Когда россия вступила в вто? плюсы и минусы
Содержание:
Секретариат
- Учреждается Секретариат ВТО (в дальнейшем именуемый «Секретариат»), возглавляемый Генеральным директором.
- Конференция министров назначает Генерального директора и принимает правила, устанавливающие полномочия, обязанности, условия работы и срок нахождения в должности Генерального директора.
- Генеральный директор назначает членов персонала Секретариата и определяет их обязанности и условия работы в соответствии с правилами, принимаемыми Конференцией министров.
- Обязанности Генерального директора и персонала Секретариата по своему характеру являются исключительно международными. При выполнении своих обязанностей Генеральный директор и персонал Секретариата не могут запрашивать или принимать указания от какого-либо правительства или любого другого органа помимо ВТО. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отрицательно отразиться на их статусе международных должностных лиц. Члены ВТО должны уважать международный характер обязанностей Генерального директора и персонала Секретариата и не должны пытаться влиять на них при выполнении ими своих обязанностей.
Россия и ВТО
Российские предприятия тоже далеко не все смогли в зарубежный рынок вписаться: конкуренция с иностранными производителями слишком высока (если снизить пошлины — производство товаров внутри страны перестаёт быть выгодным), аграрный сектор у нас по климатическим условиям всегда был рискованным, состояние российского автопрома вынудило многие предприятия закрыться. Лишь очень немногие предприятия сумели с этим экстримом справиться и несколько улучшили свои показатели. В том числе и Lada получила прирост поставок на двадцать процентов в Казахстан и в четыре раза — в Европу. Сельское хозяйство экспортировало товары с ростом в пятнадцать процентов (двадцать миллиардов долларов). Но это, конечно же, капля в море. От сырьевой зависимости стране избавиться не удалось. Главная причина — конкуренция, конечно же. Во всяком случае, несмотря на все усилия, экспорт России Всемирная торговая организация (ВТО) значительно сократила. Здесь и падение цен на нефть сыграло свою роль. Что касается цветных металлов и калийных удобрений, то по этим пунктам экспорт немного вырос (8,7 % и 54,7 %).
Более всего мешают наращивать темпы международной торговли ограничительные меры. Статистика такова: уже в ноябре 2012 г. восемнадцать стран защищались от российских товаров (семьдесят три меры было принято, пять расследований проведено), а к концу 2015 года число стран, ограничивающих торговлю с Россией, увеличилось до двадцати семи, принятых мер зафиксировано уже сто двенадцать, а расследований — двадцать два. Применение защитных мер входит в цели ВТО, поскольку увеличенные поставки из-за рубежа наносят ущерб производителям данной страны.
Тем не менее гораздо чаще в той же Греции можно купить голландские цветы или испанское оливковое масло. Да и овощи чаще всего тоже не местные. Санкционная война (нет без добра никакого худа!) Россию от наплыва дешёвого импорта спасла, на продуктовых линейках до кризиса 2013 года продукция из-за рубежа явно довлела над отечественными товарами. Однако экономика начала расслаиваться на малорентабельные и высокодоходные сектора, и этот процесс продолжается. Конкуренция, конечно, растёт, но многие отрасли остаются без поддержки, даже стратегически важные. К тому же вожделенный доступ наших экспортёров на международные рынки явно не оправдался.
Суть Всемирной торговой организации
ВТО — это, по сути, альтернативный орган по урегулированию споров или посредничества, который поддерживает международные правила торговли между странами. Организация предоставляет платформу, которая позволяет правительствам стран-членов вести переговоры и решать торговые вопросы с другими членами. Основная задача ВТО — обеспечить открытые линии связи по вопросам торговли между ее членами.
Например, ВТО снизила торговые барьеры и увеличила торговлю между странами-членами. С другой стороны, он также поддерживает торговые барьеры, когда это имеет смысл в глобальном контексте. Таким образом, ВТО пытается обеспечить посредничество в переговорах, которое приносит пользу мировой экономике.
После завершения переговоров и заключения соглашения ВТО предлагает толковать это соглашение в случае возникновения спора в будущем. Все соглашения ВТО включают процесс урегулирования, в соответствии с которым организация юридически проводит нейтральное разрешение конфликтов.
15 февраля 2021 года Генеральный совет ВТО избрал своим генеральным директором двукратного министра финансов Нигерии Нгози Оконджо-Ивеалу. Она первая женщина и первая африканка, избранная на эту должность. Она вступила в должность 1 марта 2021 года, срок ее полномочий истекает в августе 2025 года.
Никакие переговоры, посредничество или урегулирование в мировой торговле были бы невозможны без основополагающих соглашений ВТО. Эти соглашения устанавливают правовые основы международной торговли, за которыми наблюдает ВТО. Они обязывают правительство страны соблюдать ряд ограничений, которые необходимо соблюдать при разработке будущей торговой политики. Эти соглашения защищают производителей, импортеров и экспортеров, побуждая мировые правительства соблюдать определенные социальные и экологические стандарты.
Вступление и членство в ВТО
В ВТО 164 участника, в том числе: 160 международно признанных государств-членов ООН, частично признанный Тайвань, 2 зависимые территории (Гонконг и Макао) и Европейский союз.
Для вступления в ВТО государство должно подать меморандум, посредством которого ВТО рассматривает торговую и экономическую политику касающейся организации.
Постсоветские страны и ВТО
Постсоветские страны таким образом присоединялись к ВТО:
- Киргизия, 20 декабря 1998 года (133-й член ВТО).
- Латвия, 10 февраля 1999 года (134-й член ВТО).
- Эстония, 13 ноября 1999 года (135-й член ВТО).
- Грузия, 14 июня 2000 года (137-й член ВТО).
- Литва, 31 мая 2001 года (141-й член ВТО).
- Молдавия, 26 июля 2001 года (142-й член ВТО).
- Армения, 5 февраля 2003 года (145-й член ВТО).
- Украина 16 мая 2008 года (152-й член ВТО).
- Россия, 22 августа 2012 года (156-й член ВТО)
- Таджикистан, 2 марта 2013 года (159-й член ВТО).
- Казахстан, 30 ноября 2015 года (162-й член ВТО).
За рамками ВТО остаются четыре постсоветских страны: Азербайджан, Белоруссия, Туркмения и Узбекистан. В 2013 году Туркмения выступила с инициативой о вступлении в ВТО. В мае 2020 года правительство Туркменистана подало заявку в секретариат ВТО о получении статуса наблюдателя. 22 июля 2020 года члены ВТО предоставили Туркменистану статус наблюдателя организации с условием инициирования процесса вступления в ВТО в течении следующих пяти лет. В 2016 году Белоруссия начала активные переговоры по вступлению в ВТО. В июле 2020 года состоялось четвертое заседание Рабочей группы по вступлению Узбекистана в ВТО — почти через 15 лет после последнего официального заседания.
Что касается РФ, то в данную организацию она подала заявку ещё в далёком 2007 г.
Переговоры о присоединении России к ВТО
Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию велись 18 лет, с 1993 по 2011 год.
По итогам переговоров подготовлен Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации от 16 ноября 2011 года № WT/ACC/ RUS/70, WT/MIN(11)/2.
Акт о присоединении России к ВТО
16 декабря 2011 года — в Женеве подписан Протокол «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»
7 июня 2012 года — в Госдуме РФ зарегистрирован законопроект № 89689-6 «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»
10 июля 2012 года — законопроект принят Государственной Думой.
18 июля 2012 года — законопроект одобрен Советом Федерации.
21 июля 2012 года — закон подписан президентом Российской Федерации.
23 июля 2012 года — Федеральный закон от 21 июля 2012 года № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» опубликован в «Российской газете» N 166, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), в Собрании законодательства Российской Федерации N 30 ст. 4177.
3 августа 2012 года — Федеральный закон от 21 июля 2012 года № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» вступил в силу (по истечении 10 дней после дня его официального опубликования).
Официальные отчёты о результатах присоединения России к ВТО
Отчёт Счётной Палаты РФ «О промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ мер, принимаемых органами государственной власти по выполнению обязательств и реализации прав Российской Федерации, связанных с присоединением к ВТО, по оценке влияния норм и правил ВТО на бюджетную систему и отрасли экономики». (Исследуемый период: 2012 год. Сроки проведения исследования: с 22 мая 2012 года по 29 марта 2013 года).
Цели вступления России в ВТО
Основными целями вступления России в ВТО являются:
- получение лучших условий для доступа отечественных товаров на зарубежные рынки;
- возможность разрешения торговых споров с помощью международных механизмов;
- привлечение инвестиций извне, в результате создания благоприятного климата для них и приведения законодательства в соответствие с нормами ВТО;
- увеличение возможностей доступа отечественных инвесторов на международной арене, в частности в банковской сфере;
- формирование благоприятных условий для улучшения качества и конкурентоспособности российских товаров и услуг в результате роста импорта;
- участие в формировании международных правил торговли с учётом национальных интересов;
- улучшение имиджа страны как полноправного участника международного товарооборота.
Функции ВТО
Они состоят в следующем:
- Осуществляется административная и организационная деятельность Всемирной торговой организации, направленная на выполнение торговых соглашений между партнёрами, находящихся в компетенции ВТО.
- Функция форума — в проведении многосторонних переговоров членов ВТО.
- Разрешает торговые споры, возникающие между странами-участницами ВТО.
- Осуществляется мониторинг торговой политики государств, партнёров по организации ВТО.
- Развитие сотрудничества с международными институтами и организациями, которые участвуют в процессе формирования мировой экономической политики.
Одной из главных задач ВТО считается также постоянный контроль за состоянием международной торговли и обеспечение нуждающихся необходимыми консультациями в управлении и регулировании торговой политики.
Главный орган — конференция министров, представителей стран, участвующих в ВТО. Она проходит как минимум раз в два года и принимает решения во всех делах, касающихся этой организации. Остальное время в ВТО правит Генеральный совет, отвечающий за повседневную деятельность: разрешает споры, проводит обзоры в области торговой политики. Участниками ВТО в 2005 году являлись 148 стран, обладающих полными правами, ещё чуть более тридцати — в статусе наблюдателей, многие из них находятся в стадии присоединения к этой организации.
Рост экономики
Россия вступила в ВТО в год оптимального экономического развития. 2012 год ознаменовался выборами президента и новыми реформами. Многочисленные санкции пока еще не очерняли экономическое и политическое положение дел в стране. Благодаря союзу с ВТО в России увеличилась конкуренция. Результатом стала модернизация отечественной экономики.
Была понижена кредитная ставка — как для простого населения, так и для предприятий малого и крупного бизнеса. Некоторые отечественные производители смогли выйти на мировой рынок
Это заставило их обратить внимание на качество производимой продукции. Следствием этого стало повышение конкуренции
Некоторые импортные пошлины были значительно снижены. Лекарства, одежда, IT-продукция и прочие товары стали более доступными для населения. Наконец, принцип прозрачности торгового законодательства ВТО позволил выстраивать сложные и качественные отношения между сторонами.
Так почему же Россия вступила в ВТО? Глядя на перечисленные преимущества, ответить на этот вопрос становится совсем не сложно. Страна могла бы пережить настоящий экономический подъем. К сожалению, этого не случилось из-за украинского конфликта, в который вмешалась Россия. На страну были наложены санкции, а некоторые депутаты всерьез задумались о выходе из ВТО. В своем законопроекте они привели перечень недостатков, которые дает России членство в торговом союзе.
История ВТО
Возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.
Экономическим фундаментом требований либерализации внешней торговли служит экономическая теория сравнительного преимущества, разработанная в начале XIX века Давидом Рикардо.
Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.
СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.
В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.
Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.
Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступила к работе.
Осенью 2001 года в столице Катара был начат Дохийский раунд переговоров ВТО о дальнейшей либерализации мировой торговли. Среди включённых в него вопросов — либерализация мировой торговли аграрной продукцией, в том числе снижение тарифов и отмена субсидий, финансовые услуги и защита интеллектуальной собственности. Однако переговоры затягиваются, во многом из-за проблемы доступа к несельскохозяйственным рынкам. Развитые страны хотят получить больше доступа к промышленному сектору развивающихся стран, последние, в свою очередь, опасаются, что это может привести к снижению темпов экономического роста.
Россия вступила во Всемирную торговую организацию и стала её 156-м членом 22 августа 2012 года.
Россия и ВТО
Россия вела переговоры о вступлении в ВТО на протяжении 18 лет — с 1993 по 2011 год (в 1993—1994 годах речь шла о присоединении к ГАТТ). В 2007 году руководивший в то время организацией Паскаль Лами заявлял, что ВТО не может стать многосторонним международным объединением без участия России. В связи с этим многие государства были всерьёз заинтересованы в том, чтобы РФ была принята в торговую группу.
В декабре 2011-го был подписан официальный протокол о принятии России в ВТО, и 22 августа 2012 года страна стала 156-м участником организации.
Также по теме
«Пока ещё делаем первые шаги»: каких результатов добилась Россия за шесть лет членства в ВТО
С момента вступления России в ВТО прошло шесть лет. За это время страна сумела закрепиться на зарубежных рынках и начать создание…
«Благодаря вступлению в ВТО Россия получила доступ ко многим рынкам на заранее обговорённых условиях. Кроме того, это помогло нам лучше защищать права на глобальном уровне. В рамках ВТО мы выигрываем один спор за другим, и в настоящее время Россия играет одну из важных ролей в определении того, как глобальная торговая система будет функционировать в ближайшие годы», — рассказал RT Максим Орешкин.
По словам экспертов, результатом членства России в ВТО за последние семь лет стал рост поставок за рубеж продукции сельского хозяйства. Как следует из данных ФТС, такая ситуация постепенно начала сказываться на изменении структуры экспорта страны.
Так, с 2012 по 2018 году доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в поставках России за границу увеличилась с 3,2% до 5,5%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий — с 1,9% до 3,1%, металлов и изделий из них — с 8,5% до 9,9%, машин, оборудования и транспортных средств — с 4,2% до 5,1%. Примечательно, что доля поставок минеральной продукции за этот же период, напротив, сократилась с 71,3% до 64,8%.
В то же время пока ещё высокая ориентированность России на экспорт сырья не позволяет стране в полной мере ощутить все преимущества членства в ВТО. По словам Портанского, государству по-прежнему необходимо стремиться к тому, чтобы разнообразить свои поставки и в первую очередь экспортировать «современные готовые товары и услуги», то есть продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Впрочем, власти уже начали принимать необходимые меры. Речь идёт о выполнении национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Согласно указу президента, к 2024 году экспорт несырьевых неэнергетических товаров должен достигнуть $250 млрд. При этом планируется увеличить поставки продукции машиностроения до $50 млрд в год, услуг — до $100 млрд, товаров агропромышленного комплекса — до $45 млрд.
Принципы всемирной торговой организации
У всемирной торговой организации есть свои принципы функционирования:
- Контроль права в сфере торговли международной направленности должен быть предсказуемым и при этом прозрачным: все лица юридические, а также физические и органы власти субъектов всемирной торговой организации должны быть заинтересованы, и уверены в том, что барьеры в торговле (нетарифные, тарифные барьеры или другие меры) не будут вводиться произвольно.
- Также стоит отметить, что во всемирной торговой организации не должно быть никакой дискриминации: члены ВТО не должны дискриминировать своих партнеров по торговле; члены всемирной торговой организации не должны дискриминировать продукты иностранного происхождения, а также услуги и лица, которым по факту необходимо предоставить специальные режим национальной направленности.
- В системе всемирной торговой организации, а именно в ее отношениях должна поддерживаться конкуренция добросовестного характера.
- Для стран, который активно развиваются, а также для менее развитых стран должны быть созданы специальные более выгоднее условия самими членами ВТО.
- Со временем количество барьеров в торговых странах ВТО должно уменьшаться.
- Режим наибольшего благоприятствования. Всемирная торговая организация допускает своего рода исключения из режима наибольшего благоприятствования: в отношениях, где хотя бы одной из сторон является страна, которая занимается своим развитием, в определенных ситуациях член всемирной торговой организации может пойти на снижение тех или иных тарифов в соответствии с Общей преференциальной системой; с целью содействия приграничной торговле дается право на предоставление режима наибольшего благоприятствования соседствующим государствам ВТО; допустимо своего рода образование союзов таможенного характера или определенных зон для свободной торговли, внутри которых не будут взиматься таможенные пошлины.
- Есть отдельный принцип предоставления национального режима, он предназначен обеспечивать для импортированного товара (после того, как тот пересек границу и за него уплачены пошлины таможни) характерный режим, аналогичный товарам на территории импортера товаров. Допускают такие исключения: поддержка государственного характера производства продукции, которая была куплена для тех или иных потребностей государства; выплаты субсидий исключительно внутренним производителям.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Процесс присоединения
Прогресс по вступлению в ВТО:
Проект отчета рабочей группы или фактического резюме принят
Поданные предложения товаров и / или услуг
Встречи рабочих групп
Представлен Меморандум о режиме внешней торговли
Создана рабочая группа
Страна, желающая вступить в ВТО, подает заявку в Генеральный совет. Правительство, подающее заявку на членство, должно описать все аспекты своей торговой и экономической политики, которые имеют отношение к соглашениям ВТО. Заявка подается в ВТО в виде меморандума, который рассматривается рабочей группой, открытой для всех заинтересованных членов ВТО и рассматривающей заявку страны. Для таких крупных стран, как Россия, в этом процессе участвует множество стран. Для небольших стран, как правило, больше всего участвуют Четырехсторонняя группа участников, состоящая из США, Канады, Японии и Европейского Союза, а также соседние страны соискателя. Затем заявитель представляет Рабочей группе подробный меморандум о своем режиме внешней торговли, в котором, среди прочего, описывается его экономика, экономическая политика, правила внутренней и международной торговли и политика в области интеллектуальной собственности
Члены Рабочей группы направляют заявителю письменные вопросы для разъяснения аспектов его режима внешней торговли, уделяя особое внимание степени приватизации в экономике и степени прозрачности государственного регулирования. После того, как будет собрана вся необходимая справочная информация, Рабочая группа начнет заседать, чтобы сосредоточить внимание на вопросах несоответствия между правилами ВТО и международной и внутренней торговой политикой и законами Заявителя
WP определяет условия вступления в ВТО для страны-заявителя и может рассматривать переходные периоды, чтобы дать странам некоторую свободу действий в соблюдении правил ВТО.
Заключительный этап присоединения включает двусторонние переговоры между государством-заявителем и другими членами Рабочей группы относительно уступок и обязательств в отношении уровней тарифов и доступа на рынок для товаров и услуг. Эти переговоры касаются тарифных ставок и конкретных обязательств по доступу на рынок, а также другой политики в отношении товаров и услуг. Обязательства нового члена должны применяться в равной степени ко всем членам ВТО в соответствии с обычными правилами недискриминации, даже если они согласовываются на двусторонней основе. Другими словами, переговоры определяют выгоды (в виде экспортных возможностей и гарантий), которые могут ожидать другие члены ВТО при присоединении нового члена. Переговоры могут быть очень сложными; было сказано, что в некоторых случаях переговоры почти такие же масштабные, как целый раунд многосторонних торговых переговоров.
Когда двусторонние переговоры завершаются, рабочая группа окончательно согласовывает условия присоединения, отправляет пакет присоединения, который включает в себя сводку всех встреч Рабочей группы, Протокол о присоединении (проект договора о членстве) и списки («графики») обязательства будущего члена перед Генеральным советом или министерской конференцией. После того, как Генеральный совет или конференция министров одобрит условия присоединения, парламент заявителя должен ратифицировать Протокол о присоединении, прежде чем он сможет стать его членом. Документы, используемые в процессе присоединения, на которые наложено эмбарго во время процесса присоединения, выпускаются, как только страна становится членом.