Совет федерации федерального собрания: общая характеристика, полномочия, организация деятельности

История создания

Первые представительные органы появились на Руси во времена древнерусских княжеств. К этому периоду относят появление вечевых собраний. Далее была Боярская дума, которая просуществовала до XVII в. Петр I заменил ее Сенатом, планируя, чтобы тот заменял его на время отсутствия.

В XVI – XVII вв. в России существовали Земские Соборы. В них принимали участие бояре, купцы, священнослужители

Соборы решали вопросы государственной важности, практически аналогичные тем, что были отнесены к компетенции европейских парламентов того времени. Укрепившаяся монархическая власть свела деятельность таких органов на нет

Первый проект двухпалатного парламента в России связан с именем М. Сперанского, который занимался реформами при Александре I. Такой парламент должен был состоять из Государственной думы и Государственного совета. Государственный совет был создан в 1810 году. В его компетенцию входило обязательное рассмотрение всех законов до их передачи на утверждение императору. Однако Государственная дума так и не была создана.

После убийства Александра II и прихода к власти Александра III работа по созданию парламента приостановилась.

Необходимость представительного органа в полной мере проявилась в начале XX века. В 1905 – 1906 годах на основании царских манифестов появилась Государственная дума. Ранее созданный Государственный совет подлежал реформированию. Этот двухпалатный парламент просуществовал немногим более 10 лет. После произошедших революций новым представительным органом стали Советы.

В 1924 году законодательным представительным органом стал Съезд Советов. В него входили Союзный Совет и Совет Национальностей. Выборы при этом были двухступенчатыми.

Принятая в 1936 году Конституция СССР говорила уже о Верховном Совете СССР, включающем в себя Совет Союза и Совет Национальностей. Выборы здесь были уже прямыми. Этот орган существовал вплоть до момента разрушения СССР.

Рис.3. Съезд народных депутатов РСФСР

Конституция России 1993 года на уровне высшего закона страны закрепила положения о Федеральном Собрании, сделав его современным парламентом. Позднее были приняты законы о порядке его формирования.

Становление отечественного парламента подробно рассмотрено в фильме спецпроекта «День российского парламентаризма»

Похожие термины:

  • избранный народом представитель законодательного или исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, уполномоченный осуществлять законодательную власть и иные полномочия в

  • постоянно действующий коллегиальный орган Совета Федерации, который образуется для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, свя

  • Депутатом Совета Федерации является избранный народом представитель субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Совете Федерации и иные полномочия, пр

  • организационно-правовая форма рассмотрения верхней палатой Федерального Собрания вопросов, отнесенных Конституцией РФ к ее ведению. Регламентом Совета Федерации предусмотрено, что палата прово

  • должностное лицо, руководящее работой Совета Федерации (СФ). Согласно Регламенту СФ, П. СФ и его заместители не могут избираться из числа лиц от одного и того же субъекта РФ. Они избираются тайным го

  • квалификационный разряд, который может быть присвоен государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы. Существуют разряды С. РФ 1,2 и 3-го класса.

  • правовой акт Совета Федерации (СФ). Согласно ч. 2 ст. 102 Конституции РФ, СФ принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ. То есть как и для Государственной Думы (ГД), пра

  • постоянно действующий орган судейского сообщества, избираемый Всероссийским съездом судей. Статус С. с. РФ, как и других органов судейского сообщества, определяется федеральным законом.

  • постоянно действующий совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области военного строительства, реализации важнейших решений Совета Безопасности РФ по стратегичес

  • органы СФ с подготовительно-вспомогательными функциями, образуемые из числа ее членов. СФ имеет 11 постоянно действующих комитетов: по конституционному законодательству и судебно-правовым вопрос

  • Совет Безопасности Российской Федерации… является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищенности жизненно в

  • верхняя палата современного российского парламента. Совет Федерации рассматривает законопроекты, принятые Государственной Думой. К ведению Совета Федерации отнесены также утверждение изменени

  • должностные лица в составе Администрации Президента РФ, обеспечивающие деятельность совещательных и консультативных органов при Президенте РФ и осуществляющие текущее руководство этими органа

  • совещательный орган, действующий при Президенте Российской Федерации и под его руководством, образован Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. «О Государственном совете Российской Федерации», к

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.   

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:

1) Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

2) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

3) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

4) Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

5) назначение выборов Президента Российской Федерации;

6) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;

7) Назначение на должности:

              а) Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;

              б) Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации.

8) Проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность:

             а) Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;

             б) руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

9) Прекращение по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя,  Председателя Верховного Суда Российской Федерации и его заместителей и ряд других судей (см. статью целиком);

10) Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

1) Утверждение по представлению Президента РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ;

2) Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;

3) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

4) Заслушивание ежегодных отчетов:

              а) Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

              б) Центрального банка РФ.

5) Назначение на должность и освобождение от должности:

              а) Председателя Центрального банка РФ

              б) заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты

              в)  Уполномоченного по правам человека

7) Объявление амнистии;

8) Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности. 

Что это такое?

Мы нечасто слышим о том, какие решения принимает Совет Федерации. Это, в принципе, достаточно хорошо.

Вы и сами это поймете, когда ознакомитесь с перечнем его функций. Многие ошибочно считают, что Совет Федерации — это Государственная дума. Но это большая ошибка. Они являются различными представительскими органами, с обособленными функциями. Совет Федерации — это Он состоит из представителей всех территориальных единиц России. Он решает вопросы, касающиеся в целом жизнедеятельности государства, затрагивающие интересы всех граждан, каждого субъекта Российской Федерации. Когда заходят разговоры на тему суверенитета, войны и мира, участия в глобальных процессах, то необходимо смотреть, что по этому поводу думает данный орган. Внутренними политическими вопросами занимается Госдума. Орган рассматривает и принимает законы, обязательные для всех субъектов. Такую же силу имеют решения, которые вырабатывает Совет Федерации. Это не может быть оспорено или не выполнено. Теперь подробнее о его компетенции, закрепленной конституционно.

Порядок работы СФ РФ

Законодательно закреплены принципы деятельности данной палаты парламента. К ним относятся открытость, коллективность, публичность. Заседания СФ могут проводиться в присутствии представителей общественности и прессы. На многие из них приглашаются иные специалисты. Все обсуждения проводятся открыто и свободно. Каждый присутствующий имеет право высказать свое мнение, опираясь на законодательство, руководствуясь интересами граждан и государства. Есть и обязательные нормы, нарушать которые нельзя. К примеру, в заседании обязано принять участие не менее двух третей его состава. В ином случае решение не будет иметь законодательной силы. Решение принимается в основном открытым голосованием. При этом применяется электронная система. «За» должно высказаться не менее половины членов, присутствующих в зале.

Две палаты парламента не могут не пересекаться в своей деятельности. Их взаимоотношения также регулируются основным законом. Дума и Совет Федерации для совместной работы могут осуществлять ряд мероприятий. К ним относятся совместные заседания. То есть обе палаты собираются в одном «сессионном зале» и принимают решение по вопросам, которые необходимо рассмотреть в таком формате. Кроме того, они могут создавать совместные специальные органы. В их состав включаются представители обеих палат. Еще они ведут постоянное сотрудничество в сфере законотворчества.

Почти во всех странах, где есть парламент, он разделен на две палаты. Такая конфигурация — удобный способ создания системы сдержек и противовесов. Если одна палата склоняется к радикализму, другая должна блокировать ее решения или менять законопроекты, делая их более приемлемыми и эффективными. Подобное устройство зародилось на Западе и было перенято в современной России. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — это верхняя палата парламента (нижней является Государственная дума).

Формирование СФ в 2002-2012 гг.

Стоит сказать, что структура Совета Федерации несколько раз изменялась. Последняя реформа была предложена президентом Путиным. Ее цель состояла в замене глав представительной власти и губернаторов назначенными представителями. Они должны присутствовать в Совете Федерации на профессиональной и постоянной основе. Одного из представителей должен назначить губернатор, а второго, соответственно, законодательный институт субъекта России. Таким образом, главы региональных исполнительных органов лишились возможности самостоятельно осуществлять лоббирование собственных интересов в столице, а также принимать участие в политической и партийной деятельности на государственном уровне. Для них в качестве определенного рода «компенсации» был сформирован так называемый «консультативный орган». Он стал именоваться Государственным советом. Этот орган периодически созывает заседания в Москве. На них, с участием президента, рассматриваются наиболее актуальные вопросы, касающиеся жизни государства. Однако этот орган не наделен конституционным статусом. К 1 января 2002 г. был сформирован окончательный третий состав Совета Федерации. Его деятельность имеет бессрочный характер. С 16 января указанного года верхняя палата заседает в обновленном составе. Структура и регламент Совета Федерации были переформированы 30 января 2002 г.

Организация деятельности Совета Федерации

Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Заседания Совета Федерации проводятся открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом, палата может проводить закрытые заседания.

В Совете Федерации не допускается создание формализованных фракций, парламентских объединений, а также организация и ведение любой деятельности в интересах политических партий.

Совет Федерации может выступать соучредителем средств массовой информации, учреждаемых в целях информирования общественности о работе Федерального Собрания — парламента РФ по исполнению его конституционных полномочий.

Основной формой работы комитетов и комиссий Совета Федерации являются их заседания, которые считаются правомочными, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседание Совета Федерации также правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации.

Заседания Совета Федерации проводятся в Москве. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено. Каждому члену Совета Федерации отводится в зале заседаний Совета Федерации постоянное место, которое, в частности, оформляется табличкой с указанием его фамилии, инициалов, субъекта РФ, который он представляет. Особые места в зале заседаний Совета Федерации отводятся для Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации.

Специальные места в зале заседаний Совета Федерации отводятся для Президента РФ, Председателя Правительства РФ и других высших должностных лиц страны.

По решению Совета Федерации на заседания палаты приглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, ученые и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Советом Федерации вопросам. Присутствие представителей средств массовой информации на открытых заседаниях палаты регулируется Пресс-службой Совета Федерации.

Президент РФ, полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации, Председатель Правительства РФ и другие должностные лица, перечисленные в Регламенте (ст. 52), вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты.

Другие лица, не являющиеся членами Совета Федерации, могут присутствовать на открытых заседаниях только по специальному разрешению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации или Руководителя Аппарата Совета Федерации.

Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, председательствующим на заседании палаты, комитетом, комиссией Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 30 человек. Решение о проведении закрытого заседания палаты принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 голосами. Содержание закрытого заседания Совета Федерации, сведения, составляющие государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, могут быть использованы членами Совета Федерации только для их деятельности в Совете Федерации. Председательствующий на заседании информирует членов Совета Федерации и присутствующих на заседании лиц о правилах проведения закрытого заседания и запрете распространения информации, составляющей государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, комитета Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению, субъекта РФ либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации. Предложение комитета Совета Федерации или субъекта РФ должно быть поддержано не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации.

Исключительные полномочия

Открываем Конституцию. Статья 102 данного документа говорит о том, какие исключительные полномочия осуществляет Совет Федерации РФ. К ним отнесены вопросы регулирования границ между субъектами, входящими в состав страны. Все спорные моменты не могут решиться без акта данной палаты парламента. Применение вооруженных сил России тоже невозможно без ее вердикта. Данный представительский орган вправе дать (забрать) главнокомандующему разрешение на ведение боевых действий за пределами страны. Такое происходило в 2008 и 2014 годах, когда у возникали критические ситуации. Совет Федерации РФ принимал решение о применении ВС РФ за границей по приказу главнокомандующего.

Экономические вопросы

Статья сто шестая основного закона перечисляет темы, которые обязательно рассматривает Совет Федерации. К примеру, бюджет государства должен быть утвержден органом. Еще он рассматривает вопросы, связанные с федеральными налогами, валютным, кредитным, финансовым, таможенным регулированием. Денежная эмиссия находится в его ведении. Когда страна заключает договоры с другими государствами, то их необходимо ратифицировать (одобрить). Этим занимается СФ РФ. Только после принятия им соответствующего решения все иные органы имеют право использовать положения договора в своей деятельности. Одним из самых важных вопросов для государства является его отношения с иными странами. В Конституции он называется «состояние войны и мира». Этот вопрос также находится в ведении СФ РФ.

Президент

Президент – глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Президентский срок – 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков. Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).  

Полномочия президента РФ:

1) назначает Председателя Правительства

2) осуществляет общее руководство Правительством РФ; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации

3) утверждает по предложению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ

4) принимает решение об отставке Правительства РФ

5) формирует Государственный Совет РФ

6) формирует и возглавляет Совет Безопасности

7) утверждает военную доктрину РФ

8) формирует Администрацию Президента

9) назначает:

         а) полномочных представителей Президента

         б) высшее командование Вооруженных Сил РФ

         в) дипломатических представителей РФ

10) назначает выборы Государственной Думы

11) распускает Государственную Думу

12) назначает референдум

13) вносит законопроекты в Государственную Думу

14) подписывает и обнародует федеральные законы

15) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

16) осуществляет руководство внешней политикой РФ

17) вводит в стране военное положение

18) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

19) осуществляет помилование

Значение президентского решения в деятельности Госдумы

В частности, выражение Государственной Думой недоверия правительству – на практике явление довольно редкое. Однако в соответствии с процедурой постановление государственных депутатов о недоверии правительству не может являться беспрекословным поводом для роспуска центрального исполнительного органа. Президент РФ, не разделяя мнения большинства депутатов Думы, предоставляет им трехмесячный срок для повторного выражения недоверия.

Дальнейшее развитие событий во много предопределено ролью главы государства. Будучи до конца не согласным с решением Госдумы, он может распустить представительский аппарат. Подтверждая постановление Госдумы о недоверии правительству, президент обязан объявить об отставке этого органа.

Порядок формирования

Государственный совет включает в себя Председателя и членов Госсовета. Они участвуют в деятельности органа на общественных началах. В качестве Председателя выступает Президент страны. Членами органа становятся лица, занимающие высшие должности в органах исполнительной госвласти субъектов. В соответствии с решением Главы страны, в состав Государственного совета допускается включение лиц, замещавших руководителей высших исполнительных госорганов в течение двух и более сроков подряд.

Решение оперативных вопросов осуществляется Президиумом, включающим семь членов. Его персональный состав определяется Главой страны и раз в полгода подлежит ротации. Секретарь Госсовета не является его членом. Обязанности этого должностного лица исполняет на общественных началах один из заместителей Руководителя Администрации Президента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector