Верфьraptor boats
Содержание:
Проект 03160, шифр «Раптор»
Сторожевые катера
Перечень всех типов и проектов
·Все фотографии судов этого проекта предназначены для патрулирования прибрежных акваторий, высадки десантов и выполнения поисково-спасательных работ. Корпус к выполнен из алюминия, в носовой части имеется аппарель и проход для высадки десанта на берег. Сразу за проходом находится рубка с рабочими местами для двух членов экипажа. За рубкой размещено десантное отделение с местами для перевозимой группы. При высадке через носовую аппарель десантники проходят через рубку. Также возможна высадка через верхние и задние люки десантного отсека. Помещение десанта и рулевая рубка катера орорудованы броневой защитой, а иллюминаторы катера изготовлены из пулестойкого стекла толщиной 39 мм. Силовая установка катера состоит из двух дизельных двигателей Caterpillar C18 и двух водометов KaMeWa Twin 36A3. Мореходность катеров данного проекта составляет до 5 баллов включительно: они способны двигаться на скорости 20 узлов при высоте волн 4,5 метра и на скорости 28 узлов при высоте волн 2,5 метра.
Перечень всех типов и проектов
·Все фотографии судов этого проекта
Таблица судов проекта
Сортировать по: Дате постройки
· Месту постройки · Году и месту постройки · Модификации · Последнему названию · Первому названию · Редакторская сортировка
701 | 5.03.2015 | П-274 | ВМФ России | Краснознамённый Черноморский флот | 136 отряд борьбы с подводно-диверсионными силами и средствами Новороссийской ВМБ. | |
703 | 5.03.2015 | П-276 | ВМФ России | Краснознамённый Черноморский флот | 136 отряд борьбы с подводно-диверсионными силами и средствами Новороссийской ВМБ. | |
702 | 5.03.2015 | П-275 | ВМФ России | Краснознамённый Черноморский флот | 136 отряд борьбы с подводно-диверсионными силами и средствами Новороссийской ВМБ. | |
704 | 25.03.2015 | П-281 | 07.2019 | ВМФ России | Дважды Краснознамённый Балтийский флот | |
706 | 10.08.2015 | П-344 | 07.2017 | ВМФ России | Дважды Краснознамённый Балтийский флот | |
705 | 19.08.2015 | П-342 Юнармеец Балтики | 7.10.2016 | ВМФ России | Дважды Краснознамённый Балтийский флот | |
П-342 | ||||||
707 | 29.12.2015 | П-345 | ВМФ России | Краснознамённый Черноморский флот | Входит в состав 68 краснознаменной бригады кораблей ОВР. Пункт базирования — Севастополь. | |
708 | 22.02.2016 | П-352 | ВМФ России | Краснознамённый Черноморский флот | 102 отряд борьбы с подводно-диверсионными силами и средствами Крымской ВМБ. | |
710 | 05.2017 | П-415 Георгий Потехин | 07.2018 | ВМФ России | Дважды Краснознамённый Балтийский флот | |
2018 | ||||||
07.2017 | ||||||
28.03.2017 | ||||||
П-415 | ||||||
711 | 8.05.2017 | П-425 | ВМФ России | Краснознамённый Черноморский флот | ||
709 | 8.05.2017 | П-413 | ВМФ России | Краснознамённый Черноморский флот | ||
712 | 7.10.2017 | Евгений Колесников | ВМФ России | Дважды Краснознамённый Балтийский флот | ||
713 | 1.09.2018 | П-437 Григорий Давиденко | 17.01.2019 | ВМФ России | Дважды Краснознамённый Балтийский флот | |
П-437 | ||||||
714 | 8.09.2018 | П-434 | ВМФ России | Краснознаменная Каспийская Флотилия | ||
715 | 27.06.2020 | стр.№715 | ВМФ России | Дважды Краснознамённый Балтийский флот | ||
716 | 6.07.2020 | стр.№716 | ВМФ России | Дважды Краснознамённый Балтийский флот | ||
717 | 14.11.2020 | Стр. № 717 | ВМФ России | Дважды Краснознамённый Балтийский флот |
Простой вид списка судов (записи по учётным данным)
Перечень всех типов и проектов
·Все фотографии судов этого проекта Сообщить о неточности в описании или названии типа/проекта
Шведский след
«Мангуст», больше напоминавший Формулу-1 в мире катеров, под столь специфическую «хотелку» явно не подходил. Какое-то время российские кораблестроительные КБ потратили на неуверенные творческие метания… Но потом решили не изобретать велосипед, а взять уже готовую иностранную конструкцию, чтобы на ее базе и создать катер для ВМФ России.
В практике отечественного военного кораблестроения это не было чем-то из ряда вон выходящим. Тем более, что очень подходящий по своим ТТХ катер еще в 1991 году разработала шведская компания Dockstavarvet, и с тех пор постоянно пиарила свой Stridsbåt 90, он же — Combat Boat 90 (CB90) на всех доступных международных военно-морских выставочных площадках.
Тот факт, что катера этого проекта к концу 2010 года состояли на вооружении уже не только шведского флота, но и американского, британского, греческого, мексиканского, малайзийского и норвежского, окончательно убедил российских моряков, что CB90 — это то, что надо.
В итоге, взяв концепцию шведского катера за основу, КБ ОАО «Ленинградский судостроительный по заданию ВМФ России к 2013 году разработало конструкцию российского патрульного катера проекта 03160. Новый патрульный катер получил соответствующий его назначению «хищный» шифр «Раптор».
Впрочем, часто вместо безликой классификации «патрульный» применительно к «Раптору» используется другой, более подходящий эпитет — «десантно-штурмовой».
Устройство
Корпус катера выполнен с внешними обводами в форме «глубокое V» из алюминиево-магниевого сплава.
Энергетическая установка первоначально состояла из двух дизель-редукторных агрегатов(ДРА) с V-образными 12-цилиндровыми дизельными двигателями М470М а затем устанавливались ДРА с четырёхтактными V-образными десятицилиндровыми дизелями 10V 2000 M93 мощностью 1120 кВт (1502 л.с.) при 2450 об/мин. Габаритные размеры с трансмиссией — 2255х1130х1230 мм. Сухая масса с трансмиссией — 2660 кг. Вспомогательная энергоустановка: дизель-генератор мощностью 26 кВт*.
В 2020 году была произведена замена главных двигателей MTU (Германия) на V-образные 12-цилиндровые дизельные двигатели М470МК, оснащённые воздушным компрессором, производства «Звезды». Двигатели М470М данного производителя уже устанавливались на катера в период с 2001 по 2006 годы.
Для обеспечения бортовой электросети и потребителей, катер оснащён дизель-генератором мощностью 16 кВт для выработки переменного 3 фазного тока напряжением 220 В частотой 50 Гц и аккумуляторами 12/24 В.
Катер оснащён навигационно-связным комплексом, в состав которого входят: РЛС, электронный прокладчик, гироскопический и магнитный (КМ-69М2) компасы, спутниковая навигационная система, лаг, эхолот, УКВ радиоустановка, ПВ/КВ радиостанция, приёмник NAVTEX, радиолокационный ответчик, аварийный буй системы КОСПАС-САРСАТ, 3 носимые УКВ радиостанции.
Основным вооружением катера является 14,5-мм пулемёт КПВТ в составе морской тумбовой пулеметной установки (МТПУ), размещаемой в кормовой части. Установка предназначена для борьбы с надводными, береговыми и воздушными легкобронированными целями. Обеспечивает поражение надводных и береговых целей на дальностях до 2000 м при высоте до 1500 м. В ходе обновления МТПУ заменена на удалённо управляемую пулемётную установку размещённую в носовой части катера.
История проекта 03160
В Советском Союзе, начиная с конца 60-х годов, уделялось пристальное внимание разработке малых сторожевых катеров, предназначенных для следующих целей:
- Перехвата и задержание надводных целей, нарушивших границы территориальных вод СССР;
- Патрулирование акваторий;
- Оборона с моря пунктов базирования военно-морского флота от диверсий различного типа;
- Осуществление поисково-спасательных работ.
Для этих целей в 1967 году был спроектирован, а в 1969 году запущен в производство сторожевой катер «Гриф», разработанный в рамках проекта 1400. Данные 36-тонные патрульные корабли в то время полностью соответствовали своим задачам. За годы производства, которое продолжалось до 1990 года, было произведено около 300 катеров данной серии. Они производились на трёх заводах:
- ПО «Алмаз»;
- ПО «Море»;
- Батумском ССЗ.
Хотя около 100 катеров «Гриф» по прежнему несут военно-морскую службу, они морально и физически устарели ещё в конце 1980-х годов. Порядком изношенные катера, способные развивать скорость в 29 узлов, значительно уступали по своим характеристикам зарубежным аналогам. Ещё в конце 80-х годов планировалось запустить новый проект по созданию более перспективной модели боевого патрульного катера, но развал Советского Союза помешал осуществлению этих планов.
Долгое время данная ниша оставалась незаполненной, так как финансирование ВМФ в 90-х годах было практически прекращено. Только в конце 90-х годов на судостроительном в Рыбинске был разработан новый скоростной патрульный катер «Мангуст», созданный в рамках проекта 12150. Данный катер, который начал серийно выпускаться в 2000 году, мог разгоняться до 53 узлов, что по сравнению со скоростью устаревших «Грифов» было настоящим прорывом.
Однако скоростные катера «Мангуст» не совсем соответствовали представлениям МВФ России об идеальном патрульном катере. По их мнению, такой катер должен был обладать следующими характеристиками:
- Наличие аппарели для высадки десанта;
- Серьёзное вооружение на борту;
- Лёгкое бронирование корпуса;
- Небольшая осадка судна.
«Мангуст» — хорошо, но нужно лучше
Довольно странно было бы наклепать весь флот из одних авианосцев (хотя, порой, и очень хочется) или атомных подводных лодок. Попробуйте, например, на авианосце или атомарине патрулировать портовую акваторию. Или осуществлять задержание в лабиринте шхер малоразмерной скоростной цели, вроде широко распространенной жестко-надувной лодки «Zodiac». Результат подобного перформанса, думаем, был бы вполне предсказуемым.
В 80-е советский флот для патрулирования акватории, обороны пунктов базирования ВМФ, осуществления поисково-спасательных работ, а также обнаружения, перехвата и задержания малых надводных целей активно использовал сторожевые катера проекта 1400, шифр «Гриф». Спроектированные в 1967 году ЦКБ «Алмаз» для использования морскими частями погранвойск КГБ СССР 36-тонные «Грифы» вполне отвечали своему предназначению. Построенные в количестве более 300, некоторые из этих катеров до сих пор несут службу. Однако, к началу 90-х «Грифы», порядком изношенные и способные развивать лишь 29 узлов, явно устарели.
Долгое время отечественному ВМФ в силу недостаточного финансирования приходилось обходиться тем, что есть. Ситуация стала меняться лишь в начале XXI века. Для начала Санкт-Петербургское Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» разработало патрульный катер проекта 12150 «Мангуст».
Всем он был хорош, особенно скоростью. 28-тонный «Мангуст» без проблем разгонялся до 53 узлов! Но аппетит, как известно, приходит во время еды. Получив «Мангуст», ВМФ захотел уже не просто патрульный катер, а такой патрульный катер, который способен высаживать на необорудованное побережье диверсионно-разведывательную группу. Что подразумевало наличие у катера хоть какого-то бронирования, небольшой осадки и носовой аппарели для высадки десанта.
В общем, флоту захотелось получить катер для спецназа. Чтобы он и свою базу мог охранять, и скоростную мелочь в прилегающей акватории гонять, и в твиндек или на палубу большого десантного корабля влезать, и на вражеский берег незаметно выбираться, а если прижмет — огрызаясь из крупнокалиберного пулемета, быстро убегать.
История создания
Предшественники
Патрульные катера ВМС Великобритании в современном виде появились перед началом Второй мировой войны как катера портовой обороны (англ. Harbour Defence Motor Launch (HDML)). Это были небольшие катера водоизмещением до 60 т, вооруженные лёгкой скорострельной пушкой 20-мм/70 Oerlikon и несколькими пулемётами. Их задачей являлось выявление контрабандистов и диверсионных групп, патрулирование эстуарий рек и портовых гаваней. Патрульные катера широко применялись в послевоенные годы, в 1950-х это были катера типов Gay, Dark и Brave, однако после 1971 года все они были выведены из состава флота и им на смену пришли более тяжелые патрульные корабли водоизмещением более 100 т. Возрождение класса лёгких патрульных катеров произошло в 1985 году, когда флот заказал постройку типа Archer.
Предпосылки к созданию
Катер портовой обороны ML1301
Обеспечения безопасности вблизи побережья, где применение кораблей с осадкой более 2 м проблематично, требовало создания лёгких катеров, которые могли бы действовать в портовых гаванях, свободно заходя при необходимости в судоходные реки. Такие катера были необходимы не только на флоте, но и в полиции, на таможне и в пограничной службе. Кроме того, техника данного класса была востребована в качестве учебных заведениях для практических занятий по навигации и судовождению. Для обеспечения долговечности корпуса и его малого веса требовалось широкое применение современных пластических материалов, которые не подвержены коррозии в морской воде, но имеют достаточный уровень прочности, а в качестве силовой установки предлагалось использовать надёжные и экономичные дизельные двигатели.
Проектирование
Проект был создан на базе построенного на верфи Watercraft Marine по заказу Омана катера SNV Dheeb Al Bahari. Позднее для нужд резервного флота и учебных заведений ВМС Великобритании заказали постройку целой серии учебно-патрульных катеров малого водоизмещения с пластиковым корпусом и дизельной силовой установкой. Основной идеей проекта являлось создание быстроходного лёгкого катера, способного выполнять самый широкий спектр задач. Построенные в рамках четырёх серий катера имеют незначительные отличия, которые касаются прежде всего типов установленных двигателей.
История
PCE-872 , патрульный эскорт ВМС США времен Второй мировой войны
Во время обеих мировых войн, чтобы быстро наращивать численность, все стороны создавали вспомогательные патрульные катера, вооружая моторные лодки и морские рыболовные траулеры пулеметами и устаревшим военно-морским вооружением. Некоторые современные патрульные суда все еще базируются на рыболовных и прогулочных судах. Морские патрульные катера обычно имеют длину около 30 м (100 футов) и обычно несут одну артиллерийскую пушку среднего калибра в качестве основного вооружения и различные более легкие вспомогательные вооружения, такие как пулеметы или системы вооружения ближнего боя . В зависимости от роли суда этого класса могут также иметь более сложные датчики и системы управления огнем , которые позволят им нести торпеды , противокорабельные и зенитные ракеты .
Большинство современных конструкций приводятся в действие газотурбинными установками, такими как CODAG , и скорости обычно находятся в диапазоне 25–30 узлов (46–56 км / ч; 29–35 миль в час). Они в основном используются для патрулирования в исключительной экономической зоне страны (ИЭЗ). Общие задачи — это инспекция рыболовства , обязанности по борьбе с контрабандой (обычно по борьбе с наркотиками ), патрулирование нелегальной иммиграции, патрулирование по борьбе с пиратством и поисково-спасательные операции (работа правоохранительного характера). Самые большие OPV могут также иметь кабину экипажа и вертолет . Ожидается, что во время кризиса или войны эти суда будут поддерживать более крупные суда военно-морского флота.
Их небольшие размеры и относительно невысокая стоимость делают их одним из самых распространенных типов военных кораблей в мире. Почти все военно-морские силы используют по крайней мере несколько морских патрульных судов, особенно те, которые имеют только возможности « зеленой воды ». Они полезны в небольших морях, таких как Северное море, а также в открытых океанах. К аналогичным судам исключительно военного назначения относятся миноносцы и ракетные катера . Военно- морской флот Соединенных Штатов в течение многих лет эксплуатировал вооруженные суда на подводных крыльях класса Pegasus в качестве патрульного катера. River Patrol Boat (PBR, иногда называют «Riverine» и «Pibber») является американским дизайном малого типа патрульного катера предназначен для патрулирования вод крупных рек.
Замена класса Страж
Продолжение программы тихоокеанских патрульных катеров с помощью судов второго поколения считалось вероятным на протяжении многих лет из-за преимуществ и возможностей, предоставляемых эксплуатирующим странам, наряду с работой, предоставленной австралийской судостроительной промышленности. В начале 2000-х годов варианты класса Armidale от RAN или класса Protector от RNZN считались подходящими, хотя были опасения, что такие сложные суда будут слишком сложными и финансово ограниченными для обслуживания некоторыми небольшими участвующими странами. В отчете за 2008 год также предлагалось прекратить программу из-за растущих эксплуатационных расходов, налагаемых на Австралию (более чем вдвое превышающих ожидаемые годовые затраты в 12 миллионов австралийских долларов два года подряд), плохих эксплуатационных показателей (в среднем 36 дней в море на судно в год). это связано с трудностями эксплуатирующих стран с набором экипажей и обслуживанием судов, а также с отсутствием поддержки со стороны других стран, имеющих интересы в Тихом океане.
В июне 2014 года правительство Австралии объявило, что в рамках новой программы тихоокеанских патрульных катеров в Австралии будет построено не менее 20 судов нового класса. Программа замены тихоокеанских патрульных катеров стоимостью 2 миллиарда долларов (SEA 3036) (включая 594 миллиона австралийских долларов на строительство и 1,38 миллиарда австралийских долларов на эксплуатационные расходы) заменит существующие суда тихоокеанского класса, а также включит Восточный Тимор в качестве нового получателя. Запрос на конкурс был открыт для австралийских судостроителей 5 марта 2015 года и завершился 17 июня. Участникам тендера предлагается представить предложения по судну со стальным корпусом длиной 40 метров (130 футов) с дальностью полета 2500 морских миль (4600 км; 2900 миль) со скоростью 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час), максимальная скорость выше 20 узлов (37 км / ч; 23 миль / ч) и эксплуатационная автономность 20 дней. Запасные патрульные катера должны быть спроектированы в соответствии с коммерческими стандартами и просты в обслуживании. Они не будут построены с установленным оружием, но должны иметь возможность установить его позже. Эксплуатация новых патрульных катеров будет дополняться воздушным наблюдением и разведывательной информацией из Австралии в рамках Тихоокеанской программы морской безопасности .
В апреле 2016 года премьер-министр Малькольм Тернбулл объявил, что Austal была выбрана для строительства судов, а в мае 2016 года был подписан контракт на 19 судов класса Guardian. Еще два судна были предложены Восточному Тимору для покупки по согласованной фиксированной цене. Впоследствии это предложение было принято. Класс Guardian имеет длину 39,5 м, способен двигаться со скоростью 20 узлов (37 км / ч; 23 миль / ч) и со скоростью 12 узлов (22 км / ч; 14 миль / ч), обладает дальностью 3000 морских миль (5600 км; 3500 миль), вмещает 23 человека, несет 6,35- метровую RHIB и может быть оснащен 30-мм пушкой и двумя 12,7-мм пулеметами. Первое судно было спущено на воду 29 мая 2018 года, завершение строительства ожидается в октябре 2018 года, и оно будет передано Папуа-Новой Гвинее.
Достоинства и недостатки
На фоне устаревших патрульных катеров серии «Гриф» десантно-патрульные судна «Раптор» проекта 03160 выглядят весьма современно. Их основные достоинства заключаются в следующем:
- Катера имеют на борту самые современные системы связи, навигации, обнаружения и слежения.
- Мощные двигатели способны обеспечить боевому катеру скорость до 48 узлов. При этом они работают настолько тихо, что «Раптор» способен подобраться к своей цели практически бесшумно. Подобная шумоизоляция сделана специально для проведения бесшумных ночных операций по высадке десанта.
- Для того, чтобы максимально упростить процедуру подъёма катера на берег или палубу корабля носителя, предусмотрены специальные рымы.
- Весь личный состав катера проходит не только обязательную многоуровневую подготовку в Объединённом учебном центре МВФ России, но еще и изучает свой будущий корабль на предприятии-изготовителе.
Несмотря на массу положительных сторон, у десантно-патрульных катеров есть и некоторые минусы:
- При изготовлении алюминиевых деталей корпуса оказалось невозможным применить стандартную процедуру штамповки, поэтому делать их приходится исключительно вручную.
- Так как основная схема катера «Раптор» была скопирована с шведских катеров подобного типа, встаёт вопрос использования импортных узлов и комплектующих. В условиях санкций, которые Запад применяет к России на протяжении последнего времени, часто производство просто останавливается из-за нехватки необходимых узлов, поэтому сейчас ведутся работы, направленные на полное импортозамещение.
Проект 03160 «Раптор» представляет собой успешную реализацию плана по разработке современных десантно-патрульных катеров. Несмотря на финансовые трудности, количество патрульных катеров в МВФ России продолжает расти и уже стремится к десятку.
На сегодняшний день патрульные катера П-274, П-275 и П-276 переданы флоту и зачислены в состав противодиверсионных сил Новороссийской военно-морской базы. Летом 2021 года на кораблях подняли Андреевские флаги. Четвертое судно с бортовым номером П-281 в декабре 2014 года спустили на воду. На следующий год патрульный катер поднял Андреевский флаг и вошел в состав Балтийского флота. Местом базирования судна стала Кронштадская военно-морская база.
Сегодня в боевом строю на Балтике стоят патрульные катера типа «Раптор» с бортовыми номерами П-280, П-281 и П-344. На черноморском театре в составе сил береговой обороны Черноморского флота находятся катера П-274, П-275, П-415, П-413 и П-425.
В современных условиях катера типа «Раптор» несут патрульную службу по охране морских границ в акватории Финского залива и на Черном море. По непроверенным данным некоторое количество малых судов, похожих по параметрам и внешнему виду на катера проекта 03160, были замечены на борту российского судна, следовавшего в районе Восточного Средиземноморья. Предполагается, что два или три катера типа «Раптор» могут принять участие в войсковых операциях по охране российских военных судов, базирующихся в сирийской военно-морской базе Тартус.
Новые катера проекта 03160 типа «Раптор» являются результатом плодотворного сотрудничества военных ведомств королевства Швеции и РФ. Полученная на лицензионных условиях техническая документация позволила в кратчайшие сроки наладить на отечественных верфях массовое строительство кораблей подобного класса.
Практическая реализация проекта показала правоту и точность и инженерной мысли питерских кораблестроителей, сумевших создать практически новый универсальный боевой корабль. Отечественную разработку отличает высокая скорость хода, броня и мощное вооружение. Предполагается, что в дальнейшем суда будут строиться, как для оснащения собственных флотов, так и в экспортном варианте. Следующие партии судов могут быть заложены на Рыбинском судостроительном предприятии, освоившем производственный цикл строительства патрульных катеров проекта 02510 типа БК-16.
Конструкция патрульного катера Раптор проекта 03160
Было уже сказано, что за основу нового отечественного патрульного катера были взяты параметры и конструкция патрульного катера Combat Boat 90, аналогичного по классу судна шведской постройки. Эти корабли, спущенные на воду шведской фирмой Dock Stavarvet в 1991 году, получили широкое распространение по всему миру. Удачная конструкция судна обеспечила его массовый выпуск. В более чем 10 странах, включая такие большие как США, Бразилия и Мексика – эти суда составляют костяк подразделений береговой обороны. Отечественная разработка стала практической реализацией лицензионного контракта.
Патрульные катера шведской постройки были переданы в состав Черноморского флота, обеспечивая охрану береговой зоны во время проведения Сочинской Олимпиады 2014 года.
В отличие от шведской модели судна российская разработка имеет большие размеры. Корпус длиной 17 метров изготовлен из алюминиевого сплава. Носовая часть корабля оснащена аппарелью, обеспечивающей удобное десантирование или пересадку на другой объект. Боевая рубка рассчитана на два члена экипажа, которые осуществляют управление судном. Десантное отделение оборудовано для перевозки 20 человек. Помимо носовой аппарели десантирование с катера можно осуществлять с кормы и через боковые люки. Имеющаяся внутри катера одна водонепроницаемая дверь обеспечивает кораблю необходимую плавучесть при затоплении одного из отсеков.
На судне в кормовой части имеется машинное отделение, где установлены два дизельных двигателя Caterpiller с турбо наддувом. Суммарная мощность двух дизелей составляет 2300 л.с. Такая мощность обеспечивает катеру большую грузоподъемность и высокую скорость хода, до 48 узлов. В качестве основного движителя на корабле стоят водометы Rolls-Royce Kamewa 36A3 HS.
Отличительной особенностью нового судна является наличие броневой защиты. Следует отметить, что шведский катер не имел бронирования. Боевая рубка и кубрики для размещения десанта имеют противопульное и противоосколочное бронирование. Броня на катере соответствует 5 и 5А классу защиты. В рубке установлены иллюминаторы, изготовленные из прочного, пуленепробиваемого стекла толщиной 39 мм. Наличие брони существенно увеличило водоизмещение российского катера, 23 тонны против 13 тонн у шведской модели.
В сравнении с катерами зарубежной постройки, на которых из вооружения стоит только один пулемет калибром 12,7 мм, отечественные суда оснащаются куда более мощным вооружением. На катер установили 14,5 мм крупнокалиберный пулемет КПВТ в составе боевого автоматического модуля «Управа-КОРД». За счет гироскопа и стабилизатора огонь из боевого модуля можно вести даже при большом волнении. Прицельная дальность стрельбы составляет 2000 м. В дополнение к основному автоматическому оружию катера оснащаются двумя станковыми пулеметами «Печенег» калибром 7,62 мм.
Примечания[ | ]
- Военно-морской флот России получит патрульные катера «Раптор» — ИА REGNUM
- Патрульный катер проекта 03160 «Раптор», построенный на предприятии «Пелла», передан в состав Военно-морского флота
- Патрульный катер проекта 03160 «Раптор» спущен на воду
- «ПЕЛЛА» судостроительный выходит в море: безотказный катер «БК»
- https://military-informant.com/navy/rossiya-napravila-v-siriyu-katera-spetsialnogo-naznacheniya-raptor.html
- Российские «Рапторы» лишат американских двигателей
- Introduction of the new Rolls-Royce range of waterjets (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 14 июля 2020. Архивировано 26 января 2014 года.
- Турбодизель CAT C18 ACERT High Perfomance Propulsion Engines (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 14 июля 2020. Архивировано 8 июля 2020 года.
- Быстроходный патрульный катер «П-838»
- «Пелла» построит 8 десантно-штурмовых катеров для ВМФ России. 30.06.2014
- «Пелла» спустила на воду патрульный катер проекта 03160 «Раптор». 19.06.2014
- Новые катера для ближней морской зоны
- ВМФ России получил восьмой, последний в серии патрульный катер «Раптор»
- Минобороны России заключило контракты на поставку быстроходных патрульных катеров «Раптор» и рейдовых буксиров специального назначения проекта 16609
- В Санкт-Петербурге спущены на воду два новых патрульных катера «Раптор», строящиеся для ВМФ России
- ОАО «Пелла» заключило контракт с Министерством обороны Российской Федерации на изготовление и поставку 8 патрульных катеров на базе проекта 03160 («Раптор»).
- ↑ 1234 Патрульные катера проекта 03160 «Раптор» выходят в море: подробности проекта
- Осуществлен спуск на воду головного быстроходного патрульного катера пр. 03160 Раптор
- ↑ 123 Государственная приемная комиссия произвела приемку патрульных катеров проекта 03160
- Государственная приемная комиссия произвела приемку патрульного катера проекта 03160 стр. № 704
- Государственной приемной комиссией подписан приемный Акт патрульного катера проекта 03160 стр. № 705.
- Государственной приемной комиссией подписан приемный Акт патрульного катера проекта 03160, стр. № 706.
- ↑ 1234567 Проект 03160, шифр «Раптор»
- ↑ 1234567 Проект 03160, шифр «Раптор»
- Государственной приемной комиссией подписан приемный Акт патрульного катера проекта 03160, стр. № 707.
- Государственной приемной комиссией подписан приемный Акт патрульного катера проекта 03160, стр. № 708.
- ↑ 12 Состоялся спуск на воду и начаты испытания на 2х патрульных катерах проекта 03160, стр. № 709 и № 710.
- Состоялся спуск на воду патрульного катера проекта 03160, стр. № 712.
- Государственной приёмной комиссией подписан приёмный Акт патрульного катера проекта 03160, стр. № 712
- Состоялся спуск на воду патрульного катера проекта 03160, стр. № 713
- Подписан приемный Акт на патрульный катера проекта 03160, стр. № 713
- Состоялся спуск на воду патрульного катера проекта 03160, стр. № 714
- Государственной приёмной комиссией подписан приёмный Акт на патрульный катер проекта 03160, стр. № 714
- ↑ 12 Состоялась церемония спуска на воду двух патрульных катеров проекта 03160