ПСКА | ПСКА-302 | пр.12200 | 2009 |
ПСКА | ПСКА-304 | пр.12200 | 2010 |
ПСКА | ПСКА-305 | пр.12200 | 2010 |
ПСКА | ПСКА-311 | пр.12200 | 2012 |
ПСКА | ПСКА-545 | пр.1400М | 1992 |
ПСКА | ПСКА-602 | пр.12150 | 2005 |
ПСКА | ПСКА-604 | пр.12150 | 2007 |
ПСКА | ПСКА-605 | пр.12150 | 2008 |
ПСКА | ПСКА-606 | пр.12150 | 2009 |
ПСКА | ПСКА-607 | пр.12150 | 2009 |
ПСКА | ПСКА-608 | пр.12150 | 2009 |
ПСКА | ПСКА-609 | пр.12150 | 2009 |
ПСКА | ПСКА-611 | пр.12150 | 2010 |
ПСКА | ПСКА-612 | пр.12150 | 2010 |
ПСКА | ПСКА-613 | пр.12150 | 2010 |
ПСКА | ПСКА-618 | пр.12150 | 2011 |
ПСКА | ПСКА-620 | пр.12150 | 2011 |
ПСКА | ПСКА-621 | пр.12150 | 2012 |
ПСКА | ПСКА-622 | пр.12150 | 2012 |
ПСКА | ПСКА-625 | пр.12150 | 2012 |
ПСКА | ПСКА-631 | пр.12150 | 2013 |
ПСКА | ПСКА-633 | пр.12150 | 2014 |
ПСКА | ПСКА-634 | пр.12150 | 2014 |
ПСКА | ПСКА-635 | пр.12150 | 2014 |
ПСКА | ПСКА-636 | пр.12150 | 2014 |
ПСКА | ПСКА-644 | пр.12150 | 2017 |
ПСКА | ПСКА-649 | пр.12150 | 2017 |
ПСКА | ПСКА-648 | пр.12150 | 2018 |
ПСКА | ПСКА-291 | пр.1496М1 | 2009 |
ПСКА | ПСКА-296 | пр.1496М1 | 2012 |
ПСКА | ПСКА-31 | пр.П1415 | — |
ПСКА | ПСКА-327 | пр.РМ376 | 1994 |
ПСКА | ПСКА-328 | пр.РМ376 | 1994 |
ПСКА | ПСКА-329 | пр.РМ376 | 1994 |
ПСКА | ПСКА-330 | пр.РМ376 | 1994 |
ПСКА | ПСКА-331 | пр.РМ376 | 1995 |
ПСКА | ПСКА-332 | пр.РМ376 | 1995 |
ПКАСС | ПКАСС-985 | пр.12200 | 2006 |
ПКАСС | ПКАСС-986 | пр.12200 | 2008 |
ПКАСС | ПКАСС-316 | пр.12200 | 2015 |
ПКАСС | ПКАСС-961 | пр.21600 | 2006 |
ПКО | «Ханты-Мансийск» | пр.16900А | 1997 |
ППС | «Тихий Дон» | пр.13303 | 1993 |
ППС | «Ростов-Дон» | пр.13303 | 1993 |
ППС | ППС-802 | пр.13301 | 1994 |
ППС | «Парус» | пр.1330 | 1993 |
Суммарно Черное море | Всего единиц: 71
23 пограничных сторожевых кораблей, 40 пограничных сторожевых катеров, 3 пограничных катера специальной службы, 1 пограничный корабль обеспечения, 4 пограничных патрульных судна |
Сводная таблица по БОХР России 2020
Класс | Балт. | Черн. | Сев. | Тих. | Касп. | Амур | Псков | Суммарно |
Пограничный сторожевой корабль (ПСКР) | 5 | 23 | 7 | 25 | 12 | 21 | — | 92 |
Пограничный сторожевой катер (ПСКА) | 24 | 40 | 12 | 27 | 13 | 2 | 2 | 123 |
Пограничный катер специальной службы (ПКАСС) | — | 3 | — | — | — | — | — | 3 |
Пограничный корабль управления (ПКУ) | — | — | — | — | — | 8 | — | 8 |
Пограничный корабль обеспечения (ПКО) | — | 1 | — | 8 | 4 | — | — | 13 |
Пограничный катер обеспечения (ПКАО) | 1 | — | 5 | — | — | 11 | 4 | 21 |
Пограничный патрульный корабль (ППК) | — | — | 1 | 4 | — | — | — | 5 |
Пограничное патрульное судно (ППС) | 1 | 4 | 2 | 14 | 2 | — | — | 23 |
Пограничный патрульный катер (ПК) | — | — | — | 3 | — | 1 | — | 4 |
Рейдовое судно обеспечения (РСО) | — | — | — | — | — | 3 | — | 3 |
Всего единиц корабельного состава:
296 |
Распределение корабельного состава Береговой охраны России:
История создания
Катера «Мангуст» разработаны Санкт-Петербургским конструкторским бюро «Алмаз» для нужд федеральной пограничной службы. Выпуском кораблей занимается рыбинское предприятие «Вымпел», которое может выпускать до 5 единиц этой техники ежегодно. Производитель обещает, что в случае острой необходимости, число новых катеров может увеличится в 2 раза.
При создании проекта, разработчиками был использован опыт по выпуску малотоннажных морских судов, но применены инновационные технологии. В частности, для изготовления корпуса применён сверхлёгкий алюминиевый сплав, корабль имеет V-образную форму. Благодаря такой схеме, конструкторам удалось заметно улучшить динамику и скоростные характеристики. Днище дополнено электрохимической защитой, что заметно снижает механический износ даже при продолжительной эксплуатации.
Устройство
Корпус катера выполнен с внешними обводами в форме «глубокое V» из алюминиево-магниевого сплава.
Энергетическая установка первоначально состояла из двух дизель-редукторных агрегатов (ДРА) с V-образными 12-цилиндровыми дизельными двигателями М470М «Звезда», а затем устанавливались ДРА с четырёхтактными V-образными десятицилиндровыми дизелями 10V 2000 M93 фирмы «MTU» мощностью 1140 кВт (1550 л.с.) при 2450 об/мин. Габаритные размеры с трансмиссией — 2255х1130х1230 мм. Сухая масса с трансмиссией — 2660 кг. Вспомогательная энергоустановка: дизель-генератор мощностью 25 кВт.
В 2015 году была произведена замена главных двигателей «MTU» (Германия) на V-образные 12-цилиндровые дизельные двигатели М470К, оснащённые воздушным компрессором, производства «Звезда». Двигатели М470М данного производителя уже устанавливались на катера в период с 2001 по 2006 годы.
Для обеспечения бортовой электросети и потребителей, катер оснащён дизель-генератором мощностью 16 кВт для выработки переменного 3 фазного тока напряжением 220 В частотой 50 Гц и аккумуляторами 12/24 В.
Катер оснащён навигационно-связным комплексом, в состав которого входят: РЛС, электронный прокладчик, гироскопический и магнитный (КМ-69М2) компасы, спутниковая навигационная система, лаг, эхолот, УКВ радиоустановка, ПВ/КВ радиостанция, приёмник NAVTEX, радиолокационный ответчик, аварийный буй системы КОСПАС-САРСАТ, 3 носимые УКВ радиостанции.
Основным вооружением катера является 14,5-мм пулемёт КПВТ в составе морской тумбовой пулемётной установки (МТПУ), размещаемой в кормовой части. Установка предназначена для борьбы с надводными, береговыми и воздушными легкобронированными целями. Обеспечивает поражение надводных и береговых целей на дальностях до 2000 м при высоте до 1500 м. В ходе обновления МТПУ заменена на удалённо управляемую пулемётную установку размещённую в носовой части катера.
Тихий океан
Класс | Наименование | Проект | Вступление в строй |
ПСКР | «Дзержинский» | пр.11351 | 1984 |
ПСКР | «Орёл» | пр.11351 | 1986 |
ПСКР | «Петропавловск-Камчатский» | пр.22100 | 2019 |
ПСКР | «Дозорный» | пр.22460 | 2018 |
ПСКР | «Сокол» | пр.12412 | 1986 |
ПСКР | «Беркут» | пр.10410Б | 2010 |
ПСКР | «Корсаков» | пр.10410 | 1989 |
ПСКР | «Холмск» | пр.10410 | 1989 |
ПСКР | ПСКР-914 | пр.10410 | 1991 |
ПСКР | «Южно-Сахалинск» | пр.10410 | 1994 |
ПСКР | ПСК-922 | пр.10410 | 2000 |
ПСКР | «Кондор» | пр.10410 | 2003 |
ПСКР | «Ворон» | пр.10410 | 2007 |
ПСКР | ПСКР-727 | пр.02065 | 1990 |
ПСКР | «Нева» | пр.97П | 1978 |
ПСКР | «Волга» | пр.97П | 1980 |
ПСКР | «Сахалин» | пр.745П | 1974 |
ПСКР | «Брест» | пр.745П | 1978 |
ПСКР | «Приморье» | пр.745П | 1978 |
ПСКР | «Чукотка» | пр.745П | 1982 |
ПСКР | «Карелия» | пр.745П | 1983 |
ПСКР | «Буг» | пр.745П | 1985 |
ПСКР | «Магаданец» | пр.745П | 2006 |
ПСКР | «Сапфир» | пр.22460 | 2015 |
ПСКР | «Коралл» | пр.22460 | 2015 |
ПСКА | ПСКА-307 | пр.12200 | 2011 |
ПСКА | ПСКА-638 | пр.12150 | 2016 |
ПСКА | ПСКА-639 | пр.12150 | 2016 |
ПСКА | ПСКА-640 | пр.12150 | 2016 |
ПСКА | ПСКА-641 | пр.12150 | 2016 |
ПСКА | ПСКА-646 | пр.12150 | 2017 |
ПСКА | ПСКА-647 | пр.12150 | 2017 |
ПСКА | ПСКА-308 | пр.12200 | 2011 |
ПСКА | ПСКА-310 | пр.12200 | 2011 |
ПСКА | ПСКА-312 | пр.12200 | 2012 |
ПСКА | ПСКА-293 | пр.1496М1 | 2009 |
ПСКА | ПСКА-294 | пр.1496М1 | 2011 |
ПСКА | ПСКА-298 | пр.1496М1 | 2013 |
ПСКА | ПСКА-264 | пр.1496М1 | 2014 |
ПСКА | ПСКА-266 | пр.1496М1 | 2015 |
ПСКА | ПСКА-292 | пр.1496М | 2006 |
ПСКА | ПСКА-583 | пр.1496 | 1974 |
ПСКА | ПСКА-584 | пр.1496 | 1976 |
ПСКА | ПСКА-595 | пр.1496 | 1981 |
ПСКА | ПСКА-276 | пр.1496 | 1986 |
ПСКА | ПСКА-282 | пр.1496 | 1988 |
ПСКА | ПСКА-284 | пр.1496 | 1989 |
ПСКА | ПСКА-287 | пр.1496 | 1990 |
ПСКА | ПСКА-288 | пр.1496 | 1991 |
ПСКА | ПСКА-324 | пр.РМ376 | 1998 |
ПСКА | ПСКА-325 | пр.РМ376 | 1998 |
ПСКА | ПСКА-326 | пр.РМ376 | 1998 |
ПКО | «Ишим» | пр.15010 | 2008 |
ПКО | «Иван Леднев» | пр.1595 | 1977 |
ПКО | «Николай Сипягин» | пр.1595 | 1979 |
ПКО | «Николай Старшинов» | пр.1595 | 1980 |
ПКО | «Михаил Коновалов» | пр.1595 | 1981 |
ПКО | «Сергей Судейский» | пр.1595 | 1982 |
ПКО | «Иван Евтеев» | пр.1595 | 1983 |
ПКО | «Вячеслав Денисов» | пр.1595 | 1984 |
ППК | «Командор» | пр.850285 | 1989 |
ППК | «Шкипер Гек» | пр.850285 | 1989 |
ППК | «Херлуф Бидструп» | пр.850285 | 1990 |
ППК | «Маньчжур» | пр.850285 | 1990 |
ППС | «Контр-адмирал Колчин Е.С.» | пр.22120 | 2010 |
ППС | «Контр-адмирал Дианов» | пр.22120 | 2013 |
ППС | «Камчатка» | пр.22120 | 2018 |
ППС | «Забайкалье» | пр.22120 | 2019 |
ППС | «Андрей Евдокимов» | пр.13031 | 1996 |
ППС | «Антиас» | пр.503М/РР | 1996 |
ППС | «Аргал» | пр.503М/РР | 1997 |
ППС | ППС-818 | пр.503М/РР | 2003 |
ППС | ППС-819 | пр.503М/РР | 2008 |
ППС | «Барс» | пр.503Н/РОС | 1996 |
ППС | «Аскольд Пынько» | пр.503 | 1993 |
ППС | «Пагелла» | пр.503 | 1994 |
ППС | «Диана» | пр.502М | 1978 |
ППС | «Антур» | пр.502Р | 1972 |
ПК | «Торнадо» | пр.810 | 1996 |
ПК | «Смерч» | пр.810 | — |
ПК | «Ураган» | пр.810 | — |
Суммарно Тихий океан | Всего единиц: 81
25 пограничных сторожевых кораблей, 27 пограничных сторожевых катеров, 8 пограничных кораблей обеспечения, 4 пограничных патрульных корабля, 14 пограничных патрульных судов, 3 пограничных патрульных катера |
История проекта 03160
В Советском Союзе, начиная с конца 60-х годов, уделялось пристальное внимание разработке малых сторожевых катеров, предназначенных для следующих целей:
- Перехвата и задержание надводных целей, нарушивших границы территориальных вод СССР;
- Патрулирование акваторий;
- Оборона с моря пунктов базирования военно-морского флота от диверсий различного типа;
- Осуществление поисково-спасательных работ.
Для этих целей в 1967 году был спроектирован, а в 1969 году запущен в производство сторожевой катер «Гриф», разработанный в рамках проекта 1400. Данные 36-тонные патрульные корабли в то время полностью соответствовали своим задачам. За годы производства, которое продолжалось до 1990 года, было произведено около 300 катеров данной серии. Они производились на трёх заводах:
- ПО «Алмаз»;
- ПО «Море»;
- Батумском ССЗ.
Хотя около 100 катеров «Гриф» по прежнему несут военно-морскую службу, они морально и физически устарели ещё в конце 1980-х годов. Порядком изношенные катера, способные развивать скорость в 29 узлов, значительно уступали по своим характеристикам зарубежным аналогам. Ещё в конце 80-х годов планировалось запустить новый проект по созданию более перспективной модели боевого патрульного катера, но развал Советского Союза помешал осуществлению этих планов.
Долгое время данная ниша оставалась незаполненной, так как финансирование ВМФ в 90-х годах было практически прекращено. Только в конце 90-х годов на судостроительном в Рыбинске был разработан новый скоростной патрульный катер «Мангуст», созданный в рамках проекта 12150. Данный катер, который начал серийно выпускаться в 2000 году, мог разгоняться до 53 узлов, что по сравнению со скоростью устаревших «Грифов» было настоящим прорывом.
Однако скоростные катера «Мангуст» не совсем соответствовали представлениям МВФ России об идеальном патрульном катере. По их мнению, такой катер должен был обладать следующими характеристиками:
- Наличие аппарели для высадки десанта;
- Серьёзное вооружение на борту;
- Лёгкое бронирование корпуса;
- Небольшая осадка судна.
«Мангуст», патрульный катер проекта 12150
Декабрь 2 2008
Скоростной многоцелевой патрульный катер для действий в прибрежной зоне
История создания
Патрульный катер «Мангуст» пр.12150 спроектирован Центральным Морским Конструкторским Бюро «Алмаз» (ЦМКБ «Алмаз», г. Санкт-Петербург) по заказу департамента морской охраны Федеральной пограничной службы России. Катер производит ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» (ССЗ «Вымпел», г. Рыбинск). В настоящее время на заводе имеются необходимые мощности и технологии (2 стапель-кондуктора) для выпуска не менее 5 катеров в год. При необходимости их производство может быть увеличено.
Катер пр.12150 «Мангуст» не имеет аналогов в мировом кораблестроении, а по основным характеристикам не уступает зарубежным и превосходит лучшие отечественные катера подобного класса.
Назначение
Патрульный катер пр.12150 «Мангуст» предназначен для выполнения задач патрулирования территориальных вод и обеспечения пограничного режима государственно границы, несения таможенной службы, охраны биологических ресурсов в прибрежных районах, проведения поисково-спасательных операций, борьбы с контрабандистами и нелегальной транспортировкой наркотиков.
Особенности
Корпус катера выполнен из алюминиево-магниевого сплава с внешними обводами в форме «глубокое V» м в сочетании с мощной двигательной установкой обеспечивает движение с высокой скоростью (свыше 50 узлов, около 100 км/ч), хорошую маневренность и управляемость. Переборками разделен на 6 отсеков и остается на плаву при затоплении любого из них. Для предохранения подводной части корпуса от коррозии установлена электрохимическая протекторная защита и окрашена лакокрасочным антикоррозийным покрытием (грунт и краска фирмы «Хемпелс»).
Двигательная установка включает 2 дизеля «Звезда» модели M470 (2 дизеля MTU16V2000M90, мощность 2х1343 кВт) мощностью 990 кВт каждый при 1550 об/мин с двумя приводами Арнесона ACD-14. Кроме того, для сохранения высоких ходовых качеств в условиях волнения моря силой до 4 баллов катер оснащен комплексом бортовых интерцепторов. Для обеспечения бортовой электросети и потребителей катер оснащен дизель-генератором мощностью 16 кВт для выработки переменного 3 фазного тока напряжением 220 В частотой 50 Гц и аккумуляторами 12/24 В.
Навигационно-связной комплекс обеспечивает безопасное судовождение. В его составе имеются РЛС, электронный прокладчик, гироскопический и магнитный компасы, спутниковую систему, лаг, эхолот, а также стационарная и переносная УКВ радиостанции, предусмотрена возможность оснащения радиостанциями КВ диапазона и аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ.
Вооружение катера пр.12150 «Мангуст» может иметь различную комплектацию, которая определяется решаемыми задачами, спецификой применения и заказчиком. Основной вариант предполагает наличие на катере 14,5-мм стационарную тумбовую пулеметную установку, а также 1-2 пулеметов 7,62-мм калибра. Кроме того, по желанию заказчика, на катере может быть установлен ракетный комплекс «Вихрь» с лазерным наведением и дальностью действия до 10 км, а также укомплектован переносным зенитным ракетным комплексом типа «Игла», противодиверсионным гранатометом ДП-64 и гранатометом АГС-17. Дополнительно катер «Мангуст» имеет надувную шлюпка с жестким корпусом и подвесным мотором, а также грузовую стрелу с грузоподъемностью 140 кг.
Модификации
Катер пр.12150В — отличается от прототипа пр.12150 наличием ракетно-артиллерийского комплекса «Вихрь» в составе 30-мм скорострельной пушки и пусковой установки для ракет. Боекомплект комплекса – 4 ракеты и 500 30-мм выстрелов.
Многоцелевой катер пр.12150М (модификация катера пр.12150) создан по заказу МЧС РФ и спущен на воду 29.06.2006 г. Катер предназначен для выполнения поисково-спасательных работ при ликвидации последствий стихийных бедствий, спасения пострадавших, оказания помощи терпящим бедствие судам и малым плавсредствам. Оснащен специализированным аварийно-спасательным оборудованием. Выпускается серийно.
Водоизмещение, т: | |
полное/максимальное | ./26,1 (пр.12150В — 30,0) |
стандартное | 23,6 |
Главные размерения, м | 18,7х4,4х1,16 |
Скорость хода максимальная, узлы | до 71 |
Скорость движения, кмч | 35-50 |
Дальность плавания максимальная, мили | . |
Дальность плавания экономической скоростью, мили | 350-430 |
Автономность, сут. | 2 (1) |
Электропитание, В | 6 (4) |
Двигатели, количество, тип и модель | 2хМ470 (пр.12150В — 2хMTU16V2000М90) |
Мощность двигателя, кВт (л.с.) | 2[990 |
Вооружение: | |
ракетное | РАК «Вихрь-К» (пр.12150В) |
зенитное | ПЗРК «Игла» |
артиллерийско-стрелковое | 1х14,5 мм пулемет, 1-2х7,62 мм пулемет, гранатометы АГС-17 и ДП-64 |
Амур
Класс | Наименование | Проект | Вступление в строй |
ПСКР | «Вьюга» | пр.12081 | 1984 |
ПСКР | «Адмирал Казакевич» | пр.12130 | 1998 |
ПСКР | ПСКР-201 | пр.12130 | 2001 |
ПСКР | ПСКР-202 | пр.12130 | 2007 |
ПСКР | ПСКР-203 | пр.12130 | 2010 |
ПСКР | ПСКР-305 | пр.1248 | 1982 |
ПСКР | «Вихрь» | пр.12481 | 1982 |
ПСКР | ПСКР-308 | пр.12481 | 1983 |
ПСКР | «Гроза» | пр.12481 | 1984 |
ПСКР | «60 лет пограничных войск» | пр.12481 | 1984 |
ПСКР | «Шквал» | пр.12481 | 1985 |
ПСКР | «Хабаровск» | пр.12481 | 1986 |
ПСКР | «Тайфун» | пр.12481 | 1986 |
ПСКР | ПСКР-316 | пр.12481 | 1987 |
ПСКР | «Благовещенск» | пр.12481 | 1988 |
ПСКР | «Смерч» | пр.12481 | 1988 |
ПСКР | ПСКР-319 | пр.12481 | 1989 |
ПСКР | «Ураган» | пр.12481 | 1989 |
ПСКР | ПСКР-321 | пр.12481 | 1990 |
ПСКР | «Василий Поярков» | пр.12481 | 1991 |
ПСКР | ПСКР-496 | пр.1741 | 1986 |
ПСКА | ПСКА-9 | пр.П1415 | 1981 |
ПСКА | ПСКА-21 | пр.П1415 | 1984 |
ПКУ | ПСКР-52 | пр.1249 | 1979 |
ПКУ | «80 лет КДВРУ» | пр.1249 | 1980 |
ПКУ | ПСКР-54 | пр.1249 | 1981 |
ПКУ | ПСКР-55 | пр.1249 | 1981 |
ПКУ | «Казак Уссурийский» | пр.1249 | 1982 |
ПКУ | ПСКР-57 | пр.1249 | 1983 |
ПКУ | ПСКР-58 | пр.1249 | 1983 |
ПКУ | ПСКР-59 | пр.1249 | 1984 |
ПКАО | ПСКА-210 | пр.1606 | — |
ПКАО | ПСКА-252 | пр.16601 | 1993 |
ПКАО | ПСКА-253 | пр.16601 | 1993 |
ПКАО | ПСКА-249 | пр.16604 | — |
ПКАО | ПСКА-250 | пр.16607 | — |
ПКАО | ПСКА-251 | пр.16607 | — |
ПКАО | ПСКА-255 | пр.16607 | 1995 |
ПКАО | ПСКА-754 | пр.Т-4М | 1982 |
ПКАО | ПСКА-762 | пр.Т-4М | 2001 |
ПКАО | ПСКА-717 | пр.Т63М | — |
ПКАО | ПСКА-728 | пр.456бис | 1971 |
ПК | «Катран» | пр.РМ376 | 1988 |
РСО | РСО-37 | пр.1481 | 1979 |
РСО | РСО-40 | пр.1481 | 1981 |
РСО | РСО-51 | пр.1439 | — |
Суммарно Амур | Всего единиц: 46
21 пограничный сторожевой корабль, 2 пограничных сторожевых катера, 8 пограничных кораблей управления, 11 пограничных катеров обеспечения, 1 пограничный патрульный катер, 3 рейдовых судна обеспечения |
Конструкция[ | ]
Катер береговой охраны в бухте Золотой Рог Корпус и надстройка катера выполнены из высокопрочного алюминиевого сплава. Все устанавливаемое оборудование и используемые материалы соответствуют применяемым при строительстве иностранных высокоскоростных катеров.
Для улучшения ходовых качеств и повышения скорости катер имеет носовые и кормовые автоматически управляемые интерцепторы.
Главные двигатели — 2 х дизель-редукторных агрегата Deutz TBD616V16 по 1822 л. с. (1340 КВт) или 2 х дизеля MTU марки 16V2000M90 по 1822 л. с. (1340 КВт). Вспомогательная энергетическая установка — 2 х AC Deutz (220 В/50 Гц, 2 x 30 КВт) или 2 х ДГ «Вестербеке» 25.0 BEDA по 25 КВт или 2 х ДГ «Стамегна» SM-300 по 22,8 КВт. Два привода Арнесона ASD-15. Аккумулятор 12/24 В. Система кондиционирования воздуха в жилых помещениях и ходовой рубке.
Навигационное оборудование:
- Интегрированная система навигации ST60.
- Система местоуказания VNTsU-UV450.
- Навигационная РЛС «Лиман 18М1»
- Магнитный компас «Азимут-90-1»
- Лаг с функциями эхолота ЛЭМ2-2
- Приемоиндикатор спутниковой навигации NT 300D
- Система связи и передачи команд.
Катер может иметь в качестве вооружения:
- ракетно-артиллерийский комплекс «Вихрь-К», включающий: 4 управляемые ракеты «Вихрь»;
- одну 30 мм артиллерийскую установку АК-306 с 500 снарядами;
- тепло-телевизионную систему;
- систему управления артиллерийским огнём с системой автоматического сопровождения цели;
14,5 мм морскую тумбовую пулемётную установку, предназначенную для поражения воздушных, береговых и надводных целей.
Для российских пограничников «Соболь» поставляется в варианте, имеющем на вооружении только тумбовую пулемётную установку МТПУ с 14,5 мм КПВТ.
История
Катера проекта 12150 «Мангуст» спроектированы в «ЦМКБ „Алмаз“» и производятся в России на судостроительном заводе «Вымпел» в городе Рыбинске.
Серийно выпускаются с 2000 года.
Применяются в основном Пограничной службой ФСБ России (8 катеров: четыре из них используются в Чёрном море, два в Каспийском море, один в Азовском море и один в Балтийском море) и МЧС России (7 катеров в поисково-спасательной модификации (проект 12150М).
Имеются заказы ещё на несколько катеров этого проекта.
В 2009 году ОАО «Вымпел» сдало 5 катеров для ФСБ РФ (ЧФ и БФ).
На 2010 год — заказ 5 катеров.
На 2011 и 2012 годы — 8 и 12 соответственно.
В августе 2012 года два патрульных катера «Мангуст» были доставлены во Владивосток. Одной из первых задач для них станет обеспечение безопасности во время проведения саммита АТЭС во Владивостоке.
5-го сентября 2013-го спущен на воду обновлённый катер проекта 12150 «Мангуст». Как сообщает пресс-служба судостроительного завода «Вымпел», это второй катер серии, построенный для ВМФ РФ в 2013 году. Обновление проекта проводилось специалистами предприятия совместно с ЦМКБ «Алмаз». Была изменена внутренняя компоновка корабля, увеличена надстройка, установлена удалённо управляемая пулемётная установка. Результатом обновления стало улучшение боевых, тактических, мореходных и технических характеристик катера, а также условий проживания экипажа.
Сторожевые катера
Сторожевое судно – это, прежде всего, класс боевого корабля. Он достаточно скоростной и имеет небольшие габариты.
Катер предназначен для службы в пограничных службах и выполняет несколько основных задач:
- Охраняет государственные водные границы;
- Несет сторожевую и патрульную службу в прибрежных водах и на подходах к стратегически важным морским базам;
- Наносит огневые удары по другим судам;
- В военное время охраняют корабли и другой транспорт, а также сопровождают субмарины.
Лодка отличается от других судов, например, грузных миноносцев или эсминцев небольшими габаритами, высокой скоростью хода и маневренностью, что позволяет судну успешно выполнять, поставленные перед ним задачи, на государственных границах. За счет своих малых размеров и высокой автономности он способен долго и незаметно скрываться в засадах, оперативно и практически бесшумно перехватывать и обезвреживать нарушителей. Для обнаружения противника на борту предусмотрено навигационное оборудование и система определения государственной принадлежности.
Катера
Разновидности
Торпедный катер
Сторожевой катер
Рейдовый катер
Катер на воздушной подушке
Ракетный катер – малый ракетный корабль
Десантный катер
Торпедный катер тип г-5
Артиллерийский катер
Патрульный катер
Эстонский сторожевой катер EML P421
Первые сторожевые катера
История создания сторожевого катера началась в первые годы XX века. Когда началась Первая мировая война, в Российском флоте не было ни одного боевого катера. Вопрос был поставлен остро. Флоту были необходимы быстроходные суда, вооруженные пушками, для патрулирования и борьбы с немецкими подлодками и миноносцами.
Строительство сторожевика осуществлялось на верфи Золотова. В 1916 году Балтийский флот получил на вооружение 12 быстроходных катеров с деревянными корпусами. Лодка была вооружена 47-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом. Эти судна принимали непосредственное участие в боевых действиях Первой мировой войны.
Вторая серия уже более крупных катеров была выпущена в 1918 году. Длина корпуса составляла – 19 метров. Часть судов отправили на Волгу, где они принимали участие в битвах за Казань. Еще один был переброшен на реку Кама для перевозки войск и грузов, воюющих против Колчака.
В 20-ее гг. XX столетия некоторые представители сторожевых катеров использовались для пограничного дозора. Серия для массового производства была разработанна в 1925 году.
Гюйс пограничных кораблей первого и второго ранга
ГГР РФ: № 30Описание гюйса:Красное прямоугольное полотнище, перекрещенное прямым белым крестом и наложенным на него синим диагональным (Андреевским) крестом с белой каймой. Отношение ширины гюйса к его длине — два к трем. Отношение ширины концов диагонального креста к длине гюйса — один к десяти. Отношение ширины концов прямого креста к ширине гюйса — один к двадцати. Отношение ширины белой каймы диагонального креста к ширине диагонального креста — один к двум .
Утвержден
21 мая 1993 года Указом Президента РФ №720 какгюйс кораблей Пограничных войск 1 и 2 ранга ; переутвержден 1 сентября 2008 года Указом Президента РФ № 1278 какгюйс кораблей 1 и 2 ранга пограничных органов .
Патрульный катер «Мангуст»
Патрульные катера предназначены для охраны прибрежной акватории. Такие корабли могут выпускаться для внутренних вод — рек и озер. В этом случае акцент делается на борьбе с браконьерами силами внутренних дел. Также такие лодки могут проводить поисково-спасательные операции.
Патрульный катер для морской акватории предназначен для охраны границ и прибрежных вод от нарушителей и контрабанды. Преимущество таких лодок — скорость и маневренность, что позволяет эффективно проводить операции по перехвату.
«Мангуст» 12150 — современный глиссирующий катер, состоящий на вооружении Пограничной службы РФ. Тактико-технические и ходовые свойства позволяют применять его как в патрулировании границ, так и в спасательных операциях.