История создания стратегического бомбардировщика ту-160

Проекты модификаций

  • Ту-160В (Ту-161) — проект самолёта с силовой установкой, работающей на жидком водороде. Также от базовой модели отличался размерами фюзеляжа, рассчитанного на размещение баков с жидким водородом. См. также Ту-155.
  • Ту-160 НК-74 — с более экономичными двигателями НК-74 (увеличенной дальностью полёта).
  • Ту-160П — проект тяжёлого истребителя сопровождения, вооружённого ракетами класса «воздух — воздух» большой и средней дальности действия.
  • Ту-160ПП — самолёт радиоэлектронной борьбы, был доведён до этапа изготовления натурного макета, и полностью определён состав оборудования.
  • Ту-160К — эскизный проект боевого авиационно-ракетного комплекса «Кречет». Разработка началась в 1983, выпущен КБ «Южное» в декабре 1984 года. Предполагалось размещение 2 двухступенчатых баллистических ракет (1 ступень — твердотопливная, 2-я — жидкостная), массой 24,4 т на самолёте-носителе. Общая дальность комплекса предполагалась более 10 000 км. Боевая часть: 6 РГЧ ИН или моноблочная ГЧ с комплексом средств для преодоления ПРО. КВО — 600 м. Разработки были прекращены в середине 80-х годов.
  • Ту-160СК — самолёт-носитель воздушно-космической жидкостной трёхступенчатой системы «Бурлак» массой 20 т. Предполагалось, что масса полезного груза, выводимого на орбиту, может достигать от 600 до 1100 кг, а стоимость доставки будет в 2-2,5 раза ниже, чем у аналогичных по грузоподъёмности ракет с наземным стартом. Пуск ракеты должен был выполняться на высотах от 9 до 14 км при скорости полёта носителя 850—1600 км/ч. По своим характеристикам комплекс «Бурлак» должен был превосходить американский дозвуковой стартовый комплекс, созданный на базе самолёта-носителя Boeing B-52 и ракеты-носителя «Pegasus». Основное назначение — восполнение группировки спутников в условиях массового уничтожения космодромов. Разработка комплекса началась в 1991, ввод в эксплуатацию планировался в 1998—2000 годах. В состав комплекса должен был входить командно-измерительный пункт на базе Ил-76СК и комплекс наземного обслуживания. Дальность полёта самолёта-носителя в зону пуска РКН составляет 5000 км. 19 января 2000 г. в Самаре ГНПКРЦ «ЦСКБ-Прогресс» и Аэрокосмическая корпорация «Воздушный старт» подписали соглашение о сотрудничестве по созданию авиационно-ракетного комплекса космического назначения (АРККН) «Воздушный старт».
  • Ту-160М — проект модернизации Ту-160, предусматривающий установку нового радиоэлектронного оборудования и вооружения. Способен нести обычное вооружение, например, 90 ОФАБ-500У, массой около 500 кг и сплошным радиусом поражения 70-100 м.

История создания Ту-160

На протяжении 1960-х в СССР активно наращивалось стратегическое ракетное вооружение. США, напротив, развивали авиацию. Политический курс Н. Хрущева привел к мощной системе ракетно-ядерного сдерживания при минимальном оснащении ПВО. Бомбардировщики М-4 и Ту-95 нельзя было сравнить с противовоздушной обороной НАТО.

Стартом для проектирования самолета послужили американские разработки — проект AMSA, в дальнейшем известный как В-1. Совет Министров СССР в 1967 году поставил конструкторам задачу: создать многорежимный межконтинентальный бомбардировщик стратегического назначения.

Будущая модель должна была иметь:

  • дальность полета 11-13 тыс. км при скорости 2200-2500 км/ч и высоте взлета 18 тыс. метров;
  • дальность полета в дозвуковом режиме — 16-18 тыс. км и у земли — от 11 до 13 тыс. км;
  • способность приближения к противнику на крейсерской скорости (дозвуковой);
  • способность преодоления ПВО в высотном сверхзвуковом режиме;
  • суммарную боевую нагрузку около 45 т.

Приказом МАП в 1969 году объявлен конкурс № 18 по созданию бомбардировщика с ядерным вооружением. Участниками разработок были конструкторские бюро Сухого, Туполева, Яковлева и Мясищева. У туполевцев имелся практический опыт бомбардировщик Ту-22, пассажирский лайнер Ту-144. Победителем конкурса стало ОКБ Мясищева, представившее модель М-18.

Малочисленность бюро, нехватка ресурсом привели к передаче документации в КБ «Опыт» под руководством Туполева. Эти данные стали основой для прототипа Ту-160 — будущий «Белый лебедь» впервые полетел в 1981 году. Серийный выпуск начат в 1984 году.

После полета на аэродроме в Жуковском иностранные СМИ заговорили о презентации машины для пропаганды съемок со спутников США.

Модель выпускали до развала Союза и перестали создавать после того, как Ельцин пообещал свернуть кампанию по наращиванию вооружения. Несколько самолетов несли боевое дежурство в Украине, где их частично распилили на металлолом. 6 единиц удалось вывезти в Саратовскую обл. (авиабаза Энгельс).

Производство самолета возобновили только в конце 1990-начале 2000-х. 2 экземпляра находятся в строю, остальные — ремонтируются и модернизируются.

История разработки бомбардировщика Ту-160 «Белый лебедь»

В 60-е годы прошлого века в СССР активная разработка стратегических бомбардировщиков фактически не велась. Военно-политическому руководству страны долгое время казалось, что время самолетов уходит, и лучше сосредоточить усилия на строительстве баллистических ракет. Эта ситуация изменилась лишь в 1967 году, когда правительство дало задание оборонной промышленности подготовить проект принципиально нового бомбардировщика. В постановлении Совета Министров были указаны желательные параметры этой машины, включая крейсерскую (даже не максимальную!) скорость в 3 500 километров в час при дальности полета в 13 тысяч километров – совершенно фантастические даже для сегодняшнего дня характеристики.

Наибольшим опытом создания тяжелых бомбардировщиков обладало конструкторское бюро А.Н. Туполева, однако, оно поначалу в проектировании новой машины не участвовало.

Так мог выглядеть Т-4МС – бомбардировщик, спроектированный в КБ П. О. Сухого

Были привлечены два других КБ – П.О. Сухого и В.М. Мясищева. Первое из них разрабатывало проект Т-4МС, основанный на аэродинамической схеме «летающее крыло». В то же время инженеры КБ Мясищева подготовили к 1972 году сразу два перспективных варианта. Один из них, М-18, был по внешнему виду довольно близок к американскому B-1B, который тогда еще только создавался, а второй, М-20, использовал аэродинамическую схему «утка».

В 1972 году советское Министерство авиационной промышленности провело конкурс, по итогам которого предполагалось выбрать один из проектов стратегического бомбардировщика для последующей «доводки» конструкции и серийного производства. Вариант, предложенный КБ Туполева, был признан наиболее неудачным. Т-4МС произвел сильное впечатление на конкурсную комиссию, однако, военные высказали опасение, что КБ П.О. Сухого не сможет одновременно вести работы по созданию истребителя Су-27, что тогда являлось приоритетным направлением.

Проект Мясищева — М-18 — на этом фоне выглядел наиболее приемлемым. Схожесть с B-1 была скорее плюсом, чем минусом: она указывала на то, что, по крайней мере, компоновка бомбардировщика уже является «проверенной».  В то же время КБ Мясищева не обладало собственной производственной базой и не имело опыта создания сверхзвуковых самолетов.

Один из вариантов «альтернативного» проекта М-20, созданного в КБ Мясищева наряду с М-18

Итоговое решение комиссии выглядело парадоксальным: победитель назван не был, а все дальнейшие работы поручили КБ А.Н. Туполева, предложив другим участникам передать в его распоряжение всю техническую документацию.

Глядя на современный «Белый лебедь» Ту 160, может показаться, что за его основу был взят проект Мясищева М-18, но это не совсем так. В частности, далеко не сразу «туполевцы» остановились на варианте самолета с крылом переменной стреловидности. Долго не могли выбрать и наиболее оптимальную компоновку. Окончательное решение о создании бомбардировщика под обозначением Ту-160 вместе с общим техническим заданием, оговаривавшим требуемые характеристики, было зафиксировано в декабре 1975 года специальным постановлением правительства СССР.

Параллельно с работой по созданию самого самолета осуществлялось проектирование его бортового оборудования, силовой установки и системы вооружения. Все эти задачи были необычайно трудными, но их удалось решить в поставленные сроки.

Первые экземпляры Ту-160 были построены в Москве, а серийная сборка осуществлялась затем в Казани. Отдельные части планера при этом изготавливались в Иркутске, Воронеже и Куйбышеве (ныне Самара).

Утилизация «украинского» Ту-160 на аэродроме Прилуки

Дальнейшая судьба стратегического бомбардировщика складывалась сложно, иногда даже трагично. Часть уже выпущенных серийных машин оказалась после распада СССР на территории Украины, где из-за постоянной нехватки финансирования эти самолеты не получали необходимого обслуживания. В итоге 8 из 19 «украинских» Ту-160 были переданы России, один стал экспонатом музея, а 10 были распилены в присутствии не скрывавших своего злорадства американских сенаторов.

Производство модернизированных Ту-160 может быть возобновлено в ближайшие годы, однако, сообщения об этом пока носят довольно противоречивый характер.

От Ту-95 к ПАК ДА

Не успел новый самолет доехать до ангара, а глава ОАК Юрий Слюсарь и замминистра обороны Юрий Борисов уже ставили свои подписи под контрактом на поставку нашему военному ведомству десяти Ту-160М2 на общую сумму 160 млрд рублей. Эти машины будут обладать интеллектуальной системой управления, новым пилотажно-навигационным оборудованием и комплексом радиоэлектронного противодействия. Но самое главное, новые «стратеги» получат новые двигатели НК-32-02 производства самарского ПАО «Кузнецов», на форсаже способные выдавать скорость 2200 километров в час, что увеличит дальность полета новых самолетов на тысячу километров, до 14 тыс. км без дозаправки.

 На Ту-160М2 установят новейшие крылатые ракеты воздушного базирования сверхбольшой дальности типа Х-101 и Х-102, оснащенные ядерными боезарядами

Кроме того, на Ту-160М2 установят новейшие крылатые ракеты воздушного базирования сверхбольшой дальности типа Х-101 и Х-102, оснащенные ядерными боезарядами. Благодаря всему этому боевая эффективность новых самолетов, по оценкам Минобороны, вырастет по сравнению с базовой версией почти в два с половиной раза.

Но это еще не все. Не исключено, что в перспективе «Белые лебеди» оснастят и гиперзвуковыми средствами поражения, которые только разрабатываются нашими конструкторами.

В парке ВВС России модернизированные Ту-160 будут постепенно замещать дозвуковые турбовинтовые «стратеги» Ту-95

Фотография: Gettyimages

Нынешний контракт должен быть выполнен до 2027 года. Впрочем, Юрий Борисов уже заявил, что Минобороны закажет в общей сложности 50 Ту-160М2. Это означает, что Казанский авиазавод будет загружен заказами как минимум до конца 2030-х годов, а на вооружении нашей Дальней авиации новые бомбардировщики будут находиться как минимум до середины 2060-х. В парке ВВС России они постепенно будут заменять дозвуковые турбовинтовые Ту-95. На вооружение этих самолетов сейчас около 60 единиц, но срок их службы уже давно подошел к концу.

И это очень важный момент. Не секрет, что параллельно с возобновлением выпуска Ту-160 в декабре прошлого года ОАК начала проектирование так называемого перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). «Этот самолет, надеюсь, выйдет у нас на испытания на рубеже 2023–2024 годов»,—говорит вице-премьер России Дмитрий Рогозин. — Внешне он не похож на традиционные самолеты. Это будет “летающее крыло”». Такой летательный аппарат не имеет хвоста, а обладает редуцированным фюзеляжем, роль которого играет крыло, несущее все агрегаты, экипаж и средства поражения.

Основа фюзеляжа

В отличие от многих других конструктивных частей, крыло «Белый лебедь» получил от Ту-22М. Практически все детали абсолютно схожи конструктивно, разница лишь в более мощных приводах. Рассмотрим частные случаи, которыми отличается самолет ТУ-160. Технические характеристики лонжеронов уникальны тем, что они собирались сразу из семи монолитных панелей, которые затем навешивались на узлы центропланной балки. Собственно, вокруг всей этой конструкции и «наращивали» весь оставшийся фюзеляж.


Центральная балка изготавливается из чистого титана, так как только этот материал способен выдержать те нагрузки, которым во время полета подвергается уникальный самолет. К слову говоря, для ее производства была специально разработана технология электронно-лучевой сварки в среде нейтральных газов, которая до сих пор является чрезвычайно сложным и дорогим процессом даже без учета использованного титана.

Тактико-технические характеристики

ТУ-160 – самый крупный, тяжелый и одновременно скоростной воздушный ракетоносец мире. Об это можно судить по его техническим и лётным характеристикам.

Технические показатели

Длина конструкции составляет 54 метра, размах крыла изменяется от 35,6 до 5,7 метров (зависит от стреловидности), высота – 13,1 метров, что соответствует уровню 3-4 этажей жилого дома. Без ракет и горючего машина весит 110 тонн. Запас топлива составляет 148 тонн, а максимальная боевая нагрузка – 40 тонн. Вес на взлёте в среднем составляет 267 т, но максимально может достигать 275 т.

Лётные показатели

С дозаправкой машина может находится в воздухе больше суток (25 часов). В 2010 году российские бомбардировщики ТУ-160 установили мировой рекорд по длительности пребывания в воздухе. Он составил 24,4 часа. Однако в нынешнем 2020 этот рекорд был побит: летчикам дальней авиации удалось преодолеть более 20000 км (половину длины экватора) за немногим больше 25 часов.

Топливо

А вот его потребуется много.

Белый лебедь», заправленный под завязку, способен вместить в себя 148 000 килограммов авиационного топлива. При этом не обычного керосина, а специальной азотированной горючки, что даёт характерный желтоватый дым на выхлопе. Да, именно это и позволяет бомбардировщику летать без дозаправки на такие большие расстояния. Учтите, что придётся разориться на оборудование для азотирования топлива, да и обычное самолётное ТС-1 вам не подойдёт, ищите Т-8 и готовьтесь к расходам.

Что касается расхода топлива, то тут всё просто. При экономичном крейсерском полёте на сто километров тратится примерно тонна горючего. Иное дело сверхзвуковой полёт. Точных цифр нет, но, по рассказам лётчиков, в этом режиме на скорости 1800 километров в час за шестьдесят минут самолёт съедает 50-60 тонн горючки.

На вооружении

Состоит на вооружении

Россия ВВС России — 11 Ту-160 и 5 Ту-160М1, по состоянию на 2017 год стоят на вооружении 121-го гвардейского ТБАП 22-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной авиационной Донбасской Краснознамённой дивизии 37-й воздушной армии Верховного Главного командования (авиабаза Энгельс), по состоянию на 2012 год. В 2015 году модернизированы и отремонтированы все Ту-160, находящиеся в эксплуатации ВВС России. Также Минобороны России приступило к заключению первых контрактов по возобновлению производства стратегических бомбардировщиков Ту-160М2. В Минобороны РФ объявили, что будут построены дополнительные 50 модернизированных стратегических бомбардировщиков под названием Ту-160М2.

Состоял на вооружении

СССР ВВС СССР — Ту-160 состояли на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году.

Украина, Дальняя авиация Украины — После распада СССР на Украине на авиабазе Прилуки находилось 19 самолётов Ту-160. С 1998 года по программе Нанна — Лугара Украиной были утилизированы 10 самолётов, один был передан в музей, оставшиеся восемь были переданы России в уплату за природный газ. В присутствии американских сенаторов Ричарда Лугара и Карла Левина был разрезан Ту-160 с бортовым номером 24, выпущенный в 1989 году и имевший 466 часов налёта. Вторым был утилизирован Ту-160 с бортовым номером 13, построенный в 1991 году и имевший налёт менее 100 часов.

8 сентября 1999 года в Ялте было подписано межправительственное соглашение между Украиной и Россией по обмену 8 Ту-160, 3 Ту-95МС, 575 крылатых ракет и аэродромного оборудования в уплату за поставленный Россией природный газ на сумму 285 млн долларов. Передача была завершена 21 февраля 2000 года, когда два последних Ту-160 вылетели на авиабазу «Энгельс-2».

30 марта 2000 года Ту-160 ВВС Украины с бортовым номером 26 перелетел в Полтавский музей дальней авиации. Впоследствии бомбардировщик был приведён в небоеспособное состояние.

Боевое применение

Впервые Ту-160 были задействованы во время военной операции России в Сирии в период с 17 ноября 2015 года по 20 ноября 2015 года. Удары наносились крылатыми ракетами Х-555 (модификацией Х-55 с неядерной БЧ) и Х-101 по объектам Исламского государства.

Различные модификации

Модификации Белого лебедя включают:

  1. Ту-160 – производственная версия.
  2. Ту-160S – это обозначение используется для серийных Ту-160 при необходимости отделить их от всех опытных образцов.
  3. Ту-16 – предлагаемая версия на жидком водороде.
  4. Ту-160 НК-74 – предлагаемая модернизированная версия с двигателями НК-74.
  5. Ту-160М – модернизированная версия с новым вооружением и улучшенной электроникой, которые увеличивают боевую эффективность машины.
  6. Ту-160П (Ту-161) – предлагаемая версия истребителя сопровождения, перехватчика очень большой дальности.
  7. Ту-160Р – предлагаемая версия для стратегической разведки.
  8. Ту-160СК – модификация, предназначенная для запуска спутников при помощи системы Бурлак.
  9. Ту-160М2 – модернизированная версия с малозаметным покрытием, более мощными и эффективными двигателями, обеспечивающими большую дальность действия, новую авиационную радиоэлектронику, кабину, системы связи и управления, а также ряд новых видов оружия.

Авиационный комплекс Бурлак

Отдельного упоминания заслуживает Ту-160СК – модификация машины для размещения системы Бурлак, предназначенной для запуска на орбиту космических аппаратов.

Сокращение объемов строительства военной техники в начале 90-х заставило конструкторов искать Ту-160 новое, гражданское применение. Специалисты КБ Туполева совместно с КБ Радуга и Московским энергетическим институтом авиационных систем разработали проект авиационного комплекса Бурлак. Он предназначался для запуска на околоземные орбиты коммерческих искусственных спутников.

Комплекс включает самолет-носитель Ту-160СК (доработанный серийный Ту-160), ракету-носитель Бурлак и средства наземного обслуживания, подготовки и обработки информации.

Ракету весом в 20 тонн планировалось подвешивать под фюзеляж самолета. При этом максимальная масса выводимого на орбиту составляла 800-850 кг, а стоимость запуска с помощью комплекса по расчетам была в 2-2,5 раза ниже, чем у аналогичных по грузоподъемности ракет с вертикальным наземным стартом.

Особенности военной машины

Чтобы создать действительно уникальную модель военного самолета, отвечающую поставленным целям, конструкторы вынуждены были внести в стандартные правила сборки определенные особенности, благодаря которым самолет Ту-160 действительно получился уникальным в своем роде:

  1. Для сборки конструкции были использованы композиционные сплавы, нержавеющая и титановая качественная сталь.
  2. Максимальная скорость Ту-160 на высоте достигает 2200 км/ч.
  3. Бомбардировщик, изготовленный российским авиапроизводителем, является интегральным низкопланом, оснащенным изменяемым стреловидным крылом, цельноповоротным стабилизатором, а также техопорными шасси.
  4. Кабина «Белого лебедя» была признана как одна из самых просторных и комфортных, учитывая, что пилоты при желании могут без проблем пройтись по своему отсеку и даже размяться.
  5. Борт бомбардировщика оснащен кухней, в которой можно разогревать еду, а также туалетной комнатой, ранее не входящей в конструкцию военно-воздушных судов.

Для вооружения российского бомбардировщика используются крылатые виды стратегических ракет класса Х-55-СМ.

ТТХ российского бомбардировщика представлены ниже. Также на изображении можно увидеть некоторые исторические факты.

В искусстве

«Белый лебедь» больше всего привлекает создателей компьютерных игр — бомбардировщик является основой азиатской модели в Rise of Nations, воюет за Consortium в Act of War: High Treason, а также засветился в DCS:World и Ace Combat: Assault Horizon.

Российский кинематограф также обращался к образу Ту-160. В 2007 году снят фильм «07-й меняет курс», а в сериале «Спецназ» в эпизоде «Дыхание Пророка» ракетоносец атакует секретную лабораторию талибов.

Банк России в 2013 году выпустил серебряный рубль с изображением «Белого лебедя» в рамках серии «История русской авиации». Компания DEKLA с 2020 года выпускает лимитированную коллекцию часов, посвященную Ту-160.

Особенности конструкции

Самолет Ту-160 представляет собой интегральный низкоплан с крылом изменяемой стреловидности. Конструкция оснащена трехопорным шасси, цельноповоротным стабилизатором и килем. Кабина у истребителя общая для всех четырех членов экипажа (командир и пилот – на передних креслах, бомбардир и офицер-оборонщик – позади них).

Одна из основных особенностей конструкции – поворотное крыло переменной стреловидности. Угол наклона передней кромки изменяется в диапазоне от 20° до 65°. Механизация крыла включает предкрылки и двухщелевые закрылки, для контроля крена есть интерцепторы и флапероны.

Бомбардировщик оснащен четырьмя двухконтурными турбовентиляторными двигателями НК-32, созданными на Куйбышевском моторном заводе. Двигатели установлены попарно в мотогондолах в нижней части фюзеляжа.

Основные материалы, применяемые при изготовлении Ту-160 – это титан, алюминиевые термообработанные сплавы, стальные сплавы и композиционные материалы.

Топливные емкости машины вмещают 130 тонн топлива, что обеспечивает 15-часовую дальность полета без дозаправки при скорости около 850 км/ч. Бомбардировщик также оборудован системой дозаправки в полете для дальних перелетов.

Технические характеристики

Общие технические характеристики машины:

  • экипаж: 4 человека (пилот, второй пилот, бомбардир, офицер оборонительных систем);
  • длина: 54,1 м;
  • размах крыльев: при 20° – 55,7 м, при 65° – 35,6 м;
  • высота: 13,1 м;
  • площадь крыла: 400 кв. м;
  • вес без топлива и вооружения: 110 000 кг;
  • вес с топливом и вооружением: 267 600 кг;
  • максимальный взлетный вес: 275 000 кг;
  • силовая установка: четыре турбореактивных двигателя NK-321.

Летно-технические характеристики:

  • максимальная скорость: 2220 км/ч;
  • крейсерская скорость: 960 км/ч;
  • дальность полета: 12 300 км;
  • дальность боя: 2 000 км;
  • динамический потолок: 16 000 м;
  • скорость набора высоты: 70 м/с;
  • нагрузка на крыло: 742 кг/кв. м;
  • отношение тяги к массе: 0,37.

Вооружение

В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках размещается различное вооружение общей массой стандартно – 22 500 кг, максимально – до 40000 кг и две внутренние поворотные пусковые установки на шесть крылатых ракет Raduga Kh-55SM / 101/102/555 (первичное вооружение) или 12 AS-16 Kickback с ядерными ракетами малой дальности.

Хвостовые стабилизаторы

Что касается стабилизаторов хвостового оперения, в окончательном варианте конструкторы решили использовать схему с двухсекционным килем. Основой является нижняя, неподвижная часть, непосредственно к которой крепится стабилизатор. Особенность данной конструкции в том, что её верх сделали полностью неподвижным. Для чего это было сделано? А для того, чтобы в крайне ограниченном пространстве как-то разметить электрогидроусилители, а также приводы для отклоняемых частей хвостового оперения.


Вот так появился Ту-160 (Blackjack). Описание и технические характеристики дают довольно неплохое представление об этой уникальной машине, которая фактически опередила свое время сразу на несколько лет. Сегодня эти самолеты модернизируются по специальной программе: под замену идет большая часть устаревшего электронного оборудования, систем навигации и вооружения. Кроме того, увеличивается ресурс двигателей.

Классический «стратег»

Разработка Ту-160 — сверхзвукового стратегического ракетоносца-бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла — началась в КБ Туполева в 1975 году в ответ на появление у США межконтинентального сверхзвукового самолёта с изменяемой стреловидностью крыла Rockwell B-1 Lancer. Первый полёт советской машины состоялся в 1981-м, а с 1987 года Ту-160 начали поступать в войска.

Самолёт в основном предназначен для поражения особо важных целей в глубоком тылу потенциального противника или в удалённых районах боевых действий, в том числе с помощью ядерного оружия.

В 2018 году Минобороны РФ и «Туполев» подписали контракт на поставку в войска десяти самолётов, ознаменовавший собой возобновление производства Ту-160 после десятилетнего перерыва. В СМИ и открытых источниках используется номенклатура Ту-160М для обозначения самолётов, прошедших заводскую модернизацию, и Ту-160М2 — для новых самолётов, построенных с нуля.

  • Стратегический бомбардировщик Ту-160М
  • РИА Новости

Сконструированный с применением технических решений, использованных в бомбардировщике Ту-22М и пассажирском Ту-144, Ту-160 представляет собой тяжёлый моноплан с крылом большого удлинения и четырьмя реактивными двигателями. Револьверные пусковые установки позволяют самолёту нести до 12 крылатых ракет воздушного базирования, в том числе с ядерным боеприпасом.

Также по теме


«Сармат», «Прометей» и «Белый лебедь»: какая военная техника поступит на вооружение России в ближайшие годы

В ближайшие годы Вооружённые силы России получат баллистические ракеты «Сармат», зенитно-ракетные комплексы С-500 «Прометей», а также…

Размах крыла в разных позициях стреловидности составляет от 35,6 до 55,7 м. Благодаря уникальной конструкции крыла самолёт может преодолевать рубежи ПВО противника на скорости до 2,2 тыс. км/ч. Самолёт способен выходить на сверхзвуковую скорость в режиме форсажа и удерживать её в течение 45 минут. Экипаж Ту-160 — четыре человека, боевая нагрузка — 40—45 т, дальность полёта — 13,5 тыс. км.

Как напомнил в разговоре с RT военный эксперт Юрий Кнутов, сейчас Ту-160 проходит кардинальную модернизацию, поэтому в новой версии самолёта останется прежним лишь корпус.

По его словам, так как новые двигатели повысят дальность полёта, это, в свою очередь, обеспечит живучесть стратегического бомбардировщика и эффективное поражение объектов в глубоком тылу.

«То, что самолёт сможет летать более чем на 1 тыс. км, означает, что будет способен подлететь к вероятному противнику, произвести пуск ракеты и целым и невредимым вернуться на базу. С учётом того, что Россия идёт по пути создания средств поражения, которые могут нанести неприемлемый ущерб даже при небольшом количестве используемых ударных средств, эта машина станет колоссальным сдерживающим фактором для вероятного противника», — рассуждает Кнутов.

Применение

До 2001 года бомбардировщики применялись исключительно для нужд ВВС РФ. В боевом состоянии находились все 15 единиц техники. Шесть ракетоносцев имели на своём борту ядерные боеголовки. В 2002 г. Минобороны заключил соглашение с Казанским авиазаводом на модернизацию этих 15 бомбардировщиков. В 2007 в отремонтированном состоянии находилось 14 летательных аппаратов (один разбился во время испытаний). С 2008 по 2020 было изготовлено ещё 2 военных самолёта. Сейчас их количество — 16 штук. Модернизированные воздушные судна Ту-160 М появились в 2020. До 2020 все летательные аппараты должны быть модернизированы до стандарта М.

В 2008 г. два военных самолёта с учебным вооружением отправились в Венесуэлу. Их полёт сопровождали истребители Су-27. В Венесуэле боевые машины совершили тренировочные вылеты над нейтральной водной поверхностью Атлантического океана. После выполнения миссии вернулись на свой аэродром под г. Энгельс. Боевые летательные аппараты применялись в Сирии в 2020 г. для урегулирования военного конфликта. Боевые самолёты осуществляли вылеты и уничтожали вражеские цели. Удары наносились современными ракетами Х-555.

Вы считаете Ту-160 устаревшим «музейным экспонатом»?

ДаНет

Недофинансирование или срыв сроков?

Достаточно неожиданное предложение возобновить выпуск бомбардировщиков Ту-160 логичнее всего можно объяснить либо урезанием бюджета на разработку ПАК ДА, вследствие экономического кризиса, либо же слишком «Наполеоновскими» планами относительно него, озвученными изначально. Сочетание этих двух факторов также вполне вероятно. Факт лишь в том, что планеры Ту-95 со временем, к сожалению, не молодеют и, рано или поздно, придут в негодность. Оставаться с 16-ю Ту-160 против 66 американских B-1 (на которые совсем недавно решили вернуть ядерное вооружение) и 20 стелс-бомбардировщиков B-2 Spirit — не самая лучшая перспектива. Да и в крупных локальных и региональных конфликтах иметь носитель высокоточного оружия, способный вести огонь с огромных расстояний, точно не помешает. Целевое количество выпускаемых Ту-160 должно быть таким, чтобы заменить все Ту-95МСМ — а значит не менее 20 штук. Так что, хорошо это, или плохо — мы наблюдаем латание дыр, возникших вследствие полного упадка в той части отечественного авиастроения, которое отвечает за строительство бомбардировочной авиации. Не последнюю роль в этом упадке сыграло то, что самолёты такого класса не поставляются за рубеж — а оружейный экспорт спас очень многих производителей вооружения в тяжёлые годы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector