Функции и полномочия совета федерации федерального собрания рф

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации: общая характеристика

Парламент — это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти, принятии государственного бюджета, а также контроле за его исполнением и исполнительной властью.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом РФ.

Представительный характер Федерального Собрания означает, что оно выступает представителем всего многонационального народа Российской Федерации, всех субъектов Российской Федерации, учитывает волю и интересы проживающих в них социальных слоев и социальных групп российского общества.

Правовой статус российского парламента закреплен в главе 5 Конституции РФ, которая носит название не законодательной власти в целом, а только федерального органа законодательной власти — Федерального Собрания. Следует учитывать, что наряду с федеральным парламентом в России существуют законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.

Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат: Совета Федерации (так называемая «верхняя» палата) и Государственной Думы (так называемая «нижняя» палата).

Совет Федерации и Государственная Дума проводят свои заседания раздельно. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 100 Конституции РФ, палаты парламента могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц (ст. 103.1 Конституции РФ). Порядок осуществления парламентского контроля определяется Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ «О парламентском контроле», Федеральным законом от 27декабря 2005г. N 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» и регламентами палат Федерального Собрания.

Статья 98 Конституции РФ наделяет сенаторов РФ и депутатов Государственной Думы неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий, которая может быть снята по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.

Правовой статус сенаторов РФ и депутатов Государственной Думы конкретизируется и детализируется в Федеральном законе от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Средние зарплаты сенаторов в других странах

Примечательно то, что в Сенат Америки входит около 100 человек, по 2 представителя от каждого штата. На должностях сенаторы находятся около 6 лет. На конец 2018 года каждый чиновник заработал в среднем по 14 500 долларов в месяц. Зарплата сенаторов в других странах выглядит следующим образом:

  1. В Австралии доход составляет 16 700 долларов.
  2. В Нигерии получают около 15 700 долларов.
  3. Итальянские сенаторы получили по 15 200 долларов.
  4. Сенаторы Бразилии – по 14 000 долларов.
  5. Россия выплатила сенаторам по 13 800 долларов.

На территории Таджикистана одна из самых низких зарплат, которая достигает всего лишь 500 долларов США.

Название парламента в РФ

Парламент в РФ имеет название — Федеральное собрание. В России парламент разделен на верхнюю и нижнюю палаты. Статус Федерального собрания закреплён Конституцией РФ. Совет Федерации является верхней палатой парламента, в неё входят от каждого субъекта страны по два представителя, один из них от органа исполнительной власти, другой от власти представительной (законодательной). Количественный состав рассчитать несложно: всего 170 членов Совета Федерации, учитывая, что субъектов в РФ 85. Представительство в Совете Федерации сроком полномочий не ограничено, но порядок формирования верхней палаты строго регламентирован федеральным законодательством.

Ключевые задачи

Поскольку сам парламент по определению является законодательным органом представительного характера, основная функция верхней его палаты также законодательная. Конституция наделяет этот орган полномочиями законодательного регулирования важнейших государственных вопросов в области суверенитета, в частности:

  • определения границ между регионами государства (субъектами);
  • утверждения Президентских Указов в отношении военного и чрезвычайного положений;
  • принятия решений о действиях российских войск вне территории страны.

Конституция обязывает Сенат рассматривать уже принятые Госдумой РФ законы, касающиеся бюджетного и налогового регулирования, финансовых вопросов и денежной эмиссии. К его компетенции также относится рассмотрение законов о войне и мире, государственной границе России и действии международных соглашений.

Конституция страны предусматривает взаимодействие властных структур по принципу системы сдержек и противовесов. В связи с этим верхняя парламентская палата наделена особыми полномочиями, позволяющими, в случае необходимости, влиять на деятельность Президента и других ветвей власти.

К ним относятся полномочия:

  • назначения выборов и прекращения полномочий Президента страны;
  • назначения судей высших судебных инстанций;
  • назначение и снятие с должности Генпрокурора страны и его заместителей;
  • назначение и снятие с должности зампредседателя Счетной палаты и ½ ее аудиторского состава.

Важным является положение, согласно которому глава государства не вправе распустить Сенат. Это также проявление действия системы сбалансированности власти.

В чём смысл изменений?

Система Совета Федерации по сути не меняется, однако тонкое перераспределение полномочий в сторону верхней палаты укрепит его статус как значимого органа. Тесные отношения Совфеда с судебной властью стали особенно активно формироваться после переезда Конституционного суда в Санкт-Петербург в 2008 году, когда город возглавляла нынешняя глава верхней палаты Валентина Матвиенко. Теперь же судьи, как и прокуроры, окончательно потеряют всякую самостоятельность, укрепляя тем самым статус сенаторов.

При этом новая процедура назначения силовых министров и прокуроров регионов, при которой кандидатуры должны согласовываться с сенаторами, фактически декоративная. И таких декоративных функций верхней палате добавили достаточно. Например, конституционно закрепили возможность парламентского контроля, которая была у Федерального Собрания.

С другой стороны, обновлённый Совфед может стать местом, где формируется прослойка «высшей знати», некоего заслуженного сословия, в пользу чего говорит создание института пожизненных сенаторов. А поскольку пожизненным сенатором станет и президент после прекращения своих полномочий, это даст не только декоративный почётный статус, но и приятный бонус – сенаторский иммунитет. Поэтому после ухода Владимир Путин сможет получит гарантии не только как бывший глава государства, но и сильную – теперь уже конституционную – защиту. А ещё – приятный бонус – сможет контролировать вопрос о лишении неприкосновенности себя как бывшего президента, потому что этот вопрос тоже отходит в ведение Совфеда.

Порядок формирования

Верхняя палата российского парламента формируется из представителей регионов и определенного количества членов, назначаемых лично Президентом страны. Конституция предписывает включать в его состав двух представителей от каждого региона (субъекта Федерации). От региона в Сенат направляются 2 члена: один от представительного, второй — от исполнительного органов власти. Конституция предусматривала в Российской Федерации 85 субъектов. Если рассчитать число сенаторов, оно будет равно, соответственно, 170. При этом не более 0,1 от их численности назначаются дополнительно в Совет Федерации Президентом. Таким образом, максимальное число членов верхней палаты российского парламента — 187 человек.

После присоединения к России Республика Крым и г. Севастополь приобрели статус субъектов РФ.

Рис.1 Заседание

Все сенаторы обладают неприкосновенностью. К ним не могут применяться арест, задержание, обыск и досмотр. Исключение составляют ситуации, когда лицо застали на месте совершения преступления.

Обе палаты парламента работают на постоянной основе. Заседания верхней палаты назначаются по мере необходимости, но не реже двух раз в течение года. Обычно они проходят в периоды с января по июль и с сентября по декабрь. Члены Сената не имеют права уклоняться от участия в заседаниях. Отсутствие допускается только при наличии объективной обоснованной причины.

Все решения принимаются путем голосования. Оно может быть как открытым, так и тайным. Решение признается принятым, если было одобрено более чем 50% голосовавших, но при этом не менее чем 25% всех членов палаты. Для голосования могут использоваться бюллетени и электронные системы.

Офицеры и члены

Согласно статье 101 Конституции Российской Федерации Совет Федерации «избирает из числа своих заместителей председателя Совета». Некоторые из официальных обязанностей председателя включают председательствование на заседаниях, формулирование и представление проектов повесток дня, издание приказов и консультации с различными комитетами Совета, выполнение функций официального представителя Совета в Федеральном собрании и подписание резолюций для передачи президенту или руководству. Государственная Дума .

Действующий председатель — Валентина Матвиенко .

