Возможности вмф китая по борьбе с ауг. часть 1
Содержание:
- Символика флота
- Организация
- История военно-морских сил Китайской Республики
- Технологии и деньги
- Битва за море. Новые хозяева Индийского океана
- Конкуренция за океан
- Организационная структура
- Библиография
- Вызов мировому сообществу
- Знаки различия званий и рейтингов
- История китайского флота
- Покупка технологий
- Авианосец «Шаньдун»
- Организация учебно-контрольных мероприятий боевой подготовки АУГ ВМС НОАК в апреле 2018 г.
- Важность морской торговли, судоходства и обороны для Китая
- Авианесущие корабли – основа будущих АУГ
- Подготовка личного состава авианесущих кораблей
Символика флота
Как и любой другой флот, китайский имеет свои символы. Флаг ВМФ Китая представляет собой красное полотнище с соотношением сторон 5:4 и с красной звездой и иероглифами, обозначающими дату 01.08.1927, которая имеет большое значение в истории флота Поднебесной. Красный цвет стяга означает доблесть, отвагу и кровь, пролитую китайскими военнослужащими в боях с войсками Чан Кайши.
Стоит отметить, что Днем ВМФ в Китае считается 23 апреля, именно в этот день в 1949 году был основан флот нового государства. И тогда же произошло знаменитое Наньчанское восстание, которое положило начало долгой и кровопролитной, но освободительной войне. Борьба китайских коммунистов позволила Китайской компартии установить власть Советов на территории всего Китая, исключая остров Тайвань, до сих пор не желающий подчиняться центральному правительству КНР.
Организация
Штаб командования ВМС Китайской Республики
Адмирал Лю Чжи-пин, нынешний командующий.
Вице-адмирал Ху Чжан-Хао и Тан Хуа, два нынешних заместителя командующего.
ШК ВМФ (中華民國 國防部 海軍 司令部) подчиняется Генеральному штабу, министру обороны и президенту Китайской республики.
-
- Внутренние подразделения: персонал, боевая готовность и обучение, логистика, планирование, боевые системы, общие вопросы, контролер, генеральный инспектор, политическая война.
- Командование военно-морского флота (艦隊 指揮部)
-
- 124-й флот: район Цзоин , город Гаосюн
- 131-й флот: Килунг , Тайвань
- 146-й флот: город Магонг , уезд Пэнху , Тайвань
- Десантный флот (151-й флот), район Цзоин, город Гаосюн
- 168-й флот: Суао , уезд Илань , Тайвань
- 192-й флот (флот саперов ВМС): район Цзоин, город Гаосюн
- 256-я эскадрилья подводных лодок: район Цзоин, город Гаосюн
- 261-я эскадрилья
- Hai Chiao (Sea Dragon) Управляемый ракетный катер PGMG / Craft Group (海蛟 大隊)
- 1-й ракетный катер Hai Chiao / корабельная эскадрилья из 10 ракетных катеров Kuang Hua VI класса на военно-морской базе Суао
- 2-й ракетный катер Hai Chiao / корабельная эскадрилья из 10 ракетных катеров Kuang Hua VI класса
- 3-й ракетный катер Hai Chiao / корабельная эскадрилья из 10 ракетных катеров класса Hai Ou (класс Dvora)
- 4-й ракетный катер Hai Chiao / корабельная эскадрилья из 10 ракетных катеров класса Hai Ou (класс Dvora)
- 5-й ракетный катер Hai Chiao / корабельная эскадрилья из 11 ракетных катеров Kuang Hua VI класса
Береговая противокорабельная ракетная группа Хай Фэн (海 鋒 大隊) управляет 6 батареями стационарных / мобильных противокорабельных ракет HF-2.
Авиационное командование (работает из Пиндун, Цойин и Хуалянь AB)
-
- Военно-морская авиация в Пиндуне получит 12 самолетов P-3C 2013/2014 гг.
- 1-я авиационная группа ASW
-
- 133-я эскадрилья: S-2T, в Пиндунге.
- 134-я эскадрилья: S-2T, в Пиндунге.
2-я авиационная группа ASW
-
- 701-я вертолетная эскадрилья (легкая), S-70C (M) -1, в Хуаляне.
- 702-я вертолетная эскадрилья (легкая), S-70C (M) -2, в Цойин.
- 501-я вертолетная эскадрилья (легкая), 500MD ASW, в Цойин.
Группа обслуживания
-
- 1-я эскадрилья технического обслуживания (Пиндун)
- 2-я эскадрилья технического обслуживания (Цойин)
- 3-я эскадрилья обслуживания (Хуалянь)
- Командование морской пехоты (陸戰隊 指揮部)
- Образование, обучение и доктринальное командование (教育 訓練 暨 準則 發展 司令部)
- Управление логистики (後勤 司令部)
- Военно-морская академия, Гидрографическое и океанографическое бюро, Центр развития судостроения, Системы связи, Общее обслуживание.
Источники :
История военно-морских сил Китайской Республики
Военно-морские силы Китайской Республики образованы в 1912 году после перехода на сторону революционного правительства остатков китайского Императорского флота.
-
Основная статья: Военно-морской флот Империи Цин
Новые военно-морские морские силы подчинялись Министерству морского флота Временного правительства Китайской Республики, которое было образовано в 1911 году после Синьхайской революции. В период военной диктатуры 1920-х и 1930-х годов военно-морские силы Китайской Республики остались верны правительству Гоминьдана. По состоянию на август 1937 года в составе флота было 42 корабля: 7 крейсеров старой постройки, 2 легких крейсера, 3 эсминца, 4 торпедных катера, 26 канонерских лодок.
В период Второй Японо-китайской войны 1937-1945 годов военно-морские силы не могли противостоять Императорскому флоту Японии в открытом море. В связи с этим командование планировало сосредодочить действия флота в акватории рек. Во время войны основные потери военно-морские силы понесли от авианалетов и от затопления кораблей для блокирования водных путей. После окончания войны для восстановления флота правительство Китайской Республики начало отправку офицеров для обучения в Великобританию и США. В состав военно-морских сил Китайской Республики были включены трофейные корабли японского флота, а так же списаные корабли флотов Великобритании и США.
После капитуляции Японии в стране вновь началась гражданская война, в результате которой в 1949 году вооружённые силы Коммунистической Партии Китая при поддержке СССР заняли весь материковый Китай и вынудили правительство Гоминьдана бежать на Тайвань. ВМС Китайской республики принимали участие в перевозке войск и эвакуации беженцев.
с 1990-х годов в вооруженных силах Китайской Республики возросло значение ВМС, поскольку акцент военной доктрины государства направлен на противодействие возможной блокады со стороны КНР. В связи с этим основные усилия направлены на замену устаревшего флота а так же расширение возможностей в радиоэлектронной и противолодочной борьбе. Традиционно ВМС Китайской Республики закупает корабли в основном в США, хотя несколько кораблей были построены самостоятельно по лицензии. Тем не менее у местных судостроителей нет технологий для строительства современных подводных лодок.
Технологии и деньги
Китайские власти привыкли, что практически все, что им нужно, они могут купить на мировом рынке, развинтить это и извлечь оттуда нужную им технологию. Однако такой способ работает лишь до известного предела, за которым начинаются сложности, едва ли устранимые благодаря обычному шпионажу.
Ведь мало получить готовый авианосец, нужно еще четко понимать, как он будет функционировать, обеспечить ему необходимую базу снабжения и ремонта. А технологическое развитие требует не только огромных денежных вливаний, но и значительной интеллектуальной традиции, направленной на решение определенной задачи.
Учитывая тот факт, что столь активно свой ВМФ Китай начал развивать относительно недавно, можно предположить, что до превосходства над другими морскими державами ему еще далеко. Однако до численного паритета дело действительно может дойти. По официальным данным, которым, возможно, и не стоит полностью доверять, республика тратит на Вооруженные Силы порядка двухсот миллиардов и эта цифра будет, вероятно, существенно расти в ближайшее десятилетие.
В то же время численность кораблей должна достигнуть 350 единиц, среди которых будут и новые авианосцы.
Битва за море. Новые хозяева Индийского океана
Если китайское правительство планирует действительно увеличить свою мощь за счет морского флота и наличия его представителей в наиболее важных региона мира, то без строительства военно-морских баз ему не обойтись.
То, что власти в полной мере осознают этот факт, подтверждает начало строительства новых баз ВМФ Китая в Индийском океане.
Предполагается, что с окончанием строительства китайский флот будет держать под контролем весь океан, а кроме того, иметь больший политический вес в тех странах, где будут построены военные базы. Среди стран, откликнувшихся на предложение китайских властей о строительстве, числятся Танзания, Кения, Бурунди, Сейшелы, Пакистан, Оман, Мальдивы, Шри-Ланка, Бангладеш и Мьянма.
Таким образом, ВМФ Китая будет иметь одну из самых обширных сетей военно-морских баз, с которой смогут конкурировать только США.
Конкуренция за океан
Как уже стало понятно, не только Китай стремится к доминированию в море, но и другие страны. Президентом России было приказано ВМФ РФ догнать и перегнать Китай по тоннажу флота, то есть занять вторую строчку после США, с которыми конкуренция практически невозможна.
Таким образом, основная борьба развернется за региональное лидерство, так как проекция силы на значительные расстояния требует наличия мощных авианесущих групп, включающих как современные авианосцы, так и корабли поддержки, а также авиацию, отвечающую требованиям, предъявляемым к современным боевым машинам.
Несмотря на то что не так давно Китай обзавелся своим первым авианесущим крейсером, он все еще значительно отстает в плане технологий и авионики. Например, после реконструкции на «Ляонине» все еще используются многочисленные устаревшие установки, среди которых есть одна наиболее важная — катапульта, разгоняющая при взлете самолеты до необходимой скорости.
Поскольку «Ляонин» представляет собой всего лишь немного обновленный советский авианосец, то и технологии на нем используются соответствующие. Очевидно, что за столь короткий срок китайским инженерам не удалось совершить технологического прорыва, поскольку основные силы ушли на то, чтобы освоиться с техническим наследием СССР.
Известно, что китайские дипломаты и военные долгое время старались выкупить у ВМС России авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», однако по политическим соображениям Россия от этой сделки отказалась, отдав предпочтение индийским партнерам, которые получили этот корабль формально бесплатно, но с обязательством оплатить российским предприятиям модернизацию и строительство портовой инфраструктуры.
Этот случай свидетельствует о том, что вопрос владения технологиями в современных условиях является наиболее важным и превосходит по значимости простое владение военной техникой. Ведь и Китай, и Индия конкурировали не столько за владение корпусом корабля, который они могли бы построить и сами, но и за современное высокотехнологичное оборудование. Кроме оного, в таких вопросах имеет значение и бесценный опыт, которым владеют российские корабелы.
Есть проблемы также и с системами наведения для корабельных ракет, запуски которых далеко не всегда бывают удачными. Впрочем, подобные трудности можно списать на технические неполадки и новизну разработок, которые прошли еще не все ступени испытаний. Сравнение ВМФ России и Китая в условиях чрезмерной закрытости китайского военного бюджета кажется затруднительным, однако неоднократные совместные учения и общая не слишком агрессивная обстановка позволяют надеяться, что противостояния между двумя флотами не произойдет в ближайшее время.
Организационная структура
В состав Военно-морских сил Китайской Республики входит корпус морской пехоты. Морская пехота ВМС Китайской Республики была создана в сентябре 1947 года. Подводные силы сформированы в 1974 году. Появление в составе ВС Китайской Республики морской авиации можно отнести к 1977 году, когда в ВВС было создано первое вертолётное подразделение, подчинённое в оперативном плане командованию ВМС. В 1999 году состоялась передача вертолётов и самолётов, действовавших в интересах флота, из ВВС в ВМС. К этому же времени относится и создание командования морской авиации. Возглавляет ВМС командующий, которому подчинены штаб и командования: флота, морской авиации, морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск, военно-морских районов и тыла.
Библиография
- Секретариат военно-морского министра / военно-морское министерство , Национальный архив Японии )
- Монография: 1900 год — Выдержка из истории военно-морской войны в Цинском инциденте , каждый том
- Организация дивизиона катеров флота и размещение торпедных катеров на боевых кораблях , каждый том
- Перечень услуг катера , каждый том
- Сэнси Сосо в каждом томе, Асагумо Симбун (Япония)
- Рекиси Докухон, Специальный выпуск № 33 Обзор адмиралов Императорского флота Японии , Син-Дзинбуцурайша, 1999 г.
- Японская ассоциация современных исторических рукописей, организации, структуры и кадровые вопросы Императорской армии и флота Японии , University of Tokyo Press, 1971 ISBN 978-4-13-036009-8
- Специальная серия Maru в каждом томе, (Япония)
- Каждый том Корабли мира» серии , (Япония)
Вызов мировому сообществу
С тех пор как КНР начала активно увеличивать армейское финансирование, у многих специалистов по международной политике появились оправданные опасения, что власти страны захотят рано или поздно бросить вызов существующей системе распределения сил не только в регионе, но и в мире.
Однако главным двигателем значительных перемен, произошедших с китайским флотом, является вовсе не политика, а экономика. Большинство энергетических ресурсов и другого сырья Поднебесная получает в качестве импорта из других стран. Большинство грузоперевозок осуществляются по морю, так как это наиболее дешевый способ, который довольно часто бывает небезопасен в тех регионах, по которым проходят самые важные для КНР морские коммуникации.
Пиратство и территориальные споры очень часто ставят под угрозу морские перевозки, и именно для обеспечения безопасности мореходства в Индийском океане Китай строит все новые базы на его берегах.
Знаки различия званий и рейтингов
- Офицеры
Группа рангов | Генералы / флагманы | Полевые / старшие офицеры | Младшие офицеры | Офицер-кадет | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Республика Китай ВМС | |||||||||||||
Полный адмирал一級 上將 | Адмирал二級 上將 | Вице-адмирал中將 | Контр-адмирал少將 | Капитан上校 | Командир中校 | Капитан-лейтенант少校 | лейтенант上尉 | Лейтенант (младший разряд)中尉 | Прапорщик少尉 | Офицер-кадет軍校 生 | |||
Пиньинь | Йиджи Шангджан | Rjí Shàngjiàng | Чжунцзян | Шаоцзян | Дайцзян | Шансиао | Чжунсяо | Шаосиао | Шангвей | Чжунвей | Шаовей | Jūnxiào shēng |
- Не введен в эксплуатацию
Группа рангов | Старшие сержанты | Младшие унтер-офицеры | Зачислен | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Республика Китай ВМС | |||||||||
Главный старшина士官 長 | Главный старшина二等 士官 | Старший старшина三等 士官 長 | Главный старшина上士 | Старшина 1-го класса中士 | Старшина 2-го класса下士 | Моряк上等兵 | Ученик моряка一等兵 | Набор моряка二等兵 | |
Пиньинь | Йиденг Шигуань чжун | Rděng Shìguān zhǎng | Sānděng Shìguān zhǎng | Шангши | Чжунши | Сиаши | Shàngděng Bīng | Йиденг Бинг | Rděng Bīng |
История китайского флота
Китай, ВМФ которого столь активно развивается, вызывает все большее беспокойство соседей, но планы свои менять, вероятно, не собирается. Помня о былых поражениях, власти страны намереваются сделать КНР одной из ведущих держав современности.
ВМФ Китая в 19в. представлял удручающее зрелище — устаревшие деревянные лодки были оснащены не менее устаревшей артиллерией. Именно такое состояние вооруженных сил привело страну к поражению сначала в Опиумных войнах, затем к свержению монархии, а затем и к гражданской войне.
Однако уже в середине двадцатого века, не без помощи СССР, ситуация начала исправляться, и у Китая появилось современное вооружение, однако внутренние потрясения не создавали предпосылок для динамичного развития флота.
Ситуация сильно изменилась в конце 1980-х, когда флот возглавил Лю Хуацин. Под его руководством ВМФ Китая, состав которого был значительно увеличен еще десятилетие назад, сосредоточился на повышении качества и технологических разработках, которые были призваны повысить боевую мощь страны и увеличить ее представительство на мировой арене.
В качестве приоритета технологического развития было выбрано направление ракетостроения. Были разработаны новые типы ракет, которые должны были усилить не только эсминцы ВМФ Китая, но и авиацию флота.
Однако, несмотря на значительные успехи в корабельном строительстве, Китай все еще придерживался стратегии регионального игрока, крайне редко выводя флот в отдаленные акватории. Ситуация начала меняться в XXl веке, когда к власти пришло новое поколение политиков, настроенное экспансионистски.
Покупка технологий
Опыт технологического сотрудничества с другими странами у Китая огромен. Во время гражданской войны Вооруженные Силы этой страны получали значительную техническую и информационную поддержку от Советского Союза.
Самым значительным подарком от советской власти была атомная бомба, которая ввела Китай в клуб наиболее могущественных держав планеты. Однако и после распада СССР сотрудничество продолжилось, но уже на более взаимовыгодной основе. Китай начал закупать у России готовое вооружения и лицензии на его производство. Кроме того, КНР получила доступ к советским технологиям через покупку образцов вооружения у некоторых постсоветских стран.
В XXl веке очевидные преимущества обнаружились у формы сотрудничества, при которой создаются совместные предприятия с участием китайского капитала и российских технологий. По такой схеме производятся и разрабатываются истребители в КНР и Индии.
Однако сотрудничество РФ и Китая не ограничивается только самолетостроением и производством авиационных двигателей. Начиная с 1990 года Россия поставляет в КНР различные подводные лодки, стоимость которых на 2002 год превысила полтора миллиарда долларов.
Помимо подводных лодок, флаг ВМФ Китая поднялся над двумя российскими эсминцами, переданными китайским партнерам в 1999-2000 годах. Во всех случаях решающими для российской стороны являлись экономические интересы, в то время как Китай руководствовался интересами технологического и военного развития. Однако ситуация заметно изменилась после публикации в 2017 году документа, регламентирующего развитие ВМС России до 2030 года.
Авианосец «Шаньдун»
В 2012 г. китайским судостроителям стало понятно, что они смогут самостоятельно построить однотипный корабль, и в августе 2013 г. была начата резка металла для корпуса второго авианосца, который получил наименование «Шаньдун» и бортовой номер 17. В ноябре 2013 г. китайские специалисты приступили к сборке крупных секций в закрытом цехе, а в марте 2015 г. началась сборка корпуса в сухом доке. Корпус был полностью сформирован к 27 октября 2016 г.
Одновременно велась работа над проектированием основной мачты корабля, которую решили заимствовать у эскадренных миноносцев проекта 052D. В ноябре 2016 г. была завершена установка основного бортового оборудования, что позволило за период с 11 по 17 марта 2017 г. провести подготовку к спуску на воду. Спуск корабля на воду состоялся 23 апреля 2017 г. Через три дня официально на авианосце был поднят флаг ВМС НОАК.
Впервые силовые установки «Шаньдуна» были запущены в тестовом режиме 10 июля 2017 г., в сентябре корабль самостоятельно выполнил отход от причальной стенки и швартовку при помощи буксиров.
Авианосец «Шаньдун» выходит из сухого дока к достроечной стенке
По данным из китайских источников, в период с 16 по 20 апреля 2018 г. приемо-сдаточная команда «Шаньдуна» подготовила корабль к первому ходовому испытанию. Проверка состоялось в заданном квадрате Желтого моря в период с 20 по 27 апреля 2018 г. Фактически корабль впервые вышел в море 23 апреля 2018 г. Известно, что в рамках первого выхода в море на палубу корабля совершил посадку вертолет ПЛО «Чжи-18F».
В настоящее время «Шаньдун» направлен в первый межфлотский переход и следует в Южно-Китайское море. В процессе перехода экипаж проведет испытания силовой установки – корабль будет периодически развивать максимально возможную скорость и поддерживать ее в течение не менее шести часов. Кроме того, летчики палубной авиации выполнят серию взлетов и посадок с палубы. Проверять функциональные возможности системы управления полетами (СУП) корабля, тормозную систему и другие компоненты – авиационные лифты, систему заправки топливом, газоотбойные щиты и т.д.
Основные районы проведения испытаний авианесущих кораблей ВМС НОАК, построенных в г. Далянь
Период учебного мероприятия | Район проведения | Задачи |
27.04.2018 – 04.05.2018 | 38°51.41′ — 121°38.12′ 38°34.12′ — 121°38.12′ 38°33.55′ — 121°07.51′ 38°48.13′ — 121°14.03′ |
Ходовые испытания корабля Проверка силовой установки на «отказ» Проверка маневренности при условной торпедной атаке |
По мере необходимости | 38°55.06′ — 121°57.30′ 38°55.00′ — 121°05.00′ 38°49.00′ — 121°05.00′ 38°49.00′ — 120°57.30′ |
Проверка палубных систем и РЛС Проверка слаженности действий кораблей АУГ ВМС НОАК |
Особенности конструкции
По оценкам китайских и иностранных специалистов, основное изменение, внесенное в конструкцию авианосца – это форма и размеры палубной надстройки корабля. По сравнению с проектом «Ляонина» она уменьшена на 10–15%, что позволило выделить два дополнительных места для палубных истребителей.
Китайские специалисты перепроектировали внутренние помещения надстройки. Они разделили ходовой мостик на верхнюю и нижнюю секции, что положительно сказалось на размещении группы управления действиями авиации.
Проекции авианосца «Шаньдун»
К внешним отличиям следует также отнести размещение новых РЛС наблюдения за воздушной обстановкой H/LJG-346A (S-диапазон). Станции заимствованы у эскадренных миноносцев проекта 052D. Кроме того, китайские специалисты внесли некоторые изменения в компоновку кормовой части летной палубы, что позволило увеличить ее полезную площадь.
По данным китайских источников, по сравнению с «Ляонином» конструкторам удалось увеличить на 25% вместительность авиационного ангара и емкость танков для авиационного топлива.
Стоимость строительства «Шаньдуна» оценивается в 50 млрд. юаней. При этом, стоимость бортового радиоэлектронного оборудования достигает 10 млрд. юаней. Для сравнения: общая стоимость палубной авиагруппы в составе 28 истребителей «Цзянь-15» и 16 вертолетов составит 20 млрд. юаней.
Организация учебно-контрольных мероприятий боевой подготовки АУГ ВМС НОАК в апреле 2018 г.
Период учебного мероприятия | Координаты морского учебного района (МУР) | Задачи | Примечание |
05.04.2018 – 11.04.2018 | 19°16.5′ — 110°38.5′ 19°13.0′ — 110°53.5′ 18°55.0′ — 110°48.5′ 19°00.5′ — 110°31.5′ (побережье провинции Хайнань) |
Проверка слаженности действий экипажей кораблей АУГ и палубной авиагруппы по: – отражению массированных авиационных и ракетных налетов с разных направлений; – обнаружение и «уничтожение» подводных лодок вероятного противника; – оборона стратегического объекта на суше; – прикрытие действий морского десанта |
МУР открыт впервые |
11.04.2018 – 13.04.2018 | 18°15.30′ — 109°49.72′ 18°15.30′ — 110°09.10′ 17°37.0′ — 110°09.10′ 17°37.0′ — 108°55.92′ 18°13.00′ — 108°55.92′ 18°13.00′ — 109°24.73′ 18°11.30′ — 109°28.80′ (побережье провинции Фуцзянь) |
Боевые стрельбы палубной авиации и кораблей АУГ и КПУГ ВМС НОАК Демонстрация корабельного состава АУГ и КПУГ и морских десантных групп ВМС НОАК Председателю КНР Си Цзиньпину |
МУР открыт повторно с 1996 г. |
18.04.2018 – 23.04.2018 | 24°52.9′ — 118°50.0′ 24°52.9′ — 118°55.9′ 24°42.6′ — 118°55.9′ 24°42.6′ — 118°55.0′ (морской район Хуаняндао в районе г.Чжоушань) |
Боевые стрельбы палубной авиации и кораблей АУГ и КПУГ ВМС НОАК | МУР эпизодически используется для испытаний корабельного вооружения |
24.04.2018 – 25.04.2018 |
30°08.47′ — 122°32.94′ 30°04.13′ — 122°31.16′ 30°04.08′ — 122°39.94′ 30°00.69′ — 122°35.88′ |
Боевые стрельбы палубной авиации и кораблей АУГ и КПУГ ВМС НОАК | В указанном МУР систематически проходят учебно-контрольные мероприятия боевой подготовки |
Район стрельб у побережья провинции Фуцзянь
Совместные учения ВМС и ВВС Китая
По данным китайских источников, в период с 5 по 11 апреля 2018 г. состоялись крупнейшие межвидовые учения ВМС и ВВС НОАК. В мероприятии приняли участие 78 летательных аппаратов как береговой, так и морской авиации (МА). Известно об участии следующих типов самолетов:
– 10 истребителей-бомбардировщиков МА ВМС НОАК «Цзяньхун-7»;
– 4 истребителя МА ВМС НОАК «Цзянь-10АН»;
– 8 истребителей ВВС НОАК «Цзянь-11ВН»;
– 8 истребителей МА ВМС НОАК «Cу-30МК2»;
– 9 палубных истребителей «Цзянь-15» (АУГ «Ляонин»);
– 6 стратегических бомбардировщиков ВВС НОАК «Хун-6М»;
– 3 самолета-заправщика ВВС НОАК «Хунёу-6»;
– 3 самолета-заправщика ВВС НОАК «Ил-78»;
– 2 самолета дальнего радиолокационного дозора и наведения (ДРДиН) «Кунцзин-200» и один «Кунцзин-500»;
– 3 самолета ПЛО МА ВМС НОАК «Гаосинь-6».
Сценарий и задачи
Истребители-бомбардировщики «Цзяньхун-7», действуя под прикрытием легких истребителей «Цзянь-10АН», имитировали налеты на АУГ ВМС НОАК и пуски противокорабельных ракет (ПКР). Более тяжелые истребители «Цзянь-11ВН» обеспечивали прикрытие стратегических бомбардировщиков «Хун-6М», которые имитировали действия сверхзвуковых бомбардировщиков В-1В «Фехтовальщик» ВВС США.
Бомбардировщик «Хун-6М»
Следует отметить, что если «Цзяньхун-7» совершали налет со стороны о. Хайнань, то «Хун-6М» выполняли заход на цель с максимально «правдоподобного направления» – из воздушных районов над акваторией Южно-Китайского моря.
Дозаправку бомбардировщиков обеспечивали самолеты-заправщики «Хунёу-6». Истребители же «Цзянь-11ВН» и «Цзянь-10АН», при необходимости, получали топливо от трех Ил-78, которые передислоцированных из Центрального военного округа. Истребители Су-30МК2 МА ВМС НОАК задействовались для отработки учебных воздушных боев на средней и малой дистанциях.
Самолеты ДРДиН использовались в интересах отработки действий при обороне АУГ в ближнем морском районе, тогда как самолеты ПЛО «Гаосинь-6» выполняли поиск подводных лодок вероятного противника. Действия противника поочередно имитировали три атомные подводные лодки (одна проекта 094 и две проекта 093В) и три дизель-электрические ПЛ проекта 039 в модификациях А,В и G.
Важность морской торговли, судоходства и обороны для Китая
Китай, вероятно, уже имеет второй по величине военно-морской флот в мире и крупнейший гражданский морской сектор. В 2006 году морская промышленность страны произвела примерно десять процентов ее валового внутреннего продукта (270 миллиардов долларов), что является значительным увеличением по сравнению с 2005 годом. В 2020 году этот процент может вырасти до триллиона долларов . Китай имеет 14 500 километров береговой линии, занимает четыре миллиона квадратных километров морской площади (для сравнения: площадь суши составляет почти 9,6 миллиона км²) и управляет более чем 1400 портами. Это третья по величине судостроительная страна после Южной Кореи и Японии, которая стремится стать лидером к 2015 году, а также приближается к таким качественно важным судостроительным странам, как США и Россия . По некоторым статистическим данным, в Китае больше моряков, глубоководного флота и глубоководных рыболовных судов, чем в любой другой стране. Семь морских университетов или технических школ и 18 профессиональных морских институтов (по состоянию на 2006 год) обеспечивают подготовку китайских моряков . «Эта морская экономическая революция все больше зависит от морской безопасности страны происхождения. Китай имеет пять из десяти крупнейших портов мира с точки зрения пропускной способности; В 2005 году суда заходили в порты Китая 1,5 миллиона раз ». — См.« .
Китай зависит от импорта по морю, особенно от поставок нефти, 80 процентов которой поступает через Малаккский пролив и претендует на Восточное и Южно-Китайское моря .
Авианесущие корабли – основа будущих АУГ
В настоящее время на судостроительном предприятии «Цзяннань Чансин» в г. Шанхай заложен третий и, вероятно, атомный авианесущий корабль для ВМС НОАК.
По оценкам обозревателей китайских специализированных военно-технических изданий, если судостроительные предприятия продолжат строить один авианосец каждые пять–шесть лет, то поскольку, третий заложен в 2018 г., соответственно четвертый и пятый авианесущие корабли будут заложены в 2024 г. и 2030 г. Значит, строительство шестого корабля начнется в 2036 г.
Перспективный авианосец ВМС НОАК
Однако, существует вторая точка зрения. Согласно ей китайские судостроительные предприятия выполнят программу создания шести авианосных ударных групп (АУГ) из расчета, что строительство четвертого, пятого и шестого авианесущих кораблей начнется в 2024, 2027 и 2030 гг. соответственно. Таким образом, крайняя АУГ достигнет полной боеготовности не позднее 2035 г.
Третий и четвертый авианосцы при полном водоизмещении около 80 тыс. тонн получат прямую взлетную палубу с двумя или тремя электро-магнитными катапультами (ЭМК). При этом, пока не удается установить тип силовой установки. По оценке спецслужб США, полное водоизмещение пятого и шестого кораблей может достигнуть 110 тыс. тонн.
Авианесущие корабли полной боеготовности
Следует отметить, что процесс получения статуса «полная боеготовность» рассчитан из срока 41 месяц, который состоит из следующих этапов:
- проверка всех элементов и возможностей авианосца в заданных морских районах – 21 месяц;
- проведение контрольных межфлотских походов – 2 месяца;
- слаживание состава палубной авиагруппы в дивизионном учебном центре и в процессе походов – 10 месяцев;
- учебно-контрольные мероприятия экипажа авианосца – 5 месяцев;
- слаживание действий экипажа авианосца с экипажами других кораблей АУГ – 3 месяца;
- участие в межвидовых учениях – 1 месяц.
Подготовка личного состава авианесущих кораблей
Подготовка экипажей авианосцев организована на двух судах обеспечения учебного процесса (СОУП) с бортовыми номерами 88 и 89. Суда построены на верфях компании Guangzhou Shipyard International Company Limited (ранее – 433-й судостроительный завод ВМС НОАК), входящей в состав Китайской государственной кораблестроительной корпорации.
СОУП с бортовым номером 89
Известны следующие ТТХ судов обеспечения учебного процесса: длина – 219 м, ширина – 28 м, осадка – 8 м, полное водоизмещение – 23200 тонн.
В качестве силовой установки СОУП используются два дизельных двигателя, которые передают крутящий момент на два вала с винтами постоянного шага. Максимальная скорость судна 17 узлов (по другим данным – 20), дальность плавания экономичным ходом 8 тыс. миль.
На борту оборудованы классы для команды авианосца, а для летчиков палубной авиации установлены пилотажные тренажеры. На время учебного похода на судне возможно размещение 2,5 тыс. военнослужащих. Запасов продовольствия и топлива достаточно для плавания продолжительностью в 21 день.
Внутренняя компоновка СУОП с б/н 88