Всемирная торговая организация (вто)

Критика

Заявленная цель ВТО — распространение идей и принципов свободной торговли и стимуляция экономического роста. Критики считают, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей). Договоры ВТО также обвинялись в частичном несправедливом приоритете транснациональным корпорациям и богатым странам.

Критики также полагают, что небольшие страны имеют очень малое влияние на ВТО, и, несмотря на заявленную цель — помощь развивающимся странам, — развитые страны концентрируются, прежде всего, на своих коммерческих интересах. Также, по их утверждениям, вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса, что, однако, напрямую противоречит целям и уставу ВТО. [источник не указан 2607 дней]

В частности, деятельность ВТО часто подвергается критике и осуждению со стороны антиглобалистов.

Вопреки заявленным целям, членство в ВТО не защищает страны-участники от наложения политически мотивированных односторонних экономических санкций: Санкции США против Кубы.

Free Trade, but at What Cost?

The anti-WTO protests we have seen around the world are a response to the consequences of establishing a multilateral trading system. Critics say the after-effects of WTO policies are undemocratic because of the lack of transparency during negotiations.

Opponents also argue since the WTO functions as a global authority on trade, and it’s within its rights to review a country’s domestic trade policies, national sovereignty is compromised. For example, regulations a country may wish to establish to protect its industry, workers, or environment could be considered barriers to the WTO’s aim to facilitate free trade.

A country may have to sacrifice its own interests to avoid violating WTO agreements. Thus, a country becomes limited in its choices. Moreover, brutal regimes that are pernicious to their own countries may inadvertently be receiving concealed support from foreign governments who continue, in the name of free trade, to do business with these regimes. Unfavorable governments in favor of big business, therefore, remain in power at the cost of a representative government.

One high-profile WTO controversy has to do with intellectual property rights and a government’s duty to its citizens versus a global authority. One well-known example is HIV/AIDS treatments and the cost of patented medicines. Poor countries, such as those in South America and sub-Saharan Africa, simply cannot afford to buy these patented drugs. If they were to buy or manufacture these same drugs under an affordable generic label, which would save thousands of lives, these countries would, as members of the WTO, be in violation of intellectual property rights agreements and subject to possible trade sanctions.

Core functions

Dispute settlement lawyers

Dispute settlement lawyers contribute to the dispute settlement process of the WTO by assisting a panel established for a dispute or the Appellate Body members considering an appeal. Their role is to deliver substantive legal advice and to conduct research on legal, technical or procedural issues in dispute settlement or appellate proceedings.

Requirements: An advanced university degree in law (including international trade law and public international law), knowledge of international, legal and economic principles and issues, adjudicative process and practice, a high level of legal drafting skills, analytical and problem-solving skills and presentation skills, as well as the ability to work as part of a multicultural team.

Trade policy analysts/specialists and legal/economic affairs officers

Trade policy analysts/specialists and legal/economic affairs officers work in various divisions of the WTO Secretariat. In addition to providing specialist advice in their respective divisions, they provide support to bodies serviced by WTO divisions (e.g. committees, working parties, negotiating groups, etc.) and contribute to trade policy review mechanisms established at the WTO. They also conduct research and analysis and deliver technical assistance and training on relevant topics.

Requirements: An advanced university degree in international relations, economics, law or a relevant field, knowledge of relevant WTO agreements and the WTO system, a high level of drafting skills, research and analytical skills, presentation skills as well as the ability to work as part of a multicultural team.

Research economists

Research economists undertake research on policy-related topics in connection with the WTO’s activities. More specifically, they take a lead role in preparing the WTO’s flagship publication, the World Trade Report, produce other analytical reports and provide economic expertise to other parts of the Secretariat as required. They also deliver technical assistance and training on the relevant topics.

Requirements: An advanced university degree, preferably a Ph.D., knowledge of international trade and other branches of economics, analytical skills, policy-oriented research skills, high level of drafting skills and presentation skills, ability to work as part of a multicultural team.

Statisticians

Statisticians provide quantitative information on economic and trade policy issues.  They collect and organize trade-related data, maintain the relevant WTO databases, and undertake data analysis and dissemination. The output of WTO statisticians is made available to the relevant WTO committees and is utilised in trade policy reviews and in other areas of research.

Requirements: An advanced university degree or equivalent in a quantitative subject such as mathematics, statistics or economics, knowledge of statistical concepts, good IT skills of use for statistical analysis and database/information management, ability to work as part of a multicultural team.

Рост экономики

Россия вступила в ВТО в год оптимального экономического развития. 2012 год ознаменовался выборами президента и новыми реформами. Многочисленные санкции пока еще не очерняли экономическое и политическое положение дел в стране. Благодаря союзу с ВТО в России увеличилась конкуренция. Результатом стала модернизация отечественной экономики.

Была понижена кредитная ставка — как для простого населения, так и для предприятий малого и крупного бизнеса. Некоторые отечественные производители смогли выйти на мировой рынок

Это заставило их обратить внимание на качество производимой продукции. Следствием этого стало повышение конкуренции

Некоторые импортные пошлины были значительно снижены. Лекарства, одежда, IT-продукция и прочие товары стали более доступными для населения. Наконец, принцип прозрачности торгового законодательства ВТО позволил выстраивать сложные и качественные отношения между сторонами.

Так почему же Россия вступила в ВТО? Глядя на перечисленные преимущества, ответить на этот вопрос становится совсем не сложно. Страна могла бы пережить настоящий экономический подъем. К сожалению, этого не случилось из-за украинского конфликта, в который вмешалась Россия. На страну были наложены санкции, а некоторые депутаты всерьез задумались о выходе из ВТО. В своем законопроекте они привели перечень недостатков, которые дает России членство в торговом союзе.

Структура ВТО

  1. Учреждается Конференция министров, состоящая из представителей всех членов, которая проводится не менее одного раза каждые два года. Конференция министров выполняет функции ВТО и предпринимает необходимые для этого меры. Конференция министров имеет полномочия принимать решения по всем вопросам, относящимся к любому из Многосторонних торговых соглашений, если об этом попросит какой-либо член, в соответствии с конкретными требованиями в отношении принятия решений, содержащимися в настоящем Соглашении и соответствующем Многостороннем торговом соглашении.
  2. Учреждается Генеральный совет, состоящий из представителей всех членов, который собирается по мере необходимости. В перерывах между заседаниями Конференции министров ее функции осуществляются Генеральным советом. Генеральный совет также выполняет функции, предписанные ему настоящим Соглашением. Генеральный совет устанавливает свои правила процедуры и утверждает правила процедуры Комитетов, предусмотренных пунктом 7.
  3. Генеральный совет в соответствующих случаях созывается для выполнения функций Органа по разрешению споров, предусмотренного Договоренностью о разрешении споров. Орган по разрешению споров может иметь своего председателя и устанавливает такие правила процедуры, какие он считает необходимыми для выполнения своих функций.
  4. Генеральный совет в соответствующих случаях созывается для выполнения функций Органа по проведению обзора торговой политики, предусмотренного МОТП. Орган по проведению обзора торговой политики может иметь своего председателя и устанавливает такие правила процедуры, какие он считает необходимыми для выполнения своих функций.
  5. Учреждаются Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (в дальнейшем именуемый «Совет по ТРИПС»), которые действуют под общим руководством Генерального совета. Совет по торговле товарами осуществляет наблюдение за действием Многосторонних торговых соглашений, содержащихся в Приложении 1А. Совет по торговле услугами осуществляет наблюдение за действием Генерального соглашения по торговле услугами (в дальнейшем именуемого «ГАТС»). Совет по ТРИПС осуществляет наблюдение за действием Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (в дальнейшем именуемого «Соглашение по ТРИПС»). Эти Советы выполняют функции, предписанные им соответствующими соглашениями и Генеральным советом. Они устанавливают свои соответствующие правила процедуры, подлежащие одобрению Генеральным советом. Членство в этих Советах открыто для представителей всех членов. Эти Советы созываются по мере необходимости для выполнения своих функций.
  6. Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по ТРИПС образовывают, в случае необходимости, вспомогательные органы. Такие вспомогательные органы устанавливают свои правила процедуры, подлежащие одобрению соответствующими Советами.
  7. Конференция министров образует Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в связи с платежным балансом и Комитет по бюджету, финансам и административным вопросам, которые выполняют функции, предписанные им настоящим Соглашением и Многосторонними торговыми соглашениями, а также любые дополнительные функции, предписанные им Генеральным советом, и может образовывать любые другие комитеты с такими функциями, которые она сочтет необходимыми. Комитет по торговле и развитию, в порядке осуществления своих функций, периодически проводит обзоры специальных положений Многосторонних торговых соглашений в пользу наименее развитых стран-членов и представляет доклады Генеральному совету с целью осуществления соответствующих действий. Членство в этих Комитетах открыто для представителей всех членов.
  8. Органы, предусмотренные Торговыми соглашениями с ограниченным кругом участников, выполняют функции, предписанные им этими Соглашениями, и действуют в институциональных рамках ВТО. Эти органы на регулярной основе информируют Генеральный совет о своей деятельности.

Legal texts of the WTO agreements

The WTO agreements are the founding charter of the organization and the
basis for everything the WTO does.

The legal texts  

Statistics

The WTO provides quantitative information in relation to economic and trade policy issues. Its data-bases and publications provide access to data on trade flows, tariffs, non-tariff measures (NTMs) and trade in value added.  

Economic
research, analysis

  The WTO provides economic analysis and research that aims to deepen understanding about trends in trade, trade policy issues and the multilateral trading system. Its annual publications include the World Trade Report and World Trade Statistical Review. The WTO organizes economic seminars and cooperates with other international organizations and the academic community through co-publications, conferences, courses and other events.

Структура

Министерская конференция

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Затем были конференции в Дохе, 9–13 ноября 2001 года, Канкуне, 10–14 сентября 2003 года, Гонконге, 13–18 декабря 2005 года и Женеве, осенью 2009 года. Восьмая министерская конференция была проведена в Женеве, Швейцария, с 15 по 17 декабря 2011 года

Параллельно пленарной сессии были проведены три рабочих заседания «Важность многосторонней торговой системы и ВТО», «Торговля и развитие» и «Дохинская повестка дня в области развития». Конференция одобрила присоединение России, Самоа и Черногории

Генеральный совет

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе послов и глав делегаций стран-участниц.

В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров.

Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне структуры ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, контролирующих соблюдение принципов ВТО и выполнение соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами следит за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо контроля выполнения соглашения ТРИПС, занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

Секретариат ВТО

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около более 600 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор.

Секретариат ВТО не принимает решений, так как это функция самих государств-членов.

Основные обязанности Секретариата — обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, осуществлять мониторинг и анализ мировой торговли, разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации, а также заниматься организацией проведения министерских конференций.

Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

Процесс присоединения


Прогресс по вступлению в ВТО:
 Проект отчета рабочей группы или фактического резюме принят
 Поданные предложения товаров и / или услуг
 Встречи рабочих групп
 Представлен Меморандум о режиме внешней торговли
 Создана рабочая группа

Страна, желающая вступить в ВТО, подает заявку в Генеральный совет. Правительство, подающее заявку на членство, должно описать все аспекты своей торговой и экономической политики, которые имеют отношение к соглашениям ВТО. Заявка подается в ВТО в виде меморандума, который рассматривается рабочей группой, открытой для всех заинтересованных членов ВТО и рассматривающей заявку страны. Для таких крупных стран, как Россия, в этом процессе участвует множество стран. Для небольших стран, как правило, больше всего участвуют Четырехсторонняя группа участников, состоящая из США, Канады, Японии и Европейского Союза, а также соседние страны соискателя. Затем заявитель представляет Рабочей группе подробный меморандум о своем режиме внешней торговли, в котором, среди прочего, описывается его экономика, экономическая политика, правила внутренней и международной торговли и политика в области интеллектуальной собственности

Члены Рабочей группы направляют заявителю письменные вопросы для разъяснения аспектов его режима внешней торговли, уделяя особое внимание степени приватизации в экономике и степени прозрачности государственного регулирования. После того, как будет собрана вся необходимая справочная информация, Рабочая группа начнет заседать, чтобы сосредоточить внимание на вопросах несоответствия между правилами ВТО и международной и внутренней торговой политикой и законами Заявителя

WP определяет условия вступления в ВТО для страны-заявителя и может рассматривать переходные периоды, чтобы дать странам некоторую свободу действий в соблюдении правил ВТО.

Заключительный этап присоединения включает двусторонние переговоры между государством-заявителем и другими членами Рабочей группы относительно уступок и обязательств в отношении уровней тарифов и доступа на рынок для товаров и услуг. Эти переговоры касаются тарифных ставок и конкретных обязательств по доступу на рынок, а также другой политики в отношении товаров и услуг. Обязательства нового члена должны применяться в равной степени ко всем членам ВТО в соответствии с обычными правилами недискриминации, даже если они согласовываются на двусторонней основе. Другими словами, переговоры определяют выгоды (в виде экспортных возможностей и гарантий), которые могут ожидать другие члены ВТО при присоединении нового члена. Переговоры могут быть очень сложными; было сказано, что в некоторых случаях переговоры почти такие же масштабные, как целый раунд многосторонних торговых переговоров.

Когда двусторонние переговоры завершаются, рабочая группа окончательно согласовывает условия присоединения, отправляет пакет присоединения, который включает в себя сводку всех встреч Рабочей группы, Протокол о присоединении (проект договора о членстве) и списки («графики») обязательства будущего члена перед Генеральным советом или министерской конференцией. После того, как Генеральный совет или конференция министров одобрит условия присоединения, парламент заявителя должен ратифицировать Протокол о присоединении, прежде чем он сможет стать его членом. Документы, используемые в процессе присоединения, на которые наложено эмбарго во время процесса присоединения, выпускаются, как только страна становится членом.

Role of Developing Countries

Developing countries usually don’t have the muscle to negotiate in the international markets and they need to follow the developed countries’ terms. WTO’s Most favored Nation (MFN) principle, which allows market liberalization, helps the developing nation to trade and prosper. Besides, it also supports the multilateral framework for rules and agreement.

Developing countries benefit from the intellectual property rules of WTO. Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS) agreement offers a suitable policy framework that helps to promote technology transfer and FDI flow to developing nations.

There are some preferential treatments available for the developing countries too. Generalized System of Preferences (GSP) enables non-reciprocal preferential treatment by developed countries.

WTO offers flexibility to developing countries to implement their TRIPS obligation, especially those that are adopted in the Uruguay round. It helps in holistic improvement of developing nations.

Previous Page
Print Page

Next Page  

Цели и принципы ВТО

Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Согласно декларации, работа ВТО, как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

  • Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Принцип РНБ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае .
  • Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными, устранение «проблемы безбилетника»..
  • Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.
  • Создание действующих обязательств. Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-нибудь стране в конкретном секторе, ущемлённая сторона может требовать компенсаций в других секторах
  • Защитные клапаны. В некоторых случаях правительство вправе вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.

Есть три типа деятельности в этом направлении:

 — Статьи, позволяющие использовать торговые меры для достижения неэкономических целей;
 — Статьи, направленные на обеспечение «справедливой конкуренции»;. Члены не должны использовать природоохранные мероприятия в качестве средства маскировки протекционистской политики
 — Положения, допускающие вмешательство в торговлю по экономическим причинам.
Исключения из принципа РНБ также составляют Развивающиеся и Наименее развитые страны, имеющие льготный режим в ВТО, региональные зоны свободной торговли и Таможенные союзы

Преимущества и недостатки Всемирной торговой организации (ВТО)

История международной торговли была битвой между протекционизмом и свободной торговлей, и ВТО подпитывала глобализацию как положительными, так и отрицательными последствиями. Усилия организации увеличили глобальную торговлю, но побочным эффектом стало негативное воздействие на местные сообщества и права человека.

Сторонники ВТО, особенно транснациональные корпорации (ТНК), считают, что эта организация выгодна для бизнеса, рассматривая стимулирование свободной торговли и сокращение торговых споров как благо для мировой экономики. Скептики считают, что ВТО подрывает принципы органической демократии и увеличивает разрыв в международном богатстве. Они указывают на спад отечественной промышленности и усиление иностранного влияния как на негативное влияние на мировую экономику.

В рамках своих попыток пересмотреть международные торговые сделки США, президент Дональд Трамп, когда был у власти, также пригрозил выйти из ВТО, назвав организацию «катастрофой». Выход США из ВТО мог подорвать мировую торговлю на триллионы долларов, однако Трамп не вышел из ВТО за время своего президентства.

История ВТО

Возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.

Экономическим фундаментом требований либерализации внешней торговли служит экономическая теория сравнительного преимущества, разработанная в начале XIX века Давидом Рикардо.

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.

СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступила к работе.

Осенью 2001 года в столице Катара был начат Дохийский раунд переговоров ВТО о дальнейшей либерализации мировой торговли. Среди включённых в него вопросов — либерализация мировой торговли аграрной продукцией, в том числе снижение тарифов и отмена субсидий, финансовые услуги и защита интеллектуальной собственности. Однако переговоры затягиваются, во многом из-за проблемы доступа к несельскохозяйственным рынкам. Развитые страны хотят получить больше доступа к промышленному сектору развивающихся стран, последние, в свою очередь, опасаются, что это может привести к снижению темпов экономического роста.

Россия вступила во Всемирную торговую организацию и стала её 156-м членом 22 августа 2012 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector