Многоцелевой истребитель f-22 raptor (сша)
Содержание:
- Сильные стороны F-22 Raptor
- Variants[]
- Двигатели Honda F20A, F20B, F20B6, F20C
- «Большое количество средств поражения»
- F-22 cockpit
- Подсчитать и прослезиться
- Двигатели Honda F22A, F22B, F22C
- Откуда пошли истоки
- Истребитель пятого поколения F-22 Раптор
- 1992 год
- 2009 год
- 2010 год
- ПАК ФА
- F22 Raptor
- Chengdu J20
- References[]
- Набор противоречий
- F-22A Raptor deployment and bases
- Перестройка не заканчивается никогда
Сильные стороны F-22 Raptor
Концепцию применения самолета можно описать таким девизом: «Раньше обнаружил – быстрее уничтожил».
Прекрасный комплекс электронного оборудования, в особенности мощная и совершенная РЛС, дает истребителю возможность обнаруживать противника на дальних дистанциях, а самому оставаться незамеченным.
Низкая радиолокационная заметность истребителя способствует тому, что F-22 Raptor может первым обнаружить вражеский самолет и уничтожить его. Кроме того, современные самолеты четвертого поколения перед запуском ракеты включают форсаж, чтобы набрать скорость, «Раптору» этого делать не нужно.
F-22 Raptor имеет значительный практический потолок, что также является преимуществом в воздушном бою.
По своим маневренным характеристикам F-22 превосходит любые самолеты четвертого поколения. Отличные аэродинамические качества самолета, двигатели с управляемым вектором тяги обеспечивают истребителю отличную маневренность и управляемость на любых режимах полета.
Многофункциональность. F-22 Raptor изначально проектировали в качестве истребителя, который должен завоевать господство в воздухе. Поэтому он не очень хорошо приспособлен для нанесения ударов по наземным объектам. Большая часть стандартного американского оружия «воздух-земля» просто не помещается в его внутренних отсеках. Можно крепить оружие на наружной подвеске, но в этом случае истребитель теряет свое главное преимущество: малозаметность.
Variants[]
Under the Navalized Advanced Tactical Fighter (NATF) program, a carrier-borne variant of the F-22 with swing-wings was proposed for the U.S. Navy to replace the Grumman F-14 Tomcat, though the program was subsequently cancelled in 1993. A two-seat F-22B trainer variant was planned, but was cut in 1996 to save development costs.
Another more recent proposal is the FB-22 Strike Raptor, which would be used as a deep strike bomber for the USAF, but there has yet to be any word on whether the USAF plans further development of the program. Also, the X-44 MANTA, short for Multi-Axis, No-Tail Aircraft, is an experimental aircraft which itself is an F-22 with enhanced thrust vectoring controls and no aerodynamic backup (i.e. the aircraft is controlled solely by thrust vectoring, without rudders, ailerons, or elevators), is another example.
Двигатели Honda F20A, F20B, F20B6, F20C
Серийный выпуск двигателей семейства F20 начался в 1989 году, изначально для моделей Accord и Ascot. В данных силовых агрегатах инженеры корпорации Honda Motor Co., Ltd. решили использовать открытый алюминиевый БЦ, имеющий высоту – 219.5 мм. Все 16 клапанов на моторах линейки F20A/B/B6/C приводятся в движение либо одним (SOHC), либо двумя (DOHC) распределительными валами. Основными и главными достоинством силовых агрегатов серии F20, пожалуй, являются хороший показатель вращающего момента и отличная для двухвального мотора динамика разгона. Насчет одновальных движков можно сказать, что в свое время они имели единственный плюс и замечательно подходили для крупных и «томных» автомобилей.
Силовые установки F20A/B/B6/C входят в большое семейство «F-моторов» и имеют аналоги среди агрегатов: F18, F22 и F23, только с иными номинальными объемами. Еще одна родственная серия двигателей из семейства «H» (Н22 и Н23), выпускавшаяся параллельно с представителями линейки F20, также очень близка к ним с технической точки зрения.
Практически все моторы F20 были сняты с серийного производства в 2001 году, когда на смену им пришел К20А. Модификация F20 – F20C, задержалась на конвейере компании Хонда до 2009 года.
Так как силовые установки всей серии конструктивно схожи, но отличаются по степени форсировки, максимальной мощности и некоторым другим характеристикам, то рассмотрим их по отдельности.
*Код двигателя располагается вблизи выпускного коллектора.
F20A объемом 2.0 литра с мощностью до 150 л.с. (при 6100 об/мин) и крутящим моментом 186 Нм (при 5000 об/мин) устанавливался на модели Accord, Ascot и Ascot Innova.
Характеристики F20A:
Объем двигателя, куб.см | 1997 |
Мощность, л.с. | 110-150 |
Максимальный крутящий момент, Н·м (кг·м)/об/мин | 158 (16)/3800 178 (18)/4500 181 (18)/4300 186 (19)/5000 |
Расход топлива, л/100 км | 5.3-10.4 |
Тип двигателя | Рядный, 4-цилиндровый, 16-клапанный, DOHC |
Диаметр цилиндра, мм | 85 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт)/об/мин | 110 (81)/6000 130 (96)/5500 135 (99)/5400 150 (110)/6100 |
Степень сжатия | 9-10 |
Ход поршня, мм | 88 |
Модели | Accord, Ascot, Ascot Innova |
Ресурс, тыс. км | 300+ |
F20B объемом 2.0 литра с мощностью 200 л.с. (при 7200 об/мин) и крутящим моментом 196 Нм (при 6600 об/мин) устанавливался на модели Accord и Torneo.
Можно сказать, что F20B – аналог H22A, с электронной системой VTEC. Изначально F20B ставился на Accord и Torneo для японского рынка. Показатели максимальной мощности F20B выше, чем у F20A, и кроме этого, данный агрегат имеет вариацию с дроссельной заслонкой на 60 мм и распределительными валами от JDM H22A Black top.
Характеристики F20B:
Объем двигателя, куб.см | 1997 |
Мощность, л.с. | 135-200 |
Максимальный крутящий момент, Н·м (кг·м)/об/мин | 179 (18)/5000 181 (18)/4500 183 (19)/5000 186 (19)/5000 192 (20)/5500 196 (20)/6600 |
Расход топлива, л/100 км | 4.7-8.5 |
Тип двигателя | 4-цилиндровый, DOHC, VTEC, горизонтальное расположение |
Диаметр цилиндра, мм | 85 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт)/об/мин | 135 (99)/5700 145 (107)/6000 148 (109)/6000 150 (110)/6000 180 (132)/7000 200 (147)/7200 |
Степень сжатия | 9-11 |
Ход поршня, мм | 88 |
Модели | Accord, Torneo |
Ресурс, тыс. км | 300+ |
«Большое количество средств поражения»
Су-57 — российский многофункциональный боевой самолёт, предназначенный для поражения воздушных, наземных и морских целей. Машина способна преодолевать комплексы ПВО противника, осуществлять мониторинг воздушного пространства на больших удалениях от места базирования и разрушать системы управления вражеской авиацией.
Разработчиком Су-57 является компания Sukhoi. Первый полёт машина совершила 29 января 2010 года. До августа 2017-го самолёт именовался ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) и обозначался заводским шифром Т-50.
- Су-57 в сборочном цеху
- РИА Новости
По информации разработчика, помимо сверхманёвренности, достоинствами Су-57 являются длительный сверхзвуковой крейсерский режим полёта, короткие взлёт и посадка, малая заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, всенаправленное и многоканальное применение оружия, высокая помехозащищённость аппаратуры, а также качественно новый уровень защиты пассивными и активными средствами, в том числе и в составе группы.
Малая заметность Су-57 достигается благодаря особой геометрии планера, использованию средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), применению специальных радиопоглощающих композитных материалов и камуфляжной окраске, которая может быть защитной (сливаться с фоном) и деформирующей (искажать зрительное восприятие формы самолёта).
Как утверждают специалисты Sukhoi, в результате всех этих мер истребитель получил возможность осуществления скрытых манёвров на театре военных действий (ТВД).
Важным достоинством Су-57 разработчик называет «принципиально новый комплекс глубоко интегрированной авионики с открытой (модульной. — RT) архитектурой».
Бортовое радиоэлектронное оборудование отличает высокий уровень автоматизации управления и интеллектуальная поддержка экипажа «с возможностью расширения и модернизации».
