Совет безопасности рф: роль, задачи, структура, полномочия
Содержание:
- Детали
- Секретари Совета безопасности
- Вето
- Похожие термины:
- Заместители секретарей Совета Безопасности
- История создания
- Что такое Совет Безопасности ООН?
- Полномочия
- Состав
- Резолюция
- Похожие термины:
- Состав
- Функции СБ РФ
- Что собой представляет Совет Безопасности РФ
- Роль Совета Безопасности ООН в поддержании мира и безопасности
- История Совбеза РФ
- Устав ООН Глава V: Совет Безопасности
Детали
Над Уставом ООН работали длительный период, и окончательная его версия появилась в июне 1945 года. После его ратификации, в октябре этого года он был подписан и вступил в силу. Поэтому 24 октября 1945 года считается днем основания ООН.
В преамбуле главного документа организации указывалась решительность стран наций перед будущими угрозами мира. Каждое государство обязуется избавить будущее поколение от войн и бедствий. Также провозглашалась острая необходимость соблюдения прав человека, его достоинство и ценность личности.
Чтобы избежать дальнейших проблем, члены Совета Безопасности ООН обязались друг перед другом жить в мире и согласии. Объединиться для сохранения международного мира и безопасности. А также помогать социальному и экономическому мировому прогрессу.
Секретари Совета безопасности
- Юрий Скоков (3 апреля 1992 г. — 10 мая 1993 г.)
- Евгений Шапошников (11 июня 1993 — 18 сентября 1993)
- Олег Лобов (18 сентября 1993 — 18 июня 1996)
- Александр Лебедь (18 июня 1996 — 17 октября 1996)
- Иван Рыбкин (19 октября 1996 — 2 марта 1998)
- Андрей Кокошин (3 марта 1998 г. — 10 сентября 1998 г.)
- Николай Бордюжа (14 сентября 1998 — 19 марта 1999)
- Владимир Путин (29 марта 1999 — 9 августа 1999)
- Сергей Иванов (15 ноября 1999 — 28 марта 2001)
- Владимир Рушайло (28 марта 2001 г. — 9 марта 2004 г.)
- Игорь Иванов (9 марта 2004 г. — 17 июня 2007 г.)
- Валентин Соболев (исполняющий обязанности) (17 июня 2007 г. — 12 мая 2008 г.)
- Николай Патрушев (с 12 мая 2008 г.)
Вето
Как уже известно, пользоваться вето могут лишь постоянные члены Совета Безопасности ООН – Китай, Россия, США, Великобритания и Франция. Чтобы принять резолюцию, необходимо 9 голосов из 15. Но если один или более постоянных членов наложат вето на данный вопрос, то решение не будет принято.
Конечно, данная процедура заставляет задуматься, ведь не со всеми решениями, которые принимает Совет Безопасности ООН, страны-лидеры могут быть согласны. А поэтому, наложив вето на резолюцию, они с легкостью обезопасят себя от нежелательного решения. Хотя в Уставе сказано, что сторона, которая участвует в споре, должна воздержаться от голосования.
За время существования организации все пять членов не единожды использовали свое право на вето. Кстати, стоит сказать, что в Уставе прописано и правило, при котором постоянный член может не использовать право вето, но отказаться от голосования.
Похожие термины:
-
орган при Президенте, сферой деятельности которого являются стратегические проблемы экономической, оборонной, экологической, информационной и иных видов безопасности, а также обеспечение право
-
СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН
главный постоянно действующий политический орган ООН, на который, согласно Уставу ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Функционирует на осно
-
самостоятельное подразделение Администрации Президента РФ. Обладает статусом Главного управления Президента; имеет своей задачей информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президе
-
должностное лицо в составе Администрации Президента РФ, осуществляющее организационно-техническое обеспечение деятельности Совета безопасности. С.С.б. входит в число постоянных членов Совета, н
-
учрежден в США в 1947 г. как совещательный орган при президенте, занимающийся вопросами координации внутренней, внешней и военной политики. Председателем этого совета является президент США, его по
-
резолюции этого органа, обладающие, в отличие от рекомендаций, обязательным характером для всех государств — членов ООН (ст. 25 Устава ООН). Если для принятия таких резолюций по процедурным вопросам
-
Совет Безопасности Российской Федерации… является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищенности жизненно в
-
один из главных, постоянно действующих органов ООН, на который согласно Уставу ООН возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Состоит из 15 членов. Велик
-
Комитет, учрежденный 5 октября 2001 г. в соответствии с пунктом 6 Резолюции 1373 от 28 сентября 2001 г. Совета Безопасности ООН. Приоритетными задачами КТК являются: оказание содействия государствам в выпо
-
резолюции Совета Безопасности ООН, обладающие в отличие от рекомендаций обязательным характером для всех государств — членов ООН (ст. 25 Устава ООН). Если для принятия таких резолюций по процедурны
-
меры, принимаемые по требованию Совета Безопасности ООН в соответствии со ст. 40 Устава ООН и направленные на предотвращение ухудшения ситуации в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрес
-
(КТК) — институциональный орган, проводящий глобальный мониторинг террористической активности, обобщающий и распространяющий опыт государств, международных органов и международных организаций
-
закрепленное в ст. 27 Устава ООН положение, согласно которому для принятия решений в Совете Безопасности ООН по всем вопросам существа требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса
Заместители секретарей Совета Безопасности
- Владислав Насиновский (23 декабря 1992 — 30 августа 1993)
- Юрий Назаркин (11 января 1993 — 30 августа 1993)
- Владимир Рубанов (9 августа 1993 — 25 июня 1996)
- Александр Трошин (26 октября 1993 — 25 июня 1996)
- Валерий Манилов (27 октября 1993 — 18 сентября 1996)
- Владимир Денисов (25 июня 1996 г. — 29 октября 1996 г.)
- Сергей Харламов (25 июня 1996 г. — 29 октября 1996 г.)
- Николай Михайлов (31 июня 1996 — 11 сентября 1997)
- Борис Березовский (29 октября 1996 г. — 4 ноября 1997 г.)
- Леонид Майоров (29 октября 1996 г. — 30 мая 1998 г.)
- Юрий Дерябин (5 декабря 1996 — 30 марта 1998)
- Борис Агапов (9 июня 1997 — 8 июня 1998)
- Александр Агеенков (17 октября 1997 — 8 августа 1998)
- Владимир Потапов (21 августа 1998 -?? 2004)
- Григорий Рапота (21 августа 1998 г. — 27 ноября 1998 г.)
- Алексей Моляков (30 мая 1998 -?? 1999)
- Алексей Московский (8 июня 1998 г. — 28 марта 2001 г.)
- Виктор Мельников (8 августа 1998 — 16 сентября 1998)
- Олег Чернов (4 января 1999 -?? 2004)
- Алексей Огарев (2 февраля 1999 г. — 2 августа 1999 г.)
- Владимир Васильев (31 мая 1999 г. — 28 марта 2001 г.)
- Валентин Соболев (31 мая 2000 г. — 23 марта 2012 г.)
- Вячеслав Солтаганов (28 марта 2001 -? 2004)
- Николай Соловьев (19 мая 2001 — 24 июня 2002)
- Валентин Степанков (5 августа 2003 — 1 июня 2004)
- Евгений Наздратенко (30 августа 2003 -?? 2004)
- Юрий Зубаков (28 мая 2004 г. — 3 июня 2011 г.)
- Николай Спасский (28 мая 2004 — 24 июня 2006)
- Владимир Назаров (9 августа 2006 г. — 17 октября 2016 г.)
- Юрий Балуевский (3 июня 2008 г. — 9 января 2012 г.)
- Николай Климашин (3 июня 2011 г. — 3 декабря 2013 г.)
- Юрий Аверьянов (20 января 2012 г. — 29 марта 2013 г.)
- Евгений Лукьянов (23 марта 2012 — 15 декабря 2016)
- Сергей Буравлев (14 декабря 2013 -?? 2017)
- Рашид Нургалиев (с 22 мая 2012 г.)
- Михаил Попов (с 29 марта 2013 г.)
- Сергей Вахруков (с 31 октября 2016 г.)
- Александр Гребенкин (с 23 декабря 2016 г.)
- Олег Храмов (с 17 января 2017 г.)
- Юрий Коков (с 26 сентября 2018 г.)
- Александр Венедиктов (с 21 февраля 2019 г.)
История создания
Идея создания подобной организации появилась еще в 1941 году. Тогда между СССР и Польшей была заключена Декларация, которая занималась бы укреплением и поддержанием мира. Этот документ содержал призыв к созданию такой организации, которая занималась бы обеспечением не просто мира, а справедливости. Поэтому в состав должны были входить только демократические страны.
Если создание подобной организации и случится, тогда решать все мировые конфликты должно международное право с привлечением военных сил участвующих стран. Но, несмотря на ситуацию в мире, тогда мало кто поддержал данную Декларацию.
Конкретно сама организация уже начала зарождаться на территории СССР. Именно тут было принято решение о формировании государств в единую организацию по защите мира во всем мире – Совет Безопасности ООН. Так как СССР внес огромный вклад в ликвидацию фашистского агрессора, то здесь в 1943 году была подписана Московская декларация при участии США, Китая, Великобритании и самих хозяев.
В уставе этого документа было сказано, что страны-лидеры понимают необходимость создания подобной организации, которая занималась бы урегулированием конфликтов. Основным принципом должен был стать суверенитет. Каждая из вышеуказанных стран брала на себя ответственность за другие государства.
При этом основатели могут между собой консультироваться, если это необходимо, а также брать во внимание мнение других членов организации. Также страны-лидеры обязались не использовать оружие на территории других государств, только в случае если это может решить поставленные цели организации
Позже исследователи зарождения ООН решили считать местом создания организации именно Москву, так как здесь был подписан основополагающий документ. После Московской конференции было собрано совещание в Тегеране, где и была подписана Декларация в 1943 году, 1 декабря.
В документе государства Совета Безопасности ООН указали на то, что они берут на себя ношу урегулирования мировых конфликтов и защиту стран таким способом, который удовлетворял бы подавляющую массу народа и который помог бы ликвидировать бедствия и войны.
Длительное время подготавливались все документы к утверждению данной организации. Несмотря на мощь будущего проекта, Рузвельт подчеркивал то, что данное формирование не является сверхгосударством со своими правами и полицией.
Непосредственно перед подписанием была проведена Ялтинская конференция, которая поднимала вопрос о привлечении других стран в данную организацию. А также главный принцип принятия решения – это единогласие. В свою очередь, СССР настоял на первоначальном принятии Белорусской и Украинской ССР в состав ООН.
Что такое Совет Безопасности ООН?
Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) — это один из шести главных органов Организации Объединенных Наций, которому поручено поддерживать международный мир и безопасность, а также принимать новых членов в Организацию Объединенных Наций и одобрять любые изменения в ее Уставе. Полномочия СБ включают создание миротворческих операций, установление международных санкций и разрешение ведения военных действий в рамках резолюций Совета Безопасности; он является единственным органом ООН, обладающим полномочиями выносить обязательные резолюции государствам-членам. Первая сессия Совета Безопасности состоялась 17 января 1946 года.
Как и ООН в целом, Совет Безопасности был создан после Второй мировой войны для устранения неудач предыдущей международной организации — Лиги Наций, в поддержании мира во всем мире. В первые десятилетия своего существования, институция была, в значительной степени, парализована Холодной войной, посредством напряжения между США и СССР и их союзниками. Несмотря на это, СБ ООН санкционировал интервенции в ходе войны в Корее и Конго, а также создание миротворческих миссий во время Суэцкого кризиса, на Кипре и в Западной Новой Гвинее. С распадом Советского Союза, усилия ООН по поддержанию мира резко возросли. Благодаря этому, Совет Безопасности одобрил создание крупных военных и миротворческих миссий в Кувейте, Намибии, Камбодже, Боснии, Руанде, Сомали, Судане и Демократической Республике Конго.
Совет Безопасности состоит из пятнадцати членов. Великие державы, победители Второй мировой войны — Советский Союз (теперь представленный Россией), Соединенное Королевство, Франция, Китайская Республика (в настоящее время представленная Китайской Народной Республикой) и США — выступают в роли пяти постоянных членов. Эти члены могут наложить вето на любую содержательную резолюцию Совета Безопасности, в том числе на принятие новых государств-членов или кандидатов на пост Генерального секретаря. Также, в Совете Безопасности присутствуют 10 непостоянных членов, избираемых на региональной основе сроком на два года. Председательство в организации ежемесячно переходит от одного члена к другому.
Резолюции Совета Безопасности, как правило, осуществляются миротворцами ООН, вооруженными силами, которые предоставляют государства-члены на добровольной основе. Эти войска финансируются независимо от основного бюджета ООН. По состоянию на 2016 год, в 16 миротворческих операций и 1 специальной политической миссии задействовано 103 510 военнослужащих-миротворцев и 16 471 гражданских лиц. Оценки эффективности Совета Безопасности были неоднозначными, и призывы к его реформе были сделаны еще до первого заседания институции; в частности, критики часто описывают СБ как недемократический международный орган, а некоторые утверждают, что он не выполняет свое главное задание, в основном, из-за права вето своих постоянных членов. Вместе с тем, почти отсутствует консенсус касательно того, каким образом должна быть изменена структура Совета Безопасности.
Полномочия
Функции и полномочия Совета Безопасности прописаны в Уставе ООН. Итак, организация занимается:
- Поддержанием международного мира и безопасности, в соответствии с целями Устава ООН.
- Расследованием любого спора и конфликта, которые могут нарушить международную безопасность.
- Оглашением рекомендаций по поводу урегулирования конфликтов.
- Определением существования угрозы мирной ситуации или акта агрессии.
- Призывом членов ООН к формированию санкций, не связанных с военными действиями, для прекращения агрессии и разжигания конфликта.
- Введением военных действий против агрессора при острой необходимости.
- Рекомендацией Генеральной Ассамблее новых временных членов.
- Рекомендацией уполномоченного на пост Генерального секретаря.
По вышеуказанным пунктам ясно, что Совет Безопасности ООН – это миротворческая сила, которая играет решающую роль в урегулировании мировых конфликтов. Кроме того, организация имеет право предпринять любые меры по обеспечению международной безопасности, даже если будет необходимость в применении оружия.
Состав
Список членов Совета Безопасности ООН меняется каждые два года. В него входит 15 стран. Из них пять – постоянные члены Совета Безопасности ООН, и 10 — временные. В пятерку «постояльцев» входят Россия, Великобритания, Китай, США и Франция. Регулярности встреч этих государств не наблюдается, но при необходимости они должны немедленно съехаться. Если на кону какое-либо решение, для его принятия необходимо 9 голосов. Но следует учитывать и право вето, о котором мы поговорим чуть позже.
С 2016 года новыми временными членами Совета Безопасности ООН являются: Уругвай, Украина, Египет, Сенегал и Япония. Они заменили Чад, Нигерию, Чили, Иорданию и Литву. Пять новых «сотрудников» избрала Генеральная Ассамблея ООН. Совет Безопасности обзаведется новыми временными членами уже в 2017 году, так как выборы происходят каждые два года.
Ныне главным конфликтом данного формирования ООН считается его субъективность. Десять временных членов смирились со своим положением – «актеры второго плана», но некоторые и по сей день указывают на несправедливость в решениях Совета Безопасности. Несмотря на это, стоит напомнить, что для принятия решения все-таки необходимо 9 голосов из 15, а поэтому во многих случаях временные члены играют решающую роль.
Ныне членами ООН остаются 193 государства.
Резолюция
Резолюции Совета Безопасности ООН – это документы, которые касаются не только деятельности самой организации, но и вопросов, касающихся действий ООН по урегулированию конфликтов и обеспечению международной безопасности. С помощью резолюции вводятся санкции, разрешаются военные меры против агрессора, проводят трибуналы, распределяются мандаты миротворцев, производятся ограничительные меры.
Данный правовой акт принимается или отклоняется путем голосования 15 членов. Решения Совета Безопасности ООН приняты только тогда, когда «За» проголосовали 9 и более участников (исключая вето).
Похожие термины:
-
орган при Президенте, сферой деятельности которого являются стратегические проблемы экономической, оборонной, экологической, информационной и иных видов безопасности страны, а также обеспечени
-
главный постоянно действующий политический орган ООН, на который, согласно Уставу ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Функционирует на осно
-
самостоятельное подразделение Администрации Президента РФ. Обладает статусом Главного управления Президента; имеет своей задачей информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президе
-
должностное лицо в составе Администрации Президента РФ, осуществляющее организационно-техническое обеспечение деятельности Совета безопасности. С.С.б. входит в число постоянных членов Совета, н
-
учрежден в США в 1947 г. как совещательный орган при президенте, занимающийся вопросами координации внутренней, внешней и военной политики. Председателем этого совета является президент США, его по
-
резолюции этого органа, обладающие, в отличие от рекомендаций, обязательным характером для всех государств — членов ООН (ст. 25 Устава ООН). Если для принятия таких резолюций по процедурным вопросам
-
Совет Безопасности Российской Федерации… является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищенности жизненно в
-
один из главных, постоянно действующих органов ООН, на который согласно Уставу ООН возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Состоит из 15 членов. Велик
-
Комитет, учрежденный 5 октября 2001 г. в соответствии с пунктом 6 Резолюции 1373 от 28 сентября 2001 г. Совета Безопасности ООН. Приоритетными задачами КТК являются: оказание содействия государствам в выпо
-
резолюции Совета Безопасности ООН, обладающие в отличие от рекомендаций обязательным характером для всех государств — членов ООН (ст. 25 Устава ООН). Если для принятия таких резолюций по процедурны
-
меры, принимаемые по требованию Совета Безопасности ООН в соответствии со ст. 40 Устава ООН и направленные на предотвращение ухудшения ситуации в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрес
-
(КТК) — институциональный орган, проводящий глобальный мониторинг террористической активности, обобщающий и распространяющий опыт государств, международных органов и международных организаций
-
закрепленное в ст. 27 Устава ООН положение, согласно которому для принятия решений в Совете Безопасности ООН по всем вопросам существа требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса
Состав
По состоянию на 9 сентября 2021 г .:
Председатель Совета Безопасности — Владимир Путин как Президент России ( по должности )
- Постоянные члены
Имя | Почта |
---|---|
Дмитрий Медведев | Заместитель Председателя Совета Безопасности |
Михаил Мишустин | Председатель правительства |
Антон Вайно | Менеджер Администрации Президента |
Сергей Иванов | Спецпредставитель Президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта |
Валентина Матвиенко | Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. |
Вячеслав Володин | Председатель Государственной Думы Федерального Собрания |
Сергей Шойгу | Министр обороны |
Сергей Лавров | Министр иностранных дел |
Владимир Колокольцев | Министр внутренних дел |
Александр Бортников | Директор Федеральной службы безопасности |
Сергей Нарышкин | Директор Службы внешней разведки |
Николай Патрушев | Секретарь Совета Безопасности |
- Непостоянные члены
Имя | Почта |
---|---|
вакантный | Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий |
Константин Чуйченко | Министр юстиции |
Антон Силуанов | Министр финансов |
Валерий Герасимов | Главный из Генерального штаба Вооруженных Сил и первого заместителя министра обороны |
Виктор Золотов | Директор Федеральной службы войск национальной гвардии и главнокомандующий войсками национальной гвардии |
Владимир Булавин | Менеджер Федеральной таможенной службы |
Игорь Краснов | Генеральный прокурор |
Сергей Собянин | Мэр Москвы |
Александр Беглов | Губернатор Санкт-Петербурга |
Игорь Щеголев | Полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе |
Александр Гуцан | Полномочный представитель Президента в Северо-Западном федеральном округе |
Владимир Устинов | Полномочный представитель Президента в Южном федеральном округе |
Юрий Чайка | Полномочный представитель Президента в Северо-Кавказском федеральном округе |
Игорь Комаров | Полномочный представитель Президента в Приволжском федеральном округе |
Владимир Якушев | Полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе |
Вакантный | Полномочный представитель Президента в Сибирском федеральном округе |
Юрий Трутнев | Полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе и председатель правительства заместителя |
Рашид Нургалиев | Заместитель Секретаря Совета Безопасности |
Функции СБ РФ
В список основных задач Совбеза РФ входят следующие пункты:
— Обеспечение подготовки докладов и информирование президента нашей страны по вопросам, касающимся обеспечения общественной, экономической, государственной, информационной, оборонной, экологической и прочей безопасности, и охраны здоровья российских граждан.
— Принятие решений, призванных защитить конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность и независимость нашей страны.
— Помимо этого, Совет Безопасности РФ осуществляет организацию обороны, оборонного производства и строительства, а также занимается вопросами сотрудничества в военной области нашего государства с остальными странами как ближнего, так и дальнего зарубежья.
— Организация помощи президенту России в вопросах государственной военной политики.
— Совет Безопасности РФ занимается решением вопросов, касающихся как введения, так и отмены чрезвычайного либо военного положения.
— Помимо этого, в функции СБ РФ входит решение задач, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и уменьшение их последствий.
Что собой представляет Совет Безопасности РФ
Совбез РФ (или сокращенно СБ РФ) представляет собой совещательный орган, занимающийся решением вопросов национальной безопасности нашей страны. СБ РФ осуществляет работу по подготовке решений нашего президента, касающихся вопросов обеспечения всех интересов, являющихся жизненно важными как личности и общества, так и государства в целом, от угроз внешнего и внутреннего характера. Все решения Совбеза принимаются его постоянными членами во время заседаний большинством голосов. В силу же они вступают после утверждения их президентом. Заседания СБ проводятся регулярно. Однако в случае наступления какой-либо чрезвычайной ситуации председатель Совета может созвать экстренную встречу постоянных членов СБ.
Роль Совета Безопасности ООН в поддержании мира и безопасности
Роль ООН в международной коллективной безопасности определяется Уставом ООН, который уполномочивает Совет Безопасности расследовать любую ситуацию, угрожающую международному миру; рекомендовать процедуры мирного разрешения спора; призывать другие государства-члены полностью или частично прервать экономические отношения, а также морскую, воздушную, почтовую и радиосвязь или разорвать дипломатические отношения; и обеспечивать выполнение своих решений любыми средствами, включая военную силу. Совет Безопасности предлагает Генеральной Ассамблее кандидатуру нового Генарального секретаря, а также рекомендует перспективные государства-члены ООН. Традиционно, Совет Безопасности интерпретирует свой мандат, как такой что занимается только военной безопасностью, хотя посол США, Ричард Холбрук, в процессе дискуссии убедил орган принять резолюцию по ВИЧ / СПИДу в Африке в 2000 году.
Полномочия Совета Безопасности ООН
В соответствии с главой VI Устава, «Мирное урегулирование споров,» Совет Безопасности «может расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным разногласиям или вызвать спор». Совет имеет право «рекомендовать соответствующие процедуры или методы урегулирования», если он определит, что ситуация может поставить под угрозу международный мир и безопасность. Эти рекомендации, как правило, считаются не обязательными, поскольку им не хватает механизма обеспечения соблюдения. Меньшинство ученых, таких как Стивен Зунес, утверждали, что резолюции, созданные в соответствии с главой VI, «все еще являются директивами Совета Безопасности и отличаются только тем, что у них нет таких же строгих вариантов обеспечения соблюдения, как использование военной силы».
В соответствии с главой VII, Совет имеет более широкие полномочия для принятия решений в ситуациях, связанных с «угрозами миру, нарушениями мира или актами агрессии». В таких ситуациях Совет не ограничивается рекомендациями, а может принимать меры, в том числе использовать вооруженную силу «для поддержания или восстановления международного мира и безопасности». Именно это послужило основой для военных действий ООН в Корее в 1950 году во время Корейской войны, а также для использования коалиционных сил в Ираке и Кувейте в 1991 году и в Ливии в 2011 году. Решения, принятые в соответствии с главой VII, такие как экономические санкции, являются обязательными для членов ООН; Совет Безопасности — это единственный орган ООН, обладающий полномочиями принимать резолюции обязательные к выполнению.
Римский статут Международного уголовного суда признает, что Совет Безопасности имеет полномочия направлять дела в Суд, которые не подлежат юрисдикции Суда другим путем. Совет впервые использовал эту власть в марте 2005 года, когда он сослался на Суд в «ситуации, сложившейся в Дарфуре с 1 июля 2002 года»; поскольку Судан не является участником Римского статута, Суд, другим путем, не мог использовать свою юрисдикцию. Во второй раз, Совет Безопасности совершил такую же передачу в феврале 2011 года, когда обратился к МТП (Международная торговая палата), с просьбой расследовать насильственный ответ ливийского правительства на Ливийскую гражданскую войну.
Критика в адрес Совета Безопасности ООН
Резолюция Совета Безопасности 1674, принятая 28 апреля 2006 года, «подтверждает положения пунктов 138 и 139 Итогового документа Всемирного саммита 2005 года, касающихся ответственности за защиту населения от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности». Совет Безопасности подтвердил эту ответственность в целях защиты в резолюции 1706 от 31 августа того же года. Эти резолюции обязывают Совет Безопасности предпринимать действия по защите гражданских лиц в вооруженном конфликте, включая принятие мер против геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности.
Однако, как обсуждалось ниже, в разделе по критике, существует большой и растущий разрыв между общими заявлениями Совета Безопасности ООН и бездействием, в сфере предотвращения и урегулирования конфликтов. Конфликты в Шри-Ланке, Конго, Сирии, Ираке и Ливии являются примерами дорогостоящих неудач, в то время как крайне непропорциональный акцент на израильско-палестинский конфликт, отражающий власть арабских и исламских блоков, добавляет проблемности организации.
История Совбеза РФ
Совбез России был учрежден одновременно с постом президента РСФСР в 1991 году. С августа по декабрь 1991 году данный орган назывался Советом Безопасности РСФСР, затем до 1992 года он носил название Совета по делам Федерации и Территорий. С третьего же апреля 1992 года он получил свое нынешнее название.
Становление данного органа и его деятельность на протяжении всего существования нашей страны как независимого государства находятся в неразрывной связи с главными вехами демократических преобразований, произошедших в общественной жизни России в последние десятилетия, а также развитием и укреплением государственности и экономики, и формированием гражданского общества.
Различной была и политическая роль Совбеза РФ. Так, во времена конституционного кризиса и противостояния первого президента РФ Бориса Ельцина с Верховным Советом СБ был в основном органом, служащим для координации силовых ведомств и их консолидации вокруг главы государства. Так, до осени 1993 года постоянные члены Совета входили в него по занимаемой должности. Впоследствии же президент взял на себя функции по формированию состава СБ, что фактически сделало его совещательным органом при главе государства.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Устав ООН Глава V: Совет Безопасности
Статья 23
Совет Безопасности состоит из пятнадцати Членов Организации. Китайская Республика, Франция, Союз Советских Социалистических Республик, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки являются постоянными членами Совета Безопасности
Генеральная Ассамблея избирает десять других Членов Организации в качестве непостоянных членов Совета Безопасности, уделяя, в особенности, должное внимание, в первую очередь, степени участия Членов Организации в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению.
Непостоянные члены Совета Безопасности избираются на двухгодичный срок. При первых выборах непостоянных членов, после увеличения Совета Безопасности с одиннадцати до пятнадцати, два из четырех дополнительных членов избираются на срок в один год
Выбывающий член Совета Безопасности не подлежит немедленному переизбранию.
Каждый член Совета Безопасности имеет одного представителя.
Статья 24
- Для обеспечения быстрых и эффективных действий Организации Объединенных Наций ее Члены возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени.
- При исполнении этих обязанностей Совет Безопасности действует в соответствии с Целями и Принципами Объединенных Наций. Определенные полномочия, предоставленные Совету Безопасности для выполнения этих обязанностей, изложены в Главах VI, VII, VIII и XII.
- Совет Безопасности представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблее ежегодные доклады и, по мере надобности, специальные доклады.
Статья 25
Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.
Статья 26
В целях содействия установлению и поддержанию международного мира и безопасности с наименьшим отвлечением мировых людских сил и экономических ресурсов для дела вооружения, Совет Безопасности несет ответственность за формулирование, при помощи Военно-Штабного Комитета, указанного в статье 47, планов создания системы регулирования вооружений для представления их Членам Организации.
Статья 27
- Каждый член Совета Безопасности имеет один голос.
- Решения Совета Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета.
- Решения Совета Безопасности по всем другим вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения на основании Главы VI и на основании пункта 3 статьи 52.
Статья 28
- Совет Безопасности организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно. Для этой цели каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания Организации Объединенных Наций.
- Совет Безопасности собирается на периодические заседания, на которых каждый из его членов может, по своему желанию, быть представлен или членом правительства или каким-либо другим особо назначенным представителем.
- Заседания Совета Безопасности могут происходить не только в месте пребывания Организации, но и во всяком другом месте, которое, по мнению Совета, более способствует его работе.
Статья 29
Совет Безопасности может учреждать такие вспомогательные органы, какие он найдет необходимыми для выполнения своих функций.
Статья 31
Любой Член Организации, который не является членом Совета Безопасности, может принять участие, без права голоса, в обсуждении любого вопроса, внесенного в Совет Безопасности, во всех тех случаях, когда Совет Безопасности находит, что интересы этого Члена Организации специально затронуты.
Статья 32
Любой Член Организации, который не состоит членом Совета Безопасности, или любое государство, не состоящее Членом Организации, если они являются сторонами в споре, рассматриваемом Советом Безопасности, приглашаются принять участие, без права голоса, в обсуждении, относящемся к этому спору. Совет Безопасности ставит такие условия для участия государства, не состоящего Членом Организации, какие он найдет справедливыми.