Сенаторы могут сохранить членство в своих партиях, однако их просят не сводить на нет партийную фракционность. После реформ 2000 года Совет поддерживал весьма тесные отношения с Кремлем , помогая облегчить принятие ключевого законодательства, которого желает Кремль.

Согласно статье 98, все члены Совета пользуются иммунитетом от ареста, задержания и обысков. В 2007 году в закон о Совете Федерации были внесены поправки, и теперь сенатор должен проживать не менее десяти лет на территории, которую он представляет.

Статус членов Совета Федерации определяется Федеральным законом «О статусе членов Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Политическая принадлежность

В отличие от Государственной Думы с ее разделением на партии и лидеров, в 2002 году парламентским группам было запрещено после избрания Миронова на пост председателя и парламентских процедур по роспуску всех политических фракций, хотя их члены связаны с некоторыми крупными политическими партиями России.

Представительная власть

Представительным органом парламент назван в силу того, что во всех регионах России население имеет своих представителей. Депутаты выбираются по одномандатному и мажоритарному округу. Выборы представителя по одномандатному округу означают голосование за определённую политическую партию, выборы по многомандатным округам (мажоритарная система), предполагают избрание населением своего конкретного кандидата. Представительная власть в РФ – это комплексность интересов между народом и властью. Народ через своих выборных представителей, выражает свою волю и намерения (волеизъявления), для совместного решения проблем общежития народонаселения страны, общенациональных вопросов.

Также парламент назван законодательным органом, потому что наделён законодательной инициативой. Парламентом принимаются законы, обязательные как для всех граждан государства, всех ветвей власти, разделённых на законодательную, исполнительную и судебную, так и самого Президента РФ.

25 сентября сенаторы выберут председателя верхней палаты российского парламента


Совет Федерации / Фото: ПГ/ Игорь Самохвалов

Информацию о том, что палата регионов определится с кандидатурой руководителя в эту среду, подтвердил накануне глава комитета по регламенту Вячеслав Тимченко. Порядок избрания председателя Совета Федерации и его заместителей определён Регламентом палаты. По нему, спикер и его заместители избираются из числа сенаторов тайным голосованием. Избрание может проводиться с использованием бюллетеней или электронной системы.

К основным полномочиям главы Совета Федерации относится созыв заседаний палаты, в том числе внеочередных, формирование проекта повестки дня заседаний, руководство организацией мероприятий по осуществлению постоянного парламентского контроля, координация работы комитетов и аппарата.

Также глава Совета Федерации руководит законодательной деятельностью палаты, в том числе направляет в комитеты проекты конституционных и федеральных законов, поступившие из Госдумы или разработанные сенаторами, а также законодательные акты, принятые Парламентом Союзного государства, Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ.  

Кроме того, именно спикер приводит к присяге лиц, назначенных на должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации и Генерального прокурора Российской Федерации.

Валентина Матвиенко была делегирована в Совет Федерации от исполнительной власти Санкт-Петербурга, где 8 сентября прошли выборы нового губернатора. По закону одержавший победу Александр Беглов должен был объявить имя нового представителя своего региона в верхней палате парламента. Что он и сделал на церемонии вступления в должность в минувшую среду. Неожиданностей не произошло — как и предсказывали эксперты, Беглов вновь продлил полномочия Матвиенко. 

«Я уверен, что ваш опыт, ваша любовь к городу будут способствовать защите интересов города на самом высоком уровне», — произнес глава северной столицы, обращаясь к ней.

В ответ Валентина Матвиенко заверила, что готова и дальше активно участвовать в жизни родного города. «Поверьте, я буду делать всё, что в моих силах — привлекать федеральные возможности, федеральные ресурсы, соблазнять новых инвесторов, помогать расширять международное сотрудничество», — обещала она.

И вот теперь на пленарном заседании в эту среду должно быть официально объявлено имя хозяина главного кабинета на Большой Дмитровке, человека, занимающего третью по значимости должность в стране после президента и премьера. 

Нижняя палата Парламента

Так же как и Совет Федерации, является выборным органом, в количественном составе 450 депутатов. Полномочия депутатов нижней палаты Парламента РФ ограничены конституционным сроком в 5 лет, после чего проводится процедура всенародного голосования, депутатский состав обновляется. Первая половина депутатов нижней палаты набирается в первом туре голосования по многомандатному округу, путём определения кандидатов, получивших большинство голосов избирателей в своём избирательном округе. Вторая половина состава Государственной думы формируется политическими партиями, которые преодолели барьер в 5% проголосовавших за списки партий.

Граждане РФ, достигшие порога совершеннолетия, избирают представителей органов власти тайным голосованием на основе всеобщего равного права. Выборы в Российской Федерации регулируются законами.

Палаты заседают отдельно друг от друга, что установлено Конституцией. Вместе члены Федерального собрания собираются лишь в особых случаях, для заслушивания посланий:

  • Президента РФ;
  • Конституционного суда;
  • руководителей иностранных государств.

Одновременно нельзя являться депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации.

Конституция РФ наделяет членов Государственной Думы РФ рядом полномочий.

Депутаты делегированы:

  • выражать своё согласие при назначении Президентом Председателя Правительства России,
  • выказывать недоверие правительству в целом;
  • заслушивать ежегодно отчёты о деятельности правительства, в частности, по поставленным вопросам нижней палатой;
  • назначать и освобождать от должности председателя Центрального Банка РФ;
  • назначать и освобождать от должности председателя Счетной палаты, а также пятидесяти процентного состава ее аудиторов;
  • решать вопрос о назначении и освобождении от должности Уполномоченного по правам человека;
  • освобождать от судебных наказаний или смягчать такие наказания для отдельных категорий граждан, преступивших закон;
  • формулировать обвинения против президента, в случае принятия решения освобождения его от должности.

Правительство РФ, как и сам президент, докладывают о проделанной работе нижней палате. Государственная Дума наделена исключительным правом о выражении недоверия Правительству РФ.

Федеральные законы принимаются думой большинством голосов от общего числа, если это не противоречит законодательству РФ.

В случае если нижняя палата три раза подряд не дала согласие на назначение кандидата на должность председателя правительства по предложению президента, а также в случае трёхмесячного срока проявляла недоверие правительству, тогда указом президента депутаты Государственной Думы распускаются.

Думу невозможно распустить, если срок её работы составляет менее одного года.

В седьмом созыве спикером Государственной Думы назначен Вячеслав Володин, который занял место Сергея Нарышкина, председателя думы шестого созыва. Таким образом, в данный момент абсолютное число голосов в думе принадлежит партии «Единая Россия».

В целях оптимизации в Государственной Думе Российской Федерации сократилась численность комитетов. Произошло объединение нескольких комитетов. Например, единым комитетом стали два различных ранее комитета по строительству и транспорту, произошло слияние комитета науки и образования, комитеты природных ресурсов, земельных отношений и собственности также были объединены.

В России власть разделяется не только на ветви, но и на уровни, в зависимости от административно-территориальной принадлежности. Разделяют уровень федеральный, региональный, муниципальный.

Региональный уровень власти отличается от уровня муниципального, более высоким уровнем управленческих функций.

Парламент находится на федеральном уровне власти и относится к законодательному органу, то есть на уровне федерации в целом.

Названия верхних палат

Общие термины

  • Сенат — безусловно, самый распространенный
  • Законодательный совет (в индийских штатах есть верхняя палата ; на острове Мэн и в каждом австралийском штате есть верхняя палата)
  • Федеральный совет ( Германия , Австрия ) или Совет Федерации ( Россия )
  • Совет государств ( Швейцария , Индия ( Раджья Сабха ), Судан)
  • Первая палата — Нидерланды (ранее Швеция )
  • Палата лордов — встречается в Соединенном Королевстве , а также ранее в Ирландии и в немецкоязычных монархиях ( Herrenhaus ), например, в Австрийской Палате лордов и Прусской Палате лордов.

Уникальные титулы

Правительство Уникальное название верхней палаты Перевод
Босния и Герцеговина Дом народа Дом народов
Китайская Республика (Тайвань) Джианча Юань Наблюдательный дом
Дания Ландстингет Совещательное собрание
Эфиопия Ефедерешн Мекир Бет Дом Федерации
Индия Раджья Сабха Совет штатов
Видхан Паришад Совет по вопросам законодательства
Индонезия Деван Первакилан Даэра Совет региональных представителей
Япония Сангийн Палата советников
Főrendiház Дом Магнатов
Малайзия Деван Негара национальное собрание
Мьянма Амиота Хлутто Дом национальностей
Непал Растрия Сабха национальное собрание
Республика Сомалиленд Голаха Гууртида Дом старейшин
Словения Државни свет Национальный совет
Южная Африка Национальный совет провинций
Таиланд Wutthisaphaa Старший совет

Комитеты

Комитеты составляют ключевой компонент структуры Совета. Для сенаторов существует шестнадцать комитетов и семь комиссий, которые рассматривают законодательство и политику по ряду вопросов, начиная от иностранных дел, федеральных дел, молодежи и спорта. Руководство в этих комитетах определяется Председателем Совета, который придерживается их выводов. Эти комитеты включают:

Делегация Конгресса США в Совете Федерации России, 3 июля 2018 г.

  • Комитет по конституционному законодательству
  • Комитет по судебно-правовым вопросам
  • Комитет по обороне и безопасности
  • Бюджетный комитет
  • Комитет по финансовым рынкам и денежному обращению
  • Комитет по иностранным делам
  • Комитет Содружества Независимых Государств
  • Комитет по делам федерации и региональной политике
  • Комитет по местному самоуправлению
  • Комитет социальной политики
  • Комитет по экономической политике, предпринимательству и собственности
  • Комитет промышленной политики
  • Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды
  • Комитет по продовольственной и сельскохозяйственной политике
  • Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии
  • Комитет по северным территориям и коренным народам
  • Комиссия по регламенту и организации деятельности парламента
  • Комиссия по контролю за соблюдением работы Совета Федерации
  • Комиссия по путям и средствам реализации конституционных полномочий Совета Федерации
  • Комиссия по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации
  • Комиссия по делам молодежи и спорту
  • Комиссия по информационной политике
  • Комиссия по естественным монополиям

В чем разница между нижней и верхней палатами?

В демократических странах обычной практикой является двухпалатный законодательный орган. Две палаты законодательного собрания разделены на Верхнюю и Нижнюю палаты, которые во многом отличаются.

• В то время как члены нижней палаты избираются непосредственно избирателями, члены верхней палаты избираются членами законодательных собраний штатов для отправки своих членов в законодательный орган на федеральном уровне.

• Именно присутствие верхней палаты завершает систему сдержек и противовесов в демократии.

• Отношения между двумя домами в демократических странах по всему миру различаются в зависимости от местных соглашений и требований политической системы. В одних местах Верхняя палата более могущественна, чем нижняя палата, в других она имеет равные полномочия.

• Как правило, для принятия законопроекта сначала он должен получить большинство голосов в нижней палате. Затем он переходит в Верхнюю палату. Если верхняя палата тоже пройдет, то перейдет к главе государства.

Изображения предоставлены: Палата представителей США и Сенат США через Wikicommons (общественное достояние)

Что говорят эксперты об изменениях полномочий верхней палаты?

Доктор юридических наук, бывший глава комиссии по избирательным правам в Совете по правам человека Илья Шаблинский заявил “Новой газете”, что поправки в Конституцию делают власть президента в России диктаторской: «У Совета Федерации изъято право назначать и освобождать от должности генерального прокурора. Как вообще такое возможно?! Да, конечно, Совет Федерации — декоративный орган, но тут это слишком нарочито демонстрируется: у него отбирают важнейшие полномочия, отдавая их президенту, а взамен дают погремушку в виде права называться сенаторами. Это смех, картонные фигурки, а не сенаторы! Просто марионетки! Как и Госдума, которой вроде позволяют назначать министров, но взамен откровенно предупреждают, что при переходе очень тонкой границы дозволенного она тут же будет распущена».

О перспективе усиления президента рассказала Forbs доктор юридических наук, эксперт по конституционному праву Елена Лукьянова: «Совет Федерации в России не избираемый орган: 55% его членов назначаются президентом и главами субъектов Федерации, а 45% делегируются региональными законодательными собраниями. Таким образом, в случае утверждения поправок в Конституцию президент организационно руководит работой судов, прокуратуры и силовых министров с согласия представителей, большинство из которых назначаются органами исполнительной власти. Этим нарушается принцип разделения властей, декларированный в статье 10 1-й главы Конституции».

С этим согласен и политолог, директор по исследованиям Центра перспективных управленческих решений Михаил Комин. Он рассказал “Новой газете” о декоративном характере изменений в Совфеде: «При сохранении текущей модели формирования Совета Федерации – когда сенаторами становятся по 2 представителя от региона – любое упоминание согласования или консультаций президента с Совфедом не более чем формальность. Пока действует пункт г) ст. 19 184-ФЗ, по которому глава государства обладает правом в любой момент отправить губернатора в отставку, за президентом может оставаться и контроль за составом сенаторов, выдвинутых от региона.

Совет Федерации формально сможет участвовать еще в одной процедуре – проведении консультаций с президентом по вопросу назначения глав президентских министерств и силовых ведомств. Механизм консультаций – расплывчатая формулировка, из которой точно ясно только одно: решение о выдвижении и снятии кандидатур точно будет за президентом. И если в случае назначения министра обороны или директора ФСБ ситуация никак не поменяется, то в случае региональных прокуроров право представлять кандидатуры президент де-факто заберет у генерального прокурора при неясном и, вероятно, незначимом участии Совета Федерации в режиме консультаций».

Определенные специфические характеристики

Верхняя палата обычно отличается от нижней палаты по крайней мере в одном из следующих аспектов (хотя они различаются в зависимости от юрисдикции):

Полномочия:

  • В парламентской системе она часто имеет гораздо меньшую власть, чем нижняя палата. Поэтому в некоторых странах Верхняя палата
    • голосование только по ограниченным законодательным вопросам, таким как поправки к конституции,
    • не может инициировать большинство видов законодательства, особенно касающихся предложения / денег,
    • не может проголосовать вотум недоверия правительству (или такой акт встречается гораздо реже), в то время как нижняя палата всегда может.
  • В президентской системе :
    • Он может иметь равную или почти равную власть с нижней палатой.
    • Он может иметь особые полномочия, не предоставленные нижней палате. Например:
      • Он может давать советы и давать согласие на некоторые исполнительные решения (например, назначения министров, судей или послов).
      • Он может иметь исключительное право судить (но не обязательно инициировать) дела об импичменте в отношении должностных лиц исполнительной или даже судебной власти после разрешительных резолюций, принятых нижней палатой.
      • Он может иметь исключительное право ратифицировать договоры .
  • В полупрезидентской системе :
    • Может иметь меньшую мощность, чем нижняя палата
    • Он может иметь равные полномочия с нижней палатой в отношении конституции или территориальных коллективов.
    • Он не может выражать вотум недоверия правительству, но может расследовать дела государства.
    • Он может вносить предложения законов в нижнюю палату.

Положение дел:

  • В некоторых странах его члены не избираются всенародно; членство может быть непрямым, по должности или по договоренности.
  • Его члены могут быть избраны с использованием другой системы голосования, чем та, которая использовалась для избрания нижней палаты (например, верхние палаты в Австралии и ее штатах обычно избираются путем пропорционального представительства, а нижние палаты — нет).
  • Менее населенные штаты, провинции или административные единицы могут быть лучше представлены в верхней палате, чем в нижней палате; Представленность не всегда должна быть пропорциональной численности населения.
  • Срок полномочий членов может быть дольше, чем в нижней палате, и может быть пожизненным.
  • Члены могут быть избраны по частям, в шахматном порядке, а не все одновременно.
  • В некоторых странах верхняя палата не может быть распущена вообще или может быть распущена только при более ограниченных обстоятельствах, чем нижняя палата.
  • Как правило, в ней меньше членов или мест, чем в нижней палате (хотя и не в парламенте Соединенного Королевства).
  • Обычно она имеет более высокий возраст кандидатуры, чем нижняя палата.

История создания

Первые представительные органы появились на Руси во времена древнерусских княжеств. К этому периоду относят появление вечевых собраний. Далее была Боярская дума, которая просуществовала до XVII в. Петр I заменил ее Сенатом, планируя, чтобы тот заменял его на время отсутствия.

В XVI – XVII вв. в России существовали Земские Соборы. В них принимали участие бояре, купцы, священнослужители

Соборы решали вопросы государственной важности, практически аналогичные тем, что были отнесены к компетенции европейских парламентов того времени. Укрепившаяся монархическая власть свела деятельность таких органов на нет

Первый проект двухпалатного парламента в России связан с именем М. Сперанского, который занимался реформами при Александре I. Такой парламент должен был состоять из Государственной думы и Государственного совета. Государственный совет был создан в 1810 году. В его компетенцию входило обязательное рассмотрение всех законов до их передачи на утверждение императору. Однако Государственная дума так и не была создана.

После убийства Александра II и прихода к власти Александра III работа по созданию парламента приостановилась.

Необходимость представительного органа в полной мере проявилась в начале XX века. В 1905 – 1906 годах на основании царских манифестов появилась Государственная дума. Ранее созданный Государственный совет подлежал реформированию. Этот двухпалатный парламент просуществовал немногим более 10 лет. После произошедших революций новым представительным органом стали Советы.

В 1924 году законодательным представительным органом стал Съезд Советов. В него входили Союзный Совет и Совет Национальностей. Выборы при этом были двухступенчатыми.

Принятая в 1936 году Конституция СССР говорила уже о Верховном Совете СССР, включающем в себя Совет Союза и Совет Национальностей. Выборы здесь были уже прямыми. Этот орган существовал вплоть до момента разрушения СССР.

Рис.3. Съезд народных депутатов РСФСР

Конституция России 1993 года на уровне высшего закона страны закрепила положения о Федеральном Собрании, сделав его современным парламентом. Позднее были приняты законы о порядке его формирования.

Становление отечественного парламента подробно рассмотрено в фильме спецпроекта «День российского парламентаризма»

Итог

Во-первых, необходим переход к парламентской республике, что мы обосновывали в статье о политических системах. Что же касается количества палат парламента, то для разных стран решение о том, быть ли парламенту однопалатным или двухпалатным, будет разным, так как здесь нет универсального решения для государств с разной территориальной площадью и устройством. В случае России будет предпочтительным двухпалатный парламент. Среди недостатков двухпалатного парламента мы обозначили следующие:

  1. Консервативность в принятии решений;
  2. Возможность создания ситуации, при которой одна из палат будет избираться недемократическим путём;
  3. Замедление процесса принятия законопроектов.

Первые две проблемы решаются обеспечением сменяемости членов второй палаты, а также швейцарской системой избрания её членов. Третий недостаток, к сожалению, неизбежно связан с достоинством второй палаты как противовеса вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям. Но даже при том, что этот недостаток остаётся, наша система минимизирует всю сумму недостатков и является, на наш взгляд, оптимальным решением для Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector