Нато: организация североатлантического договора и её члены

Заглядывая в будущее

Попытки предсказать развитие европейского континента на многие десятилетия вперёд нельзя воспринимать серьёзнее, чем обычный футурологический прогноз. Но одно можно сказать наверняка: Организация Североатлантического договора сохранит своё значение и существование и в ближайшей, и в среднесрочной перспективе. Эта структура проверена временем и успела доказать свою эффективность в обеспечении стабильности и безопасности на континенте. Она является залогом успешного экономического и социального развития участвующих в ней государств. Одной из важнейших тенденций в развитии организации является постепенное смещение акцентов из военно-политических направлений в гуманитарные. В частности, в обеспечение проведения спасательных работ при преодолении последствий значительных природных катаклизмов и техногенных катастроф.

Не менее важной сферой приложения усилий для альянса является противодействие всем формам террористических и экстремистских проявлений. Образно выражаясь, структуры НАТО являются своеобразным силовым каркасом, обеспечивающим существование так называемого «общеевропейского дома»

Часто приходится слышать вопрос о том, возможна ли интегррация Российской Федерации в Организацию Североатлантического договора на правах полноценного члена? На вопрос этот сложно дать однозначный ответ. С определённостью можно только констатировать, что если такое и произойдёт, то будет это очень нескоро. Тем не менее, высшее руководство Российской Федерации не исключает полностью такой возможности в отдалённой перспективе. Но сегодня, на фоне обострившейся международной обстановки, говорить об этом не представляется возможным.

Краткая история создания и развития НАТО

После окончания кровопролитной Второй Мировой войны большая часть Европы и многие другие страны мира находились в определенном экономическом и моральном упадке. Люди были напуганы происходящими в мире событиями и особенно тем, что за такой относительно короткий период времени как 50 лет, произошли 2 мировые войны унесшие миллионы человеческих жизней. Из этих событий человечество вынесло для себя определенный урок, который заключался в понимании того, что в одиночку с агрессивными противниками справится практически невозможно, и всеобщая безопасность может быть обеспечена только совместными усилиями.

Так 4 апреля 1949 года в Вашингтоне был сформирован военно-политический альянс, состоявший из 12-ти независимых стран Северной Америки и Европы. Данный союз был назван Организацией Североатлантического договора (на английском — North Atlantic Treaty Organization – NATO). Суть договора состояла в том, чтобы поручить каждому участнику союза обязанности по обеспечению безопасности и поддержке других членов договора.

Следует отметить, что одной из немаловажных причин для создания Североатлантического Альянса послужила политика СССР. Несмотря на то, что в последней войне многие страны выступали в качестве союзников СССР в борьбе с Нацистской Германией, послевоенная внешняя политика и внутриполитический режим Советского союза вызывали серьезные опасения.

Не внедряясь во все технические подробности, с течением времени блок НАТО постепенно расширялся. Некоторые страны на время выходили из союза после чего снова в него вступали. Интересным фактом является то, что СССР тоже стремился вступить в Североатлантический Альянс в 1954 году, но заявка была отклонена по ряду причин.

Во времена «холодной войны», НАТО как структура продолжала активно развиваться, формируя различные подструктуры и комитеты постоянно наращивая военно-политическую мощь. Тем не менее, в этот период Североатлантический Альянс не участвовал ни в одном вооруженном конфликте.

Впервые военные силы NATO были задействованы в 1991 году в ходе Иракской компании. Следует отметить, что данное вмешательство было полностью санкционированно Организацией Объединенных Наций (ООН). Таким образом силы блока NATO прошли боевое крещение и показали отличные результаты.

Далее войска Североатлантического Альянса приняли участие еще в нескольких военных конфликтах, а именно в: Боснии и Герцеговине, Югославии, Македонии, Афганистане и снова в Ираке.

Совершенствование военно-политической деятельности блока

Военно-политические изменения в организации и работе Североатлантического блока были осуществлены и в 1999 г., когда приняли очередную Стратегическую концепцию. В ней указано на переход от оборонительной направленности альянса к наступательной. Достижение этих целей планировалось с помощью функционального и территориального расширения. Для этого предусматривалась возможность приема в состав стран-участников НАТО новых государств и поддержания принципа вмешательства на активной основе во внутренние процессы на территории суверенных держав. В качестве угроз, которые должны отражаться с использованием вооруженных сил в новых условиях, дополнительно назвали:

  • процессы обострения внутриполитической ситуации в отдельных странах по причине неэффективного социально-экономического реформирования;
  • дезинтеграционные изменения в странах;
  • нарушение прав, свобод людей;
  • препятствия для нормальной и свободной работы систем информации и телекоммуникаций;
  • нарастание миграционных процессов, контроль над которыми утрачивается.

Все рассматриваемые возможности применения вооружения, военной силы для указанных целей базировались на соблюдении правил и принципов, которые были зафиксированы в нормах международного права. Однако одновременно с этим документ предусматривал полномочия НАТО проводить военные операции силового характера без получения необходимой санкции от Совбеза ООН.

На практике данная оговорка прошла испытание на территории Союзной Республики Югославия (СРЮ) в 1999 г. Прикрываясь необходимостью обеспечить защиту прав и свобод албанцев Косово, войска НАТО фактически реализовали концепцию агрессии, что привело к отделению Косово в отдельное государственное образование, независимое от СРЮ. Продолжилась деятельность НАТО и на территории Афганистана с августа 2003 г., когда США передало Североатлантическому союзу полномочия по командованию Международными силами содействия безопасности на территории этого государства.

Новая концепция стратегического развития НАТО была утверждена в ноябре 2010 г. В ней, как и в прочих документах концептуального действия, предусмотрена возможность и необходимость претворять в жизнь комплекс мероприятий по расширению альянса. Но делать это требовалось не только в географическом отношении, но и по функциональной направленности в рамках зон ответственности.

Это означает, что блок стремится к укреплению своего доминирующего положения во всех областях мирохозяйственных отношений. Ставятся и цели дальнейшего реформирования альянса, который должен перестать быть евроатлантической оборонной структурой и начать обеспечивать контроль безопасности в мировом масштабе. Такой вектор глобализации проявляется в желании Североатлантической Организации не ограничиваться решением вопросов противодействия вооруженным конфликтам и актам терроризма или обеспечения оборонительной функции для стран-участниц. Она активно перестраивается, расширяя сферу своих интересов на энергетическую и экологическую безопасность, которые не связаны непосредственно с военными процессами, а носят мирный эколого-экономический характер.

Это подтверждает, что современный вектор реформирования НАТО ориентирован на поддержание принятой политики глобализации, что чревато постепенной заменой им действующих структур ООН. В реальности такие действия происходили в нынешней истории, например, это относится к действиям ВС блока в 2011 г. на территории Ливии.

Последствия создания Североатлантического альянса

Решение, принятое в Вашингтоне в апреле 1949 года, имело ряд важных исторических последствий.

​Создание ОВД

В 1954 году правительство СССР предприняло попытку установить партнерские отношения с НАТО. Предложение о сотрудничестве было отвергнуто. В ответ на действия североатлантического альянса в мае 1955 года в Варшаве был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Подписи под документом поставили представители 8 стран​.

  1. СССР.
  2. Польша.
  3. Болгария.
  4. Румыния.
  5. Албания.
  6. Чехословакия.
  7. Венгрия.
  8. ГДР.

ОВД — Организация стран Варшавского Договора — ставило своей целью защиту своих участников от агрессивных действий. После этого в Европе и мире сложилась система военно-политических блоков, просуществовавшая до начала 90-х годов XX века и разделившая мир на два противоборствующих лагеря.

​Гонка вооружений

Гонка вооружений началась еще до создания военно-политических блоков. Бомбардировка США атомными бомбам японских городов побудила СССР к ускорению работы над созданием атомных ракет. Создание НАТО и ОВД обострило ситуацию. Ведущие мировые державы, постоянно ожидавшие нападения со стороны противника, разрабатывали все более совершенные виды оружия.

Оно применялось в различных локальных конфликтах, которые возникали по всему миру. Некоторое затишье в гонке вооружений наблюдалось после Карибского кризиса, когда вероятность начала атомной войны была очень высокой.

Кризис показал опасность угрозы применения атомного оружия. Противостоящие стороны ввели ряд ограничений на испытания и размещение этого вида вооружений. Но наращивание темпов развития военного потенциала продолжалось. Последствием этого стали огромные экономические затраты в обоих противоборствующих лагерях. Западные экономики более успешно справлялись с этой нагрузкой гонки вооружений. Для социалистических республик ориентирование экономики и промышленности на военное развитие стало губительным. Проблемы в экономике стали толчком к развалу СССР и смене режимов в восточноевропейских государствах.

Гонка вооружений имела и положительные последствия. Благодаря развитию науки и техники, началось освоение космоса, развитие компьютерных технологий, медицины.

Отношения

СССР, Россия

Основная статья: Россия и НАТО

Создание блока в 1949 году СССР воспринял как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО своё вступление в альянс, однако эта инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз образовал в 1955 году военный блок из государств, проводящих просоветскую политику, — Варшавский договор.

После распада Организации Варшавского договора и СССР блок НАТО, создававшийся, согласно официальным документам, для отражения советской угрозы, не прекратил своё существования и начало расширяться на восток. И если ранее блок заявлял своей основной целью отражение советской угрозы, то ныне, по словам американского левого публициста Ноама Хомского, «задачей является контролирование международной энергетической системы, морских путей, трубопроводов — и всего остального, что решит контролировать гегемония».

В апреле 2006 года, отвечая на вопросы газеты «Московские новости», А. И. Солженицын заявил:

Страны-участницы

Флаг карта Государство-член Столица Присоединение численность населения Площадь
Албания Тирана 1 апреля 2009 г. 2 821 977 28 748 км 2 (11 100 квадратных миль)
Бельгия Брюссель 24 августа 1949 г. 11 720 716 30528 км 2 (11787 квадратных миль)
Болгария София 29 марта 2004 г. 6 966 899 110879 км 2 (42811 квадратных миль)
Канада Оттава 24 августа 1949 г. 37 694 085 9 984 670 км 2 (3 855 103 квадратных миль)
Хорватия Загреб 1 апреля 2009 г. 4 227 746 56 594 км 2 (21 851 кв. Миль)
Чехия Прага 12 марта 1999 г. 10 702 498 78 867 км 2 (30 451 кв. Миль)
Дания Копенгаген 24 августа 1949 г. 5 869 410 2,210,000 км 2 (853286 квадратных миль)
Эстония Таллинн 29 марта 2004 г. 1,228,624 45 228 км 2 (17 463 квадратных миль)
Франция Париж 24 августа 1949 г. 67 848 156 643427 км 2 (248 429 квадратных миль)
Германия Берлин 8 мая 1955 г. 80 159 662 357022 км 2 (137847 квадратных миль)
Греция Афины 18 февраля 1952 г. 10 607 051 131 957 км 2 (50 949 квадратных миль)
Венгрия Будапешт 12 марта 1999 г. 9,771,827 93028 км 2 (35918 квадратных миль)
Исландия Рейкьявик 24 августа 1949 г. 350 734 103000 км 2 (39769 квадратных миль)
Италия Рим 24 августа 1949 г. 62 402 659 301,340 км 2 (116,348 квадратных миль)
Латвия Рига 29 марта 2004 г. 1,881,232 64 589 км 2 (24 938 квадратных миль)
Литва Вильнюс 29 марта 2004 г. 2,731,464 65 300 км 2 (25 212 квадратных миль)
Люксембург Люксембург 24 августа 1949 г. 628 381 2586 км 2 (998 квадратных миль)
Черногория Подгорица 5 июн 2017 609 859 13,812 км 2 (5,333 квадратных миль)
Нидерланды Амстердам 24 августа 1949 г. 17 280 397 41543 км 2 (16040 квадратных миль)
Северная Македония Скопье 27 марта 2020 г. 2 125 971 25 713 км 2 (9 928 квадратных миль)
Норвегия Осло 24 августа 1949 г. 5 467 439 323802 км 2 (125 021 кв. Миль)
Польша Варшава 12 марта 1999 г. 38 282 325 312685 км 2 (120728 квадратных миль)
Португалия Лиссабон 24 августа 1949 г. 10 302 674 92 090 км 2 (35 556 квадратных миль)
Румыния Бухарест 29 марта 2004 г. 21 302 893 238,391 км 2 (92043 квадратных миль)
Словакия Братислава 29 марта 2004 г. 5 440 602 49 035 км 2 (18 933 квадратных миль)
Словения Любляна 29 марта 2004 г. 2 102 678 20 273 км 2 (7 827 квадратных миль)
Испания Мадрид 30 мая 1982 г. 47 260 584 505370 км 2 (195124 квадратных миль)
Турция Анкара 18 февраля 1952 г. 82 017 514 783562 км 2 (302535 квадратных миль)
Объединенное Королевство Лондон 24 августа 1949 г. 65 761 117 243,610 км 2 (94058 квадратных миль)
Соединенные Штаты Вашингтон 24 августа 1949 г. 332 639 102 9 833 520 км 2 (3 796 743 квадратных миль)

Страны-участницы альянса

На сегодня в блоке НАТО состоит 29 государств. А ещё 5 являются участниками программы по расширению партнёрства. Входить в альянс непросто. Потенциальные члены должны пройти сложный многоступенчатый процесс, состоящий из интеграции вооружённых сил и политического диалога, а также соответствовать всем необходимым требованиям, которые предусмотрены уставом организации.

Список государств — членов НАТО:

  1. Первоначальными членами союза в 1949 г. стали: США, Великобритания, Италия, Норвегия, Исландия, Дания, Канада, Франция, Португалия, Нидерланды, Люксембург и Бельгия.
  2. В 1952 г. в блок вступила Греция и располагающаяся на Ближнем Востоке, Турция.
  3. Германия смогла войти в состав альянса только в 1955 г.
  4. Испания становится страной участницей в 1982 г.
  5. В конце второго тысячелетия (1999) — Венгрия, Польша и Чехия.
  6. Заметное расширение географической карты НАТО произошло в 2004 году. Список участников пополнился семью странами Восточной Европы и Прибалтики: Словения Болгария, Словакия, Румыния, а также Латвия, Эстония и Литва.
  7. Албания и Хорватия подключились в 2009 г.
  8. Самая юная участница — это Черногория. Дата вступления — 5 июня 2017 г.

Последствия подписания Североатлантического договора

Страны НАТО на карте мира занимают довольно значительную территорию, и расположена она в северной части Атлантики, что нашло своё отражение в наименовании альянса. В военно-политический блок в момент его образования вошли наиболее развитые в экономическом и значимые в политическом отношении государства. Создание Североатлантического альянса имело принципиальное значение для развития всей цивилизации на протяжении второй половины двадцатого века.

В 1954 году на международном совещании министров иностранных дел в Берлине советским представителем было выдвинуто предложение блоку НАТО о сотрудничестве и взаимодействии в поддержании мира и международной стабильности. Это предложение было отвергнуто. Советский Союз обоснованно расценил деятельность Североатлантического военного блока как непосредственную опасность для своего существования и был вынужден принять необходимые меры для отражения потенциальной агрессии. Они выразились в создании Организации стран Варшавского договора, противостоящей блоку НАТО по всем направлениям.

Весь последующий период европейской и мировой истории обозначается определением «холодная война». Войне этой, к счастью, не суждено было перейти в «горячую» стадию. Периоды её обострения несколько раз сменялись разрядкой напряжённости. Критической точкой холодной войны принято считать так называемый Карибский кризис в октябре 1962 года. Противостояние Советского Союза с блоком НАТО в этот момент времени достигло своей кульминации. В последующие годы шла напряжённая работа по снижению международной напряжённости. Был подписан целый ряд фундаментальных договоров, направленных на ограничение развёртывания стратегических ядерных вооружений и снижение уровня противостояния между Организацией Североатлантического альянса и странами Варшавского договора. Но даже после подписания документов о ядерном разоружении мощность совокупного ядерного потенциала обеих сторон противостояния была достаточной для того, чтобы несколько раз уничтожить всё живое на планете Земля.

«Хочет быть в авангарде»

Переезд штаба американских войск на восточном фланге НАТО из Германии в Польшу можно расценивать как перебалансировку отношений между США и ФРГ, отметил в беседе с RT ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН, американист и политолог Константин Блохин.

«Вашингтон видит попытки Германии вести независимую от американской стороны политику и осознаёт, что с Берлином уже не получается говорить в ультимативном стиле. Между США и Германией есть большие разногласия, в том числе и из-за «Северного потока — 2», антироссийских санкций и требований Трампа увеличить расходы на НАТО», — рассказал эксперт.

По словам Блохина, военный контингент США перенаправляют в Польшу, поскольку республика сама стремится к этому и «хочет быть в авангарде сдерживания России».

Согласно оценке RMF FM со ссылкой на неофициальные источники, размещение американских войск в Польше будет обходиться Варшаве примерно в $50 млн ежегодно. Эта сумма не учитывает расходы на строительство и реконструкцию необходимой инфраструктуры, которые оцениваются в интервале от $1 млрд до $2 млрд.

  • Штаб-квартира НАТО
  • Reuters

По мнению военного историка Бориса Юлина, перенос штаба американских войск на восточном фланге НАТО из ФРГ в Польшу говорит о том, что блок продолжает вести свою деятельность «с позиции силы».

«Альянс в очередной раз цинично нарушает своё обещание не распространять войска на восток. НАТО таким образом демонстрирует, что никакие обещания, которые давались советскому руководству в обмен на разоружение и вывод войск из Восточной Европы, выполняться не будут», — заявил эксперт.

По словам собеседника RT, перенос штаба в сторону «возможного театра военных действий» наглядно демонстрирует устремления Североатлантического альянса.

Специалист добавил, что увеличение численности американского военного контингента в Польше «усилит диктат со стороны Вашингтона в адрес Москвы» и «повысит вероятность начала военных действий».

Военные расходы

Соединенные Штаты имеют большие расходы на оборону, чем все остальные страны вместе взятые. Критика организации президентом США Дональдом Трампом вызвала разную реакцию американских и европейских политических деятелей, от насмешек до паники. Опрос, проведенный Pew Research Center в 2016 году среди его государств-членов, показал, что, хотя большинство стран положительно относятся к НАТО, большинство членов НАТО предпочитают сохранять свои военные расходы на прежнем уровне. Реакция на то, должна ли их страна оказывать военную помощь другой стране НАТО, если она окажется в серьезном военном конфликте с Россией, также была неоднозначной. Только в США и Канаде более 50% людей ответили, что должны.

Государство-член численность населения ВВП (номинальный) Расходы на оборону (долл. США) Персонал
В миллионах % реального ВВП На душу населения
 Албания 3 074 579 16,75 198 1,26 58 6 800
 Бельгия 11 720 716 529,55 4921 0,93 392 26 000
 Болгария 6 966 899 70,13 1,079 1,61 132 25 000
 Канада 37 694 085 1,810,00 21 885 1,27 569 72 000
 Хорватия 4 227 746 63,17 1072 1,75 238 15 000
 Чехия 10 702 498 261,73 2 969 1.19 236 26 000
 Дания 5 869 410 360,51 4 760 1,35 760 17 000
 Эстония 1,228,624 32,74 669 2,13 429 6 300
 Франция 67 848 156 2 770,00 50 659 1,84 709 208 000
 Германия 80 159 662 3 980,00 54 113 1,36 591 184 000
 Греция 10 607 051 222,79 4844 2,24 431 105 000
 Венгрия 9,771,827 180,50 2,080 1,21 178 20 000
 Исландия 350 734 24,24 N / A N / A N / A N / A
 Италия 62 402 659 2,010,00 24 482 1,22 385 179 000
 Латвия 1,881,232 36,77 724 2,01 325 6 400
 Литва 2,731,464 56,23 1,084 2,13 336 20 521
 Люксембург 628 381 72,99 391 0,55 552 900
 Черногория 609 859 5,69 92 1,65 126 1,600
 Нидерланды 17 280 397 930,99 12 419 1,35 655 41 000
 Северная Македония 2 125 971 13,33 108 1.09 51 7 200
 Норвегия 5 467 439 422,06 7 179 1,70 1 308 20 000
 Польша 38 282 325 606,73 11 971 2,01 296 123 000
 Португалия 10 302 674 243,23 3 358 1,41 299 30 000
 Румыния 21 302 893 261,87 5 043 2,04 225 69 000
 Словакия 5 440 602 111,87 1 905 1,74 322 13 000
 Словения 2 102 678 56,85 581 1.04 253 6 800
 Испания 50 015 792 1,440,00 13 156 0,92 264 121 000
 Турция 82 017 514 813,81 13 919 1,89 225 435 000
 Объединенное Королевство 65 761 117 2 720,00 60 376 2,13 979 144 000
 Соединенные Штаты 332 639 102 22 320,00 730 149 3,42 2,072 1,338,000

Когда проходят сессии Совета?

Сессии Совета выступают в качестве организационно-правовой формы его работы. Они могут иметь:

  • разный уровень представительства — участие глав стран, министров ИД или обороны, постоянных представителей;
  • неодинаковую периодичность созыва — плановая или внеочередная сессия.

Генеральный секретарь альянса проводит ряд консультаций, после которых может определить, где, когда и на каком уровне будет проводиться сессия Совета. Уровень представительства не может определять статус и юридическую силу решений Совета — все они равноправны для участников. Как правило, с участием глав держав заседания проводят для решения наиболее важных вопросов — обычно это 1 раз в 2 года. Также могут созываться сессии с участием министров иностранных дел. Поэтому сессии делятся на летние и зимние. Поскольку вопросы могут рассматриваться разные, касающиеся разнообразных сторон деятельности блока, то на заседания приглашаются министры, которые разбираются в вопросах экономики.

Два раза в год собирают министров обороны для проведения сессии. На них обсуждаются вопросы использования коалиционной армии, а также военная концепция Объединенных вооруженных сил блока. При принятии решений используется принцип консенсуса. Их оформление производится при помощи подписания заключительных документов, подписываемых представителями стран.

Летние заседания идут на территории стран по очереди, а зимние — в штаб-квартире. Если необходимо решить вопросы оперативного реагирования, то созываются внеочередные сессии. Еженедельно заседает Постоянный совет НАТО. Он действует от имени Совета альянса, а в его работе принимают решения послы стран. В ходе заседаний решаются вопросы административно-хозяйственного типа, обсуждается практика сотрудничества стран, согласовываются позиции участников по тем или иным международным проблемам, координируется внутригосударственная работа военно-политического характера.

Комитетом военного планирования решаются вопросы организации военных органов блока и объединенного командования, утверждаются программы управления и применения сил коалиции, вырабатываются стратегические концепции. Этот политический орган проводит заседания на уровне министерств обороны дважды в год.

Заседания предшествуют сессиям Совета. В их ходе планируется объединенная военная работа, формируются планы развития ОВС НАТО, назначаются командующие сил блока. Между заседаниями военно-политическое руководство проводится Постоянным комитетом военного планирования. Он включает представителей стран и решает вопросы текущего военно-политического и административно-финансового характера. Решения носят обязательный характер и не требуют утверждения на Совете альянса.

Вопросы ядерной политики решаются Группой ядерного планирования. Эта руководящая структура исследует ключевые проблемы в ядерной сфере, формирует программы развития сил, рассматривает проблемы разворачивания, безопасности, недопущения распространения средств массового уничтожения. На заседания приглашаются министры обороны. Периодичность проведения — дважды в год.

Председательствует обычно Генсек НАТО или его заместитель. От Исландии присутствует лицо в статусе наблюдателя. Все вопросы касательно ядерной политики рассматриваются Постоянной группой ядерного планирования. Ее состав представлен представителями, входящими в Постоянный совет НАТО. Создана еженедельно заседающая штабная группа для решения повседневных вопросов. Несколько раз каждый год представитель США созывает Группу высокого уровня. Это структура, состоящая из экспертов и высокопоставленных чинов военных и госучреждений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector