Артиллерийские катера проекта 1204

Содержание:

Краткая информация о предприятии, которое строит катера проекта 21820

Проект включает в себя строительство новых малых десантных судов, зонами действия которых должны быть прибрежные морские воды, а также реки.

Разрабатывает проект российское предприятие «ЦБК по СПК имени Алексеева». На сегодняшний день это единственный в мире производственно-конструкторский центр, который создает корабли с подводными крыльями. В мире имеется еще несколько предприятий, пытающихся строить такие же суда, однако их продукция не идет ни в какое сравнение с той, которая выпускается на российском предприятии. Еще в середине прошлого века здесь был сконструирован и построен знаменитый гигантский экраноплан, прозванный «Каспийским монстром». За все время своего существования предприятие сконструировало и ввело в действие около 9 тысяч кораблей на подводных крыльях. Это были и военные корабли, и суда гражданского предназначения.

Проект 12300: Ракетный-артиллерийский катер «Скорпион»


В 2001 году в Рыбинске на стапелях открытого акционерного судостроительного общества «Вымпел» состоялась церемония закладки ракетно-артиллерийского катера нового поколения «Скорпион».Назначение и особенности

Этот корабль четвертого поколения (по западной классификации относящийся к классу малый корвет) создан с использованием технологии снижения радиолокационной и тепловой заметности. По мнению главного конструктора ЦМКБ «Алмаз» Юрия Арсеньева, развитие ракетных катеров велось по двум основным направлениям — усиление вооружения и улучшение мореходных качеств. На сегодняшний день «Скорпион» — вершина эволюции в этом типе кораблей. Он вооружен противокорабельной ракетой «Яхонт» вертикального старта. Ее основным достоинством является сверхзвуковая скорость полета, делающая ракету малоуязвимой для средств ПВО противника. «Яхонт» имеет дальность стрельбы 300 км, массу боевой части — 200 кг.

Что касается корпуса, то он у «Скорпиона», по словам Юрия Арсеньева, очень экономичный. Если дальность плавания ракетного катера предыдущего поколения «Молния», имеющего на борту запас топлива 104 тонны, составляет 2200 миль, то «Скорпион» с 64 тоннами топлива имеет запас хода 2500 миль при движении с экономической скоростью 12 узлов. Кроме того, корпусу катера придана возможность самостабилизироваться на волне, он оснащен кормовыми интерцепторами, которые являются успокоителями качки. В результате уровень бортовой качки катера уменьшается в 5 раз.

Катер имеет комбинированную силовую установку, состоящую из двух дизельных двигателей для маршевых режимов плавания и газовой турбины ГТУ-12, предназначенной для выхода на скорость перехвата. ГТУ-12 приводит в движение вентилируемый водомет, разработанный в ЦМКБ «Алмаз». Он состоит из обечайки, в которой на больших оборотах работает полупогруженный винт.

Артиллерийское вооружение «Скорпиона» состоит из установки калибра 100 мм А-190-5П-10. Для воздушной обороны на ближнем рубеже, то есть на дальности 5-6 километров, служит зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан-1». Корабль оснащен активной трехкоординатной РЛС общего обнаружения надводных и воздушных целей «Позитив-МЭ1». Она может обнаруживать на дальности до 150 км и сопровождать одновременно до 50 целей, обеспечивает их классификацию и выдачу целеуказания сопряженным системам управления огнем.

Управление ракетной стрельбой осуществляется РЛС «Гарпун-Б» 3Ц-25Э. Активный канал этой станции использует сложный модулированный сигнал, который имеет способность, работая в приводном слое, огибать поверхность земли. Тем самым дальность обнаружения в зависимости от условий радионаблюдаемости составляет до 250 км, а в ходе испытаний в Индийском океане, как рассказал Юрий Арсеньев, была получена дальность 400 км. Таким образом, «Скорпион» имеет возможность загоризонтного целеуказания прямо на борту, без привлечения каких-то внешних систем.

Базовые ТТХ

Водоизмещение, т: стандартное — нет данных, полное: 465 Размеры, м: длина — 56,7, ширина — 10,3, осадка — 2,7, Скорость полного хода, уз. – 38, Дальность плавания, эконом. ход – 12 узлов — 2000 миль, Автономность, сут. — 10 Силовая установка: 2х5000 л.с., 2 дизеля М-530, 1х15000 л.с., ГТУ, 2 ДГ по 200 кВт, 1 ДГ 100 кВт, Вооружение: 2х2 ПУ ПКР «Яхонт», 1 ЗРАК «Каштан-1» (4 ЗУР с 2000 снарядов), 1х1 100 мм А-190Э (80 снарядов) – 5П-10А («Пума»), РТВ: РЛС «Позитив-М1.1», «Монумент-12301», «Ладога-МЭ-12300», СН-3101, «Буран», изделие 6730-7 системы госопознавания, «Горизонт-25», комплекс помех ПК-10 (4 ПУ), ГАС ПДСС «Анапа»; Экипаж, чел. – 37.


ЗРАК Каштан-М.

Возможные модификации: проект 12300П – пограничный сторожевой корабль с взлётно-посадочной площадкой, проект 12301 — вариант с ПКР «Оникс», А-190, БИУС «Сигма», проект 12301П – пограничный сторожевой корабль, проект 12302 – вариант с ПКР «Уран».

Планировалось построить головной катер в 2005 году, а затем строить серию для ВМФ РФ — 10, для ФПС РФ – 10 и до 30 катеров на продажу, катером заинтересовались страны АТР и ряд других. К сожалению, проект «заглох», не достроили даже головной ракетно-артиллерийский катер.


Перспективный проект ЦМКБ Алмаз — пр.12300 «Скорпион». Главная особенность — наличие ВПП, позволяющая применять с корабля вертолеты легкого класса,а в дальнейшем — и БПЛА.

Описание катера[ | код]

Корпус | код

Артиллерийский катер проекта 1204. Москва. 2017. Сильно увеличивается

Стальной корпус АКА пр. 1204 гладкопалубный, в отличие от предыдущих советских БКА пр. 191М, для использования катеров в прибрежных мелководных районах морей, с тоннельным образованием в подводной части в районе гребных винтов для их защиты. Кроме того, увеличен запас прочности корпуса (до 1,75) и он разделен водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков.

Деление на отсеки:

  1.  — Форпик (от 0-го до 4-го шпангоутов);
  2.  — Кубрик мичманов (4-й — 9-й шпангоуты);
  3.  — Носовой артиллерийский отсек (9-й — 12-й шпангоуты);
  4.  — Кубрик команды (12-й — 17-й шпангоуты);
  5.  — Командирский отсек с радиорубкой (17—21 ½ шпангоуты);
  6.  — Кубрик команды (21 ½—25 ½ шпангоуты);
  7.  — Отсек поста управления двигателями (ПУД) (25—29 ½ шпангоуты);
  8.  — Моторный отсек (генераторное и моторное отделения (29½—33 и 33—41 шпангоуты));
  9.  — Кормовой подбашенный отсек (41—44 шпангоуты);
  10.  — Камбуз (44—48 шпангоуты);
  11.  — Ахтерпик (48 шпангоут — транец).

Энергетическая установка | код

Главная энергетическая установка двухвальная с расположением главных двигателей в одном моторном отделении.

Главные двигатели — дизели типа «М-50Ф» мощностью по 1200 л. с. (ресурс до переборки 600 ч.).

Электроэнергетическая система переменного тока с напряжением в 380 В включала два автоматизированных дизель-генератора «ДГА-25-9» мощностью по 25 кВт в генераторном отделении.

На АКА 1204 система дистанционного управления дизельными установками «Орион».

Охлаждение двигателей забортной водой. А у АКА 1204 на р. Амударье оборудована автономная система охлаждения. По бортам катеров сварены регистры из труб, проходя через которые вода из двигателей охлаждалась.

Радиоэлектронное оборудование | код

На АКА пр. 1204 навигационные радиолокационные станции «Донец-2» и «Лоция».

Оптические средства наблюдения дополнили электрооптической аппаратурой ночного видения «МЭ5» (Тромбон).

Навигационное и штурманское вооружение | код

На АКА пр. 1204 эхолот «НЭЛ-7». Кроме того, для навигационного освещения и световой сигнализации использовался морской прожектор «K-35-3TM».
Прожектор состоит из фонаря, поворотной вилки и основания для установки прожектора на месте работы. Внутри корпуса фонаря стеклянный отражатель, фокусирующее устройство с патроном и лампой, выключатель. К корпусу откидными замками крепятся: для навигационного освещения — рама с купольным стеклом (узкий луч) или с рассеивателем (широкий луч); для световой сигнализации — жалюзи и рама с купольным стеклом. Для защиты от механического разрушения купольного стекла или рассеивателя в нерабочем состоянии на раму устанавливается защитная крышка. К сети прожектор К-35-3 подсоединяется трехжильным кабелем со штепселем.
Срок службы прожектора 6 лет.

Штурманское вооружение АКА пр. 1204 состоит из гиромагнитного компаса «Градус-2», предназначенного для выработки курса или азимутального направления и выдачи их авторулевому «Самшит-АО 13», и магнитного компаса «КТ-М3м».

Радиосвязь | код

Средства радиосвязи на АКА пр. 1204 представлены КВ-радиостанцией Р-617 «Аргон-Фтор-К» и УКВ-радиостанцией Р-619-1 «Графит».

Обитаемость | код

Все жилые помещения изолированы от машинного отделения и сгруппированы в носовой части корпуса (2, 4, 5 и 6 отсеки). Между жилыми помещениями и моторным отделением пост управления двигателями (7 отсек), а переборки покрыты вибропоглощающей изоляцией. Также жилые помещения с искусственной вентиляцией, электрическим отоплением, на камбузе электроплита и холодильная камера.

Автономность | код

На АКА пр. 1204 запас топлива 4,8 т, запас масла — 0,3 т, а запас пресной воды — 0,165 т; запас провизии на АКА пр. 1204 принимается на 7 суток автономности.

Дальность плавания катера двадцатиузловым ходом 240 миль, а при скорости 10 узлов — 320 миль.

Хроника подковерных баталий

В общем, для Киева выгодность получения от американцев двух б/у патрульных катеров вроде бы являлась очевидной. Поэтому после сообщения контр-адмирала Тарасова о договорной «финишной прямой» в Одессе и Николаеве посчитали, что дело сделано — катера вот-вот отгрузят для ВМСУ. Но не тут-то было.

Во-первых, стоимость постройки одной «Гюрзы» на предприятии известно кого составляла порядка 7 млн долларов. Упускать эти деньги пан Порошенко никоим образом не собирался.

Во-вторых, военный бюджет Украины уже был сверстан, и никаких затрат на приобретение у США «Айлендов» там не значилось.

В-третьих, у Киева вообще не имелось нормативной базы для приобретения «Айлендов» по схеме, предлагаемой американцами.

В силу вышеперечисленных причин, вышедшие еще в марте 2020 года «на финишную прямую» переговоры о передаче Украине из США двух загнанных в консервацию «Айлендов», так на этой «финишной прямой» и застряли.

Конечно, украинские СМИ постоянно публиковали материалы о том, что «еще немного, еще чуть-чуть» — и «Айленды» отправятся в Одессу. Наконец, объявили о передача катеров Украине сразу после окончания многонациональных учений Sea Breeze 2020. Но учения закончились, а «Айленды» почему-то остались там, где и были раньше. В американском Балтиморе.

Тем временем подковерная борьба ВМСУ за «Айленды» с собственным верховным главнокомандующим и кабмином, не желавшими (пусть и по разным причинам) выделять финансы на «Айленды», продолжалась.

В ноябре 2020 года на международной конференции по морской безопасности в Киеве посол США в Украине Мэри Йованович не выдержала и публично напомнила: Америка готова передать для нужд ВМСУ два патрульных катера типа Island. Мол, товар давно ждет — брать будете? Киев в ответ слил в СМИ информацию о том, что «договоренности о передаче катеров перешли в решающую фазу», чем и ограничился. Зато почувствовавший поддержку американцев Воронченко стал, как дятел, долбить инстанции.

Долгое время вице-адмирал терпел фиаско в этом благородном начинании. Но в марте 2020 года украинские пограничники совершили акт государственного пиратства — захватили российский сейнер «Норд». Последовавший вслед за этим резкий всплеск украино-российской конфронтации на Азовском море заставил Киев задуматься о переброске своих бронекатеров из Черного моря в Бердянск. Однако это заметно уменьшало силы, которыми Воронченко мог оперировать возле Одессы и Николаева.

В сложившейся ситуации «Айленды» становились нужны ВМСУ буквально как воздух. Вероятно, именно это обстоятельство и позволило Воронченко наконец-то сдвинуть дело с мертвой точки.

21 августа посол Украины в США Валерий Чалый намекнул, что американские катера усилят украинские позиции в Черноморском бассейне. А уже 23 августа кабмин разрешил-таки 100-процентную предоплату на сумму 10,1 млн долларов, связанную с поставкой «Айлендов».

Предоплату должно было осуществить министерство обороны Украины. Но… ничего не получилось в силу того, что в ходе подковерных баталий стороны забыли о необходимости коррекции «нормативки». За это по-настоящему взялись лишь в конце августа, так что 12 сентября, как мы знаем, кабмину пришлось повторно давать свое «добро» как на подписание необходимого договора, так и на его оплату.

Когда Воронченко наконец-то доложили, что все разрешения получены, он чуть не расплакался от счастья. Действительно, украинская эпопея с «Айлендами» получилась на диво затяжной. При этом она же все еще не закончилась!

Расконсервация катеров в Балтиморе еще не стартовала, так что точные сроки доставки катеров в Одессу сейчас не готов назвать никто. С учетом же того, что обучение украинских экипажей для передаваемых американцами катеров раньше 2020 года не начнется, можно уверенно утверждать, что Воронченко придется ждать «Айлендов» еще долго.

Подробные технические параметры и тактические особенности катеров проекта 21820

У российских транспортно-десантных катеров нового образца нижеследующие параметры и ТТХ:

  • Водоизмещение – до 280 тонн;
  • Наибольшая длина – 45 метров;
  • Наибольшая ширина – 8,5 метра;
  • Глубина осадки – 1,9 метра;
  • Скорость передвижения – до 35 узлов;
  • Могут быть использованы в шторм, в случае если волна не превышает высоты больше 3,5 метров;
  • Катера оборудованы двумя двигателями дизельного типа;
  • Суммарная мощность двух двигателей – 18000 лошадиных сил;
  • Максимум груза, который можно принять на борт – 140 тонн. Это позволяет разместить два современных танка;
  • В грузовых отсеках способны разместиться три боевые машины пехоты или столько же бронетранспортеров;
  • Экипаж – 6 человек;
  • Управление – автомобильного типа.

Примечания[править | править код]

  1. Черников И. И. Советские артиллерийские катера типа «Шмель» (проект 1204) // Энциклопедия мониторов. Защитники речных границ России.
  2. ↑ Артиллерийские катера пр. 1204. Речные артиллерийские корабли и катера. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. Корабли ВМФ СССР. Том 2. Апальков Ю. В. — СПб: Галея Принт, 2004. — 122 с. — (Корабли ВМФ СССР). — ISBN 5-8172-0087-2
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 августа 2012.
  4. Прасников В. Б. Послевоенные проекты речных боевых кораблей. Часть 3. Речной артиллерийский катер пр. 1204 // Военно-технический альманах «Тайфун». 2000, № 4. С. 2-7
  5. Чуприн К. В. Последняя крепость Сталина. Военные секреты Северной Кореи. — Центрполиграф, 2012. — ISBN 978-5-227-03421-2
  6. Чуприн К. В. Вооружённые силы стран СНГ и Балтии: справочник / Под общ. ред. А. Е. Тараса. — Мн.: Современная школа, 2009. — С. 511. — 832 с. — ISBN 978-985-513-617-1.
  7. Александр Храмчихин. . Военно-промышленный курьер (№ 49 (615) за 23 декабря 2015 года).
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 сентября 2012.

Большой ракетный катер проекта 12411 «Молния»

Ракетные катера проекта 12411 «Молния» предназначены для уничтожения боевых надводных кораблей противника, транспортных и десантных средств и судов в море, пунктах базирования, морских группировок и их прикрытия, а также для прикрытия дружественных кораблей и судов от надводных и воздушных угроз.

С 1981 года ракетные катера «Молния» в модификации 12411 (12411М) стали поступать на вооружение военно-морского флота Советского Союза. Они являются развитием РК «Молния» проекта 1241. Основной разработчик — объединение «Алмаз». Всего было построено на разных судостроительных верфях более трех десятков ракетных катеров. Главным отличием является установка противокорабельного ракетного комплекса с ракетами 3М-80 «Москит», вместо ракет «Термит» (П-15).

В наше время ракетные катера серии 12411 состоят на вооружение военно-морского флота России. Совсем недавно три РК с противокорабельными ракетами «Москит» заказало для нужд своих ВМС Ливия. Ориентировочная стоимость заказа около 200 миллионов долларов.

История разработки РК проекта 12411

Боевые действия с участием ракетных кораблей вооруженных противокорабельными ракетами П-15 в 1967 году (арабо-израильский конфликт) и в 1971 году (индо-пакистанский конфликт) стали отправной точной для создания ракетного катера, несущего на борту улучшенный противоракетный комплекс с более мощной и современной противокорабельной ракетой «Москит».

Первоначально, были проведены оценки возможностей размещения противокорабельных ракет «Москит» на ракетных катерах, в частности на РК проекта 205, являющего основным носителем морской противокорабельной ракеты П-15. В итоге, РК проекта 205 не подходил по массогабаритным характеристикам, а МРК «Овод» проекта 1234 не подошел по скоростным.

Требуемая максимальная скорость нового ракетного катера с ПКР «Москит» должна была быть не менее 42-43 узлов. Как выяснилось, малые и средние ракетные катера не смогли бы взять на борт «Москиты» и обеспечить требуемую скорость. Поэтому была поставлена задача спроектировать большой ракетный корабль с установкой на борт мощной энергоустановки. В 1973 выходит Постановление, согласно которому начинается проектирование и разработка современного скоростного ракетного катера. Кроме этого, согласно ТТТ БРК, должен обладать лучшими ТТХ, современными средствами боевой самообороны, РЭБ, улучшенной обитаемостью и автономностью.

Проектирование и разработку нового БРК поручили объединению «Алмаз». Руководителем проекта назначают ГК Юхнина Е.И. Согласно реализуемой идее, катера разрабатывались как целая система больших боевых катеров. Проект 1241 становился единой основой для создания ракетных, противолодочных и сторожевых катеров. Планировалось серийно выпускать корабли для нужд не только Советского Союза, но и обеспечить потребности флотов дружественных государств. Это и различная готовность мощностей ВПК по производству комплектующих привели к появлению и созданию на базе проекта 1241 нескольких модификаций. Основному разработчику поручили выполнить постройку головных кораблей основных двух модификаций.

Первой модификацией становится ракетный корабль с установленными противокорабельными ракетами Термит «П15М» и газотурбинной двигательной установки. Данная модификация появилась вследствие отставания разработчиков ПКР «Москит» и дизельной газотурбинной двигательной установки поставить изделия к назначенному сроку. Модификация получает обозначение 1241-1 и позволила начать производство корпусной конструкции и начать производство ракетных катеров заказанных зарубежными заказчиками.

Одновременно с первой модификацией велась разработка основной модификации – РК проекта 12411. Эта модификация и становится тем новым ракетным катером, что требовался ВМФ Советского Союза. Головной корабль проекта 1241-1 с «Термитом» поступил на вооружение ВМФ в 1979 году. Головной корабль проекта 12411 с противокорабельными ракетами «Москит» и новой ДГТУ поступает на вооружение ВМФ в конце 1981 года.

Перед этим были успешно проведены заводские испытания, после которых ракетный катер был отправлен на Черное море, где проводились основные испытания. В ходе испытаний корабль была проведена окончательная доводка основного оборудования и вооружения, после чего головной РК проекта 12411 успешно прошел комплекс госиспытаний. После принятия на вооружение головного ракетного катера начинается серийное производство данной модификации.

Огнемет РПО «Шмель». Обзор, характеристики, фото, видео

Фото: Реактивный огнемет РПО-А «Шмель». Подборка-1 Фото: Реактивный огнемет РПО-А «Шмель». Подборка-2

РПО-А «Шмель» (Реактивный Пехотный Огнемет–«А» индекс «А» говорит, что используется термобарический заряд).

«Шмель» стал продолжением реактивного огнемета РПО-А «Рысь», который не имел термобарических зарядов (использовал легковоспламеняющуюся жидкость, которая разлеталась по сторонам после попадания в цель), имел больший вес, большее время для подготовки к бою и меньшую дальность стрельбы. Проектирование РПО-А началось в 1984 году КБП г.

Тулы для советской армии, которая нуждалась в новом пехотном оружие, которое актуально в горах Афганистана. Огнемет «Шмель» был принят на вооружение в 1988 году. По началу им вооружали только огнеметные подразделения химических войск, на данный момент им вооружат все рода войск. Огнемет получился функциональным и надёжным.

Первым его боевое применение было в горах Афганистана, где моджахеды прозвали РПО-А «Шайтан труба». В наше время активно продолжают использовать в России и других странах. Огнемет получился почти универсальным, так как его можно использовать против защищенных укреплений, живой силы врага и легкобронированной техники на дистанции до 600 метров.

РПО-А можно транспортировать вьюгами по 2 штуки, а так же стрелять не разведения вьюги. Для использования достаточно было выставить расстояние на прицеле, отодвинуть рукоятку, снять с предохранителя и произвести выстрел. После выстрела стрелок выкидывал одноразовый контейнер.

Во время выстрела капсулу с зарядом разгоняется пороховым двигателем, который полностью сгорает при вылете из контейнера и дальше сама капсула с зарядом летит по инерции до 1200 метров, прицельная дальность 600 метров с диоптрическим прицелом.

Для увеличения прицельной дальности и простоты прицеливания предусмотрен съемные оптические прицелы ОПО (прицельная дальность 450 метров) и ОПО-1 (прицельная дальность 850 метров). Огнемет РПО-А «Шмель» оказался очень эффективным оружием для борьбы с живой силой противника в укрытии.

Так при попадании «Шмеля» в помещение происходит объемный взрыв и в помещении полностью выгорает кислород, все это сопровождается высокой температурой и взрывной волной с последующим уничтожением данного помещения. При взрыве на противника воздействует высокая температура, вакуумное воздействие взрыва и ударная волна.

Так же РПО-А «Шмель» используют против автомобильной и легкобронированных целей. При попадании в БТР или БМП происходит фугасный взрыв, который проламывает броню и выжигает кислород из боевого отделения бронетехники, что можно увидеть на фото выше. После взрыва очень большая вероятность пожара топлива и самой техники.

Огнемет состоит на вооружение странах бывшего СССР. Использовался во время военных конфликтов в Сирии, Украине, Кавказе. На базе РПО-А был создан более компактный огнемет МРО-А «Шмель-2».

Огнемет «Шмель» имеет три вида зарядов:

  • основной РПО-А-термобарический. Заряд состоит из огнесмеси, которая после попадания в цель моментально распыляется в радиусе 5 метров «затекая» в укрытия и вспыхивает выжигая кислород. Поражения противника происходит температурой до 800 градусов, ударной волной. Огнемет отлично зарекомендовал при использовании против врага, который укрывается в замкнутых помещениях, землянках, окопах, а также против легкобронированной техники. Взрыв данного заряда сравним с 122 мм артиллерийским снарядом.
  • РПО-Д-дымовой. Служит для создания моментальной дымовой завесы со временем действия 80-120 секунд, создает непереносимые условия для пехоты, а так же создает очаги пожара. Не наносит механический вред при попадании.
  • РПО-З-зажигательный. Предназначен для создания до 20 очагов пожара в помещениях, на открытых пространствах огнесмесью с горением 5-7 секунд.

РПО-А «Шмель» получился весьма удачным оружием пехоты, так как надежен, прост в обращении и обучении. Дальнейшим развитием РПО-А стал огнемет РПО ПДМ-А «Шмель-М»-он же РПО «Приз».

Стрельба из РПО-А «Шмель»

Огнемет шмель состоит из стеклопластикового тубусу с внутренним диаметром 93-мм в который помещается вышибной заряд и сама капсула с зарядом. На внешней стороне тубуса для прицеливания имеется складной диоптрический прицелом с делениями до 600 метров.

АВИАНОСЦЫ, ТРАЛЬЩИКИ И ДРУГИЕ

Именно в это время заместитель главкома ВМФ по кораблестроению и вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, выступая перед журналистами после церемонии спуска на воду базового тральщика проекта 12700 «Иван Антонов», заявил, что, мол, «легкие авианосцы не очень интересны ВМФ России, флоту нужны корабли данного типа водоизмещением около 70 тыс. т». Как известно, на российских верфях из-за отсутствия двигателей и кондиционного вооружения «зависли» семь фрегатов. В вялотекущем темпе строятся корветы. Да что корветы! При закладке 12 июля текущего года малого ракетного корабля (МРК) «Ставрополь» – 12-го по счету МРК проекта 21631 – было объявлено, что передадут его флоту лишь в 2023 году. То есть на сборку серийного корабля водоизмещением 949 т уйдет пять лет! Сколько же потребуется на строительство 70-тысячетонного авианосца? 20 лет или четверть века?

В том же выступлении Виктор Бурсук сообщил о нежелании командования ВМФ РФ приобретать рейдовые тральщики (РТЩ), аналогичные РТЩ проекта 10750, поскольку, дескать, «есть другие способы искать мины». Да, такие способы есть, но для них все равно нужны носители минно-трального вооружения, которых у ВМФ РФ нет. А вот завтра злонамеренные украинские хлопцы запросто могут заминировать Азовское море и Керченский пролив. Еще больше возможностей у западных «партнеров» России для минирования Балтики и особенно Финского залива.

И тогда придется приспосабливать «шмели» под тральщики. По воде и железной дороге их можно перебросить на любой морской театр России. Боюсь только, что стареньких каспийских «шмелей» на все флоты не хватит. 

Александр Васин

Александр Евгеньевич Васин – независимый военный эксперт.

Предыстория появления катеров проекта 1241

Следует отметить, что идея создания «москитного флота» не нова. Еще накануне Первой Мировой войны некоторые государства Европы стремились за счет строительства малых скоростных боевых судов усилить собственные военно-морские силы. Тогда основным вооружением кораблей такого класса являлось минное оружие. Успешное применение итальянскими моряками торпедных катеров во время морской войны с более сильным противником показало большие возможности малого флота. Из категории флота для бедных, «москитный флот» перешел в разряд наиболее эффективных инструментов ведения боевых действий в прибрежной морской зоне.

Эту же мысль после окончания Второй Мировой войны стали развивать и в Советском Союзе. Если с торпедным и минным оружием современные флоты научились эффективно бороться, то появление ракет открыло новые горизонты для ведения войны на море. Корабли с небольшим водоизмещением, обладающие высокой скоростью хода и вооруженные противокорабельным ракетами могли стать надежным щитом в обороне портов и мест базирования флота. Особенно привлекательно выглядела возможность установить боевые ракеты на подвижную платформу, обладающую высокой скоростью хода.

Именно эти военные корабли первыми продемонстрировали на практике свою эффективность. Во время «Шестидневной арабско-израильской войны» 1967 года египетский ракетный катер типа «Комар» сумел потопить израильский эсминец «Эйлат». Это и послужило поводом к интенсивному и массовому строительству кораблей этого класса во всем мире

Особенное внимание на новое оружие обратили страны третьего мира, которые не могли себе позволить ни строить, ни содержать большие военные флоты

Советский Союз в этой гонке вооружения считался явным фаворитом. На вооружении ВМФ СССР к тому времени уже имелось достаточно большое количество ракетных катеров разных типов. Шла разработка новых, более мощных судов, способных выполнять более широкий спектр тактических задач. Вершиной конструкторской мысли стал проект 1241 – новый ракетный катер типа «Тарантул».

История службы[править | править код]

В советское время экипаж АКА пр. 1204 состоял из командира — офицера в звании от лейтенанта до капитан-лейтенанта, помощника командира и механика (мичманы), и нескольких матросов.

Амурправить | править код

  • 49-я дивизия речных кораблей ТОФ (г. Хабаровск: 1 дивизион АКА (днака), 1 дивизион консервации; г. Благовещенск: 139 днака в составе 74-й бригады речных кораблй); (г. Дальнереченск): 15 однака
  • Дальневосточный пограничный округ

    • 11-я отдельная бригада пограничных сторожевых кораблей (11 ОБПСКР) с. Джалинда, Сковородинского р-на Амурской обл.
    • 12 ОБПСКР г. Благовещенск
    • 13 ОБРПСКР с. Нижнеленинское, Еврейская автономная область
    • 14 ОБПСКР с. Казакевичево, Хабаровский край
    • 15 ОБПСКР г. Дальнереченск, Приморский край

Чёрное мореправить | править код

На Черноморском флоте АКА пр. 1204 поступали в состав 327-го гвардейского Белградского дивизиона артиллерийских катеров 116-й Краснознаменной бригады речных кораблей, который базировался в Кислицком военном городке, расположенного на левом берегу Кислицкого рукава р. Дунай, напротив острова Кислицкий и на окраине с. Кислицы. Всего с 1968 г. по 1974 г. поступило 14 АКА пр.1204. Отправлявшиеся на консервацию АКА пр. 1204 передавались 356-му (с 1973 года 405-му) экипажу консервации АКА 21-го дивизиона кораблей резерва, также базировавшегося на окраине с. Кислицы.

  • Одесская манёвренная база:

После распада Советского союза Украине достался дивизион из 8 бронекатеров проекта 1204 «Шмель» с дислокацией в Измаильском районе, однако в 1990-е годы они были переданы Пограничной службе Украины. В 2009 году в Измаильском отряде морской охраны числилось 4 бронекатера проекта 1204 «Шмель»: BG-81 «Лубни» (Лубны), BG-82 «Канив» (Канев), BG-83 «Нижин» (Нежин) и BG-84 «Измаил». По данным Александра Храмчихина в декабре 2015 года на Украине было 2 катера проекта 1204 на вооружении и 2 катера проекта 1204 в отстое. В 2016-м году BG84 «Измаил», BG83 «Нежин» и BG82 «Лубны» прошли доковый ремонт на судоремонтном заводе «Дунайсудосервис»., однако, в отличие от них, планы по списанию BG-82 «Канив» (Канев) остались в силе. Весной 2019 Николаевское судоремонтное предприятие ООО «Магистраль-Юг» провело ремонт артиллерийских установок ПТ-76Б катеров пр. 1204 «Шмель» Морской Охраны ГПСУ (ДПСУ).

Балтийское мореправить | править код

  • 3-я (Балтийская) отдельная ордена Красной Звезды бригада пограничных сторожевых кораблей Краснознамённой Калининградской группы пограничных войск Федеральной пограничной службы РФ (Пограничное управление ФСБ России по Калининградской области)
  • 4-я ОБРПСКР г Псков.

Средняя Азияправить | править код

22-я ОБРПСКР (с 1981 по 1988 годы — 45 одск) Краснознамённый Среднеазиатский пограничный округ г. Термез, Ленинское. Вошла в состав ПВ Узбекистана в 1992—1993 годах.

Каспийская флотилияправить | править код

В составе 327-го гвардейского Краснознамённого дивизиона артиллерийских кораблей «Золотой Затон» г. Астрахань.

Весной 2018 года два катера ВМФ России были переброшены в Азовское море с целью усиления охраны Крымского моста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector