Известные самураи японии

«До рассвета держались они, и под конец лишь сорок осталось»

Сдача в плен была самым большим позором для самурая. О воине судили не только по тому, как он жил, служил и сражался, но и как он умер. Смерть, даже после поражения в бою, могла стать самым славным и благородным деянием в жизни самурая. Ведь смерть рано или поздно неизбежна, а потеря духа перед лицом поражения совершенно неприемлема.

Видя приближение конца, Сайго и его люди провели свои последние дни, распевая песни, играя и сочиняя стихи. Правительственные войска тем временем готовили штурм. В полночь на 24 сентября артиллерия начала обстрел холма. Самураи попрощались друг с другом и выпили по последней чашке саке.

В три часа ночи императорские солдаты пошли на приступ. Самураи контратаковали, навязав им рукопашный бой. Лоялисты не могли сравниться в ближнем бою с самураями — они понесли тяжёлые потери, их строй рассыпался. Но численное превосходство было за ними. К шести утра в живых осталось лишь сорок самураев. Сайго был смертельно ранен — вероятно, пулей, попавшей в бедро или в живот, но точных данных нет.

По легенде, его отнёс обратно на вершину холма один из друзей. Когда они нашли укромное место, Сайго повернулся в сторону, где находился императорский дворец, поклонился и встал на колени, после чего вспорол себе живот, совершив сеппуку — традиционное самоубийство, позволяющее самураю сохранить честь. Друг срубил его голову одним ударом и спрятал её где-то на холме. С рассветом 24 сентября 1877 года оставшиеся сорок самураев отправились в последнюю самоубийственную атаку на правительственные позиции и погибли под шквалом ружейного огня.

Крадущийся тигр, затаившийся дракон (дилогия, 2000 и 2015)

Среди лучших боевиков про самураев последних лет – популярная дилогия в жанре фэнтези о приключениях Ли Му Бая. На пути к самосовершенствованию воина охватили сомнения, справиться с которыми поможет только глубокая медитация. Он отдает свой магический меч на хранение лучшему другу, но оружие похищает таинственный незнакомец. Ли Му Бай отправляется на поиски клинка из зеленой стали.

Оригинальное названиеWo hu cang longЖанрФэнтези, боевик, мелодрама, приключенияАктерыЧоу Юнь-Фат, Мишель Йео, Чжан Цзыи…СтранаТайвань, Гонконг, США, КитайРейтингКинопоиск – 7.4, IMDb – 7.8Возрастные ограничения12+

Мисима: Финальная глава (2012)

Топ фильмов про современных самураев пополнила драма, основанная на реальных событиях. Осенью 1970 года легендарный японский писатель посетил базу сухопутных войск. Юкио Мисима призывал военных к государственному перевороту, но его обращение было проигнорировано. Писатель совершил ритуальное самоубийство – сэппуку. Фильм в жанре байопика детально восстанавливает цепочку последних событий в жизни мужчины.

Оригинальное название11·25 jiketsu no hi: Mishima Yukio to wakamono-tachiЖанрДрамаАктерыСинносукэ Мицусима, Арата Иура, Синобу Тэрадзима…СтранаЯпонияРейтингКинопоиск – 5.3, IMDb – 6.0Возрастные ограничения16+

Путь простолюдина в самураи был невозможен

В разные времена — очень по‑разному.

Первые самурайские фамилии по сути были продолжением придворной аристократии кугэ, часто с каким-нибудь из императоров в качества предка. Теми, кто не интриговал и эстетствовал в столице, а воевал с варварами или подавлял восстания. С другой стороны, в самурайское сословие снизу мог угодить любой достаточно смелый, удачливый и решительный простолюдин.

В итоге всё пришло к разделу Японии между двумя большими самурайскими группировками во главе с домами Тайра и Минамото — оба рода, естественно, восходили к императорской семье. Они увлечённо резали друг друга в промышленных объёмах, пока Тайра не кончились, а Минамото не получили власть с титулом сёгунов.

Затем последовали времена процветания выживших фамилий, не слишком многочисленных, — которые потом всё равно расплодились, учинили множество феодальных войн и дожили до эпохи Сэнгоку, иливоюющих стран». Это было время, когда вся Япония превратилась в мешанину дерущихся феодальных домов.

Чем дальше, тем больше старые форматы битв немногочисленных конных дружин потомственных самураев сменялись массовыми полевыми сражениями с толпами простой пехоты. Как в Европе. Иначе самураи слишком быстро кончались.

Массовые сражения, массовые потери. Всем нужны воины, а плох тот босоногий асигару(лёгкая пехота в средневековой Японии. — Прим.ред.), который не мечтает стать даймё. Самурайский титул стали раздавать направо и налево. Лишь бы воевали лихо и смело.

Объединивший Японию Хидэёси и сёгун Токугава снова закрутили гайки и запретилипроизводство» новых самураев. По некоторым версиям, даже экспедицию в Корею Хидэёси организовал не столько ради завоевания Китая, сколько чтобы излишки самураев там попросту перебить. Но даже после поражения экспедиции и резни в последних феодальных войнах при Токугаве число самураев оставалось ужасающим. Напоминая шляхту Речи Посполитой, испанских идальго или грузинских князей. Немало самураев, подобно мелкой шляхте, сами пахали землю, чтобы попросту не умереть от голода.

От нищеты и бессмысленности существования огромного воинского сословия в прочно замирённой стране множество самураев так или иначе стали ронинами, понемногу влившись в число купцов, ремесленников, крестьян и бандитов. Вместе с ними самурайские ценности отчасти передались и всем прочим социальным слоям.

Кодекс Бусидо: краткие положения

Кодекс поведения самурая сформировался из многочисленных законов и правил, которые были собраны в единый источник приблизительно в тринадцатом веке. В этот период самураи только начали формироваться как отдельное сословие японского общества. К шестнадцатому веку бусидо окончательно оформился и стал представлять собой настоящую философию самураев.

Кодекс воина охватывал практически все сферы жизни, на каждую было свое особенное правило поведения. К примеру, согласно данной философии, самурай — это тот, кто точно знает, как нужно жить и умереть. Он готов смело идти в одиночку на сотню врагов, зная, что впереди его ожидает смерть. О таких храбрецах слагали легенды, их родственники гордились ими и ставили в доме портреты самураев, погибших в бою.

Кодекс чести самурая предписывал ему постоянно совершенствоваться и тренировать не только тело и ум, но и дух. Только сильный духом мог быть воином, достойным боя. В случае приказа господина самурай должен был совершить харакири и умереть с улыбкой и благодарностью на устах.

В Японии до сих пор успешно пользуются историей о самураях, туристической отрасли страны она приносит баснословные деньги. Ведь все, что связано с этим периодом в истории страны, европейцы романтизировали. Сейчас уже трудно отыскать крупицы правды среди многочисленных легенд, но с одним довольно сложно поспорить: самурай — это такой же яркий символ современной Японии, как кимоно или суши. Именно через эту призму европейцы воспринимают историю Страны восходящего солнца.

Самурай: определение слова

В понимании европейцев любой японский воин, принимающий участие в сражении, является самураем. На самом деле данное утверждение является в корне неверным. Самурай — это особый класс феодалов, получивших специальное образование, прошедших ритуал посвящения и имеющих отличительный знак — японский меч. Целью жизни такого воина являлось служение своему господину. Ему он должен быть предан всем своим существом и беспрекословно исполнять любые приказы.

Эта цель прослеживается в самом определении «самурай». Значение слова в переводе с японского языка звучит как глагол «служить». Поэтому не удивительно, что жизнь самурая тесно связана с жизнью своего господина — дайме. Многие европейцы считают, что самурай — это служилый человек, которого можно называть японским словом «буси». Но это тоже ошибочное мнение, не стоит путать эти два слова.

Самурай значение имеет более широкое и всеобъемлющее, он в военное время представлял собой лучшую защиту для господина, а в мирное время являлся обыкновенным слугой. Буси же относятся к классу простых воинов, которых можно было нанимать на некоторое время. Оплата услуг производилась деньгами, но чаще всего феодалы оплачивали услуги воинов рисом.

Внешний вид, оружие и доспехи самурая

Как выглядели средневековые самураи, достоверно известно из множества источников. На протяжении многих столетий их внешний вид почти не менялся. Чаще всего самураи ходили в широких шароварах, напоминающих по крою юбку, с пучком волос на голове, называемым мотодори. Для данной причёски лоб брился наголо, а оставшиеся волосы заплетали в узел и закрепляли на макушке.

На этом фото хорошо видны традиционные причёски самураев

Что касается оружия, то на протяжении долгой истории самураи пользовались разными его видами. Первоначально основным оружием был тонкий короткий меч, называющийся тёкуто. Потом самураи перешли на изогнутые мечи, которые в итоге трансформировались в известные сегодня во всём мире катаны. В кодексе «Бусидо» было сказано, что душа самурая заключена в его катане. И не удивительно, что этот меч считался важнейшим атрибутом воина. Как правило, катаны использовались в паре с дайсё, короткой копией основного меча (дайсё, кстати, имели право носить только самураи — то есть это был элемент статуса).

Помимо мечей, использовались самураями и луки, поскольку с развитием военного дела личная храбрость, умение сражаться с врагом в ближнем бою, стали значить гораздо меньше. А когда в XVI веке появился порох, луки уступили место огнестрельному оружию и пушкам. Например, популярны в эпоху Эдо были кремниевые ружья, называемые танэгасима.

Самурай с ружьём

На поле боя самураи облачались в специальные доспехи — в броню. Эта броня была роскошно украшена, выглядела несколько нелепо, но при этом каждая её часть имела свою конкретную функцию. Доспехи была одновременно прочными и гибкими, что позволяло их владельцу свободно двигаться на поле боя. Броня изготавливалась из металлических пластин, связанных между собой кожаными и шёлковыми шнурками. Руки были защищены наплечными щитами прямоугольной формы и бронированными рукавами. Иногда на правую руку такой рукав не надевали, чтобы сражаться было легче.

Неотъемлемым элементом брони был шлем Кабуто. Его чашевидная часть была сделана из металлических пластин, соединённых заклёпками. Интересной особенностью этого шлема является наличие подшлемника (точь-в-точь как у Дарта Вейдера из «Звёздных войн»). Он защищал шею владельца от возможных ударов мечей и стрел. Вместе со шлемами самураи порой надевали и мрачные маски Менгу — для устрашения противника.

Самурай в доспехах

В целом это боевое облачение было очень эффективным, и армия Соединённых Штатов, как говорят специалисты, создавала первые бронежилеты как раз на основе средневековых японских доспехов.

Женщины-самураи: миф или реальность?

В исторических источниках и японской литературе Средних веков о женщинах-воинах практически ничего не упоминается, но они довольно часто становились самураями. На этот счет в кодексе чести не было абсолютно никаких ограничений.

Девочек также брали на воспитание из семьи в восемь лет и проводили обряд инициации в шестнадцать. В качестве оружия женщина-самурай получала от учителя короткий кинжал либо длинное и острое копье. В бою оно было способно с легкостью разрезать вражескую броню. О популярности воинского дела среди женщин говорят исследования японских ученых. Они сделали тест ДНК у найденных на раскопках останков тел самураев, погибших в боях, к их удивлению, 30 % воинов оказались женщинами.

Закат сословия самураев

Начало распада сословия самураев связано с тем, что даймё перестали нуждаться в больших личных отрядах воинов, как это было в период феодальной раздробленности. В результате многие самураи остались не у дел, превратились в ронинов (самураев без господина) или ниндзя — тайных убийц-наёмников.

Иногда самураи превращались в ниндзя

А к середине восемнадцатого века процесс угасания самурайского сословия самураев стал идти ещё быстрее. Развитие мануфактур и усиление позиций буржуазии привели к постепенному вырождению (прежде всего экономическому) самурайства. Всё больше и больше самураев попадало в долги к ростовщикам. Многие из воинов сменили квалификацию и превратились в обыкновенных торговцев и земледельцев. Кроме того, самураи становились участниками и организаторами разнообразных школ воинских искусств, чайной церемонии, гравюры, философии дзэн, изящной словесности — так выражалась обострённая тяга этих людей к традиционной японской культуре.

После буржуазной революции Мэйдзи 1867–1868 годов самураев, как и другие феодальные сословия, официально упразднили, однако ещё какое-то время они сохраняли своё привилегированное положение.

Фото самураев эпохи Мэйдзи

Те самураи, которые ещё при Токугава фактически владели землёй, после аграрных реформ 1872–1873 гг., юридическим закрепили свои права на неё. Кроме того, бывшими самураями пополнялись ряды чиновников, офицеров армии и флота и т. д.

А в 1876 году в Японии вышел знаменитый «Указ о запрете мечей». В нём прямо запрещалось ношение традиционного холодного оружия, и это в конечном счёте «добило» самураев. Со временем они стали просто частью истории, а их традиции — элементом неповторимого японского колорита.

Документальный фильм «Времена и воины. Самураи».

Долой сёгунодержавие!

Один из исторических анекдотов рассказывает следующее.

Однажды Рёма встретил на улице Киото некоего приятеля, похваставшегося ему новым мечом. Сакамото усмехнулся: — Твой меч слишком длинный, такие уже не носят — они неудобны в боях в городе и зданиях. Вот, смотри, какой длины должна быть современная катана.

Приятель купил меч по образцу клинка Сакамото и через год снова встретил Рёму. Сакамото снова усмехнулся: — Мечи — это прошлый век. Современное оружие — это револьвер! — после чего досталсмит-вессон» и выстрелил в воздух.

Приятель достал револьвер и снова через год похвастался им Сакамото. Но тот опять усмехнулся. — Война железяками — это прошлый век. Вот настоящее оружие! — и достал книгу по международному праву. Приятель так впечатлился, что стал юристом, и даже неплохим.

Короткий меч-вакидзаси Сакамото Рёмы(фото: Источник)

А сам Сакамото думал-думал и составилВосемь пунктов» — меморандум о преобразовании политической системы Японии по современному образцу, но с сохранением ряда традиционных институтов. Пункты были настолько актуальны и внятны и учитывали все интересы, что позволили убедить последнего сёгуна отказаться от политической власти и вернуть её императору.

Так и свершилась реставрация Мэйдзи, открывшая новую эпоху в японской истории.

Оружие самурая

Оружие самурая

Являясь воинами, самураи в совершенстве владели многими видами оружия. Самым древним мечoм, которое они носили, был меч тёкуто. Так назывались все мечи древнего типа, появившиеся в Японии в II-IV веках нашей эры. Они были прямые и имели одностороннюю заточку.

Оружие продолжало совершенствоваться. В дальнейшем мечи стали более изогнутыми и со временем превратились в легендарный японский меч, известный нам под названием катана — изогнутый японский двуручный меч с односторонним клинком и длиной лезвия более 60 сантиметров. Без сомнений, японский меч катана является символом самурая, ведь, как гласит кодекс самурая, душа воина живет в его мече. Вместе с катаной самураи носили меч меньшего размера — сёто, длиной 33-66 сантиметров. Сёто имели право носить только самураи. Вместе большой и малый мечи назывались дайсё, что буквально переводится «большой-малый».

В арсенале самурая был также длинный лук — юми, длиной более двух метров. Делается лук из слоеного бамбука, дерева, также в работе используется кожа,; этот способ изготовления не менялся веками. Практика в стрельбе из лука у самураев доходила практически до фанатизма. Также в бою японские воины использовали копье — яри, японское древковое оружие, имеющее множество модификаций. Но копье для самурая являлось, по большей части, символом личной храбрости.

Группа самураев, 1900 г.

Смотреть все фото в галерее

Слово «буси» означает «человек оружия». Другой документ периода Хэйан, перечисляющий различные профессии, упоминает буси наряду с другими специалистами, такими как литераторы, врачи, певцы, танцоры и другие. Как показали многочисленные исследования, самураи не были ни землевладельцами, ни вооруженными фермерами; с самого начала они были профессиональными воинами. Они были хорошо оплачиваемыми слугами даймё (крупных землевладельцев-феодалов). У самураев был высокий престиж и особые привилегии, такие как ношение двух мечей.

Воины-самураи жили согласно бусидо, кодексу поведения, который охватывал практически все сферы жизни. Бусидо требовал от самурая абсолютной верности и повиновения своему господину. Он должен с радостью встретить опасность, даже смерть, при исполнении своих обязанностей. «Хагакурэ», собрание сочинений восемнадцатого века о бусидо, провозглашает: «Путь самурая — это смерть… Когда самурай постоянно готовится к смерти, он… может безошибочно посвятить свою жизнь служению своему господину». Самурай, который подвел своего господина, навлекал на себя бесчестье хуже смерти. Был только один способ стереть позор. Самурай должен был совершать ритуальное самоубийство — сэппуку, иногда называемое харакири, или «сидение на животе». Он разрезал себе живот и освобождал свой дух коротким мечом.

История самурайства

Первые самураи появились в Японии в начале 12 столетия. В тот период государством правил отважный сегун Минамото. Это были достаточно мирные времена, поэтому численность самураев была сравнительно небольшой. Воины принимали активное участие в мирной жизни – выращивали рис, воспитывали детей, обучали боевым искусствам.

В период правления великого японского клана сегунов Токугава, число самураев увеличилось почти втрое. Они, верно, служили своему сегуну, владели немалыми земельными участками. При Токугаве, эти воины считались самыми зажиточными людьми.

Во времена Токугавы бил издан большой свод самурайских законов. Главным из них считался закон «Бусидо». В нем говорилось о том, что воин должен безоговорочно подчиняться своему господину и смело глядеть смерти в лицо. Кроме того, самурай наделялся правом безнаказанно убивать обычного крестьянина, который непозволительно грубо относился к воинам. В мирные времена самураи, верно, служили своему сегуну, а иногда принимали участие в подавлении крестьянских мятежей.

Были и такие самураи, которые со временем перешли в класс ронинов. Ронины – это бывшие воины, которые избавились от вассальной зависимости. Такие самураи жили как обычные люди: вели торговую, ремесленную и земледельческую деятельность.

Многие самураи становились синоби. Синоби – это убийцы по найму, своего рода ниндзя.

В середине 18 столетия, начался распад самурайского сословия. В этот период стала активно прогрессировать японская буржуазия. Процветала торговля, ремесло и мануфактура. Многие самураи были вынуждены брать в долг у ростовщиков. Положение самураев становилось невыносимым. Их роль для страны стала непонятной даже им самим. Некоторые старались приспособиться к мирной жизни, многие ударились в религию. Другие превратились в торговцев, ремесленников и земледельцев. А самураев — бунтовщиков, просто убивали, окончательно подрывая их волю и дух.

Политический алкосоюз

Для модернизации страны нужно было свергнуть сёгунат. А чтобы свергнуть сёгунат, надо объединить его самых сильных врагов. Особенно провинции Сацума и Тёсю. Беда в том, что Сацума стояла на позициях модернизации, а Тёсю были ревнителями традиций. Сакамото взялся за почти невыполнимую задачу заключения союза.

Переговоры шли долго, непросто и в совершенно замечательной манере.

Зато в итоге похмельные самураи обеих провинций, спаянные общими попойками и бесчинствами, заключили-таки невозможный, но нужный союз.

Алкоугар Сакамото и компании заодно ввёл в заблуждение сторонников сёгуната:ну не могут же эти хулиганы заниматься чем-то серьёзным».

Самураи Сацума

Информация о заключении альянса ушла в Эдо уже после того, как всё было решено. Но Сакамото решили-таки убить или схватить, как получится.

Женщины-самураи

Женщины-самураи

Когда мы произносим слово «самурай», сразу приходит образ мужчины, вместе с тем в древних японских хрониках есть множество упоминаний о женщинах-самураях, которые именовались онна-бугэйся. В кровопролитных сражениях женщины и девушки-самураи принимали участие наравне с представителями сильного пола. Нагината (длинный меч самурая) — оружие, которое они чаще всего использовали. Древнее японское холодное оружие с длинной рукоятью (примерно около 2 метров) имело изогнутое лезвие односторонней заточки (длиной около 30 сантиметров), практически аналог холодного оружия ближнего боя — глефы.

В исторических хрониках о женщинах-самураях упоминаний практически нет, из-за этого историки предполагали, что их было крайне мало, но новейшие исследования исторических хроник показали, что онна-бугэйся вносили свой вклад в сражениях гораздо чаще, нежели принято считать. В 1580 году произошла битва в местечке Сенбон Матсубару. По результатам раскопок из обнаруженных на месте сражения 105 тел, по результатам проведенного анализа ДНК 35 принадлежат женскому полу. Раскопки в других местах древних сражений дали результаты приблизительно такие же.

«В истории сказано, что лишь в пламени старое уйдёт»

Многие главы влиятельных кланов поддержали императора, посчитав это своим традиционным долгом. Одним из таких был Сайго Такамори. Он сыграл большую роль в Реставрации Мэйдзи и поддерживал модернизацию армии, но надеялся, что в провинциях самураи сохранят своё влияние. Этого не произошло. И Сайго оставил пост военного советника и вернулся в родную провинцию Сацума(ныне Кагосима) на южном острове Кюсю.

Он выступал против новой структуры японского общества, но ничего не имел против императора и его власти. Напротив, он поддерживал дух самурайского бусидо в своих школах и додзё. Отметим, что, вопреки распространённому заблуждению, самураи не чурались новых технологий. Клан Сацума, скажем, был знаменит своей артиллерийской школой.

Вскоре выяснилось, что верные Сайго императорские чиновники неофициально снабжали его школы оружием и боеприпасами, что вызвало беспокойство при дворе. Началось расследование, по итогам которого Сайго публично обвинили в подготовке мятежа. Это стало оскорблением для учеников Сайго, и некоторые из них ответили нападениями на представителей власти. К 1877 году это переросло в открытую войну между самураями Сацумы и правительственными войсками.

Сайго собрал верных ему учеников и воинов и повёл их навстречу императорской армии, покинув Кагосиму в начале февраля.

Но он совершил стратегическую ошибку, из-за которой восстание оказалось изначально обречено — хотел занять замок Кумамото, один из сильнейших в Японии, находящийся к северу от владений Сайго. Он думал, что замок сдастся без боя, но гарнизон остался верен императору.

Самурайские мечи ковали из тысяч слоёв стали


Фото: Wolcott, Katherine / The University of Vermont / Wikimedia Commons Многие считают, что настоящие катаны куются мастером‑оружейником в течение нескольких лет. За это время кузнец множество раз складывает стальную заготовку, сообщая мечу невероятную прочность и остроту.

Это, конечно же, заблуждение. Заготовки из тамахаганэ, японской стали, называемой также «алмазной», и правда изготавливаются путём многократного сложения и последующего расплющивания металла.

Но слоистую сталь, которую записывают в преимущества катаны, японцы делали не из‑за её уникальных свойств, а потому что у них не было более эффективного способа очистить Science of Tatara and Japanese Sword, Japanse Swordmaking Process железистый песок от примесей и лучше распределить Study of Microstructures on Cross Section of JAPANESE SWORD в металле углерод. Такой метод обработки железа — не великая тайна японских мастеров, а вполне обыденная техника, которой пользовались по всему миру.

Тысячи раз сталь не складывали. Сгибать заготовку больше 20 раз — бессмысленно терять время, поскольку это приводит Japanse Swordmaking Process к чрезмерной диффузии углерода в материале. Процесс сгибания стали, называемый сита‑китаэ, повторяли всего 8–16 раз.

И катаны не ковали годами. В среднем на один меч уходило How long does it take to forge a katana?, WHY DID IT TAKE BLADESMITHS SO LONG TO MAKE A KATANA? от трёх недель до нескольких месяцев.

Самураи, марширен!

Поселение в Калифорнии

Братья Генрих и Эдвард Шнелль продавали японским даймё, участвовавшим в войне Босин, самое современное оружие вплоть до пушек Гатлинга. Также они помогали японцам тренировать войска по передовому прусскому образцу. За это Генрих Шнелль получил от даймё дома Айдзу самурайское достоинство, катану, поместье и даже японскую жену. А также прекрасное имя Хирамацу Бухэй — хотя о его отношении к спиртному, в отличие от бравого голландца, доподлинно ничего не известно. После разгрома сёгуната, на стороне которого выступал дом Айдзу, Генрих Шнелль с женой и две дюжины самураев основали поселение в Калифорнии — а спустя два года загадочным образом исчезли.

Как мы видим, за долгие века лишь пятеро иноземцев стали членами самурайского сословия, включая эпоху феодальных войн Сэнгоку, когда самураев штамповали из талантливых простолюдинов всего лишь за отличие в бою. Причём четверо получили такое признание, потому что были незаменимыми военными специалистами, и только Ясукэ — за выдающуюся силу и доблесть, и то при любившем чудить Нобунаге. В остальном в самураи гайдзинам дорога была заказана. Впрочем, гайдзины особо никогда и не рвались.

Самураи в эпоху сёгуната Минамото и в эпоху Эдо

Окончательное формирование самураев как особого привелегированного сословия произошло, по мнению большинства исследователей, в период правления в Стране Восходящего Солнца дома Минамото (это период от 1192 до 1333 года). Воцарению Минамото предшествовала гражданская война между феодальными кланами. Сам ход этой войны создал предпосылки для появления сёгуната — формы правления с сёгуном (то есть военачальником) во главе.

После того, как над кланом Тайра была одержана победа, Минамото но Ёритомо вынудил императора дать ему титул сёгуна (таким образом он стал первым сёгуном), а небольшое поселение рыбаков Камакура он сделал собственной резиденцией. Теперь сёгун был самым могущественным лицом в стране: самураем самого высшего ранга и главным министром одновременно. Конечно, официальная власть в японском государстве принадлежала императору, у двора тоже оставалось некоторое влияние. Но положение двора и императора всё равно нельзя было назвать главенствующим — к примеру, император постоянно вынужден был следовать указаниям сёгуна, в противном случае его заставили бы отречься от престола.

Ёритомо учредил новый орган управления Японией, названный «полевой ставкой». Как и сам сёгун, почти все его министры были самураями. В результате принципы самурайского сословия распространились во все сферы японского общества.

Миномото но Ёримото — первый сёгун и самый высокопоставленный самурай конца XII века

Считается, что «золотым веком» самурайства был период от первого сёгуна до гражданской войны Онин (1467–1477 гг.). С одной стороны, это был достаточно мирный период, с другой — количество самураев было сравнительно небольшим, что позволяло им иметь хороший достаток.

Потом в истории Японии настал период множества междоусобных войн, в которых самураи принимали активное участие.

Масштабные сражения самураев в эпоху междоусобиц были частым явлением

В середине XVI века было ощущение, что империя, сотрясаемая конфликтами, навсегда распадётся на отдельные части, но даймё (князь) с острова Хонсю Ода Нобунага сумел запустить процесс объединения государства. Этот процесс был долгим, и только в 1598 году установилось истинное единовластие. Правителем Японии стал Токугава Иэясу. Он избрал своей резиденцией город Эдо (нынешний Токио) и стал основателем сёгуната Токугава, который правил более 250 лет (эту эпоху называют ещё эпохой Эдо).

С приходом к власти дома Токугава сословие самураев значительно увеличилось — чуть ли не каждый пятый японец стал самураем. Так как внутренние феодальные войны ушли в прошлое, военные отряды самураев в это время использовались, главным образом, для того, чтобы подавлять крестьянские восстания.

Иэясу Токугава — основатель сёгуната Токугава

Самыми высокопоставленными и важными самураями были так называемые хатамото — непосредственные вассалы сёгуна. Однако основная масса самураев выполняли обязанности вассалов даймё, и чаще всего они не имели земли, а получали от своего господина некое жалование. При этом у них были достаточно большие привилегии. К примеру, законодательство Токугава разрешало самураю без каких-либо последствий убивать на месте «простолюдина», который неприличным образом ведёт себя.

Существует заблуждение, что все самураи были достаточно обеспеченными людьми. Но это не так. Уже при сёгунате Токугава встречались бедные самураи, которые жили ненамного лучше обычных крестьян. И чтобы прокормить свою семью, некоторым из них всё же приходилось возделывать землю.

Самурай XVII века: статуэтка

Скрытый клинок (2004)

Современным фильмам про самураев удается точно воссоздать атмосферу давно ушедшей эпохи. Мунэдзо Катагири исправно служит клану, хотя мастерство владения мечом постепенно вытесняет технический прогресс. В городок все чаще наведываются важные люди в аккуратных костюмах, а огнестрельное оружие приходит на смену классическим боевым искусствам. Сословие мастеров меча обречено на вымирание, но кодекс чести по-прежнему остается в приоритете.

Оригинальное названиеKakushi ken oni no tsumeЖанрБоевик, драма, мелодрама, историяАктерыМасатоси Нагасэ, Такако Мацу, Хидэтака Ёсиока…СтранаЯпонияРейтингКинопоиск – 7.7, IMDb – 7.7Возрастные ограничения16+

Правила самурая

16. Уважайте Богов, но не полагайтесь исключительно на их помощь

На Бога нужно смотреть, но он не может руководить каждым вашим действием. Он должен быть вашим наставником, но, в конечном итоге, человек сам должен проложить свой путь.

17. Не бойтесь умирать

Страх смерти мешает вам жить полной жизнью. Проживайте каждый день по-своему и не бойтесь последствий любого действия.

18. Не используйте оружие без необходимости

Несмотря на мастерское владение мечом, самурай считал, что оружие нужно использовать в редких случаях, и только если это действительно необходимо. Он говорил о том, что человек может себя защищать, но нападение без всякой причины является грехом.

19. Не имейте желания владеть чем-то даже в старости

Многие люди откладывают деньги на старость, чтобы иметь возможность жить безбедно. Однако самурай утверждает, что нам не нужны вещи, чтобы жить счастливо. Он говорил о том, что мы должны жить моментом и не стремиться к счастью в форме владений или материальных вещей.

20. Всегда защищайте вашу честь

Мусаси говорил о том, что единственный способ оставаться собой заключается в том, чтобы следовать своим убеждениям и прожить жизнь с честью.

Миямото Мусаси прожил полноценную и удивительную жизнь, и эти правила, возможно, помогут вам обрести счастье. Некоторые из его идей считали сумасшедшими, призрачными и оторванными от реальности. Но, если он достиг счастья, может быть это поможет кому-то еще?

Эпическая битва в отеле Тэрадая

В марте 1866 года отряд из нескольких десятков стражников и сочувствующих с мечами и копьями подкрался к отелю Тэрадая, где Сакамото продолжал пить за заключение союза в компании Рё и одного из соратников, Миёси Синдзо.

Японские боги определённо благоволили замыслам Рёмы: Рё отправилась принять ванну офуро аккурат в ту комнату, через которую собирались пробраться в отель правительственные агенты.

Узрев, как некто пытается проделать в стене дырку с помощью копья, Рё на повышенных тонах высказала наглецам всё, что о них думает, а затем в чём мать родила бросилась наверх — предупредить Рёму о появлении некоторой проблемы.

Дальнейшее напоминает сцены изУбить Билла». Двое героев яростно отбивались от целой оравы врагов, положив многих пулями из револьвера и клинками, а попутно по привычке разгромив пол-отеля. Но силы были неравны. К тому же Сакамото неудачно заблокировал удар катаны опустевшим револьвером и потерял палец. Миёси рвался продолжить бой, но Рёма сказал, что ранен и лучше свалить через чёрный ход.

Отель Тэрадая

В итоге наши герои короткими перебежками по чужим дворам под лай собак сумели добраться до резиденции клана Сацума — откуда их вместе с отважной девушкой эвакуировали под охраной полутора сотен самураев. Сакамото отправился отдыхать и залечивать раны на горячие источники Сацумы в компании с Рё, на которой немедленно женился

Ну, а семейство Тэрадая до сих пор держит всё тот же отель и гордо показывает толпам туристов отметины от пуль и клинков на старинных деревянных балках

Сакамото отправился отдыхать и залечивать раны на горячие источники Сацумы в компании с Рё, на которой немедленно женился. Ну, а семейство Тэрадая до сих пор держит всё тот же отель и гордо показывает толпам туристов отметины от пуль и клинков на старинных деревянных балках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector