Топ-5 самых мощных ядерных ракет в истории
Содержание:
- История
- Ракета-носитель Falcon Heavy
- Ракета-носитель Енисей: фото, характеристики, видео
- США отказывается закупать российские ракетные двигатели — с чем это связано
- Стартовая площадка
- Система спасения
- Лунный плацдарм
- Опасность ядерных ракет
- «Сатурн-5»
- «Безотказная, как автомат Калашникова»
- Самые страшные ядерные ракеты
- На крутых поворотах
- Scud B (Р-17)
- Больше ракет богу ракет!
История
Первым детально проработанным теоретическим проектом ракеты-носителя был «Lunar Rocket», спроектированный Британским межпланетным обществом в 1939 году. Проект представлял собой попытку разработки ракеты-носителя, способной доставить полезный груз на Луну, основанную исключительно на существующих в 1930-х годах технологиях, то есть был первым проектом космической ракеты, не имевшем фантастических допущений. Ввиду начала Второй мировой войны работы по проекту были прерваны, и существенного влияния на историю космонавтики он не оказал.
Первой в мире настоящей ракетой-носителем, доставившей в 1957 году груз на орбиту, была советская Р-7 («Спутник»). Далее США и ещё несколько стран стали так называемыми «космическими державами», начав использовать собственные ракеты-носители, а три страны (а значительно позже также и четвёртая — Китай) создали РН для пилотируемых полётов.
Ракета-носитель Дельта 2
Самые мощные используемые на данный момент ракеты-носители — это российская РН «Протон-М», американская РН «Дельта-IV Heavy» и европейская РН «Ариан-5» тяжёлого класса, позволяющие выводить на низкую околоземную орбиту (200 км) 21—25 тонн полезного груза, на ГПО — 6—10 тонн и на ГСО — до 3—6 тонн.
Планируемая ракета Ариан 6
В прошлом были созданы (в рамках проектов высадки человека на Луну) и более мощные ракеты-носители сверхтяжёлого класса — такие, как американская РН «Сатурн-5» и советская РН «Н-1», а также, позднее, советская «Энергия», которые в настоящее время не используются. Соизмеримой мощной ракетной системой была американская МТКС «Спейс шаттл», которую можно было рассматривать как РН сверхтяжёлого класса для вывода пилотируемого корабля 100-тонной массы, или как РН всего лишь тяжёлого класса, для вывода на НОО прочей полезной нагрузки (до 20—30 тонн, в зависимости от орбиты). При этом космический корабль-челнок являлся частью (второй ступенью) многоразовой космической системы, которая могла использоваться только при его наличии — в отличие, например, от советского аналога МТКС «Энергия—Буран».
Ракета-носитель Falcon Heavy
Основная задача двухступенчатой РН Falcon Heavy состоит в выводе на орбиту спутников и межпланетных аппаратов весом свыше 53 тонн. То есть фактически этот носитель может поднять на орбиту земли полностью загруженный лайнер «Боинг» с экипажем, багажом, пассажирами и полными баками топлива. Первая ступень ракеты включает три блока, у каждого из которых имеется девять двигателей. В Конгрессе США обсуждается и вероятность создания еще более мощной ракеты, которая сможет вывести на орбиту 70-130 тонн полезной нагрузки. Представители компании SpaceX согласились с необходимостью разработки и создания такой ракеты для возможности выполнения большого количества полетов на Марс с пилотируемым управлением.
Ракета-носитель Енисей: фото, характеристики, видео
«Енисей» — ракета-носитель сверхтяжелого класса российского производства. Первая ракета-носитель была разработана в постсоветский период российской промышленностью. Головная организация-разработчик – РКК «Энергия». Создавалась в рамках федеральной целевой программы под названием «Создание космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса на 2020-2030 годы (подготовят весной 2019 года). На проект выделили – 1,5 трлн рублей. Что касается первого запуска, то он запланирован на 2027 год и будет осуществляться с космодрома Восточный.
Основная РК второго этапа Российской лунной программы.
США отказывается закупать российские ракетные двигатели — с чем это связано
ULA — это совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin. Впервые свою ракету Atlas V компания запустила в 2002 году. Одноразовая пусковая установка оказалась настолько удачной, что стала центральным аппаратом, который позволил ULA создать практически монополию на миссии по доставке спутников на орбиту. Кроме того, ракета участвовала в различных программах НАСА по исследованию космоса, в том числе была задействована во всех непилотируемых миссиях на Марс.
Но когда США ввели санкции против РФ за аннексию Крыма в 2014 году, Конгресс дал указание ВВС прекратить использование ракет Atlas V по причине использвоания в них российских двигателей РД-180. Согласно принятому закону, космические силы должны прекратить эксплуатацию Atlas V в интересах Пентагона к 2022 году.
В общей сложности “Энергомаш” поставил США 122 двигателя РД-180. Последние 6 двигателей были отгружены в апреле нынешнего года. Но впереди еще 29 миссий Atlas V, прежде чем ракеты будут полностью выведены из эксплуатации. То есть полеты будут продолжаться до середины 2020-х годов.
Российские двигатели РД-180 используются в американской ракете без малого 20 лет, и долгое время не имели аналогов
Как сообщает генеральный директор компании Тори Бруно, место Atlas V займет строящаяся в ракета Vulcan. В настоящий момент в ракеты Atlas V для будущих миссий установлено несколько двигателей РД-180. Остальные находятся на складах и ждут своего часа. “Мы заранее закупили необходимое количество двигателей РД-180” — говорит Бруно.
Стартовая площадка
Стартовый стол построят на космодроме Восточный,придерживаясь принципов, которые были реализованы РН «Энергия» на Байконуре. Он будет представлять собой универсальный комплекс стенд-старт, с которого будут запускаться как РН «Союз-5» среднего класса, так и объединенные в «пакет» блоки ракет, что позволит собирать РН разной грузоподъемности, в том числе и сверхтяжелую ракету.
Под руководством исполнительного директора по обеспечению надежности и качества Роскосмоса А. Лопатина 28 января 2019 года на космодром «Восточный» прибыла рекогносцировочная комиссия по привязке к местности объектов наземной комической инфраструктуры сверхтяжелого ракетного комплекса, транспортно-энегетического модуля для перспективных космических программ и оценки возможности возобновления запусков ракет легкого класса «Старт-1». Пять групп специалистов из состава представителей компаний ракетно-космической сферы отработали предполагаемые места для сооружения объектов наземной инфраструктуры, а также определились с наиболее подходящими местами с учетом мест расположения уже существующих объектов.
При разработке эскизных проектов и формировании Федеральной целевой программы Создание космического ракетного комплекса сверхтяжёлого класса на 2020-2030 годы», формируемом Роскосмосом в строгом соответствии с Указом президента России
На XLIII Королёвских чтениях по космонавтике, которые состоялись 29 января 2019 года, Роскосмос сообщил, что стартовый комплекс для «Енисея» собираются построить в 22 км от г. Циолковский, который находится северо-западнее уже существующего стартового комплекса для ракет «Союз-2».
Система спасения
Система спасения — одна из самых сложных в ракете. Она включает в себя парашют, крепление к корпусу, а также механизм выброса парашюта. Она в обязательном порядке порядке должна быть проверена не один раз на земле. Я использую пиротехнический вариант выброса парашюта (мортирка), инициируемый бортовым компьютером. Хотя встречаются и другие решения — механические и пневматические, или вовсе инерционные. Пиротехническая система одна из самых популярных и простых, содержит минимум компонентов.
Заготовка для мортирки
Сам парашют — это купол диаметром в 70 сантиметров, сшитый из прочной и лёгкой ткани (рип-стоп). Можно рассчитать точно необходимую площадь парашюта для плавного спуска в зависимости от массы ракеты. Хотя, из практики, парашют лучше делать меньше диаметром — это увеличит скорость падения ракеты, конечно, но ракету будет меньше сдувать ветром, и поэтому меньше шансов намотать километры от места запуска до места падения.
Вырезаем парашют
Не менее важно обеспечить крепление системы спасения ракеты с корпусом. Обычно в корпус устанавливаются силовые болты, к которым привязывается силовой трос (фал), соединяющийся со стропами парашюта
Фал пропускается через пыж — лёгкий цилиндр, который впритирку устанавливается ко внутреннему диаметру ракеты — он необходим для выброса парашюта, работая как поршень, приводимый в движение газами из мортирки.
Конструкция крепления системы спасения
Головной обтекатель также подвязывается к фалу.
В сборе внутренние компоненты ракеты ракеты занимают весь внутренний объем.
Модель ракеты со всеми компонентами
Лунный плацдарм
После того как Валентин Глушко возглавил ЦКБЭМ (бывший ОКБ-1), сменив опального Василия Мишина, он в течение 20 месяцев работал над созданием лунной базы, основанной на модификации ракеты «Протон» конструкции Владимира Челомея, в которой использовались самовоспламеняющиеся двигатели Глушко.
К началу 1976 г., однако, руководство СССР решило остановить лунную программу и сосредоточиться на советском космическом корабле многоразового использования, так как американский челнок рассматривался как военная угроза со стороны США. Хотя в конечном итоге «Буран» будет сильно похож на конкурента, Глушко внес одно существенное изменение, которое позволило ему сохранить свою лунную программу.
Опасность ядерных ракет
Идея компании Ad Astra звучит и круто, и опасно. Но она уже примерно знает, как обезопасить жителей Земли и космических путешественников от излучения ядерного двигателя. Во-первых, ракета Vasimr будет активирована только после вывода на орбиту при помощи обычной ракеты-носителя. Если во время запуска произойдет взрыв, опасные частицы не смогут достигнуть земной поверхности. А для защиты астронавтов планируется использовать не пропускающие излучение материалы.
Испытание Vasimr VX-200SS в 2017 году на мощности 30 кВт (недавний тест был проведен на мощности 80 кВт)
Недавно в лаборатории компании Ad Astra в Техасе были успешно проведены 88-часовые испытания ракеты Vasimr на выносливость. По словам главы компании Франклина Чанг-Диаса, это большой успех и награда за множество лет испытаний. Сообщается, что упорная команда достигла больших результатов методом проб и ошибок, при этом даже не думая сдаваться. Для справки стоит отметить, что сам Франклин Чанг-Диас является известным американским физиком и астронавтом NASA, который совершил семь космических полетов и в общем числе провел в космосе 1601 час. Компанию Ad Astra он основал после того, как завершил карьеру астронавта.
Франклин Чанг-Диас
Как всегда, в конце статьи про ядерные ракеты для полетов в космос, хочу порекомендовать статью про самые быстрые способы космических путешествий. Перейдите по этой ссылке и вы узнаете об электромагнитном двигателе EM Drive, термоядерном прямоточном воздушно-реактивном двигателе и других технологиях, которые в будущем позволят нам осваивать космос. Приятного чтения!
«Сатурн-5»
Американская ракета-носитель «Сатурн-5» остаётся самой грузоподъемной, наиболее мощной, самой тяжелой (2965 тонн) и самой большой из существующих ракет, выводивших полезную нагрузку на орбиту. Она была создана конструктором ракетной техники Вернером фон Брауном. Ракета могла вывести на низкую околоземную орбиту 141 т и на траекторию к Луне 47 т полезного груза.
«Сатурн-5» использовалась для реализации программы американских лунных миссий, в том числе с её помощью была осуществлена первая высадка человека на Луну 20 июля 1969 года, а также для выведения на околоземную орбиту орбитальной станции «Скайлэб».
«Безотказная, как автомат Калашникова»
«Амур-СПГ» — первая российская ракета на сжиженном природном газе, основу которого составляет метан. Изделие создаётся для поэтапной замены применяемого сейчас семейства носителей «Союз-2» («Русь»), которые летают на керосине и жидком кислороде.
В материалах «Роскосмоса» говорится, что «Амур-СПГ» получит ряд технических особенностей, «наиболее полно отвечающих мировым тенденциям и требованиям разработчиков».
«В частности, в конструкции ракеты будет проработана возможность применения передовых технических решений и материалов: глубокое дросселирование второй ступени, увеличенный головной обтекатель, топливные баки из композиционных материалов, использование новых сплавов и др.», — сообщается на сайте госкорпорации.
- Российская ракета-носитель в процессе сборки
Контракт на разработку «Амур-СПГ» между «Роскосмосом» и Ракетно-космическим центром «Прогресс» (Москва) был подписан в октябре 2020 года. Новая ракета будет иметь возвращаемую первую ступень и многоразовые жидкостные двигатели, которые создаются в Конструкторском бюро химавтоматики (Воронеж).
Взлётная масса «Амур-СПГ» составит около 360 т, высота — 55 м, диаметр — 4,1 м, тяга двигателей — 100—110 т, полезная нагрузка в одноразовом варианте — 12,5 т, в многоразовой модификации — 10,5 т. Первая ступень ракеты будет вмещать пять двигателей РД-0169А, вторая — четыре силовых агрегата РД-0169В.
«Амур-СПГ» превзойдёт «Союз-2» по грузоподъёмности и будет значительно проще в сборке — в этом изделии будет как минимум в два раза меньше комплектующих. По оценкам отраслевых институтов, общее количество деталей в новой ракете — порядка 2 тыс. единиц против 4,5 тыс. в предшественнике.
Также по теме
Экологичные и мощные: какими преимуществами обладают российские ракеты семейства «Ангара»
Первый пуск ракеты-носителя тяжёлого класса «Ангара-А5» с модифицированным двигателем РД-191 состоится в 2023 году. Об этом сообщил…
«В результате мы существенно упрощаем конструкцию и уменьшаем число сборочных единиц..
Это важно с точки зрения надёжности, а мы бы хотели, чтобы у нас ракета была безотказной, как автомат Калашникова», — заявил в октябре 2020 года в интервью ТАСС исполнительный директор «Роскосмоса» по перспективным программам и науке Александр Блошенко
Высокую надёжность «Амур-СПГ» планируется обеспечить за счёт интеграции в первую ступень технологии так называемого горячего резервирования. Суть новации заключается в том, что при выходе из строя одного двигателя остальные силовые установки начинают наращивать мощь в автоматическом режиме, обеспечивая нормальное продолжение полёта.
Надёжность «Амур-СПГ» благодаря существенному сокращению количества комплектующих и функции горячего резервирования должна достичь 0,99. При этом на сегодняшний день стандарт безотказности для большинства ракет-носителей не превышает 0,98.
Как написал в январе на своей странице в Facebook глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, запуски «Амур-СПГ» будут осуществляться со стартового стола, который появится в ходе строительства третьей очереди космодрома Восточный. Новый этап работ на объекте в Амурской области планируется начать в 2022 году.
«Задача ЦЭНКам (центрам эксплуатации наземной и космической инфраструктуры. — RT) поставлена разработать крайне простой и дешёвый в эксплуатации старт для «Амура». Конечно, он станет элементом третьей очереди», — сообщил Рогозин.
- Космодром Восточный
- РИА Новости
Топливо для заправки семейства «Амур-СПГ» будет поставляться газоперерабатывающим комплексом ПАО «Газпром», который сейчас возводится в городе Свободном, примерно в 45 км от Восточного. По состоянию на конец октября завод был построен на 67,1%.
Как ожидают специалисты «Роскосмоса», первая ступень «Амур-СПГ» будет возвращаться на сухопутные посадочные площадки, которые будут установлены после проведения соответствующих расчётов.
В октябрьском интервью ТАСС главный эксперт департамента перспективных программ «Роскосмоса» Игорь Пшеничников рассказал, что, скорее всего, часть площадок будет смонтирована в районах, куда сейчас падают ступени от ракет «Союз-2».
«Уже понятно, что посадочных площадок будет несколько, в том числе на самом Восточном. Несколько площадок будут располагаться на территории Хабаровского края, ближе к побережью Охотского моря», — добавил Пшеничников.
Самые страшные ядерные ракеты
Франция, Р51
Ракета М51 поставлена на вооружение французами в 2010 году. Она устанавливается на субмаринах класса Triomphant. Способна преодолевать расстояние в 10 тыс. км, имея на борту от шести до 10 боеголовок мощностью в 100 килотонн. Вероятное отклонение составляет 150–200 метров. М51 трудно перехватить, поэтому она достойна быть в этом списке.
Китай, Dong Feng 31
Эта ракета взята на вооружение в Китае с 2006 года. Она способна нести большую боеголовку на 1 мегатонну на расстояние в 8 тыс. км. Вероятное отклонение — 300 м. У улучшенной версии — уже три боеголовки на 150 кт и расстояние в 11 тыс. км с вероятным отклонением в 150 м. Это оружие может быть перемещено и запущено с мобильного ракетоносителя и именно поэтому представляет серьёзную опасность.
Россия, «Тополь-М»
Минобороны России ввело «Тополь-М» ещё в 1997 году. Ракета может быть выпущена из бункера или с мобильного ракетоносителя. Она вооружена боеголовкой в 800 кт, но может быть оборудована шестью боеголовками и ложными целями. Скорость 7,3 км в секунду. Вероятное отклонение — 200 метров. Всё это делает её весьма эффективной и практически неперехватываемой.
США, LGM-30G Minuteman III
Американцы ввели эту систему ещё в 1970 году, но позже её модернизировали. Это наземная МБР, которая способна перемещаться со скоростью 8 км в секунду. Вероятное отклонение менее 200 метров. Ракета способна доставить боеголовку мощностью в 375–400 кт.
Россия, РСМ 56 «Булава»
Именно эта ракета позволяет нам догнать американцев в области разработок морского оружия. «Булава» разработана для новой субмарины Борей-класса. На службе с 2013 года. Она оснащена шестью боеголовками на 150 кт, но может нести и 10 боеголовок. Также на её борту могут быть ложные цели, которые позволяют обмануть ПРО. Диапазон — 8 тыс. км, вероятное отклонение 300–350 метров.
Россия, Р-29РМУ2 «Лайнер»
Система введена в эксплуатацию в 2014 году. Это обновлённая версия предыдущей БРПЛ «Синева». Она разрабатывалась, чтобы восполнить некоторые недочёты «Булавы». Диапазон «Лайнера» — 11 тыс. км. Она может нести 12 боеголовок по 100 кт каждая. При этом часть из них может быть заменена ложными целями. Вероятное отклонение засекречено.
США, UGM-133 Trident II
Трайдент II — привет из 90-х, но обновлённый и модернизированный. Эта БРПЛ была способна нести 14 боеголовок, но после усовершенствования их число снизилось до пяти (мощностью в 475 кт каждая). Диапазон зависит от груза и варьируется от 7,8 тыс. км до 11 тыс. Вероятное отклонение — всего 120 метров, что делает её одной из самых точных ядерных ракет в мире.
Китай, DF-5/5A
Китайские вооружённые силы ввели эту систему ещё в 1981 году, но с тех пор она остаётся в лидерах по уровню эффективности. Эта МБР способна нести боеголовку в 5 мегатонн на расстояние в 12 тыс. км. Отклонение при этом может составить 1 км. У этой ракеты одна цель — уничтожать города. В последние годы КНР усовершенствовали DF-5, увеличив её диапазон. Кроме того, теперь ракета может нести несколько боеголовок, а отклонение, по некоторым данным, составляет всего 300 метров.
Россия, Р-36М2 «Воевода»
На Западе эту ракету называют «Сатана». Она была развёрнута в 1974 году, но с тех пор претерпела множество изменений. Последняя модернизация позволила устанавливать на «Воеводу» до 10 боеголовок на 750 кт. Диапазон — 11 тыс. км. Скорость — 8 км в секунду. Вероятное отклонение — 220 метров. Это оружие вызывало у Пентагона наибольшую обеспокоенность до 1 марта 2021 года.
Россия, Р-36 «Сармат»
В настоящее время Минобороны совместно с предприятиями ракетно-космической отрасли начало активную фазу испытаний нового ракетного комплекса с тяжёлой межконтинентальной ракетой — «Сармат». Дальность новой ракеты и количество боевых блоков больше, чем у «Воеводы». «Сармат» будет оснащён широким спектром ядерных боеприпасов большой мощности, в том числе гиперзвуковых. И самыми современными системами преодоления ПРО.
Источники
- https://alivespace.ru/samaya-bolshaya-raketa-kogda-libo-letavshaya-v-kosmos/
- https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/1-mah-ehto-skolko-km-ch-chislo-maha-skorosti-27-mahov.html
- https://top10a.ru/samye-bystrye-rakety-v-mire.html
- https://mport.ua/mix/767479-jadrena-mocsh-top-10-samyh-uzhasnyh-raket-na-planete
- https://nlo-mir.ru/tech/24961-pjat-samyh-tjazhelyh-kosmicheskih-raket-v-mire.html
- https://life.ru/p/1094558
На крутых поворотах
Необходимо отметить, что в октябре и ноябре, когда наносили первые два удара «Калибрами», участвовавшая в сирийской операции морская группировка ВМФ России насчитывала десять кораблей: шесть – в Средиземном и четыре – в Каспийском морях. При этом в первой из этих акваторий ни один не был оснащен ударным ракетным комплексом «Калибр-НК». Возможность пуска из Восточного Средиземноморья появилась только в начале декабря, когда туда пришла подводная лодка «Ростов-на-Дону», переходившая к месту постоянного базирования на Черном море. В боекомплекте этой ДЭПЛ было четыре ракеты «Калибр-ПЛ», которыми субмарина и отстрелялась из подводного положения по наземным целям.
Затем в составе оперативного соединения ВМФ России, находящегося в Средиземном море, появились два малых ракетных корабля (МРК) «Серпухов» и «Зеленый дол», каждый из которых несет ударный комплекс с восемью ракетами «Калибр-НК».
На основе данных таблицы по применению КРМБ «Калибр» по целям ИГ в Сирии, а также общеизвестных картографических данных можно полагать, что наименее сложными были траектории ракет «Калибр-ПЛ», запущенных из Восточного Средиземноморья по двум целям в провинции Ракка, примерно в 325–350 км от побережья на обширном и ровном Восточном плато.
Подход к ним от побережья после пересечения ракетами береговой черты и первой коррекции бортовой инерциальной навигационной системы (ИНС) КРМБ не требовал дальнейшего сложного маневрирования, как это было при нанесении ракетных ударов по целям в той же провинции Ракка из акватории Каспийского моря, когда, очевидно, при формировании полетного задания приходилось учитывать весьма сложный горный рельеф Ирана и Ирака. Именно через территории этих двух стран проходили маршруты полета 44 КРМБ «Калибр», запущенных из Каспийского моря, и в ходе полета ракетам пришлось выполнить 147 поворотов на высотах от 80 до 1300 метров.
Вполне очевидно, что оптимальный полет к целям в провинции Ракка после выхода к береговой черте четырех ракет «Калибр-ПЛ», запущенных субмариной «Ростов-на-Дону», мог первоначально проходить в южной части Приморской низменности, которая протянулась узкой полосой вдоль сирийского побережья. Между ней и долиной реки Эль-Аси расположен горный хребет Ансария (Эн-Нусайрия), идущий параллельно берегу моря от границы с Турцией на севере и почти до границы с Ливаном на юге шириной порядка 65 км и высотой около 1200 метров. Поскольку у южной оконечности хребта расположен Триполийско-Хомский межгорный проход, то не исключено, что именно через него все четыре ракеты, пролетев в зоне 720-го пункта МТО ВМФ РФ в Тартусе, могли выйти в воздушное пространство над территорией Восточного плато Сирии курсом на назначенные цели в провинции Ракка.
В свою очередь при ударе из Восточного Средиземноморья тремя ракетами «Калибр-НК» по трем целям в провинции Алеппо полет ракет после пересечения береговой черты мог пролегать между границей Турции и северной частью хребта Ансария.
Scud B (Р-17)
Ракета Р-17, разработанная СКБ-385 и принятая на вооружение ВС СССР в 1962 г., до сих пор считается эталоном для оценки эффективности противоракетных систем, разрабатываемых на Западе. Она является составной частью комплекса 9К72 «Эльбрус» или Scud B по терминологии, принятой в НАТО.
Прекрасно проявила себя в реальных боевых условиях во время войны Ссудного дня, ирано-иракского конфликта, использовалась во II Чеченской компании и против моджахедов в Афганистане.
Оперативно-тактический комплекс Scud B с ракетой Р-17
ТТХ изделия Р-17:
Наименование | Значение | Примечание |
Длина и диаметр, м | 11,16х0,88 | |
Масса взлетная, т | 5,86 | |
Число ступеней, шт | 1 | |
Тип топлива | жидкое | |
Разгонная скорость, м/с | 1500 | |
Дальность полета максимальная, км | 300 | с ядерной боеголовкой 180 |
Предельное отклонение от цели, м | 450 | |
Масса боезаряда, т | 0,985 | |
Тип заряда | ядерный 10 Кт, фугасный, химический | |
Боевые блоки | 1 | не отделяемые |
Ракетоноситель | мобильный | восьмиколесный тягач МАЗ-543-П |
Различные модификации крылатых ракет России и СССР — Р-17 выпускались в Воткинске и Петропавловске с 1961 по 1987 г. По мере истечения проектного срока эксплуатации в 22 года, комплексы «СКАД» снимались с вооружения ВС РФ.
При этом почти 200 пусковых установок до сих пор используются армиями ОАЭ, Сирии, Белоруссии, КНДР, Египта и еще 6 стран мира.
Больше ракет богу ракет!
Но это же старые ракеты, — воскликнут читатели. — А как же новые, упоминаемые автором?»
На ту же тему Древнерусская ракета. Почему мы до сих пор летаем насоюзах»
Да, действительно, диаметрСтаршипа» — 9000 мм, и по железной дороге его не увезти. Так же, как и создаваемую в Китае ракету CZ-9, предназначенную для лунных миссий. Её диаметр вообще 10000 мм. Илон Маск создаёт прототипыстаршипов» прямо на том же месте, где проводятся испытания, а будущие готовые экземпляры будут перевозиться по морю. Примерно так же поступает и Китай.
Как же мы будем возить свойЕнисей»? Ответ простой — по железной дороге.Енисей» собирается по пакетной схеме из нескольких ступеней ракетИртыш» /Союз-5», которые соединяют в общую конструкцию, — это предусмотрено проектом. Примерно так же, как и Falcon Heavy собирается из трёх ракет Falcon 9. А диаметр одногоИртыша» — правильно, 4100 мм.
И да, в истории СССР были случаи, когда нужно было собирать ракету из частей, никак не помещавшихся на железнодорожную платформу. Речь идёт о сборке сверхтяжёлой ракетыЭнергия» — диаметр её средней части(блокаЦ») был 7700 мм. Для его доставки из стратегического бомбардировщика 3М создали специальный самолёт 3М-ТАтлант», превосходно справившийся с задачей.
(Фото: Буран)
Что сказать по итогу. О том, что у современногоРоскосмоса» много проблем, давно всем известно. Их надо решать, и от того, насколько это получится, зависит будущее всей российской космонавтики. Ситуация очень сложная, чего греха таить.
Но бороться с проблемамиРоскосмоса» на эмоциях, передёргивая факты, привирая и на ходу сочиняя сказки, — очень плохой вариант. Не надо так.