Совет безопасности оон: определение, особенности и страны. постоянные члены совета безопасности оон
Содержание:
- Африка
- Дисциплинарный подход
- Роль Совета Безопасности ООН в поддержании мира и безопасности
- Устав ООН Глава V: Совет Безопасности
- Цели
- ООН планы на будущее
- Расширение
- Государства-наблюдатели
- Резолюция
- Фонды и программы, научно-исследовательские и учебные институты и другие органы
- Попытки реформ
Африка
Бенин
8 февраля 1977 года был принято решение о направлении в Бенин специальной миссии Совета Безопасности в составе трех членов Совета для проведения расследования актов агрессии, совершенных вооруженными наемниками 16 января 1977 года в Котону, и представления доклада о полученных результатах.
Ботсвана
Миссия в Ботсвану в соответствии с резолюцией 403 (1977)
13 января 1977 года в связи с жалобой Ботсваны, касающейся нарушения ее территориальной целостности со стороны незаконного режима апартеида в Южной Родезии, Совет Безопасности принял решение о направлении миссии в целях оценки потребностей Ботсваны в выполнении ее проектов развития в свете сложившихся обстоятельств.
Гвинея
Специальная миссия в Республику Гвинею
22 ноября 1970 года в связи с ситуацией, возникшей в результате сообщений о вооруженных нападениях на территорию Гвинеи частей португальской армии, Совет Безопасности постановил направить миссию Совета Безопасности в Республику Гвинею в целях представления доклада о положении в стране.
Лесото
Миссия Генерального секретаря в соответствии с резолюцией 527 (1982)
В январе 1983 года в качестве первого шага на пути осуществления резолюции 527 (1982), в которой Генеральному секретарю предлагалось приступить к консультациям с правительством Лесото и учреждениями Организации Объединенных Наций в отношении обеспечения благополучия беженцев в Лесото и установления контроля за осуществлением резолюции, Генеральный секретарь посетил Лесото с целью проведения консультаций с правительством страны.
Намибия
Миссия Генерального секретаря в соответствии с резолюцией 309 (1972)
В резолюции 309 (1972) от 4 февраля 1972 года Генеральному секретарю рекомендовалось приступить к установлению контактов со всеми заинтересованными сторонами в целях создания необходимых условий для осуществления народом Намибии своего права на самоопределение и независимость. 6–10 марта 1972 года Генеральный секретарь посетил Южную Африку и Намибию и поддерживал контакты до декабря 1973 года.
Сенегал
Специальная миссия Совета Безопасности, учрежденная в соответствии с резолюцией 294 (1971)
В связи с жалобой Сенегала в отношении предполагаемых нарушений территориальной целостности страны находящимися в Гвинее-Бисау португальскими войсками Совет Безопасности 15 июля 1971 года принял решение о направлении миссии, которой было поручено провести расследование фактов, ставших известными Совету, изучить обстановку на границе между Гвинеей-Бисау и Сенегалом и представить Совету доклад с рекомендациями в отношении обеспечения мира и безопасности в этом районе.
Западная Сахара
Миссия Генерального секретаря в соответствии с резолюцией 377 (1975)
В соответствии с резолюцией 377 (1975) от 22 октября 1975 года, в которой Генеральному секретарю предлагалось вступить в немедленные консультации со сторонами, с тем чтобы Совет Безопасности мог принять надлежащие меры в связи с положением в Западной Сахаре, Генеральный секретарь посетил Марокко, Мавританию, Алжир и Испанию в период с 25 по 28 октября 1975 года в целях оказания содействия мирному урегулированию ситуации, касающейся Западной Сахары.
В свете провокаций и агрессивных действий со стороны Южной Родезии и продолжающегося военного вмешательства Южной Африки в Южной Родезии 2 февраля 1973 года было принято решение о направлении на место специальной миссии Совета Безопасности в составе четырех членов Совета в целях оценки ситуации в данном районе и потребностей Замбии в плане поддержания альтернативной системы дорожных, железнодорожных, воздушных и морских коммуникаций для обеспечения нормального транспортного потока.
Дисциплинарный подход
Следует отметить, что критика в адрес ООН звучит и со стороны американского руководства, притом что США являются постоянным членом Совбеза организации. Действующий глава Белого дома Дональд Трамп упрекал ООН в неэффективности ещё во время предвыборной кампании 2016 года.
