Тральщики проекта 12700 «александрит» и их возможности

Суета перед путиной

Судно, принадлежавшее «Дальморепродукту», готовилось выйти в очередной рейс. Накануне оно прошло ремонт в «Дальзаводе». Говорят, что тогда возник небольшой пожар, но всё обошлось. Плавбаза стояла у 42-го причала кормой к берегу, носом к бухте. Рыбаки получали промысловое оборудование, завозили продукты. Одним словом, стояла самая обычная предрейсовая суета.

Плавбаза за день до трагедии. Фото: сайт korabli.qdg.ru

Горючего на борту хватало для работ судовых дизелей. Топливо и пресную воду только собирались бункеровать. Плавбаза была лёгкой и, соответственно, вела себя неустойчиво: внизу — пусто, а наверху находился груз. К тому же, в начале мая 1982 года стояла тёплая погода и во всех жилых каютах были открыты иллюминаторы. Беспокойства это не вызывало. Большая часть экипажа уволилась на берег. У плавзаводов длинные рейсы, поэтому всех тех, кто не был занят, отпустили побыть с семьёй.

Что представляет собой новейший тщ пр 12700 для российского флота

Корабли противоминной обороны, находящие в составе нынешнего ВМФ России, в большинстве своем являются судами старой советской постройки. Современные требования, которые предъявляются к ведению минной войны на море, указали на необходимость создания боевого судна совершенного иного типа. Новый тральщик должен быть совершенно неуязвимым для минного оружия и быть способным эффективно бороться с минной угрозой в прибрежной морской зоне.

Новинка заключалась в использовании для постройки судна совершенно новых для боевых кораблей конструктивных материалов. Новый базовый тральщик, получивший шифр «Александрит», был спроектирован . Идея создать противоминный корабль давно витала в кругах высшего военно-морского руководства страны. Только в нулевых годах техническое задание стало вырисовываться в реальный проект, который получил индекс 12700.

Новый базовый тральщик типа «Георгий Курбатов» должен стать основной боевой единицей для поиска, обнаружения и уничтожения мин всех классов и типов в местах базирования флота. Местом строительства нового судна стал Средне-Невский судостроительный завод. Серия получила производственный шифр БТ-730. Головной корабль серии, тральщик «Александр Обухов» проекта 12700 заложили в 2011 году. Почти через три года новейший базовый тральщик был спущен на воду. Результат работы питерских корабелов вдохновил военно-морское командование, поэтому в срочном порядке было принято решение продолжить серию. Уже на следующий год, в апреле 2021 года был заложен второй корабль, получивший название «Георгий Курбатов», соответствующее названию типа судов для данного проекта.

По замыслу создателей новый базовый тральщик должен стать кораблем противоминной обороны нового поколения. В основу конструкции кораблей минно-тральной группы легла концепция «охоты за минами». Появление на вооружении флотов новых типов мин, оснащенных многоканальными взрывателями комбинированного типа, несло угрозу военному кораблю любого класса. Новые мины были нечувствительны к существующим типам трального оборудования, поэтому было решено перейти от массированного траления в слепую непосредственно к поиску мин и их уничтожению.

Будущее новых тральщиков проекта 12700

Следом за вторым кораблем серии БТ «Георгий Курбатов» в 2020 году с разницей в три месяца на стапелях Средне-Невского ССЗ были заложены еще два судна, которые на сегодняшний день находятся на разных стадиях строительства. Корабль «Георгий Курбатов» до сих пор не введен в строй. Причиной затягивания сдачи боевого корабля является пожар на судне, повредивший внутренние части главного корпуса. Сегодня активно ведутся восстановительные работы на корабле. Имеются предпосылки использовать основные узлы и агрегаты поврежденного корабля для ускорения постройки двух других судов серии.

Первенец серии, базовый тральщик проекта 12700 несет боевую службу в составе Балтийского флота. Тактико-технические характеристики, которые демонстрирует новое судно, говорят о правильности технического решения и хода конструкторской мысли. Боевые суда, изготовленные из композитных материалов, могут послужить основой для создания москитного флота, вооруженного ракетным оружием.

Основные конструктивные особенности тральщика проекта 12700

Благодаря стеклопластиковому корпусу корабль имеет пониженный фон физических и электрических полей, снижая вероятность срабатывания неконтактных мин. В отличие от стальных корпусов кораблей, конструкция из стекловолокна может без потери основных физико-химических свойств прослужить 30-40 лет. Проект 12700 считается самой успешной разработкой российских конструкторов за последнее десятилетие. Полученный практически опыт применения композитных материалов для строительства боевых судов, может положить начало строительству военных кораблей других классов, рассчитанных на действие в прибрежной морской зоне.

Для создания композитного корпуса впервые на корабельной верфи было применено новейшее оборудование, которое представляет собой опытное производство. Созданный с нуля производственный комплекс является уникальным в своем роде и не имеет аналогов в России. Технологические возможности комплекса оборудования обеспечивают возможность создавать монолитные стеклопластиковые корпуса длиной до 80 метров. Такой корпус обладает целым рядом очевидных преимуществ:

  • прочность, сравнимая со стальными конструкциями;
  • длительной срок эксплуатации;
  • минимальное технологическое обслуживание;
  • малый вес в сравнении с аналогичными по размеру стальными конструкциями.

Композитный корпус идеально подходит для установки на нем нового противоминного контура, который вместе с новейшими гидроакустическими станциями значительно увеличивает живучесть и боеспособность корабля. Новый противоминный контур устанавливается на корпусе корабля и на выносных подводных аппаратах, буксируемых судном. Помимо новинок в сфере обнаружения мин, новый тральщик оснащен и традиционным тральным оборудованием, контактными и неконтактными тралами. Набор противоминного оборудования и вооружения входит в единую систему управления, получившую короткое название АСУ ПМД. Управление противоминной системой осуществляется с командного пункта корабля.

В процессе создания корабля были учтены особенности высокой плавучести стеклопластикового корпуса. На новом судне запас плавучести составляет 70%, в отличие от традиционного для большинства военных судов запаса плавучести в 50-60%. Удалось не только создать мореходное прочное и устойчивое судно, но и маневренный боевой корабль.

Боевой корабль БТ типа «Георгий Курбатов» получил на оснащение мощную силовую установку. Дизельный двигатель мощностью 2500 л.с должен обеспечить кораблю максимальную скорость в 15 узлов. Дальность плавания экономичным ходом составляет 1500 км, что вполне достаточно для продолжительной боевой работы на довольно обширной акватории. Автономность плавания для нового корабля определена в 10 дней, что вполне достаточно для экипажа судна в количестве 41 человека.

Роковой насос

В 20.00 появился крен. Вахта судна объясняла это пустыми танками. Есть версия, что береговые службы всё же предлагали зажать судно буксирами, но рыбаки отказались. Между тем судно продолжало раскачиваться и ночью легло на левый борт.

Пётр Осичанский. Фото: Из личного архива

«Это безобразная авария, — считает Пётр Осичанский, президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов. — И возникла она на пустом месте. В своём большинстве трагедии, которые происходят с морскими судами в море или, как у нас, в порту, при детальном рассмотрении настолько просты, что порой удивляешься. Вечером рокового дня на вахте стоял 4-й помощник, он сообщил капитану о крене и получил приказ выровнять его. Для этого существуют специальные бортовые танки, на плавбазе их было два. С их помощью регулируют балласт — закачивают или откачивают морскую воду».

Казалось, что скоро ситуацию исправят. Так и произошло, но после этого плавбаза накренилась уже на другой борт.

Статья по теме

Неделя памяти: версии и последствия крушения траулера «Дальний Восток»

Пётр ИвановичОбухове

В пожарном трубопроводе, шедшем через 4-й трюм, во время ремонта вырезали кусок. Чтобы избежать течи, поставили некачественную заглушку. А пожарный насос на судне работал постоянно и гонял воду, так как пожар считается самым опасным бедствием. И в этой ситуации он сыграл роковую роль. Когда заглушка, не выдержав напора, выпала, вода пошла в цех. Судно стало крениться сильнее.

Судно легло на левый борт. Фото: сайт korabli.qdg.ru

Новое выравнивание привело к тому, что вода из пожарной магистрали с силой перекатилась на левый борт и судно, не выдержав силы удара, легко на бок. В открытые иллюминаторы хлынула вода.

«Упал трап, затем начали рваться концы, и судно завалилось на левый борт, — вспоминает Мария Тармаева, очевидец трагедии. — На судне было много провожающих. Одни выскакивали и прыгали в воду, другие бежали по правому борту. Этот кошмар у меня и сейчас стоит перед глазами».

Корабль проекта 12700

Чтобы создать композитные корпусы впервые воспользовались новейшим опытным оборудованием. Создание производственного комплекса началось с чистого листа. Оно уникальное по своей сути и не имеет аналогов в нашей стране. По своим технологическим возможностям все комплексное оснащение обладает возможностью по созданию монолитных стеклопластиковых корпусов до 80-метровой длины.

Такие корпусы обладают очевидными преимуществами:

  • Прочностью, сравнимой со стальными кораблями;
  • Длительным сроком эксплуатации;
  • Минимальным технологическим обслуживанием;
  • Малым весом по сравнению с подобными по размерам стальными кораблями.

Композитные корпусы безупречно подходят для установки на них новых противоминных контуров. Они совместно с наличием новейших гидроакустических станций существенно увеличат боеспособность и долговечность кораблей. Новые противоминные контуры устанавливаются на корпусах кораблей. Кроме того, их можно установить и на выносные подводные аппараты, которые буксируются суднами.

Пополнение на минных

Минобороны ускорит передачу Черноморскому флоту двух новых кораблей проекта 12700 «Александрит». Уже в этом году в Севастополе начнут нести службу тральщики «Владимир Емельянов» и «Георгий Курбатов», сообщили источники «Известий» в военном ведомстве. Они войдут в состав 68-й бригады кораблей охраны водного района (ОВР).

Сегодня оба корабля находятся в балтийской акватории, где они проходят совместные тренировки. «Владимир Емельянов» вошел в списки флота в 2019 году, но до сих не совершил переход к месту службы. Его экипаж тестировал корабельные системы и оборудование, в частности, подводные противоминные роботы. Источники утверждают, что 25 июля тральщик примет участие в военно-морском параде в Кронштадте по случаю Дня ВМФ, после чего будет переведен на Черное море. «Георгий Курбатов» пока числится находящимся на испытаниях. По плану он должен встать в строй до Нового года, но это может произойти и раньше.

— Основу минно-тральных сил Черноморского флота до сих пор составляют довольно устаревшие корабли 1970-х годов постройки, поэтому вопрос обновления стоит довольно остро, — рассказал «Известиям» военный историк Дмитрий Болтенков. — Морские тральщики проекта 12700 «Александрит» относятся к новому поколению кораблей. Они оснащены современными средствами обнаружения и уничтожения мин, подводными роботами. Раньше работа такого корабля заключалась в том, что он выпускал трал и следовал за ним. Все боеприпасы на пути трала взрываются, но может задеть и сам корабль. У новых тральщиков мины ищут роботы, а сами они не подвергаются опасности.

Тральщик проекта 12700 «Александр Обухов»

Источник изображения: Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

В Черноморском регионе на сегодняшний день складывается довольно напряженная обстановка, и это требует наращивания российских военно-морских сил, отметил эксперт. Кроме того, корабли ВМФ России постоянно действуют в Средиземном море.

— Борьба с терроризмом в Сирии продолжается, и базу Тартус нужно охранять со всех сторон, в том числе с моря, — объяснил Дмитрий Болтенков. — Там необходимо постоянное присутствие тральщика с современными средствами обнаружения. Он будет проводить обследование акватории вблизи базы, осуществлять поиск мин на пути следования наших кораблей, заниматься постоянным мониторингом подводной обстановки.

Тральщик «Александр Обухов» – справка:

Александр Афанасьевич Обухов

Александр Афанасьевич Обухов – капитан первого ранга, Герой Советского Союза.

Родился 1 мая 1917 года в Саратове. Окончил Военно-морское Краснознаменное училище имени Фрунзе. До начала ВОВ принимал участие в советско-финской войне (1939-1940 годы).

Звание Героя, вместе с орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» было присвоено Александру Афанасьевичу 6 марта 1945 года за доблесть и мужество, проявленные в 138 морских сражениях, в том числе во время операции по высадке боевого десанта на острове Хийумаа (Эстония).

После войны работал на различных должностях в системе ВМФ, в том числе, являлся преподавателем в Военно-морской академии ордена Ленина.

Скончался 12 января 2009 года, похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

Тральщик – корабль специального назначения, используемый для поиска, обнаружения и ликвидации морских мин, а также для проводки кораблей и судов сквозь минные заграждения.

Кстати, интересный факт: “кораблями” принято называть именно плавательные средства военного назначения, все остальные плавсредства “гражданского назначения” (от малых яхт до гигантских круизных лайнеров) считаются судами!

Мягкая сила

В последнее время в Черном море растет военная активность стран НАТО. К российским берегам регулярно приближаются боевые самолеты, а в акваторию через Проливы заходят корабли ВМС США и других стран альянса с ракетами на борту. 23 июня эсминец британских королевских ВМС Defender нарушил морской рубеж у берегов Крыма и не реагировал на требование изменить курс. Российским кораблям и самолетам пришлось делать предупредительные выстрелы и бомбометание.

С 28 июня по 10 июля запланированы крупные международные учения в Черном море под эгидой США Sea Breeze-2021.

Россия в ответ также наращивает военно-морское присутствие в регионе, а экипажи кораблей постоянно тренируются. В начале июня замкомандующего Черноморским флотом вице-адмирал Сергей Пинчук заявил, что на летний период обучения, который в войсках и на флоте длится примерно с мая по октябрь, запланировано более 20 крупных маневров с участием кораблей и воинских частей береговых войск ЧФ.

Тральщик проекта 12700 «Иван Антонов»

Источник изображения: Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

Укрепление Черноморского флота было намечено довольно давно, но в свете последних событий сроки были скорректированы, полагает завкафедрой управления и социальных технологий Северо-Западного института РАНХиГС, Инна Ветренко.

— Российские маневры, ввод в строй новых кораблей может выглядеть как своего рода информационный ответ, мягкая сила. Но усиление флота — давняя долгосрочная стратегия России, — рассказала она «Известиям»

— Это особенно важно, с учетом того что Черноморский флот в последнее время оперирует на гораздо более широком направлении, в частности, в Средиземноморье

— Кроме того, на следующей неделе предстоят учения НАТО на Черном море, была анонсирована демонстрация новых видов вооружения, сейчас внимание экспертного сообщества приковано к этому событию

Весной прошлого года военные моряки протестировали возможности «Александритов» в Средиземном море. Тогда тральщик Черноморского флота «Иван Антонов» работал в паре с патрульным кораблем «Дмитрий Рогачев», который также оснащен подводными беспилотниками. «Антонов» с их помощью обнаруживал и обезвреживал мины, а фрегат «Адмирал Григорович» и малый ракетный корабль «Орехово-Зуево» форсировали район по протраленной полосе и уничтожали артиллерийским огнем макеты всплывших на поверхность боеприпасов.

Постройка кораблей

При создании кораблей учитывалась особенность значительной плавучести стеклопластиковых корпусов. Новейшие корабли обладают 70% запасом плавучести в противоположность традиционным большей части военных кораблей в 50-60%. Получилось создание не только мореходного прочного и устойчивого, но также маневренного боевого корабля.

Боевые корабли БТ типа «Георгий Курбатов» оборудованы мощными силовыми установками. Мощные 2500 сильные дизельные двигатели должны обеспечить кораблям скорость в 15 узлов. Дальность плавания на экономичном ходу достигает 1500 км. Автономное плавание для новейших кораблей определено в 10-дневный период, что будет достаточным для экипажа корабля с 41 военнослужащим.

Вне опасных зон

Вице–премьер РФ по вопросам оборонно–промышленного комплекса Юрий Борисов отметил, что это один из самых востребованных типов кораблей для ВМФ. «Он обладает самыми лучшими техническими характеристиками и превосходит по ним аналогичные корабли наших противников», — добавил он.

Тральщики способны находить морские мины как в воде, так и в морском грунте. При этом кораблю не нужно входить в опасную зону. Поиск ведется дистанционно, в том числе с помощью безэкипажного противоминного катера и роботизированных подводных аппаратов.

Также Юрий Борисов заметил, что сейчас оборонный комплекс страны достиг нужного порога насыщения вооружением, и первоочередной задачей для заводов на ближайшие годы станет диверсификация производства и увеличение доли гражданских заказов.

«Ритмичная работа по сдаче тральщиков этой серии показывает, что мы можем делать корабли в срок и в рамках заложенного бюджета. Это не осталось незамеченным для наших зарубежных партнеров по военному сотрудничеству. Если программа государственного оборонного заказа будет пересмотрена, то этот корабль ждут иностранные заказчики», — сказал президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.

По сведениям «ДП», в церемонии закладки «Анатолия Шлемова» на СНСЗ должна была принять участие делегация из Индии, которая работала на Военно–морском салоне, одновременно проходившем в Петербурге. Но в последний момент эти планы были пересмотрены.

Как заявил врио губернатора Петербурга Александр Беглов, город окажет содействие судостроительным предприятиям в увеличении доли выпуска гражданской продукции. Градоначальник рассчитывает, что она будет доведена до 50% к 2030 году.

Обсуждаем новости здесь.
Присоединяйтесь!

Стеклопластик против стали: как устроен инновационный тральщик «Александрит»

Первый и пока единственный

Тральщики необходимы для поиска и уничтожения мин с безопасного для корабля расстояния. Разработка проекта 12700 «Александрит» стартовала в 2002 году, все чертежи будущей революционной линейки тральщиков были созданы конструкторским бюро «Алмаз».

Создание или, как говорят специалисты, «наливка» корпуса происходила на прославленном Средне-Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге. Термин «наливка» здесь наиболее удачен, так как позволяет представить технологию создания 62-метровой махины из монолитного стеклопластика. Генеральный директор КБ «Алмаз» Александр Шляхтенко в одном из своих интервью заявил, что работы по формированию оболочки корабля заняли всего одни сутки.

Более того, в мире больше не существует технологии создания подобных судов. Да, у США и Японии есть планы спуска на воду схожих проектов, но все эти корабли по габаритам куда меньше российского «проекта 12700». Так что на ближайшие годы «Обухов» останется единственным великаном среди композиторных тральщиков мира.

Преодоление стереотипов

Для обычного человека даже представить себе легковой автомобиль с кузовом, отлитым из пластика, задача непростая. Все мы окружены продуктами с использованием полимеров, и отношение у нас к ним несколько предвзято. Если наши «гаджеты», например, часы, сделаны из металла, мы уверены, что они прослужат нам значительно дольше пластиковых. Но все эти доводы абсолютно неприменимы к нашему герою.

Конечно, в создании инновационного корпуса «Александра Обухова» используется вовсе не обычная пластмасса. Это передовая разновидность монолитного стеклопластика, созданная с помощью метода вакуумной инфузии. Преимущество такой оболочки корабля перед стальной очевидно. Во-первых, вес тральщика становится в 3 раза меньше, значит, меньше осадка, следовательно, маневренность судна повышается. Во-вторых, этот материал чувствует себя значительно лучше при столкновении с минами и снарядами противника. Учитывая «профессиональную» направленность судна, они могут происходить довольно часто. Еще одним плюсом является увеличенный срок службы минного тральщика — целых 60 лет, ведь коррозия ему не страшна. Такой вот практически волшебный композитный материал!

Что внутри?

Новейший тральщик оборудован самым передовым вооружением для уничтожения мин. На нем установлена система высокоэффективных гидроакустических станций. Они расположены как на самом корабле, так и на удаленно управляемых подводных аппаратах, своего рода водных «беспилотниках». Корабль обладает полностью автоматизированной системой реагирования и управления противоминными действиями. В минуту необходимости она объединяет все защитные системы корабля на борьбу с опасностью.

Помимо таких высокотехнологичных новшеств «Александр Обухов» оснащен и прежним, хорошо себя зарекомендовавшим стандартным вооружением. Например, 1 х 6 х 30-мм установкой АК-306 с боекомплектом в 1500 выстрелов или приводящей в ужас противника легендарной ПЗРК 9К38 «Игла». Профильное, а именно мино-тральное вооружение, представляет собой полноценный арсенал: парный контактный трал ПКТ-Б, трал-имитатор «Желатин», одинарный универсальный контактный трал ОУКТ-Б и прочие. Экипаж корабля состоит из 40 человек, которым, помимо всей замечательной боевой «начинки», будет также доступна и прекрасная кают-компания с кинотеатром. А еще, по слухам, на тральщике есть русская баня.

Взгляд в будущее

До 2021 года ожидается спуск на воду еще двух-трех подобных кораблей, а в ближайшие 20-25 лет — целых 30 единиц.

Стоит отметить, что доминирование российских конструкторов в данной военно-морской отрасли неслучайно. С конца 80-х годов прошлого века ведущие ученые отечественных КБ совершенствуют свои знания в области композитных материалов для военной промышленности. Линейка кораблей проекта 12700 «Александрит», а именно их уникальный материал корпуса, по мнению военных экспертов, даст толчок дальнейшему переходу военных судов со стальных корпусов на материал будущего — монолитный стеклопластик.

Новая матрица для модернизированного корабля противоминной обороны «Александрит»

Корабль предназначен для поиска и уничтожения морских мин в акваториях военно-морских баз на безопасной для корабля дистанции. В течение 70 дней с момента передачи поверхности под обработку победителю процедуры предстоит выполнить шпатлевание поверхности, герметизацию разъёмных швов, нанести разделительный состав на поверхность, а также провести герметизацию наружных швов матрицы.

Согласно техническому заданию, работы выполняются для заказа 01528. Под этим номером в 2021 году на СНСЗ планируется закладка восьмого тральщика проекта «Александрит».

Как сообщил ранее гендиректор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко, начиная с восьмого корпуса, проект «Александрит» будет модернизирован. В частности, тральщик получит новый противоминный комплекс. По данным других источников, также будет изменена длина корабля.

Невидимый для магнитных взрывателей морских мин стеклопластиковый корпус нового корабля, современная противоминная система и высокая маневренность делают тральщики проекта 12700 стратегически важными кораблями для российского флота. Базовые тральщики данного проекта могут применяться как для расчистки безопасных коридоров в минных полях, так и для поиска одиночных дрейфующих морских мин, мешающих судоходству.

Тральщик предназначен для обнаружения и уничтожения мин всех типов; противоминной защиты баз, прибрежных морских территорий; обеспечения противоминной защиты кораблей флота на переходе морем, собственной исключительной экономической зоны и месторождений полезных ископаемых в море; постановки минных заграждений; ведения противоминной разведки. В периоды низкой вероятности минной угрозы тральщики проекта 12700 могут использоваться как для охраны заданного водного района, так и в учебных целях.

В базовых тральщиках проекта 12700 конструкторам санкт-петербургского предприятия ЦМКБ «Алмаз» удалось совместить достаточно большое количество нестандартных инженерных решений, многое на кораблях такого класса было применено в первый раз. К примеру, в дополнение к двум винтам регулируемого шага тральщик получил два носовых подруливающих устройства ПУ-100Ф и две кормовые выдвижные поворотные колонки ВПК-90Ф/70. За счет этого корабль получил маневренность, сопоставимую с маневренностью буксира. Для тральщика прибрежной зоны это достаточно ценное качество, которое позволяет эффективно использовать корабль даже в узких проливах, между отмелями, на фарватерах. Два дизельных двигателя мощностью 2500 л.с. каждый обеспечивают боевому кораблю максимальную скорость хода в 16 узлов. Дальность плавания экономичным ходом составляет 1500 морских миль, автономность плавания – 10 суток.

Корабль противоминной обороны (тральщик) проекта 12700 «Александрит» Длина – 61 м Ширина – 10 м Осадка – 2,68 м Водоизмещение – 890 т Скорость хода – 16,5 уз Экипаж – свыше 40 чел.

Источник

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Теги: Флот Александрит корабль противоминной обороны Матрица мины Россия тральщик

Предыдущая статья Путь домой. Индия возвращает России атомную подводную лодку

Следующая статья На российских процессорах Baikal. Теперь ноутбуки

Предоставлено SendPulse

Нравится 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector