Российский бомбардировщик будет незаметен для вражеской техники. что о нем еще известно?

Будут ли у ПАК ДА преимущества?

Эксперты не уверены, что будут. Корпус самолёта с особым покрытием потребует буквально в десять раз больше времени для обслуживания, чем обычные бомбардировщики. А главное – ПАК ДА не сможет получить преимущества перед авиационным комплексом радиообнаружения и наведения (AWACS).

Однако такие преимущества будут. ПАК ДА не имеет ни одной точки крепления или места для бомб и ракет под крыльями, и это сводит на нет все воздействия радаров. Полный арсенал оружия герметично упрятан. А на всём корпусе – специальное покрытие. Не увидят его радары.

Кроме того, даже у наших бомбардировщиков пятого поколения предусмотрен так называемый морской режим, и здесь у российских лётчиков есть преимущество, поскольку их опыт полётов в Арктике огромен. И с этим эксперты НАТО, подумав, согласились, вспомнив, как два Ту-160 (стратегические бомбардировщики) тринадцать часов летели без дозаправки из русского города Энгельса в Венесуэлу.

Почему бодрые заявления неубедительны

Антон Лавров считает неизбежным, что проект создания ПАК ДА будет долгостроем.

«Стратегические бомбардировщики — это наиболее сложная боевая машина на вооружении ВКС, и вообще ВВСв других странах. Даже в США не могут себе позволить создать замену B-52. Естественно, понадобится долгое время на разработку, испытания и доработку. Не исключено, что это займет 10 лет. Но делать это надо. Именно для того, чтобы закрыть этот промежуток, сейчас ведется модернизация Ту-160. Потому что до реального поступления в войска ПАК ДА еще очень далеко», — подытожил Антон Лавров.

В связи с проектом возникает большое количество вопросов, отмечает источник телеграм-канала «Взгляд человека в лампасах», близкого к действующим и отставным офицерам российских Вооруженных сил. «Масса утечек о технических характеристиках ПАК ДА — «летающее крыло», дозвуковой, невидимый и так далее. Но ровным счетом ничего — о количестве машин, которые в итоге планируется создать.

Это будут те же полтора десятка, как Ту-160, базирующиеся сегодня в Энгельсе? Или все-таки планируется обучить на новых «стратегов» хотя бы несколько полков?», — замечает источник.

Ту-95 выработает свой срок через 15—20 лет, уверены специалисты. Фото Максима Платонова

Со «стариком» Ту-95, турбовинтовым стратегическим бомбардировщиком-ракетоносцем, в целом все понятно. Но не совсем понятно — вытеснит ли ПАК ДА других своих предшественников. «Ту-160 и Ту-22М3 активно модернизируются, — напомнил источник телеграм-канала «Взгляд человека в лампасах». — Вовсю с высоких трибун звучат бодрые заявления, что уже в ближайшие годы в войска пойдут в массовом количестве (десятки машин) их обновленные образцы». Эксперт задается вопросом: «Зачем тратить огромные деньги на перспективный бомбардировщик и на радикальное обновление старых моделей, которые должны служить в одно и то же время, что и новая?».

Встает и еще один вопрос — о реальном состоянии авиационной промышленности России. «При СССР существовала целая сеть НИИ, которая десятилетиями формировала информацию по обликам перспективных машин всех классов. Сегодня почти все эти научные центры уничтожены, — полагает собеседник телеграм-канала. — Производственные площадки «Туполева» в Казани, по нашим данным, в ужасном состоянии. Разрушены технологические цепочки, позволявшие создавать машины подобного класса. Сможем ли мы воссоздать их, причем в те сроки, какие заявлены (несколько лет)?».

Алексей Нечаев, Олег Москвин

ПромышленностьОПКМашиностроение

Американский «дух»

ПАК ДА станет самолётом пятого поколения, характеризующегося не в последнюю очередь применением стелс-технологий. Малозаметность самолёта напрямую связана с его способностью отражать и рассеивать электромагнитную волну, что достигается путём нанесения на корпус специального радиопоглощающего покрытия и видоизменения самой формы летательного аппарата.

На сегодняшний день единственным примером применения стелс-технологий в дальней авиации является американский стратегический бомбардировщик В-2А Spirit. Первый демонстрационный полёт машины состоялся в 1989 году, на вооружение ВС США поступил только 21 самолёт этой серии. Также в этой машине впервые была воплощена конструкция «летающее крыло». Однако цена В-2А Spirit побила все рекорды: на момент 1998 года один экземпляр бомбардировщика обходился в $1,16 млрд.

  • B-2A Spirit
  • AFP

О необходимости создать замену В-2А в США заговорили в начале 2000-х годов. Изначально программа носила название 2018 Bomber, планировалось, что новый самолёт будет поставлен на вооружение к концу 2010-х годов. 

Впоследствии программу переименовали в Next-Generation Bomber (NGB), в ней приняли участие Boeing и Lockheed Martin. Однако в 2008 году проект был закрыт, вместо этого Пентагон объявил о новой программе — Long Range Strike Bomber (LRS-B). Её реализацией занялась компания-разработчик В-2А Spirit Northrop Grumman.

В 2016 году компания-разработчик представила проект перспективного самолёта LRS-B (В-21). По словам проектировщиков, цена одной машины не превысит $564 млн. Предполагается, что новый бомбардировщик повторит и разовьет достоинства своего предшественника, но избавится от недостатков B-2. На сегодняшний день известно, что самолёт будет дозвуковым и малозаметным. Его главной целью станет уничтожение систем ПВО противника, чтобы открыть дорогу для тактической авиации. Планируется, что серийные B-21 будут переданы войскам в конце первой половины двадцатых годов. Не позднее 2025 года эти машины должны будут достичь стадии начальной оперативной готовности.

Нужно отметить, что над созданием стратегических бомбардировщиков будущего работают и в КНР. Презентация малозаметного ракетоносца Xian H-20 Сианьской авиационно-промышленной корпорации (ХАС) запланирована на конец 2019 года, когда в КНР будет отмечаться 70-летний юбилей национальных военно-воздушных сил.

Также по теме


«Результат планомерной работы»: каких успехов в перевооружении армии достигло Минобороны РФ за последние шесть лет

За минувшие шесть лет в Вооружённых силах РФ значительно возросло количество современных вооружений. Об этом сообщает газета «Красная…

Разработка Н-20 была начата в 2008 году на базе Шанхайского авиационно-конструкторского НИИ. Хотя ключевые характеристики бомбардировщика засекречены, эксперты предполагают, что дальность полёта Н-20 составит до 8 тыс. км при боевой нагрузке 10 т. По срокам Китай пока опережает и Россию, и США — в августе этого года готовый образец Н-20 был продемонстрирован на Центральном телевидении Китая.

Скорость, с которой Пекин создаёт собственный дальний бомбардировщик, уже вызвала обеспокоенность в США. Как отмечалось в недавнем докладе Пентагона, представленном сенату, КНР стремится расширить зону покрытия своих военных операций. В результате американские военно-морские базы в Азиатско-Тихоокеанском регионе могут оказаться в зоне досягаемости китайских ВВС — в первую очередь речь идёт именно о новом малозаметном дальнем бомбардировщике.

Стоящие сейчас на вооружении НОАК стратегические бомбардировщики Н-6 могут пролететь без дозаправки не более 5 тыс. км, неся на борту менее 10 т оружия. Для сравнения, у российского Ту-160 боевая нагрузка составляет 45 т.

«Одних телевизионных кадров, конечно, мало для того, чтобы судить о качестве и эффективности этих машин», — считает эксперт.

Похожей точки зрения придерживается и военный эксперт Алексей Леонков. По его мнению, Китай действительно может быстро построить большое количество кораблей и самолётов — ресурсы позволяют. 

«Однако военная техника оценивается прежде всего с точки зрения тактико-технических характеристик. Насколько китайские разработки эффективны, будет понятно позднее», — подчеркнул эксперт.

Цена ошибки

Мировые державы не напрасно прилагают усилия, чтобы обновить свою дальнюю авиацию — её роль будет только расти, полагают эксперты. Не всегда речь идёт о стратегическом ядерном сдерживании, хотя это и является основным предназначением таких самолётов.

«В первую очередь, ПАК ДА — средство стратегического ядерного сдерживания. По определённому перечню целей такой самолёт может работать, даже не выходя за пределы собственного воздушного пространства. Однако всегда могут возникнуть задачи, связанные с дальними вылетами, особенно когда речь идёт о применении нестратегических вооружений», — пояснил Мураховский.

Также по теме


Гений неба: как Минобороны России возрождает производство легендарного бомбардировщика Ту-160

Советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 («Белый лебедь») считается лучшим в мире самолётом своего класса. В…

Такая необходимость, к примеру, возникла во время сирийской кампании, когда российские бомбардировщики ТУ-95МС нанесли удар по террористам в САР крылатыми ракетами Х-101, напомнил эксперт.

Как пояснил Леонков,стратегическая авиация предназначена для решения задач особой важности и сложности. Речь идёт, например, об ударах по позиционным районам баллистических ракет противника или по укрепрайонам

Бомбардировщики должны выполнять такие задачи самостоятельно, без привлечения дополнительных средств, при этом ещё и возвращаться на базу без потерь

Речь идёт, например, об ударах по позиционным районам баллистических ракет противника или по укрепрайонам. Бомбардировщики должны выполнять такие задачи самостоятельно, без привлечения дополнительных средств, при этом ещё и возвращаться на базу без потерь.

«Цена ошибки в этом случае очень высока», — подчеркнул эксперт.

Именно поэтому разработка таких самолётов ведётся предельно кропотливо и вдумчиво.

«Мало того, меняется сама ситуация, в которой должна действовать дальняя авиация. Свои коррективы вносит и развитие гиперзвуковых вооружений, а также в перспективе создание ПРО, пригодных к их перехвату. Очевидно, что в современных условиях требования к стратегическим бомбардировщикам значительно возрастают», — подытожил Алексей Леонков.

Ответ Соединенным Штатам

Разработки первого российского стелс-бомбардировщика проходят в режиме повышенной секретности, но все же некоторая информация просочилась в СМИ. Известно, что над его созданием трудятся в ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации), и на данном этапе завершены работы над конструкторской документацией. Опытный образец создается в рамках программы «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» (ПАК ДА) под рабочим названием «Изделие 80».

Над концепцией российского стелса еще в 2009 году начало работать КБ «Туполев». Испытательные полеты планируется провести в 2025 году, а в серийное производство «Изделие 80» будет принято не раньше 2027 года. Немецкий аналитик Гернот Крампер полагает, что новые бомбардировщики будут производиться небольшими партиями, так как одной из задач конструкторов станет постепенная доработка модели – как это происходит с танком Т-14 «Армата».

«Изделие 80», по замыслу военных, должно будет прийти на смену самолетам дальней авиации Ту-95, а также частично взять на себя функции стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160. Его задачами станут: прорыв воздушной обороны противника и доставка ядерного оружия к месту запуска.

ПАК ДА конструируется по принципу «летающего крыла», что было реализовано в американских стелс-бомбардировщиках Б-2 «Спирит», выпущенных в конце 1980-х. Эта форма позволяет значительно снизить удельную массу планера и существенно увеличить массу полезной нагрузки. Кроме того, снижается эффективная площадь рассеяния и радиолокационной заметности самолета. Также конструкторы обмолвились о наличии бортового компьютера, способного анализировать воздушную и радиолокационную обстановку.

Точные характеристики машины пока неизвестны. Очевидно бомбардировщик будет иметь два двигателя, а дальность его полета без дозаправки сможет достигать 12 тысяч километров – более четверти окружности Земли. Предположительно он сможет нести до 30 тонн полезной нагрузки. По мнению экспертов, российский бомбардировщик по своим возможностям вряд ли будет превосходить американский аналог.

Почти достоверно известно, что новое детище КБ «Туполев» будет дозвуковым. Эта информация распространилась после появления параметров двигателя будущей машины на сайте госзакупок. Кто-то полагает, что это шаг назад в отечественном авиастроении, другие уверены, что сверхзвуковые самолеты имеют свои недостатки. На том же Ту-160 сверхзвук используется лишь в крайних случаях, например, для быстрого преодоления опасного участка. Работа двигателей в форсированном режиме сопряжена со значительным перерасходом топлива, что в иных случаях может привести к критическим ситуациям: авиалайнер рискует не вернуться домой.

Технические характеристики Су-80:

  • Экипаж: три человека ;

  • Пассажировместимость: 30  человек в базовой компоновке;

  • Длина: 18,26 метров;

  • Размах крыла: 23,18 метров;

  • Грузоподъёмность: 3300 килограмм;

  • Ширина пассажирской кабины: 2,17 метров;

  • Высота пассажирской кабины: 1,82 метров;

  • Ширина грузовой кабины: 2,17 метров;

  • Высота грузовой кабины: 1,82 метров;

  • Длина грузовой кабины: 7,75 метров;

  • Диаметр фюзеляжа: 2,4 метров;

  • Площадь крыла: 44,36 квадратных метров;

  • Стреловидность крыла: 30 градусов

  • Максимальная посадочная масса: 14050 килограмм;

  • Взлётная максимальная масса: 14200  килограмм  (для SuperJet100-95LR 49450 килограмм);

  • Платная нагрузка: 12245 килограмм;

  • Масса пустого самолета 8350  килограмм;

  • Масса топлива в баках: 3660 литров;

  • Силовая установка: СТ7-9В Дженерал Электрик (два экземпляра)

  • Тяга: 2 × 1750 лошадиных сил;

  • Максимальная скорость: 470 километров в час;

  • Крейсерская скорость: 430  километров в час;

  • Перегоночная дальность: 1300 километров;

  • Практический потолок: 7600   метров;

  • Длина разбега: 930 метров;

  • Длина пробега:  640 метров.

Су-80. Галерея. 

Су-80. Видео. 

Предположения

Дизайн ПАК ДА был обсужден экспертами достаточно подробно и, пожалуй, слишком многословно. Главной мыслью явилось то, что в этом отношении Россия заимствовала концепцию из своего же истребителя пятого поколения – Т-50, а кабина будет выполнена в стиле “человека – компьютерного интерфейса” (концепция MMI). Это позволит поднять самолёт без вмешательства экипажа – автоматически.

В кабине должен быть цифровой дисплей Electronic System Flight Instrument с жидкокристаллическим цветным экраном для каждого из двух пилотов, что обеспечит функционирование электронного интерфейса в управлении полётом. Использование технологии “стелс” вносит некоторые ограничения в конструкцию самолёта. ПАК ДА будет летать ночью, значит, роль бортовых датчиков значительно повышается, а гиперзвуковая скорость ручное управление исключает. Вывод: бомбардировщик, может быть, и был бы хорош, но в России он хорошим не получится (они, верно, не в курсе, что не будет у ПАК ДА гиперзвуковой скорости).

Краткая история создания самолета Су-80

Разработки самолета Су-80 начались с 90-х годов прошлого века по инициативе конструктора М.П. Симонова. Первоначально самолет проектировался для военных потребностей. За два года был сформирован первоначальный облик машины. Данный аппарат должен был совершать перевозку грузов и пассажиров на линиях местного значения. Главной задачей конструкторов было изготовление качественно новой версии самолета, который мог вытеснить старые, менее качественные модели аналогичного типа.

С 1993 года данным проектом заинтересовались в КнААПО, что в Комсомольске. За счет этого финансирование изготовления Су-80 производилось данным объединением и конструкторским бюро Сухого. Данная модель была включена во всероссийскую федеральную программу, которая должна была производить полное финансирование, но средства практически не поступали. Из-за этого изготовление машины несколько раз было отложено.

«Небесный тихоход»

Такому видению ситуации есть объяснение, и оно вполне резонно. Особенно в плане финансов. И действительно: сейчас ракеты стреляют быстрее, дальше, вот-вот будет достигнут гиперзвук. Зачем заставлять самолёт делать то, что ему в принципе делать не обязательно? Тем более что это необязательное выходит так дорого. Российский бомбардировщик ПАК ДА в эксплуатации будет буквально на порядок дешевле любой сверхзвуковой машины. Он не предназначен для того, чтобы прорываться с боями сквозь оборону, это воздушный арсенал, неспешно барражирующий в воздушном пространстве.

ПАК ДА («Туполев») будет нести дальнобойные крылатые ракеты — абсолютно смертоносный их запас. Например, Х-555 и Х101, которые летят от трёх до пяти тысяч километров. А есть и ещё одна — новейшая, как говорят, превосходящая всё, что до неё было, но о которой конкретика пока под секретом. В истребительной авиации появилась та же самая тенденция относительно скоростных характеристик. Например, F-22 Raptor, пятого поколения истребитель, он обладает исключительной манёвренностью и сверхзвуковой скоростью, но ни то, ни другое ему, скорее всего, не пригодится, поскольку не предполагается в современных военных действиях ближнего боя. Не пушки будут говорить, а ракеты, и входить в зону ПВО противника не нужно.

Развитие проекта

В августе 2009 года между Минобороны России и компанией «Туполев» был подписан контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА сроком на 3 года. По заявлениям генерального конструктора компании «Туполев» Игоря Шевчука, «научно-исследовательские работы надо рассматривать как создание некоего научно-технического задела по данной тематике. Это не только и не столько военная тематика, сколько проработка вопросов аэродинамики, прочности, новых материалов и технологий».

По словам заместителя министра обороны Поповкина, технический проект нового бомбардировщика должен быть полностью завершён к 2015 году.

В августе 2012 года было объявлено, что предварительный проект ПАК ДА уже завершён и утверждён, начинаются опытно-конструкторские работы по нему. Проект самолёта был утверждён в марте 2013 года.

При рассмотрении предэскизного проекта среди концепций, разработанных коллективами ЦАГИ и «Туполева», предпочтение было отдано разработке КБ «Туполева». Самолёт выполнен по схеме «летающее крыло». Значительный размах крыльев и особенности конструкции не позволят самолёту преодолеть скорость звука, вместе с тем будет обеспечена пониженная заметность для радаров.

В апреле 2014 года стало известно, что конструкторское бюро имени Туполева завершило этап предэскизного проектирования перспективного авиационного комплекса дальней авиации.

В июне 2014 года появились сведения о предполагаемом разработчике двигательной установки нового ракетоносца. Новый двигатель должен быть создан самарской двигателестроительной фирмой «Кузнецов», которая выиграла конкурс на соответствующую работу. Двигатель будет создан с использованием технологий газогенератора двигателя НК-32. Предположительно, речь идёт о проекте двигателя НК-65.

Проектируемый самолёт имеет внутренний индекс конструкторского бюро «изделие 80». Изготовление опытных образцов и развёртывание серийного производства предполагается на казанском авиазаводе «КАПО им. Горбунова», который является производственным филиалом ОАО «Туполев».

14 февраля 2019 года разработчики и заказчики утвердили окончательный эскиз ПАК ДА. Согласованы необходимые характеристики самолёта, который придет на смену стоящим сейчас на вооружении ВКС России ракетоносцам-бомбардировщикам Ту-160, Ту-22М3 и Ту-95. Как сообщили источники в российском ОПК, «подписаны все контрактные документы, необходимые для производства образцов». В августе 2019 года утверждены техтребования и начаты подготовительные этапы проектирования.

Основные требования к комплексу

По словам командующего дальней авиацией ВКС России Анатолия Жихарева, речь идёт о принципиально новом самолёте с прицельно-навигационным комплексом. Такой самолёт должен быть способен применять все существующие и перспективные виды оружия стоящие на вооружении ВКС России, должен быть оснащён новейшими системами связи и радиоэлектронной борьбы, а также обладать малой заметностью.

Также планируется использовать самолёт в роли дальнего перехватчика и даже в качестве платформы для запуска космических аппаратов.

Предполагаемые параметры комплекса

Некоторые эксперты предполагают следующие лётно-технические характеристики ПАК ДА:

  • Двигатели: изделие РФ ОАО «Кузнецов»
  • Тяга максимальная: 24 тс’
  • Максимальная взлётная масса: 145 тонн
  • Масса полезной нагрузки: 35 тонн
  • Масса топлива: максимальная масса топлива (без учёта дозаправки) не определена
  • Максимальная скорость: дозвуковая
  • Дальность 15000 км
  • Вооружение: существующие и перспективные крылатые ракеты стратегического класса, противокорабельные ракеты, высокоточные бомбы, оборонительное авиационное вооружение, гиперзвуковое оружие.

«На базе современных модификаций»

Ранее на полях оружейной выставки ArmHiTec-2018 заместитель гендиректора «Техмаша» Александр Кочкин сообщил журналистам, что перспективная малокалиберная РСЗО будет с элементами роботизации. Предполагается, что, помимо наземных объектов, она сможет поражать вертолёты и низколетящие БПЛА.

«Мы ставим целью создать систему, которая будет с функцией не только борьбы с наземными целями, но и борьбы с воздушными целями. Поражать будет вертолёты и беспилотники в непосредственной близости — 1,5—2 км, по высоте — не более 1 км», — заявил Кочкин.

По его словам, РСЗО сможет применять как специально разработанные для неё снаряды, так и уже стоящие на вооружении неуправляемые боеприпасы, в частности, авиационные ракеты семейства С-8, которые в различных модификациях стоят на вооружении с 1970-х годов.

  • Вертолётные блоки для пуска авиационных ракет С-8
  • Facebook

В настоящее время тульские инженеры расширяют номенклатуру семейства С-8 за счёт создания боеприпаса нового поколения С-8ОФП «Бронебойщик». Эта неуправляемая ракета будет применяться из штатных блоков авиационных орудий Б8М-1 и Б8В20-А и наземных носителей — армейских машин на гусеничной и колёсной платформах.

Как пояснил в комментарии RT военный эксперт Алексей Леонков, по всей видимости, С-8ОФП является технологической основой для создания боеприпаса, который будет применяться в малокалиберной РСЗО.

«Это один и тот же калибр, один и тот же разработчик. Очевидно, что новая система залпового огня разрабатывается на основе семейства С-8, а точнее — на базе его самой современной модификации», — сказал Леонков.

Новейшая ракета будет применяться для поражения одиночных и групповых целей, включая легкобронированную технику и надводные корабли, в различных метеоусловиях и в любое время суток.

Также по теме


Машины высокой проходимости: чем уникальны российские бронеавтомобили «Медведь» и «Водник»

На выставке в рамках конкурса «Мастера автобронетанковой техники» АрМИ-2021 в Подмосковье будут представлены образец бронеавтомобиля…

«Тактико-технические характеристики (С-80ФП. — RT) по эффективности действия, эксплуатационной надёжности и безопасности ракеты не имеют аналогов», — говорится в материалах концерна.

С-80ФП отличается от других боеприпасов своего семейства оснащением проникающей боевой части. Ракета способна пробивать преграды, за которыми находится цель, и только потом детонировать. Впрочем, боеприпас можно настроить и таким образом, что он будет взрываться как перед заграждением, так и при ударе о него.

«Это значит, что боеприпас имеет свойства как проникающего действия, так и осколочного. Какое будет использовано — зависит от поставленной задачи», — пояснил в декабре 2019 года в интервью агентству ТАСС Владимир Лепин, занимавший тогда пост гендиректора «Техмаша».

Как утверждает разработчик, по боевому потенциалу «Бронебойщик» в пять-шесть раз превосходит штатную ракету калибра 80 мм. Мощность С-80ФП не раскрывается. Однако максимальная баллистическая дальность стрельбы секретом не является — этот показатель составляет 11 км.

Важнейшим достижением тульских конструкторов на пути создания «Бронебойщика» стала разработка малогабаритного высокоэнергетического двигателя на смесовом твёрдом топливе. Благодаря этому силовому агрегату энергоотдача от единицы его массы увеличилась в 1,8—2 раза. Это позволило нарастить объём боевой нагрузки и увеличить дальность ракеты.

Знакомое и новое

Двигатели для нового бомбардировщика разрабатывались в Самаре компанией “Кузнецов”. Базовым послужил двигатель НК-32, тот самый, что установлен на наших стратегических бомбардировщиках Ту-160. Приедприятия концерна КРЭТ уже разрабатывают авионику для ПАК ДА. По генеральному соглашению с авиастроителями создаётся унифицированный борт. В конструкторских работах КРЭТ тоже участвует.

Как уже говорилось, технологии будут применяться и опробованные, и совсем новые. Некоторые приборы и системы заимствуются из последних разработок, показавших самую высокую эффективность и надёжность. Совершенно новыми будут прицельная навигация во всём комплексе, средства связи, средства разведки, а также средства радиоэлектронной борьбы.

Внешний вид

Сама схема этого самолёта — летающее крыло — для российской авиации не является традиционной. Внешне наш ПАК ДА — самолет-двойник американского Northrop B-2 Spirit, тоже тяжёлого и малозаметного стратегического бомбардировщика. Разница в том, что наша «летучая мышь» будет иметь титановый фюзеляж и огромное количество пластиковых (композитных) деталей. Так создавался пассажирский лайнер МС-21, и получилось очень хорошо. Впервые конструкция летательного аппарата предусмотрела создание удлиннённого крыла, которое выполнено из пластика — тоже сверхпрочного и сверхлёгкого. По сравнению с Boeing или Airbus, наш получается гораздо экономичнее.

Но вернёмся к ПАК ДА. Бомбардировщик имеет недоступные ранее аэродинамические возможности за счёт особенного фюзеляжа. Юрий Борисов подчеркнул, что в дальней авиации требования к самолётам очень быстро меняются. Уже не нужны сверхзвуковые скорости с выходом в ближний космос, потому что нет нужды прорыва эшелонированной обороны противника. Так умеет Ту-160 и отлично справится Ту-160М2. А вот стратегический бомбардировщий ПАК ДА будет дозвуковым, он не сможет развивать скорость большую, чем детище шестидесятых годов — Ту-95.

На вооружении гиперзвук

Насчет вооружения нового бомбардировщика существуют разные версии. Часть экспертов полагает, что он будет вооружен крылатыми ракетами Х-102 с дальностью действия до 5,5 тысяч километров, способными нести как обычные, так и ядерные боеголовки. Область поражения – наземные и морские цели. По другим мнениям, российские стелсы будут оснащены гиперзвуковым оружием, возможно, системой Х-47М «Кинжал», которой сейчас оборудованы тяжелые истребители МиГ-31.

Впрочем, по мнению экспертов, если новый бомбардировщик будет летать с дозвуковой скоростью гиперзвуковые ракеты запустить не получится. Скорее всего для стелса будут разрабатываться новые, более компактные ракеты. По словам экс-командующего ВКС России, Виктора Бондарева, они будут действовать на расстоянии до 7 тысяч километров, а их электроника сможет определять направление, высоту и скорость полета, а также анализировать воздушную и радиолокационную обстановку. Все вооружение ПАК ДА будет размещаться внутри корпуса, что заметно снизит возможность РЛС противника обнаружить российский бомбардировщик.

Гиперзвуковое вооружение позволит российскому стелсу выполнять функцию космического перехватчика, что будет выгодно отличать «Изделие 80» от американских аналогов. Гиперзвуковые ракеты смогут поражать любые наземные объекты, авианосные группировки, а также все цели, расположенные в ближнем космосе: речь, в первую очередь, о военных спутниках и боеголовках стратегических ракет. Возможно, ПАК ДА будет оснащен также бомбами, что позволит ему наносить классические бомбовые удары по вражеской территории.

Журналист The National Interest Марк Эпископос обращает внимание, что российский самолет может стать опасным конкурентом для авиации НАТО, так как в его основе лежат новейшие решения в авиастроении: это и повышенные стелс-характеристики, и улучшенная система пилотирования, и расширенные боевые возможности. Однако скорого появления ПАК ДА на вооружении ВКС России ждать не стоит

Наши авиаконструкторы наслышаны о печальном опыте создания американских истребителей-невидимок F-35, поэтому будут делать упор не на сроках исполнения заказа Министерства обороны, а на качестве новой модели

Однако скорого появления ПАК ДА на вооружении ВКС России ждать не стоит. Наши авиаконструкторы наслышаны о печальном опыте создания американских истребителей-невидимок F-35, поэтому будут делать упор не на сроках исполнения заказа Министерства обороны, а на качестве новой модели.

Ту-160: «Лебедь» стратегического назначения

Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 (по кодификации НАТО: Blackjack) – уникальная боевая машина, равных которой сегодня нет в мире. Это самый тяжелый боевой самолет, а кроме того – самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет и самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Ту-160 также является лидером по скорости среди бомбардировщиков. За грациозность и изящество линий летчики назвали Ту-160 «Белым лебедем».

Разработка Ту-160 началась на пике ядерного противостояния СССР и США в конце 1960-х годов, главными его особенностями должны были стать многорежимность и возможность межконтинентальных полетов. Вооружать Ту-160 планировалось крылатыми ракетами большой дальности с ядерными боеголовками. Изначально самолет создавался в ОКБ Мясищева и ОКБ Сухого, а затем проект был передан ОКБ Туполева. Всего в разработке самолета приняло участие около 800 организаций. Первый опытный образец Ту-160 поднялся в небо в 1981 году.

Ту-160. Фото: Alex Beltyukov/Wikimedia.org

После распада СССР 19 самолетов Ту-160 остались на территории Украины. Девять из них были утилизированы по совместной украинско-американской программе, один отправился в музей, а восемь удалось вернуть в Россию. В 2015 году Минобороны объявило о запуске проекта по возрождению ракетоносца. Была проделана огромная работа по восстановлению наработок и модернизации производства. В том же году Ту-160 был впервые задействован в реальных боевых действиях в Сирии.

В ноябре 2017 года на Казанском авиазаводе был построен новый ракетоносец. Самолет достраивали в рамках программы воспроизводства Ту-160 с целью опережающего восстановления технологий агрегатной и окончательной сборки. В январе 2018 года он совершил демонстрационный полёт, за ходом которого лично наблюдал президент России Владимир Путин.  

«Перспективная работа»

Как указывают эксперты, ключевую роль в успешной реализации ПАК ДА должна сыграть разработка двигателя, который упоминается в СМИ под наименованием «изделие РФ».

На сегодняшний день информация о характеристиках нового двигателя весьма скупая. Тем не менее известно, что основная и дублирующая электронные системы агрегата двигателя позволят ПАК ДА совершать полёты продолжительностью до 30 часов.

«Такая продолжительность полёта позволит нести боевое дежурство в разных районах Мирового океана. Чем дольше стратегический бомбардировщик способен находиться в воздухе, тем выше его боевая устойчивость», — подчеркнул в комментарии RT редактор «Независимого военного обозрения» Дмитрий Литовкин.

  • Эскизное изображение ПАК ДА

По мнению специалистов, создание новой силовой установки — огромный вызов для «ОДК-Кузнецов». В то же время данная компания обладает необходимыми компетенциями для совершения научно-технологического прорыва, так как уже несколько десятилетий специализируется на модернизации агрегатов для отечественных стратегических самолётов.

По мнению эксперта, в основу «изделия РФ» легли наработки по модернизации НК-32. Предположение Литовкина подтверждается заявлением Павла Чупина о том, что коллектив «ОДК-Кузнецов» планирует вскоре завершить научно-исследовательские работы по разработке перспективного газогенератора для двигателя нового поколения в классе тяги 18—24 тонн-сил. Силовая установка будет использоваться в дальней и военно-транспортной авиации. 

Также по теме


«Живучесть и простота управления»: какими преимуществами обладает вертолётный двигатель ВК-2500П

Модернизированный двигатель для ударного вертолёта Ми-28НМ «Ночной охотник» успешно прошёл стендовые испытания. Об этом сообщили в…

«Перспективная работа, которая у нас сейчас ведётся, — это работа над двухвальным газогенератором для двигателей следующего поколения. Это газогенератор в том же классе тяги, что и газогенератор для НК-32… Проект по перспективному газогенератору сейчас рассчитан до конца 2022 года», — рассказал Чупин.

Эксперты полагают, что двигатель, над которым трудятся самарские конструкторы, позволит ПАК ДА подниматься в ближний космос и быстро разгоняться. В то же время «изделие РФ» по ряду важных характеристик будет отличаться от предшественника из-за отсутствия необходимости развивать сверхзвуковую скорость.

Также аналитики не исключают, что для ПАК ДА могут быть позаимствованы некоторые элементы из семейства двигателей ПД-14, которые создаются для гражданской и транспортной авиации. Работы по нему, как и по «изделию РФ», проводятся предприятиями Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК).

  • Обновлённый двигатель для дальней авиации НК-32-02
  • РИА Новости

«Конечно, что-то из других разработок может быть позаимствовано, но основа двигателя для ПАК ДА — это всё же НК-32, который устанавливается на Ту-160. Учитывая концепцию этого самолёта, новый агрегат должен иметь малую сигнатуру, то есть малую заметность в радиолокационном и тепловом диапазонах», — пояснил в беседе с RT эксперт Центра анализа стратегий и технологий Сергей Денисенцев.

Аналитик полагает, что появление ПАК ДА позволит Москве «быстро маневрировать стратегическими ядерными силами» и наносить удары, не входя в пределы действия вражеских систем ПВО-ПРО.

«Проекту ПАК ДА уделяется большое внимание, потому что он станет важным компонентом ядерной триады России. Стратегический бомбардировщик в отличие от наземной пусковой установки можно перебросить за тысячи километров

К тому же ПАК ДА — это ещё и имиджевый проект, подчёркивающий статус России как великой военной державы», — резюмировал Денисенцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector