Военная авиация (виды авиации, часть 2)
Содержание:
- Новый стратегический бомбардировщик
- Су-57: будущее боевой авиации
- ВВС России
- Типы военных самолётов
- Опытный самолет
- День Военно-воздушных сил России
- Су-57 (Т-50) ПАК ФА
- Мираж 2000 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок
- Ан-72 Чебурашка Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета
- F-16 Fighting Falcon General Dynamics
- Экспериментальный истребитель Су-47 Беркут
- Saab JAS 39 Gripen
- Ер-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок
- Всепогодный истребитель-перехватчик Су-15ТМ. На чертеже:
- 3/ Ил-2: «летающий танк» Великой Отечественной
- История отечественной армейской авиации
- Задачи истребительной авиации во встречном бою
- Специальные самолеты
Новый стратегический бомбардировщик
В России ведется разработка нового стратегического бомбардировщика, который должен будет прийти на смену самолетам Ту-160 и Ту-95. Разработку нового ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса дальней авиации) поручено вести КБ имени Туполева, хотя можно отметить, что туполевцы начали работу над этой машиной еще в 2009 году. В 2014 году между КБ и Министерством обороны был подписан контракт на проведение проектных работ.
Информации о будущем самолете очень мало, но руководство ВВС России заявило, что самолет будет дозвуковым, сможет нести больше вооружения, чем Ту-160 и скорее всего, будет изготовлен по конструкции «летающее крыло».
Готовность первой машины ожидается в 2020 году, а старт серийного производства – в 2025 году. Следует отметить, что работы по созданию аналогичного самолета сейчас идут и в США. В рамках проекта Next Generation Bomber разрабатывается дозвуковой самолет с низким уровнем заметности и большим радиусом действия (около девяти тысяч километров). По данным СМИ, стоимость одной такой машины может достигать полмиллиарда долларов.
После распада СССР авиационная отрасль пережила нелегкие времена. Реализация многих проектов была отложена на годы, и сейчас самое время наверстать упущенное. Предстоит разработка — но это пока что почти фантастика.
Су-57: будущее боевой авиации
Итак, главное отличие пятого поколения – это применений стелс-технологии и технологий уменьшения заметности, режим крейсерской сверхзвуковой скорости, более совершенная авионика, в частности наличие АФАР.
Работы над истребителями пятого поколения начались с конца XX века. В США пятое поколение – F-22 Raptor – начали разрабатывать еще в 1986 году и завершили только в 2001 году. В России разработку истребителя пятого поколения осуществляли инженеры ОКБ им. Сухого. Первые испытания российского Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) начались в 2009 году. До августа 2017 года самолет был известен под заводским индексом Т-50, затем он получил имя Су-57.
Большинство характеристик Су-57 засекречены, но уже сейчас известно, что он оснащен принципиально новым комплексом интегрированной авионики, обладающей интеллектуальной поддержкой экипажа. Самолет способен обмениваться данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а также выполнять задачи автономно.
Радиоэлектронная система Су-57 отличается от авиационной бортовой РЛС в традиционном понимании. Так, на самолете установлена не только основная радиолокационная станция с АФАР, но и набор других, как активных, так и пассивных радиолокационных станций по всей поверхности самолета, фактически составляя так называемую «умную обшивку».
Основные элементы нового российского истребителя Су-57 производятся предприятиями Ростеха. Силовая установка разрабатывается Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК). Фонарь кабины и обшивку делают специалисты холдинга «РТ-Химкомпозит». В разработке бортового радиоэлектронного оборудования принимает участие КРЭТ.
Первый полет российского истребителя пятого поколения состоялся 29 января 2010 года. С тех пор успешно проведено уже несколько сотен испытательных вылетов. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолетов Су-57. На сегодняшний день уже создано десять летных прототипов.
ВВС России
Тип | Источник | Класс | Роль | Введено | В сервисе | Общий | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Аэро L-39 Альбатрос | Чехословакия | Jet | Тренер | 1972 г. | 200 | 200 | |
Антонов Ан-12 | СССР | Пропеллер | Транспорт / Патруль | 1959 г. | 62 | 106 | |
Антонов Ан-22 | СССР | Пропеллер | Транспорт | 1969 г. | 5 | 11 | |
Антонов Ан-26 | СССР | Пропеллер | Транспорт / Патруль | 1969 г. | ~ 120 | 203 | |
Антонов Ан-30 | СССР | Пропеллер | Патруль | 1970 г. | 14 | 18 | |
Антонов Ан-72 | СССР | Jet | Транспорт | 1977 г. | 27 | 38 | |
Антонов Ан-124 | СССР | Jet | Транспорт | 1986 г. | 12 | 26 год | |
Антонов Ан-140 | Украина / Россия | Пропеллер | Транспорт | 5 | 5 | ||
Антонов Ан-148 | Украина / Россия | Jet | Транспорт | 2009 г. | 15 | 15 | |
Бериев А-50 | СССР | Jet | Командование и контроль | 1984 г. | 15-19 | 22 | |
Алмазный DA42T | Австрия | Пропеллер | Тренер | 2017 г. | 9 | 9 | 55 на заказ |
Еврокоптер AS350 / AS355 | Франция | Винтокрыл | Утилита | 5 | 5 | ||
Ильюшин Ил-18 | СССР | Пропеллер | Транспорт | 1959 г. | 8 | 8 | |
Ильюшин Ил-20 | СССР | Пропеллер | Патруль | 10 | 16 | ||
Ильюшин Ил-22 | СССР | Пропеллер | Командование и контроль | 16 | 22 | ||
Ильюшин Ил-62 | СССР / Россия | Jet | Транспорт | 1963 г. | 7 | 18 | |
Ильюшин Ил-76 | СССР / Россия | Jet | Транспорт | 1974 г. | 109 | 247 | |
Ильюшин Ил-78 | СССР | Jet | Танкер | 1984 г. | 19 | ||
СССР | Jet | Командование и контроль | 1 | 2 | |||
Ильюшин Ил-80 | СССР | Jet | Командование и контроль | 1987 г. | 2 | 4 | |
Камов Ка-27 | СССР | Винтокрыл | Атака | 1982 г. | 6 | ||
Камов Ка-52 | Россия | Винтокрыл | Атака | 2011 г. | 148 | 30 под заказ | |
Камов Ка-226 | Россия | Винтокрыл | Утилита | 2002 г. | 36 | ||
Казанский Ансат | Россия | Винтокрыл | Утилита | 2013 | 50 | 50 | |
Пусть L-410 Turbolet | Чехия | Пропеллер | Транспорт / Тренер | 30 | 100 | ||
Микоян МиГ-29 | СССР / Россия | Jet | Истребитель | 1982 г. | 449 | ||
Микоян МиГ-31 | СССР | Jet | Истребитель | 1981 г. | 300 | ||
Микоян МиГ-35 | Россия | Jet | Мультироль | 2019 г. | 6 | 6 | |
Миль Ми-2 | Польша | Винтокрыл | Транспорт | 1965 г. | 29 | по состоянию на 2015 год | |
Ми-8 / Ми-17 | СССР / Россия | Винтокрыл | Транспорт / Коммунальные услуги | 1967/1977 | 790 | ||
Ми-24/35 | СССР / Россия | Винтокрыл | Атака | 1972 г. | 329 | ||
Ми-26 | СССР / Россия | Винтокрыл | Транспорт | 1983 г. | 44 год | ||
Ми-28 | Россия | Винтокрыл | Атака | 2009 г. | 128 | 98 под заказ | |
Ми-38 | Россия | Винтокрыл | Транспорт | 2019 г. | 2 | 2 | 2 под заказ. |
Сухой Су-24 | СССР | Jet | Атака | 1974 г. | 354 | ||
Сухой Су-25 | СССР | Jet | Атака | 1981 г. | 268 | ||
Сухой Су-27 | СССР / Россия | Jet | Истребитель | 1985 г. | 429 | ||
Сухой Су-30 | Россия | Jet | Мультироль | 2011 г. | 111 | 111 | 92 x Су-30СМ 19 x Су-30М2 21 под заказ |
Сухой Су-34 | Россия | Jet | Мультироль | 2014 г. | 124 | 124 | 24 под заказ |
Сухой Су-35С | Россия | Jet | Мультироль | 2014 г. | 98 | 98 | 30 под заказ |
Сухой Су-57 | Россия | Jet | Мультироль | 2020 г. | 1 | 13 | 76 под заказ |
Туполев Ту-22М | СССР | Jet | Бомбардировщик | 1972 г. | 67 | ||
Туполев Ту-95 | СССР | Турбовинтовой | Бомбардировщик | 1956 г. | 42 | ||
Туполев Ту-134 | СССР | Jet | Тренер / Транспорт / Патруль | 1967 | 56 | 156 | |
Туполев Ту-154 | СССР | Jet | Транспорт | 1972 г. | 18 | 38 | |
Туполев Ту-160 | СССР / Россия | Jet | Бомбардировщик | 1987 г. | 17 | 10 под заказ | |
Туполев Ту-214 | Россия | Jet | Разведка / Командование и управление | 2013 | 6 | 6 | 2 x Ту-214Р 2 x Ту-214ОН 2 x Ту-214ПУ-СБУС |
Яковлев Як-42 | СССР / Россия | Jet | Транспорт | 2019 г. | 1 | 1 | |
Яковлев Як-130 | Россия | Jet | Атака / Тренер | 2010 г. | 110 | 110 | |
Яковлев Як-152 | Россия | Пропеллер | Тренер | 150 под заказ |
Типы военных самолётов
Новейшие военные самолеты России по назначению
В зависимости от назначения, российские военные самолёты делятся на:
- Фронтовые (тактические), главные участники боевых действий;
- Транспортные, перевозящие войска и вооружение;
- Дальние, для боевых действий на значительных расстояниях.
Более узкая специализация подразделяет военные самолёты на следующие виды:
- бомбардировщики (основная ударная сила);
- штурмовики (авиационная поддержка);
- новые истребители (поражение целей на земле и в воздухе);
- разведчики и беспилотные летательные аппараты (всесторонняя разведка);
- транспортники (переброска войск и вооружения);
- самолеты специального назначения (дозаправщики, командные самолёты, летающие лаборатории, противолодочные самолёты, «навигаторы» и пр.).
Опытный самолет
Тип | Источник | Класс | Роль | Введено | В сервисе | Общий | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Алексеев Орлан | Россия | Jet | Экраноплан | 2027 г. | Предлагается только. | ||
Бериев А-42 | СССР / Россия | Jet | ASW / SAR | 1 | На замену Бе-12 | ||
Бериев А-100 | Россия | Jet | Командование и контроль | 2018 г. | 2024 г. | 1 | На замену А-50 |
Боевой корабль | Россия | Пропеллер | Непосредственная авиационная поддержка | Похож на Lockheed AC-130 . Предлагается только. | |||
Россия | Jet | Танкер | 2017 г. | 2021 г. | 1 | 10 под заказ. | |
Россия | Jet | Танкер | 2 | Только на базе предлагаемого грузового Ил-96-400Т. | |||
Ильюшин Ил-112 | Россия | Пропеллер | Транспорт | 2019 г. | 2021 г. | 2 | На замену Ан-26 и Ан-72 |
Ильюшин Ил-276 | Россия | Jet | Транспорт | 2023 г. | 2026 г. | На замену Ан-12 | |
Ильюшин Ил-106 ПАК ВТА | Россия | Jet | Транспорт | 2024–2026 гг. | На замену Ан-124 и Ан-22 | ||
Камов Ка-60 | Россия | Винтокрыл | Транспорт / Коммунальные услуги | 2 | |||
Камов Ка-65 | Россия | Винтокрыл | ASW | 1 | |||
Кронштадт Гром | Россия | БЛА | Верный ведомый | Предлагается только. | |||
Россия | БЛА | Атака / Разведка | 2024 г. | Предлагается только. | |||
Кронштадт Сириус | Россия | БЛА | Атака / Разведка | 2022 г. | 2023 г. | ||
Луч Корсар | Россия | БЛА | Атака / Разведка | 2018 г. | > 3 | Это касается модернизированного варианта. | |
Микоян МиГ-41 | Россия | Jet | Истребитель | 2025 г. | На замену МиГ-31 | ||
Микоян Скат | Россия | БЛА | Атака | Предлагается только. | |||
Симонов тяжелый ударный дрон | Россия | БЛА | Атака / Разведка | Аналогичен только предложенному General Atomics Avenger . | |||
Сокол Альтиус | Россия | БЛА | Атака / Разведка | 2017 г. | 2021 г. | 3 | |
Сухой Су-75 | Россия | Jet | Атака / удар | Одномоторный средневысотный истребитель пятого поколения | |||
Сухой ПАК ША | Россия | Jet | Наземная атака | Проект боевого авиационного комплекса для замены Су-25 после 2030 г. Предлагается только. | |||
Сухой С-70 Охотник | Россия | БЛА | Атака / Разведка | 2019 г. | 2024 г. | 1 | |
Туполев ПАК Д.А. | Россия | Jet | Бомбардировщик | 2023 г. | 2027 г. | ||
Туполев ПИАК | Россия | Jet | ASW | Только на базе авиалайнера Ту-214 . | |||
Истребитель вертикального взлета и посадки Яковлев | Россия | Jet | Авианосный истребитель | Самолет вертикального взлета и посадки будет использоваться на будущем российском авианосце. Предлагается только. |
День Военно-воздушных сил России
К июню 1941 года в военно-воздушных силах СССР имелось 79 авиационных дивизий и пять авиационных бригад, было сформировано 19 авиационных полков, вооруженных новыми типами самолетов. ВВС имели в своем составе 53,4% самолетов-истребителей, 41,4% бомбардировщиков и штурмовиков, 3,2% разведчиков, 2% транспортных самолетов.
В первые дни Великой Отечественной войны советская авиация понесла значительные потери. В тяжелых условиях принимались меры по укреплению ВВС, перестройке авиационной промышленности, подготовке авиационных кадров. В короткие сроки удалось значительно увеличить мощь советских ВВС. К середине лета 1943 года советская авиация прочно завоевала стратегическое господство в воздухе.
За годы войны советские ВВС совершили около 3125 тысяч боевых самолето-вылетов и нанесли противнику большой урон в живой силе и технике. В воздушных боях и на аэродромах было уничтожено 57 тысяч самолетов противника.
В послевоенный период произошел переход от поршневой авиации к реактивной, продолжалось совершенствование организационной структуры частей и соединений. Одним из компонентов стратегических ядерных сил стала дальняя авиация, основу которой составили сверхзвуковые ракетоносцы. Фронтовая авиация, оснащенная сверхзвуковыми всепогодными истребителями, истребителями-бомбардировщиками, бомбардировщиками, разведчиками, боевыми и транспортными вертолетами, была способна выполнять различные задачи с применением обычных и ядерных средств поражения.
Военно-транспортная авиация перевооружилась на турбовинтовые самолеты большой грузоподъемности и дальности полета. Армейская авиация получила на вооружение различные типы вертолетов.
В 1991 году в составе Военно-воздушных сил СССР имелось 20 объединений, 38 дивизий и 211 авиационных полков.
Произошедший в конце 1991 года распад Советского Союза и последовавшие за ним события заметно ослабили Военно-воздушные силы.
Значительная часть авиационной группировки (около 35%) осталась на территории бывших союзных республик (более 3400 самолетов, в том числе — 2500 боевых). Также на их территориях осталась наиболее подготовленная для базирования военной авиации аэродромная сеть, которая в сравнении с СССР сократилась в РФ практически вдвое (в первую очередь — на Западном стратегическом направлении). Резко снизился уровень летной и боевой подготовки летчиков ВВС.
В этот период боевой состав ВВС был представлен почти исключительно самолетами четвертого поколения (Ту-22М3, Су-24М/МР, Су-25, Су-27, МиГ-29 и МиГ-31).
Су-57 (Т-50) ПАК ФА
Су-57 – суперистребитель пятого поколения, с заводским номером Т-50. Он многофункциональный. Разработан российскими производителями для того, чтобы заменить истребитель Су-27 на более легкую и маневренную модель.
Су-57 (Т-50) ПАК ФА
Сначала Россия планировала совместную разработку самолета с Индией. Однако впоследствии партнер отказался от проекта, обосновав причину тем, что заданным требованиям боевой истребитель не соответствовал.
Почти вся информация, которая относится к производству Су-57, является секретной. Таким образом, можно говорить только о приблизительных характеристиках самолета. По массе он относится к тяжелым, однако, он явно легче, чем Су-27. Среди преимуществ современного истребителя выделяют: сверхзвуковую крейсерскую скорость, малозаметность, многофункциональность, передовую электронику.
Малозаметность необходима для того, чтобы уменьшить возможность обнаружения российского истребителя. Су-57 может быть незаметен в разных диапазонах длин волн.
Мираж 2000 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок
Истребитель-перехватчик «Мираж» компания «Дассо» создавала, насколько возможно, легким и маленьким, чтобы обеспечить в боевом снаряженном состоянии при использовании одного турбовентиляторного двигателя SNECMA М53-5 тяговооруженность, равную 1. На самолете «Мираж» 2000 вернулись к треугольному крылу семейства самолетов «Мираж» III. а для увеличения маневренности снабдили аппарат электродистанционной системой управления полетом (fly-by-wire). которая позволяет растянуть линию центра масс к хвостовой части более, чем на самолетах традиционной схемы. Это приводит к уменьшению собственной устойчивости (без использования автостабилизации).
Ан-72 Чебурашка Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета
Разработка военно-транспортного самолета Ан-72 короткого взлета и посадки (КВП) в ОКБ O.K. Антонова началась в начале 1970 г. и предназначалась для замены турбовинтового Ан-26. Инициатором работ по самолетам, использующим нетрадиционный метод повышения подъемной силы, был сам Генеральный конструктор. «Поток газов, с большой скоростью вытекающий из сопла двигателя, пройдет над крылом, создавая дополнительную подъемную силу» — так образно описывал O.K. Антонов целесообразность такого решения будущей машины. Этот способ основан на так называемом эффекте Коанда, запатентованном в 1932 г. и носящем имя автора.
F-16 Fighting Falcon General Dynamics
Название этого истребителя переводится как «атакующий сокол». Получил он его в честь талисмана военно-воздушной академии США в Колорадо Спрингс. Это легкий многофункциональный истребитель четвёртого поколения.
F-16 Fighting Falcon General Dynamics
Компания General Dynamics разработала его в 1974 году. После этого в 1979 он был передан в эксплуатацию. Этот истребитель считается самым популярным из-за своей невысокой стоимости и универсальности. F-16 в настоящее время модернизирован и продолжает производиться на экспорт. В 2018 году Бахрейн заказал себе 16 самолетов этой модели.
Унификация агрегатов, узлов и деталей отличается высокой степенью. В нем используется такой же авиадвигатель, как в истребителях моделей F-15 и F-100. Ряд аэродинамических элементов этих самолетов: стойки шасси, горизонтальное хвостовое оперение и 90% элементов крыльев также взаимозаменяемы.
Боевой истребитель планируют совершенствовать и дальше. Программа предусматривает улучшение маневренности, тройную цифровую систему управления, мощное вооружение.
Экспериментальный истребитель Су-47 Беркут
Су-47 самый красивый истребитель в мире, однако он так и не пошел в серию. История его разработки началась в конце 80-ых, когда в ЦАГИ было рекомендовано опробовать самолет с обратной стреловидностью крыла. Реализацию проекта поручили КБ Сухого. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, в сентябре 1997 года он впервые поднялся в воздух. Именно на его базе и должен был создаваться самолет пятого поколения, малозаметный и сверхманевренный.
Конструкция обратной стреловидности крыла давала самолету огромные преимущества, например для взлета ему нужно было всего 90м полосы, т.е. он спокойно может взлететь с футбольного поля. Так же самолет обладал очень высокой маневренностью для тяжелого истребителя. Благодаря использованию композитов, серьезно уменьшался вес и увеличивался боевой радиус машины.
Читайте Уникальная военная техника России
Однако именно его уникальная конструкция и подвела Су-47. Для его создания использовалось большое количество композиционных материалов, что уменьшало его живучесть в бою и устойчивость при перегрузках по сравнению с традиционными материалами. Беркут превратился в своего рода красивую и дорогую игрушку, но при этом мало превосходящим по своим ТТХ другие самолеты сухого. Скорее всего реализация подобного проекта в будущем будет осуществлена, однако на текущий момент он просто опередил свое время.
Основные технические характеристики
Длина — 22 600
Размах крыла — 16 700
Тип двигателя — Турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой
Тяга в обычном режиме / на форсаже — 12400х2 / 17500х2 кгс
Нормальная / Максимальная взлетная масса — 26500 / 38900
Максимальная боевая нагрузка: 8000
Максимальная скорость у земли / на высоте — 1400 / 2500 км/ч
Практическая дальность / с 2 ПТБ — 4000 / 5500 км
Практический потолок — 20000 м
Saab JAS 39 Gripen
«Грипен» – истребитель четвёртого поколения для многоцелевого использования. Производится в Швеции. Стоит на вооружении с 1997 года. Его также с удовольствием покупают и используют для охраны воздушного пространства в Таиланде, Венгрии, ЮАР и Чехии. В Англии модель используют для тренировок лётчиков-испытателей.
Saab JAS 39 Gripen
Цель создания: оборонительная. С момента выхода первой модели он постоянно обновляется и совершенствуется. В первоначальную концепцию закладывали гибкость. Это значит, что он смог бы подниматься с плохо подготовленного аэродрома, укоротив взлёт. При этом он прост в обслуживании. В 1980 году началось финансирование проекта, а необходимые требования по тактике утверждены в 1981 и 1982 годах. После этого в Швеции развернули программу по массовому производству истребителей.
Двигатель боевого истребителя Volvo Aero RM-12 – турбореактивный. Он обеспечивает максимальную скорость полёта на сверхзвуковой скорости.
Ер-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок
Самолет, который в будущем стал бомбардировщиком Ер-2, имеет свою интересную историю. В конце августа 1939 г. со Щелковского аэродрома стартовал самолет «Сталь-7». Экипажу Н.П. Шебанова предстояло установить мировой рекорд скорости на маршруте протяженностью 5000 км. Пассажирский самолет за 12,5 часа преодолел расстояние 5068 км со средней скоростью 405 км/ч, что значительно превышало предыдущий рекорд летчика В.К. Коккинаки на самолете ЦКБ-30. Экипаж торжественно встретили в Москве, а создатель самолета Р.Л. Бартини в это время «отматывал» свои десять лет на тюремных нарах с ярлыком «враг народа».
Всепогодный истребитель-перехватчик Су-15ТМ. На чертеже:
1— ПВД-7; 2—радиопрозрачный обтекатель БРЛС «Тайфун-М»; 3 — крышки эксплуатационных люков отсека БРЛС; 4 — козырек фонаря: 5—рукоятка ручного открытия фонаря; 6- — перископ; 7 — подвижная часть фонаря кабины; 8—воздухозаборник охлаждения двигательного отсека: 9— форкиль; 10 руль направления; 11 —радиопрозрачный обтекатель антенно-фидерной системы «Пион»; 12—створки отсека тормозного парашюта; 13,22,32 и 37—антенны системы госопознавания; 14—основное колесо КТ-61/3 (880×230 мм); 15—створка ниши основной опоры шасси; 16 — сгворка основного колеса; 17 — 1Я1а створки; 18 — носовое колесо КН9 620×180 мм; 19— крышка эксплуатационного люка БРЭО; 20 створка ниши носовой опоры шасси; 21 —радиоантенна системы наведения «Лазурь»; 23 -флюгарка датчика скольжения; 24 — серьга; 25 амортизационная стойка; 26 — траверса; 27—гидроцилипдр уборки (выпуска) основной опоры шасси; 28 — рычаг подвески колеса; 29 — флюгарка указателя угла атаки; 30 — ненаправленная антенна радиокомпаса АРК-10; 3 1 -регулируемый воздухоиборник; 33 —закрылок; 34 цельноповорот-ный стабилизатор; 35 — противофлаттерный груз; 36,92- разрядник статического электричества; 38 радиопрозрачная панель рамочной антенны АРК-10; 39—антенны аптенно-фидерной системы «Пион»; 40 — аэродинамическая перегородка; 41—авиационное пусковое устройство АПУ-60-1; 42 — авиационное пусковое устройство ПУ-2-8; 43 — балка колес; 44 — шлиц-шарнир; 45,46—звенья складывающегося подкоса; 47—замок убранного положения шасси; 48 — задняя створка пиши; 49 — гяга задней створки; 50—гидроцилиндр управления колесами передней опоры шасси; 51—амортизатор; 52 — ось подвески амортизатора; 53 — гидроцилиндр подъемника; 54 — валик управления колесами передней опоры; 55 — механизм управления колесами; 56 -шина заземления; 57—локализатор авиапушки I I11-23Л; 58—выходное отверстие гильзоотвода; 59—узел крепления контейнера; 60 задний упор контейнера; 61 —задний обтекатель контейнера с патронным ящиком; 62 -левая панель приборной доски; 63 — контрольное табло шасси, закрылков и тормозных щитков; 64—кран шасси; 65 — пульт управления БРЛС «Тайфун-М»; 66 — пульт выбора рода вооружения; 67—указатель авиагоризонта; 68—пульт управления автопилотом; 69 — колиматорный визир К-ЮТ; 70 — индикатор БРЛС; 71 —акселерометр; 72 — аварийное табло; 73 — информационные табло; 74 — правая панель приборной доски; 75—двухстрелочный термометр выхлопных газов 2ТВГ-4; 76 — центральная панель приборной доски; 77 — белая полоса; 78—авиационные часы АЧС-1; 79—аварийный кран шасси; 80 —балочный держатель БДЗ-57М; 81 —управляемая ракета класса «воздух воздух» с тепловой головкой самонаведения средней дальности Р-98Т; 82—управляемая ракета класса «воздух — воздух» с тепловой головкой самонаведения малой дальности Р-60; 83—управляемая ракета класса «воздух—воздух» с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения средней дальности Р-98Р; 84—600-литровый подвесной топливный бак; 85 — передний обтекатель контейнера; 86—ПВД-7; 87—тяга элерона; 88—тяга закрылка; 89 — юрчрзной щиток; 90 — — фитинги стыковки носовой и хвостовой частей фюзеляжа; 91 — элерон; 93 —радиопрозрачный обтекатель антенны радиостанции Р-802В; 94 — радиопрозрачная панель антенны системы ближней навигации; 95 — шомпольный стык панелей клина воздухозаборника
Основные данные самолетов семейства Су-15 |
||
Су-15 |
Су-15ТМ |
|
Двигатель |
Р11-Ф2С-300 |
Р13-300 |
Взлетная тяга, кгс |
2×6175 |
2×6600 |
Размах крыла, м |
8,616 |
9,34 |
Длина самолета с ПВД, м |
21,41 |
21,41 |
Высота на стоянке, м |
5,0 |
4,843 |
Площадь крыла, м2 |
34,56 |
36,6 |
Взлетная масса, кг |
16 570 |
17 200 |
Масса пустого, кг |
10 220 |
10 760 |
Максимальная скорость, км/ч |
2230 |
2230 |
Практический потолок, м |
18 500 |
17 450 |
Максимальная дальность, км: практическая с подвесными баками |
1260 1540 |
1210 1780 |
Разбег, м |
1150—1200 |
1050— 1150 |
Пробег, м |
1000—1100 |
1150 — 1250 |
Вооружение |
2хР-8М |
2хР-98М 2хР-60 2хУПК-23-250 |
Н.ЯКУБОВИЧ«Моделист-конструктор» № 11’2007
3/ Ил-2: «летающий танк» Великой Отечественной
Легендарный штурмовик ВОВ, самый массовый боевой самолет в истории, выпущенный количеством более 36 тыс. машин. Первые серийные Ил-2 поступили на вооружение в 1941 году и очень быстро стали основной ударной силой советской авиации.
Конструктор Ильюшин называл свой самолет «летающим танком», враги − «черной смертью», «чумой» и «мясорубкой». Штурмовик отличался боевым характером и прекрасными данными: мощный двигатель, скорострельные авиационные пушки и реактивные снаряды, а главное – броня, включенная в работу конструкции самолета, и бронестекло.. Военные пилоты особо ценили Ил-2 за его надежность. Были случаи, когда самолет возвращался с боевого задания, имея до 500 пробоин.
История отечественной армейской авиации
В Советском Союзе армейская авиация состояла из ближних бомбардировщиков, штурмовиков, истребителей, разведчиков и корректировщиков. Организационно она была в составе общевойсковых армий ВВС. Перед началом Второй мировой войны разработаны современные модели самолетов (бомбардировщик Пе-2, штурмовик Ил-2) , которые сменили устаревшие истребители МиГ-3, Як-1 и ЛаГГ-3.
По состоянию на начало Великой Отечественной войны были отдельные бомбардировочные, истребительные, смешанные (штурмовые) авиационные дивизии и разведывательные авиаполки. Осенью 1942 г. каждый авиаполк имел в своем распоряжении по 32 самолета, к 1943 г. их число расширили до 40 самолетов.
В 1946 году армейская авиация была вооружена сверхзвуковыми самолетами с бомбардировочным, ракетным, пушечным оружием с радиолокационными системами и приборами. Они могли выполнять задания в любое время суток и уничтожать технику противника на дальнем расстоянии, прикрывать тыл, обеспечивать огневую поддержку пехоты, проводить воздушную разведку, искать и поражать мелкие подвижные цели.
В 80-х годах на вооружении ВВС СССР стояли самолеты Су-24. Су-17, Су-7, Ан-26, Ан-24, Ан-12, Ил-16, МиГ-29, МиГ-27, МиГ-23, МиГ-21, вертолеты Ми-24, Ми-8, Ми-10 и Ми-6. Вопросом поддержания авиатехники в рабочем боевом состоянии занимались в НИИ ВВС.
Из-за большой аварийности в 80-х годах началось снятие с учета однопоршневых самолетов. Списанию подлежали 800 летательных аппаратов.
Из-за непродуманной политики ВВС лишились большинства истребителей, бомбардировщиков и разведчиков. То же самое коснулось беспилотников.
Под списание попали:
• Самолеты истребительно-бомбардировочной авиации – Су-17 и МиГ-27.
• Большинство самолетов разведывательной авиации – Су-17М2Р, М3Р, М4Р.
• Самолеты истребительной авиации – МиГ-23М, МЛД, МЛ.
В полном составе осталась только бомбардировочная авиация, которая стала основной ударной силой. Су-24 и Су-24М, входящие в ее состав, пропорционально превышали все остальные боевые самолеты. Если рассматривать военные самолеты с точки зрения эффективности, то Су-24 уступает МиГ-27 и Су-17М4. Поэтому сокращение однодвигательных аппаратов было явно непродуманным решением.
С 2003 года армейская авиация входит в состав ВВС РФ. Некоторые эксперты считают это неправильным решением.
Задачи истребительной авиации во встречном бою
В период подготовки марша своих войск:
-
а) подавить аэродромы разведывательной, штурмовой и легкобомбардировочной авиации противника;
-
б) обеспечить разведку войсковой авиации в зоне действия истребительной авиации противника;
-
в) обеспечить район расположения своих войск от наблюдения и воздушной разведки противника.
В период марша:
-
а) обеспечить движение колонн на марше в наиболее опасных местах (на переправах через речные преграды, при прохождении теснин, узостей и открытых пространств);
-
б) обеспечить работу разведывательной и боевой авиации.
В период действия авангардов и главных сил:
-
а) во взаимодействии с зенитными средствами обеспечить от воздушной разведки развертывание в боевой порядок главных сил;
-
б) захватить тактическое господство в воздухе над районом глазных сил противника, с тем чтобы обеспечить работу своей боевой и войсковой авиации.
Задачи истребительной авиации в наступлении на обороняющегося противника.
Основные задачи истребительной авиации решаются соответственно трем периодам этого вида боя наземных войск.
В период подготовки наступления, сближения и занятия исходного положения истребительная авиация должна:
-
а) обеспечить от воздушной разведки и наблюдения занятие исходного положения ударными группировками войск;
-
б) непосредственно обеспечить работу корпусной и артиллерийской авиации в напряженнее и ответственные периоды их действия;
-
в) в борьбе за тактическое господство в воздухе совместно со штурмовиками и бомбардировщиками принять участие в разрушении неприятельских аэродромов или подавлении воздушных сил противника путем борьбы с его авиацией, находящейся в воздухе.
В период от начала атаки до развития прорыва:
-
а) обеспечить тактическое господство в воздухе над эшелоном развития прорыва;
-
б) обеспечить тактическое господство над полем боя в интересах войск первого эшелона и войсковой авиации.
В период развития прорыва:
-
а) обеспечить господство в воздухе в глубине расположения противника в районе действия эшелона развития прорыва;
-
б) обеспечить главную группировку артиллерии при перемене ею позиций.
В период преследования:
-
а) обеспечить действия штурмовой и легко-бомбардировочной авиации;
-
б) прикрыть преследующие колонны от нападения противника с воздуха.
Задачи истребительной авиации при наступлении с преодолением водной преграды: прикрыть мосты и переправу по ним войск от атак и нападения воздуш ного противника.
Задачи истребительной, авиации в оборонительном бою.
В период подхода противника к оборонительной полосе:
-
а) обеспечить боевую работу своей войсковой авиации;
-
б) не допустить авиацию ближней разведки противника в наше расположение.
В период обороны переднего края:
обеспечить работу самолетов артиллерии и наблюдения на важнейших участках поля боя.
В период боя внутри своей оборонительной полосы:
-
а) оказать решительное противодействие неприятельским самолетам наблюдения поля боя;
-
б) обеспечить работу самолетов артиллерии;
-
в) обеспечить действия своей штурмовой и легкобомбардировочной авиации;
-
г) обеспечить от воздушного нападения свои контратакующие группы;
-
д) в случае особой необходимости атаковать прорывающиеся части противника.
Задачи истребительной авиации при отходе:
-
а) обеспечить район свертывания в колонны своих войск от воздушного наблюдения и разведки, а свертывающиеся в колонны войска — от воздушного нападения;
-
б) обеспечить работу своей разведывательной авиации при наблюдении ею флангов и неприятельских войск;
-
в) обеспечить во взаимодействии с зенитными средствами переправы и теснины на пути отходящих войск;
-
г) при глубоком вклинении отдельных групп противника в расположение отходящих войск или при обнаружении обхода, грозящего отрезать пути отхода своих войск, атакой с воздуха задержать дальнейшее продвижение этих групп противника.
Специальные самолеты
К специальной авиации относят:
- заправщики ИЛ-78;
- самолеты радиолакационной службы А-50;
- разведчики Ту-214;
- самолеты наблюдения Ан-30.
Заправщики ИЛ-78 (Ил-78М) способны осуществлять заправку других летательных аппаратов в воздухе. Ил-78М перевозит до 35 тонн топлива при дальности полета 4000 км, а при дальности полета 1800 км он способен перевезти до 65 тонн топлива.
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 применяется для обнаружения летательных аппаратов и кораблей противника, передачи сведений командным центрам, наведения на цели самолетов. Все авиакомплексы базируются на аэродроме Северный в г. Иваново. Постоянно выполняют боевые задачи 10 самолетов (из них 4 модернизированы до А-50У).
Самолет разведки Ту-214. Самолет оснащен радиокомплексом с радиолокационными станциями бокового и кругового обзора, а также системой оптико-электронного наблюдения «Фракция». Первые самолеты переданы авиации в 2016 году, построено 4 разведчика Ту-214Р и Ту-214ОН.
Самолет воздушного наблюдения и фотосъемки Ан-30 был создан для обнаружения замаскированных целей, фотографирования районов военных действий, инфраструктуры. Развитие спутниковых технологий слежения и высокая уязвимость Ан-30 от средств ПВО противника приводят к тому, что он постепенно выводится из эксплуатации. Сейчас в ВКС числится менее 10 самолетов этого типа.