«ООН имеет огромный потенциал, но сейчас это просто клуб, где люди могут собраться, поболтать и хорошо провести время. Это так печально!» — писал тогда Трамп в своём Twitter.
В 2018 году США вышли из Совета ООН по правам человека. Перед этим Белый дом активно критиковал структуру за её позицию по израильскому вопросу, расходящуюся с подходом действующей американской администрации.
- Майк Помпео
- Reuters
Как отмечают эксперты, Вашингтону свойственно рассчитывать на совпадение собственных интересов с позицией ООН. К примеру, 19 сентября 2020 года глава Госдепа Майк Помпео сделал заявление, в котором приветствовал восстановление ранее отменённых санкций ООН против Ирана. Основанием для этого, по мнению американской стороны, должно было стать уведомление о невыполнении Тегераном своих обязательств в рамках СВПД, которое ранее подали в Совбез ООН США.
Однако в Госдепе поспешили с анонсом антииранских санкций: генсек ООН Антониу Гутерреш сообщил, что не может приступить к возвращению рестрикций. Об этом говорилось в письме Гутерреша председателю СБ ООН. Гутерреш отметил, что такое решение не было поддержано Совбезом, большинство его участников выступили против американской инициативы.
Также по теме
«Больше нет механизмов контроля»: Генсек ООН заявил о возвращении холодной войны
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш заявил, что мир вернулся к состоянию холодной войны. Он также признал неэффективность…
В свою очередь, комментируя заявление Госдепа, официальный представитель МИД России Мария Захарова призвала американское руководство «перестать высказываться от имени СБ ООН» на тему антииранских санкций.
Говоря о роли и перспективах реформирования ООН, эксперты напоминают, что именно Вашингтон и НАТО не раз действовали в обход Совбеза, нарушая устав организации. Ярким примером стали бомбардировки силами Североатлантического альянса Союзной Республики Югославия в 1999 году. Совбез ООН не давал тогда разрешения на это вторжение, а Москва и Пекин — постоянные члены СБ — выступали категорически против действий альянса.
По мнению Андрея Манойло, Вашингтон на протяжении долгого времени вёл сознательную деятельность, направленную на подрыв авторитета ООН. Поэтому сегодня наряду с вопросом о реформировании организации было бы уместно поднять вопрос о том, чтобы её действующие члены не расшатывали её основы.
- Бомбардировки Югославии
- Reuters
«При этом, несмотря ни на что, ООН остаётся действующей структурой», — добавил эксперт.
Похожей точки зрения в этом отношении придерживается и Борис Межуев.
«Несомненно, США подорвали авторитет ООН своими действиями, очередным примером стало вторжение в Ирак. Итогом подобной политики Вашингтона стало превращение ООН из аналога третейского судьи в дискуссионный клуб, где каждая сторона высказывает своё мнение, а после делает то, что хочет. Поэтому в первую очередь следует поднять вопрос не о расширении ООН, а о том, чтобы нынешние члены Совбеза не действовали в обход организации», — подытожил эксперт.
Роль Совета Безопасности ООН в поддержании мира и безопасности
Роль ООН в международной коллективной безопасности определяется Уставом ООН, который уполномочивает Совет Безопасности расследовать любую ситуацию, угрожающую международному миру; рекомендовать процедуры мирного разрешения спора; призывать другие государства-члены полностью или частично прервать экономические отношения, а также морскую, воздушную, почтовую и радиосвязь или разорвать дипломатические отношения; и обеспечивать выполнение своих решений любыми средствами, включая военную силу. Совет Безопасности предлагает Генеральной Ассамблее кандидатуру нового Генарального секретаря, а также рекомендует перспективные государства-члены ООН. Традиционно, Совет Безопасности интерпретирует свой мандат, как такой что занимается только военной безопасностью, хотя посол США, Ричард Холбрук, в процессе дискуссии убедил орган принять резолюцию по ВИЧ / СПИДу в Африке в 2000 году.
Полномочия Совета Безопасности ООН
В соответствии с главой VI Устава, «Мирное урегулирование споров,» Совет Безопасности «может расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным разногласиям или вызвать спор». Совет имеет право «рекомендовать соответствующие процедуры или методы урегулирования», если он определит, что ситуация может поставить под угрозу международный мир и безопасность. Эти рекомендации, как правило, считаются не обязательными, поскольку им не хватает механизма обеспечения соблюдения. Меньшинство ученых, таких как Стивен Зунес, утверждали, что резолюции, созданные в соответствии с главой VI, «все еще являются директивами Совета Безопасности и отличаются только тем, что у них нет таких же строгих вариантов обеспечения соблюдения, как использование военной силы».
В соответствии с главой VII, Совет имеет более широкие полномочия для принятия решений в ситуациях, связанных с «угрозами миру, нарушениями мира или актами агрессии». В таких ситуациях Совет не ограничивается рекомендациями, а может принимать меры, в том числе использовать вооруженную силу «для поддержания или восстановления международного мира и безопасности». Именно это послужило основой для военных действий ООН в Корее в 1950 году во время Корейской войны, а также для использования коалиционных сил в Ираке и Кувейте в 1991 году и в Ливии в 2011 году. Решения, принятые в соответствии с главой VII, такие как экономические санкции, являются обязательными для членов ООН; Совет Безопасности — это единственный орган ООН, обладающий полномочиями принимать резолюции обязательные к выполнению.
Римский статут Международного уголовного суда признает, что Совет Безопасности имеет полномочия направлять дела в Суд, которые не подлежат юрисдикции Суда другим путем. Совет впервые использовал эту власть в марте 2005 года, когда он сослался на Суд в «ситуации, сложившейся в Дарфуре с 1 июля 2002 года»; поскольку Судан не является участником Римского статута, Суд, другим путем, не мог использовать свою юрисдикцию. Во второй раз, Совет Безопасности совершил такую же передачу в феврале 2011 года, когда обратился к МТП (Международная торговая палата), с просьбой расследовать насильственный ответ ливийского правительства на Ливийскую гражданскую войну.
Критика в адрес Совета Безопасности ООН
Резолюция Совета Безопасности 1674, принятая 28 апреля 2006 года, «подтверждает положения пунктов 138 и 139 Итогового документа Всемирного саммита 2005 года, касающихся ответственности за защиту населения от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности». Совет Безопасности подтвердил эту ответственность в целях защиты в резолюции 1706 от 31 августа того же года. Эти резолюции обязывают Совет Безопасности предпринимать действия по защите гражданских лиц в вооруженном конфликте, включая принятие мер против геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности.
Однако, как обсуждалось ниже, в разделе по критике, существует большой и растущий разрыв между общими заявлениями Совета Безопасности ООН и бездействием, в сфере предотвращения и урегулирования конфликтов. Конфликты в Шри-Ланке, Конго, Сирии, Ираке и Ливии являются примерами дорогостоящих неудач, в то время как крайне непропорциональный акцент на израильско-палестинский конфликт, отражающий власть арабских и исламских блоков, добавляет проблемности организации.
Устав ООН Глава V: Совет Безопасности
Статья 23
Совет Безопасности состоит из пятнадцати Членов Организации. Китайская Республика, Франция, Союз Советских Социалистических Республик, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки являются постоянными членами Совета Безопасности
Генеральная Ассамблея избирает десять других Членов Организации в качестве непостоянных членов Совета Безопасности, уделяя, в особенности, должное внимание, в первую очередь, степени участия Членов Организации в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению.
Непостоянные члены Совета Безопасности избираются на двухгодичный срок. При первых выборах непостоянных членов, после увеличения Совета Безопасности с одиннадцати до пятнадцати, два из четырех дополнительных членов избираются на срок в один год
Выбывающий член Совета Безопасности не подлежит немедленному переизбранию.
Каждый член Совета Безопасности имеет одного представителя.
Статья 24
- Для обеспечения быстрых и эффективных действий Организации Объединенных Наций ее Члены возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени.
- При исполнении этих обязанностей Совет Безопасности действует в соответствии с Целями и Принципами Объединенных Наций. Определенные полномочия, предоставленные Совету Безопасности для выполнения этих обязанностей, изложены в Главах VI, VII, VIII и XII.
- Совет Безопасности представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблее ежегодные доклады и, по мере надобности, специальные доклады.
Статья 25
Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.
Статья 26
В целях содействия установлению и поддержанию международного мира и безопасности с наименьшим отвлечением мировых людских сил и экономических ресурсов для дела вооружения, Совет Безопасности несет ответственность за формулирование, при помощи Военно-Штабного Комитета, указанного в статье 47, планов создания системы регулирования вооружений для представления их Членам Организации.
Статья 27
- Каждый член Совета Безопасности имеет один голос.
- Решения Совета Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета.
- Решения Совета Безопасности по всем другим вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения на основании Главы VI и на основании пункта 3 статьи 52.
Статья 28
- Совет Безопасности организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно. Для этой цели каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания Организации Объединенных Наций.
- Совет Безопасности собирается на периодические заседания, на которых каждый из его членов может, по своему желанию, быть представлен или членом правительства или каким-либо другим особо назначенным представителем.
- Заседания Совета Безопасности могут происходить не только в месте пребывания Организации, но и во всяком другом месте, которое, по мнению Совета, более способствует его работе.
Статья 29
Совет Безопасности может учреждать такие вспомогательные органы, какие он найдет необходимыми для выполнения своих функций.
Статья 31
Любой Член Организации, который не является членом Совета Безопасности, может принять участие, без права голоса, в обсуждении любого вопроса, внесенного в Совет Безопасности, во всех тех случаях, когда Совет Безопасности находит, что интересы этого Члена Организации специально затронуты.
Статья 32
Любой Член Организации, который не состоит членом Совета Безопасности, или любое государство, не состоящее Членом Организации, если они являются сторонами в споре, рассматриваемом Советом Безопасности, приглашаются принять участие, без права голоса, в обсуждении, относящемся к этому спору. Совет Безопасности ставит такие условия для участия государства, не состоящего Членом Организации, какие он найдет справедливыми.
Цели
Цели ООН оглашены в первых двух пунктах Устава:
- Поддержка мира и безопасности, ради которых возможно применение эффективных коллективных мер, для ликвидации угрозы войны в любых проявлениях.
- Заниматься разрешением споров, которые приводят к нарушению мирного положения, с помощью международного права и принципов справедливости.
- Заботиться о мирной ситуации на земном шаре, поддерживать дружеские отношения не только между членами ООН, но и между всеми странами. При этом использовать принципы равноправия для укрепления мира.
- Поддерживать многостороннее сотрудничество в целях обеспечения мира, а также развития всех сфер общества.
- Быть центром урегулирования конфликтов и соблюдать поставленные цели.
Подобный расклад дел указывает на то, что Совет Безопасности ООН является самостоятельным органом, который способен решать не только поставленные задачи, указанные в Уставе, но и разрешать конфликты, сформированные в резолюции.
ООН планы на будущее
Без сомнения, ООН является наиболее значительным политическим нововведением ХХ века.
Однако, если ООН хочет и дальше выполнять свою уникальную и жизненно важную глобальную роль в 21 веке, она должна заново изобрести себя, чтобы соответствовать меняющимся и растущим чаяниям ее составных членов.
К счастью, надежда есть. В 2011 году Генеральный секретарь объявил о назначении старшего должностного лица ООН.
Которое возглавит Группу управления преобразованиями и возглавит усилия, направленные на реализацию ориентированной на реформы программы.
Это было направлено на оптимизацию и повышение эффективности всемирной организации в целом.
ООН признает необходимость таких изменений и работает над их достижением.
Расширение
Страны G4 : Бразилия , Германия , Индия и Япония.
Были предложения о введении новых постоянных членов. Обычно упоминаются кандидаты из Бразилии , Германии , Индии и Японии . Они составляют группу из четырех стран, известных как страны G4 , которые взаимно поддерживают заявки друг друга на постоянные места.
Этому типу реформ традиционно противостояла группа « Объединение ради консенсуса », которая состоит в основном из стран, которые являются региональными соперниками и экономическими конкурентами G4. Группу возглавляют Италия и Испания (против Германии ), Мексика , Колумбия и Аргентина (против Бразилии ), Пакистан (против Индии ) и Южная Корея (против Японии ), а также Турция , Индонезия и другие. С 1992 года Италия и другие члены совета вместо этого предлагали полупостоянные места или увеличивали количество временных мест.
Большинство ведущих кандидатов в постоянные члены регулярно избираются в Совет Безопасности своими соответствующими группами. Япония была избрана на одиннадцать двухлетних сроков, Бразилия — на десять, а Германия — на три срока. В общей сложности Индия избиралась в совет восемь раз, причем последняя выигравшая заявка была сделана в 2020 году .
По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) , в 2013 году на долю членов P5 и G4 Совета Безопасности ООН приходилось восемь из десяти крупнейших мировых оборонных бюджетов .
Государства-наблюдатели
В ООН существует особая категория межправительственных органов, которые классифицируются как наблюдательные, когда они появляются на Генеральной Ассамблее ООН.
Этим органам разрешено участвовать в собраниях Генеральной Ассамблеи, но они не обладают правом голоса.
ООН определяет наблюдателей как межправительственные и международные организации, государственность которых не имеет четкого определения.
Другими словами, неясно, являются ли эти органы суверенными государствами или организациями.
Двумя государствами-наблюдателями ООН являются Святой Престол и Палестина.
Резолюция
Резолюции Совета Безопасности ООН – это документы, которые касаются не только деятельности самой организации, но и вопросов, касающихся действий ООН по урегулированию конфликтов и обеспечению международной безопасности. С помощью резолюции вводятся санкции, разрешаются военные меры против агрессора, проводят трибуналы, распределяются мандаты миротворцев, производятся ограничительные меры.
Данный правовой акт принимается или отклоняется путем голосования 15 членов. Решения Совета Безопасности ООН приняты только тогда, когда «За» проголосовали 9 и более участников (исключая вето).
Фонды и программы, научно-исследовательские и учебные институты и другие органы
Отдельно управляемые фонды и программы, научно-исследовательские и учебные институты и другие вспомогательные органы являются автономными вспомогательными органами Организации Объединенных Наций.
Фонды и программы
На протяжении всей своей истории Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций учредила ряд программ и фондов для решения конкретных гуманитарных проблем и проблем развития. Они финансируются за счет добровольных, а не обязательных взносов. Эти органы обычно подотчетны Генеральной Ассамблее через исполнительный совет. Только одна программа ООН когда-либо закрывалась за всю историю организации, Управление Организации Объединенных Наций по оказанию помощи и реабилитации (UNRRA), которое прекратило свое существование в 1959 году и впоследствии было заменено УВКБ ООН.
Каждый из фондов и программ возглавляется исполнительным директором на уровне заместителя генерального секретаря и управляется исполнительным советом. Один из бывших фондов, Фонд Организации Объединенных Наций для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ) , в январе 2011 года был объединен с другими элементами системы Организации Объединенных Наций в новую организацию « ООН-женщины» .
Аббревиатуры | Агентство | Штаб-квартира | Голова | Учредил | Комментарий |
---|---|---|---|---|---|
ПРООН | Программа Развития ООН | Нью-Йорк , США | Ахим Штайнер | 1965 г. | |
ЮНИСЕФ | Детский фонд ООН | Нью-Йорк , США | Генриетта Х. Фор | 1946 г. | |
ФКРООН | Фонд капитального развития ООН | Нью-Йорк , США | Марк Бихлер | 1966 г. | Аффилирован с ПРООН |
ВПП | Мировая продовольственная программа | Рим , Италия | Дэвид Бизли | 1963 г. | |
ЮНЕП | Программа ООН по окружающей среде | Найроби , Кения | Ингер Андерсен | 1972 г. | |
ЮНФПА | Фонд народонаселения ООН | Нью-Йорк , США | Бабатунде Осотимехин | 1969 г. | |
ООН-ХАБИТАТ | Программа ООН по населенным пунктам | Найроби , Кения | Маймунах Мохд Шариф | 1978 г. | |
UNV | Добровольцы ООН | Бонн , Германия | Ричард Диктус | 1978 г. | Под управлением ПРООН |
Научно-исследовательские и учебные институты
Генеральная Ассамблея учредила различные институты для проведения независимых исследований и обучения. Один из бывших институтов, Международный учебный и научно-исследовательский институт по улучшению положения женщин (МУНИУЖ), был объединен с другими элементами системы Организации Объединенных Наций в новую организацию « ООН-женщины» в январе 2011 года.
- Институт ООН по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР)
- Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций (ЮНИТАР)
- Межрегиональный научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций по вопросам преступности и правосудия (ЮНИКРИ)
- Научно-исследовательский институт социального развития при Организации Объединенных Наций (ЮНРИСД)
- Колледж персонала системы Организации Объединенных Наций (UNSSC)
- Университет Организации Объединенных Наций (УООН)
Секретариаты конвенций
- Конвенция о правах инвалидов
- КБОООН — Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием
- РКИК ООН — Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата
-
ЮНКЛОС — Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву учредила органы:
- ISA — Международный орган по морскому дну
- ITLOS — Международный трибунал по морскому праву
Другие организации и органы
- Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ / СПИДу (ЮНЭЙДС)
- Центр международной торговли (ИТЦ)
- Управление Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов (ЮНОПС)
- Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД)
УВКБ ООН | Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по делам беженцев | Женева , Швейцария | Филиппо Гранди | 1951 г. | |
ЮНИФЕМ | Фонд Организации Объединенных Наций для развития в интересах женщин | Нью-Йорк , США | Инес Альберди | 1976 г. | В 2011 году объединилась с «ООН-женщины». |
ООН-ЖЕНЩИНЫ | Структура Организации Объединенных Наций по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин | Нью-Йорк , США | Фумзиле Мламбо-Нгкука | 2010 г. | Создан в результате слияния Отдела по улучшению положения женщин (DAW), Международного научно-исследовательского и учебного института по улучшению положения женщин (INSTRAW), Управления Специального советника по гендерным вопросам и улучшению положения женщин (OSAGI) и Соединенных Штатов Америки. Фонд развития наций в интересах женщин (ЮНИФЕМ) |
БАПОР | Ближневосточное агентство Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ | Газа , Палестина и Амман , Иордания | Пьер Крахенбюль | 1949 г. |
Попытки реформ
Призывы к реформированию ООН звучат давно. Впервые вопрос расширения состава Совбеза ООН был включён в повестку 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1979 году. Во время 48-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1993-м было принято решение учредить Рабочую группу открытого состава для рассмотрения вопроса о расширении состава Совбеза, а также других вопросов, касающихся СБ ООН.
По итогам работы этой группы в 1998 году Генассамблея ООН одобрила резолюцию 53/30. Согласно документу, резолюции и решения по поводу представительства в СБ ООН и расширении его членского состава не могут быть приняты, если за это не будут поданы по крайней мере две трети голосов Генеральной Ассамблеи.
- Представитель США подписывает Устав ООН на конференции в Сан-Франциско
- Flickr
Германия не в первый раз заявляет о своём стремлении к членству в СБ ООН. Ранее большую активность в этом направлении проявлял канцлер ФРГ Герхард Шрёдер, которому удалось создать совместно с Японией, Индией и Бразилией группу G4, целью которой стало реформирование Совбеза.
О необходимости изменить работу ООН ранее говорил и турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, а также лидеры других государств — членов Организации Объединённых Наций.
Так, вопрос реформирования ООН обсуждался в 2018 году во время заседания Генассамблеи организации. Тогда большинство стран выступили за расширение Совбеза, а о своём стремлении получить постоянное членство в СБ заявили Бразилия, Индия, Япония и Германия.
Комментируя ранее инициативы по реформированию Совбеза ООН, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявлял, что какие-либо изменения в работе этой структуры можно принимать только по итогам консенсуса среди действующих постоянных членов Совета Безопасности.
В своём видеообращении, прозвучавшем на пленарном заседании юбилейной, 75-й Генеральной Ассамблеи ООН, президент России Владимир Путин отметил, что при всех хитросплетениях мировой политики ООН достойно выполняет свою главную миссию по сбережению мира. При этом происходящие в мире перемены оказывают своё влияние на Совет Безопасности ООН и на дискуссию на предмет его реформирования, добавил российский лидер.
Президент России пояснил, что это право пяти ядерных держав, победивших во Второй мировой войне, отражает сегодня реальный военно-политический баланс.
По словам российского лидера, право вето постоянных членов Совбеза ООН представляет собой «абсолютно необходимый и уникальный инструмент, который не допускает односторонних действий, чреватых прямым военным столкновением крупнейших государств».
При этом, как любая международная организация, ООН «не должна костенеть, а должна отражать в своём развитии динамику XXI века», чтобы адаптироваться к современным реалиям, заявил Путин.