Также по теме
Космическая «Лиана»: как Россия формирует систему радиоэлектронной разведки
Российские предприятия завершают разработку нового разведывательного спутника «Пион-НКС». Об этом сообщил министр обороны Сергей…
Реализация открытой архитектуры значительно снижает нагрузку на лётчика и позволяет ему концентрироваться на выполнении поставленных задач. Также авионика Су-57 «позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а также выполнять задачи автономно».
Ударное вооружение истребителя пятого поколения преимущественно размещено во внутрифюзеляжных отсеках, что значительно повышает радиолокационную малозаметность.
Благодаря данной мере сигнал вражеской радиолокационной станции значительно ослабляется и направляется в сторону от источника. В результате противник не получает информацию о пространственном положении и скорости самолёта.
В арсенал Су-57 входит широкая номенклатура управляемых и неуправляемых средств поражения. Максимальная боевая нагрузка самолёта составляет 10 т. По информации Минобороны, поставщиком средств поражения для истребителя выступает АО «Корпорация « Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ).
Как сообщают военные, внутри фюзеляжа истребителя пятого поколения можно разместить авиационные ракеты класса «воздух — воздух» малой, средней и большой дальности и ракеты класса «воздух — поверхность» различных семейств (Х-31, Х-35, Х-38, Х-58, Х-59). На внешних точках подвески истребителя устанавливаются корректируемые авиационные бомбы калибра 250, 500 и 1500 кг.
В феврале в интервью РИА Новости глава КТРВ Борис Обносов рассказал, что ракеты, размещённые в отсеках Су-57, имеют складывающиеся крылья и рули. По его словам, «это дело новое, до этого внутри фюзеляжа размещались только мощные стратегические образцы».
В перспективе арсенал Су-57 пополнится новыми средствами поражения. Об этом в декабре 2019 года заявил РИА Новости генеральный директор Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь.
- Истребитель Су-57 поднимается в небо
«Напомню, что самолёт (Су-57) сможет применять большое количество новых средств поражения, часть из которых уже созданы, а некоторые ещё разрабатываются. Под новые функции, новые задачи испытания будут продолжаться», — сказал Слюсарь.
В конце февраля агентство ТАСС со ссылкой на источники в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) сообщило, что для Су-57 разработана малогабаритная гиперзвуковая ракета класса «воздух — поверхность» для внутрифюзеляжного размещения.
F-22 cockpit
The cockpit is fitted with hands-on throttle and stick control (HOTAS). The cockpit has six color liquid crystal displays. The Kaiser Electronics projection primary multifunction display provides a plan view of the air and ground tactical situation including threat identity, threat priority and tracking information.
Two displays provide communication, navigation, identification and flight information. Three secondary displays show air and ground threats, stores management and air threat information.
A BAE Systems head-up display (HUD) shows target status, weapon status, weapon envelopes and shoot cues. A video camera records data on the HUD for post-mission analysis.
Подсчитать и прослезиться
Сами военные мечтали о вундерваффе, стоимость которого бы не превышала 40 миллионов долларов за один самолет. Но цена неуклонно росла, а потому Пентагону приходилось снижать свои аппетиты. Когда в 2011 году было построено 187 самолетов (и было свернуто производство), выяснилось, что себестоимость одной машины превышает 150 миллионов долларов. Так что стоимость Ф-22 «Раптор» «переплюнула» (причем намного) даже цену F-117 (он же «Хромой гоблин»), который до того считался рекордсменом по данному показателю. Впрочем, эта машина все же имеет куда больше положительных черт, чем модель 117, которую сами американские летчики уважительно величали «Летучий утюг».
Двигатели Honda F22A, F22B, F22C
В 1991 году компания Honda Motor Co., Ltd. начала выпуск новых представителей семейства агрегатов с индексом «F», двигателей с объемом в 2.2 литра – F22. Серия этих моторов была создана на базе силовой установки F20 с использованием ее открытого алюминиевого БЦ. Габариты цилиндров остались прежними, как и в F20, 145 мм шатуны были заменены на более короткие – 141.5 мм, а 88 мм ход поршня стал 95 мм, соответственно с увеличенной длинной коленвала. Высота поршней 85 мм в диаметре стала составлять 30.5 мм (вместо 31 мм, как в F20). Путем внесения изменений и улучшений в предыдущую модель двигателей, разработчикам удалось создать длинноходный мотор с номинальным объемом 2.2 литра.
Разновидности F22 были как с одновальной (DOHC), так и двухвальной (SOHC) ГБЦ, и c 4 клапанами на каждый цилиндр. В обеих разновидностях используемых головок отсутствовала система VTEC, за редкими исключениями, в числе которых F22B1. Диаметры впускных и выпускных клапанов составляли 34 и 29 мм соответственно. В моторах F22 был применен ременной привод ГРМ, который подлежал замене через 90-100 тыс. км.
Вместе с родственными серии двигателей F22, но с другим номинальным объемом – моторами: F18, F20 и F23, Хонда производила очень схожую с технической точки зрения спортивную линейку агрегатов семейства «Н» – Н22 и Н23. Honda F22 был на конвейере до 2000 года, пока не оказался заменен на К20А, и лишь F22C выпускался для родстера S2000 вплоть до 2009 года.
*Номера двигателей F22 расположены на площадке сверху, чуть ниже ГБЦ.
F22A объемом 2.2 литра, с мощностью до 200 л.с. (при 6800 об/мин) и максимальным крутящим моментом – 219 Нм (при 5500 об/мин), устанавливался на Accord и Prelude.
Характеристики F22A:
Объем, куб.см | 2156 |
Мощность, л.с. | 140-200 |
Максимальный крутящий момент, Н·м (кг·м) при об./мин. | 192 (20)/4500 219 (22)/5500 |
Расход топлива, л/100 км | 5.4-11 |
Тип двигателя | рядный, 4-цилиндровый, 16-клапанный, SOHC |
Диаметр цилиндра, мм | 85-87 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт)/об/мин | 140 (103)/5600 200 (147)/6800 |
Степень сжатия | 9-11 |
Ход поршня, мм | 91-95 |
Модели | Accord, Prelude |
Ресурс, тыс. км | 300+ |
F22B объемом 2.2 литра, с мощностью до 160 л.с. (при 6000 об/мин) и максимальным крутящим моментом – 201 Нм (при 5200 об/мин), устанавливался на Accord, Odyssey и Prelude.
Характеристики F22B:
Объем, куб.см | 2156 |
Мощность, л.с. | 135-160 |
Максимальный крутящий момент, Н·м (кг·м)/об/мин | 192 (20)/4500 196 (20)/4600 198 (20)/4500 201 (21)/5000 201 (21)/5200 |
Расход топлива, л/100 км | 4.9-8.5 |
Тип двигателя | 4-цилиндровый, SOHC, горизонтальное расположение |
Диаметр цилиндра, мм | 85 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт)/об/мин | 135 (99)/5200 145 (107)/5500 145 (107)/5600 160 (118)/6000 |
Степень сжатия | 9-10 |
Ход поршня, мм | 95 |
Модели | Accord, Odyssey, Prelude |
Ресурс, тыс. км | 300+ |
* При обрыве ремня ГРМ, F22B гнет клапана.
Самый топовый вариант двигателя F22 – F22C 2.2 литра, с мощностью до 242 л.с. (при 7800 об/мин) и с максимальным крутящим моментом – 221 Нм (при 7500 об/мин), ставили на легендарный родстер S2000.
Характеристики F22C:
Объем, куб.см | 2156 |
Мощность, л.с. | 242 |
Максимальный крутящий момент, Н·м (кг·м)/об/мин | 221 (23)/7500 |
Расход топлива, л/100 км | 9.4 |
Тип двигателя | рядный, 4-цилиндровый, DOHC |
Максимальная мощность, л.с. (кВт)/об/мин | 242 (178)/7800 |
Модели | S2000 |
Ресурс, тыс. км | 300+ |
Вместе с обычными модификациями F22, на поток был поставлен спортивный атмосферник – F22C, созданный на базе еще более сурового движка – F20C, и имеющий совсем не много общего с остальными F-моторами.
В отличие от своей 2-литровой версии с аналогичной по габаритам ГБЦ, в головку F22C поставили новые распредвалы с фазой 296/296 и подъемом 12.37/12.06 мм. В самом БЦ высотой 224 мм был установлен коленвал на 90.7 мм, шатуны в 149.65 мм и поршни, длиной 29 мм и со степенью сжатия до 11.1. Кроме этого, на F22C был применен маховик в 9.5 кг. В остальном оба двигателя практически идентичны друг другу.
Откуда пошли истоки
Техническое задание на создание нового самолета F-22 Raptor американские конструкторы получили еще в 1981 году, но при этом заказчики в лице правительства прекрасно понимали (но не все), что разработка в лучшем случае затянется на пару десятилетий. В принципе, на вооружение ВВС как раз в те годы поступили новенькие F-15, возможностей которых должно было хватить на несколько лет. А потому Вашингтон сразу захотел получить технику, которая бы наголову превосходила как советскую, так и европейскую. Политики мечтали о совершенно универсальном самолете, который бы мог работать как истребителем, так и штурмовиком. Насколько это получилось? Судить вам.
Истребитель пятого поколения F-22 Раптор
F-22 Raptor — многоцелевой истребитель пятого поколения, разработан компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics для замены F-15 Eagle. F-22 на сегодняшний день является единственным стоящим на вооружении истребителем пятого поколения и самым дорогим истребителем в мире. 13 апреля 2011 года совершил тестовый полет 181-й самолёт F-22, считая предсерийные. Всего будет произведено 195 самолетов, из них 187 серийных будет передано ВВС США.
Некоторые даты
- Первая предсерийый самолет поднялся в воздух 7 сентября 1997 года.
- Серийное производство истребителя началось в 2001 году.
- 14 января 2003 года первый F-22 поступил на военную базу «Неллис», в пустыне Невада.
- В 2006 году планировалось закупить 384 самолёта для оснащения семи эскадрилий боевого дежурства, в 2008 году план закупки сократился до 188 самолётов, 127 из которых были уже построены.
- В июле 2009 года Сенат США проголосовал за сокращение военного бюджета 2010 года на сумму 1,75 млрд долларов, выделенных на производство многоцелевых истребителей пятого поколения F-22 Raptor.
Потери истребителей F-22 Raptor
По состоянию на ноябрь 2010 года, в лётных происшествиях было потеряно четыре истребителя F-22 Raptor:
1992 год
25 апреля 1992 года |
Прототип YF-22A (сер. номер 87-0701) потерпел аварию при посадке на авиабазе Эдвардс и был списан. |
2009 год
25 марта 2009 года |
F-22A (сер. номер 91-4008) разбился в пустыне Мохаве штата Калифорния, рядом с авиабазой Эдвардс, во время испытательного полёта, 49-летний пилот Дэвид Кули погиб. |
2010 год
16 ноября 2010 года |
F-22A Block 30 (сер. номер 06-4125) разбился в 160-ти километрах от Анкориджа при выполнении парного тренировочного полёта в 19:40 по местному времени. Пилот погиб. |
На вооружении: |
В разработке: |
|
Характеристики самолетов
ПАК ФА
Страна | |
Самолёт | ПАК ФА (Т-50) |
Фото | |
Максимальная взлётная масса, кг | 35 480 |
Максимальная скорость, км/ч | 2 600 |
Боевой радиус, км | н/д |
Дальность с боевой нагрузкой, км | 2 700 |
Максимальная дальность, км | 5 500 |
Рабочий потолок, м | 20 000 |
Совместная тяга двигателей, кгс | 2*17 600 |
Применение технологий снижения заметности | да |
Единиц произведено | 4 |
F22 Raptor
Страна | |
Самолёт | F-22 Raptor |
Фото | |
Максимальная взлётная масса, кг | 38 000 |
Максимальная скорость, км/ч | 2 500 |
Боевой радиус, км | 760 — 1 100 |
Дальность с боевой нагрузкой, км | 1 900 |
Максимальная дальность, км | 3330 |
Рабочий потолок, м | 19 800 |
Совместная тяга двигателей, кгс | 2*15 876 |
Применение технологий снижения заметности | да |
Единиц произведено | 181 |
Chengdu J20
Страна | |
Самолёт | Chengdu J-20 |
Фото | |
Максимальная взлётная масса, кг | 34 000 — 36 000 |
Максимальная скорость, км/ч | н/д |
Боевой радиус, км | н/д |
Дальность с боевой нагрузкой, км | н/д |
Максимальная дальность, км | н/д |
Рабочий потолок, м | н/д |
Совместная тяга двигателей, кгс | н/д |
Применение технологий снижения заметности | да |
Единиц произведено | н/д |
Страна | |
Самолёт | Mitsubishi ATD-X |
Фото | |
Максимальная взлётная масса, кг | н/д |
Максимальная скорость, км/ч | н/д |
Боевой радиус, км | н/д |
Дальность с боевой нагрузкой, км | н/д |
Максимальная дальность, км | н/д |
Рабочий потолок, м | н/д |
Совместная тяга двигателей, кгс | н/д |
Применение технологий снижения заметности | да |
Единиц произведено | н/д |
References[]
- ↑ «USAF F-22 Raptor fact sheet»
- Pike, J. «F-22 Raptor Flight Test.» GlobalSecurity.org.
- ↑ AFPN 23 June 2006
- ↑ «Lockheed Martin Awarded Additional $5 Billion in Multiyear Contract to Build 60 F-22 Raptors», Lockheed Martin press release, 31 July 2007.
- U.S. Department of Defense contracts, 31 July 2007.
- «Senators demand more F-22 fighters», Yahoo news, 9 November 2007.
- «Pentagon Plans for more F-22s», Forbes, 7 December 2007.
- Bennet, J.T. «Air Force Plans to Sell F-22As to Allies.» InsideDefense.com, 18 February 2006.
- Carmen, G. «Rapped in the Raptor: why Australia must have the best.» The Age, 2 October 2006.
- Beazley, K.. «Media Statement.» Australian Labor Party, 26 June 2006.
- Landers, K. «Australia to buy 100 Lockheed jet fighters.» The World Today, 27 June 2006.
- Brogo, A. «A Big Deal: Australia’s future air combat capability.» Australian Strategic Policy Institute (Canberra) , 25 February 2004. p. 62.
- «Israel Plans to Buy Over 100 F-35s»
- Bruno, M. «Appropriators Approve F-22A Multiyear, But Not Foreign Sales.» Aerospace Daily & Defense Report. 27 September 2006.
- Stewart, C. «US rules out deal on F-22 Raptor fighter jets.» News.com.au. Access date: 14 February 2007.
- Pace, p. 12-13.
- Carlson, Maj. Gen. Bruce. «Subject: Stealth Fighters.» U.S. Department of Defense Office of the Assistant Secretary of Defense (Public Affairs) News Transcript. Access date: 16 July 2007.
- Powell, 2nd Lt. William «General Jumper qualifies in F/A-22 Raptor» Air Force Link, 13 January 2005.
- ↑ Fulghum, D.A. and Fabey, M.J. «Turn and Burn.» Aviation Week & Space Technology. 8 January 2007..
- Peron, L. R. «F-22 Initial High Angle-of-Attack Flight Results.» Air Force Flight Test Center. (Abstract.).
- ↑ Fulghum, D.A and Fabey, M.J. «F-22: Unseen and Lethal.» Aviation Week & Space Technology. 8 January 2007. «Raptor Scores in Alaskan Exercise» (online edition).
- Klass, Philip J. «Sanders Will Give BAE Systems Dominant Role in Airborne EW.» Aviation Week & Space TechnologyVolume 153, issue 5, 31 July 2000. p. 74.
- Sweetman, Bill. «Fighter EW: The next generation.» Journal of Electronic Defense, Volume 23, issue 7, July 2000. p. 41-47.
- JSF-Raptor Radar Can Fry Enemy Sensors
- Pike, J. «F-22 Avionics.» GlobalSecurity.org..
- ↑ Philips, E.H. «The Electric Jet.» Aviation Week & Space Technology. 5 February 2007.
- «USAF Almanac.» Air Force Magazine. May 2006.
- «U.S. orders two dozen raptors for 2010.» United Press International. 22 November 2006.
- ↑ «F-22 Stealth.» Globalsecurity.org. |accessdate=2007-02-21
- ↑ Fulghum, D.A. «Away Game.» Aviation Week & Space Technology. 8 January 2007.
- US Budget for 2008.
- «YF-22/F-22A comparison diagram». GlobalSecurity.org.
- Military Aircraft Names
- «Lockheed Martin Joint Strike Fighter Officially Named ‘Lightning II.'» Official Joint Strike Fighter program office press release. 7 July 2006.
- «U.S. To Declare F-22 Fighter Operational.» Agence France-Presse. 15 December 2005..
- ↑ «Tactical Aircraft: Concurrency in Development and Production of F-22 Aircraft Should Be Reduced.» General Accounting Office. April, 1995.
- ↑ «Tyndall AFB receives F-22 maintenance trainer.» 325th Fighter Wing Public Affairs. 29 April 2006. Cite error: Invalid tag; name «f22team_20060429» defined multiple times with different content
- «Hill begins modifications on F-22A Raptor.»
- «F-22 Raptor Wins 2006 Collier Trophy.» National Aeronautic Association.
- «F-22 excels at establishing air dominance», U.S. Air Force, June 23, 2006.
- «Lockheed’s F-22 Raptor Gets Zapped by International Date Line.» Daily Tech, 26 February 2007. .
- Raptors arrive at Kadena
- «F-22 superjets could act as flying Wi-Fi hotspots.» The Register.
- «US Air Force: Raptor Stealth Fighter Jet Fully Operational»
- «F-22s at Langley receive FOC status»
- «Raptors Perform First Intercept of Russian Bombers
- http://www.military.com/daily-news/2013/09/17/welsh-f22-flew-to-drones-rescue-off-iran-coast.html?comp=700001075741&rank=6″Welsh: F-22 Flew to Drone’s Rescue off Iran Coast»]
- http://www.defensetech.org/2014/09/22/report-f-22-raptors-launched-airstrikes-in-syria/Report: F-22 Raptors Launched Airstrikes in Syria»]
- Pace 1999, p. 28.
Набор противоречий
Чисто гипотетически, так как «Раптор» Ф-22 еще не был в реальном бою, в небе самолет чрезвычайно хорош. С точки зрения радиолокационной заметности он уже не столь сильно отличается от «стандартных» машин. Со штурмовой же точки зрения самолет — просто нонсенс, так как за эти деньги можно приобрести по меньшей мере с десяток обычных штурмовиков, стоимость обслуживания которых в сотни (!) раз дешевле.
И все это отнюдь не следствие непрофессионализма конструкторов. Американцы всегда делали хорошие самолеты, опыта на этом поприще у них не отнять. Просто разработчикам к моменту первого полета пришлось делать из машины целый набор компромиссов. А это, как может понять любой технически подкованный человек, никогда ни к чему хорошему не приводило.
F-22A Raptor deployment and bases
The first operational wing of F-22A Raptors was Langley AFB in Virginia with a fleet of 40 aircraft. Elmendorff AFB, Alaska, became the second in August 2007 and Holloman AFB, New Mexico the third in June 2008. Operational Raptors are also based at Hickam AFB Hawaii.
“The F-22A Raptor is a supersonic, dual-engine fighter jet, which has won the 2006 Robert J Collier Trophy from the American National Aeronautic Association (NAA).”
In February 2007, 12 F-22 aircraft began the first overseas deployment of the fighter at Kadena Air Base in Japan. The aircraft returned in May 2007. In January 2009, 12 F-22 jets were deployed at the Kadena Air Base from Langley Air Force Base in Japan for three months as a part of the 27th Fighter Squadron.
During flight tests, the F-22A has demonstrated the ability to ‘supercruise’, flying at sustained speeds of over Mach 1.5 without the use of afterburner.
Lockheed Martin has put forward proposals for a fighter-bomber version of the F-22, the FB-22, which will have larger delta wings, longer range and the ability to carry an external weapons payload of 4,500kg and total weapons payload of 15,000kg.
Перестройка не заканчивается никогда
К приборной начинке предъявлялись просто немыслимые по тем временам требования. Так, бортовой компьютер должен был иметь производительность не менее 10 Гфлопс и оперативную память в один гигабайт. Нужно сказать, что разработчикам все же удалось решить столь нетривиальную задачу, используя простенький процессор i486. Но тут военных ждал удар: в 1996 году, всего за год до первого полета, корпорация «Интел» сообщила о свертывании производства устаревшей модели. Между тем изначально Пентагон рассчитывал получить не менее 1200 самолетов, каждому из которых требовалось 80 (!) процессоров. Откуда же их брать-то? Lockheed Martin неоднократно пыталась «прижать» разработчиков, но «Интел» оказался крепким орешком и не захотел выпускать крайне устаревшее оборудование малыми партиями.
А потому пришлось срочно переписывать все ПО под новый процессор. Только на переделки, по официальным сведениям, пришлось потратить не менее миллиарда долларов. В общем, «неограниченные лимиты времени» оказались чертовски затратным делом. И это было только начало. Действительно, истребитель пятого поколения…